Православная церковь в грозном

4 марта 2017 года в станице Наурская Чеченской Республики епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам совершил чин великого освящения храма в честь Рождества Христова, сообщил официальный портал Московского Патриархата. «Кавказ.Реалии» попытался разобраться, является ли открытие новых христианских культовых сооружений в республике своеобразным реверансом в сторону Москвы или православные Чечни действительно нуждаются в новых приходах.

Согласно официальной переписи за 2010 год, этнический состав населения в Чечне таков: чеченцы — 1 206 551 человек (95,3%), русские — 24 382 (1,9%), кумыки — 12 221 (1%). Остальные народности составляли менее одного процента от всего населения.

Церкви и храмы в Чечне входят в Махачкалинскую епархию РПЦ, охватывающюю территорию Республики Дагестан, Республики Ингушетия и Чеченской Республики. Всего в Чечне зарегистрировано семь православных приходов, пять из которых открылись в 2014 году.

В Наурском районе, где была освящена новая церковь, проживает чуть более 2700 русскоязычных жителей, не все из которых являются православными. В станице Калиновской, входящей в этот район, расквартированы также российские военнослужащие. Есть военные и в других районах Чечни, однако неизвестно, какая часть из них исповедует православие.

Всего в республике восемь православных церквей:

  1. Церковь Михаила Архангела (Грозный, 8961 русских);
  2. Храм Рождества Христова (ст. Наурская, 1445 русских);
  3. Церковь «Всех скорбящих радость» (ст. Ищерская, 521 русских);
  4. Церковь в честь святой великомученицы Варвары (ст. Шелковская, 1300 русских);
  5. Часовня Святой Троицы (ст. Шелковская)
  6. Церковь Георгия Победоносца и часовня (станица Червленная, 985 русских);
  7. Церковь святого Николая Чудотворца (ст. Ассиновская, 161 русский):
  8. Часовня памяти воинов Внутренних Войск, жизнь за Веру и Отечество отдавших (на территории 46 Отдельной Бригады Оперативного Назначения (Ханкала, Грозный)).

Кроме того, строятся новые церкви в станице Мекенской (230 русских) и в станице Шелковской.

в республике зарегистрировано семь православных приходов

Церковь в Наурской открывали не раз за последние десять лет. В 2012 году глава Чечни Рамзан Кадыров лично возглавил соответствующую церемонию. Открывали ее и в 2014 году, и еще раз в 2015 году. В 2016 году ее ​открыли вновь, опять же в присутствии Кадырова.

По словам сотрудницы райадминистрации, на освещении храма в прошлую субботу было не так много людей, гораздо меньше, чем раньше. Священнослужитель одной из церквей Чечни на условиях анонимности сообщил «Кавказ.Реалии», что счел открытие храма в Наурской заурядным делом, не достойным комментариев.

Отметим, в Чечне не все христиане исповедуют православие. В республике есть также последователи Армянской Апостольской Церкви, а также баптисты и лютеране. Трудно сказать, сохранилась ли община адвентистов, которая имелась в Грозном до войны. Ясно одно, в отличие от православных, другие деноминации не имеют своих зданий для отправления культа.

Церковь в Наурской открывали не раз за последние годы.

Для сравнения: в Чечне функционирует 931 мечеть (314 соборных, 617 квартальных). По подсчетам РБК, в республике самое большое в России количество мечетей на душу населения: одна мечеть приходится на каждые 1490 жителей. Согласному тому же ресурсу, на одну церковь приходится 2400 человек, но стоит иметь в виду, что статистика в Грозном и в районах совершенно различна. Всего в столице Чечни проживают 9 тыс. русских, и на них приходится только одна церковь. То есть, если учитывать численность русских за пределами Грозного, одна церковь приходится на 1500 жителей. В этом смысле Чеченская республика выглядит вполне благополучно, даже если сравнивать ее с другими регионами России.

Несомненно, открытие храмов приветствуется православными Чеченской республики. Однако похоже, что эти акции имеют скорее политическую подоплеку, нежели отвечают реальным запросам и потребностям русского населения республики.

Храм во имя Архангела Михаила в Грозном (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

История Грозного тесно связана с историей Терского казачества, что и немудрено, ведь эти красивейшие места давно облюбовали лихие, веселые и не в меру удалые ратники. И именно с их именем связано основание старинного грозненского православного храма во имя Архангела Михаила, покровителя всех воинов. Сегодня этот оплот христианства в магометанской республике не только открыт, но и действует, его почитают верующие, захаживают туристы, а правительство Чечни выделяет средства на реставрацию.

