Преображенский Иваново

Преображенский собор Иваново (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

Преображенский собор построили в конце 19 века по проекту московского архитектора А. С. Каминского, автора первого здания Третьяковской галереи и главного храма Николо-Угрешского монастыря. Тогда в церковной архитектуре был популярен так называемый «русский» стиль, имитирующий зодчество 17 века с его богатым декором. Собор закрыли в 1940 г., уничтожив все внутреннее убранство, но уже в 1944 г. богослужения возобновились. Постепенно интерьеры восстановили, главный иконостас заменили привезенным из храма села Сараево. Долгое время Преображенская церковь была единственной действующей во всей Ивановской области и главным собором епархии.

Что посмотреть

Весь комплекс, включая каменные ворота, белоснежный, с яркими синими крышами, поэтому местные жители называют церковь «Белой». Храм пятиглавый, купола — на высоких граненых барабанах, главный — на цилиндрическом. Каждый из трех входов — с шатровым крыльцом и маковкой. С западной стороны, ближе к воротам — колокольня, тоже шатровая. Территория огорожена кованой решеткой, есть несколько хозяйственных построек.

Святыни храма: иконы с частицами мощей преподобных Макария, Леонтия, блаженного Симона, мощи святителя Василия, икона Божьей матери «Неупиваемая чаша».

Иконостасов три: в главном здании — трехъярусный, а в приделах — двухъярусные. Почти все иконы написаны московским художником Я. И. Ручкиным, но есть и старинные, переданные семьей Гарелиных, финансировавшей строительство. На стенах — масляные фрески начала 20 века, подновленные в 80-е гг.

Практическая информация

Адрес: Иваново, ул. Колотилова, 44. Веб-сайт.

Собор находится в 3 км от ж/д вокзала. Ближайшая остановка общественного транспорта «Преображенский храм» — в 3 минутах ходьбы. Часы работы: с 7.00 до 19.00, службы — в 8.00 и в 17.00.

Величественный Преображенский собор имеет солидный возраст. Он был построен более 120 лет назад в модном тогда «русском» стиле. Сегодня Преображенский храм является одним из немногих сохранившихся в Иваново памятников зодчества, представляющих это архитектурное направление. В XX веке 45 лет храм был единственной действующей церковью областного центра. Кроме того, несколько десятилетий он выполнял функции главного храма епархии. Горожане с любовью называют собор Белой церковью.

История собора

К концу XIX века в моду вошел архитектурный стиль, подражающий русским постройкам. Зодчество XVII века, прерванное реформами Петра I, было очень популярным и считалось вершиной проявления национальных талантов и духовности. В работах старых мастеров архитекторы усматривали основной источник для творческого вдохновения и постоянно стремились воспроизвести в своих проектах отдельные элементы древнерусских построек, старинные инженерные решения и богатую отделку. Явное возрождение допетровской архитектуры в конце XIX века происходило не только в крупных городах, но и в российской провинции.

Преображенский собор в Иваново

Преображенский собор с высоты птичьего полёта

Новую Преображенскую церковь начали строить в конце августа 1889 года. Ктитором дорогостоящего строительства стал богатый ивановский фабрикант Мефодий Никонович Гарелин — владелец большой текстильной мануфактуры. А проект храма подготовил известный архитектор Александр Степанович Каминский. В Москве он был признанным мастером стиля «поздняя эклектика» и прославился также созданием первого здания Третьяковской галереи и главного храма в Николо-Угрешском монастыре.

Новую каменную церковь возводили четыре года и освятили в конце августа 1993 г. В ней создали три придела. В главном установили величественный трехъярусный иконостас, а в боковых, посвященных Иверской иконе Богоматери и преподобномученику Никону, — иконостасы поменьше, в два яруса. Рисунки, по которым мастера-резчики делали эти иконостасы, были также подготовлены архитектором А.С. Каминским. А иконы для церкви написал известный мастер из Москвы Я.И. Ручкин. Помимо этого, семья Гарелиных передала в дар храму старинные иконы, которые хранились в их фамильной молельне. Стены внутри здания поручили расписать художнику-иконописцу И.В. Белоусову. Позже ктитор и его супруга были с почетом погребены во дворе храма, напротив церковного алтаря.

