Православные традиции

Желательно, чтобы как мужчины так и женщины одевались везде на монастырской территории таким образом, чтобы по крайне мере колена и плечи были покрыты. Следовательно открытая одежда не подходит в монастыре.

Курить разрешается только в обозначенных для этого местах. Жителей монастыря не разрешается фотографировать без разрешения. Фотографировать во время богослужений не разрешается. Пользоваться вспышкой и штативом в храмах разрешается только с письменного разрешения настоятеля монастыря.

Собак или других домашних животных не разрешается приводить на монастырскую территорию. Для любимцев однодневных посетителей имеется место на территории монастырской стоянки машин. Машины необходимо оставлять на местах, указанных для них.

Традиционно мужчины стоят в храме справа от двери и женщины слева. На службах принято стоять, но в храме стоит несколько скамеек, на которых можно отдохнуть во время службы. Но церковный народ должен бы вставать минимум во время чтения Евангелия, во время пения молитвы Отче наш и во время евхаристии, т.е. освящения даров. Также хорошо помнить, что в храме не подабает сидеь нога на ногу и стоять руки за спиной.

Желательно, чтобы женщины на монастырских богослужениях покрывали голову или платком или другим головным убором.

Введение.

В настоящее время Русская православнаяцерковь по-прежнему занимает в нашейстране ведущее место по числу сторонниковвероисповедания, хотя уже с 1917 годаявляется отделенной от государства.Русская православная церковь (РПЦ)является самостоятельной церковью. Еевозглавляет патриарх, избираемыйпоместным собором пожизненно.

Православному христианину в течениеего жизни полагается отправлятьдостаточно большой круг разного родабогослужений, то есть обязанностей всоответствии с канонами и обычаямисвоей веры. В последние годы растетчисло людей принимающих крещение,скрепляющих свой брак церковнымвенчанием, провожающих в последний путьсвоих близких в соответствии справославными обычаями.

Наряду с этим увеличивается составбогослужения, оно становится все болеесложным и многообразным. Как нужноисполнять свой христианский долг,правильно подготовится к приобщению кСвятым Таинствам, в чем заключается ихобрядовая и духовная сторона?

Основу православного вероучениясоставляет Никеоцарьградский символверы, утвержденный на двух первыхВселенских соборах 325 и 381 годов. Этопредставления о триединстве Бога,боговоплощении, искуплении, воскресениииз мертвых, крещении, загробной жизнии т. д. Все основные положения верыобъявляются богоявленными и вечными.

Таинства христианства.

Таинства — культовые действия,во время которых «сообщается верующимневидимая благодать божья ”, то естьпроисходит оживление религиозногосознания путем напоминания содержанияи смысла основных положений вероучения.

Православная и католическая церковьпризнает семь таинств: крещение,причащение, покаяние (исповедь),миропомазание, брак, елеосвящение,священство.

Первоначально в христианстве было всегодва таинства – крещение и причащение.Все семь были признаны официально тольков 1279 году на соборе в Лионе. Все таинстваявляются заимствованными из дохристианскихкультов, получившими в христианственекоторые специфические черты.

Крещение является одним изглавных таинств и символизирует принятиечеловека в христианскую церковь. Вомногих языческих религиях практиковалиобряд омовения водой как очищение отзлых духов. Христианство толкует крещениекак смерть для греховной жизни ивозрождение для жизни духовной, святой.В православной церкви младенца триждыокунают в воду, в католической – простообливают водой. Православная традицияговорит о том, что вода должна быть безпримесей. Примесью считается и подогрев,поэтому если крещение происходит зимой,по строгим требованиям канона, водадолжна быть естественной (уличной)температуры. При крещении происходитимянаречение. Обычно имя выбиралосьсвященником исходя из имен святых,которым посвящен тот или иной календарныйдень. Недобросовестный священник могдать младенцу такое имя, которое ужевышло из обихода или звучит странно длясовременников.

Причащение, или святая евхаристия(«благоденственная жертва”), занимаетважное место в христианском культе. Полегенде, этот обряд был установлен самимХристом на тайной вечере. В память обэтом событии верующие вкушают причастие– хлеб и вино, веря, что вкусили тела икрови Христовой. Истоки этого обрядалежат в древних верованиях и основанына симпатической магии (путем поеданиячасти объекта придать себе качестваэтого объекта). Впервые обряд вкушенияхлеба и вина как способа приобщения кбожественным силам возник в ДревнейГреции. Ранние христиане этого обрядане знали. Только в 787 году Никейскийсобор официально закрепил это таинствов христианском культе.

Покаяние вменяется православными католикам в качестве обязательногорегулярного действия. Исповедь являетсясильнейшим способом контроля за мыслямии поведением верующего. В результатеисповеди и покаяния должно следоватьпрощение грехов. Отпущение грехов –прерогатива священника, которыйнакладывает наказание или предлагаетпуть исправления грехов (отлучение отцеркви – полное или временное, предписаниепоститься, молиться в течении определенноговремени). В раннем христианстве исповедьбыла публичной – вся община судила остепени проступка верующего. Только сXII века вводится тайнаяисповедь, при которой верующий каетсяв своих грехах одному священнику. Тайнаисповеди гарантируется. Процедураисповеди у православных и католиковразлична. Католики исповедаются взакрытых кабинках, при этом они не видятсвященника, а священник – исповедующегося.Таким образом, священник говорит с»душой” человека, не обращая вниманияна его внешний облик, который можетвызвать разные чувства. Православныйверующий исповедуется в притворе церкви.Священник покрывает его голову покрываломи возлагает на нее свои руки. Личностьисповедующегося для него не являетсятайной, как и для других присутствующих.

