Преображение господне

Радостное, с яблочными ароматами, августовское торжество в народе любили. Храмы, освященные в честь Преображения, давали названия деревням, улицам, площадям и даже одной станции московского метро. Был у нас и знаменитый Лейб-гвардии Преображенский полк, где служили преображенцы — элита гвардии.

А еще праздник подарил фамилию знаменитому профессору из «Собачьего сердца». Булгаков наделил своего героя такой фамилией неслучайно, и мы обязательно разберемся с замыслом классика, но сначала про само слово и суть отмечаемого события.

«Изменение, метаморфоза, превращение, трансформация, перерождение» — все это синонимы преображения, но при всей кажущейся близости слов преображение — нечто совсем иное. Чтобы понять, в чем разница, обратимся к Евангелию. К тому, как описывает событие Преображения первоисточник, попутно отметив, что сейчас слово пишется уже с заглавной буквы — объяснение позже. Итак, рассказ евангелиста Луки, дело происходит во время земной жизни Иисуса, незадолго до Его последней Пасхи, когда Иисус ходит со Своими учениками по Палестине и проповедует Благую весть.

Однажды Иисус, взяв с Собою трех учеников — Петра, Иоанна и Иакова, «взошел на гору помолиться. И во время молитвы лицо Его вдруг изменилось, а одежда стала сверкающей белизны. И два человека беседовали с Ним, это были Моисей и Илья, явившиеся в сиянии небесной славы. И говорили они об исходе, который предстояло Ему совершить в Иерусалиме». Что значит «говорили об исходе»? О чем же они беседовали: Иисус и два ветхозаветных пророка? О грядущих страданиях Христа, Его Крестной смерти, Воскресении из мертвых, об искупительной жертве Сына Божьего, избавляющей человечество от рабства греха и смерти. «Петр и его спутники забылись дремой, — читаем дальше, — а когда очнулись, увидели сияние Его славы и двух мужей, стоящих рядом с Ним. И когда те собирались покинуть Его, Петр сказал Иисусу: «Наставник, как хорошо нам здесь быть! Давай мы устроим здесь три шатра: один для Тебя, один для Моисея и один для Илии!». «Он не знал и сам, чтo говорил», — замечает евангелист Лука: действительно, даже привыкшие к чудесам ученики Христа были не готовы воспринять происходящее, оно было выше их опыта, отсюда такое по-человечески понятное, но тем не менее наивное желание остановить мгновенье, замереть, остаться там, где Божья Благодать, где творится чудо. Петр еще не договорил, «как появилось облако и накрыло их своей тенью. Ученики, оказавшись в облаке, испугались. Но из облака раздался голос, сказавший: «Это есть Сын Мой избранный, Его слушайте!». И когда голос умолк, оказалось, что Иисус один. Ученики сохранили это в тайне и никому в то время не рассказали о том, что видели.

Так произошло Преображение Иисуса Христа — явление таинственное, мистическое. И если мы теперь попробуем дать определение самому слову, оно будет звучать так: «Преображение — это существенное изменение образа (найдем, выделим корень «образ» в слове!), проявление в уже известном нового, еще неведомого нам качества». О действующей силе процесса пока умолчим, но заметим, что с заглавной буквы слово в этом случае пишется потому, что само событие произошло с Богом.

Итак, 19 августа, в день праздника Преображения Господня, Церковь вспоминает, как Христос впервые явил перед тремя учениками Свою Божественную суть: «И просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет». Заострим внимание на том, что сияние исходило не только от Тела Христа, но и от Его одежд — не только от Бога, но и от материи. Важно еще, что, увидев Преображение Иисуса, ученики Христа получили знак, знамение, о том, что Иисус есть Сын Божий. Иконы и картины, посвященные Преображению, передают именно этот момент: Иисус в ореоле сияния, которое называют «фаворским светом», так как полагают, что Преображение произошло на горе Фавор. Слева и справа от Христа пророки Илия и Моисей, в нижней части — апостолы.

