Праздник крещения

Крещение 2022 отмечается 19 января. Это великий двунадесятый праздник в православии. В церковном календаре он имеет название Крещение Господне (Святое Богоявление). Крещение завершает период рождественских праздников.

История праздника

Событие было установлено в память крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Во времена жизни Спасителя крестили только взрослых людей, которые смогли прочувствовать религию и веру в Бога (Иисуса крестили в возрасте 30 лет).

Название «Богоявление» праздник получил за то, что во время совершения таинства крещения Спасителя явилась Святая Троица. На Иисуса Христа снизошел Святой Дух в образе белого голубя и небесный глас Отца, который провозгласил его Сыном Божьим.

Традиции и обряды праздника

На Крещение люди посещают богослужения, на которых совершают таинство причащения богоявленской водой. В ночь на 19 января в церквях проходит всенощное бдение, которое переходит в утреннюю литургию. Люди приносят святую воду домой, окропляют ею углы комнат, чтобы уберечь жилище и членов семьи от нечистой силы.

В ночь на 19 января принято загадывать желания.

Как загадать желание на Крещение

В праздничный день семьи собираются за пышным столом, на котором присутствуют разные вкусности. Пост 19 января отсутствует.

Крещение завершает период святочных колядований и гаданий. В этот день люди убирают и прячут до следующего года новогодние и рождественские украшения. Хозяйки собирают сено, которое клали под скатерть на Рождество, и отдают его домашним животным.

Важный атрибут праздника – купание в проруби.

Купание на Крещение

Православная Церковь противилась празднованию Святок, на которых люди грешили путем обращения к нечистой силе в обрядах ряжения и гаданий, берущих свои корни с языческих времен. Лица духовенства пошли на компромисс, придумав обряд купания на Крещение. Для этого в природных водоемах делают прорубь – иордань, которую батюшка освящает путем опускания в нее креста. Считается, что тот, кто три раза окунется в иордани, очистится от грехов. Купание на Крещение набирает популярности не в целях духовного очищения, а как процесс закаливания.

Купание на Крещение

Свойства крещенской воды

Православная Церковь именует крещенскую воду великой Агиасмой (Святыней). Агиасма способна оставаться свежей и не портиться на протяжении всего года. Прихожане освящают воду в храмах во время богослужений. Если не удается пойти в церковь или место жительства находится далеко от места ее расположения, то в качестве крещенской воды можно заготовить воду из любого природного водоема. Считается, что в этот день вся вода обладает чудодейственными свойствами.

В некоторых регионах батюшки посещают дома своих прихожан и окропляют их великой Агиасмой. Такой обряд помогает очистить дом от злых духов. Богоявленская вода способна исцелять от болезней. Лица духовенства рекомендуют употреблять ее по ложечке в утренние часы натощак с кусочком просфоры. В селах на Крещение люди поят скотину освященной водой. Она помогает им перенести крещенские морозы, хорошо плодиться и не болеть.

Гадания

В ночь на Крещение на земле царит магическая атмосфера. В этот период люди просят у высших сил открыть тайну будущего. При помощи магических обрядов и ритуалов они пытаются увидеть грядущие события и получить знаки судьбы. Хорошие предсказания вселяют надежду и веру на счастливое будущее, а плохим не стоит уделять особого внимания. Главным атрибутом для совершения гаданий является освященная в церкви вода. Люди верят, что она наделена волшебством и способна помогать устанавливать связь с небесными силами.

Гадания на Крещение

Что нельзя делать на Крещение

19 января запрещается запасать святую воду в огромных количествах. В святой день нельзя ссориться, ругаться, лгать, жаловаться, сплетничать, допускать плохие мысли. Нежелательно заниматься тяжелым физическим трудом, проводить уборку дома, стирать, резать ножницами. Не рекомендуется стричься, делать маникюр или педикюр, чтобы не внести в судьбу плохие события. Не стоит шить, вязать, чтобы не запутать свою судьбу. Запрещается занимать деньги, иначе весь год пройдет в долгах. В этот день желательно не переедать, чтобы мысли оставались чистыми. 19 января, после окончания Крещенского сочельника, запрещается гадать.

Приметы и поверья

  • Если 19 января стоит солнечная морозная погода, то лето будет жарким и урожайным.
  • Пара, которая сыграет свадьбу на Крещение, проживет долгую и счастливую совместную жизнь.
  • В крещенскую ночь открываются небеса к просьбам людей. Если о чем-то помолиться, то просьба обязательно сбудется.
  • Тот, кто примет крещение в день Святого Богоявления, проживет долгую и счастливую жизнь.
  • Если молодая девушка выйдет на улицу в крещенское утро и встретит молодого парня, то она в этом году выйдет замуж. Если первым встречным будет пожилой мужчина, то она весь год будет одинокой.

