Православные турки

28.08.2020

Президент Турции Эрдоган не ограничился превращением собора Святой Софии в мечеть. На очереди — бывшая церковь Христа Спасителя в Полях с уникальными фресками византийского периода.

Превратив всемирно известный собор Святой Софии в Стамбуле в мечеть, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган взялся за другую бывшую православную церковь в этом городе. 21 августа Эрдоган подписал указ, согласно которому отныне мусульманские богослужения будут проводиться в монастыре Хора в Стамбуле, в ансамбль которого входит византийская церковь Христа Спасителя в Полях.

Как и собор Святой Софии, монастырь Хора является частью Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здание, расположенное в стамбульском районе Фатих, было построено в VI веке во времена Византийской империи и превращено в мечеть в 1511 году после захвата Константинополя турками-османами. А в 1945 году правительство Турецкой республики присвоило церкви статус музея, после чего ее открыли для туристов.

Монастырь Хора в Стамбуле

Бывшая церковь Христа Спасителя славится своими уникальными и хорошо сохранившимися фресками и мозаиками. В последние дни в соцсетях можно увидеть множество видеороликов, на которых запечатлены длинные очереди перед музеем. Судя по всему, многие хотят в последний раз увидеть произведения искусства, прежде чем указ Эрдогана вступит в силу — ведь ожидается, что византийские фрески впредь будут закрыты шторами.

Стамбул — культурная столица Турции

Ожидается, что решение Эрдогана превратить музей Хора в мечеть повлечет за собой новый виток напряженности. Его аналогичные действия в отношении собора Святой Софии в июле 2020 года уже вызвали шквал критики по всему миру.

Глава Константинопольской православной церкви патриарх Варфоломей, в частности, заявил, что собор является одним из важнейших объектов культурного наследия и принадлежит не только его непосредственным владельцам, но и «всему человечеству». Обеспокоенность изменением статуса собора выразили и в Русской православной церкви, а также во Всемирном совете церквей, в Ватикане и Европарламенте.

Бывшая церковь Христа Спасителя знаменита своими византийскими мозаиками

Похожей реакции стоит ожидать и сейчас. Глава Ассоциации поддержки фондов греческих общин (RUMVADER) Лаки Вингас сожалеет о последнем решении Эрдогана. Стамбул — культурная столица Турции, и его культурное разнообразие нельзя ставить под сомнение, подчеркивает Вингас в беседе с DW.

Все больше греков покидают Стамбул

Лаки Вингас

На взгляд главы RUMVADER, бескомпромиссная позиция турецких властей будет способствовать дальнейшей маргинализации национальных и религиозных меньшинств в стране. По его словам, многие молодые жители Турции с миграционными корнями теперь все чаще ищут работу за границей.

«За последние 15 лет в Стамбул переехало много греков. Они успешно интегрировались и вносят свой вклад в жизнь общества. То, что сейчас многие размышляют над тем, чтобы вернуться в Грецию, вызывает у меня беспокойство», — признался Лаки Вингас.

Политический маневр Эрдогана

Искусствовед Осман Эрден также расценивает действия Эрдогана как покушение на культурно-историческое наследие Стамбула. Статус музея, который на протяжении десятилетий сохранялся за собором Святой Софии и монастырем Хора, был знаком того, что в Стамбуле чтят все его историческое прошлое без исключений, полагает Эрден.

«Этот статус никогда не был направлен против Османской империи или ислама», — подчеркивает он и сетует на то, что история Стамбула с каждым днем все сильнее политизируется. Это несправедливо по отношению к историческому прошлому города, отмечает искусствовед.

Антрополог Айше Чавдар считает превращение бывших христианских церквей в мечети политическим маневром. «На муниципальных выборах в июне 2019 года кандидат от партии Эрдогана проиграл в Стамбуле представителю оппозиции. Теперь президент и его сторонники, по всей видимости, ищут другие способы оставить в городе свой след», — поясняет она.

И добавляет, что тем самым власти посылают населению четкий сигнал — смотрите, мол, мы все еще здесь. По словам Чавдар, это будет иметь далекоидущие последствия: политикам, которые в будущем сменят Эдогана и его правительство, будет крайне сложно повернуть процесс исламизации вспять.