Историки считают, что само событие Преображения Господня, описанное в Евангелии, происходило не в августе, а в феврале или марте по нашему календарю. Но Церковь в Армении и в Каппадокии (сейчас территория Турции) учредила праздновать Преображение именно в августе из соображений воспитательного, педагогического характера: августовское торжество в честь Преображения Господа и Бога нашего Иисуса Христа должно было сменить существующее празднество, посвященное богине любви и плодородия. И праздник прижился. В Греции он вытеснил языческие гулянья в честь Вакха, тоже совпадающие с созреванием урожая -винограда. В России, заимствовавшей праздник из Греции, виноград заменили на более привычные яблоки. Отсюда народное название праздника в честь Спасителя — Яблочный спас. Так Евангельское событие Преображения Иисуса оказалось совмещенным с благодарственным молебном, который читался в честь дарования Богом нам «плодов земных». Вроде бы случайное объединение двух событий: Преображения Сына Божьего перед Его учениками, раскрывающее им, Кто Он есть и благодарение Господа за урожай. Но какой глубокий смысл таится в такой объединенности!

Иван Шмелев — «Лето Господне». «Праздник Преображения Господня. Золотое и голубое утро, в холодочке. В церкви — не протолкаться. Я стою в загородке свечного ящика. Отец позвякивает серебрецом и медью, дает и дает свечки. Они текут и текут из ящиков изломившейся белой лентой, постукивают тонко-сухо, прыгают по плечам, над головами, идут к иконам — передаются — к «Празднику!». Проплывают над головами узелочки — все яблоки, просвирки, яблоки. В спертом горячем воздухе пахнет нынче особенным — свежими яблоками. Они везде. Необыкновенно, весело — будто гости и церковь — совсем не церковь. И все, кажется мне, только и думают об яблоках. И Господь здесь со всеми, и Он тоже думает об яблоках: Ему-то и принесли их — посмотри, Господи, какие! А Он посмотрит и скажет всем: «Ну и хорошо, и ешьте на здоровье, детки!» И будут есть уже совсем другие, не покупные, а церковные яблоки, святые. Это и есть — Преображение».

Чистота детского восприятия помогает нам уловить сердцевину явления Преображения. То есть Преображение — это не просто праздник в память о некогда случившемся в истории событии, это нечто, что может произойти и происходит не только с каждым из нас, но и со всем материальным миром, и с яблоками в том числе. Потому что вся материя призвана быть обоженной.

Поэтому преображение не есть просто изменение. «В Преображении Своем Спаситель открыл план Божий о материи. Божественное назначение материи: быть обиталищем Царства Божия. Сущностный признак Царства Божьего таков: материя лучится Божественным светом, причем не только материя, составляющая Тело Богочеловека Христа, но и та, которая окружает Его тело — одеяния. Преображением Господь показал, что и тело создано для того, чтобы быть обиталищем и проводником вечного и несотворенного света Божия. Господь этим показал, что человеческое тело для того и создано, чтобы в нем жил Бог, и светил и лучился из него» (преп. Иустин Сербский).

«Мы приносим в церковь плоды земли, которые были кислые и зеленые, — пишет епископ Мефодий (Кульман), — но под влиянием лучей солнца изменились, созрели. Так и душа человека, поднимаясь на гору, где сияет Солнце Правды, начинает под влиянием благодатных лучей духовно расти, изменяться, преображаться, созревать для жизни будущего века. Это не слова, а действительность, которую видят видящие. Для нас подъем на гору Фавор — это наше хождение вслед за Христом и очищение от греха».

Эти цитаты могут показаться абстракцией, но если мы вспомним, как лучатся любовью и светом глаза святых — на иконах, на фотографиях, если вспомним выражение «он весь светится от радости», мы поймем, что Преображение Господне — это открытие тайны природы Сына Божьего, тайны, к которой можем стать причастны и мы. И тайны замысла Божьего о материи.

А что там с булгаковским профессором? Почему Михаил Афанасьевич сделал его именно Преображенским? Во-первых, это так называемая семинаристская фамилия, подобные давались будущему духовенству еще в семинариях или уже в духовных академиях, и здесь указание на происхождение профессора. А во-вторых, из всего множества церковных фамилий, из всех этих Покровских, Богословских, Благовещенских — все не перечислишь, их действительно очень много! — Булгаков отчего-то выбрал своему герою фамилию, связанную именно с явлением преображения. Почему?