19 января – один из главных праздников Православной Церкви. В ночь на Крещение люди ходят в храмы на всенощные бдения, которые заканчиваются утренней божественной литургией и освящением воды. Богоявленская вода обладает чудодейственной силой. Она способна исцелять и оберегать от нечисти.

Во время Крещения Господня происходит явление Святой Троицы, отсюда и название — Богоявление. Лучше всего это выражено в тропаре праздника Крещения: Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение (Дух в виде голубицы подтверждал Его слова непреложность). Явлейся Христе Боже и мир просвещей, слава Тебе.

Крещенская вода

Фото священника Макария Тагаева

Главной особенностью праздника Крещения Господня является Великое освящение воды, которое совершается дважды — в Крещенский сочельник 18 января и в сам день праздника 19 января. Это водоосвящение совершается по одному и тому же чину, то есть читаются одинаковые молитвы. Поэтому и вода, освященная и в Сочельник, и в сам день Крещения, называется Великой агиасмой (Великой святыней). Нередко можно встретить мнение, что если два водоосвящения, значит, и вода в эти дни тоже разная — отдельно крещенская, отдельно богоявленская. Но, как мы видим, это не так, а приведенное мнение — суеверие.

Но почему совершается два водоосвящения? Дать точный ответ сложно. Уже в VI веке в Палестине существовала традиция освящения воды в реке Иордан накануне и в сам день праздника Крещения. На Руси существовал обычай (который сохраняется и до сих пор в некоторых местах) совершать Великое водоосвящение 18 января в храме, а 19 января — вне храма, устраивая крестный ход к специально приготовленной проруби — «иордани». Освящение воды является напоминанием о совершавшемся в этот день крещении уверовавших взрослых, прошедших перед этим длительную подготовку, а также прославлением Господа Иисуса Христа, освятившего иорданские струи, приняв Крещение от Иоанна Предтечи.

Вслушаемся в слова

Как раскрывается смысл праздника Крещения Господня в богослужебных текстах? Праздник Крещения, точно так же, как и Рождество Христово, имеет Сочельник — 18 января. В этот день совершается Великая вечерня (в этом году она будет совершаться после Литургии), на которой верующие услышат стихиру: «Приклонил еси главу Предтечи (преклонил Ты голову под руку Предтечи), сокрушил еси главы змиев. Пришед в струи, просветил еси всяческая, еже славити Тя, Спасе, Просветителя душ наших». Слова сокрушил еси главы змиев — это цитата из 73?го псалма (Пс. 73, 13). Этот псалом изображает бедствия еврейского народа, порабощенного вавилонским царем Навуходоносором. Плененный народ просит Господа об избавлении, одновременно прославляя Его за прошлые славные деяния: Боже, Царь мой от века, устрояющий спасение посреди земли! Ты расторг силою Твоею море, Ты сокрушил головы змиев в воде (Пс. 73, 12–13). Расторгнутое море — это разделившееся Чермное море, а сокрушенные головы змиев — погибшее войско египтян, преследовавшее израильский народ, ведомый пророком Моисеем. Мы просим Господа избавить нас от рабства греху и диаволу, как Он избавил от египетского рабства израильский народ.

Затем читаются 13 паремий — отрывки из вехтозаветных книг. Первый из них — 1?я глава книги Бытия, 1–13 стихи. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою (Быт. 1, 2). Это начало творения видимого мира. Крещение Господне, явление Бога­Троицы у вод Иордана — это образ нового творения, обновления мира, очищенного от власти диавола, греха и смерти. В каждой последующей паремии вода является образом благодати Божией, ведь через воду Господь подает верующим исцеление и избавляет от смерти.

Еще одна очень важная для понимания смысла праздника стихира прозвучит на всенощном бдении 18 января вечером: Одевайся светом, яко ризою, нас ради по нам бытии сподобился есть (благоволил ради нас сделаться подобным нам), во струи одевается днесь Иорданския, не Сам сих ко очищению требуя, но нам Собою устрояяй порождение (Он в сей день погружается в струи Иорданские, Сам не нуждаясь в них для очищения). О, чудесе! Без огня изваряет (переплавляет), и назидает без сокрушения (воссоздает без разрушения), и спасает в Него просвещаемыя Христос Бог и Спас душ наших. В этих словах скрыт очень важный смысл: Сын Божий становится человеком и погружается в воды Иордана. Святой пророк и Предтеча Иоанн совершал крещение приходивших к нему людей после исповедания ими своих грехов. Господь Иисус Христос безгрешен, Он не нуждается в Иоанновом крещении покаяния, но ради спасения человека, в знак принятия на Себя грехов всего мира, Господь сходит в реку, возрождая в иорданских струях потомков падшего Адама.

