Православные святыни абхазии

История Нового Афона уходит своими корнями вглубь тысячелетий. Но сегодняшнее свое название местность получила благодаря монастырю, возникшему здесь в конце XIX века. В древности эта богатая пышными лесами местность звалась Анакопия. Сейчас название «Анакопия» носит Новоафонский историко-культурный заповедник, расположившийся в живописном ущелье реки Псырдзха близ поселка Новый Афон (фото).

По приглашению туристической компании корреспондент RATA-news на Новом Афоне и в других святых местах Абхазии.

На протяжении тысячелетий в Анакопийском ущелье жили люди, притягиваемые чистой питьевой водой, богатой природой и доступным кровом – пещерами. В одной из таких пещер в I веке после Рождества Христова поселился святой отшельник Симон Кананит – один из 12 апостолов Христа. Изгнанный из Римской империи, он прибыл сюда вместе с Андреем Первозванным. Симон Кананит остался здесь для проповеди христианства, а Андрей Первозванный через некоторое время ушел в землю джигетов, родственных абхазам горцев (к нынешнему Новороссийску). Апостол жил в небольшом гроте, в который спускался по веревке. Он прожил два года в своей уединенной келье и был убит недалеко от нее, ниже по течению реки Псырдзха. Сейчас келья стала объектом паломничества христиан (фото). Еще в XIX веке к ней проложили удобную дорожку вдоль реки и соорудили лестницу (фото), чтобы паломникам не требовалось с веревкой в руках повторять опасный путь отшельника.

На месте казни Симона стоит мемориальный крест (фото). Камни вокруг него время от времени покрываются красными пятнами. Это – кровь апостола, говорят местные. Есть еще поверье, что тот, кто рискнет искупаться в холодных водах реки у этого святого места, может избавиться от грехов.

Это поверье не стал опровергать монах Новоафонской обители, встретившийся нам по дороге. Отец Савватий (фото) оказался на удивление общительным и веселым, многое рассказал нам об истории и современной жизни монастыря.

Монастырь возник в 1874 году, когда царское правительство Российской империи, завершив покорение Кавказа, выделило территорию Анакопии монахам русского православного Пантелеймоновского монастыря из Старого Афона (Греция). Триста монахов и иноков приступили к строительству Нагорного монастыря, а местечко вокруг него, так понравившееся им, назвали Новым Афоном.

Сейчас в знаменитом Пантелеймоновском монастыре в Новом Афоне (фото) обитают 10 монахов. Здесь идут реставрационные и восстановительные работы, а в главном храме регулярно проходят службы. В храме Пантелеймона (фото) хранится святыня – мироточащий образ святого Пантелеймона-целителя.

В советские времена в храме был музей, а на территории монастыря, в братском корпусе, расположился дом отдыха. Однажды здесь случилась странная история. Массовик-затейник решил устроить в храме дискотеку, но прямо на «танцполе» его, доселе абсолютно здорового человека, разбил инсульт.

Отец Савватий рассказал, что жил в нескольких монастырях до того, как осесть в Новоафонской обители. «В каждом монастыре – свой устав, – пояснил монах. – Здешний устав мне ближе всего. Вы заметили, что в других монастырях монахи почти никогда не улыбаются? А здесь, в Новом Афоне, можно улыбаться, смеяться, радоваться жизни – это считается нормальным, правильным. Ведь главная заповедь Христа – возлюби ближнего своего. А разве можно любить без улыбки на устах? Как узнает ближний о нашей любви, если лицо будет мрачным и угрюмым?». Так с улыбкой на лице отец Савватий и рассказывал вновь подошедшим прихожанам об иконах и росписях храма, ближайших православных праздниках (фото). А мы отправились дальше – к месту захоронения Симона Кананита.

В X веке над могилой святого построили храм (фото), названный в его честь. Храм сохранился и действует до сих пор. Он славен тем, что за все века не закрывался даже в самые тяжелые годы, а службы в нем проходили регулярно.

