Православие в сирии

СИРИ́ЙСКИЕ ЦЕ́РКВИ, ус­лов­ное об­щее на­име­но­ва­ние древ­них хри­сти­ан­ских церк­вей, ис­то­рич. ро­ди­ной ко­то­рых яв­ля­ет­ся си­ро-ме­со­по­там­ский ре­ги­он, ис­поль­зую­щих или ра­нее ис­поль­зо­вав­ших в бо­го­слу­же­нии си­рий­ский язык. Ны­не пред­ста­ви­те­ли этих об­щин про­жи­ва­ют гл. обр. на тер­ри­то­рии Си­рии, Ли­ва­на, Ира­ка, Тур­ции, Ин­дии и име­ют круп­ные ди­ас­по­ры во всём ми­ре; по эт­нич. про­ис­хо­ж­де­нию пре­им. ас­си­рий­цы, ара­бы и ма­лая­ли. На­ча­ло хри­сти­ан­ст­ва в Си­рии и Ме­со­по­та­мии свя­зы­ва­ет­ся с про­по­ве­дью апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла, Фо­мы, Ад­дая и Ма­ри(я). Центр хри­сти­ан­ской об­щи­ны это­го ре­гио­на пер­во­на­чаль­но на­хо­дил­ся в Ан­ти­охии – к этой ка­фед­ре воз­во­дят своё ос­но­ва­ние Ан­ти­охий­ская пра­во­слав­ная цер­ковь и Сир. яко­вит­ская цер­ковь. Об­щи­на сир. хри­сти­ан, про­жи­вав­ших на тер­ри­то­рии са­са­нид­ско­го Ира­на с цен­тром в Се­лев­кии-Кте­си­фо­не, в нач. 5 в. поль­зо­ва­лась ка­но­нич. са­мо­стоя­тель­но­стью по от­но­ше­нию к Ви­зант. церк­ви, а по­сле не­при­ятия ре­ше­ний III Все­лен­ско­го со­бо­ра (431) её обо­соб­ле­ние за­кре­пи­лось на дог­ма­тич. уров­не; ны­не она из­вест­на как Ас­си­рий­ская цер­ковь Вос­то­ка. В кон. 7 – нач. 8 вв. отд. пат­ри­ар­хат с цен­тром в Ан­ти­охии ос­но­ва­ли ма­ро­ни­ты (впо­след­ст­вии пе­ре­се­ли­лись в Ли­ван, с 12 в. Ма­ро­нит­ская ка­то­лич. цер­ковь в унии с Рим. пре­сто­лом).

Статьи — ПАЛОМНИЧЕСТВО

Сирия занимает особое место среди арабских государств. Её по праву можно назвать колыбелью христианства. На её территории разворачивалась библейская история. Здесь находится пещера, где, по преданию, родился Авраам, а на горе Касьюн, вблизи Дамаска, Каин убил своего брата Авеля. В Сирии находятся важнейшие христианские святыни мира. На одной из улиц Дамаска жил апостол Павел, где и был исцелен от слепоты св. Ананием. Здесь в результате проповеди святых апостолов Павла и Варнавы образовалась одна из первых крупных церковных общин, члены которой впервые стали называться «христианами». Главная христианская церковь Сирии – Антиохийская – древнейшая из пяти главных центров православного мира. Сирия — родина выдающихся христианских подвижников и мыслителей. Среди них Ефрем Сирин, Исаак Сирин (VII век), Иоанн Дамаскин и преподобный Симеон Столпник. В сирийской земле проповедовал Иоанн Златоуст, родившийся неподалеку. Творения этих преподобных отцов внесли большой вклад в формирование христианской аскетической письменности. Особое место в христианской истории Сирии того периода занимает святитель Иоанн Златоуст, который именно у себя на родине в Антиохии и в сирийской пустыне написал свои лучшие и основные богословские произведения. Сирия, вместе с Израилем, Ливаном и Иорданией, является для всех христиан мира «Святой Землей».

