Православные каноны

Какие в Церкви существуют каноны? Что они регулируют? Каноны нужны, чтобы лишить человека свободы или, наоборот, чтобы ему помочь? Почему вообще в Церкви присутствует такой юридический формализм? Неужели без него никак нельзя спастись?

На эти и другие вопросы специально для «Фомы» ответил протоиерей Дмитрий Пашков, преподаватель кафедры общей и русской церковной истории и канонического права ПСТГУ.

Что такое церковные каноны: объясняем на пальцах

Что такое церковные каноны и зачем они нужны?

Слово «канон» — греческого происхождения, и переводится оно как «правило», «норма». Каноны представляют собой общеобязательные правила поведения, принятые в Церкви. Поэтому можно сказать, что канон в Церкви по своему содержанию и смыслу есть то же самое, что и закон в государстве.

Необходимость церковных канонов в общем понятна. Оказываясь в любом обществе, мы должны соответствовать определенным, принятым в нем правилам поведения. Так и в Церкви. Став ее членом, человек должен подчиняться действующим в ее пределах нормам — канонам.

Можно прибегнуть к такой аналогии. Когда мы поправляем свое здоровье в больнице, мы сталкиваемся с определенными правилами, которым — хотим мы того или нет — должны подчиняться. И эти больничные правила могут поначалу показаться излишними или даже абсурдными до тех пор, пока мы не постараемся в них вникнуть.

При этом в Церкви не может быть канонического формализма. Каждый человек индивидуален, и потому значительную роль в его церковной жизни играет духовник. Зная слабые и сильные стороны приходящего к нему человека, священник, опираясь на каноническую норму, может действовать достаточно свободно. Ведь нельзя забывать, что основной массив канонов сформировался очень давно, еще в первое тысячелетие, и многие каноны не могут буквально применяться в нынешнее время. Поэтому у батюшки остается большое пространство для «маневра» (сами каноны это предполагают, оставляя священнику, например, право сокращать или, напротив, продлевать епитимии), и это очень важно, когда речь идет о таком сложном и чрезвычайно деликатном деле, как пастырство.

Что такое церковные каноны: объясняем на пальцах

Но неужели без этого формализма невозможно спастись?

Нет, дело тут не в самом формализме, а в нас самих. Поскольку мы даже после крещения остаемся существами несовершенными, ленивыми, эгоцентричными, нас нужно приводить к какому-то соответствующему нашей вере порядку благочестивой жизни.

Конечно, не подлежит нормативному регулированию наше общение с Богом, например, как человек молится дома: долго ли, коротко ли, с лампадкой или без, глядя на икону или закрыв глаза, лежа или стоя, — это его личное дело и зависит исключительно от того, как у него получается лучше помолиться. Но если христианин приходит в собрание верующих, в Церковь, где таких, как он, уже много и у каждого есть свои взгляды, интересы, какие-то предпочтения, здесь уже без определенных правил, которые всю эту пестроту приведут к какому-то правильному единообразию, не обойтись.

То есть общеобязательные нормы, каноны, нужны там, где появляется общество, где уже требуется предписать определенные права и обязанности его членам, чтобы избежать в нем хаоса и беспорядка.

Кроме того, каноны служат поддержанию того изначального образа Церкви, который возник в день Пятидесятницы, так что она остается неизменной при любом государстве, культуре, общественной формации. Церковь всегда и во все времена одна и та же: и в I веке, и в эпоху Вселенских Соборов, и в поздней Византии, и в Московском царстве, и сейчас. И каноны оберегают эту тождественность Церкви самой себе через все века.

Что такое церковные каноны: объясняем на пальцах

А разве в Евангелии Христос говорил что-либо о необходимости следовать каким-то правилам?

Конечно, говорил. Некоторые нормы христианской жизни Господь задает прямо в Евангелии. Например, есть каноны, которые регулируют таинство Крещения. И в Евангелии Христос первым эту норму устанавливает: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф 28:19–20).

Тут мы находим формулу крещения — «во имя Отца и Сына и Святого Духа», — которая произносится сегодня священником во время совершения таинства. Кроме того, сказано, что сначала нужно научить, а уже затем крестить. И вот отсюда, например, берет начало практика так называемых огласительных бесед перед крещением, когда священник или катехизатор должен подробно объяснить желающему войти в Церковь человеку основы христианской веры и благочестия.

Кроме этого, Господь Иисус Христос установил единобрачие, как норму (Мф 19:4–9). На основе именно Его слов Церковь развила свое учение о таинстве Брака. Однако она несколько смягчила «строгость» Евангелия, где, как известно, сказано: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует (Мф 19:9). Церковь, снисходя к людской немощи и понимая, что не все смогут понести бремя одиночества, позволяет при определенных обстоятельствах вступать во второй и даже в третий брак.