Проблема соблюдения тайны исповедивсегда решалась непросто. Нарушениетайны исповеди для «предотвращениябольшего зла” допускалось в случаях,когда на исповеди раскрывались сведенияо противоправительственных действиях.В 1722 году Петр Великий издал указ, покоторому все священники были обязаныдоносить властям о каждом выявленномслучае бунтарских настроений, замысловпротив государя и прочего подобного.Духовенство с готовностью выполнялоэтот указ. С другой стороны, церковьприсвоила себе право решать вопросы опрощении за антисоциальные поступки –убийства, воровство и т. д.

Вслед за крещением в православной церквисовершается миропомазание. Телочеловека смазывают ароматическим маслом(миро), с помощью которого якобы передаетсяблагодать божья. Древнее магическоепроисхождение этого обряда не вызываетсомнений. Помазание же как посвящениепрактиковалось уже в Древнем Египте иу иудеев. В Новом Завете нет ни слова омиропомазании, но оно было введено вхристианский культ, очевидно, с учетомего психологического воздействия.

Брак как таинство утвердилсятолько в XIV веке. Обрядэтот в христианских церквях относитсяк самым красивым и торжественнымдействиям, призванным оказать глубокоеэмоциональное воздействие. Очень многиеневерующие люди идут на совершениеэтого обряда из-за его красоты иторжественности.

Елеосвящение совершается надбольным человеком и состоит в смазыванииего деревянным маслом – елеем, котороеякобы является священным. Православнаяцерковь считает, что с помощью этогообряда совершается исцеление от болезней.Католики проводят его как благословениеумирающего. Связь с древними магическимиобрядами прослеживается в церемонииелеосвящения – читается семь апостольскихпосланий, произносится семь эктений(прощений), совершается семь помазанийбольного елеем.

Таинство священства совершаетсяпри вступлении человека в духовный сан.Епископ передает «благодать” новомусвященнику, возложив на его голову своируки. В отдаленном виде этот обряднапоминает обряды инициации в древниевремена. Подобные действия проводилии проводят различные закрытые общества(рыцарские ордена, масоны). Торжественностьцеремонии призвана подчеркнуть рольсвященников в выполнении миссии церкви.Посвящаемый дает клятву беззаветногослужения и получает соответствующиеоблачения.

Христианские обряды.

Молитва. Церковь требуетпостоянно молится, обращаясь к Богу илисвятым за помощью. Утверждается, чтомолитва каждого будет услышана иисполнена по вере его. Корни молитвы –в магических заклинаниях, которымидревний человек призывал духов на помощьили заклинал оставить его. Некоторыехристианские молитвы просто заимствованыиз более ранних религий – у древнихгреков, римлян, иудеев. Обязательностькаждодневного молитвенного обращенияк Богу с соответствующим каноническимтекстом усугубляется тем, что Богпонимает только определенный язык,используемый церковью. У католиков этолатынь, у православных – церковнославянскийязык. Поэтому обычно после обязательногомолитвенного зачина верующий обращаетсяк Богу уже на своем родном языке ибеседует с ним «без протокола”.

Иконы. Православная и католическаяцерковь придают большое значение культуикон. В раннем христианстве шлиожесточенные споры об иконах, которыерасценивались как пережитки язычестваи идолопоклонства. Действительно, вкульте икон сохраняются пережиткифетишизма. Это проявляется в техправилах, которые нормируют уход заиконой и оговаривают случаи ее уничтожения.Сжигать или как-то по-другому уничтожатьикону нельзя. Если она пришла в ветхостьи из-за этого больше вводит в искушение,чем придает святости, ее надо раннимутром пустить по речной воде – Бога самраспорядится ее судьбой. Именно так ипоступили с идолом бога Перуна в Киеве,когда князь Владимир с дружиной впервыекрестил своих подданных. Фетиши-идолыдолжны были творить чудеса, это жетребуется от икон – они «плачут”,покрываются «кровавым потом”, «самисобой” светлеют или темнеют и т.д. Вкатолицизме больше скульптурныхизображений божеств и святых, а вправославии именно иконопись являетсяведущим религиозным искусством. Поэтомучудесных историй, связанных с иконамив православии больше.

