Православный человек

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература
Романова Т.А. 1

1 ФГНБУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО»

В данной статье рассматривается понятие личности в социальной философии — это прежде всего человек, наделенный социальными качествами, т. е. такими качествами, которые он приобретает при взаимодействии с обществом. Современная социальная философия ставит перед собой задачу изучения различных социальных типов личности, формирующихся в результате социальной дифференциации общества. Социальная личность складывается в общении людей, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. В формировании личности человека значительное место занимает система образования, поэтому оно может превратиться в центр развития личности и основной источник ее духовного формирования. Задача формирования личности состоит не только в передаче знаний, как полагают многие, это еще и трансляция социального опыта, которая осуществляется в культуре.

124 KB

личность
научно-философское исследование
социальная философия
взаимодействие

1.Аверин В.А. Психология личности: учеб. пособие / В.А. Аверин. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. — С. 62–66.
2.Бенин В.Л., Десяткина М.В. Учебное пособие по социальной философии. – Уфа: БГПУ, 1997. — 86с.
3.Васина В.В. Психосоциальный диссонанс в профессиональном образовании // Вестник удмуртского университета. Философия. Социология. Психология. Педагогика 2012. Вып. 1 — С. 37–40.
4.Джемс У. Психология. — М., 1991. — С. 82–90.
5.Ильенков Э.В., Что такое личность. — М., 1991. — С. 34–35.
6.Ильенков Э.В. Философия и культура. — М., 1991. — С. 307.
7.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1968. — С. 123.
8.В.Ф. Берков, П. А Водопьянов, Е.З. Волчек. Философия // Под ред. Харина Ю.А. — Мн.: Тетра-Системс, 2000. — С. 76—79.
9.Философия / Под ред. Радугина. А.А. — М.: Центр, 1999. — С. 78–84.
10.Хьел Д., Зиглер Д. Теория личности. — М., 1997. — С. 80–90.

Современная социальная философия ставит перед собой задачу изучения различных социальных типов личности, формирующихся в результате социальной дифференциации общества.

Целью данного исследования становится теоретическое осмысление накопленных материалов о личности как предмете научно-философского поиска. Если говорить о личности с точки зрения философии, то личность следует отличать от индивида, просто обладающего неким набором биологических признаков, характеризующих его принадлежность к тому или иному биологическому виду. Индивидуальность признается совокупностью черт, которые образуют своеобразие индивида, его отличие от других индивидов, его определенную уникальность. Но в представлениях современных философов личность не сводится ни к индивиду, ни к индивидуальности. При сопоставлении философских концепций обнаруживаются различные ее понимания. Личность определяется как духовно-телесная единая целостность, которая характеризует каждого человека, при условии его становления субъектом жизнедеятельности, обладающим самосознанием, т.е. сознанием собственного «Я», будучи самостоятельным, свободным и ответственным за самоосуществление в перспективе своей жизни . Личность воспринимается субъектом, «автором» жизни, определяющим ее цели, смысл, идеалы, направляющим себя к их реализации. Счастье в его широком философском осмыслении связано с успешным осуществлением того, что понимается под смыслом жизни, что сопровождается положительной личностной самооценкой, удовлетворенностью общим течением жизни в целом. Отсюда делается практический, но не однозначный вывод: не может быть счастливой жизнь, не имеющая смысла .

Человеческая личность появляется, формируется, существует и проявляется в общении с другими людьми (личностями). Cубъектные отношения, общение, диалог, свободная духовная коммуникация, основанные на любви и долге, являются фундаментальными факторами бытия личности, утверждающими ее значимость и достоинство. Кроме того, личность, включенная в нормативно регламентированные социальные отношения, выступает носителем общественных функций и ролей . Их предписывают личности пол, возраст, этническая принадлежность, семейное положение, род занятий, имущественный статус, властный авторитет и т.д.

Личность обладает автономным «Я» как субъект многообразной активности, что препятствует ее отождествлению с ее разными ролями. Важным моментом для обеспечения автономии личности являются ее нравственно-моральные качества, которые пробуждают самосознание к сохранению и возвышению достоинств личности. Личность каждого отдельного человека есть носитель исполнения нравственного долга, принадлежит миру свободы, индивид детерминирован природными и реже — социальными закономерностями, принадлежит миру природы (миру необходимости) .