Однако существуют и другие каноны, не взятые напрямую из Нового Завета. Церковь, водимая Святым Духом, выступает как продолжательница Законодателя Христа, расширяя, уточняя и поновляя свои правовые нормы. При этом, повторюсь, сама эта детализация и в целом вся законотворческая деятельность Церкви опирается на принципы, данные Спасителем в Евангелии.

Что такое церковные каноны: объясняем на пальцах

А какие существуют каноны? И что они регулируют?

Церковных канонов очень много. Их можно разделить на несколько больших групп. Есть, например, каноны, регулирующие административный порядок управления Церковью. Есть «дисциплинарные» каноны, которые регулируют жизнь верующих и служение клириков.

Существуют каноны догматического характера, которые осуждают определенные ереси. Есть каноны, которые упорядочивают территориальное управление Церкви. Эти каноны устанавливают полномочия высших епископов, — митрополитов, патриархов, они определяют регулярность проведения Соборов и так далее.

Все каноны во всем их многообразии были сформулированы в первом тысячелетии церковной истории, и некоторые из них в чем-то устарели. Но Церковь эти древние каноны все равно чтит и очень внимательно изучает, потому что уникальная эпоха Вселенских Соборов является своего рода эталоном, образцом для всех последующих веков.

В наши дни из этих древних норм мы извлекаем если не прямые правила поведения, то по меньшей мере их дух, принципы, чтобы установить в поновленном виде такие нормы, которые будут отвечать потребностям сегодняшнего дня.

Что такое церковные каноны: объясняем на пальцах

Понятно, что если гражданин нарушит закон, то он по решению суда будет за это наказан. А что в Церкви? Предусмотрены ли в ней наказания за нарушение того или иного церковного канона?

Если говорить о церковном праве, регулирующем благочестивую жизнь христианина, канонические санкции прежде всего лишают провинившегося человека самого главного — общения со Христом в таинстве Причастия. Это не мера возмездия, не наказание в расхожем смысле слова, а «терапевтическая» мера, нацеленная на то, чтобы вылечить тот или иной духовный недуг. Однако и здесь есть очень важная и существенная оговорка: окончательное решение относительно применения того или иного церковного наказания принимает духовник или, если брать более высокий уровень, епископ. При этом каждый случай рассматривается отдельно, и в зависимости от конкретной ситуации принимается то или иное решение.

Таким образом, церковные каноны более походят на лекарства, чем на законы. Закон действует в значительной мере формально, законодательная и исполнительная власть должны быть независимы.

В этом смысле, правоприменитель (епископ или священник) должен действовать так же, как поступает хороший и внимательный доктор. Ведь не станет же врач мучить новыми препаратами своего пациента, если назначенные лекарства уже благотворно подействовали! А вот если лечение положительных результатов не приносит, тогда доктор начинает применять другие препараты до тех пор, пока пациент не пойдет на поправку. И если в медицине показателем успешности лечения является выздоровление пациента, то для епископа и духовника подобным свидетельством будет искреннее раскаяние верующего.

Это, собственно, то, ради чего и существуют церковные санкции: настроить человека на покаяние и исправление, чтобы помочь ему в духовном росте, чтобы верующий, попавший под епитимью, пережил внутренний переворот и покаялся. Чтобы он осознал, что совершенный им грех лишает общения с Богом и постарался вновь его восстановить.

Что такое церковные каноны: объясняем на пальцах

Церковные каноны где-то зафиксированы? Есть ли какие-то сборники, в которых они классифицированы и представлены?

Конечно. Кодифицировать свое право Церковь начала уже в конце IV века. Именно в эту эпоху после окончания гонений на христиан появляется огромное количество канонов, которое необходимо было как-то систематизировать и упорядочить. Так появились первые канонические сборники. Одни из них были организованы хронологически, другие — тематически, по предметам правового регулирования. В VI веке появились оригинальные сборники смешанного содержания, так называемые «номоканоны» (от греческих слов «номос» — императорский закон, «канон» — церковное правило). В него вошли и каноны, принятые Церковью, и законы императоров, касающиеся Церкви.

Существуют еще и так называемые апостольские правила. К самим ученикам Христа они прямого отношения не имеют и такое название, скорее всего, получили из-за их особой значимости и авторитетности. Возникли эти каноны на территории Сирии в IV веке.

Самый известный сборник древних канонов называется «Книга правил». В нее вошли и «апостольские» правила, и каноны, принятые на Вселенских Соборах, и каноны некоторых Поместных Соборов, и авторитетные мнения святых отцов по различным проблемам церковной жизни.

