Православные святыни белоруссии

Куда поехать туристу, чтобы погрузиться в историю белорусского православия

Куда поехать туристу, чтобы погрузиться в историю белорусского православия
1. Крест Евфросинии Полоцкой
Эта женщина, в миру Предислава, — наиболее чтимая белорусская преподобная. Она родилась в самом начале XII века в семье витебского князя, но беззаботной придворной жизни уже в 12 лет предпочла монастырь. Есть предположение, что она не только внучка Владимира Мономаха, но еще и дальний потомок Владимира Крестителя.
Однажды во сне к Евфросинии пришел ангел, отвел в небольшую деревеньку Сельцо близ Полоцка и сказал всего четыре слова: «Здесь надлежит тебе быть!». Когда видение повторилось трижды, Евфросиния начала строительство в Сельце Спасского монастыря. Позже там появился и храм, а Евфросиния тем временем пополняла местную библиотеку, сочиняла музыку и вела летописи.
А еще – открыла ювелирные и иконописные мастерские. И именно в одной из них в 1161 году был создан умельцем Лазарем Богшей шестиконечный крест высотой почти в 52 сантиметра. Основа его выполнена из кипариса, крест отделан золотыми и серебряными пластинами и драгоценными камнями.
Довольно быстро он стал символом полоцкого православия: святыня немало путешествовала, была вывезена в Смоленск, оттуда, спустя три века, отправилась в Москву. Еще позже крест взял с собой в поход на Полоцк Иван Грозный, пообещав вернуть его на родную землю в случае победы, и слово свое сдержал. Так крест Евфросинии оказался в Софийском соборе Полоцка. До Великой Отечественной войны реликвия покидала Беларусь лишь на небольшое время. А после нашествия фашистов… пропала! ООН искала ее в США, многочисленные историки и исследователи – на всей когда-то оккупированной части СССР, но успехом эти поиски не увенчались…
Копию креста создали лишь в 1997 году, она хранится в том месте, ради которого когда-то сотворили и оригинал – в Спасо-Преображенской церкви.
2. Софийский собор в Полоцке
Одно из основных мест паломничества для христиан всего православного мира. Он был религиозным центром Полоцкого княжества и скопирован строителями-византийцами со знаменитого одноименного собора в Константинополе. В Древней Руси было еще только два его аналога – в Киеве и Новгороде.
В соборе располагалась усыпальница с 16 древними саркофагами и богатейшая библиотека.

От первоначальной постройки XI века до нас дошли старинный фундамент, части стен и столбы, а самое главное – уникальные фресковые росписи.
При Петре I здесь был склад боеприпасов и амуниции для солдат, принимавших участие в Северной войне. Спустя век тут, в специальной нише в стене, прятали Крест Евфросинии Полоцкой. Еще через полтора столетия тут расквартировались фашисты…

Каждая война оставляла после себя разрушения, собор перестраивали в XVIII веке, но ряд его архитектурных особенностей удалось сохранить: семиглавие храма, использовавшиеся при первоначальном строительстве необработанные камни-валуны, копия «Тайной вечери» да Винчи и изображение Спаса Нерукотворного.
Где находится: Витебская область, город Полоцк, набережная Западной Двины, точный адрес – улица Замковая, 1.
Как добраться: самый экономный способ – на поезде из Минска, ходят они часто, но все – во второй половине дня или вечером. Время в пути – 4-7 часов, цена билета в плацкартный вагон от 1000 рублей. Доехать можно и из столицы России. Поезд «Москва-Рига» дороже – от 3000 рублей.
Что еще посмотреть: Прямо возле собора стоит Борисов камень, ему 800 лет и на нем выбиты древние православные надписи и изображения крестов. Здесь находится и копия креста Евфросинии Полоцкой, и несколько связанных с Преподобной сооружений: Спасский монастырь, Спасо-Преображенский храм и Крестовоздвиженский собор. Неподалеку – домик Петра I и памятник букве «Ў», которая есть только в белорусском алфавите.
3. Минская икона Божией Матери
500 лет эта икона была одной из святынь православного Киева. По преданию, писал ее сам святой апостол Лука, а в русские земли ее привезли из Херсонеса. В конце XV века захвативший Киев татарский хан Махмет Гирей устроил в городе погром; с древней иконы сорвали ризу и бросили в Днепр. Но утопить ее не удалось. Через 18 лет, в 1500-м, жители Минска увидели яркий свет, исходивший из реки Свислочь…
Образ Богородицы остался жить в Минске: Минской Божией Матери молились об избавлении от нашествия врагов, исцелении болезней; икона помогала справляться со скорбью и искушениями.
IMG_3541b.jpg
Больше четырех веков она оставалась в Минске, пока не была изъята советскими властями в 1936 году. Пролежав несколько лет в запасниках, она попала в руки немцев, но почти сразу же благочестивая православная жительница Минска выпросила у оккупантов икону. Ее имя – Варвара Слабко – осталось в истории, а подвиг — сохранил реликвию для белорусов. В 1945 года святыню перенесли в Свято-Духов кафедральный собор, там она хранится и по сей день.
Где находится: город Минск, улица Кирилла и Мефодия, 3
Как добраться: если вы уже в Минске, то проще всего взять такси. Выйдет недорого, откуда бы вы ни поехали – это самый-самый центр города. Собор открыт с раннего утра и до позднего вечера, а на случай сомнений можно записать телефон дежурного: +375 17 3276609
4. Туровские каменные кресты
Еще одна история, которую надо рассказывать с самого момента Крещения Руси. Вскоре после него, как утверждают летописцы, в город Туров из Киева по Днепру и Припяти приплыли против течения десятки каменных крестов. Стоило местным жителям их достать, как воды реки окрасились в красный цвет…

Это сейчас Туров – небольшой городок, население которого едва переваливает за 3 000 человек. Тогда же он был столицей у дреговичей, имел важное геополитическое значение и готовился стать столицей Туровского княжества.
Кресты так и оставили на берегу по всей Туровщине, целое тысячелетие им поклонялись, носили монеты и мясо, ходили к ним крестным ходом. Пока советская власть не расправилась с реликвиями: часть, говорят, сломали, часть сбросили в воду, а один отправили в музей в Гомель. Но спустя какое-то время утопленные кресты снова появились в реке.

В итоге несколько из них удалось сохранить силами прихожан, а один… Один растет из-под земли на Борисоглебском кладбище. Загадка эта скорее геологическая: еще тогда – в 30-х – местный житель увидел утопленный крест в реке, достал его, и чтобы советские власти снова до него не добрались, закопал неподалеку, на погосте. Вроде как этот каменный крест и карабкается уже два десятилетия к солнцу и воздуху – и успешно.
Где находится: Гомельская область, город Туров, Туровская Церковь всех святых, улица Ленинская, 99. Там хранятся два двухметровых креста.
Если надо посмотреть все, то придется заглянуть в деревушки Погост и Вересница (по 10 км от Турова в разные стороны) и добраться до Гомельского областного краеведческого музея (Гомель, площадь имени Ленина, 4). И, конечно, растущий крест на Борисоглебском кладбище. Местные проводят.
Как добраться: Непросто. Сначала из Минска поездом до Гомеля (5 часов, 1100 рублей за билет в плацкартный вагон, купе вдвое дороже), а потом автобусом до Турова – это еще 5 часов.
Что еще посмотреть: Есть сохранившийся фундамент церкви, построенной еще в XII веке. Он простоял около 60 лет и был разрушен землетрясением. То было самое крупное религиозное сооружение в западной части Древней Руси.
Зато в Гомеле, если поедете, загляните в местный дворцово-парковый ансамбль. Собственно, краеведческий музей – его составная часть. Его построили еще в XVIII веке, и там можно узнать многое из истории областного центра на полмиллиона жителей.
5. Жировицкая (Жировичская) икона Божией Матери
По преданию, икону когда-то нашли юные пастухи в ветвях грушевого дерева, недалеко от деревни Жировичи. Пастухи отдали находку своему хозяину Солтону, а тот запер ее в ларец. Решив на следующий день похвастать перед гостями такой красотой, он иконы в ларце не обнаружил. Зато обнаружили пастухи: на том же дереве. Пораженный Солтон пообещал построить (и построил) на этом месте церковь.
Спустя почти век церковь сгорела. Икона, как решили местные жители, тоже. Но затем крестьянские дети, возвращаясь из школы, увидели невероятной красоты деву, сидящую на камне возле сгоревшего храма. В руках у нее была та самая икона. Дети побежали рассказывать об этом родителям, а когда вернулись, девы уже не было. Зато икона осталась.

