Православная Германия

02.08.2011

В Германии проживает около 1,5 миллиона православных, представляющих третью по численности христианскую конфессию после протестантской и католической. Во многих немецких городах есть русские православные церкви.

Русские православные церкви существуют в Германии более 300 лет. Первый русский приход, по данным богослова Андрея Голованя, возник в Кенигсберге в 1655 году. В 1718 году Петр Великий определил на службу в Потсдам, при дворе прусского короля Фридриха Вильгельма I, группу гренадеров — в знак дружбы между двумя монархами. После Октябрьской революции русские православные приходы стали разрастаться благодаря иммигрантам.
В 1960-х годах число православных христиан в ФРГ увеличилось с притоком трудовых мигрантов из Восточной Европы и Греции. В 90-х годах, во время массового исхода немцев из бывшего СССР, православных христиан в ФРГ стало еще больше, в основном благодаря членам семей переселенцев славянского происхождения. Сегодня среди православных христиан — русские, украинцы, болгары, греки, сербы. Несколько тысяч православных — немцы, которые сменили религию. Русские православные приходы есть во всех крупных городах ФРГ, в том числе в Кельне.
В самом центре города

Семья Функ

Церковь Святых Равноапостольных Константина и Елены находится в пяти минутах ходьбы от знаменитого Кельнского cобора. Русская православная община при этой церкви основана в 1973 году. Духовенство заботится о 350 прихожанах. «Богослужения проходят по выходным, — говорит настоятель общины отец Герман (German Faltermeier). — По субботам — вечерня, по воскресеньям в 10 утра — литургия. В церковь приходят целыми семьями прихожане разных возрастов».

Супруги Функ родом из Казахстана, в ФРГ переселились 10 лет назад. На вопрос, почему российские немцы оказались в православной общине, Вадим Функ отвечает: «Бог один, только вера у людей разная. В Казахстане у нас не было лютеранской церкви. Моя жена русская, я принял православие, и наших дочерей мы крестили в православной церкви». По словам его жены Ольги, православные немцы в их общине — не редкость.

Oтец Герман

С какими проблемами обращаются прихожане к настоятелям общины? Отец Герман поясняет: «К нам приходят в первую очередь помолиться Богу. Церковь существует на пожертвования прихожан, мы можем оказывать только моральную поддержку — молитвами и советами». По словам батюшки, община снимает квартиру, в которой проводит курсы немецкого языка. Это необходимо для лучшей интеграции прихожан в немецкое общество. Службы в церкви ведутся на двух языках — русском и немецком.

В бывших бельгийских казармах

Храм Святого великомученика Пантелеймона

В другой православной общине Кельна главный язык богослужений — русский. Храм Святого великомученика Пантелеимона находится в кельнском районе Вестховен (Westhoven). 12 лет назад Русская православная церковь за границей купила несколько помещений на территории бывшей бельгийской воинской части. «Наша община занимает пять зданий, — уточняет управляющая делами Алевтина Наумова. — В одном находится храм, в другом — концертный зал, в третьем — трапезная, воскресная школа и библиотека, есть у нас гостиница и хозяйственное помещение».

«По будням богослужения провожу я, — говорит отец Александр Калинский, — а по выходным вместе с настоятелем храма Андреем Остапчуком. Он работающий священник, в мирской жизни — физик, профессор Ахенского университета». Сам батюшка Александр, музыкант по образованию, стал иереем в 2004 году. Обряд рукоположения прошел в Берлинско-Германской епархии. В кельнском храме он проводит богослужения четвертый год.

Отец Александр

«По воскресеньям после литургии прихожане идут в трапезную, — говорит отец Александр. — За обедом они общаются с другими верующими, ведь община живет не только богослужениями». По его словам, в воскресной школе детям преподают, помимо Закона Божьего, русский язык, а на уроках краеведения их знакомят с Германией. Педагог Светлана Кашляева добавляет: «По субботам у меня бывает до девяти уроков русского языка. Интерес так велик, что мы стали заниматься с детьми и по будням». Во время школьных каникул молодежный центр, который был создан при общине в 1995 году, организует для детей летний лагерь.
Как вторая семья
Община насчитывает более 200 постоянных членов. «У нас есть прихожане и «захожане», — улыбается Глеб, которого я встретил в понедельник утром на богослужении. — Первые приходят постоянно, а вторые заходят, когда им позволяет время». Приехала в храм в этот день и Ирина из Бонна. 40 дней назад в Воронеже умер ее отец, батюшка Александр отслужил панихиду. Ирина живет в Германии восемь лет, в общину пришла недавно. Она говорит, что вдалеке от родины церковь стала для нее вторым домом, а многие прихожане — словно родственниками.

