Преображенский храм большие вяземы

Преображенский храм Большие Вяземы история

Уже простое перечисление знаменитых людей, бывавших в Больших Вяземах, молившихся в Спасо-Преображенском храме или любовавшихся его изящными формами, поражает воображение. Столь плотное сосредоточение исторической «массы» в одном месте, притом довольно-таки удаленном от древней русской столицы, удивительно и, надо думать, не случайно.

Большие Вяземы получили статус царского села после восшествия Бориса Годунова на трон. Борис Федорович умер в 1605 году, когда войска спонсируемого поляками Лжедимитрия I уже вступили в пределы России. Самозванец, быстро вошедший в «роль» монарха, как бы унаследовал Вяземы, устроив здесь свою резиденцию.

В 1619 году, на излете Смуты, вязёмский каменный храм явился свидетелем торжественной встречи возвращавшегося из польского плена митрополита Филарета (Романова), отца царя Михаила Федоровича, — много потерпевший и при Годунове, и при поляках архиерей сразу же по прибытии в Москву был поставлен Патриархом Московским.

К этому времени Вяземы уже приписали к Дворцовому ведомству. Особенно любил местный храм царь Алексей Михайлович, делавший в него богатые вклады.

В 1694 году Вяземы получили нового хозяина. Петр I пожаловал усадьбу своему воспитателю Борису Алексеевичу Голицыну. Он предпринял украшение церкви, пригласив для этого известных мастеров Оружейной палаты. Созданные ими иконы после революции разошлись по музеям. Помимо всего прочего, Борис Голицын настоял на переосвящении Троицкой церкви — уже в документах 1702 года она значится как Спасо-Преображенская.

Преображенский храм и Пушкин

Пушкину Вяземы были знакомы не понаслышке. С 1806 по 1811 год на лето его родители выезжали в имение Захарово, принадлежавшее бабушке будущего поэта. Своей церкви в Захарове не имелось — оно относилось к приходу вязёмского Спасо-Преображенского храма Больших Вязем, и к обедне пушкинское семейство с отроком Александром ездило именно в Вяземы.

В 1807 году в Захарове умер младший брат Пушкина Николенька. Похоронили его в ограде Преображенского храма; могила эта сохранилась.

Война 1812 года

Война не обошла стороной Большие Вяземы, стоявшие на главной «западной» дороге. Правда, все ценности Спасо-Преображенского храма удалось вывезти в Москву, на Басманную улицу, где у Голицыных был дом, и закопать в землю — от пожара они, таким образом, не пострадали и спустя месяц, в октябре, вернулись в церковь. Выполнил эту трудоемкую работу настоятель храма отец Иоанн Емельянов, о чем позже была сделана подробная запись в церковной метрической книге — «в память потомкам».

По оставлении Вязем русским штабом в усадьбу въехал Наполеон, вели себя оккупанты, как варвары, — ничем не лучше поляков начала XVII века. Стены Преображенского храма «украсились» новыми признаниями в том, что тот или иной француз «был здесь».

Борис Владимирович Голицын с началом войны поступил в армию в чине генерал-лейтенанта и в Бородинском сражении получил тяжелое ранение, которое в 1813 году свело его в могилу. Похоронили героя, согласно его просьбе, в северном приделе Спасо-Преображенского храма, устроив в стене специальную нишу с бюстом почившего.

К концу XIX столетия Преображенским храмом заинтересовались исследователи, готовился план его реставрации и реконструкции. В 1870-е годы серьезные опасения вызывало состояние «псковской» звонницы: она ветшала и явно кренилась, намереваясь рухнуть. Пришлось снять с нее колокола и заняться ее укреплением. Увы, прямым следствием этого стало решение о строительстве колокольни на месте торжественного «всхода» на галерею верхнего храма. В 1878 году исказившая гармоничный вид церкви пристройка была выполнена.