Преображенский собор в Иваново

Общий вид Преображенского собора с улицы Колотилова

Новый храм предназначался для жителей деревни Рылиха, находившейся на окраине города Иваново-Вознесенска и известной по писцовым книгам с XVII века. Когда церковь построили, деревня получила статус села и была переименована в Преображенское. В состав Иваново это поселение вошло в феврале 1917 года.

В начале 30-х годов прошлого века вокруг храма было много конфликтов, вызванных тем, что пользоваться этой церковью власти разрешили сразу двум приходским общинам – традиционной и общине обновленцев. Чтобы ситуация не усугублялась, в 1940 году местная власть закрыла храм для верующих и уничтожила его внутреннее убранство. После этого в областном центре не осталось ни одной действующей церкви. Так продолжалось почти пять лет.

Преображенский собор в Иваново

Святые ворота

В 1944 году горожане обратились к государству с просьбой открыть храм, и церковные службы в нем возобновились. Однако, сделано это было не сразу, а только в январе 1945 года, так как помещения церкви находились в крайне запущенном состоянии.

В 1946 году, когда образовали местную епархию, Преображенский храм получил статус кафедрального собора, и его боковые приделы переосвятили в честь иконы Казанской Богоматери и Николая Чудотворца. Следующие 45 лет Белая церковь была единственным действующим православным храмом в областном центре. Конечно, одной относительно небольшой церкви для Иваново было недостаточно, ведь в городе проживало около 480 тысяч человек.

Преображенский собор в Иваново

Реставрационно-восстановительные работы в храме начали проводить, когда закончилась Великая Отечественная война. Постепенно подновили роспись на его стенах и приобрели необходимую богослужебную утварь. В 1956 году сюда перевезли красивый трехярусный позолоченный иконостас, вырезанный в стиле барокко. До этого иконостас находился в храме Казанской иконы Божией Матери села Сараево, расположенного в Приволжском районе области. Интересно, что в прежние времена этим селом владел великий русский полководец Александр Васильевич Суворов.

В конце XX века церковная жизнь в епархии активно возрождалась. И Преображенский храм с трудом выполнял функции кафедрального, так как не имел достаточных размеров и приспособленной инфраструктуры. Поэтому с 2014 года роль кафедрального храма стал играть Успенский собор.

Преображенский собор в Иваново

Вид на северный фасад церкви

Архитектурные особенности и внутренне убранство храма

Основной объем храма – это квадратный в плане двухсветный четверик. Его завершает невысокий восьмерик с пятью главами, которые установлены на удлиненные барабаны. Центральный барабан цилиндрический, а боковые имеют граненую форму. Полукруглая алтарная абсида по сравнению с основным объемом понижена.

С запада собор узким притвором соединен со стройной шатровой трехярусной колокольней, на которой когда-то висело двенадцать колоколов. Нижний ярус здания колокольни представляет собой четверик, а второй и третий – восьмерики. Шатер оформлен двумя рядами слухов и небольшой главкой, установленной на живописной граненой шее.

Собор богато декорирован. Фасады храма завершаются нарядными тройными кокошниками, а углы здания – изящными шатровыми башенками. Все три входа в собор оформлены крыльцами, имеющими шатровые завершения с маковками. Все элементы декора – выразительные наличники на арочных и прямоугольных окнах, точно очерченные карнизы, лента руста, проходящая по цоколю, и двухярусные кокошники придают храму очень нарядный вид.

Преображенский собор в Иваново

Купола Преображенского собора

Главный трехярусный иконостас, выполненный в конце XVIII века, имеет белый фон и позолоченные резные детали. В двух приделах установлены одноярусные иконостасы, которые были сделаны в середине прошлого века.

Внутренние помещения собора очень хорошо освещены. Примечательно, что в храме сохранился старый пол. Сейчас здесь можно увидеть настенную масляную живопись, выполненную в начале XX века и подновленную в 1986 году. Сюжеты и техника росписей скопирована с работ известных русских художников Михаила Васильевича Нестерова и Виктора Михайловича Васнецова, а орнаментальная конва на арках, вокруг окон и живописных композиций выписана в стиле модерн. Цветовая гамма росписей имеет приглушенные красновато-коричневые, зеленоватые и бело-синие тона. Все это было типичным для оформления храмов, которые строились в конце XIX – начале XX века.