Что такое церковные каноны: объясняем на пальцах

А нужно ли мирянину знать нормы церковного права?

Я считаю, что нужно. Знание канонов помогает понять, какие у него есть права и обязанности. Кроме того, церковные каноны еще и очень полезны в обычной жизни.

Например, жизнь новорожденного малыша висит на волоске и его надо срочно крестить. Может ли это сделать сама мама в роддоме, и если может (и в самом деле это так), как ей это сделать правильно, чтобы таинство Крещения в самом деле совершилось? Или вас пригласили стать крестным. Что с канонической точки зрения это означает, какие обязанности у вас появляются? Множество сложных вопросов связано с таинством Брака. Например, можно ли с канонической точки зрения венчаться с инославным или иноверным?

Что такое церковные каноны: объясняем на пальцах

Что в таком случае стоит прочитать мирянину? Где он может узнать о своих правах и обязанностях в Церкви?

В последние годы неоднократно переиздавался прекрасный курс лекций по каноническому праву протоиерея Владислава Цыпина. Если говорить об ознакомлении с источниками, следует начать с изучения уже упоминавшейся выше «Книги правил». Современные нормативные акты нашей Поместной Церкви (например, ее Устав и различные частные положения) публикуется на ее официальном сайте patriarchia.ru, а пять лет назад Издательство Московской Патриархии приступило к публикации многотомного собрания документов Русской Православной Церкви.

Происхождение

Канон — греч. κανών, буквально — прямой шест, всякая мера, определяющая прямое направление, ватерпас, линейка. В Древней Греции этим словом называли свод основных положений или правил по специальности, имевших аксиоматический или догматический характер.

У древних греческих юристов κανών означал то же, что у юристов римских regula juris — краткое положение, тезис, извлеченный из действующего права и представляющий схему для решения того или другого частного юридического вопроса.

Церковный канон — это правила в области догматики отдельно взятой церкви, культовых действий, организации самой церкви, возведенные в закон.

Христианские церкви, как правило, следуют систематике из книг Ветхого Завета III века до нашей эры, греческий перевод Священного Писания «Септуагинта».

Как правило, для книг Ветхого Завета христианская традиция просто приняла еврейское собрание книг, которые рассматривались как авторитетные источники для применения в обществе. Но поскольку еврейский канон не был официально установлен, многие книги использовавшиеся со ссылкой на иудаизм, не достигли статуса святости.

По общему определению канон — это свод утверждений, имеющих догматический характер.

Библейский канон — совокупность избранных книг, которые считают непререкаемыми учениями, в создании которых участвовал сам Бог.

Канон Нового Завета сложился между первым и четвертым веками. В начале христианской церкви он оставался открытым для новых сочинений. Многие из них были широко распространены и читали их в западных и восточных частях Церкви. Со временем различные христианские общины пришли к тому, что признали некоторые из них авторитетными.

Во времена христианства название «канон», еще в эпоху апостолов (Гал. 6, 16; Фил. 3, 16), было усвоено тем церковным правилам, которые происходили от Самого Иисуса Христа и апостолов, или были установлены Церковью позднее, или, были установлены хотя и государством, но применительно к основанной на божественных заповедях компетенции собственно церковной. Имея форму положительных определений и нося на себе внешнюю церковную санкцию, эти правила назывались канонами в отличие от тех постановлений о церкви, которые, исходя от власти государственной, охраняются ее одобрением и осуществляются ее силой.

Каноны имеют большую силу, чем законы, так как законы издавались только греко-римскими императорами, а каноны — святыми отцами церкви, с утверждением императоров, вследствие чего канонам принадлежит авторитет обеих властей — церковной и государственной.

В обширном смысле канонами называются все постановления церкви, как относящиеся к вероучению, так и касающиеся устройства церкви, ее учреждений, дисциплины и религиозной жизни церковного общества.

Типы канонов

После того, как церковь стала свое вероучение излагать в общецерковных символах, слово канон получило более специальное значение — постановления Вселенского собора, относящегося к устройству церкви, ee управлению, учреждениям, дисциплине и жизни.

Определениями вселенских соборов VI и VII в. каноны церковные признаются «неотменными», «несокрушимыми» и «непоколебимыми»; но эти определения по самому существу дела допускают ограничения и исключения.

Ученые канонисты различают каноны действующие и прекратившие действие.

К неотменно действующим канонам относятся каноны всеобщие, касающиеся предметов веры, а также существенных оснований общецерковного устройства и дисциплины. Церковный канон, обусловленный обстоятельствами времени, приостанавливает действие канона более древнего, в чем они не согласуются один с другим, и в свою очередь может подлежать отмене по истечению обстоятельств, его вызвавших. Иногда позднейший канон считается не отменой более древнего, относящегося к тому же предмету, а лишь его разъяснением. Устное предание получает характер канона лишь после того, как оно оформлено в постановлении собора.