5.2.20 Назови доброе слово

5 февраля 2020 года в поселке Запрудня ученики 4 а класса Запрудненской гимназии вновь принимали у себя клирика Преображенского храма священника Симона Абрамсона. Это была долгожданная встреча. Обсуждалась тема «Зачем творить добро?». Четвероклассники уже знакомы с золотым правилом этики «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Отец Симон расширил эти знания, подчеркнул, как важно творить добрые дела и помогать всем бескорыстно, познакомил с примерами из жизни святых. Ребята рассказали о своих добрых поступках. Завершился урок игрой «Назови доброе слово».

16.8.20 Легкоатлетический забег «Сергиевым путем»

16 августа 2020 года у стен Троицкой обители в Сергиевом Посаде стартовал легкоатлетический забег «Сергиевым путем». Среди бегунов были прихожане храма Преображения Господня поселка Запрудня. Спортивное мероприятие, приуроченное ко дню памяти преподобного Сергия Радонежского, собрало сотни людей, стремящихся вести активный образ жизни. Возможность пробежать в духовном центре России, обители святого Сергия Радонежского, поклониться великому русскому святому – это настоящий праздник. Забег проходил по центральным улицам и примечательным местам города. Мероприятие сочетало спортивную и культурно-познавательную части.

14.8.20 Медовый Спас в Преображенском храме Запрудни

14 августа 2020 года Церковь прославляет силу Животворящего Креста Господня и воспоминает честные страдания, которые претерпел на Кресте Господь Иисус Христос. «Крест – хранитель всея вселенныя, крест – красота Церкви, крест – верных утверждение, крест – ангелов слава и демонов язва» – так воспевают в этот день верующие. В Преображенском храме поселка Запрудня Божественную литургию в праздничный день совершил протоиерей Павел Семенов. Всем приходом собравшиеся поклонились Честному Кресту, взывая: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим!» Также в этот день отмечается Медовый Спас. После богослужения был совершён водосвятный молебен и чин освящения мёда.

30.7.20 Гимн просфорам и просфорницам

30 июля 2020 года фотогимн просфорам и тем, кто их выпекает, представил на своей страничке в социальных сетях храм Преображения Господня в поселке Запрудня, где настоятель клирик Дубненско-Талдомского благочиния протоиерей Александр Макаров. Делимся этой информацией с читателями нашего сайта. «Сегодня удалось понаблюдать за совершенно удивительным послушанием на нашем приходе – процессом выпечки просфор. Для храма просфоры выпекаются силами прихожан под руководством нашей дорогой Ирины Викторовны Сосиной. Дело это чрезвычайно ответственное. Просфора – неотъемлемая часть литургической жизни.

26.7.20 Победа в конкурсе, посвященном святому Александру Невскому

Победу в областном этапе Всероссийского конкурса иллюстрированных детских рассказов «Наследие святого благоверного князя Александра Невского» в номинации «Рисунок» одержали 14-летняя София Абрамсон, учащаяся воскресной школы Преображенского храма п. Запрудня Талдомского района, и 12-летний Эрик Товмасян, ученик Дубненской школы искусств «Вдохновение» (преподаватель Екатерина Мусихина) из г. Дубны. Ребята прошли во второй – всероссийский – этап конкурса. София Абрамсон представила на конкурс рисунок «Александр Невский в орде», а Эрик Товмасян – рисунок «Великий князь и полководец».

28.1.20 Блокадный хлеб – в память о ленинградцах

Митинг в честь 76-летия снятия блокады Ленинграда прошел 28 января 2020 года у монумента Славы в поселке Запрудня Талдомского района. Перед ветеранами, школьниками и студентами выступили депутат Совета депутатов Талдомского городского округа Елена Полякова и клирик храма Преображения Господня поселка Запрудня священник Симон Абрамсон. Ребятам рассказали о подвиге ленинградцев, раздали блокадную пайку – по 125 граммов хлеба на человека. Память героических защитников Ленинграда почтили минутой молчания и возложили цветы к монументу воинам.

После революции

После 1917 года Преображенскому храму Больших Вязем пришлось пройти обычный — и страшный в своей обыкновенности — путь православной церкви в агрессивно атеистическом государстве.