Еще более ярко звучат слова другой стихиры: Крещается Хрис­тос и восходит от воды, совозводит бо с Собою мир и зрит разводящаяся Небеса, яже Адам завори себе и сущим с ним (которые Адам затворил себе и потомкам своим), и Дух свидетельствует Божество, Подобному бо предтичет (и Дух свидетельствует о Его Божестве, ибо к Равному Себе приходит Он) и глас от Небесе: оттуду бо свидетельствуемый, Спас душ наших. Погружаясь в воды Иордана, Христос полагает начало разрушению власти греха. Грех отныне не властен разделить Творца и творение, потому что Сам Творец возводит потомков Адама к спасению.

Самое важное

Самая важная часть всенощного бдения — канон. На крещенской всенощной читаются два канона, написанные церковными песнописцами Космой монахом и преподобным Иоанном Дамаскиным. Это сложные тексты, но понять их очень важно. Основные темы канона — новое рождение, избавление от власти диавола и греха, просвещение человека Божественным светом. Приведем некоторые фрагменты обоих канонов (для наглядности пронумеруем цитируемые тексты, чтобы читателю было легче ориентироваться и при желании ознакомиться с текстами канонов более подробно):

Адама истлевшаго (погибшего) обновляет струями Иорданскими и змиев главы гнездящихся сокрушает Царь веков, Господь (Канон 1, песнь 1, тропарь 1); Скверну омываяй человеков, сим очищся во Иордане, имже, восхотев, уподобися, еже бе пребыв, сущия во тьме просвещаяй Господь, яко прославися (Канон 1, песнь 1 тропарь 3; рус. перевод: Господь, смывающий нечистоту людей, приняв очищение во Иордане ради тех, которым Он пожелал уподобиться, оставшись тем, чем был, просвещает находящихся во мраке, ибо Он прославился); Утру явльшуся человеком светоносну ныне из пустыни, к водам Иорданским преклонил еси, Царю солнца, Твою выю, лика мрачна родоначальника исхитити, скверны же всякия очистити тварь (Канон 2, песнь 1, тропарь 1; рус. перевод: Ныне человеку явилось светоносное утро от пустыни у струй Иордана: Ты, Царь солнца, склонил Свою шею, чтобы восхитить родоначальника нашего из мрачной страны и от всякой скверны очистить творение); Умерщвление первее насадивый твари, зверя злодейственнаго воображься в естество, омрачается плотским пришествие: утру явльшуся, приразився Владыце сокрушити свою враждебную главу (Канон 2, песнь 3, тропарь 1; рус. перевод: Тот, кто изначально насадил смертность в творении, представ в виде зловредного гада, помрачается пришествием во плоти Владыки, столкнувшись с Ним, как с рассветом, явившимся сокрушить его враждебнейшую главу); Делатель и Зиждитель, посреде стояй, яко Един всех сердца испытует, чистительную же лопату рукою прием, всемирное гумно всемудре разлучает, неплодие паля, благоплодным вечный живот дарует (Канон 1, песнь 5, тропарь 2; рус. перевод: Земледелец и Создатель, став посреди, как один из всех, вникает в сердца, и взяв в руки веятельную лопату для очищения, премудро разделение производит на всемирном гумне (гумно — огороженный участок для хранения и обработки зерен хлеба), бесплодность сжигая, а плодоносным жизнь вечную даруя); веемы, первее всепагубный потоп милостивно тя всех во тлю привести, о, тревеликая сотворяя и странная! Ныне же потопльша, Христе, грех за благосердие и человеческое спасение (Канон 2, песнь 7, тропарь 3; рус. перевод: Знаем, что Ты прежде потоп всегубительный плачевным образом навел к истреблению всех, о Совершающий величайшее и дивное; ныне же, Христе, Ты грех потопил по милосердию ради спасения смертных); Помазуеши, совершая человеческое существо, Царю Безначальне, Духа общением, струями чистыми отмыв и тьмы крепость же посрамль возвышенную, ныне в безпрестаннем воздати житии (Канон 2, песнь 9, тропарь 2; рус. перевод: Ты помазуешь Духа общением смертное естество, возводя к совершенству, струями чистыми очистив его, Царь безначальный, и, восторжествовав над надменною силою тьмы, ныне воздаешь ему нескончаемой жизнью).

Господь — это Свет, просвещающий человека, выводящий его из тьмы греха. Воды Иордана становятся символом жизни, ведь именно здесь начинается жизнь обновленного Богом творения.

Нельзя забывать…

…о том, что у каждого праздника, связанного с событиями земной жизни Господа, есть общая основа — все это части одного крестного пути. После Крещения Господь отправится в пустыню, чтобы подготовиться к проповеди, где его искушает диавол (см.: Мф. 4, 1–11). Гос­подь побеждает там, где человек терпит поражение. Остается только приобщиться к этой победе.

Газета «Православная вера» № 01 (501)