Собор Святой Софии в Стамбуле: православный храм, музей, мечеть
Собор Святой Софии стал мечетью

Государственный совет Турции разрешил использовать собор Святой Софии в Стамбуле (Айя-София) в качестве мечети. 10 июля суд отменил постановление турецкого правительства от 1934 года о присвоении собору статуса музея. 24 июля здесь состоялся первый за 86 лет пятничный намаз. В нем принял участие президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и тысячи верующих.

Собор Святой Софии в Стамбуле: православный храм, музей, мечеть
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО

Собор Святой Софии — это не только символ Стамбула, но и самая популярная туристическая достопримечательность Турции. Храм с огромным куполом высотой 55 метров, 4 минаретами и интерьером, украшенным древними фресками и мозаикой, ежегодно привлекает миллионы туристов. С 1985 года собор Святой Софии является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Собор Святой Софии в Стамбуле: православный храм, музей, мечеть
Памятник византийского зодчества

В 532 году император Юстиниан велел построить в Константинополе собор Святой Софии. К его возведению было привлечено 10 000 рабочих. 15 лет спустя недостроенное окончательно здание собора было освящено. Он более тысячи лет был самым большим храмом в христианском мире.

Собор Святой Софии в Стамбуле: православный храм, музей, мечеть
Собор, в котором короновали императоров Византии

Почти 150 тонн золота отдал император Юстиниан для строительства собора Святой Софии. Но несовершенная конструкция здания нуждалась в доработке. Купол вначале был спроектирован с ошибками и рухнул во время землетрясения. С середины VII века в соборе Cвятой Софии короновали византийских императоров.

Собор Святой Софии в Стамбуле: православный храм, музей, мечеть
Как собор стал мечетью

Византийское правление в Константинополе окончилось в 1453 году. Город завоевал османский султан Мехмед II. Он распорядился, чтобы собор Святой Софии стал мечетью. К зданию пристроили 4 минарета. Крест заменили на полумесяц, колокола и алтарь были демонтированы или разрушены, мозаика и фрески замазаны штукатуркой.

Собор Святой Софии в Стамбуле: православный храм, музей, мечеть
Мечеть превратили в музей

После падения Османской империи основатель современного турецкого государства Мустафа Кемаль Ататюрк в 1934 году превратил собор Святой Софии в музей, получивший название Музей Айя-София. В здании начались реставрационные работы. Были вновь открыты фрески и мозаика, ранее замазанные штукатуркой. Много внимания было уделено тому, чтобы не повредить мусульманские символы в здании.

Собор Святой Софии в Стамбуле: православный храм, музей, мечеть
Византийские иконы

В ходе реставрационных работ на стенах внутри собора открылась роскошная византийская мозаика 14 века, замазанная штукатуркой, когда собор превратили в мечеть. Полностью мозаика не сохранилась, но лица все же хорошо видны. В середине изображен Христос как владыка мира. По левую сторону — Дева Мария, по правую — Иоанн Креститель.

Собор Святой Софии в Стамбуле: православный храм, музей, мечеть
Символы ислама и христианства

То, что в этом здании речь идет о двух крупных мировых религиях — исламе и христианстве, сразу понятно любому посетителю. Рядом с изображением Девы Марии с Иисусом Христом расположены священные для мусульман цитаты из Корана.

Собор Святой Софии в Стамбуле: православный храм, музей, мечеть
Диалог культур и религий

Глава Константинопольской православной церкви патриарх Варфоломей решительно выступил против превращения Святой Софии в мечеть. С 1934 года собор был музеем и служил местом и символом диалога и мирного сосуществования народов и культур.

1
| 9

04:14 мин.

| 24.07.2020

Собор святой Софии в Турции стал из музея мечетью: что говорят в Стамбуле о решении Эрдогана?

Бурджу Каракаш, Александра Елкина

Подавляющее большинство населения Турции (99%) исповедуют ислам преимущественно в форме суннизма ханифитского толка. Среди турок некоторых районов Восточной Анатолии, а также среди курдов и части арабов распространен шафиитский толк суннизма. Шииты составляют примерно 16% населения Турции. В основном это последователи двух сект: али-илахи (курды в Дерсимских горах и на севере Харпутской равнины, а также часть юрюков и туркменов) и нусайриты (арабы по границе с Сиреей). Среди курдов некоторых районов Юго-Восточной Турции встречаются также йезиды. В стране существует ряд религиозных орденов, наиболее известны из которых мевлевийя, накшбандия, тиджанийя и бекташи. Из христиан представлены православные (главным образом греки, а также болгары и часть арабов), армяно-григориане, халдо-католики и др.