Строительство храма началось в 60-х годах позапрошлого века, а закончено было уже в 1892 г. Прикинув в уме нетрудные цифры, будет понятно, что на возведение церкви было потрачено менее тридцати лет. Учитывая, что возводили его «всем миром», то бишь закупали материалы и платили работникам исключительно с частных пожертвований, станет понятно, что темпы были едва ли не рекордными.

Храм этот имеет уникальную для многих церквей нашей страны историю. Дело в том, что начиная с времен освящения и по сей день он никогда не закрывался, даже в годы советской диктатуры.
История Грозного тесно связана с историей Терского казачества, что и немудрено, ведь эти красивейшие места давно облюбовали лихие, веселые и не в меру удалые воины.

Храм во имя Михаила Архангела был построен в традиционном русском стиле, в его ансамбль входили также главные ворота, ограда, изящная колокольня, здание воскресной школы, приходской дом и другие объекты. К несчастью, храм значительно пострадал во время чеченских войн, и восстанавливался уже после их окончания. Все реставрационные работы велись с большой тщательностью, благодаря чему удалось сохранить практически первозданный облик церкви. Но, к сожалению, многие другие строения так и не были восстановлены. По последним данным есть проекты реконструкции всего комплекса, но каких-либо практических изменений пока что не видно. Несмотря на это красивый старинный храм Архангела Михаила — это место поклонения и молитвы для православных христиан города и его окрестностей. А кроме того, это одна из главных и самых старинных достопримечательностей города.

Адрес: проспект А. Кадырова, 30.

26 декабря решением Святейшего Синода Русской Православной Церкви в пределах Республики Дагестан, Республики Ингушетия и Чеченской Республики образована Махачкалинская епархия, выделенная из состава Владикавказской епархии. Какое оно — Православие в Чечне?

Специальный корреспондент Валерий Богатов ПРАВМИРа побывал в столице Чечни и пообщался со священником Григорием Куценко. Отец Григорий — настоятель единственного православного храма в Грозном — Архангела Михаила, благочинный Грозненского округа.

Не ожидал увидеть того, что я увидел

В конце 2009 года архиепископ Владикавказский и Махачкалийский Феофан благословил меня на несение пастырского служения в Храме Архангела Михаила Грозного штатным священником. Конечно же, когда я ехал сюда – то не ожидал увидеть того, что я увидел…

Я въезжал в город поздно вечером. Было достаточно темно и я подумал, что может быть это и не Грозный? Может быть, это в совершенно другое место меня везут?

Священник Григорий Куценко. Фото Валерия Богатова

При всем внешнем благолепии — очень мало православных. Поэтому главная задача, поставленная передо мной владыкой Феофаном, — катехизация. Чтобы у людей появилась возможность жить по-христиански!

Я думал, что ко мне будет презрительное отношение со стороны мусульман. Не замечаю. Если и есть какие-то инциденты – то незначительные. В общественном транспорте люди относятся достаточно уважительно и даже радуются тому, что появился православный священник, которому можно вопрос задать.

Бывает, иду по улице, и ко мне подходит человек: «А можно у вас спросить…». Подходит мусульманин и интересуется христианством. Я, конечно же, ему с радостью отвечаю. Бывает, что приходят в храм чеченцы и спрашивают: «А вот у вас есть Праздник Обрезания Господня, а что он значит? Есть ли в этом некая связь с тем, что у нас есть ритуал такой?»

Как я могу оставить свою паству?

Храм Архангела Михаила в Грозном. Фото Валерия Богатова

Наш храм, храм Архангела Михаила, был основан в 1892 году. В советское время храм не закрывался. Штат священников здесь в советское время, представьте себе, состоял из пяти человек!

Накануне войны, некоторые священники начали уезжать. Во время первой кампании остался только священник – отец Анатолий Чистоусов, который был похищен и умерщвлён в застенках дудаевскими боевиками. Он проявил послушание абсолютное, даже до смерти. Когда Митрополит Гедеон предложил ему ехать сюда, он, конечно же, мог отказаться.

Он знал, куда едет, был военным человеком, преподавал в свое время в ставропольском Высшем Военно-Инженерном Училище Связи. И он поехал.

Его остановили во время поездки в Ставрополь, в Андреевский Кафедральный Собор. Его машину остановили и ограбили, забрали все деньги, которые были необходимы для приобретения церковной утвари. После этого Митрополит Гедеон предложил ему остаться, не ехать.