По словам отца Александра, особенно много верующих приходят в храм во время религиозных праздников: в пасхальных и рождественских богослужениях участвуют до 600 человек. «В будни людей меньше, чем в выходные, но двери храма открыты всегда. Со мной можно связаться по телефону или интернету, я всегда приду для благословления, молитв, проведения других религиозных обрядов», — заверил священник.
И еще один храм
В Кельне существует и еще одна православная церковь. Объединение русской православной церкви в России и за границей приняли не все зарубежные церковные иерархи. Ряд приходов за рубежом не поддержал воссоединение, объединившись в русскую православную церковь за границей под омофором митрополита Виталия — РПЦЗ (В). Сам Виталий заявлял: «Никогда не приобщайтесь к Московской патриархии, которая была создана КГБ».
В Кельне священником-бунтарем оказался отец Божидар. Он многие десятилетия служит в небольшом уютном храме святого пророка Ильи, расположенном в районе Кальк (Kalk). Эта община насчитывает несколько десятков человек. Здесь работает и воскресная школа по обучению детей русскому языку и Закону Божьему.
Виктор Вайц
Редактор: Глеб Гаврик

Каков статус религий в Германии. Какие религии наиболее массовые. Церковный налог.

Религиозные особенности жизни в Германии

Хотя религия с 1919 в Германии конституционно отделена от государства, она до сих пор играет немалую роль в жизни страны. Например, много религиозных праздников являются выходными днями. Кроме того, все магазины и супермаркеты в Германии не работают по воскресеньям из-за большого религиозного лобби в немецком правительстве. С их точки зрения, немцы должны по воскресеньям посещать церковь, уделять время семье и ни о каких покупках не беспокоиться.

Доля религиозных немцев и религии

В восточной части Германии на территории бывшего ГДР из-за антицерковной политики просоветского правительства верующие остались в меньшинстве. 68% восточных немцев — атеисты. В западной Германии — иначе. Здесь лишь 15% бюргеров не имеют религиозной принадлежности. Точнее сказать, они официально не принадлежат ни к какой церкви. Дело в том, что регистрируясь по месту проживания в Германии в анкете можно указывать исповедуемую религию. На основании этих данных и ведётся статистика. Но ведь никто не мешает сохранить такую информацию в тайне.

Большинство немцев являются христианами. Треть верующих жителей Германии — католики, другая треть — евангелисты или, иным словом, протестанты. Остальные бюргеры исповедуют другие религии. Регионально больше католиков проживает на юге, а север скорее протестантский.

Из прочих религий в Германии есть также иудеи, православные, баптисты и свидетели иегова, но их количество невелико. На третьем месте после католиков и протестантов по количеству верующих в Германии находится мусульманство. Но мало кто из этнических немцев принадлежит к этой религии. Дело в том, что в 60-х в Германию приехало очень много гастарбайтеров из Турции, которые так тут и остались, основав огромную диаспору.

Налог на религиозную принадлежность

Немецкие христианские церкви Германии находятся сейчас в большом волнении. Всё больше немцев официально выходят из этих религий. Для церкви этот вопрос является острым не только из духовных соображений. Скорее, из финансовых. Дело в том, что каждый верующий, то есть тот, кто официально указал свою веру в анкете, должен платить церковный налог. На общих доходах бюргера в нетто выражении это сказывается не особено сильно: 7-8% от подоходного налога, сумма получается небольшая, но зато регулярная. На эти деньги финансируются многие социальные направления, например, детские сады и дома для престарелых. А также верующим бесплатно предоставляют место на церковном кладбище. Чем меньше людей указывают свою религию, тем меньше денег получают церкви на эти нужды.

Однако, по воскресеньям около церквей всё ещё много народу. Мало кто посещает храмы каждое воскресенье, но время от времени на службы ходят почти все верующие. Особенно много людей приходят в церковь по большим религиозным праздникам, вроде пасхи или рождества.