Структура личности:

1) общие, социально значимые особенности проявлений сознания и деятельности (моральные свойства, направленность, опыт, объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений, привычки);

2) индивидуальные особенности проявлений ее сознания и деятельности (характер, способности, привычки, потребности и интересы, поведение);

3) самосознание, мировоззрение, ценностные ориентации и убеждения .

Личность имеет возможность свободного волеизъявления, может утверждать свое собственное и неповторимое «Я», на чем основаны ее неотъемлемые права, все более и более за нею признаваемые по мере исторического прогресса.

В ходе исторического развития меняются не только преобладающие социальные типы личности, их ценностные ориентации, но и сами взаимоотношения личности и общества. В первобытном обществе отдельный человек не был самостоятельным по отношению к общине. Лишь усложнение и дифференциация общественной деятельности создают предпосылки для автономии личности. Однако процесс этот глубоко противоречив. «…В ходе исторического развития, — и как раз вследствие того, что при разделении труда общественные отношения неизбежно превращаются в нечто самостоятельное, — появляется различие между жизнью каждого индивида, поскольку она является личной, и его жизнью, поскольку она подчинена той или другой отрасли труда и связанным с ней условиям» .

Христианство раскрывает нам абсолютную ценность личности. Cтановясь отражением Абсолютного Духа, личность человека приобретает благодаря этому новую жизнь и всю свою исключительную ценность, укореняясь и утверждаясь в нем. Она, эта личность, единственная и неповторимая в очах Божиих, — дороже всего остального мира. Христианское учение о воскресении раскрывает метафизическую значимость, метафизическую устойчивость личности. В Воскресении, конечно, восстает личность с рядом изменений (восстает тело духовное, сеется тело душевное), но это та же личность, какая была на земле до смерти — в ее единичности, неповторимости и своеобразии. Христианство именно в учении о воскресении персоналистично. Христианское учение о том, что Христос, по своем воскресении, вознесся в теле, что Он, истинный Бог, ныне пребывает на Небе в прославленном Своем Теле, утверждает с исключительной силой принцип телесности как неотъемлемой, онтологически неустранимой из естества человека функции личности. Не новое тело создается при «восстановлении», а воскресает прежнее вместе с личностью .

Как современные философы понимают личность? При сравнении нескольких точек зрения выясняется, что американский психолог и философ на рубеже ХIХ-ХХ вв., один из основоположников прагматизма, У. Джемс в фундаментальном труде «Психология», включившем и психологические, и философские выводы автора, указывал: «Понимая слово личность в самом широком смысле, мы можем, прежде всего, подразделить анализ ее на три части в отношении 1) ее составных элементов, 2) чувств и эмоций, вызываемых ими, (самооценка), 3) поступков, вызываемых ими (забот о самом себе и самосохранения). Составные элементы личности могут быть подразделены также на три класса: 1) физическую личность, 2) социальную личность и 3) духовную личность» .

Э. В. Ильенков, известный советский философ, автор работы, в название которой вынесен вопрос: «Что же такое личность?», отмечал: «Человеческая личность, по старинке называемая иногда «душой», той самой «душой», которую каждый человек знает как свое «Я», как нечто уникально-неповторимое, неразложимое на какие-либо общие составляющие и, стало быть, принципиально ускользающее от научно-теоретических определений и даже невыразимое в словах…» .

Философ Эрих Фромм говорит, что человека ведет по жизни его разум. И хотя разум «не только не заменяет инстинкты, но и здорово осложняет задачу жить», тем не менее благодаря ему «человек приобретает совершенно новое качество — самосознание», что позволяет ему осознать самого себя и выделиться из природы путем противопоставления ей . Благодаря самосознанию человек оказывается изгнанным из природного рая, нарушив гармонию естественного природного существования, свойственного всем животным. Он становится свободным, но при этом «он не знает, куда попадет», и ему нужно самому отвечать за себя, за свой путь. Он становится ответственным, и возникает одна из первых, если не первая из личностных экзистенциальных проблем: свобода и/или ответственность, появляются причинно-следственные связи, предопределенность, детерминизм. Личность становится продуктом динамического взаимодействия между социокультурными влияниями и врожденными потребностями.