Известно, что православие утвердилось в Абхазии в V-VI веках и стало государственной религией, но через тысячу лет сменилось мусульманством. Но в этот период здесь не относились к христианству враждебно, а древние храмы почитались по-прежнему.

Один из старейших храмов Абхазии находится в историческом селе Лыхны, где когда-то жили князья Абхазии и до сих пор сохранились развалины их усадьбы. Лыхненский храм Успения Богородицы (фото) сооружен в VIII-X веке в эпоху наивысшего подъема Абхазского царства, которое тогда было оплотом распространения Христианства на Северном и Западном Кавказе. Абхазские зодчие принимали активное участие в строительстве храмов средневековой Алании (Осетии) и Киевской Руси. Лыхненский храм относится к наиболее характерным памятникам абхазской архитектуры.

Но дело не только в архитектуре. Ведь регулярные службы в этом храме тоже никогда не останавливались. И это 12 веков подряд! Местные служители церкви утверждают, что внутри храма «намолена» необыкновенная энергетика (фото). Порой, когда идет служба и поет хор, с молящимися чужестранцами случаются странные вещи, приходят необычные ощущения.

В ущелье реки Псырдзха можно увидеть еще одну святыню – наскальный след Симона Кананита (фото). Легенда гласит, что его он оставил на камне в доказательство, когда местные жители не поверили ему, что он – один из апостолов Христа. Через несколько веков по следам Симона Кананита в Абхазию пришел святой Пантелеймон Целитель. Его именем назван один из гротов Анакопийского ущелья.

Самые почитаемые святые в Абхазии – это Пантелеймон Целитель, Симон Кананит и Андрей Первозванный. В Абхазии сейчас 18 действующих храмов, и нет ни одной мечети. Новоафонский монастырь считается самым крупным культовым сооружением Кавказа. На территории Абхазской республики сохранился языческий пантеон и семь языческих святилищ. (Ольга Чижкова, RATA-news)

В Древней Абхазии, истину Христова учения проповедовали Святые Апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит.

Абхазская земля обагрена кровью первых христианских мучеников. И сейчас известно место мученической кончины святого апостола Симона Кананита и святого Василиска. В Абхазии, будучи в изгнании, закончил жизнь святитель Иоанн Златоуст (до настоящего времени хранится саркофаг над его гробницей).

Монастырь Святого Апостола Симона Кананита в г.Новый Афон

Повсюду в Абхазии можно встретить множество древних православных храмов, которые свидетельствуют о святости места, где они стоят. Ибо, по учению Церкви, при освящении храма Богом приставляется Ангел-хранитель престола, который никогда уже не отходит от него и будет свидетельствовать на суде Божием о всем, что происходило в храме. Все это, как семена, которые до поры лежат под спудом, но наступают благоприятные времена, когда они прорастают и дают обильные плоды.

В Абхазии помнят и чтят свои духовные корни Православной веры.

Действующие храмы Абхазской Епархии

Сухумский кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы.
Настоятель собора – священник Виссарион Аплиаа.
Священнослужители собора: иеромонах Андрей (Ампар), иеромонах Сильвестор, диакон Григорий.
Адрес: г.Сухум, ул.Абазинская 75. Тел. +7 (840) 226-33-33.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в г. Гагра.
Настоятель — иеромонах Павел (Харченко).
Адрес: г. Гагра

Храм-часовня Пицундских Святых в п.Пицунда.
Настоятель — иеромонах Дорофей (Дбар).
Адрес: Гагринский район, п.Пицунда. Тел. +7 (840) 227-25-04.

Храм Покрова Богородицы в г.Гудаута.
Настоятель – иеромонах Василиск (Лейба). Священнослужители храма: иеродиакон Савватий (Лагутин).
Адрес: г.Гудаута, ул.Харазия 26.

Храм Успения Богородицы в с.Лыхны.
Настоятель — протоиерей Петр (Самсонов).
Служащий священник — иеромонах Игнатий (Киут).
Адрес: Гудаутский район, с.Лыхны. Тел. +7 (840) 223-25-11.