Гора Касьюн, где Каин убил Авеля

История Сирии

Сирия — страна с многотысячелетней историей и уникальной культурой. История сирийской цивилизации восходит, как минимум, к 4-му тысячелетию до н.э. На территории страны располагались древнейшие мировые цивилизации: Аккадское государство (XXIIIв. до н.э.), Ассирия (VIII в. до н.э. — VII в. до н.э.), Хеттское царство (ок. 1800 — ок. 1180 до н.э.), Вавилония (605—539 до н.э.), Персидская империя (539-333 до н.э.), империя Александра Македонского (333-301 до н.э.), а после её распада — государство Селевкидов (301-64 до н.э.). Во II в. до н.э. на территории Сирии возникли небольшие государства (иудейское государство Маккавеев, и др.). Эту землю по очереди занимали Великая Армения (84—55 до н.э.), Римская империя (64 до н.э.-395 н.э.), Византия (395-637), Арабский халифат (661-1031), крестоносцы (в XIIв. на сирийской территории были созданы четыре государства крестоносцев: Антиохийское княжество, графство Триполи, Иерусалимское королевство и Эдесское графство), монголы (XIIIв), Османская империя (1517-1919). В 1920 году страна стала французской колонией.

Современное сирийское государство появилось после Первой мировой войны, когда Османская империя распалась, а многие её территории были оккупированы Францией и Великобританией. Т.н. Великая Сирия была разделена на 4 государства: Сирию, Ливан, Палестину и Трансиорданию. В апреле 1946 года Сирия обрела независимость от Франции и стала президентской республикой.

Религия

Население Сирии составляет 20 миллионов человек. Примерно 86% населения Сирии – мусульмане, 10% – христиане, однако эти данные не совсем верны, потому что в них не учитывается число беженцев, а также число почти не скрывающихся криптохристиан. Вероятнее всего, христиане сейчас составляют примерно 15% населения страны, а это почти 3 миллиона человек, из них половина — православные (Антиохийская Церковь, Армянская Апостольская Церковь, Греко-Православная Церковь), другие — католики и протестанты.

Жители Запада зачастую уверены, что все арабы — мусульмане и что мусульмане в свою очередь представляют собой вполне однородную группу. На самом деле из сирийских мусульман 82% – сунниты (это, так называемые, традиционные мусульмане, самое крупное течение в исламе, около 90% всех исповедующих ислам; так, большинство российских мусульман — сунниты), остальные – шииты (вторая по величине ветвь ислама, которая делится на умеренных и крайних; шииты составляют около 10% от общей численности всех мусульман). 10% сирийских мусульман являются алавитами, членами секты, которая только номинально считается мусульманской и корни которой в действительности уходят в христианство и гностику — они даже отмечают Рождество. В Сирии их также называют нусайритами — «маленькими христианами». Сейчас в Сирии также проживают несколько сотен тысяч друзов (3%), чьи религиозные взгляды еще сильнее отличаются от верований ортодоксальных суннитов.

Разумные сунниты и христиане говорят, что делить им нечего, наоборот, есть много общих духовных ценностей: вера в Творца, в загробную жизнь, ответственность перед Богом за свои дела и т. д. Как христиане, так и мусульмане Сирии ощущают себя единым народом, а сирийское правительство и президент одинаково хорошо относятся к представителям обеих религий и поэтому пользуются полной поддержкой православной и других христианских общин.

Русская Православная Церковь и Антиохийский Патриархат общаются веками. Устав, церковный канон, монашеское облачение пришли в Россию из Сирии. Первым митрополитом Киевской Руси был Михаил Сирин (араб сирийского происхождения), который, помимо духовного пастырства, осуществлял при дворе обязанности министра иностранных дел. В православной традиции он почитается как святитель Михаил или Михаил Грек, поскольку прибыл из Византии. Главным стимулом к сотрудничеству всегда были паломничества на Святую Землю, маршруты которых пролегали через Сирию.