Церкви в Германии

Самих церквей в Германии очень много, они повсюду. Их шпили возвышаются как над небольшими городками, так и в центре мегаполисов. В начале каждого часа услышать звон церковных колоколов можно в любом населённом пункте. Конечно, не всем это нравится. Например, я не мало раздражался, когда по воскресеньям находящаяся неподалёку церковь будила меня раньше, чем я обычно просыпался по будням — в семь утра. Но постепенно привык и перестал просыпаться.

А вот в общественных местах терпеть никому не надо. Если какое-то государственное учреждение Германии прикрепило на входную дверь христианский крест, то любой, кому это не понравился, может попросить убрать подобные проявления религиозности. Не так давно в общественных школах Германии мусульманским девушкам запретили носить платки, так как посчитали это излишним проявлением религиозности.

Однако, в немецкой школе урок религии является обязательным. Правда, преподаются таким образом только католическая и евангелическая религии. Те, кто принадлежат к иным конфессиям или являются атеистами, должны вместо этого предмета посещать урок этики.

24-09-2008, Степан Бабкин

«Партнер» №11 (278) 2020г.

Русские православные церкви в Германии

(окончание, начало )

Когда, как и по каким причинам возникли русские прaвославные храмы на немецкой земле? Продолжаем тему. Начало – в предыдущем номере журнала

Третья причина – немецкие курорты

Храм стал центром существовавшей к тому времени русской православной общины, состоявшей, большей частью, из российских гостей, которые в 19 веке избрали Висбаден одним из своих любимых курортов. Именно курорты стали привлекать в Германию тысячи отдыхающих из России. Мировую известность приобрели в первую очередь Баден-Баден, Бад Эмс, Висбаден, Бад Киссинген, Бад Хомбург. Поездки «на воды» были по большей частью данью моде и желаниeм высшего света собираться там, где бывали на отдыхе или лечении представители правящих династий. Приезжали русские аристократы и дворяне семьями со слугами, няньками, гувернантками и оставались на курортах на несколько месяцев. Не только аристократы посещали курорты, но и представители богатой буржуазии, купцы, а также русская интеллигенция: писатели, художники, поэты.

99% русских на тот момент были верующими, и религия играла очень важную роль в их жизни. Не посещать церковь считалось просто невозможным. В немецких курортных городках оборудовались сначала временные православные церкви, а потом возводились русские храмы.

С 1824 по 1913 гг. были построены 19 церквей. Сейчас в Германии сохранилось 14 храмов, построенных до революции 1917 г.

Наглядным примером православной церкви конца 19 века в Германии является церковь всех Святых в Бад Xомбург. Инициатива строительства храма исходила от действительного тайного советника А.И. Проворова, который подолгу проживал в Бад Xомбурге. Жертвователями были состоятельные люди Петербурга, такие как, например, Елисеев Л.Г., представитель династии купцов Елисеевых. Под церковь город предоставил безвозмездно участок земли в парке.

Автором проекта является архитектор Леонтий Николаевич Бенуа. Это он был последним частным владельцем ранней картины Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком» или, как ее называют, «Мадонна Бенуа». На закладке храма в 1896 г. присутствовал император Николай II с императрицей и вдовствующая германская императрица Виктория (дочь английской королевы Виктории).

Через три года храм был освящен. Он возведен в стиле русских церквей 16 века и рассчитан на 60 человек. Фасад церкви украшен позолоченным фризом и изразцами с русским двуглавым орлом. Наружные изразцы и напольную плитку изготовила известная фирма «Виллерой-Бох».

Будучи хорошо знаком с Бенуа и его работами, царь Николай II поручает именно ему разработать проект церкви в Дармштадте, родном городе Александры Федоровны, урожденной принцессы Гессен-Дармштадской. Закладка новой церкви святой Марии Магдалины была произведена в присутствии царской четы во время их визита в Дармштадт в 1897 г., через год после закладки церкви в Бад Хомбургe.