ИСЛАМ В ТУРЦИИ

Ислам оформился в VII в. в западной области Аравийского полуострова. Он возник в силу ряда объективных исторических причин. Разложение родопле-менного строя арабов, кризис в торговле, вызванный неблагоприятной международной обстановкой, и многие другие причины усилили вызревшие внутри арабов тенденции к централизации. Интересы общества требовали прочного и длительного объединения страны, стабилизации ее политического и экономического положения. Для этих целей было необходимо идейное знамя. В ту пору у арабов были распространены различные верования, существовало многобожие.

Тенденции к централизации вызвали стремление и к созданию единых родовых и племенных культов. Вера политически наиболее мощных племен становилась обязательной для подчиненных им менее могущественных племен. В Аравии к началу VII в. наибольшего могущества достигло племя курейш в Мекке. Соответственно, с возвышением курейшитов возросло и значение храма Кааба, находившегося в Мекке. Постепенно племенной курей-шитский бог, которого называли «Илах», стал вытеснять богов прочих племен. В последствии, как «Аллах», он вошел в ислам в качестве единого бога.

Возвышение Аллаха среди прочих племенных богов произошло еще и благодаря деятельности Мухаммеда, выходца из рода Бану-Хашим племени курейшитов. Получив, по преданию, около 609 г. божественное откровение, он выступил с проповедью в Мекке. В 622 г. вместе с единомышленниками был вынужден переселиться (хиджра) в Медину. Но уже в 630-631 гг. мусульмане под предводительством Мухаммеда подчинили Мекку и значительную часть Аравии, создав таким образом теократическое государство.

В процессе формирования ислам, испытывавший значительное влияние уже сложившихся монотеистических религий: иудаизма, зороастризма и христианства — распался на несколько течений и несколько десятков сект. Однако возникновение двух основных направлений ислама — суннизма и шиизма — связано прежде всего с политическими перипетиями. Суть конфликта в том, что шииты не признают суннитских халифов, считая законными преемниками Мухаммеда лишь имамов из рода Алидов, основателем которого стал халиф Али — двоюродный брат Мухаммеда.

Основополагающие принципы исламских догматов и культа в суннизме, шиизме и многочисленных сектах почти не подверглись изменениям. Различия коснулись второстепенных положений, выразились в догматику и культовую практику. Кроме общемусульманских, у шиитов есть свои праздники (например, день, когда Мухаммед признал Али своим преемником), свои памятные даты (дни траура по Али и его сыну Хусейну), свои места паломничества. Сунниты наряду с Кораном почитают Сунну (священное предание, состоящее из хади-сов), на которой основывается религиозная и политическая жизнь.

Основные Принципы Ислама

Основной догмат ислама — единобожие — выражен простой формулой исповедания веры (шехадет): «Нет иного божества, кроме Аллаха, и Мухаммед — его пророк». Само слово «ислам» означает «покорность» (Аллаху и судьбе, им предначертанной), а «мусульманин» (арабское «муслим») — «покорный». На этом основании некоторые мусульманские богословы в Турции даже осуждают страхование жизни и имущества от несчастных случаев, «ибо нельзя обмануть предопределение». Коран, сборник проповедей и наставлений Мухаммеда, — священная книга мусульман, «Библия ислама». Он считается «словом Аллаха», переданным пророку на арабском языке через архангела Джейрана. Коран написан особым стихотворным размером, без рифм. Коран и дополняющая его Сунна составляют в исламе основу вероучения, права, этики и морали. В Коране изложены и правила культа. Ислам формирует повседневные навыки поведения, быта, привычки — омовение, регулярную молитву, месячный пост. Перед омовением, молитвой, перед началом поста мусульманин должен прочесть сакральную форму «ниет». Этим ритуальным действием мусульманин связывается с мыслью о Боге. Всякое начинание тоже должно быть сопряжено с именем Аллаха. Перед работой, учебой, перед едой необходимо произнести слова другой формулы — «бесмеле»: «Во имя Аллаха всемилостивейшего…»

Обрядовой стороне мусульманство придает первостепенное значение: пятикратный намаз, пост и хадж входят в число основных принципов, «пяти столпов» ислама. К ним причисляют также главный догмат — веру в единого Аллаха и благотворительную милостыню — «зекят». У ислама много предписаний — запрет на изображение людей и животных, на употребление алкогольных напитков, запрет на азартные игры. Однако в настоящее время эти запреты часто не соблюдаются.