Реликвия пережила несколько войн, все это время творя чудеса: лечила от чахотки и беспамятства, немоты и ревматизма, даже помогала рожать и избавляла от аллергии. К ней приезжали молиться монархи Польши и Речи Посполитой…
Ikona_1.jpg
Сейчас она — в иконостасе Царских врат главного храма монастыря.
Где находится: Гродненская область, деревня Жировичи, Успенский собор Свято-Успенского Жировицкого монастыря, улица Соборная, 57. Есть сайт (http://zhirovichi-monastery.by), на котором можно подсмотреть контакты.
Как добраться: Из Минска лучше ехать на маршрутке. Они ходят с вокзала, доезжают прямо до ворот монастыря. Время в пути – не больше 2,5 часов. Если одного дня не хватит, то есть гостиница для паломников в 400 метрах от монастыря. В областной центр – Гродно – по пути заехать не получится. Далеко (150 км) и в другую сторону, чем Минск. Так что если в планах есть и этот город, то его надо посещать отдельно. Тем более, что есть повод.
6. Борисоглебская (Коложская) церковь
Построена в 1140-1180-х годах на берегу Немана то ли самими гродненскими князьями Борисом и Глебом, то ли их детьми. Храм построен в стиле чернорусского зодчества (Черной Русью называли все русские земли, оказавшиеся во власти Речи Посполитой и Великого Княжества Литовского), и это единственный сохранившийся памятник этого стиля.
В XIII веке церковь разрушали крестоносцы, в XV – войска Ивана III, спустя век ее восстановили, а спустя еще один она оказалась в запустении. Потом было обрушение стен… И несмотря ни на что — подобных построек в мире больше нет. Потому Беларусь настаивает на внесении Коложской церкви во всемирный список наследия ЮНЕСКО. Сейчас храм отреставрирован, в нем проводят богослужения.
Где находится: Гродненская область, город Гродно, улица Коложа, 8. Есть сайт (http://kalozha.by), там можно найти телефоны и адреса электронной почты
Как добраться: Поезд Минск-Гродно (5-6 часов в пути, 1500 рублей за место в плацкартном вагоне) или маршруткой из Минска (ехать примерно столько же, цена вопроса — 500 рублей), они отходят примерно каждый час от железнодорожного вокзала.
Что еще посмотреть: Гродно – это город-памятник, в котором сохранилось немало артефактов прошлого. Тут и королевские замки, и дворцы магнатов, и католические святыни, и синагога. На все это стоит потратить время, да и простая прогулка по почти нетронутым кварталам XIX века наверняка доставит туристам немало удовольствия.
Вениамин Лыков

Как и почему водные источники становятся святыми, корреспондент агентства «Минск-Новости» узнала в беседе с белорусским этнографом Татьяной Володиной.

Скрещенье двух мировоззрений

— Почитание святых источников в Беларуси — одна из отличительных традиций народной культуры, которая зародилась в языческие времена и сохраняется по сей день, — говорит заведующая отделом фольклористики и культуры славянских народов Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси доктор филологических наук Татьяна Володина. — История этой традиции непростая. На заре христианства епископ Туровский, святитель Кирилл, выступил категорически против почитания криниц, расценив это как идолопоклонство. Однако культ уже настолько укоренился на землях наших предков, что со временем православные и католические духовные лидеры вынуждены были адаптировать и включить его в церковные практики. Сегодня поклонение святым источникам — яркий пример так называемого народного христианства, в котором пересекаются два мировоззренческих пласта.

По данным белорусских этнографов, в Беларуси приблизительно 200 сакральных криниц. Но специалисты подчеркивают: эта цифра условная. Одни источники зарастают и исчезают, другие, прежде неизвестные, открываются и освящаются.

Как источники становятся святыми

Основным толчком к наделению природного объекта статусом святого служит его положение в мифопоэтической картине мира местного населения. Обычно его расположение отмечено легендарными событиями и считается территорией, где реальный, земной мир соприкасается с миром духов, высших сил, способных откликнуться на наши просьбы и оказать помощь. Нередко такие криницы находятся на святой горе, рядом со святыми камнями или деревьями и вместе образуют особо почитаемое место.