В 1899 г., в связи с освящением церкви в Дармштадте, Николай II пожаловал Бенуа звание Императорского Придворного архитектора. Кстати, за год до смерти в 1927 г. ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Церковь была сооружена на личные средства Романовых. Она стоит на русской земле. В Дармштадте был специально построен новый вокзал, куда прибывали поезда с землей. Было завезено 86 вагонов земли со всех русских губерний. Эта церковь стала первой постройкой на Матильденхёе, позже возле нее возник ансамбль «Колонии художников». Сам храм построен в ярославском стиле. Особенностью этого стиля являются каменные элементы. Расходы на строительство составили около 400 000 золотых марок, не считая стоимости мозаики. Мозаика выполнена по эскизам Виктора Васнецовa. В оформлении храма использовался кавказский мрамор. Царская семья часто посещала Дармштадт. С визитами Романовых связано много историй. В 1904 г. в церкви св. Марии Магдалины прошло венчание принца Андреаса Греческого и принцессы фон Баттенберг. Именно они станут в будущем родителями принца Филиппа, мужа королевы Великобритании Елизаветы II.

Особое место среди всех русских церквей в Германии занимает Храм – памятник русской славы в Лейпциге. Он был возведен в 1913 г. на том месте, где за 100 лет до этого в 1813 г. произошла «Битва народов», в которой погибли 22.000 русских воинов. Храм построен в стиле каменных шатровых храмов 16 века. За образец был взят Вознесенский храм в Коломенском.

Четвертая причина – русская эмиграция

Самые большие волны эмиграции – первая после революции 1917 г. и последняя после развала Советского Союза.

После революции и до 1922 г. число русских эмигрантов в Германии увеличилось с 70.000 до 600 000 человек. Большинство русских эмигрантов после революции думали, что это состояние временное, большевики долго не продержатся и они вернутся на родину. Общины были бедные, церкви почти не строились. В это время ремонтировались и восстанавливались старые храмы, которые со времен Первой мировой войны были закрыты, переданы частным лицам и использовались не по назначению. Почти все ценности были разграблены, позолота с куполов сорвана, колокола переплавлены. Несмотря на это, в Берлине был возведен в 30-е годы Воскресенский собор. Он был построен на пожертвования прихожан, на деньги немецких профсоюзов и министерства иностранных дел.

Собор построен в ярославском стиле в районе Шарлоттенбург. Здесь проживало много русских эмигрантов. Эту часть города даже называли «Шарлоттенград». Кстати, и сейчас там живут русские, здесь много русских магазинов и слышна русская речь.

После развала Советского Союза русским эмигрантам в Германии было не до церквей. Надо было обустраиваться в новой незнакомой стране, да и верующих среди них было немного.

Но начиная с 2000-х годов, в Германии строятся новые православные храмы. Это скромные современные церкви, рассчитанные на большое количество прихожан. При храмах открываются залы для собраний, библиотеки, где проводятся музыкальные вечера и концерты. Новые церкви появились в Берлине, Гамбурге, Мюнхене, Шверине.

Хочется отметить одну современную церковь, которая сильно отличается от всех остальных. Это храм в городке Гифхорн, который находится недалеко от Брауншвайга.

Идея строительства русской деревянной церкви пришла в голову Хорсту Вробелю, которому в этом году исполнилось 85 лет. Он – дизайнер, декоратор, коллекционер и владелец Международного музея ветряных и водяных мельниц. Всю свою жизнь он посвятил созданию и строительству этого музея под открытым небом. Вробеля называют Дон Кихотом наоборот – он сражался не с мельницами, а за них. Вробель искал в России образцы старинных мельниц и в Суздале в музее русского деревянного зодчества увидел церковь 1756 г. из села Козлятьево Владимирской обл. Он загорелся идеей поставить такую же в Гифхорне, в своем музее. На строительство церкви Вробель потратил свои личные сбережения, взял в банке огромные кредиты. Этот идеалист не получил от государства ни пфенинга. Церковь была освящена в 1996 г. митрополитом Кириллом, теперешним патриархом.

Храм Святого Николая, так называется эта церковь, стоит на высоком холме, построен из дерева лиственницы, имеет высоту 27 м. Её венчают 8 куполов, некоторые из которых позолочены. Храм действующий, это не памятник архитектуры русского деревянного зодчества.

Когда Вробеля спросили, зачем он построил церковь в музее мельниц, он сказал, что мельницы – это для блага телесного, а церковь – для душевного.

Любовь Фомичева (Франкфурт-на-Майне)