Но отец Анатолий вернулся: «Как я могу оставить свою паству?», — сказал он.

Возвращение к пастве стало Голгофой. Он скончался мученически.

Остались матушка и двое детей. Мы с ними сейчас поддерживаем отношения. А отец Анатолий не оставил нас своим молитвенным покровом.

Наш храм пострадал во время первой войны, во время второй войны пострадал еще больше. Исчезло много икон, литературы, священнических облачений.

А в 2004–2006 году началось восстановление храма — его начали возводить на старом фундаменте. В 2006 году храм был открыт, К 2009 году, по указанию главы республики, храм был обновлен, купола были позолочены, а стены были выкрашены в белый цвет. Расписывала храм группа иконописцев из Ставрополья. Весной 2009 года храм был освящен и началась его новейшая история.

Руководство республики обещало восстановить при храме гостиничный комплекс.

Пока он не восстановлен и это обстоятельство тормозит развитие полноценной духовной жизни в Грозном, да и вообще по всей Чечне. Люди из разных уголков республики приезжают в Грозный помолиться у нас. Пока, к сожалению, мы не имеем возможности их достойно принимать.

По вам будут судить обо всем христианстве

Я своим прихожанам говорю: «По вам, по вашему поведению, будут судить обо всем христианстве вообще. По вашему внешнему виду, по тому, как вы говорите, по тому как вы ведете себя на людях и дома. Своим присутствием надо проповедовать веру Христову».

Трапеза. Фото Валерия Богатова

Основной костяк прихода – это пенсионеры. Они в меру своих сил стараются приложить усилия, чтобы приходская жизнь менялась в лучшую сторону.

Радостно, что появляются и молодые люди. Некоторые жили здесь раньше, кто-то тут работает или служит по контракту. А в этом году один молодой человек из Грозного впервые за двадцать с лишним лет поступил в духовное учебное заведение — Владикавказское Духовное Училище.

Мама, а почему я ношу крестик? Почему я один?

Стали появляться дети в храме. И мы начали строить на территории храма детскую площадку.

Фото Валерия Богатова

Детям же тяжело: стоять, не пошалишь. А если у нас будет детская площадка – дети смогут поиграть и друг с другом познакомиться. Живя в разных уголках Грозного, они могут познакомиться только тут. Это поможет им осознать, что они не одни.

Одна мама рассказывала как, возвращаясь из детского сада, ребенок спрашивает: «Мама, а почему я не читаю Коран? Мама, а почему я не молюсь, как они молятся? Мама, а почему я ношу крестик? Почему я один?»

Предки современных чеченцев – христиане?

В Итум-Калийском районе, по свидетельствам отдельных военных, с которыми мне приходилось общаться, находились каменные кресты или пещеры наподобие келий, которые указывают на то, что здесь христианство присутствовало изначально.

На границе Ингушетии и Чечни есть развалины, которые похожи на разрушенные храмы.

А после начала Кавказской войны народ, который воевал с царской Россией, конечно же, вынужден был определиться… Раз царь – православный, то я не буду православным, я буду мусульманином;. Принимали ислам в большом количестве — XVII-XIX века – время исламизации Чечни. Мне кажется, что ключевую роль, сыграла именно та война.

Были отдельные тейпы, которые, как я слышал, были православными — Тейп Гуной, например. Их называли свиноедами. Они не считали себя мусульманами, ели свинину, некоторые из них были православными. Некоторые вступали в браки с казаками и это позволяло им приобщаться к христианской культуре.

От отдельных чеченцев я не раз слышал: «Наши предки, действительно были христианами, бесспорно».

С чего начался конфликт?

Началось все, наверное, с того, когда представители СМИ начали вспоминать события, которые происходили в XIX веке во время Кавказской Войны. Они и сейчас продолжают эту деятельность – берут эту рану и теребят ее.

Конечно же, репрессии. Сталинское выселение чеченцев, ингушей, кабардинцев сегодня серьезно вспоминают, с большой болью. Человек с детских лет слышит о том, что его права или права его родителей были сильно ущемлены.

Учитывая кавказский менталитет, мы можем говорить о том, что на этом сыграли силы, которые были заинтересованы в том, чтобы расколоть и раздробить могучий Советский Союз, который представлял из себя серьезную угрозу, для Запада в частности. Силы сработали.

Но повторюсь — в данный момент, я не замечаю никакой неприязни к русскому населению.

Город фонтанов

Нынешний Грозный — великолепный город.

Грозный сегодня. Фото Валерия Богатова

Город фонтанов. Надеемся, что и на территории и нашего храма появится в ближайшее время хотя бы один фонтан. В этом году на территории нашего храма был высажен сад. Мы надеемся, что это доброе начало послужит к дальнейшему озеленению нашего города, который превратится в такой фруктовый рай.

В городе идет активное жилищное строительство. Правда, цены высокие, даже люди, имеющие средний достаток, не могут себе позволить приобрести жилье.

Наш дом – город Грозный

Фото Валерия Богатова

Упорядоченной программы, которая бы позволяла русскоязычному населению возвращаться нет. Насколько я знаком с ситуацией, нет материальной базы для этого. Люди, которые возвращаются – они приехали, посмотрели, работы здесь и так нет.

Примерно половина местного населения не работает. Они и рады были бы заниматься какой-то трудовой деятельностью, но нет рабочих мест.

Некоторые из тех, кто проходит здесь воинскую службу, готовы были бы здесь остаться, безусловно, при условии, если бы была какая-то программа, которая помогла бы им решить проблемы с жильем, оно же восстанавливается.

Пасхальная радость

Очень радостно и приятно мне было увидеть в этом году православных людей, которые накануне Пасхи приехали к нам в храм. Помолившись в этом храме, в котором кто-то из них был крещен, кто-то венчан, кто-то крестил своих детей, они пришли на кладбище, на места, где были захоронены их родные и близкие, чтобы привести их в должный вид.

Радостно было то, что Сайпутдин (Сайпутдин Гутчигов – руководитель общественной организации «Наш дом – город Грозный» — прим. В. Б.) очень помог — он — мусульманин и знал, что на Пасху у христиан не принято ходить на кладбище .

Отец Григорий Куценко и Сайпутдин Гутчигов. Фото Валерия Богатова

Накануне Пасхи его с его помощью организовали несколько поездок на кладбище, чтобы привести могилы в должный вид, а Радоницу уже посетить убранные могилы родных. Он сам помогал находить могилы их родных и близких, потому что кладбища города Грозного занимают громадные пространства.

Кладбища превратились в лес. Усилиями местной администрации, усилиями мэрии там вырубаются деревья, что бы люди могли хотя бы войти на кладбища, но, конечно же, этих усилий недостаточно.

В ближайшее время мы надеемся создать сайт грозненского благочиния или нашего храма, чтобы можно было как-то контактировать с теми людьми, которые хотели бы приехать сюда.

Текст, фото и видео: Валерий Богатов

4 марта 2017 года в станице Наурская Чеченской Республики епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам совершил чин великого освящения храма в честь Рождества Христова, сообщил официальный портал Московского Патриархата. «Кавказ.Реалии» попытался разобраться, является ли открытие новых христианских культовых сооружений в республике своеобразным реверансом в сторону Москвы или православные Чечни действительно нуждаются в новых приходах.

Согласно официальной переписи за 2010 год, этнический состав населения в Чечне таков: чеченцы — 1 206 551 человек (95,3%), русские — 24 382 (1,9%), кумыки — 12 221 (1%). Остальные народности составляли менее одного процента от всего населения.

Церкви и храмы в Чечне входят в Махачкалинскую епархию РПЦ, охватывающюю территорию Республики Дагестан, Республики Ингушетия и Чеченской Республики. Всего в Чечне зарегистрировано семь православных приходов, пять из которых открылись в 2014 году.

В Наурском районе, где была освящена новая церковь, проживает чуть более 2700 русскоязычных жителей, не все из которых являются православными. В станице Калиновской, входящей в этот район, расквартированы также российские военнослужащие. Есть военные и в других районах Чечни, однако неизвестно, какая часть из них исповедует православие.

Всего в республике восемь православных церквей:

  1. Церковь Михаила Архангела (Грозный, 8961 русских);
  2. Храм Рождества Христова (ст. Наурская, 1445 русских);
  3. Церковь «Всех скорбящих радость» (ст. Ищерская, 521 русских);
  4. Церковь в честь святой великомученицы Варвары (ст. Шелковская, 1300 русских);
  5. Часовня Святой Троицы (ст. Шелковская)
  6. Церковь Георгия Победоносца и часовня (станица Червленная, 985 русских);
  7. Церковь святого Николая Чудотворца (ст. Ассиновская, 161 русский):
  8. Часовня памяти воинов Внутренних Войск, жизнь за Веру и Отечество отдавших (на территории 46 Отдельной Бригады Оперативного Назначения (Ханкала, Грозный)).