Вода большинства сакральных источников отличается исключительной чистотой, прозрачностью, замечательным вкусом, а также (и это доказывают исследования!) высоким содержанием полезных веществ: минералов, солей и т.д. Поводом к мифологизации криниц нередко становится и тот факт, что они не замерзают зимой и не прогреваются летом; круглый год вода в них остается одной и той же температуры.

— В Беларуси есть святые источники, которым поклоняются на протяжении многих веков, — обращает внимание Татьяна Володина. — Например, Голубая криница, или Синий колодец, возле деревни Клины Славгородского района Могилевской области, самый большой родник на территории Беларуси и всей Восточно-Европейской равнине, куда ежегодно приезжают тысячи паломников. Но выстраивать иерархию источников, определять степень их сакральности абсолютно неверно. Каждый такой объект значим для своей территории.

1-blakitnaya-kryinitsa-lya-v-klinyi-slaugaradski-rayon-zdyimak-t-valodzinay-copy

Здымак Т.Валодзінай

Голубая криница, или Синий колодец, возде д. Клины

Вначале было чудо

В зависимости от историй своего рождения, все святые источники условно делятся на несколько групп.

Одни из них, согласно поверьям, возникли после проявления в каком-то месте божественного, сакрального. Например, на дереве или камне проявилась икона или лик Иисуса Христа, Божией Матери, святого Николая. Или они приснились кому-то из местных жителей и указали, где искать чудесную воду. В Быховском районе есть криница, которая называется «Под Николкой». На этом месте регулярно видели лик святого Николая. Этот знак побудил церковнослужителей освятить родник. В деревне Горы Краснопольского района есть подземный источник, который, согласно преданьям, стал бить там, где остановилась во время своего пути Богородица.

51Святая крыніца ля в. Горы, Краснапольскі раён. Здымак Т.Валодзінай Подпись: Святая криница возле д. Горы

Возникновение других источников связано с метаморфозами. О знаменитой Голубой кринице в Славгородском районе рассказывают разные легенды. Одна из них гласит: была у богатого помещика дочь Екатерина, которая полюбила простолюдина Степана. Отец противился такому выбору, хотел выдать ее за зажиточного Ивана. И предложил соревнование: пусть оба молодца возьмут по валуну и бросят их — чей камень дальше улетит, тому и достанется дочь. Вышли Степан и Иван на берег Сожа помериться силой, и победил Иван. Тогда девушка взобралась на Иванов камень и сказала: «Чем с нелюбимым жить, лучше буду водой служить». И разлилась зеркальной гладью.

Есть в Беларуси святые криницы (например, возле деревни Витовка Дзержинского района), которые появились, согласно легендам, на месте провалившихся под землю храмов.

50-kryinitsa-lya-v-vitauka-dzyarzhyinski-rayon-zdyimak-t-valodzinay-copy

Здымак Т. Валодзінай

Источник возле д. Витовка

Встречаются и такие родники, которые будто бы выкопали животные. Рассказывают, что источник рядом с деревней Морговица Докшицкого района вырыла свинья. В Петриковском районе есть криница, которую, как гласит молва, выбил копытом вол.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Здымак У.Лобача

Источник Святой колодец возле д. Морговица

Однако больше всего святых источников в Беларуси связано с преданиями о чудесных исцелениях. О Пустынковской кринице, что в Мстиславском районе, ходит такая легенда. Слепому князю Лугвену Симеону привиделся сон, в котором богообразный старец советует ему отправиться в пустынь, найти там источник и водой из него омыть лицо. Князь так и поступает, в результате чего прозревает. Первое, что он видит в ветвях растущей рядом липы, — икону Богородицы. В память о выздоровлении Лугвен Симеон повелевает построить храм и заложить мужской монастырь.

53-pustyinski-mstsislauski-rayon-zdyimak-a-boganevay-copy

Здымак А. Боганевай

Пустынковский источник Мстиславского района

Или история Раковского источника, известного с XV века. Говорят, жил в тех местах больной незрячий мужчина. Во сне Пресвятая Дева повелела ему выйти на окраину города. Он послушался, но из-за слепоты заблудился в лесу и случайно набрел на родник. Утолив жажду и умывшись, мужчина прозрел и исцелился. Там же, у источника, на дереве он увидел сияющую в лучах света икону, которая получила название Раковской иконы Пресвятой Богородицы. А вскоре здесь возвели небольшую церковь.