Судите сами. Умница, светило медицины затеял вроде бы вполне уже и достижимое — преображение собаки в человека. Финал известен. Вывод один: преображение без Творца, без Божьей Благодати невозможно и бессмысленно.

МОСКВА, 19 августа. /ТАСС/. Праздник Преображения Господня, в народе известный как Яблочный Спас, отмечается в 2020 году в среду. В этот день Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит литургию в Москве в храме Христа Спасителя.

«Патриаршее богослужение 19 августа в 10:00 состоится в храме Христа Спасителя», — сообщает пресс-служба патриарха.

Кроме того, согласно информации Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата, в первое празднование Преображения на Соборной площади перед Главным храмом Вооруженных сил РФ в парке «Патриот» откроется яблочная ярмарка. «Более 40 тонн фруктов привезут туляки на праздник Преображения, который в народе принято называть Яблочным Спасом. Инсталляция в виде гигантского яблока на Соборной площади обеспечит связь участников ярмарки с сердцем города-героя — Тульским кремлем», — говорится в сообщении отдела.

История и смысл праздника

Преображение Господне — это один из двунадесятых праздников, связанных с жизнью Иисуса Христа и Богородицы и имеющих особое значение для православных христиан. Его дата неизменна: Русская православная церковь (РПЦ), использующая григорианский календарь, отмечает его 19 августа (6 августа по старому стилю).

Согласно церковному преданию, апостолы Петр, Иаков и Иоанн по пути в Галилею поднялись вместе с Иисусом Христом на гору для совместной молитвы. В это время им открылось «духовное зрение»: апостолы увидели преображенного Христа, который предстал перед ними в божественном облике, в сиянии и светлых одеждах. К нему явились ветхозаветные пророки Моисей и Илия, говорившие с Христом о его предстоящих страданиях и искуплении человеческих грехов, а затем на гору спустилось облако, из которого раздался голос: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение, Его слушайте». Евангелия не упоминают названия горы, однако традиционно считается, что это была гора Фавор в 9 км к юго-востоку от Назарета.

Праздновать Преображение христиане начали в IV веке, когда равноапостольная императрица Елена, мать императора Константина Великого, выстроила храм в честь этого события на горе Фавор. Спустя век праздник стал широко отмечаться на всем христианском Востоке.

Христиане считают, что Иисус явил ученикам свою божественную природу, чтобы в час испытаний они не дрогнули и не поколебались в своей вере, чтобы свидетельствовали о его божественной природе и о том, что на крестные страдания он пошел по доброй воле. До своего воскрешения он запретил апостолам рассказывать об увиденном.

Фрукты — символ Преображения

Преображение Господне отмечается в разгар короткого, но не менее строгого, чем Великий, Успенского поста. Его правила запрещают верующим употребление мяса, молока и рыбы, однако в честь праздника делается послабление в употреблении последней.

В церквях в праздник Преображения проводят торжественные службы и освящение фруктов нового урожая. На юге — в Греции, Кипре, Израиле и других странах — прихожане несут в церкви и храмы спелый виноград, который идет на вино для таинства Причастия. В России это, как правило, распространенные повсеместно яблоки, поспевающие к середине августа.

В старину на Руси не ели яблок до Преображения, полагалось сначала освятить урожай, возблагодарив за него Бога. Кроме яблок освящают и другие сезонные фрукты: сливы, груши, персики. Также в день праздника положено угощать этими фруктами бедных и нуждающихся.