Кроме того, строятся новые церкви в станице Мекенской (230 русских) и в станице Шелковской.

в республике зарегистрировано семь православных приходов

Церковь в Наурской открывали не раз за последние десять лет. В 2012 году глава Чечни Рамзан Кадыров лично возглавил соответствующую церемонию. Открывали ее и в 2014 году, и еще раз в 2015 году. В 2016 году ее ​открыли вновь, опять же в присутствии Кадырова.

По словам сотрудницы райадминистрации, на освещении храма в прошлую субботу было не так много людей, гораздо меньше, чем раньше. Священнослужитель одной из церквей Чечни на условиях анонимности сообщил «Кавказ.Реалии», что счел открытие храма в Наурской заурядным делом, не достойным комментариев.

Отметим, в Чечне не все христиане исповедуют православие. В республике есть также последователи Армянской Апостольской Церкви, а также баптисты и лютеране. Трудно сказать, сохранилась ли община адвентистов, которая имелась в Грозном до войны. Ясно одно, в отличие от православных, другие деноминации не имеют своих зданий для отправления культа.

Церковь в Наурской открывали не раз за последние годы.

Для сравнения: в Чечне функционирует 931 мечеть (314 соборных, 617 квартальных). По подсчетам РБК, в республике самое большое в России количество мечетей на душу населения: одна мечеть приходится на каждые 1490 жителей. Согласному тому же ресурсу, на одну церковь приходится 2400 человек, но стоит иметь в виду, что статистика в Грозном и в районах совершенно различна. Всего в столице Чечни проживают 9 тыс. русских, и на них приходится только одна церковь. То есть, если учитывать численность русских за пределами Грозного, одна церковь приходится на 1500 жителей. В этом смысле Чеченская республика выглядит вполне благополучно, даже если сравнивать ее с другими регионами России.

Несомненно, открытие храмов приветствуется православными Чеченской республики. Однако похоже, что эти акции имеют скорее политическую подоплеку, нежели отвечают реальным запросам и потребностям русского населения республики.

Храм Михаила Архангела стоит в Грозном на проспекте Ахмада Кадырова, недалеко от моста через Сунжу, после которого он превращается в проспект В. В. Путина.

Новые иконы, сравнительно свежие фрески. Лишь специально оставленные потертости на некоторых стенах напоминают, что храм – не новострой, он был освящен еще в конце XIX века, но сильно пострадал во время чеченских войн и был восстановлен в середине 2000-х годов.

Восемь пожилых женщин и пара стариков стоят за молодым 29-летним батюшкой Сергием Абасовым, матушка Галина поет молитвы, присматривая за коляской, где спит 3-месячная Саша. 4-летний Серафим помогает отцу служить – то подаст кадило, то зажжет потухшие свечи в паникадилах. Его 6-летняя сестра Катя стоит вместе со старушками, косые лучи полуденного солнца красиво падают на священника из открытой боковой двери, во дворе кукарекает петух, в какой-то момент слышатся призывы муэдзинов из близлежащих мечетей.

Храм Архангела Михаила, Грозный, вид с проспекта Ахмада Кадырова

Храм Архангела Михаила, Грозный, вид с проспекта Ахмада Кадырова

Такая же служба шла и днем 19 мая, только дети смотрели мультики дома – Серафим поначалу помогал папе: вынес кадило и свечу, но потом ушел. Катя последовала за братом. Когда пришел черед елеопомазания, отец Сергий хотел было позвать сына – это «самый его любимый момент службы», но не успел: примерно в 15:10 во дворе раздались выстрелы и крики «Аллах акбар».

Матушка Галина с воплем «Дети!» выбежала на улицу, отец Сергий вместе с одним из прихожан, Федором Напольниковым, заведующим Вторым хирургическим отделением грозненской детской больницы №2, попытался закрыть тяжелую дубовую дверь, она, однако, разбухла и закрылась не сразу.

Прихожане сели на пол, кто-то стрелял внутрь церкви через окно со стороны проспекта

Нападавшие тянули дверь на себя и стреляли в упор в зазор между створками, Федор Напольников был ранен в грудь и в ногу. Пули вообще летали по всему храму: отец Сергий показывает простреленный бак со святой водой, пулевые отверстия в стеклах икон и витринах церковной лавки. Дверь в итоге захлопнули, но живущий при церкви и работающий в лавке Георгий Петрович, оказавшийся отцом архиепископа Махачкалинского и Грозненского Варлаама, никак не мог попасть ключом в замочную скважину, решили использовать стул вместо затвора. Прихожане сели на пол, кто-то стрелял внутрь церкви через окно со стороны проспекта, другая пуля прошила икону с царской семьей, легко контузив 82-летнюю Ольгу.