Святыни Сирии

Будучи одним из древнейших государств мира, Сирия стала колыбелью многих цивилизаций и культур. Сегодня на территории Сирии сохранились и процветают многие древнейшие монастыри и памятники культуры. Здесь можно найти римские укрепления, византийские храмы и старейшие арабские мечети, воздвигнутые на древних храмах (например, минарет Исы (Иисуса) на древнем храме Юпитера).

Дамаск

Дамаск — столица и второй по величине (после Алеппо) город в Сирии. Дамаск — один из старейших городов мира — по оценке археологов ему от 5000 до 10000 лет (древнее его, пожалуй, всего один город – палестинский Иерихон). Кроме того, Дамаск является крупным культурным и религиозным центром Леванта (общее название стран восточной части Средиземного моря (Сирия, Ливан, Израиль, Иордания, Палестина, Египет, Турция и др.)). Первые христиане появились в Дамаске уже в I веке нашей эры после визита апостола Павла.

Дамаск неоднократно упоминается в Священном Писании. В конце XI в. до н.э. Дамаск был покорён царем Израильско-Иудейского государства Давидом. Однако уже в 940 году до н.э. город стал столицей Дамасского царства, основанного арамейскими племенами в стране Сури, то есть Сирии. В состав арамейского царства входила Палестина (4 Цар. 8. 7-15). После 732 года до н.э. город последовательно входил в состав Ассирии, Ново-Вавилонского царства, Персии. В 333 году до н.э. Дамаск был захвачен армией Александра Македонского, а в 66 году — римскими войсками, в результате чего он вошёл в состав провинции Сирия.

Дамаск связан с евангельской историей, именно здесь произошло чудесное обращение Савла, будущего апостола Павла, к Христу Спасителю. (Деян. 9, 2-22). Согласно Деяниям, по дороге в Дамаск шел ученый фарисей Савл, рьяный гонитель первых христиан. Иерусалимский синедрион дал Савлу поручение расправиться с христианской общиной, обосновавшейся в Дамаске. В местечке Каукаб, в 24 километрах от нынешней сирийской столицы, фарисей услышал голос: «Савл! Савл! Что ты гонишь меня?» Так фарисей Савл превратился в апостола Павла. В 1965 году на месте обращения Савла в Павла была выстроена православная часовня, а в мае 2005 года был открыт храмовый комплекс, названный в честь первоверховного апостола (Патриарший монастырь святого апостола Павла).

Патриарший монастырь святого апостола Павла

На одной из улиц Дамаска жил священномученик Ананий, который крестил и исцелил от слепоты апостола Павла. Это историческое место отмечено древним церковным памятником, сохранившимся до нашего времени, — храмом святого апостола Анании (Iв.), который расположен под землёй, в старой части Дамаска. Христианская община здесь существовала с первых лет проповеди святых апостолов.

Храм Святого Анания в Дамаске

С IV века, в период, когда земли Сирии находились под властью Византийской империи, город стал столицей провинции Финикия Ливанская и являлся важным центром восточного христианства.

В 391 году по приказу римского императора Феодосия I Великого здесь был построен величественный храм во имя святого пророка Иоанна Крестителя, который стал кафедральным для местных епископов. Считается, что предание о захоронении в храме честной главы святого пророка Иоанна Крестителя появилось в конце VI века. Однако церковная история знает несколько других преданий о святой главе Иоанна Крестителя, которые, впрочем, принципиально не противоречат друг другу.

В 661 году Дамаск стал столицей Арабского халифата при Омейядах. В это время Халифат уже был могущественным государством, простиравшимся от Пиренейского полуострова до Центральной Азии. Дамаск стал культурным и экономическим центром всего арабского мира, уже в VIII веке являясь одним из крупнейших городов мира. На смену греческому государственному языку пришел арабский, хотя в некоторых отдаленных селениях продолжали говорить на арамейском. В 750 году Омейяды были свергнуты династией Аббасидов, после чего столица Халифата переместилась в Багдад.

