Православная церковь иерархия

Вопрос читателя:

Иерей и протоиерей — в чем различие?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Добрый день! Давайте немного выясним, что такое священный сан. Сан — то есть благодать, которая пребывает на человеке после рукоположения — позволяет ему совершать определенные действия. И тут есть четыре уровня: мирянин, диакон, священник (иерей), епископ.

Мирянин может помогать в алтаре, но он ограничен в своих действиях, например, он не может прикасаться к престолу. Он не может сам совершать Таинства, кроме Крещения (и то в экстренных случаях).

После рукоположения человек становится священнослужителем, и тут есть три уровня. На момент рукоположения человек определяется, будет ли он в браке (белое духовенство) или он монах (черное духовенство).

Диакон — это помощник священника и епископа. Он не может сам совершать Таинства, кроме Крещения (и то в экстренных случаях, как и мирянин, обычный человек) — но он имеет право прикасаться к престолу и участвовать в совершении литургии действенно, например, он произносит определенные молитвенные прошения, совершает установленные действия в алтаре и так далее. Иеродиакон — это монах в диаконском сане.

Священник — это человек, который может совершать все Таинства, кроме рукоположения священников и диаконов. Иначе священник называется иерей. Иеромонахом называют монаха в сане священника (иерея).

Высшая ступень — это епископ. Епископом сейчас может быть только монах. Епископ может совершать все Таинства и рукополагать священников. Рукоположение во епископа в настоящее время совершается обычно собором епископов во главе с патриархом, или, по крайней мере, собором трех, и не менее двух епископов (Апостольское правило 1-е). Иначе епископ называется архиерей.

Все остальное — это знаки отличия, награды за особые заслуги или за опыт служения в священном сане. В частности, протоиерей (с греческого — «первый иерей», «первый священник», по смыслу — первенствующий среди священников) — это сан, в который может быть возведен священник (иерей) за свои заслуги. Он никак не влияет на то, какие Таинства он сможет совершать. Это, если можно так сказать, больше административное различие. И протоиерей в этом смысле выше иерея, а в плане возможностей служения они равны.

Храни Вас Господь!

Церковная уния

Церковная унияВ 1431 г. митрополичью кафедру в Киеве занял смоленский епископ Герасим, ставленник литовского князя Свидригайло. В Литве бушевали междуусобицы, и в 1435 г. литовский князь велел за некую «измену» сжечь Герасима на костре.В Москве не прочь были передать

ЦЕРКОВНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ

ЦЕРКОВНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯДуховную и светскую власть церкви в империи олицетворяли епископы. С VI в. они играли ключевую роль в городских магистратах и являлись управляющими церковными имениями (это положение сохранилось за ними на всем протяжении истории Византии). В

1. Внутренние условия жизни Рима и быта римлян. — Три класса народа. — Воинская организация. — exercitus romanus. — Организация цехов (scholae). — Всеобщность цехового устройства. — Корпорации (scholae) чужестранцев: иудеев, греков, саксов, франков, лангобардов и фризовВ этой главе мы

1.2. Церковная организация Новгородской республики

1.2. Церковная организация Новгородской республикиК началу XIV в. новгородская церковь представляла собой могущественную организацию, оказывающую влияние на все стороны жизни общества. По определению В. Ф. Андреева, государственная машина срослась здесь с церковной

6. Церковная пропаганда

6. Церковная пропагандаВернуть свои владения, управлять церковными землями, получить права иммунитета — все это требовало от Церкви усилий в распространении знаний о себе, в укреплении своего авторитета и влияния. Такая деятельность принимала различные формы. Вот

Церковная организация и монашество

Церковная организация и монашествоПолитическое положение папства оставалось весьма неопределенным на протяжении трех последних веков первого тысячелетия, но именно в этот период произошло становление важнейших церковных институтов и традиций. Окончательно

8. Церковная реформа

8. Церковная реформаУже при жизни Петра I его политика в отношении церкви наряду с деятельностью созданного им Всешутейшего собора, пародировавшего и высмеивавшего церковные обряды, порождала у современников обвинения царя в атеизме или приверженности протестантизму,

Церковная историография

Церковная историографияПод именем историографии разумеются опыты более или менее связного изложения жизни Церкви по историческим источникам и собственным наблюдениям. Появление таких опытов свидетельствует о том, что Церковь стала уже историческою силою, и таковое

Глава III. Церковная организация.

Глава III.Церковная организация.Организация мировой Церкви происходила применительно к организации государства, ибо и первая также хотела обнять ?????????, и в дважды 40-калетний период мира (пред императором Декием и после Валериана) Церковь и государство видимо все больше и

Церковная реформа

Церковная реформаВслед за решением административных и судебных вопросов Иван Васильевич занялся и проблемами Русской Православной Церкви. В январе – мае 1551 года прошел церковно-земский собор, который вошел в историю под названием «Стоглавый собор» (все его решения

Церковная власть

3. Церковная властьСледуя римской традиции и традиции Меровингов, Каролинги не только находили естественным, но и поощряли участие епископов в управлении мирскими делами своего диоцеза. Но зачастую в качестве сотрудника или наблюдателя при королевском чиновнике, иными

4.6. Церковная жизнь

4.6. Церковная жизньВ конце XIII в. сложились определенные нормы и традиции в отношениях между князьями и церковью. Удельные князья пытались использовать церковь, в частности христианскую символику, для достижения конкретной политической цели. Так, выделение Владимиро-

в) Организация рабочих и организация революционеров

в) Организация рабочих и организация революционеровЕсли понятие политической борьбы для социал-демократа покрывается понятием «экономической борьбы с хозяевами и правительством», то естественно ожидать, что понятие «организация революционеров» будет для него более