Федор Напольников тем временем объявил, что, если его не прооперируют в течение 20 минут, он умрет. «Он же хирург, – говорит Ольга. – Он понимал, что у него внутреннее кровотечение. Он захотел причаститься в последний раз». Последний раз был на самом деле первым – по словам отца Сергия, он договорился с Федором, что исповедует его в субботу, 19-го, и причастит в воскресенье. «Я понял в этот момент, что все может произойти, накрыл его епитрахилем, пошел проверил окно, которое выглядывало на наш дом из алтаря, – вспоминает отец Сергий. – Я увидел в окне одного из убийц, он запрыгнул на каркас и кричал «Аллах акбар» с ножом в руках».

По словам отца Сергия, все нападавшие были одеты в одинаковые темно-зеленые или темно-коричневые штаны Combat с карманами, у одного был пояс с патронами от ружья, у другого рюкзак, в котором потом нашли бутылки с «коктейлем Молотова». «Лица не были закрыты, молодые ребята совсем, еще борода не выросла», – говорит отец Сергий.

Матушка на мушке

Отец Сергий ведёт службу, матушка Галина и дочь Катя слева

Отец Сергий ведёт службу, матушка Галина и дочь Катя слева

На улице тем временем шел настоящий бой. Церковь охраняли шестеро сотрудников полиции, двое из которых, судя по рассказам очевидцев, стояли на воротах, а остальные находились в подсобке. По данным «Кавказского узла», нападавшими оказались уроженцы Чечни 19-летний Микаил Элисултанов и 18-летние братья-близнецы Амир и Али Юнусовы (как стало известно Радио Свобода, их отец, возможно, владелец крупного фармацевтического бизнеса), а также 18-летний житель Ингушетии Ахмед Цечоев (следствие, возможно, посчитает его главарем банды). В арсенале у них было только охотничье ружье, ножи, топоры, дымовые шашки и бутылки с зажигательной смесью. Все говорит о том, что они рассчитывали быстро разоружить и уничтожить охрану. А уже дальше они могли вполне перебить прихожан, поджечь церковь и спокойно уйти: по словам свидетелей, помощь подоспела только через 30–40 минут.

Кайрат Ахметов

Кайрат Ахметов

Практически сразу на воротах был убит старший сержант Кайрат Ахметов, у которого террористы забрали пистолет Макарова (его потом потеряли и нашли только к вечеру воскресенья, перерыв все подворье). Его сослуживец Николай чудом остался в живых: в него выстрелили и попытались перерезать горло, но он вовремя закрылся рукой. В третьего сотрудника, старшего сержанта Владимира Горского бросили дымовую шашку и убили его, воспользовавшись заминкой.

Серафим Абасов

Серафим Абасов

Один из нападавших увидел выбежавшую из церкви матушку Галину, но убить ее не успел – перезаряжал ружье. Галина, которая принимается рыдать навзрыд, когда вспоминает об этом, поняла, что не может добежать до дома, где остались дети, и кинулась в трапезную. Нападавший побежал за ней, стреляя по стеклянным дверям. Галина спустилась в подвал, террорист внутрь заходить не стал. Галина и отец Сергий уверены, что именно «намоленный» подвал спас женщину от гибели: именно здесь проходили службы во время чеченских войн. Тем временем Серафим выбежал из дома посмотреть, что происходит, за ним вышла и Катя. Отец Сергий, увидевший их в алтарное окно, крикнул им, чтобы немедля вернулись домой – дети послушались.

Владимир Горский, погибший при нападении на церковь Архангела Михаила в Грозном

Владимир Горский, погибший при нападении на церковь Архангела Михаила в Грозном

Артему Вшикову, зашедшему перед тренировкой по боксу проведать своего приятеля, 55-летнего Сергея, повезло меньше. Увидев боевиков, он вскрикнул «Ни хрена себе!» и побежал за гостевой дом, в котором живут Сергей и Георгий Петрович. «Я ему кричу: «Ты куда? Там тупик! – вспоминает Сергей. – А потом слышу оттуда «Аллах акбар». Я знаю, что они это кричат, когда побеждают или когда умирают. Умирать там ему не от чего было, значит, Артем попался».