Строго соблюдаются теперь только два предписания — запрет на употребление в пищу свинины и обряд обрезания. Турки совершают обрезание мальчику в возрасте 7-12 лет. Обычно это делают в августе или начале сентября. Обрезанию предшествует стрижка головы, проверка знаний основных молитв. Мальчика наряжают в красивый костюм с лентой через плечо, на которой написано арабское изречение «машаллах» — «Да хранит Бог!», сажают на коня или верблюда и везут торжественно к сюнетчи — специалисту, совершающему процедуру обрезания. Обрезание — большой семейный праздник. Родители и гости дарят виновнику торжества подарки. У турок и турецких курдов в обряде обрезания обязательно участвует восприемник, взрослый мужчина, сходный с крестным отцом у христиан. Он называется «кирве». Его обязанность опекать до совершеннолетия молодого мусульманина, наставлять на путь истинный. Накануне обрезания мальчику внушают: ты уже мужчина, сильный и храбрый, должен быть мужественным, не бояться боли. Надолго запоминается и праздничность обряда.

Большой эмоциональный эффект имеют обрядовые богослужения, совершаемые по пятницам и праздникам в мечетях, где играет роль не только психический настрой масс, но и архитектура храма, и непонятный, а потому таинственный язык Корана.

Намаз

Мусульманин должен регулярно, пять раз в сутки совершать молитву — намаз: на рассвете, в полдень, во второй половине дня, после захода солнца и в начале ночи. К молитве призывает пение муэдзина. Выйдя на балкончик минарета, муэдзин читает нараспев арабские стихи эзана — призыва к молитве: «Аллах велик! И возвестил об этом Магомет. Вставайте на молитву, спешите же к спасенью. Намаз полезней сна». Стихи повторяются несколько раз и заканчиваются словами: «Нет иного бога, кроме Аллаха».

В Турции новые мечети все чаще строятся с минаретами без внутренней лесенки, по которой муэдзин поднимается на поясной балкончик, чтобы пропеть свой призыв. Прогресс берет свое, и муэдзина заменяет магнитофон с записью эзана. В былые времена строительство лесенки внутри минарета считалось особым искусством. В XVI в. турецкий зодчий Синан построил в стамбульской мечети Сумейма-нийе минарет с двумя внутренними лесенками, да так, что муэдзины, поднимаясь по ним, каждый на свой балкончик, никогда не встречались друг с другом.

Перед намазом обязательно омовение. Во дворе большой мечети стоит ша-дырван — шатровое сооружение, к которому подведена вода. «Когда встаете на молитву, мойте лица, обмывайте руки до локтей и ноги до щиколоток, обтирайте голову», — сказано в Коране. Ислам ратует за чистоту. «Чистота — половина веры», — эти слова приписывают Мухаммеду. Омовение необходимо не только после физического загрязнения. Оно требуется и после прикосновения к гяуру — «неверному», после пребывания в стране неверных. Намаз предписывается совершать на особом молитвенном коврике. Носить с собой такой коврик обременительно, и около мечетей в турецких городах можно видеть мальчишек, продающих большие листы оберточной бумаги — «коврики одноразового пользования». В настоящее время, особенно в крупных городах, мало кто обращает внимание на призывы к молитве. Ритм городов внес свои коррективы в распорядок намаза. Число их обычно сокращают до двух — утреннего и вечернего.

Хадж

Раньше считалось, что каждый совершеннолетний мусульманин, если он здоров и обеспечен материально, обязан совершить хадж — паломничество в Мекку. Хадж совершают во время двенадцатого месяца мусульманского календаря — зильхидже. В Турции выделялись деньги для совершения паломничества. После реформ Кемаля, отделивших ислам от государства, выдача средств на эти цели была запрещена, но в 1848 г. этот запрет был снят. Тем не менее не все турки одобряют такой расход государственных денег.

Рамазан

Мусульманин должен раз в год поститься. Мусульманский пост своеобразен: Целый день нельзя ни есть, ни пить, ни курить. Требуется воздержаться от всего, что может доставить удовольствие. В темное время суток пост прерывается: снова можно есть, пить, курить, пока не рассветет. Сам пост по-турецки называется оруч, от согдийского слова «руч» (день), но иногда его называют Рамазаном (Рамадан). Об окончании дневного воздержания оповещают вечером по радио и телевидению: вечерний эзан транслируется по всем каналам. Начинается вечернее разговенье — ифтар. Все, кто постится, заняты в это время едой. Улицы пустеют.