В качестве отправных идей для понимания природы личности можно принять высказывание А.Н. Леонтьева о социальной составляющей. Характеризуя предмет личности, он писал: «Личность не = индивид; это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в целокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается…» .

Понятие личности обозначает целостного человека в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных функций (ролей). Уникальность и индивидуальная неповторимость личности включают в себя вместе с тем общность особенностей и свойств в деятельности, потребностях и интересах, в направленности и ориентация той социальной среды (класс, нация, профессиональные группы), в которую входит данный индивид.

Проблемой личности в философии назван вопрос о том, что такое сущность человека как личности, каково ее место в науке, мире и роль в истории. Личность может рассматриваться как индивидуальное выражение и субъект общественных идеалов, ценностей, общественных отношений, деятельности и общения людей. Особенно следует сказать о влиянии деятельности на личность. Деятельность человека является той основой, на которой и благодаря которой происходит развитие личности и выполнение ею различных социальных ролей в обществе. Только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность, иначе он остается «вещью в себе». Ведь только в деятельности и через деятельность человек непосредственно включается в систему объективных общественных отношений, упорядочивает и организует свое поведение с другими людьми.

В социально-философском плане в рамках онтологического подхода В.В. Васиной личность рассматривается как субъект социального взаимодействия, личность в ситуации . Выделяют несколько крупных социальных типов личности, которые прослеживаются на всем историческом пути развития человечества.

Первый тип — «деятели». Для таких личностей главное — активное действие, изменение мира и других людей, включаю самого себя.

Второй тип — «мыслители». Это люди, которые, по словам Пифагора, приходят в мир не для того, чтобы соревноваться и торговать, а смотреть и размышлять.

Третий тип — «люди чувств и эмоций», которые остро чувствуют, как «трещина мира» проходит через их сердца. Прежде всего это деятели литературы и искусства, гениальные прозрения которых зачастую опережают самые научные прогнозы и прорицания мудрецов.

Четвертый тип — «гуманисты и подвижники», отличающиеся обостренным чувством ощущения душевного состояния другого человека. Они сделали делом своей жизни милосердие. Для нашего социально-психологического эмпирического исследования важно, что основными характеристиками личности являются: активность (стремление расширить сферу своей деятельности), направленность (система мотивов, потребностей, интересов, убеждений), совместная деятельность социальных групп, коллективов .

Итак, социальная личность складывается в общении людей, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. В формировании личности человека значительное место занимает система образования, поэтому оно может превратиться в центр развития личности и основной источник ее духовного формирования. Задача формирования личности состоит не только в передаче знаний, как полагают многие, это еще и трансляция социального опыта, которая осуществляется в культуре.

Рецензенты:

Грязнов А.Н., д.псх.н., руководитель регионального отделения МАПН, г. Казань;

Гильмеева Р.Х., д.п.н., профессор, зав.лаб. ФГНБУ ИПППО РАО, г. Казань.

Библиографическая ссылка

Романова Т.А. ЛИЧНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНО-ФИЛОСОФСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=17942 (дата обращения: 28.05.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)
«Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074

«Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909

«Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736

«Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570

«Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431

«Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303

«Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380

«Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600

«Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308

«European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369

Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Мы продолжаем разговор на тему: «Быть Православным!», начатый правящим архиереем Майкопской и Адыгейской епархии епископом Тихоном. К нам пришло письмо, к сожалению, без подписи, с мнением по этому вопросу. Мы сочли нужным включить его в нашу дискуссию.

Что значит быть православным?

К сожалению, на этот вопрос не находится ответа у большинства современных людей живущих в нашей стране, хотя многие из них отождествляют себя с верой отцов, а если же и дается ответ на поставленный вопрос, то зачастую он не соответствует учению и опыту Церкви. Красота и глубина православной веры остается невидимой для большинства. Многие люди предпочитают плавать на поверхности вокруг внешней обрядовой стороны, суеверий и мифов, связанных с православием.