МОСКВА, 19 авг — РИА Новости, Артем Буденный. В понедельник православные верующие отмечают Преображение Господне, или Яблочный Спас — один из 12 главных христианских праздников. Как преобразиться человеку, не потерять вкус к жизни, с кем необходимо делиться урожаем и можно ли уносить из храма «чужие» яблоки, разбирался корреспондент РИА новости.Изменение формы»Метаморфосис», или «изменение формы», — так еще называют Преображение Господне. Согласно Евангелию, Иисус призвал трех из 12 апостолов подняться с ним на вершину горы, где «просияло лицо его, как солнце, одежды сделались белыми, как свет». А потом «облако светлое осенило» апостолов и голос «из облака» сказал: «Сей есть сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение. Его слушайте».»Ученики поняли, что под покровом человеческой плоти Иисуса скрывается Бог, — объясняет протоиерей Павел Великанов, завкафедрой богословия Московской духовной академии и семинарии. — Преображение — это свидетельство того, что человек здесь на Земле может быть причастным божественному свету, настроиться на эту волну святости. Свой ФаворПринято считать, что Преображение Господне произошло на горе Фавор, хотя напрямую об этом в Евангелии не сказано. Говорят, до сих пор на эту гору в день Преображения опускается облако, покрывая собой людей, которые приходят туда на праздник. В IV веке там возвели христианский храм в честь свидетелей Преображения — апостолов Петра, Иоанна и Иакова.За две тысячи лет свои «Фаворы» — горы преображения — появились во многих святых для христиан местах. Есть такие и на Соловках, и на Валааме. Да и оба эти монастыря — Спасо-Преображенские.На Валаамском «Фаворе» стоит главный монастырский собор, а у подножья горы — практически на скальной породе — разбит яблоневый сад, многим деревьям больше 100 лет. Монахи говорят, что получилось это благодаря труду и молитве, каждый год сад приносит обильный урожай.Райский сад»Все, что подвластно человеку, может быть им освящено; может стать частью Царства Божия, если это Царство Божие будет внутри нас», — говорил христианский мыслитель митрополит Антоний Сурожский. Поэтому хлеб и вино во время каждой Божественной литургии превращаются в Тело и Кровь Христовы, а в праздники урожая в церквях освящают все плоды, которые приносят верующие.Праздник Преображения Господня отмечают на исходе лета, в августе, когда собирают урожай. В храмах читают специальную молитву «На освящение плодов». Сама традиция освящать «начатки плодов» еще ветхозаветная. «Это жертва: мы приносим Богу плоды — часть нашего урожая в благодарность за этот урожай», — отмечает отец Павел.»На Преображение полагается освящать виноград, из которого потом готовят вино для Евхаристии, — уточняет отец Павел Великанов. — Но в центральной России вместо винограда в храмы приносят то, что созревает у нас».А вот традиции освящать варенье, пироги и пастилу в Церкви нет, утверждает шеф-повар и знаток русской кухни Максим Сырников: «Это все готовили осенью, ближе к холодам. В храм несли только свежие фрукты». Более того, некоторые считают, что есть яблоки до Преображения — грех. Но есть и другая традиция: не уносить освященные яблоки домой, а оставлять в храме или раздавать. В Евангелии Господь не раз призывает людей приносить «плоды» — делать добрые дела и посвящать их Богу.Время плодов»Христос открывается только тем, кто к этому уже готов. Даже не всех учеников он взял с собой на гору Фавор. А если человек не созрел, такое свидетельство может лишь обострить, а не разрешить кризис. Это удивительная деликатность по отношению к человеческой свободе», — рассуждает отец Павел. Человек — существо нестабильное, постоянно меняющееся, считает священник. «Есть две крайние точки: богоподобие — преображение и звероподобие, или осатанение. И каждый из нас колеблется между этих крайностей, а жизнь — вариации между ними», — уверен священник.Чтобы не терять «тональности» и внутреннего света, священник рекомендует развивать к этому вкус и сторониться в жизни всякой фальши.»Есть простой критерий, чтобы понять, настроены мы на Бога или нет, — благодарность. Когда человек благодарит, радуется — он сонастроен Богу, жизни, которую ему дал Бог, обстоятельствам и людям, которые его окружают», — подчеркивает отец Павел. Ведь главное таинство Церкви — Евхаристия, то есть благодарение.

УДК 821.161.1

DOI: 10.18101/1994-0866-2018-2-4-43-48

ИДЕЯ ДУХОВНОГО ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГЕРОЯ В РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

© Берёзкина Елена Петровна кандидат филологических наук, доцент, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 6 Е-mail: beryozkina-lena@yandex.ru

В статье речь идет о духовной сущности русской классической литературы, о влиянии православных идей на основы русского миропонимания и творчество писателей-классиков. Система ценностных установок в произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова основана на православном воззрении на человека. Их герои через страдание, раскаяние, любовь ищут путь спасения собственной души. Таков роман Достоевского «Преступление и наказание». Таков рассказ Чехова «Студент», в основе которого лежит библейский мотив о предательстве Петром Иисуса Христа, раскаянии и спасении. Как ученик Христа, постигая божественную мудрость притчи, Иван Великопольский обретает душевный покой и видит спасительный свет впереди.