Преображенский собор в Иваново

Колокольня Преображенского собора

Пятиугольная территория, на которой стоит храм, огорожена. Ажурная металлическая решетка отлита в московских мастерских, принадлежавших купцу М.И. Лихушину. В пределах ограды стоит также несколько отштукатуренных служебных построек из кирпича: двухэтажный дом притча, одноэтажный дом для сторожа и контора, а также здание на южной стороне участка. Все они декорированы простыми карнизами. Особый интерес представляют красивые кирпичные ворота, расположенные с запада, прямо напротив храма. Они имеют высокую арку и завершаются небольшой маковкой на тонкой граненой шее. Нарядное оформление ворот удачно гармонирует с общим декором собора.

Современное состояние собора и режим посещения

Преображенский храм действующий. Церковные службы проходят здесь ежедневно в 8.00 и 17.00. При храме открыты воскресная школа для взрослых и детей, и лекторий. Кроме того, при соборе созданы женский хор, православный молодежный центр и общество трезвости «Неупиваемая чаша».

Преображенский собор в Иваново

В храме активно ведется работа по социальному служению. Прихожане оказывают материальную помощь малоимущим, посещают больных в стационарах и детей-сирот, помогают нуждающимся деньгами при несчастных случаях и тяжелых заболеваниях. Помимо этого, члены приходской общины постоянно участвуют в паломнических поездках по православным святыням России.

Храмовые праздники в соборе отмечают 22 мая, 21 июля, 19 августа, 4 ноября и 19 декабря.

Как доехать

Собор расположен на ул. Колотилова, 44.

На автомобиле. По трассе М7 из столицы до Иваново можно доехать 4,5-5 часов (290 км). От южной окраины города нужно ехать по улицам Лежневская, Бубнова и Арсения. Затем повернуть налево на ул. Колотилова, на которой и находится собор. Он стоит неподалеку от пересечения улиц Колотилова и Пролетарской.

Преображенский собор в Иваново

Интерьер Преображенского собора

На поезде или автобусе. От Ярославского вокзала в Москве до Иваново поезд доходит за 7 часов. Железнодорожный вокзал расположен в центральной части Иваново. Кроме того, от Центрального автовокзала Москвы у станции метро «Щелковская» до Иваново за 6 часов можно добраться на прямых или транзитных рейсовых автобусах. Автовокзал в Иваново работает в южной части города и удален от железнодорожного вокзала на 6,5 км. По городу до собора можно подъехать на автобусах № 12, 13, 32, 115, 116, 121, 150, троллейбусе № 1 и маршрутных автобусах № 24, 150 (остановка «Преображенский собор»).

Рейтинг достопримечательности:

СОБОР ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, кон 19 в., ул. Колотилова. 44.

Расположен в юго-восточной часта города, на углу с ул. Сакко. среди одно- двухэтажных зданий: господствует в застройке района. Построен в 1893 г. по проекту А.С. Каминского на средства крупного ивановского фабриканта, мануфактур-советника, Мефодия Николаевича Гарелина. Окружен невысокой оградой с воротами с запада, напротив входа в храм. На участке пятиугольной формы сохранились кирпичные и оштукатуренные служебные постройки: одноатажные сторожка, контора и еще одно здание с южной стороны, а также двухэтажный дом причта в юго-восточном углу. Их скромный фасадный декор ограничен простыми карнизами. Кирпичный и оштукатуренный собор выполнен в формах русского стиля и является значительным памятником этого направления, одним из немногих уцелевших в Иванове.

Основной объем представляет собой квадратный и плане двусветный четверик с доставленным на него невысоким восьмериком, несущим пятиглавие. Апсида полукруглая, пониженная. Луковичные главки на высоких тонких шеях (центральная — цилиндрическая, угловые — граненые) придают особую стройность завершению храма. Заметную роль в композиции и силуэте играют и шатровые башенки-главки на углах четверика, и крупные тройные кокошники на средних осях фасадов. К северному и южному фасадам храма примыкают тамбуры-крыльца с шатровым венчанием и главкой.

