Православные эстонцы

Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата

Дата создания: 1920 г. Описание:

Moskva Patriarhaadi Eesti Õigeusu Kirik

Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата (ЭПЦ МП) получила право самоуправления томосом свт. Тихона, Патриарха Всероссийского, в 1920 г., что было подтверждено томосом Святейшего Патриарха Алексия II в 1993 г.

Высшим органом, при содействии которого Предстоятель ЭПЦ МП управляет Церковью, является Собор ЭПЦ МП. Собор осуществляет высшую законодательную, административную и контролирующую власть. Членами Собора является все духовенство ЭПЦ МП (исключая заштатных и запрещенных в служении), а также по одному представителю от мирян, избираемых от каждого прихода. Собор созывается не реже одного раза в год.

В период между сессиями Собора Предстоятель ЭПЦ МП управляет ЭПЦ МП при содействии Синода ЭПЦ МП, состоящего из Предстоятеля ЭПЦ МП, викарного архиерея (если есть), а также четырех клириков и двух мирян, избираемых Собором на 3 года.

Предстоятель ЭПЦ МП является председателем Синода и созывает Синод по мере необходимости.

Отделы Эстонской Церкви:

  • Отдел религиозного образования и катехизации
  • Издательский отдел
  • Отдел строительства и реставрации
  • Отдел социального служения

Ко дню празднования 90-летия образования архиерейской кафедры в Ревеле 29 ноября — 2 декабря 2007 г. в Эстонской Православной Церкви были учреждены медаль сщмч. Исидора Юрьвского и орден сщмч. Исидора Юрьевского, трех степеней.

Решением Священного Синода от 30 мая 2011 г. (журнал № 40) в составе Эстонской Православной Церкви образована Нарвская епархия в административных границах города Нарва, волостей Вайвара, Иллука, Алайыэ, Ийзаку, Тудулинна, Лохусуу (уезд Ида-Вирумаа), волостей Торма, Касепяя, Пала (уезд Йыгевамаа), волости Алатскиви (уезд Тартумаа). Иные административные территории Эстонии Синод отнес к Таллинской епархии, управляемой митрополитом Таллинским и всея Эстонии.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и митрополита Таллинского и всея Эстонии Корнилия с 7 сентября 2017 г. возрождена газета «Православный собеседник» — официальный печатный орган Эстонской Церкви.

***

об истории Православия в Эстонии.

Томос Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II епископу Таллинскому и всея Эстонии Корнилию.

Устав Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата.

Сообщение Службы коммуникации ОВЦС МП о позиции Московского Патриархата по эстонскому церковному вопросу в связи с переговорами между делегациями Московского и Константинопольского Патриархатов, прошедшими в Цюрихе 26 марта 2008 года.

Доклад юриста Церковного управления ЭПЦ МП Сергея Чуркина на Соборе Эстонской Православной Церкви 3 июня 2008 года.

Заявление Службы коммуникации ОВЦС по поводу избрания новых епископов для церковной юрисдикции Константинопольского Патриархата в Эстонии.

Страна: Эстония Город: Таллин Адрес: Pikk 64-4, Tallin, 10133, Estonia Телефон: (372) 641-1301 Факс: (372) 641-1302 Web-сайт: www.orthodox.ee E-mail: mpeok@orthodox.ee Предстоятель: Евгений, митрополит Таллинский и всея Эстонии (Решетников Валерий Германович)

Таллинский Александро-Невский собор

Таллинский Александро-Невский собор

Таллинская епархия Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата

  • Епархиальное управление: Эстония, г. Таллин. Pikk 64-4, Tallinn, ЕЕ-0001, Eestonia
  • Тел.: +372 6411-301, факс: +372 6411-302
  • Официальный сайт: (сайт Эстонской Православной Церкви)
  • Каноническая территория: бо́льшая часть Эстонии кроме крайнего северо-востока
  • Кафедральный собор: Александро-Невский в г. Таллине
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Учреждена 13 июля 1817 года как Санкт-Петербургское викариатство; с 6 мая 1865 года — Рижское викариатство.