Ключевые слова: духовная сущность; ценностный мир; раскаяние; страдание; спасение; библейский мотив.

Русская классическая литература стала самым значительным явлением в мировом литературном процессе, благодаря своей духовной сущности. Для ее определения зачастую прибегали к сравнению жизненного пути героев западноевропейской и русской литератур. Например, А. И. Солженицын писал: «Самые излюбленные герои западных писателей всегда добиваются карьеры, славы, денег. А русского героя не корми, не пои — он ищет справедливости и добра» .

Ценностный мир русской классической литературы основан на таких концептах, как честь, совесть, справедливость, доброта, милосердие, а значит, на православной истине. И. С. Шмелев по этому поводу рассуждал: «Наша литература … исключительно глубока, «строга», как, быть может, ни одна из литератур в мире, и целомудренна. Она как бы спаивает-вяжет Землю с Небом. В ней почти всегда — «вопросы», стремленья «раскрыть тайну», попытки найти разгадку мировых загадок, поставленных человечеству Неведомым: о Боге, о Бытии, о смысле жизни, о правде и кривде, о Зле-Грехе, о том, что будет там… и есть ли это там?.. <…> Русская литература -не любование «красотой», не развлекание, не услужение забаве, а именно служение, как бы религиозное служение» .

Христианское учение оказало существенное значение на отношение человека к своему внутреннему миру, на духовные основы, повлиявшие на русское мировоззрение и бытие. Герои А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова искали путь к своему внутреннему перерождению, духовному преображению как единственному возможному спасению. Система ценностных установок в произведениях этих писателей основана на православном воззрении на человека, на его внутренний мир, важнейшим критерием оценки которого становится смирение. Н. В. Гоголь считал, что литература была «незримой ступенью» ко Христу, поэтому она смогла отразить мучительное испытание верой, через которое проходила и жизни народа, и отдельного человека .

Русские писатели сознавали свое творчество как пророческое служение. Н. А. Бердяев написал об этом так: «В русской литературе, у великих русских писателей религиозные темы и религиозные мотивы были сильнее, чем в какой-либо литературе мира. <…> Вся наша литература XIX века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человечества, мира. В самых значительных своих творениях она проникнута религиозной мыслью. <…> Соединение муки о Боге с мукой о человеке делает русскую литературу христианской, даже тогда, когда в сознании своем русские писатели отступали от христианской веры» .

Русская литература сумела увидеть и раскрыть смятенность души, внутренние переживания, терзания совести. Она создала такого героя, которому не важны земные ценности, он вписан в высшие, сакральные смыслы, нашедшие воплощение в Нагорной проповеди: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкопывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкопывают и не крадут…» (Мф. 6, 19-20). В этих словах из Библии прописана суть смысла земного существования — стремление к небесным сокровищам, поэтому так часто герой русской классической литературы страдает, обладая многими материальными благами, не чувствует внутреннего удовлетворения.

Русская литература установила высокий духовный критерий, заключающийся не в обладании земными сокровищами, а в стремлении к небесным высотам, и в каждом образе попыталась запечатлеть образ Божий, изобразить духовное начало. Так, тип «лишнего человека» в русской литературе XIX в. (Онегин, Печорин, Бельтов, Обломов) выведен лишенным возможности удовлетворить свои духовные потребности. При отсутствии духовных сокровищ, нарушении гармонии таким героем овладели разочарование, пустота, тоска, и в итоге в нем отразился трагический дух эпохи. Тип «нового человека» (Базаров) отвергает духовные ценности в угоду материальных, научных истин, и вновь его постигает разочарование, безверие, уныние, бессмысленность бытия и смерть. Фактически можно видеть путь превращения «нового человека» в «лишнего».

В произведениях Л. Н. Толстого представлено два типа героев: тип статичного, неразвивающегося героя, который вписан в материальный мир, самодоволен, ограничен, бездуховен, нравственно мертв. Красота же личности неотделима у писателя от способности другого типа героя духовно расти и совершенствоваться. Некая завершенная форма в первом случае становится показателем исчерпанности жизненных сил, а формирующееся состояние героя во втором, знаменитая «диалектика души» — показателем духовного роста, устремленностью к небесному постижению истины.