В 1300 году Дамаск разграбили монголы. Они устроили такую резню, что, по свидетельству арабского историка аль-Макризи, «по улицам рекой текла кровь». В 1400 году Тамерлан разрушил город до основания и вывез все его богатства в Самарканд.

С 1517 года Дамаск на 4 века вошел в состав Османской империи.

Мечеть Омейядов в Дамаске. Здесь находится могила Иоанна Предтечи, одна из главных святынь христианства.

В самом Дамаске есть мечеть Омейядов (VIIIв.)- одна из крупнейших и старейших мечетей в мире. Здесь находится могила Иоанна Предтечи, одна из главных святынь христианства. Голова, возможно, была найдена во время раскопок при строительстве мечети. Святую главу пророка Иоанна Крестителя всегда почитали не только христиане, но и мусульмане. Для последних Иоанн Креститель — один из святых пророков, которого они называют Яхья ибн Закария. Мусульмане верят, что здесь пророк Иса (Иисус Христос) сойдет с небес на землю во время своего второго пришествия. Иса спустится вниз по минарету, который носит название Белого минарета Исы. Войдя в мечеть, Иса воскресит пророка Яхья. Оба пророка потом войдут в Иерусалим, где будут вершить суд над нечестивцами.

Могила пророка Яхьи (Иоанна Крестителя) внутри мечети Омейядов

Место, где сейчас стоит мечеть, в арамейскую эру было занято Храмом Хадада. Позже, в римскую эпоху, на этом месте располагался Храм Юпитера, затем, в византийское время, христианская церковь, в которой хранилась одна из святынь христианства — голова Иоанна Крестителя.

Алеппо

Алеппо — крупнейший город Сирии и один из самых крупных городов Леванта. На протяжении многих веков Алеппо был самым крупным городом в Великой Сирии и третьим по величине в Оттоманской империи, после Константинополя и Каира. Это один из самых древних городов мира (древнее Дамаска), он был заселен в 6 тыс. до н.э.

Древние стены Алеппо

Большинство жителей Алеппо — арабы-мусульмане. Христианское население состоит из армян, греков, маронитов, сирийских католиков; существуют еврейская и американская протестантская общины. Большая община христиан принадлежит Армянской апостольской, Сирийской православной и Греко-православной церквям.

Собор Сорока Мучеников — армянская церковь (XVI век).

Алеппо окружает множество исторических памятников и древнейших останков мёртвых городов. Они представляют собой группу из 700 заброшенных поселений на северо-западе Сирии. Эти города датируются V веком до н. э. и содержат элементы византийской архитектуры.

С Сирией связано имя знаменитого подвижника и аскета IV века Симеона Столпника. Он прославился тем, что, приняв постриг и спасаясь от зависти братии, приковал себя к большому двухметровому камню. Постепенно он стал наращивать высоту камня. Двухметровый камень превратился в 16-метровый столп. Симеон Столпник стал зачинателем столпничества, нового для того времени направления в христианской аскетике. В 476-490 годах на горе, находящейся к западу от Алеппо, был возведен комплекс, центром которого стал столп Симеона.

Монастырь преподобного Симеона Столпника

До наших дней сохранились следы монастыря святого Симеона, разрушенного в X веке мусульманским правителем Алеппо.

Монастырь преподобного Симеона Столпника

Монастырь преподобного Симеона Столпника, самый впечатляющий христианский памятник ранневизантийской архитектуры в Сирии. Основную часть обители составлял огромный храм из четырех базилик, поставленных крестом вокруг колонны, на которой святой праведник провел почти 37 лет своей жизни. Однако ни время, ни люди не пощадили это святое место. Сохранившиеся величественные развалины монастырского комплекса придают особое ощущение месту, где до сих пор находится великая христианская святыня – часть столпа, в форме гигантского яйца – остатки двенадцатиметровой колонны, воздвигнутой самим преподобным Симеоном.