10 мая 1920 года на совместном заседании Священный Синод и Высший Церковный Совет Русской Православной Церкви, обсудив каноническое положение части Псковской епархии и Ревельского викариатства, находящихся в пределах Эстонского государства, приняли постановление признать Эстонскую Православную Церковь автономной, Ревельская епархия стала самостоятельной.

С 7 июля 1923 по 1945 — находилась в юрисдикции Константинопольского Патриархата.

С марта 1945 — вновь в составе Московского Патриархата.

Между 1990 и 1992 годами Таллинским именовалось патриаршее викариатство, т.к. управление Эстонской паствой сохранял за собой непосредственно патриарх Московский и всея Руси. Затем восстановлена как самостоятельная кафедра, а с 26 апреля 1993 года сделалась единственной епархией в составе восстановленной Эстонской Православной Церкви.

30 мая 2011 из состава Таллинской была выделена самостоятельная Нарвская епархия на северо-востоке страны.

Исторические названия

  • Ревельская (1817 — 1945)
  • Таллинская и Эстонская (1945 — 20 июля 1990)
  • Таллинская (викарная, 20 июля 1990 — 11 августа 1992)
  • Таллинская и Эстонская (с 11 августа 1992)

Статистика

  • 1 января 1958 — 123 зарегистрированных храма/молитвенных дома
  • февраль 2012 — 23 прихода, 51 священнослужитель (38 священников, 13 диаконов)

Архиереи

Викариатство Санкт-Петербургское

  • Свт. Филарет (Дроздов) (5 августа 1817 — 15 марта 1819)
  • Владимир (Ужинский) (11 мая 1819 — 12 апреля 1822)
  • Григорий (Постников) (7 мая 1822 — 4 января 1826)
  • Никанор (Клементьевский) (28 марта 1826 — август 1831)
  • Смарагд (Крыжановский) (20 сентября 1831 — 14 мая 1833)
  • Венедикт (Григорович) (11 июня 1833 — 14 ноября 1842)
  • Иустин (Михайлов) (14 ноября 1842 — 11 августа 1845)
  • Нафанаил (Савченко) (26 августа 1845 — 25 февраля 1850)
  • Христофор (Эммаусский) (25 марта 1850 — 31 июля 1856)
  • Платон (Фивейский) (31 июля 1856 — 15 февраля 1857)
  • Агафангел (Соловьев) (31 марта 1857 — 6 февраля 1860)
  • Леонтий (Лебединский) (13 марта 1860 — 20 декабря 1863)
  • свт. Герасим (Добросердов) (13 января 1864 — 24 июня 1865)

Викариатство Рижское

  • Вениамин (Карелин) (29 мая 1866 — 2 марта 1870)
  • Свт. Николай (Касаткин) (30 марта 1880 — 24 марта 1906)
  • Сщмч. Платон (Кульбуш) (18 декабря 1917 — 27 января 1919)

Самостоятельная епархия

  • Александр (Паулус) (5 декабря 1920 — август 1923, 30 марта 1941 — 20 октября 1942)
  • Сергий (Воскресенский) (март 1941 — 28 апреля 1944) экзарх Латвии и Эстонии
  • Павел (Дмитровский) (март 1945 — 1 февраля 1946)
  • Исидор (Богоявленский) (22 июня 1947 — 18 декабря 1949)
  • Роман (Танг) (16 апреля 1950 — 20 декабря 1955)
  • Иоанн (Алексеев) (25 декабря 1955 — 14 августа 1961)
  • Алексий (Ридигер) (3 сентября 1961 — 29 июля 1986)
    • Алексий (Ридигер) (29 июля 1986 — 11 августа 1992) в/у, митр. Ленинградский, патриарх Московский и всея Руси

Патриаршее викариатство

  • Корнилий (Якобс) (15 сентября 1990 — 11 августа 1992)

Самостоятельная епархия

  • Корнилий (Якобс) (11 августа 1992 — 19 апреля 2018)
  • Евгений (Решетников) (с 29 мая 2018)
  • Викарные епархии

  • Кингисеппская (недейств.)
  • Маардуская
  • Нарвская (ныне самостоятельная)
  • Тапаская (недейств.)