В богоборческую эпоху Спасо-Преображенский храм был начисто ограблен — все его прежние святыни, сохранившиеся до нашего времени, находятся в музейных собраниях. Церкви оставили только ее фрески, но и их нынешнее состояние требует вмешательства реставраторов. Все, что представляло хоть какую-то ценность, отправилось на нужды победившего пролетариата.

Спасо-Преображенский храм держался до 1938 года, когда его окончательно закрыли. По закрытии в оскверненной церкви устраивали то склад, то столовую. Лишь после присвоения усадьбе и храму статуса охраняемого памятника истории и культуры в Преображенской церкви началась реставрация — особо активная ее фаза пришлась на 1950—1960-е годы.

Лишь в 1992 году, на волне тогдашних событий, верующим вернули нижнюю, Никольскую, церковь. Весь Спасо-Преображенский храм передали приходу в 1999 году.

31.5.20 Забота о прихожанах в Преображенском храме в Запрудне

В последний день весны, 31 мая 2020 года, сотрудники храма Преображения Господня в поселке Запрудня навестили прихожан и передали им подарки. Во время эпидемии для каждого человека открылась возможность оказать помощь нуждающимся, проявить милосердие. Пожилые люди из группы риска, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, многодетные и неполные семьи – вот неполный перечень тех, для кого так важны в этот непростой период внимание и забота. Именно такие семьи посетили сотрудники храма в последний весенний день.

28.5.20 Юные прихожане – стипендиаты премии губернатора Подмосковья

Юные прихожане храма Преображения Господня в поселке Запрудня Талдомского района – Николай Елаков и Вячеслав Киселев – удостоились именных стипендий губернатора Московской области. Николай Елаков, алтарник в Преображенском храме, стал призером Всероссийской олимпиады школьников по технологии. Вячеслав Киселев награждён за победу в конкурсе научных работ XIV Всероссийского молодежного форума «Моя законотворческая инициатива». Настоятель Преображенского храма протоиерей Александр Макаров, поздравляя ребят, сказал: «Хочется пожелать вам милости Божией и помощи во всех благих трудах и начинаниях на всем жизненном пути.

24.4.20 Благодарность за духовное попечение

В поселке Запрудня прихожане храма Преображения Господня от всего сердца благодарят священников, которые в период самоизоляции по просьбе верующих совершают таинства на дому. Это особенно важно для пожилых и больных людей. Вот как они об этом написали: «Эпидемии, экономические кризисы и даже войны — это всё временные явления. А есть то, что приближает каждого из нас к вечности — это молитвы, богослужения и таинства, которые являются для православных христиан мероприятиями безотлагательного характера, подобные походу в поликлинику, лечению в больнице. Верующие люди опытным путем знают, что после таинств многие получают исцеление души и тела. И для многих христиан это жизненно необходимые вещи.

19.4.20 Воскресение Твое Христе Спасе, ангели поют на небесех…

Пасхальная служба в храме Преображения Господня в поселке Запрудня началась поздним вечером Великой Субботы 18 апреля 2020 года. В это время в центре храма установлена гробница, на которой покоится плащаница – это особая святыня – плат, изображающий положение во гроб Спасителя. Именно перед плащаницей совершается богослужение полунощницы. По окончании чтения канона настоятель храма протоиерей Александр Макаров перенес плащаницу в алтарь. В богослужении также участвовал протоиерей Виталий Шумилов. После пасхальной полунощницы наступила тишина, ожидание Пасхи. Еле слышно запели в алтаре стихиру: «Воскресение Твое Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

11.4.20 Радость встречи со Христом

11 апреля 2020 года, накануне праздника Входа Господня в Иерусалим, в храме Преображения Господня в поселке Запрудня настоятель храма протоиерей Александр Макаров совершил всенощное бдение и освящение вербы. Часто прихожане волнуются, попала ли святая вода на принесенные ими веточки, настойчиво требуют окропить снова и снова. Забывая, что освящается верба благодатью Духа Святаго, поэтому неважно, попала на веточку капелька святой воды или литр – верба освящена. Великий пост — совершенно неповторимый период в церковном году. Каждый день, каждая служба наполнены особым смыслом. А в этот день храм был наполнен ещё и неповторимым ароматом распустившейся вербы.