Результаты судмедэкспертизы на момент написания статьи были недоступны, но, судя по словам отца Сергия и Сергея, Артему сначала выстрелили в плечо, а потом зарезали его. «У него все руки были изрезаны, прямо кости торчали», – рассказывает Сергей. По его словам, Артему было около сорока, он приехал в Грозный из Узбекистана – искал каких-то пропавших родственников, размещал объявления, но никого не нашел и собирался уже уезжать из Чечни: в Узбекистане у него осталась мать, в Москве – сестра. По благословению владыки Варлаама, он будет похоронен возле храма.

Николаю II снова не повезло

Николаю II снова не повезло

Сам Сергей, единственный выживший гражданский свидетель, оказавшийся в момент нападения во дворе, тоже попал в Грозный случайно. По его словам, его опоили и выкрали из Санкт-Петербурга, а потом продали в Чечне в рабство на ферму в Курчалоевском районе к каким-то «большим людям», имена которых он называть боится. По прибытию его сразу избили, отобрали телефон и деньги, на его глазах сожгли в буржуйке паспорт. Он, впрочем, отказывался работать, и его сначала били, а потом решили, что, раз деньги уплачены, надо извлечь хоть какую-то пользу, так что поставили его следить за стадом. Потом у его хозяев случился какой-то конфликт, и они уехали с фермы, увезя других рабов и сняв охрану. Сергей остался один, решил не упускать свой шанс и проехал 60 километров до Грозного на велосипеде. «Сижу в парке 4 марта, устал, ноги болят, грязный весь, думаю, что делать дальше. Поворачиваюсь, смотрю – купола». Сергея пустили пожить при храме, за что он помогает настоятелю по хозяйству. Он, впрочем, мечтает как-то добраться до Питера, но боится, что его остановят на первом же блокпосту и вернут на ферму: за ним уже приезжали сотрудники чеченской полиции, которых не пропустила охрана храма.

Герои не те

Согласно официальной версии, четверо преступников были ликвидированы прибывшим на место спецотрядом: кадры с вооруженными до зубов военными, осторожно заходящими на территорию храма, были тут же показаны по центральным каналам (на одном из них сотрудник бережно выносит грудную Сашу). Однако, как утверждают очевидцы нападения, это было постановкой: террористы были убиты сотрудниками полиции, дежурившими у храма, к приезду спецгруппы бой уже закончился. «Они начали тут красиво выбивать двери ногами под камеры», – улыбается Сергей. «Я открыл им дверь , они сразу: «Руки вверх!» – и крадутся, – рассказывает Георгий Петрович, сверкая золотыми зубами и показывая, как именно крались сотрудники. – Чего там красться, говорю, тут одни женщины! Где вы раньше были?»

Храм Архангела Михаила, вид со двора

Храм Архангела Михаила, вид со двора

Вопросы вызывает как количество нападавших, так и их намерения. Источники «Ъ» рассказали, что нападение якобы изначально готовилось на республиканскую администрацию, однако террористы отказались от этой идеи из-за усиленной охраны объекта. Тот же «Ъ» пишет, что в Грозном ожидали теракта 19-го числа, но не знали, где он случится, а потом бдительная полиция заметила и «настигла» нападавших в находящемся рядом с храмом Цветочном парке (в котором в день подготовки материала вообще не было ни души). Это не соответствует действительности, теракт был полным сюрпризом для охраны храма. При этом отец Сергий уверен – атака готовилась заранее: нападавшие точно знали расположение зданий на подворье и сразу распределились по всей территории. Кроме того, они специально выбрали время, когда у церкви было максимально много народу, и лишь немного опоздали: минут за 10 до нападения от храма уехал целый автобус туристов.

Эта автоматная очередь указывает на то, что нападавших было больше четырех

По словам священника, какие-то молодые люди приходили за несколько дней до теракта и расспрашивали служащих о назначении находящихся на территории зданий. Дом, который им (ошибочно) указали как дом священника, был обстрелян из автомата. Именно эта автоматная очередь указывает на то, что нападавших было больше четырех: судя по пулевым отверстиям в невысокой ограде и в стенах дома, стреляли с улицы – этого не мог сделать никто из четверых, находившихся во дворе. В самой церкви также выбито одно из окон со стороны улицы. Впрочем, по словам одного из свидетелей, попросившего не называть его имени, судя по его беседам со следователем, тот собирается «гнуть свою линию»: нападавших было четверо и все они уничтожены.

