Причастился без исповеди по незнанию

Вопрос читателя:

Здравствуйте. Что, если приступить ко Причастию без исповеди? Как-то раз я причастился в Пасху, должным образом не готовился и поста не соблюдал. И только после узнал, что этим я только причинил страдания своей душе.

С годами я все это ощущаю на себе. Стал более раздражительным и нервным. И пред глазами что-то такое периодически сверкает, будто кто-то машет предо мной огнем, в голову лезут дурные и какие-то тщеславные мысли. Я был на исповеди рассказал все как есть. И на следующий день пошел с утра на службу, чтобы причаститься вновь. Но что-то я засомневался и потом ушел домой. Но потом все-таки вернулся и причастился, стало все еще хуже и невыносимо совладать с собой. Моя психика страдает из-за этого, и я понимаю, что я начал заниматься самообманом и теперь в моей душе какое-то тревожное состояние, и я не знаю, что теперь в таком случае меня исправит и изменит. Это все меня гнетет и убивает с каждым днем. Спасибо за внимание.

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Причастился без исповеди, что будет?Добрый день! Вы правы, бывает причастие во осуждение. У нас есть даже краткий ответ на эту тему: Что такое причастие «во осуждение»?.

Собственно, такое с Вами и происходит. Я думаю, Вам сегодня, вот сейчас, в настоящем моменте нужно начать нормальную регулярную церковную жизнь. Может быть, этот случай на Пасху и этот вопрос как раз послужат поводом для этого, тогда слава Богу. Человек может совершить массу неправильного и вредного, но Бог всегда готов помочь тому, кто хочет к Нему и готов и хочет исправиться. Этим и советую заняться.

Надо сделать вот что: прийти к священнику и попросить его о беседе или прийти в храм и за свечным ящиком (там, где продаются свечи и можно подать записки) спросить, как попасть на беседу со священником. Если вдруг в одном храме такой возможности нет — прийти в другой и все-таки попасть не беседу. Очень подробно рассказать, что с Вами произошло. И впредь регулярно (как часто — обговорить со священником) исповедоваться этому священнику и вести духовную жизнь под его руководством. Без вот этих вот метаний «пришел, ушел…», а четко: благословил священник причаститься — пришли, поучаствовали в службе, причастились, сказал сделать вот так — пошли и сделали вот так, чтобы в жизни появилась четкость. возникли вопросы — пришли на исповедь даже раньше, чем собирались, и честно эти вопросы задали. Душа человека должна быть открыта, открываться в исповеди, иначе в ней происходит то же, что в комнате, которую не проветривают: мысли крутятся внутри одна за другой и возникает замкнутый круг. Этого нельзя допускать! Помыслы надо открывать на исповеди. И так вот от исповеди к исповеди, шаг за шагом Вы разберетесь с собой и, с Божией помощью, вернете себе внутреннюю цельность, спокойствие, и в сердце Вашем поселятся мир, радость и любовь.

Исправит Вас ровно то же, что исправляло и исправляет тысячи других людей — покаяние, участие в Таинствах, содействие благодати Божией и Ваше свободное желание и воля к исправлению. В добрый путь!

Храни Бог Вас!

Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

На заставке: фрагмент фото spbpda

Вопрос читателя:

Я очень боюсь исповедоваться и потом не причаститься. Мне известно, что на исповеди батюшка всегда говорит: «Прощаю и разрешаю от всех грехов». Но если не причаститься после исповеди, то тогда этот грех снова ведь в душу вернется и с собой возьмет еще 7 злых духов новых, еще более злых. Вот я и боюсь, что вдруг я исповедуюсь вечером в субботу, а в воскресенье утром заболею и не смогу пойти в церковь, или вдруг если батюшка не допустит к причастию, то как тогда быть, переживать? Это все очень действительно страшно? Спасибо вам заранее за ответ.