Узкий притвор соединяет основной объем с трехъярусной колокольней. Ее нижний квадратный в плане ярус расширен двумя боковыми палатками, верхние ярусы — восьмерики. Шатровый верх колокольни, с двумя ярусами слухов и главой на высокой граненой шее (последняя имеет декоративное утолщение в нижней части), усиливает живописность силуэта здания, в архитектуре которого отчетливо выражено стремление воссоздать формы древнерусского зодчества. Цоколь храма отделан ленточным рустом. Стены, расчлененные пилястрами с квадратными ширинками, украшены арочками и фронтончиками округлых и килевидных очертаний, кокошниками, декоративными поясками, многоступенчатыми карнизами и т.п. Арочные и прямоугольные окна заключены в наличники.

Хорошо освещенный интерьер собора с четырьмя квадратными столбами перекрыт восьмилотковым сводом в центре и системой парусных сводов. Парусные своды имеют также притвор, нижний ярус колокольни и входные тамбуры. Широкими проемами основное пространство открыто в алтарь и притвор.

Храм расписан масляными красками в нач. 20 в. В основном живопись скопирована с произведений В.М. Васнецова и М.В. Нестерова, что типично для данного времени. Орнаменты выполнены в стиле модерн. Роспись поновлялась в 1986 г. Композиции западного свода храма, притвора и свода нижнего яруса колокольни сильно записаны, в северозападном своде храма выполнены заново. Цветовая гамма построена на приглушенных тонах: красновато-коричневым, зеленоватом, разбеленном синем.

На широких лотках центрального свода изображены «Рождество Христово», «Крещение», «Распятие» и «Воскресение», на узких — евангелисты. В сводах боковых нефов расположены евангельские сцены, в средней части по две. В нижней части стен также написаны евангельские композиции. Основная роль в живописном убранстве храма отведена растительному орнаменту — на арках, в обрамлении окон и композиций. Особенно разнообразен декор на столбах и пилястрах: лирообразные завитки и кресты либо стилизованные наборные колонки окаймляют изображения святых.

Трехъярусный главный иконостас кон. 18 в. перенесен в храм из Казанской церкви с. Сараево (Приволжский район). Возможно, иконы (скрыты под окладами) верхних ярусов относятся к тому же времени. Характерное для стиля барокко произведение в несколько сдержанных формах. Центральная I часть иконостаса выдвинута вперед, боковые крылья поставлены слегка под углом. Трехчетвертные колонки двух нижних ярусов (в каждом из них расположены иконы двух чинов) и пилястры верхнего несут крепованные антаблементы. Боковые грани завершены разорванными фронтонами и резными вазонами. Верхний ярус уже остальных, он состоит из трех крупных прямоугольных икон и увенчан резной сценой «Распятие». Наиболее богато декорирована нижняя часть иконостаса. Царские врата, в которых уже заметно влияние классицизма, включают овальные медальоны с изображением евангелистов и сцену «Благовещение» в центре, на фоне резных ветвей с листьями. Над царскими вратами — пышный резной балдахин с ниспадающей драпировкой с кистями и картуш со сценой «Тайная вечеря», в завершении — корона и скульптурное изображение Христа и ангелов по сторонам. Подобная же пластичная, но более плоская резьба украшает боковые дверцы. Фон иконостаса белый, детали позолочены.

Два придельных одноярусных иконостаса и их иконы выполнены в сер. 20 в. В интерьере — иконы в киотах 18-19 вв., скульптурное «Распятие» кон. 19 в., три паникадила в основном объеме — 2-й пол. 19 в. — и одно в притворе — 1-й пол. 19 в.

Кирпичные побеленные трехчастные ворота с высокой аркой в центре и пониженными прямоугольными проемами по сторонам, увенчаны главкой на высокой граненой шее. Убранство ворот составляют элементы, аналогичные декору храма. Стоящие на низком цоколе квадратные столбы ограды, завершенные фронтончиками, соединены ажурной решеткой, которая (как и створки ворот) выполнена в мастерских московского купца М.И. Лихушина

Березин, Добронравов. 1898 с. 73; ГАНО ОДФ. Ф. 103. Оп. 1. Д. 501: Ф. 205 Д. 269 Л. 37об. проект охранной зоны., Ивановское обл. управление культуры. Производственная группа. Инв. № 6000

Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 1 стр. 350 – 353» М, «Наука», 1997