Разрушенный монастырь святого Симеона Столпника

С началом Гражданской войны в Сирии Алеппо стал ареной ожесточённых боёв между повстанцами и боевиками с одной стороны и правительственными войсками — с другой.

Хомс

3,5 тысячи лет назад, в библейские времена, Хомс назывался Кадеш. Этот древний город основан около 2400 года до Р.Х. как крепость на перекрёстке древних торговых путей. Слава о нем гремела на весь Ближний Восток. Еще в эпоху фараонов здесь интенсивно развивалась торговля, процветали ремесла. Город был настоящими воротами из Азии в Европу. Выгодное географическое положение сделало его перевалочной базой знаменитого «шелкового пути». Хомс являлся третьей остановкой на «шёлковом пути» после Дура-Европос и Пальмиры. В римскую и византийскую эпохи город называли Емеса. Здесь проповедовали святые апостолы Пётр и Павел. Христианская община сложилась здесь в середине первого столетия, в апостольский век. В восточном квартале, где до сих пор живет много христиан, в зданиях обнаружены катакомбы. В византийскую эпоху Емеса была столицей провинции Ливанская Финикия, в состав которой входил Дамаск. В тот период здесь построили многочисленные христианские храмы и монастыри.

Христианство в Эмесе было широко распространено в III—VII вв.. В 636 году город захватили арабы-мусульмане, которые переименовали его в Хомс, что означает застенчивость, скромность. В 855 году во время восстания большинство христианских храмов были уничтожены. В 968 года византийский император Никифор II Фока вернул Хомс в состав империи, но не надолго, так как в начале XI века его захватили турки-сельджуки. В начале XII века город захватили крестоносцы, назвав его Шамель («Верблюжий город»). Впоследствии он стал частью графства Триполи. В 1174 году крестоносцев выбили из города войска египетского султана Салах ад-Дина. С тех пор и до 1262 года в Хомсе правили эмиры из династии Айюбидов, которую сменили Бахриты, египетская династия мамлюков. В XIII веке около города мамлюки дважды разбили наголову войско монголов. В начале XV столетия Хомс чудом избежал разрушения от войск великого эмира Тимура Тамерлана, который подарил его одному из своих союзников. Позднее, в 1516 году город вошел в состав Османской империи, где он оставался, за исключением краткого периода египетского контроля в 1830-х годах.

Для христиан всего мира побывать в Хомсе, почти то же, что совершить паломничество в Святую Землю, потому что здесь находится, основанный в 59 году по Р.Х., храм в честь Пояса Пресвятой Богородицы (Умм Зунар).

Храм Пояса Пресвятой Богородицы (г.Хомс, Сирия)

Над входом в храм находится большая икона, изображающая сцену передачи Пресвятой Богородицей своего пояса апостолу Фоме. В одном из приделов храма хранится величайшая христианская святыня – пояс Пресвятой Богородицы. В подсвеченном киоте, обрамленном колоннами, в удивительно красивом серебряном ковчеге в виде цветка на ножке-подставке, в окружении ажурных лепестков под стеклом лежит скрученный колечком тонкий шерстяной поясок – святая реликвия православной Сирии.

Пояс Пресвятой Богородицы в серебряном цветке в церкви Ум аз-Зуннар в Хомсе

В Хомсе также находится христианский храм святого мученика Илиана, из сорока севастийских мучеников, построенный на месте его погребения.

Храм святого мученика Илиана в Хомсе

В 65 км от Хомса находится Замок Крак де Шевалье (Аль-Хосн) — крепость крестоносцев (госпитальеров), один из крупнейших рыцарских замков, дошедших до нашего времени. Замок был внесён в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Крак де Шевалье или Аль-Хосн

Недалеко от крепости Крак де Шевалье, в городке Эль-Хумайра находится древний православный монастырь святого великомученика Георгия Победоносца, который местные жители называют Дэр Мар Журжу или Мар Джорджиус.