Крест. Поклонение кресту являетсясамым вариативным обрядом. Крестомувенчаны храмы, одежды священников. Егоносят на теле верующие, без него необходится любой обряд. По утверждениюцеркви, крест почитается как символмученической смерти Христа, распятогона кресте. До христиан крест почиталикак священный символ в Древнем Египтеи Вавилоне, в Индии и в Иране, в НовойЗеландии и Южной Америке. Древнеарийскиеплемена почитали вращающийся крест –свастику (символ Хорса, бога солнца). Авот ранние христиане не почитали крест,считали его языческим символом. Толькос IV века в христианствеутверждается образ креста. Так до сихпор до конца и не ясно, почему у католиковкрест четырехконечный, а у православных– шестиконечный. Почитаются такжевосьмиконечные, одиннадцати- ивосемнадцатиконечные кресты.

Реликвии. В православии икатолицизме широко распространен культреликвий. Но особенно велика его рольв католицизме. Реликвии – это различныепредметы, принадлежавшие Иисусу Христу,Богородице, апостолам и святым. Средисредневековых реликвий можно былоувидеть части одежды Иисуса, волосыБогородицы, ребро Николая Чудотворца,капли крови Иисуса, зуб святого Петра,молоко Божьей Матери.

Мощи. Культ мощей соседствуетс культом реликвий. Здесь православнаяцерковь не отстает от католической.Мощи – это останки умерших, сохранившиесянетленными и обладающие даром чудотворения.Нетленность останков человеческоготела сильно действует на воображение– это знали еще древние египтяне,совершенствуя свое искусствомумифицирования. Условия, при которыхтело не разлагается, существуют в природев местах с низким содержанием влаги ввоздухе и почве. Киево-Печерская лавраявляется таким особым климатическимзаповедником, в пещерах которого телаумерших высыхают, но не разрушаются, идаже сохраняют индивидуальные черты.Естественно, этот монастырь пользовалсяи пользуется до сих пор самой широкойславой. Когда в конце XIXвека «запас” вновь обретенных мощейбыл исчерпан ( а без него невозможноподдерживать живое увлечение верой),церковь обосновала новое представлениео мощах. Ими объявлялись не толькоцеликовые останки человеческого тела,но и его фрагменты. Это значительнооптимизировало процесс обретения новыхсвятых мощей.

Святые места – это места,связанные с событиями церковной истории,с чудесами божьими, служащие объектомпаломничества верующих. В православиии католичестве почитается множествогор, водоемов, могил «божьих угодников”.Обычно в святом месте появляется образБогородицы или другого ответственноголица христианского пантеона и обращаетсяк верующим. С этими появлениями связываютнаступление поворотных событий в жизничеловечества или особую целительнуюсилу данных мест. Иногда вместо самойБогородицы или другого святого появляетсяизображение – икона, выполненная наразличных материалах, или предмет изразряда священных (легендарная ЧашаГрааля, предметы старинной церковнойутвари). Святые места привлекают к себелюдей, отчаявшихся найти исцеление.

Культ святых основан на вере вто, что некоторые люди, достойно проявившиесебя в жизни получают божий дарчудотворения и способность влиять насудьбы людей после своей смерти. Культсвятых берет начало в культе героевприсущем древним религиозно-мифологическимпредставлениям. Мало того, многие святыехристианства были просто заимствованыиз древнегреческого культа (древнеримскийбог Сильван превратился в святогоСильвана, бог Аполлон – в святогоАполлона), даже их храмы простоприспосабливались под христианскийкульт. Каждому святому присвоена особая»специальность” – святой Петрпокровительствует рыболовству, святаяЕлена – льноводству, святой Модестоберегает скот от падежа, святой Фалалейзаведует уродаем огурцов. При головнойболи следует обращаться к ИоаннуПредтече, при болезнях глаз – к святомуНиките и Симеону Праведному, при зубнойболи – к священномученику Антипе, прижелудочных заболеваниях – к АртемиюВеликомученику. Канонизация конкретнойисторической личности в ранге святогоили мученика обусловлена всегдаполитическими соображениями (как вслучае с последним российским царем).

Посты играют важную роль вхристианском культе. В православномцерковном календаре около 200 дней занятопостами. Для верующего обязателен постпо средам и пятницам в течении всегогода, в крещенский Сочельник, в деньусекновения головы Иоанна Предтечи ив праздник Воздвижения Креста Господня.Великий пост начинается с понедельника,после сыропустной недели (Масленицы),и продолжается семь недель до Пасхи. Онразделяется на части: святую четыредесятницуи Страстную Седмицу. Успенский постпродолжается с 1 по 15 Августа. Рождественскийпост длится сорок дней (с 28 Ноября по 7Января).

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 7 мая 2020 г. — Федеральный закон 2020 г. N 11-ФЗ

См. предыдущую редакцию

1) коренные малочисленные народы Российской Федерации (далее — малочисленные народы) — народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйственную деятельность и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации по предложению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной национальной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной национальной политики (далее — уполномоченный орган), на основании представлений высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), на территориях которых проживают эти народы.

ГАРАНТ:

См. также перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 17 апреля 2006 г. N 536-р

Учитывая уникальность этнического состава населения Республики Дагестан по числу проживающих на ее территории народов, высшее должностное лицо Республики Дагестан (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти Республики Дагестан) с учетом положений абзаца первого настоящего пункта определяет количественные и иные особенности ее коренных малочисленных народов, а также устанавливает перечень этих народов с последующим включением его в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации;