Прекословие

----картинка линии разделения----

Ангелы Божии отторгают от лица Божия, и от взора Его, и вон изгоняют ум того, кто стоит пред Богом и молится Ему небрежно, будто с презорством, без благоговения и благонастроения…

Преподобный Симеон Новый Богослов

----картинка линии разделения----

Иисус Христос (Спаситель)

Иисус Христос (Спаситель)

----картинка линии разделения----

Презорство фарисея

Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю».

Презорство фарисея

Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо, но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк.18:10-14).

----картинка линии разделения----

Святитель Василий Великий

Святитель Василий Великий

----картинка линии разделения----

(Толкование на пророка Исаию)

Началом гордыни бывает презорство

«День бо Господа Саваофа на всякаго досадителя и горделиваго».

Может быть, первый грех есть досаждение (презорство) и гордыня, потому что диавол, сделавшись досадителем от пресыщения дарованными ему благами, отступил от Бога и отторгнул с собой сопротивные силы, говоря: «выше звезд небесных поставлю престол мой, сяду на горе высоце, на горах высоких, яже к северу; взыду выше облак, буду подобен Вышнему» (Ис. 14:13-14). Поэтому с сего же начинается и отмщение. И если кто «разгордевся в суд» впал «диаволь» (1 Тим 3:6), то и осужден будет вместе с началовождем и как бы зиждителем гордыни, ибо Господь «гордым противится» (1 Пет. 5:5). Началом гордыни бывает обыкновенно презорство. Кто презирает и считает за ничто других и одних признает бедными, других — людьми низкого происхождения, иных же — невеждами, тот вследствие такого презорства доходит до того, что почитает себя одного мудрым, благоразумным, благородным, богатым, сильным, и презрение служит для него началом гордыни. Ибо гордиться — значит прилагать усилие стать выше других, а чтобы достигнуть сего, человек уничижает ближнего, превозносит же себя самого. И презорство есть начало гордыни, и гордыня — злое порождение презорства. Посему и отмщение «на всякаго досадителя и горделиваго», потому что сродные грехи и наказываются подобным образом. Итак, славный день Господень принесет с собой отмщение «на всякаго досадителя и горделиваго». Но мы, бедные, каждый день предаваясь сим порокам, и не разумеем, как злогрешим. «Досадители» (злоречивые) «Царствия Божия не наследят» (1 Кор. 6:10). А мы предаемся злоречию и злословию, не разумеем, что слова, которые теперь произношу, станут против меня в день Суда, пресекут мне путь и сделаются как бы стеной, чрез которую нельзя перейти. Кто из нас не превозносит сам себя? Кто не презирает ближнего? Но презорство важнее злоречия. Ибо последнее есть бесчестие, наносимое только словом, а презорство имеет в виду пристыдить оскорбляемого самым делом. Конечно, возможно высокому ныне, если захочет, снизойти до смирения смиренных, и есть опасность, что смиренный ныне будет приведен в возношение гордых. Ибо самая мысль о себе, что дошел до высоты смирения, служит поводом к возношению, и превозноситься над тем, кто по-видимому великий грешник, есть уже страшная гордыня, которую допустил в себе фарисей пред мытарем.