Каноны вселенских соборов исправляют и отменяют постановления поместных соборов. Иные каноны признаются утратившими свою силу вследствие изменившегося порядка жизни церковной, а также при наличии несогласных с ними государственных законов. Из постановлений соборов название канонов установилось за правилами соборов Вселенских, правилами девяти поместных соборов, апостольскими и правилами, извлеченными из творений тринадцати отцов церкви.

«Церковный канон» церкви вселенской большинством канонистов считается завершившимся в X веке, с изданием номоканона Фотия.
Всех канонов православной церкви 762.

Первым кодексом церковных канонов, бывшим в употреблении со времен императора Константина Великого, был сборник правил Никейского собора, дополненных правилами поместных соборов

Кодификация государственных законов греко-римской империи при Юстиниане вызвала подобные же работы и со стороны Церкви по отношению как к ее собственным канонам, так и по отношению к государственным законам по церковным вопросам. Отсюда получили свое начало так называемые номоканоны.

Действующие каноны

В настоящее время кодексом действующих церковных канонов в греческой церкви служит Пидалион (πηδάλιον — руль на корабле), составленный греч. учеными в 1793-1800 гг. К тексту канонов присоединены: толкования Зонары, Аристина и Вальсамона; Толкования этих трех толкователей в православной греческой и русской церкви всегда пользовались авторитетом. И это не только ради их внутреннего достоинства, но и вследствие одобрения их высшею церковною властью.Помимо работ толкователей,к текту Пидалиона приложены правила Иоанна Постника, Никифора и Николая патриархов. константинопольских и несколько статей, относящихся к области брачного права и формальностей церковного делопроизводства.

Русская Православная Церковь, при самом своем начале принявшая вместе с вероучением церковное право Византии в виде Номоканона (получившего на Руси имя Кормчей книги), не имеет полного кодекса действующих ныне церковных законов и постановлений,. Имеется лишь полное собрание, в хронологическом порядке, канонов древней вселенской церкви под названием книги правил, изданной от лица Святейшего Синода.

В 1873-1878 гг. Московским обществом любителей духовного просвещения сделано научное издание этих правил — греческого их подлинника и славянского перевода параллельно с толкованиями Зонары, Аристина и Вальсамона.

Хронологическое «Собрание постановлений по ведомству Св. Синода» было начато синодальной архивной комиссией (с 1869 по 1894 г. издано семь томов, охватывающих время с 1721 по 1733 г. включительно)

Необходимость церковных канонов

Любое организованное общество предполагает какие-то принципы своей организации, которым должны подчиняться все его члены. Каноны — это правила, по которым члены Церкви должны служить Богу и организовывать свою жизнь так, чтобы постоянно поддерживать это состояние служения, эту жизнь в Боге.

Как и любые правила, каноны призваны не осложнять жизнь христианину, а наоборот, помочь ему ориентироваться в сложной церковной реальности и в жизни вообще. Если бы никаких канонов не было, то церковная жизнь представляла собой полный хаос, да и вообще само существование Церкви как единой организации на земле было бы невозможно. При этом очень важно подчеркнуть, что, в строгом отличие от догматов, которые неизменны, как неизменен сам Бог, и не могут иметь никаких альтернатив, все каноны принимались в соответствии с учетом человеческого фактора, поскольку они ориентированы на человека — существо слабое и склонное к переменам.

Более того, сама Церковь первична по отношению к своим канонам и поэтому вполне возможны случаи, когда Церковь редактирует свои собственные каноны, что совершенно невозможно в отношении догматов. Можно сказать, что если догматы говорят нам о том, что существует на самом деле, то каноны говорят нам о том, как удобно Церкви существовать в предлагаемых обстоятельствах земного, грехопадшего мира.

Библиография

  • Епископ Г. Граббе Каноны Православной Церкви
  • Зачем Церкви нужны догматы и каноны — http://www.pravda.ru
  • Каноны Православной Церкви — http://lib.eparhia-saratov.ru
  • Каноны или книга правил — http://agioskanon.ru
  • Каноны Православной Церкви — http://www.zaistinu.ru/articles?aid=1786
  • Каноны Православной Церкви или Книга Правил — http://www.troparion.narod.ru/kanon/index.htm
  • Православие — http://ru.wikipedia.org
  • Протоирей В. Цыпин Каноны и Церковная Жизнь — http://www.azbyka.ru

Александр А. Соколовски