Своеобразие русской литературы заключается, по мнению И. Ильинаа, в ее направленности на «искания всечеловеческого спасения», мысль, которая также корнями уходит в православную культуру, поднимающую тему спасения души. «Страдания художника — это не есть страдания только за себя — это страдания за других, за всех и для всех» . Образ «кающегося» дворянина станет в XIX веке своеобразным символом эпохи, и такой герой найдет свое место в народнической литературе: в произведениях П. В. Засодимского, С. М. Степняка-Кравчинского, в женской прозе 1870-х гг.: Н. А. Арнольди, С. В. Ковалевской, С. И. Смирновой, Н. Д. Хвощинской, О. А. Шапир.

О духовном воскресении «преступившего» христианские заповеди человека написан роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Подобно библейскому Лазарю, герой романа — Родион Раскольников «воскресает» к «новой жизни». Этот процесс духовного преображения происходит под влиянием Сони Мармеладовой, которая читает Родиону притчу о воскресении Лазаря. В. Г. Одиноков считает этот эпизод религиозно-философским центром романа, поскольку он связывает судьбы двух героев — «новых» Лазаря и Марии Магдалены в единую канву сложного духовного процесса, подчеркивающего возможность будущего спасения героя: «Доведя повествование до высшей точки идейно-эмоционального напряжения, Достоевский не повертывает в русло легкого решения проблемы духовного спасения героя. Читатель наблюдает медленный и мучительный процесс нравственной развязки» . Этот процесс представлен в романе писателя как сложный путь героя, пришедшего к идее необходимости открытия Божественной правды.

Основной аксиологической доминантой творчества А. П. Чехова, восходящей к народным представлениям о Божьей правде и Божьей справедливости, является правда-справедливость. Если Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой не могли утверждать, что никто не знает настоящей правды, то Чехов на эту мысль обратил особое внимание. Смысл человеческому существованию, по мнению писателя, придает поиск настоящей цели жизни, которая невозможна без внутреннего движения к добру, справедливости, милосердию. Христианская картина мира представлена в его произведениях в образах «праведников» и «грешников», в мотиве аскетизма. Автор обращается к такой стороне учения Христа из Евангелия, которая позволяет создавать более гармоничные отношения между людьми, искать сокровенный смысл жизни. Герои его повестей и романов, проходя нравственные испытания, задаются этим сокровенным вопросом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чехов, вспоминая о своем «мрачном» детстве, констатировал: «…религии у меня теперь нет» . Но практика церковного хора, знание религиозных обрядов, последовательности церковных действий позволили писателю показать в рассказах «Архиерей», «Святой ночью», «Студент», «В овраге» души верующих людей, воссоздать библейские сюжеты и элементы церковного быта.

В рассказе «Студент» (1894) отражена идея духовного преображения героя — студента духовной академии Ивана Великопольского. В работах В. Б. Катаева, А. Г. Головачевой, Н. А. Дмитриевой, А. С. Собенникова проводится мысль об отражении в рассказе идеала, представленного триадой правды, добра и красоты . В самом начале рассказа герой представлен как носитель «уединенного» типа сознания, выразитель пессимистической концепции истории. В Страстную пятницу на охоте его посещает глубокое разочарование в Божественном порядке мироздания: «Все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше» . Встреча с крестьянками — вдовой Василисой и ее дочерью Лукерьей, их неожиданная реакция («Василиса заплакала, а ее дочь смутилась») на его рассказ об отречении апостола Петра, мучительно переживающего свое предательство, — все это приведет к духовному прозрению героя: «И радость вдруг заволновалась в его душе, и он остановился на минуту, чтобы перевести дух» . В финале рассказа описание пространства символически передает преображение пути героя, его переправы на другой берег и восхождения к смыслу обновленной жизни: «А когда он переправлялся на пароме через реку (сюжетный мотив переправы) и потом, поднимаясь на гору (мотив духовного восхождения и преодоления искушения), глядел на свою родную деревню и на запад, где узкою полосой светилась холодная багровая заря (символ обновленной жизни), то герой думал о том, что красота и правда, направляющие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, непрерывно продолжались до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле.» .