Устройство Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата с 30 мая 2011 г.

Устройство Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата с 30 мая 2011 г.

География благочиний

  • Западное
  • Восточное

Средства массовой информации

  • Мир Православия (ежемесячная газета)

Использованные материалы

  • Страница официального сайта епархии:
  • Страница официального сайта Русской Православной Церкви:
  • Страница портала Иерархия церквей:
  • Страница сайта Русское Православие:
  • Страница архива Журнала Московской Патриархии:

Эстонская Республика, 29 апреля 2013, 14:50 — REGNUM Самой распространенной религией в Эстонии является православие, к которому относят себя 16% жителей страны в возрасте от 15 лет и старше. Об этом ИА REGNUM сегодня, 29 апреля, сообщили в эстонской общественно-правовой телерадиокорпорации ERR со ссылкой на данные Департамента статистики Эстонии. Считающееся «официальной государственной» (мероприятия с участием руководителей страны с прямыми трансляциями по госТВ и радио, государственные праздники) лютеранство заняло второе место — с 10% от всего населения Эстонии. Также примечательно, что если русскоязычные жители Эстонии в большинстве (более 50%) считают себя религиозными людьми, то у эстонцев этот показатель составил 19%.

Согласно данным переписи населения Эстонии 2012 года, религиозными людьми признали себя 320 тыс. 827 жителей Эстонии (29% всего населения). 54% жителей Эстонии не относят себя ни к одному из религиозных течений. 14% жителей Эстонии отказались уточнять свое отношение к религии.

Итоги переписи населения Эстонии 2012 года в вопросах вероисповедания являются по своему сенсационными, так как до сих пор православие в Эстонии считалось второй конфессией по численности верующих после лютеранства. Но даже и ранее признавалось, что православие в Эстонии благодаря русскоязычному населению страны являлось равным лютеранству по уровню влияния на жизнь в стране. Так, по числу церквей, молелен и святых мест православие может считаться первой религией Эстонии.

Исторически православие не несло с собой такого агрессивного наступления на эстонские традиции и быт эстонских древних племен, как западноевропейское христианское рыцарство. Более того, православные наравне с эстонцами долгие столетия находились на территории современной Эстонии в положении «оккупированных» и угнетенных, что, безусловно, сближает русских Эстонии с эстонским этносом в исторических параллелях. Православие первым пришло в древнюю языческую Эстонию в Х веке — первая церковь была именно православной. И первые эстонцы были обращены именно в православие. Первый президент Эстонии Константин Пятс был православным, как и сотни других известных общественных, политических и военных деятелей Первой Эстонской Республики. Самый известный религиозный деятель, родившийся в Эстонии, — это безусловно Патриарх Русской Православной Церкви с 1990 по 2008 годы Алексий Второй (Ридигер), названный русскими жителями Эстонии самым известным эстоноземельцем. Благодаря оппозиционной левой Центристской партии Эстонии, выступающей за налаживание отношений с Россией и возглавляющей таллинскую мэрию, в Таллине появилась площадь имени патриарха Алексия Второго.

Итоги переписи населения тем показательнее, что современными властями Эстонии православие разбито, причем искусственно, на две неравные доли (Эстонская Православная церковь Московского Патриархата — ЭПЦ МП и Православная церковь Эстонии Константинопольского Патриархата — ПЦЭ КП). Официальная Эстония игнорирует праздники православного календаря, как и контакты с православной общественностью и представителями православной церкви. Также до сих пор официальные власти страны так и не решили вопрос с недвижимостью ЭПЦ МП, отобранной у нее и переданной ПЦЭ КП.