7.1.20 Путешествие в Рождество в поселке Запрудня

7 января 2020 года в поселке Запрудня широко отметили праздник Рождества Христова. После Божественной литургии в храме Преображения Господня настоятель храма протоирей Александр Макаров тепло поздравил жителей посёлка, которые собрались в парке «Солнечный берег» принять участие в интерактивной программе «Путешествие в Рождество», а вечером –в зрительном зале ДК «Прогресс» на детском спектакле «Чудо на один день» в постановке театрального коллектива «СД-ШОУ».

Архив новостей 2016-19, 2015-12

Сентябрь 2020

Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

  • 8 сентября (вторник) в 8:00 — Утреня. Часы и ЛИТУРГИЯ.

Усекновение главы Крестителя Господня Иоанна.

  • 10 сентября (четверг) в 17:00 — Всенощное бдение.
  • 11 сентября (пятница) в 8:30 — Часы. ЛИТУРГИЯ.

Благоверного великого князя Александра Невского.

  • 11 сентября (пятница) в 17:00 — Вечерня и Утреня.
  • 12 сентября (суббота) в 8:30 — Часы. ЛИТУРГИЯ.

Неделя 14-я по Пятидесятнице.

  • 12 сентября (суббота) в 17:00 — Всенощное бдение.
  • 13 сентября (воскресенье) в 8:30 — Часы. ЛИТУРГИЯ.

Преподобных Антония и Феодосия Печерских.

  • 15 сентября (вторник) в 8:00 — Утреня. Часы и ЛИТУРГИЯ.

Убиение благоверного князя Глеба.

  • 17 сентября (четверг) в 17:00 — Всенощное бдение.
  • 18 сентября (пятница) в 8:30 — Часы. ЛИТУРГИЯ.

Воспоминание чуда Архистратига Михаила.

  • 18 сентября (пятница) в 17:00 — Вечерня и Утреня.
  • 19 сентября (суббота) в 8:30 — Часы. ЛИТУРГИЯ.

Неделя 15-я по Пятидесятнице.

  • 19 сентября (суббота) в 17:00 — Всенощное бдение.
  • 20 сентября (воскресенье) в 8:30 — Часы. ЛИТУРГИЯ.

Рождество Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии.

  • 20 сентября (суббота) в 17:00 — Всенощное бдение.
  • 21 сентября (воскресенье) в 8:30 — Часы. ЛИТУРГИЯ.

Богослужения совершаются в верхнем храме.

Просим вас соблюдать дистанцию, заходя в церковную лавку. В лавке одновременно могут находиться не более 3-х человек. Без маски в лавке НЕ обслуживают. По требованиям санитарных органов, на одного человека, молящегося в храме, должно приходиться 4 кв. метра площади: в связи с этим в храме могут находиться одновременно не более 25-ти человек. Но в нашем распоряжении есть ещё галерея, лестница и церковный двор. Богослежения транслируются через усилители.

Не приходите к храму с признаками ОРВИ! Пожалуйста, стойте на расстоянии полутора метров друг от друга в перчатках и обязательно в масках!

Воскресная школа при храме великомученицы Параскевы Пятницы в Качалове существует с 1991 года. Первые три года занятия проходили непосредственно в храме, где шла реставрация: среди строительных лесов, на импровизированных лавках, часть окон еще была без стекол и затянута полиэтиленовой пленкой. Тем не менее, на занятия ходили около ста человек — ребята в возрасте от 6 до 16 лет.

В 1994 году с помощью Божией удалось получить новое помещение при клубе «Эврика» на Старобитцевской ул. 23, корп. 3. Основной предмет воскресной школы — Закон Божий — преподают для разных возрастных групп священнослужители нашего храма. Изучаются и другие предметы: ИЗО, Пение, Уроки вежливости, История для самых маленьких. Широко представлены факультативы: математика, русский язык, Родиноведение, юная хозяюшка, футбольная секция.