В Святом Евангелии Господь и Бог наш Иисус Христос говорит: «Не всякий, говорящий мне Господи, Господи! Войдет в царство небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут мне в тот день: Господи, Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не твоим ли именем бесов изгоняли? И не твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от меня делающие беззаконие (Мф. 7:21,23).

Святые отцы дают нам разъяснение Евангельских слов. Так, святитель Григорий Палама говорит: «То, что мы истинно веруем Богу, пусть будет явленно на основании наших дел и соблюдении заповедей Божиих. А то, что мы православно веруем в Бога, то есть прекрасно, утверждено, благочестиво мыслим о Нем; явим тем, что мы единодушны с богоносными Отцами нашими».

«Видишь на дереве сухую ветвь, — пишет святитель Тихон Задонский, — которая потому засохла, что не имеет сока, оживляющего ее? И христианин становится иссохшей веткой, если не имеет живой веры, любовью и другими плодами проявляющий свою жизнеспособность. Такой не имеет части со Христом, который есть истинная виноградная лоза (Ин.15:1), и с истинными христианами, которые есть члены тела Его (Еф.5:30) .Он Чужд и надежды на вечную жизнь, пока остается таким».

Бывает, что человек, который не имеет постоянного духовного упражнения, подвига, аскезы, стоит вместе с другими в храме, крестится, кланяется, но духовно он мертв. Таковой рано или поздно отходит от общины, от храма. Он признает, что Христос есть, но живет сам по себе, вспоминая о Боге, о Церкви, о своей душе лишь время от времени. Хорошо, если еще вспоминает, а то, бывает, просто механически приходит в храм на праздники или для того, чтобы окрестить своих детей, потому что родители настояли, или затем, чтобы освятить кулич на Пасху или набрать крещенской воды.

О том, что не только словом, но и делом необходимо исповедовать веру, написано во многих местах Священного Писания:

1.Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее. (От Матфея 10: 38-39)

2.Кто говорит: ‹я познал Его›, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаём, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал (1 Иоанна 2: 4-6).

3.Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. (1 Иоанна 1: 6-7)

4. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. (Иоанна 15: 10-14).

Мы знаем, что любая проблема начинается с конкретного человека. Источником целого ряда проблем в современной церковной жизни является большое число невоцерковленных людей. Очень многие сегодня признают себя православными, но живут вне церковной традиции, вне христианской нравственности. Человек принял крещение, надел крестик, но осознанно он не стал христианином. В крещении он родился для новой жизни, жизни во Христе. Но поскольку человек ничего не делает, чтобы расти духовно, то и после крещения вся его жизнь остается по-прежнему полностью погруженной в суету и светские занятия, он становится мертворожденным духовно. В наше время, в так называемых «православных странах», широко принято почти каждого считать христианином. Только немногие люди отказываются от этого «титула”. Например, в России, большинство людей позиционируют себя членами Православной Церкви. В Болгарии и Румынии большинство жителей считают себя православными (и только некоторые официально представляют себя не христианами). Все ли они действительно христиане?

В христианском мировоззрении православным может быть и является лишь тот человек, который видит свое духовное и нравственное несовершенство, свою греховность, страдает от нее и ищет спасения. Только смирившийся внутри себя человек способен к правильной, то есть спасающей вере, во Христа. Святитель Игнатий Брянчанинов подчеркивает: » Не в рассудочной вере в то, что Христос пришел, пострадал, и воскрес начало обращения ко Христу, ибо и бесы веруют и трепещут, а напротив сама вера рождается из познания своей греховности, своего падения».

ИЗ ЭТОГО ФАКТА МЫ С УВЕРЕНННОСТЬЮ МОЖЕМ СКАЗАТЬ, ЧТО ПРАВОСЛАВНЫМ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ЯВЛЯЕТСЯ ТОТ ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ЧУВСТВУЕТ, ЧТО ОН БОЛЕН И ОБРАЩАЕТСЯ КО ВРАЧУ ДУШ И ТЕЛЕС НАШИХ-КО ХРИСТУ СПАСИТЕЛЮ.