Последние дни Рамазана посвящены генеральной уборке в жилых домах, учреждениях, общественных зданиях. Начинается подготовка к трехдневному празднику разговенья, которым завершается месячный пост. Все дни религиозного праздника признаны государством нерабочими. Характерная черта праздника — обмен подарками, покупка обновок и поедание всевозможных сладостей: конфет, засахаренных фруктов, сладких пирожков, пекземона (виноградный сок, вываренный до густоты меда).

Праздник разговенья зовется по-турецки «шекер-байрам» (сахарный, т.е. сладкий праздник). В эти дни идет обмен поздравлениями и визитами. Домашняя прислуга, лифтеры, официанты рано утром поздравляют своих хозяев, подчиненные наносят визиты своим начальникам и обязательно дарят подарки. В последний день праздника посещают семьями кладбище, возлагают венки и раздают милостыню нищим.

А через два месяца и десять дней после начала Рамазана наступает главный праздник мусульман — курбан-байрам (праздник жертвоприношения). Он длится четыре дня. Все эти дни также нерабочие. Накануне курбан-байрама города заполняют стада овец. Рога их покрыты позолотой и обвиты лентами. Шкуры размалеваны красками. Их продают в специально отведенных местах. Дюжие хамалы-носильщики, взвалив на спину баранов, тащат их через весь город к покупателю. Во время курбан-байрама по всей стране забивают около полумиллиона животных. В первый день праздника блестят острозаточенные ножи. Часть мяса полагается раздать беднякам или устроить обильное угощение для соседей и знакомых.


Собор Святой Софии в Стамбуле

На территории Турции расположено огромное количество древних православных церквей и монастырей. Многие бывшие церкви стали мечетями. Так произошло со зданием, которое некогда было главным православным храмом мира – Святой Софией в Константинополе (Стамбуле). Строительство храма продолжалось пять лет — с 532 по 537 год. Святая София является признанным шедевром средневекового зодчества. Именно по образцу этой церкви строились русские Софийские храмы в Киеве и Новгороде. Ее огромный купол диаметром в 31 метр на протяжении многих веков восхищал путешественников, а сама церковь на протяжении примерно тысячи лет была самым высоким зданием в мире, не считая египетских пирамид. Церковь украшена бесценными мозаиками, которые считаются наиболее значительными примерами византийской монументальной живописи.
В 1453 году султан Мехмед II Завоеватель, сразу же после взятия Константинополя, велел обустроить в церкви мечеть. Святая София была главной мечетью столицы Османской империи на протяжении почти пяти веков. В 1935 году основатель современного турецкого государства Мустафа Кемаль Ататюрк распорядился сделать Святую Софию музеем.
Мечетью стала и древняя церковь святых Сергия и Вакха. Эта церковь датируется VI веком. До 1506 года здание было православным храмом, а потом его превратили в мечеть: фрески и мозаики были закрашены. В XVIII веке к мечети пристроили новый минарет (нынешний минарет заменил старый в пятидесятых годах прошлого века). Этот храм занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Еще древнее церковь святой Ирины – она была построена в IV веке. Когда-то на этом месте стоял храм Афродиты, но Константин – первый император, принявший христианство – повелел разрушить святилище и поставить на этом месте церковь. Именно в этой церкви прошел Первый Вселенский собор (325).

Сохранившееся до настоящих времен здание было построено в VI веке.