В нашей воскресной школе мы, в первую очередь, стремимся научить детей вере, раскрыть глубину и красоту православного вероучения и богослужения. Православие в его современном виде есть плод древней и сложной двухтысячелетней культуры. Освоить это культурное наследие самостоятельно, при наличии разрыва культурной традиции в трех поколениях советского периода, практически невозможно. Поэтому, помимо Закона Божия, мы учим детей основам церковнославянского языка и церковного пения. Организуя поездки по московским монастырям, — в Донской, Новодевичий, Данилов и другие, знакомим ребят с храмовой архитектурой и иконописью. С этой же целью посещаются знаменитые московские церкви: Кремлевские соборы, Иоанна воина, Николы в Хамовниках, и другие.

Директором воскресной школы со дня ее основания является Нелли Георгиевна Лосева. (На декабрь 2018 года руководителем Воскресной школы храма великомученицы Параскевы Пятницы в Качалове является иерей Алексий Денисов, а Нелли Георгиевна ее Почетный Директор.)

В воскресной школе состоялась конференция, посвященная 100-летию мученической кончины святых Царственных Страстотерпцев (декабрь 2018)

Фотоотчет о празднике Параскевы (ноябрь 2018)

Новости воскресной школы на сайте храма

Праздник в честь Рождества Христова в воскресной школе (январь 2017)

Фотоотчет о поездке в Большие Вяземы (октябрь 2015)

Фотоотчет о поездке в Верею (2015)

Вечер, посвященный творчеству А. С. Пушкина и Г. В. Свиридова (2015)

«Бал века» в воскресной школе, посвященный двухсотлетию победы нашего Отечества над наполеоновской армией (2012)

Фильм, посвященный 20-летию воскресной школы при храме великомученицы Параскевы Пятницы в Качалове (1991-2011)

Мiръ Россия Московская область поселок городского типа Большие Вяземы Преображенский храм (Большие Вяземы)

Идёт загрузка карты…

Преображенский храм (Большие Вяземы)

Церковь Преображения Господня в Больших Вязёмах находится под Москвой, неподалёку от Одинцова. Семиглавый, четырёхпрестольный, двухэтажный храм был воздвигнут в старинном селе Никольское-Вязёмы царём Борисом Годуновым в конце XVI века: вероятно с 1584 по 1600 годы.

История

Своей известностью село Большие Вяземы обязано церкви, построенной в конце XVI в. при Борисе Годунове в его вотчине. Составитель географического словаря России XVIII в. Афанасий Щекатов писал, что звонница церкви Преображения «особливого рода, каких нигде не видно». По преданию, вяземская церковь была построена в один год с колокольней Ивана Великого. В Больших Вяземах Годунов вместо скромной усадебной церкви возвел монументальный каменный семиглавый храм. Историк искусств М.А.Ильин пишет: «Этот… храм принадлежит к кругу выдающихся произведений искусства. Пятиглавый, с двумя приделами по бокам и четырьмя внутренними столбами, он поставлен на высокий арочный подклет и окружен гульбищем, к которому с запада ведет торжественная лестница. Если общая его композиция нам более или менее знакома по другим памятникам XVI в., то по стройности, гармоничности, торжественности форм и изысканности убранства этому памятнику найдется немного равных. Здесь большую роль играет обработка стен, выполненная в духе архитектурного убранства Архангельского собора Московского Кремля».

Преображенский храм (Большие Вяземы)

Первоначально храм был освящен во имя Святой Троицы. Нынешнее название Преображенского храм получил при новом владельце имения князе Б.А.Голицыне. Во время Отечественной войны 1812 г. наполеоновские войска осквернили храм, разместив в нем конюшню.

Но самое тяжелое время выпало на долю храма в период богоборчества. В 1937 г. был арестован и расстрелян на Бутовском полигоне настоятель храма священник Василий Горбачев, прославленный как новомученик (память 13 февраля).