Далее мы поговорим об утверждении, что православие — это религия слабых и немощных людей, которые боятся даже своей тени и толком ни к чему не способны. Такое мнение можно легко опровергнуть, если обратиться к истории православных народов, где на арену главных событий выступали люди православного духа. Они принимали судьбоносные решения для своей страны и своего народа в драматические моменты истории и вели за собой людей. Многие из них причислены Церковью к лику святых. Например, Александр Невский, Сергий Радонежский, Патриарх Гермоген, Димитрий Донской, Иосиф Волоцкий и многие другие.

Также можно с уверенностью сказать, что человек, который выносит свое «Я» на периферию и ставит в центре своей жизни Бога, может называться человеком мужественным, ибо и из примеров жизни мы называем лучшими тех людей, которые жертвуют собой ради других. Такие люди, свое самодовлеющее «Я» стараются обуздать и свои интересы в соответствии с законом любви положить на жертвенник за ближних. Подобное поведение полностью отражает заповедь Христа о жертвенной любви к ближним, значит и православное понимание проблемы. Тем мужественнее поступают те, которые жертвуют своими привычками, наслаждениями ради Бога.

Часто те люди, которые утверждают, что православие — это удел слабых, никогда не жили по Евангельским ориентирам, но те, кто своей жизнью исповедует принципы христианской жизни, вспоминая свою жизнь вне Церкви и сравнивая свою жизнь находясь в ней; всегда с уверенностью скажут: быть Православным — это значит быть сильным человеком! Ибо Православие призывает победить в себе страсти, которые стоят преградой между человеком и Богом. И потому бой с самим собой, есть самый трудный бой, и победа из побед — победа над собой!

Православный человек — это тот кто понимает, что в церковь нужно ходить не только для того чтобы зажечь свечу перед иконой или заказать сорокоусты. Он разумеет, что в церкви ничего нельзя купить. По одной простой причине: церковь – это место, где раздаются дары. Не гуманитарная помощь, конечно, не какие-то спецзаказы. Не надо выстраиваться в очередь, занимать место заранее, тут нет VIP-зоны, просто ЦЕРКОВЬ – ЭТО ТАМ, ГДЕ ХРИСТОС РАЗДАЕТ ДАРЫ. И что самый главный дар, КОТОРЫЙ БОГ ПРИНОСИТ ЧЕЛОВЕКУ – ОН ПРИНОСИТ САМОГО СЕБЯ. НЕСТЕРПИМЫЙ, ТЯЖЕЛЕЙШИЙ, НЕВОЗМОЖНЫЙ ДЛЯ КАЖДОГО ИЗ НАС ДАР. Нельзя заплатить за самое главное в церкви – за милость Божию, за любовь Божию, за возможность быть услышанным, за возможность быть прощенным. НЕЛЬЗЯ ЗАПЛАТИТЬ ЗА ТО, ЧТО ТЫ СОЕДИНЯЕШЬСЯ СО ХРИСТОМ. Но ведь это и есть самое главное.

Быть православным значит отчетливо разбираться в том, что главное, а что второстепенное. Понимать, что мы можем попросить у Бога не только крепкого здоровья, успехов в работе и счастья в личной жизни, ибо этим не ограничивается милость Божия . К тому же, если человек читает Евангелие, то он, с удивлением узнав Евангелие, увидит, что ничего подобного Господь никому, не обещает, не гарантирует и даже не желает.

И последнее, очень важное – Православный человек, это тот, который понимает, что помимо того, что Бог его слышит, нужно и ему научиться слышать Бога. Христос на Тайной Вечере поведал своим ученикам сакральное, в молитве обращаясь к Своему Отцу: «И все Мое Твое, и все Твое Мое» (Ин. 17: 10). И вот человек, который приходит к Богу по-настоящему, он не может не сказать этих слов Богу: «Все мое – Твое». Это самые главные слова, которые человек может сказать Богу, вручить себя Богу, в руки Божии.