Церковь Святой Ирины в Стамбуле
Фото flickr.com/John Picken

После завоевания Константинополя в 1453 году церковь не была переделана в мечеть и значительных изменений в ее внешнем виде не происходило. Благодаря этому храм Святой Ирины является единственной византийской церковью, сохранившей до наших дней свой первоначальный атриум (просторное высокое помещение при входе в церковь).
На протяжении XV–XVIII веков церковь использовалась османами в качестве оружейных складов, а начиная с 1846 года храм был превращен в Археологический музей. В 1869 году церковь Святой Ирины была преобразована в Императорский Музей. Через несколько лет, в 1875 году, его экспонаты из за недостаточного количества места были перевезены в Изразцовый павильон. Наконец, в 1908 году в церкви был открыт Военный музей.
Сегодня церковь служит, главным образом, как концертный зал из за превосходной акустики и внушительной атмосферы.
Самая известная действующая церковь Стамбула – церковь Влахернской Богородицы. Храм был построен в V веке над источником, который издавна считался святым и целебным, и знаменит тем, что когда-то здесь хранились риза, головное покрывало и часть пояса Пресвятой Богородицы.
Построил храм император Лев Великий специально для хранения этих святынь. В 860 году риза Богородицы спасла Царьград от атаки славянских кораблей, появившихся в Босфоре под предводительством князя Аскольда. В честь этого события был установлен праздник Положения ризы – 2 июля.
Здесь же, во Влахернском храме, в 910 году произошло чудо Покрова Богородицы. Тогда Константинополь осаждали сарацины мусульмане. 1 октября во время всенощного бдения юродивый Андрей и его ученик Епифаний увидели идущую по воздуху Пресвятую Богородицу с ангелами и сонмом святых. Пресвятая Дева молилась за христиан, а затем распростерла Свой Покров над всеми молящимися в храме. Вскоре сарацинские войска отступили. В XV веке храм сгорел, но на его месте построили новый.
На территории Вселенского (Константинопольского) Патриархата расположена церковь Великомученика Георгия, построенная в начале XVIII века. Здесь хранятся драгоценные христианские святыни. Справа от иконостаса помещена колонна; к ней, по преданию, был прикован Иисус Христос во время предкрестных истязаний. Из колонны до сих пор торчит остаток кольца, к которому и приковали Христа. Считается, что эту святыню привезла в 326 году из Иерусалима св. царица Елена.
Недалеко от Патриархата расположена церковь Марии Монгольской. Церковь построена в XIII веке, а своим современным обликом и названием обязана дочери императора Михаила VIII Палеолога Марии Монгольской. Царевну из дипломатических соображений выдали замуж за монгольского хана, но и после этого она не прервала связей с родиной и пожертвовала деньги на строительство храма Богородицы, который впоследствии стали называть храмом Богородицы Монгольской. Церковь знаменита тем, что она единственная в городе никогда не закрывалась и не переходила в руки турок. Такой милости храм удостоился благодаря его прихожанину, греческому зодчему Христодулу, который построил для султана Мехмеда Завоевателя множество мечетей, и в частности мечеть Фатих. Грозный владыка издал особый фирман (указ), который запрещал закрывать церковь или превращать ее в мечеть.
Недалеко от Константинополя с древних времен почитали еще один целебный источник. Византийский историк XIV века Никифор Каллист пересказал предание о воине Льве, будущем императоре Льве Маркелле (V век), которому Сама Богородица указала на чудотворный источник и повелела построить на этом месте храм. Храм был построен и высоко чтился благодаря многочисленным чудесам, происходившим в нем. С Живоносным Источником связана и соответствующая иконография: Богородица с Младенцем на руках в купели, из которой изливаются струи воды. Ежегодно в Светлую пятницу к храму Живоносного Источника совершался крестный ход. В Россию же, по мнению исследователей, праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник» пришел приблизительно в XVI веке.
Храм Живоносного Источника находится в монастыре Балыклы, что в переводе с турецкого означает «красная рыбка». Есть народное предание, что рыбы, водившиеся когда то в купели Живоносного Источника, были необычно красного цвета. Монастырские здания, которые сейчас стоят над источником, построены в XVIII XX веках, а к самому источнику пускают редко: на Светлой седмице (первая неделя после Пасхи) и в другие особые дни. Зато пузырьки с водой из Живоносного Источника стоят в большом количестве в притворе храма. Отсюда же, из притвора храма, можно попасть в небольшой внутренний дворик, в последние два века ставший местом упокоения константинопольских патриархов.

Город Эфес, Турция
Фото flickr.com/Veyis Polat

Местом паломничества в Турции является и древний город Эфес (в окрестности города Сельчук). Именно здесь находился один из первых мировых центров христианства. В Эфесе проповедовал любимый ученик Христа, апостол Иоанн, которому церковная традиция приписывает авторство одного из четырех канонических текстов Евангелия. Из Эфеса он руководил жизнью христианских общин в городах Малой Азии – Смирне, Пергаме.
Согласно легенде, апостол Иоанн окончил свои дни в Эфесе, когда ему исполнилось 99 лет. Как то в воскресенье он по заведенному порядку собрал людей в церкви, построенной в его честь. После проповеди Иоанн попросил выкопать яму рядом с алтарем, а вырытую землю вынести из храма. Когда его пожелание было исполнено, он спустился в яму, простер руки к небу и прочитал молитву. Внезапно на Иоанна снизошел небесный свет, и он исчез.
На месте кончины Иоанна действительно существовала небольшая базилика, перестроенная в VI веке по приказу императора Юстиниана. Развалины храма сохранились до наших дней. Их можно увидеть в близлежащем городе, Сельчуке, у холма, на вершине которого высится крепость византийских времен.