При каких недугах обращаться

Вода из святых источников считается целительной не только для тела, но и для духа; ее наделяют способностью избавлять от самых разных недугов, а также поддерживать здоровье, не впускать внутрь себя хвори. Некоторым криницам приписывается более узкая «специализация». В Беларуси больше всего тех, которые имеют славу глазных лекарей. За этим кроется и мифологический мотив: родник часто воспринимается как око земли. Бытует поверье: если промыть глаза водой из трех святых источников, то в течение года не будет проблем со зрением. К слову, Крупецкий источник в столичном микрорайоне Веснянка именно из их числа.

К некоторым криницам (например, у Свято-Николаевского храма в Логойске, в деревне Сорочино Ушачского района, в деревне Черневичи Глубокского района) народная молва рекомендует обращаться женщинам, страдающим бесплодием. Витебский источник в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы, по словам посетителей, помогает при болезнях ног. Есть источники, вода которых очень эффективна, как уверяют, при кожных патологиях.

Дар за дар

Святые источники по сей день воспринимаются в народном сознании как живые. Они чутко реагируют на отношение к себе: могут сердиться, обижаться, наказывать за недостойное поведение. Считается, что ухаживать за ними, поддерживать их чистоту могут только невинные, непорочные девушки или честные вдовы. Легенды рассказывают, как вода надолго исчезала из тех мест, где это правило нарушалось. А в некоторых криницах, гласит молва, вода закипает и может даже обжечь, если к ним подходят люди со злыми помыслами.

Традиция требует соблюдения определенных правил поведения в святых местах. При обращении к воде, которая наделена сверхъестественными свойствами, во многих регионах Беларуси остается актуальным принцип «дар за дар». Прежде в криницы символически бросали монетку, клали рядом кусочек хлеба, пирога, яблоки. На деревья, кустарники возле них вешали рушники, ленточки.

В зоне Поднепровья до сих пор распространена практика обета, жертвы в отношениях со святой водой. В благодарность за исполнение просьб и желаний обратившиеся обязуются на протяжении года расчищать источник, поставить возле него крест, регулярно наведываться с дарами и т.д. Конечно, приехать к святому месту и набрать воды можно в любое время. Но у большинства криниц есть праздник особого почитания. Обычно он совпадает со Спасом (яблочным, медовым или ореховым); Троицей или днем Святых — Яна, Ильи, Николая, Бориса и Глеба, Параскевы Пятницы и т.д. По случаю таких торжеств священники совершают молебен, благословляют крестный ход. После этого разворачивается фэст, с ярмарками и игрищами.

Святые источники Минска и Минской области

Минск: микрорайон Веснянка, Крупецкий источник.

Минская область:

Борисовский район, д. Барань Свято-Ксениевский женский монастырь.

Воложинский район, г. Раков.

Воложинский район, д. Лоск.

Дзержинский район, д. Витовка.

Логойск, Свято-Николаевский храм.

Логойский район, д. Горно.

Минский район, д. Кукелевщина, Святые криницы на территории Красносельского лесничества.

Минский район, д. Липовая Колода, источник в честь Божьей матери.

Пуховичский район, д. Орешковичи.

Слуцкий район, д. Покрашево.

Слуцкий район, д. Греск.

Фото предоставлено Татьяной Володиной

Знаменье чудное явилось: из недр подземных вдруг возник, как знак, как Божеская милость, прозрачный ключ, святой родник… Родники, ключи, студеницы у славян всегда были в почете. Такой воде приписывалась целебная сила. Известно немало примеров, когда человек приходил на источник смертельно больным, а уходил полностью здоровым. Именно сейчас, в канун Крещения, больше всего верующих отправится к святым ключам. Немало таких и в Беларуси. О них мне и рассказала Наталья Огорелышева, сотрудник паломнического отдела Белорусской Православной Церкви.