Монастырь Святого Георгия (VIв.), Сирия

Обитель была основана в первой половине VI века, в правление византийского императора Юстиниана I Великого. Внутри монастыря с византийских времён прекрасно сохранился подземный храм, в котором находится чтимый образ святого Георгия Победоносца и часть его пояса. Древний храм украшен уникальным резным иконостасом из чёрного дерева, изготовленным в XIII веке.

Маалюля

Маалюля — это единственное место на земном шаре, где до сих пор говорят на арамейском языке – на том самом языке, на котором говорил и проповедовал Иисус Христос.

В Маалюле находится один из древнейших монастырей в мире – женский монастырь святой равноапостольной Феклы Иконийской. Над обителью расположена пещера, в которой жила и погребена была святая Фёкла, ученица апостола Павла. Монастырь святой Феклы – первый женский монастырь в мире.

Монастырь св. Феклы в пос. Маалюля

В 2013 году Маалуля захватывалась боевиками ИГИЛ. Во время захвата в монастыре святой Феклы был устроен погром и захвачены в заложники 13 монахинь и 3 послушницы вместе с игуменьей Пелагией (Сайяф). Монахини пробыли в плену у боевиков около 100 дней и при посредничестве ливанских спецслужб были обменены на родственников боевиков (преимущественно женщин).

В Маалюле также расположен еще один древнейший в мире монастырь, построенный в 313 году — монастырь Святых Сергия и Вакха, римских воинов, принявших мученическую смерть за христианскую веру.

Храм вмч Сергия и Ваква (IVв.)

Седиайя

Сайедная — небольшой город в 27 километрах от Дамаска, является вторым по значимости после Иерусалима центром христианского паломничества. Здесь расположен Сайданайский монастырь. Главной достопримечательностью Сайданайского монастыря является чудотворная Сайданайская икона Божией Матери, почитаемая в христианстве за святыню и привлекающая множество паломников.

Сайданайский монастырь

По преданию, византийскому императору Юстиниану I в 546 году тут явилась Дева Мария и дала указание построить на этом месте монастырь. Первой настоятельницей этого монастыря была родная сестра императора Юстиниана I. В монастыре находится древняя икона Божьей Матери, написанная евангелистом Лукой при жизни Богородицы. Бесценный образ много раз пытались похитить. Самая первая игуменья обители повелела не показывать образ никому. С тех пор реликвия хранится в часовне, в серебряном ларце, находящемся в специальной нише за металлической решеткой. Икона почитается как чудотворная, так как излечивает множество болезней, но паломникам увидеть её невозможно — доступ открыт только к ларцу, где она хранится.

Сайданайский монастырь является самым крупным женским монастырём в Сирии. В монастыре проживает около 30 монахинь и послушниц. Действует приют для девочек-сирот и гостиница для паломников. Массовый наплыв богомольцев происходит 8/21 сентября каждого года, в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы.

Неподалеку от Сейднаи есть пещера, где, по местному преданию, святой Илия укрывался от преследований царицы Иезавели.

На вершине самой высокой горы Сайеднаи располагается монастырь Херувимов (2 тыс. метров над уровнем моря) с видом на пригороды Дамаска и ливанские горы.

Монастырь Херувимов на вершине горы Каламон на высоте 2000 м над уровнем моря

В нем находится крупнейший центр православного просвещения, и именно там установлен монумент Иисусу Христу, выполненный в русской иконографической традиции.

Между Саеднаей и монастырем Херувимов расположен католический монастырь Мар Тома (св. Фомы).

Пальмира

Пальми́ра (греч. «город пальм») — один из богатейших городов поздней античности, расположенный в одном из оазисов Сирийской пустыни, между Дамаском и Евфратом, в 240 км к северо-востоку от первого и в 140 км от второго.

Пальмира была основана израильским царём Соломоном.