----картинка линии разделения----

Преподобный Симеон Новый Богослов

Преподобный Симеон Новый Богослов

----картинка линии разделения----

Демоны овладевают душой с тиранством за презорство к Богу

Великий вред бывает от того, если кто не молится Богу, ибо душа такого оставляется лишенною Божия просвещения, божественной силы и покоя от демонских искушений, и демоны непрестанно возбуждают в ней непотребные движения, похоть нечистую, позывы на блуд, неправду, тщеславие, гордость, самомнение. Как для тела необходимо погребен воздух, чтоб дышать, так для души потребно непрестанное памятование о Боге, т. е, молитва. Но опять, если кто молится Богу просто, как попало, будто мимоходом, без страха, какой надлежит иметь тому, кто предстоит пред Богом, пред Коим трепещут Херувимы, для того не только это никакой не приносит пользы, тот не только несет ущерб… но терпит несравненно пагубнейший вред, гнев Божий, отвращение Божие, изгнание Божие. Ибо, как телохранители царские тотчас восхищают от лица царева и выгоняют вон того, кто стоит пред царём небрежно, без страха и благоприличия, и царь не воспрещает им этого, так и Ангелы Божии отторгают от лица Божия, и от взора Его, и вон изгоняют ум того, кто стоит пред Богом и молится Ему небрежно, будто с презорством, без благоговения и благонастроения, и тогда тотчас схватывают его демоны с дерзостью и насилием и кружат его, где хотят, по местам срамным и нечистым, или по делам злым, или по вещам суетным и бесполезным. И ни сам страждущий сие от демонов не чувствует того, ни Бог не сжаливается над ним и не освобождает его от сего за то, что тот презрел Его и преступил заповедь Его, которая повелевает: работайте, Господеви со страхом, а радуйтеся Ему с трепетом (Пс. 2:1)). Потому гораздо лучше было бы для такого, если бы он совсем не молился, потому что демоны ни за какие грехи не овладевают душой с таким тиранством, как за презорство к Богу. И земной царь должникам своим и тем, которые в чем-либо погрешают пред ним, терпит, а для тех, которые презирают его, бывает тяжким и страшным отмстителем. Почему нет большего греха, как молиться Богу с презорственным небрежением.

Кто молится.. с презорством, тот явно не знает, что такое есть Бог…

Нет греха больше, как молиться без страха Божия, без внимания и благоговения. Кто молится или поет псалмы просто, как попало, с небрежностью и презорством, тот явно не знает, что такое есть Бог…

----картинка линии разделения----

Преподобный Нил Сорский

Преподобный Нил Сорский

----картинка линии разделения----

О презорстве и гордости

Что и говорить о презорстве и гордости, взывает он, скорбя. Имена у них различны, а, в сущности, они одно и то же суть: и гордыня, и презорство, и высокосердие, и кичение; и все они преокаянны, как говорит Писание: Бог гордым противится; и: мерзость есть пред Господом всяк высокосердый (Притч. 3:34; 16:5), и нечист именуется.

----картинка линии разделения----

Преподобный Иоанн Кронштадский

Преподобный Иоанн Кронштадский

----картинка линии разделения----

От чего хула и презорство?

Хула и презорство к духовному слову происходит от чего? От гордыни сердца нашего, от кичливости нашего разума.

Презорство наше к ближнему согрешающему

Диавол с лукавством побуждает нас — вместо того, чтобы раздражаться на него самого, — внушает нам замечать грехи ближнего, чтобы нас озлобить, раздражить против человека, возбудить презрение к нему, и таким образом держит нас во вражде с ближними и с Самим Господом Богом. Потому надо презирать самые грехи, погрешности, а не ближнего, делающего их по наущение диавола, по немощи, привычке; ближнего же жалеть, с кротостью, с любовью вразумлять его, как забывающегося или как больного, как пленника, невольника своего греха. А злоба, презорство наше к ближнему согрешающему только увеличивает его болезнь, забвение, духовный плен его, а не уменьшает, да и нас делает как бы умопомешанными, больными, пленниками собственных страстей и диавола — их виновника.

----картинка линии разделения----

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

----картинка линии разделения----

Рождающееся презорство к братиям других обителей…

Отцы воспрещают избирать в место жительства славный монастырь во мнении мирских людей: тщеславие, общее всему монастырю, необходимо должно заразить и каждого члена. Опыт показывает, что все братство может заразиться духом тщеславия не только по причине вещественных преимуществ своего монастыря, но и по причине высокого мнения мирян о особенном благочестии его устава. Рождающееся отсюда презорство к братиям других обителей, в чем именно и заключается гордость, отнимает возможность иноческого преуспеяния, основанного на любви к ближним и на смирении пред ними. — В пример того, каким образом соблазн, действуя мало-помалу на инока, как бы неприметно и нечувствительно может, наконец, возобладать им и ввергнуть его в страшное падение, приводим следующую повесть: «В египетском ските был некоторый старец, впадший в тяжкую болезнь и принимавший услужение от братии. Видя, что братия трудятся ради его, он задумал переместиться ближе к селениям, чтоб не утруждать братию. Авва Моисей (вероятно тот, которого преподобный Кассиан называет рассудительнейшим между отцами скита, вообще отличавшимися обилием духовных дарований) сказал ему: «Не перемещайся в соседство селений, чтоб не впасть в блуд». Старца удивили и огорчили эти слова, он отвечал: «У меня умерло тело, и об этом ли ты говоришь»? Он не послушал аввы Моисея и поместился в соседстве мирского селения. Жители, узнав о нем, начали приходить к нему во множестве. Пришла послужить ему ради Бога и некоторая девица. Он исцелил ее — видится: девица имела какой-нибудь недуг, а старец имел дар чудотворения, — потом, по прошествии некоторого времени, пал с нею, и она сделалась беременною. Поселяне спрашивали ее: «От кого она беременна»? Она отвечала: «От старца». Ей не верили. Старец говорил: «Я сделал это, но сохраните дитя, которое должно родиться». Дитя родилось, и было вскормлено грудию. Тогда, в один из праздников скита, пришел туда старец с дитятею за плечами, и вошел в церковь при собрании всего братства. Братство, увидев его, восплакалось. Он сказал братии: «Видите дитя: это — сын преслушания». После этого старец пошел в прежнюю келлию свою, и начал приносить покаяние Богу».