Храм Покрова Богородицы в г.Новый Афон.
Настоятель иеромонах Дорофей (Дбар).
Адрес: Гудаутский район, г.Новый Афон. Тел. +7 (840) 227-25-04.

Храм Святого Апостола Симона Кананита в г.Новый Афон.
Служащий священник – иеромонах Дорофей (Дбар).
Адрес: Гудаутский район, г. Новый Афон. Тел. +7 (840) 227-25-04.

Храм Преображения Господня в с.Яштуха.
Настоятель — иеромонах Григорий (Хоркин).
Адрес: Сухумский район, с.Яштуха.

Храм Святых Равноапостольных Константина и Елены в с.Акапа.
Настоятель – иеромонах Иоанн (Свинухов).
Адрес: Сухумский район, с.Акапа. Тел. +7 (840) 226-31-64.

Храм Пророка Илии в п.Агудзера.
Адрес: Гульрипшский район, п.Агудзера. Тел. +7 (840) 227-44-70.

Драндский Успенский собор.
Настоятель – иеромонах Дорофей (Дбар).
Адрес: Гульрипшский район, п.Дранда. Тел. +7 (840) 227-25-04.

Храм Архангела Гавриила в п.Дранда.
Адрес: Гульрипшский район, п.Дранда.

Моквский Успенский собор.
Священнослужитель – иерей Игорь Артемьев.
Адрес: Очамчирский район, с. Моква. Тел. +7 (840) 227-23-48.

Храм Святого Георгия Победоносца в с.Елыр.
Настоятель — иеромонах Сергий (Джопуа).
Адрес: Очамчирский район, с.Елыр.

Храм Святого Георгия Победоносца в с.Чубурхинджи.
Служащий священник – иерей Никита Адлейба.
Адрес: Галльский район, с.Чубурхинджи.

Действующие монастыри Абхазской Епархии

Монастырь Святого Апостола Симона Кананита в г. Новый Афон.
Настоятель – иеромонах Андрей (Ампар).
Количество насельников – 25 человек.
На территории монастыря функционируют два храма: собор святого великомученика Пантелеимона и храм мученика Иерона.
Адрес: Гудаутский район, г. Новый Афон, монастырь. Тел. +7 (840) 227-19-71.
Монастырь открыт для посещения ежедневно с 12.00 по 19.00, за исключением понедельника и Великого поста.

Монастырь Святого Иоанна Златоуста в с.Каман.
Настоятель – иеромонах Дорофей (Дбар).
Количество насельников – 5 человек.
На территории монастыря функционируют два храма: храм святого Иоанна Златоуста и храм мученика Василиска.
Адрес: Сухумский район, с.Каман, монастырь. Тел. +7 (840) 227-25-04.

Перечень храмов и монастырей Абхазской Православной Церкви

    Гагринский район

  • Храм в с. Гечрипш.
  • Храм в с. Хашупса ( VI век).
  • Базиликальный храм в п. Цандрипш ( VI век).
  • Храм в с. Ачымарда.
  • Храм в устье реки Бегерепста (Холодная).
  • Храм св. Ипатия Гагрского (Званба) в старых Гаграх ( VI век).
  • Пещера св. Ипатия Гагринского (Мамзышьха).
  • Храм Преображения Господня г. Гагра ( XX век).
  • Патриарший собор Андрея Первозванного в п. Пицунда ( X век).
  • Храм-часовня в честь Пицундских Святых п. Пицунда.
  • Комплекс храмов в Пицунде ( IV — VII века).
  • Храм в Сосновой роще п. Пицунда ( VI век).
  • Храм в с. Лдзаа ( IV — V века).
  • Храм Ахаш-ныха в Алахадзы ( VI век).
  • Храм Богородицы на Бзыбе ( X век).