В настоящее время на месте Пальмиры — развалины величественных сооружений, принадлежащих к числу лучших образцов древнеримской архитектуры и признанных ЮНЕСКО памятником Всемирного наследия. В числе наиболее значимых сооружений храм Бэла (I век), храм Баалшамина (II век), агора (III век), театр с общественным центром и караван-сарай.

Панорамы Пальмиры

С 2012 года, из-за непрекращающихся военных действий на территории Сирии, несколько сотен памятников удалось эвакуировать из Пальмиры, однако не все они транспортабельны.

В мае 2015 г. в результате захвата Пальмиры боевиками ИГИЛ многие памятники, которые не были увезены властями, подверглись разграблению и уничтожению. 27 июня снесена статуя «Лев Аллат», 23 августа стало известно, что взорван храм Баалшамина. Боевики также казнили хранителя Пальмиры, известного сирийского археолога 82-летнего Халеда аль-Асаада. 30 августа 2015 года исламисты произвели взрыв храма Бэла, разрушив его.

Храм Баалшамина, уничтоженный в августе 2015 года боевиками ИГИЛ

***

Сирия — страна многолетнего мирного и плодотворного взаимодействия ислама и христианства. Здесь христиане и мусульмане жили вместе в течение 1400 лет. Это последний очаг веротерпимости на Ближнем Востоке, последнее светское государство на Ближнем Востоке, один из последних форпостов арабского христианства. Большинство сирийских христиан принадлежат арабской культуре.

На протяжении долгого времени Сирия была единственной страной на Ближнем Востоке в мирном состоянии. Большинство христиан Ближнего Востока бежало именно в Сирию, единственную спокойную для проживания страну в этой части мира. Приезжали жить, работать, молиться и учиться. Дамаск – университетский город. Если бы не было Сирии, большинство христиан покинуло бы Ближний Восток. Совсем недавно Сирия приняла около миллиона христиан, которые вынуждены были бежать из Ирака, где их преследовали. Теперь они вновь становятся беженцами – уже из Сирии.

Сегодня Сирия — в мировых сводках новостей. С 2011 года в Сирии идёт гражданская война. Конфликт в Сирии скорее политический, чем религиозный. Но враги Сирии стараются превратить текущую ситуацию в религиозный конфликт.

От того, как будет разыграна «сирийская карта» напрямую зависит будущее геополитики. Если система власти в стране рухнет, первыми жертвами безвластия в Сирии станут христиане. Это станет политической, религиозной и гуманитарной катастрофой. Если президент Сирии Башар Асад под давлением Запада и США уйдет в отставку, это неизбежно приведет к власти исламистский режим, который угрожает повторить армянский геноцид по отношению к христианам и положит конец эпохе терпимости и разнообразия. Уже сегодня в оккупированных оппозицией районах христиане подвергаются преследованиям: оттуда постоянно поступают сообщения об убийствах, изнасилования и грабежах.

Исчезновение христианства в Сирии станет решающим шагом по выполнению давно вынашиваемых планов по дехристианизации всего Ближнего Востока.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

Использованные материалы:

1. Православная энциклопедия ДРЕВО

2. Syrianews. Артур Приймак. Христианство начинается с Сирии

Ссылки по теме:
ИГИЛ (Исламское государство)

Поэтому когда на Руси появилось большое и стабильное государство, сирийские православные христиане стали массово ездить в Москву для сбора подаяний. Одну из таких поездок задокументировал диакон Павел Алеппский, очень трогательно описавший Русское царство времён Алексея Михайловича. Впоследствии, Российская империя стала главным защитником прав христиан на Ближнем Востоке.