----картинка линии разделения----

  • Пре­ко­сло­вие Тол­ко­вый сло­варь В.И. Даля
  • Пре­ко­сло­вие преп. Вар­со­но­фий Вели­кий и Иоанн Пророк
  • Пре­ко­сло­вие и про­ти­во­ре­чие преп. Иоанн Лествич­ник
  • Пре­ко­сло­вие свт. Васи­лий Вели­кий
  • Пре­ко­сло­вие преп. Симеон Новый Бого­слов

***

Прекосло́вие — 1) грех, сло­весно выра­жен­ное неже­ла­ние под­чи­ниться боже­ствен­ной воле; 2) сло­вес­ное выра­же­ние несо­гла­сия с кем-либо, состо­я­щее в воз­ра­же­нии ему, оспа­ри­ва­нии его слов (воли).

Пат­ри­арх Кал­лист и спо­движ­ник его Игна­тий Ксан­фо­пулы: Пре­ко­сло­вие и спор­ли­вость про­ис­хо­дят от само­мне­ния, сожи­тель­ницы неве­рия и высо­ко­умия; как напро­тив, непре­ко­сло­вие и неспор­ли­вость про­ис­хо­дят от вер­ного и сми­рен­но­муд­рого настро­е­ния.

Прп. Иоанн Лествич­ник: Кто в беседе упорно желает насто­ять на своем мнении, хотя бы оно было и спра­вед­ливо, тот да знает, что он одер­жим диа­воль­ским неду­гом и если он так посту­пает в беседе с рав­ными, то может быть обли­че­ние стар­ших и исце­лит его; если же обра­ща­ется так с боль­шими себя и муд­рей­шими, тот этот недуг от людей неис­це­лим.

Пре­ко­сло­вили ли биб­лей­ские пра­вед­ники (святые) Богу?

Несмотря на то, что биб­лей­ские пра­вед­ники и святые стре­ми­лись жить в послу­ша­нии Богу, в Свя­щен­ном Писа­нии встре­ча­ются при­меры откры­того воз­ра­же­ния Ему со сто­роны неко­то­рых из них.

Так, Моисей воз­ра­зил Богу, когда Бог озву­чил «наме­ре­ние» погу­бить еврей­ский народ после того как тот впал в грех идо­ло­по­клон­ства: «да не вос­пла­ме­ня­ется, Гос­поди, гнев Твой на народ» (Исх.32:10–11). Апо­стол Петр стал пре­ко­сло­вить Христу, когда Он сооб­щил Своим уче­ни­кам о пред­сто­я­щих стра­да­ниях и смерти: «да не будет этого с Тобою!» (Мф.16:21–22) за что тут же выслу­шал укор. Эти и подоб­ные при­меры обна­ру­жи­вают, что хотя пра­вед­ники (святые) дер­зали воз­ра­жать Гос­поду, однако это не было свя­зано с бунтом против Вла­дыки владык. Моисей, воз­ра­жая Богу, дей­ство­вал из благих побуж­де­ний, дерз­но­венно, однако не дерзко, радея о славе Божией и сохра­не­нии бого­из­бран­ного народа (Исх.32:11–13). В конце концов, Бог внял его моль­бам. Апо­стол же Петр пре­ко­сло­вил, не пони­мая глу­бины смысла пред­сто­яв­ших Крест­ных стра­да­ний и смерти Спа­си­теля, желая Учи­телю не зла, а добра. Заме­тим, что Савл — буду­щий апо­стол Павел — и вовсе шел против Христа, будучи гони­те­лем Церкви.