    Гудаутский район

  • Храм в с. Амбара (Мугудзырхуа).
  • Наскальный монастырь в с. Отхара ( X век).
  • Храм в с. Джирхуа.
  • Храм Айлага-Абыкуа в с. Бамбора.
  • Храм Марии Магдалины в с. Бамбора ( XIX век).
  • Храм Покрова Богородицы в г. Гудаута ( XX век).
  • Храм в крепости Абатаа в с. Лыхны ( VI век).
  • Храм Успения Богородицы в с. Лыхны ( IX — X века).
  • Храм-часовня в честь Пицундской иконы Божией Матери в с. Лыхны (2003 год).
  • Храм в с. Дурипш.
  • Храм Воскресения Христова на горе Дыдрипш (с. Ачандара).
  • Храм Гудил-иху в с. Хуап.
  • Второй храм Амбара в с. Хуап.
  • Третий храм в с. Хуап.
  • Храм в с. Куланурхуа.
  • Храм Мсыгухуа в с. Приморское.
  • Храм в с. Кутидзра (Аацы).
  • Храм Св. Ап. Симона Кананита в Н. Афон ( IX — X века).
  • Храм Анакопийской Богородицы в Н. Афоне ( VII — XI века).
  • Второй храм в Анакопийской крепости (Н. Афон).
  • Храм Покрова Богородицы в Н. Афон (1876 год).
  • Храм Св. Георгия Победоносца в с. Анухва.
  • Храм Ап. Андрея Первозванного в с. Анухва.
  • Храм Ачануа в с. Анухва.
  • Храм Аквача в с. Анухва.
  • Храм в с. Веселовка (Анухва).
  • Храм Св. Иоанна Крестителя в с. Анухва ( XIX век).
  • Монастырь Св. апостола Симона Кананита в г. Н. Афон ( 1875 г ).
  • Храм Вознесения Господня на территории Новоафонского монастыря (1894 год).
  • Храм Св. Ап. Андрея Первозванного на территории Новоафонского монастыря (1895 год).
  • Храм Всех Святых Афонских на территории Новоафонского монастыря (1896 год).
  • Собор великомученика Пантелеимона на территории Новоафонского монастыря (1900 год).
  • Храм мученика Иерона на территории Новоафонского монастыря.
  • Храм иконы Богоматери «Избавительница» на территории Новоафонского монастыря.
  • Часовня Святого Александра Невского ( XIX век).
  • Грот Св. Ап. Симона Кананита.
  • Святой источник Живоначальной Троицы на Анакопийской горе.
    Сухумский район

  • Сухумский кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы (1915 год).
  • Храм св. Георгия Победоносца на территории гостиницы «Аитар».
  • Октогональный храм в районе развалин Себастополиса ( V век).
  • Второй храм в районе развалин Себастополиса ( VI — VII века).
  • Храм на Сухумской горе.
  • Храм в с. Басла.
  • Монастырский храм в с. Басла.
  • Храм Святых равноапостольных Константина и Елены в с. Акапа.
  • Храм Преображения Господня в с. Яштуха ( XX век).
  • Храм в с. Верхняя Яштхуа.
  • Храм в с. Гумиста.
  • Храм в с. Абыгрдзых в Верхней Эшере.
  • Монастырь Святого Иоанна Златоуста в Команах.
  • Храм Св. Иоанна Златоуста в Команах.
  • Храм Священномученика Василиска Команского в Команах.
  • Храм на горе Гумбиху.
  • Храм Илии Пророка в окрестности Коман (1910 год).
  • Храм Св. Андрея Первозванного в окрестности Коман (1894).
  • Храм в с. Шрома.
  • Храм в с. Келасур.
  • Втора церковь в с. Келасур.
  • Святой источник священномученика Василиска в Команах ( IV в).
  • Место Третьего обретения главы Иоанна Крестителя ( IX век).
  • Наскальные монашеские кельи в с. Басла.