В храме располагались Институт коневодства, общежитие, столовая, лаборатория Института фитопатологии растений, музей.

19 декабря 1992 г., после многочисленных ходатайств верующих, было подписано соглашение о совместном использовании нижнего Никольского придела. С этого времени и начались регулярные богослужения. В декабре 1999 г. весь храм передали верующим. К празднованию 400-летия храма и к 2000-летию Рождества Христова проведены капитальные восстановительные работы. В настоящее время ведутся работы по раскрытию и восстановлению уникальных фресок.

Работает Центр Духовного воспитания молодежи. В воскресной школе занятия проводят студенты Московской Духовной академии.

Святыни

В храме имеются иконы, хранящие частицы мощей преподобного Сергия Радонежского, преподобного Саввы Сторожевского, благоверных князей Муромских чудотворцев Петра и Февронии, Константина и чад его Михаила и Феодора.

Престольные праздники

Преображение Господне — 19 августа

Как добраться

Преображенский храм (Большие Вяземы)

Адрес: Россия, Московская область, Одинцовский район, поселок городского типа Большие Вяземы.

Проезд:

  • На электричке из Москвы

От Белорусского вокзала электричкой до остановки «Станция Голицыно». От станции проезд автобусом №38,1055, маршрутным такси №38,79,39 до остановки «Институт» (3-я остановка) или 20 минут пешком.

  • Из Москвы на автомобиле

Выехать из Москвы по Можайскому шоссе. На 26-м километре от МКАД проехать Малые Вяземы и левый поворот на Малое Московское кольцо. Левый поворот к церкви по улице Институт (указатель на » Историко-литературный музей-заповедник А. С. Пушкина») будет примерно через километр перед мостом не доезжая левого поворота на Голицыно. С улицы Институт поворот направо за стадионом к автостоянке. Музей-заповедник А. С. Пушкина находится рядом с церковью.

Единственные точные сведения, касающиеся самого начала Спасо-Преображенского храма, содержатся в так называемом Пискарёвском летописце — русской летописи начала ХVII века, наиболее оригинальная и любопытная часть которой относится к эпохам царей Ивана Грозного, Фёдора Иоанновича, Бориса Годунова и русской Смуты. Описывая заслуги умершего в 1598 году Фёдора Иоанновича, автор летописи перечисляет заметные храмы, при нём выстроенные, — и, в частности: «Да при царе же Феодоре Ивановиче всеа Руси, а по челобитью боярина Бориса Федоровича Годунова в селе его на Веземе зделан храм камен о пяти верхах и плотина камена у пруда». Таким образом, верхняя граница временного промежутка, когда была создана эта красивейшая церковь, определяется без труда — это 1598 год. Нижняя, по той же схеме, — 1584 год: начало царствования Фёдора Иоанновича. Далее всё основано на предположениях. Мы знаем, что войдя на трон, царь Фёдор вскоре передоверил дела управления государством своему шурину Борису Годунову и всячески обласкал его. Примерно в 1584-1586 годах самодержец даровал будущему преемнику Большие Вязёмы в вотчину. Годунов на новых своих землях начал большое строительство. В 1590 году (и это документально зафиксировано) здесь уже стоял деревянный дворец. Каменный храм, надо думать, появился уже вскоре. Годунов вообще любил строить каменные храмы в разных местах и вотчинах. Задаётся вопрос — имелась ли в вяземской церкви особая нужда или здесь не обошлось без проявления серьёзных амбиций Бориса Годунова? Дело в том, что в Вязёмах была деревянная Никольская церковь (село очень долго и называли двойным именем — Никольское-Вяземы) и даже действовал небольшой Иоанно-Богословский монастырь, известный, как и сам Вяземский ямской стан с 1492 года. И церковь эта, и обитель погибли во времена Смуты, но в 1590-х годах их, надо думать, вполне хватало местному населению и проезжающим мимо Вязём путешественникам для отправления их религиозных надобностей. Однако Борис Годунов «бил челом» о построении каменного храма. В работах некоторых исследователей приводится точная дата его освящения — 1600 год, то есть храм освящался уже при Борисе-царе, основателе, как мнилось ему тогда, новой царской династии.