При этом, опять же, он думал, что дей­ствует бого­угодно. Совсем другое дело, когда чело­век дерзит Богу, ропщет на Него, осо­знанно нару­шает Божий закон. Такое пове­де­ние тре­бует дея­тель­ного пока­я­ния.

В словаре Даля

и прекоречить кому, чему, пререкать, протиречить,противоречить, перечить словами, возражать, опровергать, спорить,говорить впротив, наперекор. Спорить и прекословить не буду, пишется, позакону, доверителем на доверенности. Баба прекоречит, свой обычай тешит.В этом деле не прекословится, и спорить нельзя. Прекословение,прекословие, прекоречие действ. по глаг. Кто боится прекословия, тот исам сомневается. Прекословный человек, прекословливый, прекоречивый,строптивый, охочий всегда, во всем спорить или перечить, противоречить,противусловить; прекословный ответ, оспаривающий. Да он прекословно,прекоречиво говорит, всегда наперекор, во всем спорит. Прекослов,прекословник м. -ница ж. прекословитель, кто прекословит, по охоте,склонности к этому; спорщик.

В словаре Ожегова

ПРЕКОСЛОВИТЬ, -влю, -вишь; несов., кому (устар.). Возражать, перечить. П. старшим.

В словаре Ефремовой

Ударение: прекосло́вить несов. неперех.

  1. Противоречить, возражать.

В словаре Фасмера Макса

прекосло́вить
сло́влю. Из цслав. прѣкословити, которое калькирует греч. ἀντιλέγειν. См. -перёк.

В словаре Д.Н. Ушакова

ПРЕКОСЛО́ВИТЬ, прекословлю, прекословишь, ·несовер. (·книж. ). Противоречить, возражать (·чаще с ·отриц. ). «Им она не прекословит, не перечат ей они.» Пушкин. «Знай я прежде, что ты такой сердитый, да я бы совсем тебе и не прекословила.» Гоголь.

В словаре Синонимов

возражать, не соглашаться, перечить, спорить, противоречить

В словаре Синонимов 2

гл несоввозражать, противоречить, перечить, спорить

В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня

прекосло́вить,
прекосло́влю,
прекосло́вим,
прекосло́вишь,
прекосло́вите,
прекосло́вит,
прекосло́вят,
прекосло́вя,
прекосло́вил,
прекосло́вила,
прекосло́вило,
прекосло́вили,
прекосло́вь,
прекосло́вьте,
прекосло́вящий,
прекосло́вящая,
прекосло́вящее,
прекосло́вящие,
прекосло́вящего,
прекосло́вящей,
прекосло́вящего,
прекосло́вящих,
прекосло́вящему,
прекосло́вящей,
прекосло́вящему,
прекосло́вящим,
прекосло́вящий,
прекосло́вящую,
прекосло́вящее,
прекосло́вящие,
прекосло́вящего,
прекосло́вящую,
прекосло́вящее,
прекосло́вящих,
прекосло́вящим,
прекосло́вящей,
прекосло́вящею,
прекосло́вящим,
прекосло́вящими,
прекосло́вящем,
прекосло́вящей,
прекосло́вящем,
прекосло́вящих,
прекосло́вивший,
прекосло́вившая,
прекосло́вившее,
прекосло́вившие,
прекосло́вившего,
прекосло́вившей,
прекосло́вившего,
прекосло́вивших,
прекосло́вившему,
прекосло́вившей,
прекосло́вившему,
прекосло́вившим,
прекосло́вивший,
прекосло́вившую,
прекосло́вившее,
прекосло́вившие,
прекосло́вившего,
прекосло́вившую,
прекосло́вившее,
прекосло́вивших,
прекосло́вившим,
прекосло́вившей,
прекосло́вившею,
прекосло́вившим,
прекосло́вившими,
прекосло́вившем,
прекосло́вившей,
прекосло́вившем,
прекосло́вивших

Похожие слова

Прекословие Прекословивший

logo