Еще одним местом паломничества в районе Эфеса является домик Девы Марии. Он находится в 4 км от древнего Эфеса, на высоте 358 м. По преданиям, сохранявшимся с давних времен у жителей Эфеса, именно в этих местах завершила свой земной путь Богоматерь. У местных христиан существовал обычай посещать спрятанную в горах часовню в день праздника Успения Пресвятой Богородицы.
История распространения христианства оставила в Эфесе еще одно свидетельство. Это памятник христианским мученикам, который называют часто «Семь спящих юношей». В легенде рассказывается, как при императоре Деции в Эфесе семь юношей были брошены в подземелье на долгую мучительную смерть. Когда через 200 лет, при Феодосии II, темницу открыли, то обнаружили, что юноши остались живы. Все это время они спали.
Настоящим гигантским музеем христианских святынь является историческая область Каппадокия. Одно из самых примечательных мест в регионе — пeщepы дoлины Гёpeмe, ведущие свою историю со времен ранних христиан. Уникальный комплекс поселений создавался на протяжении многих веков, начиная с I тыс. до н. э. Пещеры пoчти пoлтopы тыcячи лeт были пpиcтaнищeм гpeчecкoй xpиcтиaнcкoй oбщины. От этoй нeбoльшoй кoлoнии остались килoмeтpы пoдзeмныx кoмнaт, пepexoдoв и цepквeй, cкaльныe xpaмы и oбopoнитeльныe coopужeния, фpecки, дocтoйныe лучшиx музeeв миpa.
Сaмыe извecтныe xpaмы Гёpeмe – двe бoльшиe купoльныe цepкви – Тeмнaя (Кapaнлык Килиce) и Яблoчнaя, пpocлaвившиecя caмыми дpeвними и xopoшo coxpaнившимиcя oбpaзцaми фpecoк. Цepкoвь Святой Вapвapы и Тoкaлы Килиce нaибoлee coxpaнившиecя цepкoвныe coopужeния peгиoнa.
Всего в Каппадокии не менее 500 скальных церквей. Чаще всего встречаются пещерные церкви с крестовокупольным сводом, колоннами и алтарями. Некоторые из них расположены в простых помещениях, другие представляют собой целые сооружения со сводами и куполами. Стены расписаны интересными фресками со сценами из Ветхого и Нового Заветов.
Национальный парк Гёреме и пещерные поселения Каппадокии входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
РИА Новости

В городе Аланья на данный момент есть два храма. Первый, широкоизвестный туристам храм в Аланийской Крепости на Красивой Горе — это старинный Византийский храм Святого Константина — Ая Константинос! Храму более 1500 лет. Опять-таки многие малосведущие архитекторы приписывают храму более позднее время возведения 8-9 века от Рождества Христова. Вход на территорию Крепости платный, в связи со статусом музея, — на данный момент составляет 10 лир. Многие туристические гиды ошибочно называют этот храм — храмом Святого Великомученика Георгия Победоносца. На самом деле храм Святого Великомученика Георгия Победоносца находится высоко в горах над Аланьей и вряд ли кто-то из туристов видел его. В самом левом верхнем уголке Горного квартала (он же Tepe Mahalesi) Аланьи, в почти исчезнувшей деревушке,вернее ее остатках под названием Хадыр Ильяс (HADIR ILYAS) возвышается, сродни уже близким горным вершинам, молчаливо — тихий, невозмутимый одинокий красавец — храм Святого Великомученика Георгия Победоносца. Того самого Святого Георгия Победоносца, что на гербе Москвы, на российских нынешних монетах, да и кто не знает о столь Великом Святом Угоднике Божием, сравнимом разве что с Николаем Чудотворцем, архиепископом Мир Ликийских. А Миры Ликийские и не так уж далеки от Аланьи — менее 300км.