    Гульрипшский район

  • Храм Илии Пророка в п. Агудзера ( ??? век).
  • Успенский собор в п. Дранда ( VI век).
  • Храм Святого Феодосия (один из корпусов Драндской тюрьмы).
  • Храм Св. Пантелеимона в окрестности Дранд.
  • Храм архангела Гавриила в с. Дранда.
  • Храм в с. Георгиевская.
  • Храм в с. Владимировка ( ??? век).
  • Храм в с. Багмаран.
  • Храм в с. Азанта.
  • Храм в с. Амткьал.
  • Крепостной храм в с. Чхалта.
  • Храм в с. Лата.
  • Храм в с. Мархеул.
  • Храм в с. Герзеул.
  • Крепостной храм с. Герзеул.
  • Храм в с. Октомбери.
  • Второй храм в с. Октомбери.
  • Третий крепостной храм в с. Октомбери.
  • Храм в с. Полтавка.
  • Храм на горе Чижоуш, с. Полтавка.
  • Крепостная церковь в п. Краевичи (Цебельда).
  • Вторая крепостная церковь, там же.
  • Храм в п. Марамба.
  • Храм в с. Юрьевка.
  • Храм на горе Апианча.
  • Храм на горе Адагуа.
  • Храм в с. Наа.
  • Церковь в крепости Цебельда ( VI век).
  • Вторая церковь в крепости Цебельда ( VI век).
  • Третья церковь в крепости Цебельда ( VII век).
  • Драндские пещеры, в которых до революции размешался небольшой храм и монашеские кельи.
    Очамчирский район

  • Храм Мармал-Абаа в с. Адзюбжа.
  • Храм в с. Адзюбжа ( XIX век).
  • Храм в с. Атара ( XIX век).
  • Храм в с. Кындга.
  • Храм Тлут в с. Тхина.
  • Второй храм в с. Тхина.
  • Храм Куланба в с. Арасадзыхь.
  • Храм в с. Кутол ( XIX век).
  • Храм Бзаркалоу в с. Кутол.
  • Храм Качь-наха в с. Джгьарда.
  • Храм Пскал в с. Джгьарда.
  • Храм Гурчух в с. Джгерда.
  • Храм в п. Джгаруалу.
  • Храм в с. Гуада-Ахуца.
  • Храм в п. Амзара.
  • Храм в с. Кацихалба (Пакуашь).
  • Собор Успения Богородицы в с. Моква ( X век).
  • Храм в с. Беслаху.
  • Храм в с. Джал.
  • Храм в с. Меркула.
  • Храм в с. Отап.
  • Крепостная церковь в с. Члоу.
  • Храм в п. Андроу.
  • Храм в с. Гуп.
  • Храм в с. Акуаскьа.
  • Храм в с. Заган.
  • Храма в с. Гудаа.
  • Второй храм в с. Гудаа.
  • Гюэносский храм в Очамчирах ( VI век).
  • Храм Святого Георгия Победоносца в с. Елыр ( XI век).
    Ткуарчальский район

  • Лашкиндарский храм.
  • Храм в г. Ткварчал.
  • Домовая церковь в честь иконы Богоматери «Скоропослушница».
  • Бедийский собор ( X век).
  • Второй храм в кафедральном комплексе в с. Агу-Бедиа.
  • Третий храм в кафедральном комплексе в с. Агу-Бедиа.
  • Храм в с. Чхортол.
  • Храм в с. Аджапазара.
  • Второй храм в с. Аджампазра.
  • Храм Джгериан-Абаа в с. Джгериан (Река).
    Гальский район

  • Храм в Святого Георгия Победоносца с. Чубурхинджи.
  • Храм в с. Гумуриш.
  • Часовня в с. Гумуриш.
  • Крепостная церковь в с. Мухури.
  • Храм в с. Набакеви.
  • Храм в с. Саберио.
  • Храм в с. Речхо-Цзири.
  • Храм в с. Царче.
  • Храм в с. Зени.

***

  • Гагрский район – 14 храмов.
  • Гудаутский – 32 храма.
  • Сухумский – 20 храмов.
  • Гульрипшский – 30 храмов.
  • Очамчирский – 30 храмов.
  • Ткварчальский – 10 храмов.
  • Гальский – 8 храмов.
  • ВСЕГО: 144 храма.

В данном списке не перечислены деревянные храмы, они полностью уничтожены. Их количество достигало около 20. В среднем, общее количество храмов на территории Абхазии в прошлом достигало 160.

