Пресвитеры

Спрашивает Александр
Отвечает Василий Бурсук, 15.07.2017

Здравствуйте, Александр и мир Вам!

С момента образования новозаветной церкви, руководство в общине верующих было предоставлено «апостолам и пресвитерам» (Деян. 15:22), и они назначили и рукоположили пресвитеров в каждой церкви (Деян. 14:23). Взяв это правило в качестве образца, подобная структура продолжала существовать в различных формах с самого начала христианской эры.

Вначале ученики не только проповедовали Евангелие, но и следили за развитием христианского сообщества. Однако, вскоре, после того как к ним присоединились сотни, а затем и тысячи новых верующих, растущей церкви понадобилась организационная структура. Для того, чтобы оказывать помощь в попечении о членах церкви были назначены дьяконы (Деян. 6), а затем выбраны и пресвитеры, с целью обеспечить руководство в постоянно растущей церкви. После того как умерли первые апостолы, пресвитеры взяли на себя их руководящие роли.

В то время как основное определение слова «пресвитер» («старейшина» в англ. языке) относится к возрасту человека, в новозаветном употреблении и современном понимании это слово обретает дополнительное значение — «руководитель» или «посланник». Хотя пресвитеры, как правило, являются зрелыми и опытными людьми, это вовсе не означает, что только лишь люди старшего возраста могут совершать служение пресвитера. Предписание «поставить по всем городам пресвитеров» (Тит. 1:5) указывает, что ими не обязательно назначали старейшего члена церкви: в противном случае, должность заполнялась бы автоматически, что делает назначение ненужным.

Должность пресвитера в новозаветной церкви, очевидно, приблизительно соответствовала положению старейшины среди евреев, и наделялась подобными полномочиями. Пресвитеры использовали свои духовные дары руководства и совершали служение, которое укрепляло и направляло местную церковь.

Даже тогда, когда община имеет пастора, работающего полный рабочий день, или является достаточно большой, чтобы иметь несколько пасторов, нужды церкви и ее членов выходят далеко за рамки того, что в состоянии выполнить пасторы своими силами. Именно благодаря верному служению пресвитеров процветают общины. Они проводят служение Вечери Господней, молятся за младенцев вместе со всей общиной, руководят процессом богослужения и иногда председательствуют на деловых собраниях общины (по поручению пастора), согласно Иак.5:14,15 пресвитеры молятся над больными для их исцеления, используя помазание елеем, ходатайствуют пред Богом за общину и учат ее исполнять Великое поручение Христа, молятся с другими служителями Церкви за освобождение одержимых бесами людей, посещают на дому членов общины, помогают на служении похорон (организация, проповедь) и, в исключительных случаях, проводят обряд крещения или венчания (еще реже).

С уважением, Василий.

Примеры употребления слова иерей в литературе.

Я спрашивал о будущем народа своего уже после первых своих побед под Желтыми Водами и Корсунем, спрашивал своих побратимов, старшин и простых казаков, священников и высоких иереев киевских, пастухов и пахарей, пивоваров и будников, спрашивал вдову и сироту бездомного, спрашивал в гетманских покоях и в простой хате, на шляхах бесконечных и в церквах, в книгах и в посланиях.

Иерей молится внутреннею молитвой, чтобы Установивший на небесах воинства ангелов и чины небесные в служенье славы Своей повелел теперь сим самым силам и ангелам небесным, сослужащим нам, совершить вместе с ними вшествие во святилище.

Если же служенье совершается собором, при множестве иереев и диаконов, то один несет дискос, другой — Чашу, третий — святую ложку, которою приобщаются, четвертый — копье, прободшее Св.

Иерей снимает с главы диакона святой дискос, как бы он снимал Тело Спасителя со креста, поставляет его на расстланный антиминс как бы на плащаницу и сопровождает сие действие словами: Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Твое Тело, плащаницею чистою обвив и благоуханьми во гробе нове закрыв, положи.

Вослед за диаконом показывается в святых дверях иерей с Святою Чашею и возвещает пребывание с нами до скончания веков вознесшегося Господа словами: Всегда, ныне, и присно, и во веки веков, после чего и Чаша, и дискос относятся вновь на боковой жертвенник, на котором совершалась Проскомидия, который изобразует теперь уже не вертеп, видевший Рождение Христово, но то верховное место славы, где совершился возврат Сына в лоно Отчее.

Источник: библиотека Максима Мошкова