Кому-то может показаться, что при Советской власти это направление сотрудничества между Россией и Ближним востоком не развивалось. Но это не так. Патриарх Алексий в 1960 году совершил большую поездку на Ближний Восток, которая имела важную цель для государства — установление отношений с восточными церквями. Впоследствии, советское правительство делала определённую ставку на это направление. Приведу свидетельство одного духовного лица, которому в 1980-е годы предложили возглавить представительство Русской церкви в Бейруте. Прямо в разгар Гражданской войны. Он прилетел в Дамаск, оттуда до границы с Ливаном обошлось без приключений (благо недалеко), а дальше началось приключение. В 2-3 от границы его машину остановили, слева-справа сели вооружённые ребята в арафатках (дверцы не закрывали), по одному сели на крышу, в багажник и на капот. И так они ехали медленно-медленно несколько километров. Потом ребята спрыгнули, а вместо них залезли друге ребята уже в камуфляже и расселись по такой же схеме. Так повторялось 3-4 раза.
Как ему пояснили в Бейруте — это был жест вежливости со стороны местных группировок, которые попросили предоставить охрану некоему духовному лицу, да ещё и из СССР. Кстати говоря, во всём представительстве церкви непосредственно работой по духовной линии занимались несколько человек, которые занимали только один этаж — первый. Остальные три были для них закрыты, там работали другие люди, а на крыше у них стояли здоровые спутниковые тарелки. То есть сотрудничество в этой сфере велось плодотворное.

К началу войны в Сирии христианство всех направлений исповедовало около 7-8% населения страны (эту цифру я узнал непосредственно в Сирии).
Не будем тут вдаваться в сложные догматические споры, чтобы отделить одних от других. Просто скажем, что православных в Сирии около одного процента. В основном православные общины рассредоточены по всей территории страны, как правило — в крупных городах: Алеппо, Латакия, Хомс, Хама, Тартус. В Дамаске православные населяют часть христианского квартала Баб-Тума (Врата Фомы, раньше в этом месте были одни из крепостных ворот Дамаска) и соседствуют с христианами других конфессий. Ещё есть православные сёла, которые, как и шиитские поселения, разбросаны по стране часто без всякой логики.

Разумеется, все (ну или подавляющее большинство) православные по понятным причинам поддерживали Асада. В том числе и потому, что по сути именно при Асадах против христиан прекратились какие-либо преследования и дискриминация. Всё это я знаю со слов единственного знакомого мне личного православного солдата САА. Его зовут Манолис, в армию призвали в 2014, с тех пор служит уже долгое время. Несколько фактов.

Городские христиане направляются на службу как все прочие. Ополчения создаются в деревне — про это он знает не так много.

Каких-то особых проблем с сослуживцами-мусульманами нет, однако обособленность некоторая есть. В частности, в Рамадан неприятно есть под неприязненными взглядами окружающих. Зато на вечернее разговение в православных церквях готовят угощение для соседей-мусульман. Когда появилась реальная угроза, что террористы захватят Баб Тума, многие христиане прятались в домах своих друзей-мусульман.

Тем не менее, дети христиан как правило учатся отдельно (автору удалось побывать в школе при церкви), хотя и дружат с соседями, это не запрещено. Часто православные носят арабские имена, а православное имя оставляют в секрете (кстати, в древней Руси так часто делали).

Некоторые набивают себе крест, чтобы не сдаваться в плен. Часто набивают даже детям (обычно на руке). Это традиция ещё османских времён — чтобы не отрекались от своей веры и чтобы ,если ребёнок потеряется, знали, где его дом.

У них до предела развито чувство жертвенности за веру. Автор в Сирии впервые увидел икону Жени Родинова. Для них эта история очень актуальна и даже пример для подражания.

Имена погибших русских солдат Антиохийская православная церковь поминает вместе с умершими сирийцами. Как в самой Сирии, так и в церквях по всему миру (сам не слышал, но с его слов это так).

Большая часть христиан (особенно католики) постарались уехать ещё в самом начале войны. Католикам оказывает помощь французская организация SOS Christiens de Orient, а вот у православных до недавнего времени с этим было совсем печально. Зато с приходом нашей группировки наладили очень плодотворное сотрудничество, у них прям жива мысль про Русь-православную, покровительницу единоверцев.
Эртим Шарпов