Предводитель «Абхазской православной церкви» Висссарион Аплиа заявил вчера, что приостановленное на время богослужение возобновилось 27 февраля.

Отметив, что разговоры об автокефалии являются «преждевременными», Аплиа сказал, что Сухуми, прежде всего, необходимо восстановить автономию собственной церкви при поддержке Русской Православной Церкви.

По словам Виссариона Аплиа, «восстановление абхазского католикосата, это процесс очень долгий», но самое главное достижение – это то, что Абхазию больше не связывают с Грузинской Православной Церковью.

«Конечно, грузины будут не согласны, но мы сами внутри Абхазии должны быть в единстве и это самое главное. Тогда наш вопрос будет решаться легко, потому что и Москва не может понять хотим мы Константинополь или восстанавливать православие с ними», – сказал Аплиа.

По его словам, Московский Патриархат поможет им организовать богослужения на абхазском языке, для чего в России будет издана специальная литература, будет создана комиссия по переводу и Абхазия получит церковные предметы.

19 февраля предводитель «Абхазской православной церкви» приостановил служение во всех церквях на оккупированных территориях и призвал Москву определить статус абхазской церкви.

В ответ на это Патриархия Грузинской Православной Церкви осудила призыв Виссариона Аплиа, заявив, что «Абхазия исторически является частью Грузии, как политически, так и духовно», и что службы в регионе всегда проводились на грузинском языке.

Абхазия является канонической территорией Грузинской Православной Церкви и известна как Цхум-Абхазская или Сухумско-Абхазская епархия, хотя после конфликта 1992-1993 годов Тбилиси больше не осуществляет церковный контроль над этой территорией.

Абхазия — прекрасная древняя страна, раскинувшаяся между ласковым Черноморским побережьем и суровым Кавказским хребтом. Мягкий климат, теплое море и щедрая природа здесь возвращают телесное здоровье, а святые места, к которым можно совершить паломнический тур в Абхазию, даруют благодать духовную. Тысячелетняя история государства воплотилась в величественных храмах и святилищах, почитаемых местах и источниках, к которым совершают паломнические поездки в Абхазию.

Грот и храм Симона Кананита, Новый Афон

ХРАМ СИМОНА КАНАНИТАХристианство установилось в Абхазии в V-VI веках, но пришло в эти места значительно раньше, несомое учениками Христа. В I веке в страну прибыли гонимые из Римской империи апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. Андрей ушел дальше, а Симон Кананит остался жить в гроте в Анакопийском ущелье и нести слово Божье жителям этих мест, а впоследствии принял здесь мученическую смерть. В месте гибели апостола в V-VIII в. построили храм в его честь. Он а также грот стали местом паломнических поездок. Новоафонский монастырский комплекс (монастырь святого апостола Симона Кананита на Новом Афоне) был возведен неподалеку в конце XIX в. Он объединил 6 храмов и центральный Пантелеймоновский собор.

Каманы

Абхазское село Каманы Абхазское село Каманы — одно из наиболее почитаемых святых мест страны и цель множества паломнических туров. Оно связано с именами сразу трех христианских святых: св. Василиска и Иоанна Златоуста, принявших смерть и похо роненных здесь в разное время (VI-V вв), а также Иоанна Предтечи (Крестителя), глава которого была укрыта в гроте близ Каман от христианских гонений. Для совершающих паломничество в Абхазию село является одним из мест, которые надо непременно посетить.

Мироточащие иконы в Илоре

Храм св. Георгия в селе Илор — одна из наиболее посещаемых святынь Абхазии. Постройка его относится к XI в., но впоследствии претерпел множество изменений. Постройка и существование храма овеяно множеством легенд о чудесах, но сегодня паломников привлекают сюда мироточащие иконы.
Туристические паломнические поездки в Абхазию из Москвы с паломнической службой Товия не требуют оформления визы и доступны по цене. Мы возьмем на себя все хлопоты по организации поездки, чтобы вас ничто не отвлекало от духовного сосредоточения.
На главную