Быть православным — значит не бояться полностью довериться Богу. Не лукавить: «А мне все Твое не надо. Мне-то надо от Тебя только это, это и это. А все Твое – это слишком тяжело. Это слишком страшно. Это слишком невыносимо». Человек не православный НЕ ПОНИМАЕТ, ЧТО БЫТЬ ПРОЩЕННЫМ – ЭТО БРЕМЯ, ЧТО БЫТЬ ПРОЩЕННЫМ – ЭТО ТЯЖЕЛЫЙ ДАР, ЗА КОТОРЫЙ НАДО ОТВЕЧАТЬ, ЧТО ЭТО – БОЛЬШАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Быть православным значит понимать, что церковь — это место, где человек может стать похожим на Христа. Нигде, никогда, ни при каких обстоятельствах, ни в каком другом месте, ни в каком другом мире это не может с человеком произойти, а вот ТОЛЬКО В ЦЕРКВИ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ СТАТЬ ПОХОЖИМ НА ХРИСТА. Через церковь Господь подает ему Себя. И через это восприятие Христа, через жизнь по Евангелию в церкви человек потихонечку, понемножечку, через огромные труды несения креста становится похожим на Христа.

Жизненное пространство людей также внезапно претерпело изменения в результате пандемии, сузившись фактически до размеров своего жилища и изменив формы взаимодействия с другими людьми. Актуальность этому вопросу придаёт тот факт, что эти изменения могут не ограничиться периодом эпидемии стать новой реальностью для человечества. Молодёжь является той частью общества, которая в наибольшей степени подверглась влиянию этих изменений. Важно было бы посмотреть, как новые реалии социальной жизни отразились на религиозной, духовно-нравственной жизни молодёжи и какие эффекты были отмечены в результате этого беспрецедентного по своим масштабам процесса. В этой связи нельзя обойти стороной жизнь современного университет. Что станет с ним в условиях новой реальности? Станет ли высшее образование дистанционным и цифровым? Или же останется преимущественно классическим? Или же мы будем иметь дело с гибридной формой? Подобные же вопросы касаются и экономической жизни общества. Какими будут динамика и направленность экономического развития в посткризисный период? Монастыри же считались всегда островком стабильности, отрешённости от мира и его проблем. Сегодня важно было бы понять как изменился уклад жизни современного православного монастыря. Изменилось ли его место в жизни современного общества. Во время кризиса особенно остро встал вопрос о роли и месте социальных технологий в современном обществе. Достижения и потери при их внедрении в современную жизнь. Всё это требует безусловного осмысления с точки зрения христианской антропологии и нравственного богословия. Зеркалом наиболее существенных изменений в жизни праволсавной церкви стали изменения в её основном элементе — приходе. И, конечно же, небезынтересным остаётся вопрос о том, каковы были и есть географические и страновые различия в современных социально-экономических и религиозных процессах в обществе.

09.04.2015

По данным ВЦИОМ, 89 процентов православных в России отказались соблюдать Великий пост в 2015 году. DW разбиралась в особенностях российской религиозной жизни.

Количество православных россиян, по данным социологов, приблизилось к числу всего русского этнического населения. Фактически слова «православный» и «русский» стали синонимами. Однако далеко не каждый человек, называющий себя верующим, живет церковной жизнью. В частности, по данным ВЦИОМ, лишь 11 процентов россиян, причисляющих себя к православной церкви, в этом году соблюдали Великий пост. Во что на самом деле верят россияне? DW выясняла, как православная самоидентификация сочетается с отсутствием религиозных практик.

«В голове наших верующих каша»

Согласно данным Фонда «Общественное мнение», число людей, называющих себя православными, достигло 72 процентов русского этнического населения. Но при этом лишь 4 процента жителей России регулярно посещают храм и принимают участие в церковных таинствах. Эти цифры подтверждаются и статистикой российского МВД, сотрудники которого охраняют общественный порядок вокруг церквей в дни крупных религиозных праздников. По подсчетам полиции, лишь 2-4 процента россиян посещают храмы в такие дни. Так, например, последнюю рождественскую службу в ночь на 7 января 2015 года по всей стране посетили только 2,5 миллиона человек.

С религиозными убеждениями у российских верующих тоже не все просто. Опрос, проведенный «Левада-Центром» в 2010 году , показал, что 60 процентов православных не считают себя религиозными людьми. Более того, только около 40 процентов уверены в существовании Бога. А 30 процентов православных вообще полагают, что Бога нет.