В основании рассказа Чехова находится не происшествие или поступок, а изображение изменения с душе и сознании Ивана Великопольского, переход от сомнения и пустоты одиночества к вере в победу любви и теплоту человеческих сердец. Автора не случайно привлекла человеческая слабость апостола Петра. Именно этот образ оказывается близок пониманию обычных людей и ищущих истину, беспокойных безумцев.

Рассказ неслучайно называется «Студент», т. е. ученик. Апостолы в их числе и Петр были учениками Христа. Иван Великопольский — студент духовной семинарии, значит, тоже Его ученик, который разуверился в Божественной сущности мира, впал в уныние, сосредоточившись на сиюминутном, забыл о главном. Вербализуя притчу о предательстве Петром Иисуса Христа в слове, он сам глубже проникает в ее смысл, в необходимость раскаяния, ведущего к спасению. Прошлое, настоящее и будущее соединены незримой нитью Божественного Слова, именно поэтому то, «что происхо-

дило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему — к обеим женщинам и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям» .

Ценностная картина мира, авторская теология заключены в том духовно-нравственном идеале, который стал понятен герою рассказа в финале: ему открывается душевная красота женщин, их способность на милосердие, что пробуждает в нем умиление и новое восприятие жизни, как «полной высокого смысла». На Страстной неделе перед празднованием Пасхи — Воскресения Христа герой осознает и собственное воскрешение от греховных мыслей, понимает, что в жизни отдельного человека или целого народа нет ничего случайного или бессмысленного, что в каждом действии есть высшее Провидение. Герой Чехова радуется тому, что каждый человек может сам изменить свою судьбу, стоит лишь задуматься и понять божественную истину.

Сам мотив отречения Петра и страстей Христовых найдет отражение в повести Чехова «В овраге» (1890), а также в произведениях В. Ф. Ходасевича «У костра» (перевод стихотворения В.-А. Коскенниеме, 1916), И. А. Бунина «Ночь отречения» (1921). Пример обращения к этому мотиву можно найти в произведении Ю. В. Буйды «Школа русского рассказа» (2000), что указывает на его продуктивность и периодичность появления в литературе. В использовании сюжета отречения и раскаяния, связывающего указанные произведения с Великой книгой, можно увидеть отражение одного из способов осмысления русской литературой роли и места человека в мире.

Таким образом, библейские сюжеты, использованные в произведениях русской литературы, раскрывают ее ценностный мир. Вписанные в православный контекст мировосприятия, они отразили метания, отторжения от веры героев, но всегда оставляли в их душах спасительную надежду на сохранение совести, справедливости, доброты и милосердия.

Литература

1.Бердяев Н. А. Типы религиозной мысли в России. // Собр. соч. Париж: YMCA-Press, 1989. Т. 3.

2.Головачева А. Б. «Студент»: первый крымский рассказ Чехова // Вопросы литературы. 2006. № 1. С. 276-296; Дмитриева Н. А. Послание Чехова. М.: Прогресс-Традиция, 2007. 368 с.; Катаев В. Б. Проза Чехова. Проблемы интерпретации. М.: Изд-во МГУ, 1979. 326 с.; Собенников А. С. «Между «Есть Бог» и «Нет Бога».». (О религиозно-философских традициях в творчестве Чехова). Иркутск: Изд-во Ир-кут. ун-та, 1997. 222 с.

3.Громов М. П. Книга о Чехове. М.: Современник, 1989. 384 с.

4.Дунаев М. М. Вера в горниле Сомнений. Православие и русская литература в ХУП-ХХ вв. Престиж, 2003. 1056 с.

5.Ильин И. А. Одинокий художник. М., 1993. 348 с.

6.Одиноков В. Г. Религиозно-этические проблемы в творчестве Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого // Русская литература и религия. Новосибирск, 1997.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7.Солженицын А. Малое собр. соч. М., 1991. Т. 1.

8.Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем: в 30 т. М., 1986. Т. 7.

9.Шмелев И. С. Собр. соч. М., 1999. Т. 7.

SPIRITUAL TRANSFORMATION OF HERO IN RUSSIAN CLASSICAL LITERATURE

Elena P. Beryozkina

Cand. Sci. (Phil.), A/Prof.,

Buryat State University

6 Ranzhurova St., Ulan-Ude 670000, Russia