Среди известных родников Восточно-Европейской равнины источник «Голубая криница”, который находится в Славгородском районе, по праву ставят на первое место, а почитается он с глубокой древности. По заключению ученых этот источник может служить эталоном чистоты подземных вод.
Фото БЕЛТА

Дар Божий
Самые известные святые ключи бьют в Жировичах, что под Слонимом. Первый источник, согласно церковному преданию, появился в 1470 году у старой груши, на которой явилась икона Божией Матери, названная впоследствии Жировичской. Вскоре здесь был построен храм, а под его алтарем оборудован колодец. И сегодня этот старейший источник, получивший название «Заалтарный”, находится на территории монастыря. Другие криницы, освященные во имя Иоанна Крестителя и икон Божией Матери «Казанская” и «Владимирская”, бьют в полутора километрах от храма. Но начало свое они берут все в том же первом ключе.
Вода из Жировичских источников уникальна. Она помогает при параличе, радикулите, ревматизме, шпорах на ногах, головокружении, беспамятстве, сложных родах и бесплодии, «растворяет” кисты и т. д.
У каждого источника — своя история. Так, Святая криница, что в 0,5 км от деревни Новый Дедин Климовичского района появилась на месте утонувшей церкви. А Колокольная криница у деревни Родня этого же района названа в честь украденных колоколов, которые воры пытались оприходовать на берегу реки Мурашки, где она и возникла.

По преданиям, в источнике в честь святой блаженной Ксении Петербургской в деревне Барань Борисовского района (на территории Свято-Ксениевского женского монастыря) воду брала сама Евфросиния Полоцкая.
В селе Вежное, что в Каменецком районе, источник забил как дар к 200-летию Свято-Николаевского храма. В 1981 году рыли канал, и вдруг из-под ковша бульдозера взметнулось в небо сразу несколько мощных фонтанов. Со временем сила их ослабла, и они превратились в ключи. Люди с удовольствием пьют вежнянскую воду, дающую облегчение при различных недугах. В ее составе — необходимые организму микроэлементы.
Прочь, недуги!
При тяжелых недугах в старину советовали омыться в «семи водах”. Или же перейти вброд, погрузившись по шею, быструю речушку или ручей.
В том, что вода может лечить, уже никто не сомневается: ученые это давно доказали. Помимо благодати, она, как известно, имеет и собственную память. Физики бы сказали, что у воды, бьющей из глубин, информационная матрица чиста. Взаимодействуя с организмом человека, она смывает слабые электромагнитные поля, возникшие вследствие заболевания, и выравнивает энергетику человека.

Не одно столетие животворит на северо-восточной окраине Могилева Полыковичская криница, над ней возведена часовня святой великомученицы Параскевы.
Фото Максима Вечера

В чудодейственную силу воды верили, верят и будут верить. И каждый из источников получает свою «медицинскую” направленность. Но деление это очень условно: любая криница может исцелить недуг — была бы вера.
Так, от многих болезней (особенно ног) помогает вода из источника в честь святой великомученицы Параскевы, что в Витебске. Для лечения суставов и спины берут воду из криницы у деревни Горка Дятловского района.
Ключ в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник”, бьющий из земли у деревни Витовка Дзержинского района, лечит болезни глаз, сердца, сосудов и опорно-двигательного аппарата. Поможет поддержать больное сердце и вода из криницы «У Краснолучки”, что на Лепельщине.
Среди людей, потерявших зрение, хорошо известен Раковский источник. По преданию, в XV веке к жителю Ракова, уже лежащему на смертном одре, во сне явилась Пресвятая Богородица, велела идти в лес и там копать около большого дерева. Не успел он отгрести немного земли, как пошла вода. Напившись ее и омыв лицо, он чудесным образом выздоровел и прозрел.
Помогает при болезнях глаз и вода Крупецкого источника, что в столичном микрорайоне Веснянка, у храма в честь Крупецкой иконы Божией Матери. А также из криниц у деревни Великая Кракотка, что на Слонимщине, и у деревни Проща Осиповичского района.