Что любопытно, освятили первоначально главный престол церкви во имя Живоначальной Троицы, а не Преображения Господня. Нижний храм в высоком подклете освятили во имя святителя Николая Угодника. Получили свои посвящения и приделы: южный — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, северный — во имя Михаила Архангела. Правда, на протяжении всего ХVII столетия они, согласно документам, «стояли без пения», то есть либо так и не дождались официального освящения, либо же не были подготовлены для совершения регулярных богослужений. Отметим, что нынешняя звонница является современной каменному храму. Её очевидная псковская архитектура иногда понуждает исследователей делать авторов и строителей церкви (о которых вообще ничего неизвестно) псковичам, хотя доказанным это считать нельзя: на самом деле в Москве и её окрестностях в те времена звучало немало псковских «реплик» — вспомним хотя бы не менее «псковскую» первую звонницу Покровского собора на Красной площади. Так что тут влияние могло быть не прямым, а опосредованным. Большие Вязёмы получили статус царского села после восшествия Бориса Годунова на трон, но годуновскими они оставались недолго. Царствование Бориса, столь счастливо начавшееся, оказалось трагическим: оно стало «предисловием» к русской Смуте. Борис Фёдорович умер в 1605 году, когда войска спонсируемого поляками Лжедмитрия I уже вступили в пределы России. Самозванец, быстро вошедший в «роль» монарха, как бы унаследовал Вязёмы, устроив здесь свою резиденцию. Сюда к своему жениху в 1606 году приехала Марина Мнишек. Она вела дневник, в котором отмечала: «2 мая царица имела свой ночлег в Можайске, а пан Воевода в селении Вяземе… Это селение принадлежало умершему царю Борису. В нём есть дворец, довольно обширный, обнесённый палисадником и окопанный рвом с рогатками. Подле дворца каменная церковь, очень изрядная; иконы и подсвечники в ней богаты и прекрасной работы». Поляки в Вязёмах особо не стеснялись, о чём свидетельствуют нанесённые ими на стены церкви многочисленные граффити, сохранившиеся по сию пору. После себя они оставили пепелище — в одном из тогдашних пожаров сгорел и дворец Бориса Годунова.

В 1619 году, на излёте Смуты, вяземский каменный храм явился свидетелем торжественной встречи возвращавшегося из польского плена митрополита Филарета (Романова), отца царя Михаила Фёдоровича. К этому времени Вязёмы уже приписали к Дворцовому ведомству. Особенно любил местный храм царь Алексей Михайлович, делавший в него богатые вклады. А бывал здесь Тишайший нередко — проездом в «царский» Саввино-Сторожевский монастырь, что под Звенигородом. В 1694 году Вязёмы получили нового хозяина. Пётр I пожаловал усадьбу своему воспитателю Борису Алексеевичу Голицыну. Именно Дубровицы царев «дядька» считал своей главной вотчиной, однако немало он занимался и Вязёмами: построил новый дворец (не там, где раскинулась нынешняя усадьба, а по другую сторону от храма), предпринял украшение церкви, пригласив для этого известных мастеров Оружейной палаты Спиридона Григорьева, Георгия Зиновьева, Василия Леотьева и других. Все они работали в манере Симона Ушакова — и работали превосходно. Созданные ими иконы после революции разошлись по музеям… Помимо всего прочего, Борис Голицын настоял на переосвящении Троицкой церкви — уже в документах 1702 года она значится как Спасо-Преображенская. Чем было вызвано это решение — не вполне понятно: возможно, в его основе лежали политические мотивы. «Преображенская» тема представлялась Петру I, заезжавшему в Вязёмы дважды, весьма близкой к сердцу. Правнук владельца Вязём Николай Михайлович Голицын перенёс усадьбу на новое место, тоже на берегу пруда, но по другую сторону от храма. В главном усадебном доме в 1797 году Голицыны дали торжественный обед в честь Павла I, прибывшего в Москву на коронацию и не затруднившегося посетить все именитые московские семейства. В нач. ХIХ столетия хозяином Вязём стал двоюродный племянник Николая Михайловича Борис Владимирович Голицын. Вместе с ним в вяземский дом въёхала его матушка — знаменитая придворная статс-дама Наталья Петровна Голицына, послужившая прототипом старухи в пушкинской «Пиковой Даме». С 1806 по 1811 год на лето родители Александра Сергеевича выезжали в имение Захарово, принадлежавшее бабушке будущего поэта. Своей церкви в Захарове не имелось — оно относилось к приходу вяземского Спасо-Преображенского храма, и к обедне пушкинское семейство с отроком Александром ездило именно в Вязёмы. В 1807 году в Захарове умер младший брат Пушкина Николенька. Похоронили его в ограде Преображенского храма; могила эта сохранилась.