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Боюсь исповедоваться и не причаститьсяДобрый день! Исповедь и причастие — это два разных Таинства, независимых друг от друга, просто традиционно у нас они оказались связаны между собой. В этом есть особый смысл — к великому таинству Причастия мы подходим, раскаявшись в своих грехах, с прощенными обидами, с чистой душой. Но при этом при необходимости мы можем исповедоваться и без последующего после Причастия. Если нас гложет совесть, а по какой-либо причине нет возможности Причастия, но есть возможность исповеди — конечно надо исповедоваться. Поэтому ни в коем случае не бойтесь, исповедуйтесь, чтобы получить ту благодать, которая подается человеку в этом Таинстве на противостояние греху и жизнь в Боге.

И где и от кого вы узнали о том, что якобы «если не причаститься после исповеди, то тогда этот грех снова ведь в душу вернется и с собой возьмет еще 7 злых духов новых, еще более злых»?

В Евангелие от Матфея действительно есть слова о семи еще более злых духах, но там они даны в другом контексте:

«Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом» (Мф, 12: 43-45).

Здесь Христос говорит о том, что нам не достаточно очистить свою душу от грехов, злых дел и мыслей, но надо наполнить ее после добрыми мыслями и делами, молитвой, чтобы на место одного старого греха, не пришло еще несколько новых.

Но, конечно, при этом мы понимаем, что именно через Причащение Святых Христовых Таин мы получаем помощь Божию на то, чтобы в жизни своей все наши поступки соотносить с нашей верой. Поэтому, как только есть возможность, старайтесь причаститься, помолитесь, попросите у Бога помощи в этом. Если не удастся — ну что же, приходите в другой день, только ни в коем случае не унывайте и не отказывайтесь от исповеди из-за страха, что не причаститесь — это страх ложный, который мешает Вам исповедоваться. Не поддавайтесь ему!

Недопущение ко причастию возможно только для Вашего блага, чтобы причащение не было во осуждение. Не бойтесь этого, примите как совет врача и сделайте все, что скажет священник, чтобы спустя некоторое время иметь возможность приступить не только к Таинству Исповеди, но и ко Причастию. Храни Вас Бог!

Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

На заставке фрагмент фото spbpda/www.flickr.com

МОСКВА, 14 апр — РИА Новости, Антон Скрипунов. Православные христиане в воскресенье под конец Великого поста вспоминают преподобную Марию Египетскую. В этот день Церковь призывает верующих к покаянию и исповеди. Как возникло одно из самых необычных и психологически сложных христианских таинств и в чем его настоящий смысл — рассказывает РИА Новости.»Непростая история»»Как я буду кому-то открываться в своих грехах?» — подобным вопросом задавались многие, прежде чем решиться на первую исповедь. Действительно, далеко не каждый осмелится выложить все самое сокровенное, по сути, незнакомому человеку — священнику. Поэтому исповедь — одно из самых непростых таинств христианства.Впрочем, в первые века существования этой религии все было еще сложнее. Древние христиане исповедовали свои грехи публично, перед всеми. Считалось, что тем самым грех одного человека берет на себя вся община и молит Бога простить оступившегося. Так повелось еще со времен апостолов, примерно в середине I века нашей эры. Иаков, к примеру, призывал христиан: «Признавайтесь друг перед другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться».Правда, до сих пор непонятно, все ли грехи христиане исповедовали открыто. «Об этом достоверно мы сказать не можем. Очевидно, неблаговидные деяния, про которые и так всем было известно, — например, отступление от веры — исповедовали именно так. Какой смысл делать это тайно?» — объясняет церковный публицист иеромонах Макарий (Маркиш).Но постепенно практика публичной исповеди с общей молитвой за согрешившего сошла на нет. Известно, например, что святитель Василий Великий, живший во второй половине IV века, ввел практику тайной исповеди для неверных жен. Дело в том, что в Византии мужья обычно убивали изменниц и по закону их за это не преследовали. Однако и после нововведения в каждой общине таинство исповеди проходило по-своему и никакого единообразия в этом вопросе не было.»Таинство покаяния (в нынешнем виде. — Прим. ред.) оформилось в XVII веке. Прежде были какие-то другие чины. Вероятно, история этого таинства была особенно непростой», — отмечает ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев.Новая жизньМежду тем от перемены формы суть исповеди не меняется. «Это институционализированное покаяние», — говорит протоиерей Максим Козлов, председатель Учебного комитета Русской православной церкви.Причем в христианском смысле покаяние — это не просто сожаление о своих проступках, а изменение образа мышления. То есть покаявшийся должен полностью пересмотреть свои взгляды на жизнь. К этому как раз и призывает Церковь в день памяти преподобной Марии Египетской и предшествующий ему четверг, когда в храмах читают Великий покаянный канон и ее житие.»Первая часть жития Марии Египетской свидетельствует о крайней степени падения, в ее случае — блуде», — отмечает отец Максим.Однако в какой-то момент она осознала всю глубину бездны, в которой оказалась, и на оставшиеся 47 лет жизни ушла в пустыню «бороться со своими страстями». С этого начинается вторая часть ее жизнеописания.Ежедневный подвигКонечно, в современном мире христианам сложно последовать примеру Марии Египетской буквально, убежав на полвека в пустыню. Но существует исповедь: человек раскаивается в своих грехах и свидетельствует о том, что готов с ними бороться, а священник произносит над ним специальную «разрешительную молитву».Священник нужен здесь неспроста. Он — преемник апостолов, которым, согласно Евангелию, сам Иисус Христос дал власть отпускать грехи.»Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся», — приводит слова Спасителя евангелист Иоанн.То есть, согласно христианскому вероучению, грехи человеку прощает сам Бог, а священник служит здесь посредником. И, вопреки распространенному мнению, он не «взвешивает грехи по степени тяжести», отмечает отец Макарий (Маркиш).»Это делает Бог. Самый яркий пример — распятый вместе с Христом разбойник, который был настоящим злодеем и убийцей, но в предсмертные минуты покаялся. И Господь сказал ему: «Ныне будешь со мной в раю». То есть он стал первым человеком, который там оказался», — напоминает историю священнослужитель.Однако это вовсе не значит, что для покаяния достаточно назвать при священнике тот или иной грех, а потом идти грешить дальше. Все гораздо сложнее.Второй вид грехов, по его словам, требует немалых усилий, чтобы победить их. Например, пьянство или сквернословие. А с третьим видом грехов «борьба идет до последнего вздоха».»Никто не может сказать, что был гордым, а потом резко стал смиренным, был эгоистом — а стал альтруистом. Наши дефекты остаются с нами, и мы должны с ними бороться непрерывно до конца жизни», — рассуждает отец Макарий.»Если упал — поднимись!»Но если далеко не каждый грех возможно преодолеть — насколько часто следует приходить на исповедь к священнику? Чем чаще, тем лучше, или же, как в раннехристианские времена, пару раз за всю жизнь?»Нет стандарта, как регулярно должна совершаться исповедь. Скорее Церковь говорит о ситуациях, в которых исповедь решительно необходима. Например, она обязательна при тяжком смертном грехе — тут точно нельзя откладывать», — разъясняет отец Максим Козлов.Согласно христианскому вероучению, если человек не покаялся в смертном грехе, он в таком случае не может спастись. По принятому в VI веке списку, к таким грехам причисляют прелюбодеяние, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордыню.По словам отца Максима, вовсе не обязательно после исповеди причащаться. Эти таинства изначально вообще не были связаны друг с другом. В Греции и сегодня причащаются без предварительного покаяния. В Русской церкви иная традиция.»В Русской православной церкви на протяжении долгого времени существует связь между исповедью и причастием. Это оправданно, потому что таинство исповеди помогает человеку избежать двойственных мыслей. Исповедь есть некий труд самооценки и самоанализа перед причастием, даже если ничего катастрофического в твоей жизни не случилось», — подчеркивает богослов.В этом и заключается одна из главных целей Великого поста — побудить человека к самоанализу и исправлению. А пятая постная неделя, посвященная Марии Египетской, призвана, по словам отца Максима, донести до верующих один из самых важных посылов: «Нет падения, после которого нельзя было бы подняться».