Уничтоженные террористы, напавшие на церковь Архангела Михаила в Грозном, 19 мая 2018 года

Уничтоженные террористы, напавшие на церковь Архангела Михаила в Грозном, 19 мая 2018 года

​Перебоялись

Бабушки бесстрашные. Первая перестрелка когда закончилась, тишина. Я смотрю, они стоят чистят подсвечники, свечки перезажигают

Паства отца Сергия за некоторыми исключениями весьма однородна. На большие праздники и воскресные службы может собраться и до 30–40 человек, среди которых российские военные и их родные. На неделе же в церковь ходят в основном пенсионерки, по стечению обстоятельств не уехавшие из Грозного в 1990-х годах. Для большинства из них перестрелки и теракты – не новость. «Бабушки бесстрашные, – говорит отец Сергий. – Там две паузы были по 5–7 минут. Первая перестрелка когда закончилась, тишина. Я смотрю, они стоят, чистят подсвечники, свечки перезажигают, лампадочки зачищают и молятся. Я говорю: вы что делаете? Это хорошо все, но сейчас нужно присесть».

Сотрудники полиции у церкви Архангела Михаила, где произошло нападение на прихожан, 19 мая 2018 года

Сотрудники полиции у церкви Архангела Михаила, где произошло нападение на прихожан, 19 мая 2018 года

«Я пережила тут две войны, – говорит контуженная Ольга. – Наверное, тогда перебоялась». Ольга родом из Красноярского края, ее будущий муж приезжал туда «на картошку» и увез в Грозный. Когда началась война, они не могли оставить свекровь, но зато отправили в Москву дочь: «Она была высокая, красивая, стройная девица, и федералы досматривали ее на всех блокпостах: покажи плечо, покажи коленку, ну что она не снайпер. Она и сама плакала уже из-за этого, и мы ее отправили в Москву». Свекровь тем временем умерла, в 2001 году умер и муж («Слабенькие нервы у него оказались. Боялся всего, чуть что где громыхнет. И вот потом – один инсульт, второй, третий»), а Ольга осталась одна и уезжать никуда не хочет. «Вроде бы прошло 18 лет, все расслабились, мирной жизни вдохнули, – говорит женщина, замечая, что ведь и нападавшим было по 18 лет – дети «мирной жизни». – Как-то им задурманили голову. У них же такая мысль, что чем больше нас с собой возьмешь, тем быстрее попадешь в рай. Это у них со второй войны еще осталось».

Другая прихожанка, Тамара, сидела в притворе у центрального входа: пули туда не долетали, но зато прекрасно был слышен шум боя – двери находятся прямо рядом с воротами, через которые зашли террористы. «Конечно, было страшно, – говорит Тамара. – Сорок минут не было никакой помощи». Тамара тоже приехала в Грозный за мужем в 1975 году из Челябинской области, тоже пересидела две войны, причем какое-то время жила чуть не линии фронта: ее дом оказался между позициями боевиков и федеральных войск. Она помнит массовый исход русских в начале 1990-х, но говорит, что сама уехать не могла: «Дом держал».

Я в войну не боялась, а вот сейчас чего-то боюсь…

Собеседницы Радио Свобода утверждают, что все эти годы не чувствовали никакого давления со стороны соседей-чеченцев: жили дружно и «не лезли со своим уставом в чужой монастырь». Только 64-летняя Вера говорит, что здесь нужно уметь за себя постоять: «Напряженность появилась, когда их начали подселять в 1960-х, – рассказывает она. – Сначала их немного было, а потом все больше, и они такие агрессивные были, огороды стали занимать, пришлось оставлять им огороды». Вера вспоминает, что напряженность достигла накала ко второй чеченской войне, она работала тогда в нефтегазовой отрасли, и даже ее коллеги иногда советовали ей «уезжать в свою Россию».

Вера, впрочем, не робкого десятка: «Я ему говорю, тебе, сука, паспорт показать? И матом на него. Езжай сам в свой Казахстан, где ты родился, а это моя земля, мой дед здесь похоронен! И вот слухи потом на работе – своя, своя, местная, не трогайте ее. И знаете, мы тогда не боялись, мы на «Минутку» ходили вещи разные собирать, жрать-то надо было что-то. Я в войну не боялась, а вот сейчас чего-то боюсь… Даже сами чечены говорят: вот когда Рамзан уйдет, будет большая кровь». Пока, видимо, удалось отделаться малой.