Отечественная война 1812 года не обошла стороной усадьбу, стоявшую на главной «западной» дороге. Правда, все ценности Спасо-Преображенского храма удалось вывезти в Москву, на Басманную улицу, где у Н. П. Голицыной был дом, и закопать в землю — от пожара они, таким образом, не пострадали и спустя месяц, в октябре, вернулись в церковь. Выполнил эту трудоёмкую работу настоятель храма отец Иоанн Емельянов, о чём позже была сделана подробная запись в церковной метрической книге — «в память потомкам». 1 сентября (по старому стилю), на следующий день по оставлении Вязём русским штабом во главе с М. И. Кутузовым, в усадьбу въехал Наполеон. Ночевал он чуть ли не в той же нижней библиотеке и на том же диване, что и Кутузов. Вели себя оккупанты, как варвары, — ничем не лучше поляков начала ХVII века. Стены Преображенского храма «украсились» новыми признаниями в том, что тот или иной француз «был здесь». В 1813 году владельца усадьбы Бориса Владимировича Голицына, согласно его просьбе, похоронили в северном приделе Спасо-Преображенского храма, устроив в стене специальную нишу с бюстом почившего. К концу ХIХ века Преображенским храмом заинтересовались исследователи, готовился план его реставрации и реконструкции. В 1870-е годы серьёзные опасения вызывало состояние «псковской» звонницы: она ветшала и явно кренилась, намереваясь рухнуть. Пришлось снять с неё колокола и заняться её укреплением. Увы, прямым следствием этого стало решение о строительстве колокольни на месте торжественного «всхода» на галерею верхнего храма. В 1878 году исказившая гармоничный вид церкви пристройка была выполнена. Последний владелец усадьбы Большие Вязёмы (с 1882года), Дмитрий Борисович Голицын, много и с любовью занимался усадьбой, в том числе и храмом. В частности, при нём отреставрировали иконы конца ХVII столетия, написанные мастерами Оружейной палаты.

После 1917 года Преображенскому храму пришлось присоединиться к тысячам других церквей, в которых всё, что представляло хоть какую-то ценность, отправилось в музеи или было «употреблено» на нужды победившего пролетариата. В самой усадьбе последовательно располагались: колония для беспризорников, санаторий для старых большевиков, школа парашютистов, танковое училище, эвакогоспиталь (во время Великой Отечественной войны), Институт Коневодства (любимое детище маршала Семёна Будённого!), Московский полиграфический институт, ВНИИ фитопатологии и, наконец, музей… Спасо-Преображенский храм держался до 1938 года, когда его окончательно закрыли и разграбили. По закрытии в осквернённой церкви устраивали то склад, то столовую. Лишь после присвоения усадьбе и храму статуса охраняемого памятника истории и культуры в Преображенской церкви началась реставрация — особо активная её фаза пришлась на 1950-1960-е годы. Лишь в 1992 году, на волне тогдашних событий, верующим вернули нижнюю, Никольскую церковь. Весь Спасо-Преображенский храм передали приходу в 1999 году.

Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №126. 2015 г.