Никогда в древней истории Православия,ни один храм не возводился по чьей либо прихоти. Эти места были обязательно связаны с определенным, не от мира сего событием в жизни людей. Как, например, Богородичные храмы возводились в местах чудесного явления Её икон. Также и храм Святого вмч. Георгия в Алании был построен на месте его дивного явления. По преданию св.Георгий Победоносец по молитвам к нему местных жителей навсегда остановил нескончаемые до того камнепады на их участки земли. А также стал грозным защитником на пути разбойников, промышлявших в соседней долине, но никак не могущих попасть в цветущий в то время поселок. При любой попытке воров проникнуть в него, их встречал мощный каменный поток, устремлявшийся из ниоткуда. По словам достойных очевидцев того чудного времени, это сам святой Георгий проносился на коне, охраняя покой благочестивых селян и от удара копыт его коня многочисленные камни летели на злые головы. В те времена храм был не столь величав, как сейчас. Одно время там был устроен мужской монастырь со спасавшимися иноками, которые заложили все подходившие к нему дороги камнями, дабы никто не мог им услужить в доставлении пищи. Лишь только то,что росло вокруг монастыря и кормило монахов. Питием же были многочисленные источники, открывающиеся и бьющие в самых непредсказуемых местах, то прямо из скалы,то с ровной лужайки.Впрочем, и в самой Алании такие чудеса были нормальным явлением, даже сегодня мы можем наблюдать это по названиям городских кварталов — розовые, девичьи источники. Так вот вид храма святого Георгия Победоносца, что мы видим ныне соответствует тому, который более 150 лет назад устроили проживающие здесь православные христиане, в основном греки. В 1922 году богослужения в церкви прекратились в силу известных политических событий того времени. Но надо отдать должное местному населению — храм не был разорен,растащен на куски,как многие аналогичные в многострадальной России. Любой, ныне пришедший сюда, с удивлением обнаружит и чудом целый внутренний реечный деревянный свод, и великолепно сохранившийся деревянный клирос, с раскрашенной красками, не знающими время, восьмиконечной звездой, и даже с сохранившейся в углу подписью неизвестного художника. Такое ощущение будто здесь служили вчера. А впервые почти после 90-летнего перерыва здесь служил панихиду в июле 2009 года Преосвященнейший Митрополит Писидийский, Экзарх Анталии и Сиде Владыко Сотирий. Чудесный человек, с которым нам повезло жить во времени. Да, простит он меня грешного за сравнение, Вселенский Серафим Саровский. Так сложилась, что эта первая после столь непривычно длительного для сей церкви перерыва, была, именно, панихида, и панихида по жертвам столкновений в Китае. И все скорбели тогда одинаково — и турецкие братья, и приезжие греческие. Как-никак, а Аланья — побратим греческого НеоИонии с 2000 года. Поистине, Аланья настоящий, неподдельный, нефальшивый интернациональный город. Большая заслуга в этом, безусловно, городской мэрии во главе с мэром Хасаном Сипахиоглу при огромной поддержке Турецкого правительства под руководством Реджепа Тайипа Эрдогана. Вот слова, которые произнес Владыко Сотирий в своей речи к собравшимся: ,,Наши турецкие братья скорбят по умершим в Китае и мы скорбим вместе с ними, потому что все мы произошли от Адама и Евы, все мы дети Бога. Кроме того, я растроган сообщением о возможной реконструкции церкви Ая Ёрги (Святого Георгия). Надеюсь, что Господь даст мне дожить до того дня, когда мы вместе отпразднуем столь великое для нас событие. Верю,что однажды политики смогут найти правильный путь, что не будет ни религиозных, ни расовых, ни национальных проблем.Во всех конфессиях основа всего — Любовь! Я очень счастлив и спасибо всем огромное.» В дальнейшем много времени и трудов ушло у Владыки Сотирия на восстановление и открытие храма святого Алипия Столпника в Анталии. Это уже отдельная история. Ну, а теперь пришло, очевидно, и время Алании. Не будем забывать, что сей замечательный деятельный человек, находясь в летах преклонных занимается еще и Кореей (Южной), собрав там огромную многотысячную православную общину! Кто захочет почитает в интернете. Чтобы не забыть, всё, что вы увидите в храме святого преподобного Алипия Столпника в Анталии — резные иконостасы, аналои, паникадило и многое другое — это дар корейской православной общины митрополиту Сотирию для анатолийского храма. Вот такие чудесные, порой неприметные дела творятся в наше скромное время. В следующем письме, Бог даст, опишу первую после 90-летнего перерыва декабрьскую прошлогоднюю службу.

Вячеслав Кошелев. 17_O_tebe_raduetsja