Помогает прозреть и вода Пустынского родника, который бьет в Свято-Успенском мужском монастыре в деревне Пустынки Мстиславского района. Она же заживляет раны и возвращает душевное спокойствие.
Овеян легендами и рассказами о чудесном выздоровлении и Логойский источник во имя Николая Чудотворца. Он забил намного раньше, чем был построен храм. Говорят, вода смывает болезни и тревоги, помогает избавиться от врагов видимых и невидимых. Ведь именно с ними и боролся святой. Кстати, у воды из Логойского источника еще и хороший минеральный состав, включая ионы серебра.
Одно из уникальных мест для паломников на Гомельщине — деревня Черное в Речицком районе. Вода источника исцеляет людей, страдающих пьянством и наркоманией.
Удивительное — рядом
В 8 км от Славгорода Могилевской области находится уникальная «Голубая криница”. Этот источник известен еще с дохристианских времен. Ученые относят его к очень редкому типу — вода выходит на поверхность с глубины 100—200 метров, проходя сквозь толщи древних отложений мела. В сутки на поверхность поднимается около 5000 м3 чистейшей воды. Настоящее озеро!
Источник является самым крупным из известных родников как в Беларуси, так и во всей Европе. В старину его именовали «Синим колодцем”: вода в нем голубовато-бирюзовая, а из глубин словно бьет луч света.
Уже более тысячи лет идут люди за помощью к «Голубой кринице”. Особенно много паломников 14 августа — в Медовый Спас: считается, что вода в этот день становится особенно целебной. По поверьям, чтобы выздороветь, нужно трижды (а лучше 7 или 40 раз) перейти от берега до берега ручей со студеной водой — и зимой, и летом ее температура составляет +8 градусов.
Не менее уникальная криница находится в Новогрудском районе между деревнями Косичи и Старые Гончары. Больному мужчине о ней рассказали в Тибете, поведав, что таких источников в мире всего семь. Уникальность его в том, что из двух криниц течет разная вода — «мертвая” и «живая”. Их легко различить. Первая — спокойная, тихая, а вторая — журчащая. Мертвая вода очищает организм, а живая регенерирует его.
Совет да любовь
Святая вода помогает не только хвори исцелить, но покой и мир внести и в душу, и в дом, если разлад в нем. Одна из таких «семейных” криниц находится вПетриковском районе между деревнями Залесье и Челющевичи. После регистрации брака молодые приезжают сюда, чтобы омыться святой водой и дольше оставаться здоровыми и счастливыми.
Не забывают дорогу свадебные кортежи и к «Покрашевской крыничке”, расположенной в роще на окраине деревни Покрашево, что на Слутчине.

За счастьем в семейной жизни минчане идут к Крупецкому источнику, а могилевчане — к Полыковичской кринице, освященной в честь святой Параскевы, покровительницы супружеской жизни. Источник с часовней находится на берегу Днепра в 7 км от Могилева. По оценкам археологов, он появился еще до нашей эры. В исторических документах селение Полыковичи и сам родник впервые упоминаются в 1552 году. Наибольшую известность этот источник приобрел в XIX веке. Три раза в год — в восьмую, девятую, десятую пятницы после православной Пасхи здесь происходили чудеса исцелений. Есть данные и о том, что к источнику приезжал лечиться сам царь Николай II. Бывали здесь оберпрокурор Синода К. Победоносцев и «всесоюзный староста” М. Калинин.
С молитвой
У людей часто формируется неправильное представление о том, что такое святая вода и как ее необходимо употреблять.
— Если мы верим в Бога и считаем, что святые криницы — это те места, где благодать Божия преподается страждущим людям, то должны понимать, что Господь прежде всего желает духовного исцеления, — говорит протоиерей Александр Ширитон, настоятель прихода храма преподобного Серафима Саровского. — Люди не посещают церковь, не участвуют в ее Таинствах. И вместе с этим уповают на чудо, что святая вода решит все проблемы. Но чудо происходит только там, где душа подготовлена для принятия благодати. Это как в жизни: большой урожай принесет только то поле, на котором человек хорошо поработал. Для верующих людей — это участие в Таинствах, чтение Евангелия, исполнение заповедей, свершение дел милосердия. Только в этом случае каждый из нас может надеяться на то, что Бог даст исцеление.
Перед тем как пить святую воду, прочитайте ту молитву, которую обычно предлагает памятка для паломника при источнике, или же другую, знакомую вам, а потом своими словами попросите у Бога то, в чем нуждаетесь. Святой источник примет всех, кто пришел с открытым сердцем и с молитвой о помощи себе и своим близким. Традиционно люди окунаются трижды, обязательно с головой (если могут), при этом каждый раз перекрестившись.
— Купаться при плюсовой температуре воздуха не так комфортно, как при минусовой, — дополняет Наталья Огорелышева. — Ведь когда на дворе мороз, вода становится теплее воздуха. Поэтому, ныряя с головой в прорубь, даже согреваешься.
Выйдя из купели, перекреститесь перед иконой и поблагодарите Бога и святых. Окунаться в святой источник можно хоть каждый день — ограничений здесь нет.