Руководитель отдела социально-политических исследований «Левада-центра» Наталия Зоркая не видит в этом ничего экстраординарного. По ее словам, долгое время православная идентификация служила определенной заменой для несложившейся позитивной русской национальной идентичности. «Сегодня утверждение «я — православный» крайне редко подразумевает религиозность», — пояснила Зоркая DW.

Даже на Пасху, отмечает эксперт, большинство пришедших в храм не участвуют в самой литургии, а просто ставят свечи, молятся, освещают куличи, заказывают требы и, как правило, весьма смутно представляют себе смысл православного вероучения. Социолог убеждена, что в стране по-прежнему сильны пережитки язычества — обрядоверие, магическое сознание. «В машинах у всех иконки, в больницах — иконки, всюду иконки. Это массовое явление, которое совершенно не свидетельствует о вере. В голове наших верующих полная каша», — говорит Зоркая.

Эксперт убеждена, что церковь уделяет мало внимания просвещению своей паствы. «РПЦ удивительно архаична, она разговаривает с верующими на непонятном им языке. При этом в обществе действительно есть запрос на приобщение к каким-то высшим ценностям. Но люди не могут удовлетворить эти запросы через церковь», — констатирует социолог.

«Математик говорил, что компьютеры от дьявола»

Как оценивают свою религиозность сами православные? Филолог Валерия В. в разговоре с DW призналась, что относится к своей вере не слишком серьезно. «Я очень редко хожу в церковь. Только иногда на Рождество и на Пасху», — поделилась она с DW.

В детстве Валерия посещала православную школу. «Слава богу, меня оттуда забрали. Каждый урок начинался и заканчивался молитвой. А учитель математики говорил, что компьютеры от дьявола», — рассказывает она. Валерия убеждена, что посещала бы храм значительно чаще, если бы там происходила какая-то общинная жизнь, а не только богослужения: «Мне очень хотелось бы, чтобы в церкви была какая-то деятельность, которая связывает людей не только духовно, но и социально. Было бы прекрасно, если бы у меня там были какие-то дела, какая-то ответственность».

Финансист Анастасия Ф. признается, что потеряла интерес к религии. «Меня покрестила бабушка втайне от отца, который был ярым атеистом, — рассказывает Анастасия, — В детстве я действительно искренне верила в Бога, и эта вера наполняла мою жизнь каким-то смыслом». Однако сегодня она не может назвать себя верующим человеком. «Хотя в церкви бывать мне по-прежнему нравится. Но в основном — с эстетической точки зрения», — рассказывает она.

На исповеди и причастии Анастасия была всего дважды в жизни. Первый раз оказался крайне болезненным: «Я исповедовалась в Соловецком монастыре, и священник очень жестко меня ругал. Если его послушать, то ничего в жизни нельзя — ни пить, ни курить, ни сексом заниматься…» Тем не менее, дочь свою Настя покрестила: «Сама не знаю, почему. Наверное, это какое-то автоматическое действие».

«Главное — читать Евангелие»

Настоятель храма святых Косьмы и Дамиана в Шубине протоиерей Александр Борисов старается не судить единоверцев строго. «У людей разный уровень веры и разные возможности. Для кого-то вера является центром их жизни, а для кого-то — на всякий случай. Между этими крайностями существуют всевозможные переходы», — сказал он DW. Борисов убежден: «Даже очень далекий от веры человек может в какой-то момент внезапно обратиться к Церкви».

Комментируя данные о посещениях храмов, священник напомнил, что важнее для христианина читать Евангелие и стараться по нему жить. «Наш современник не может называться культурным человеком, если он не читал Евангелие. Ему в значительной мере будет непонятна наша литература, сюжеты множества картин, опер и других произведений искусства», — считает Борисов. Но на практике даже вполне образованные люди Евангелие никогда не читали. «Это, на мой взгляд, просто духовная леность. Потому что прочесть четыре маленьких книжечки совсем не трудно», — убежден священник.

Известный богослов протодиакон Андрей Кураев не видит в сложившейся ситуации ничего необычного: «Далеко не все члены Политбюро ЦК КПСС читали Маркса. Говорят, что Суслов точно читал, и за это Брежнев его уважал. Потому что сам он Маркса не мог осилить».