Чин погребения Божией Матери — это особая служба. Богослужение начинается со всенощного бдения. (Вначале праздничная вечерня, а затем утреня). На «Бог Господь…» при пении (Болгарским распевом) особых тропарей из Иерусалимского «Последования» — «Благообразных ученик лик…», «Слава»: «Егда снизшла еси к смерти, Живота Мати безсмертная», «И ныне»: «Священным учеником, в Гефсиманию тело Матере Божия носящим…», — поющихся распевом на подобен «Благообразный Иосиф…», духовенство выходит к плащанице, и поются «Непорочны» на 3 статии. Перед 1-й статией совершается полное каждение, перед 2-ой и 3-й – малое. После 3-й статии поются особые тропари: «Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившуюся…» с припевом «Благословенная Владычице, просвети мя светом Сына Твоего». В это время совершается каждение всего храма. Затем — малая ектения, антифон 4-го гласа: «От юности моея…» (полиелей и величание не поются), прокимен «Помяну имя Твое…» и Евангелие от Луки, зач. 4-е. Потом — «Слава»: «Молитвами Богородицы…», «И ныне» — то же, «Помилуй мя, Боже…» и стихира праздника. Далее — «Спаси, Боже, люди Твоя…», возглас и оба канона праздника, читаемые из Минеи. Они же помещены и в Иерусалимском «Последовании».
В это время не помазывают. Духовенство уходит в алтарь, а на великое славословие вновь выходит к плащанице. Совершается каждение (трижды) вокруг плащаницы, земной поклон и обнесение плащаницы вокруг храма. Предстоятель идет с Евангелием под плащаницей в полном облачении. В это время хор поет «Святый Боже…». После обнесения плащаница полагается на свое место при пении тропаря праздника («Премудрость, прости» не говорится). Совершается каждение (трижды) вокруг плащаницы и помазание елеем. Затем — ектении и отпуст.

Как и любой европейский город с многовековой историей, Таллин может похвастаться немалым количеством церквей. Большинство из них расположено в Старом городе, при этом построены они были ещё в средние века. Примечательно, что лишь малая их часть сегодня превратилась в музеи. В основном же, все церкви Таллина являются действующими, здесь регулярно проходят богослужения, а в некоторых из них ещё и концерты классической и органной музыки.

Лютеранские церкви Таллина

Официальной религией в Эстонии является лютеранство. Впрочем, термин «официальная» — не самый подходящий в данном случае, поскольку государство — светское, а церковь от него отделена. Тем не менее, большинство верующих этнических эстонцев считает себя именно лютеранами, что и даёт основания считать Эстонию лютеранской страной. Это вероисповедание укоренилось тут в XVI столетии, а практически все известные лютеранские церкви Таллина и его окрестностей построены на деньги балтийских немцев. Стоит отметить, что в большинстве эстонских сёл и деревень церковь была не только богоугодным заведением, но и выполняла просветительские функции, считаясь ещё и общеобразовательным учреждением.

Православные храмы Таллина

История православия в Эстонии началась ещё в XI столетии. Однако массовое распространение оно получило после вхождения республики в состав Российской Империи в XVIII веке. Вплоть до падения самодержавия православие постоянно набирало популярность среди местного населения. Не изменилась картина и сегодня. Подавляющее большинство русскоязычных жителей Эстонии являются прихожанами православных церквей, при этом их число регулярно растёт. Сегодня на территории Эстонии православные верующие разделены между двумя патриархатами – Московским и Константинопольским, при этом число прихожан первого намного больше.

Католические церкви Таллина

Из проживающих постоянно на территории Эстонии людей католиками себя считают, как следует из официальных данных переписи населения 2011 года, лишь немногим более 5000 человек, что составляет всего 0,5% населения. Поэтому число католических церквей в Таллине можно пересчитать по пальцам одной руки. Распространено католичество в Эстонии было до Реформации XVI века, после чего это вероисповедание попало под запрет, который был снят лишь в 1710 году Петром I, своим указом восстановившим права немецкой аристократии. Пиком возрождения католичества в Эстонии считается XIX век, когда на территории республики были освящены две католические церкви – одна в Таллине, другая в Тарту.