Причины нелюбви к себе

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература
Яремчук С.В. 1

1 ФГБОУ ВПО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет»

Данное исследование посвящено изучению самопринятия с точки зрения таких его характеристик, как самоосведомленность, безоценочность, толерантность и готовность к приобретению нового опыта. В ис-следовании принимали участие 90 человек в возрасте от 15 до 63 лет (43 женщины и 47 мужчин). Для сбора данных была разработана специальная методика, в которой испытуемым предлагалось написать как можно больше собственных качеств, оценить каждое из них и противоположные качества, отметить те из противоположных качеств, которые являются привлекательными для респондентов. Данные со-поставлялись со шкалами «Самоприятие» и «Самонеприятие» методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонд. Взаимосвязь между параметрами определялась с помощью критерия ранговой корреляции rs-Спирмена. Результаты показывают низкий уровень выра-женности всех характеристик самопринятия при высоком уровне приятия по методике К. Роджерса и Р. Даймонд, при этом взаимосвязь между этими методиками является незначимой. Корреляционный анализ показывает, что системообразующей характеристикой самопринятия является толерантность, имеющая значимые взаимосвязи со всеми остальными параметрами.

153 KB

позитивное самоотношение
готовность к приобретению нового опыта
толерантность
безоценочность
самоосведомленность
самопринятие

1. Гозман Л.Я., Кроз М.В. Измерение уровня самоактуализации личности // Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.С. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. — М., 1987. — С. 91-114.
2. Диагностика самоактуализации личности (А.В. Лазукин в адаптации Н.Ф. Калина) // Фетискин А.М. и др. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — СПб. : Издательский центр «Академия», 2002. — C. 426-433.
3. Иванова В.В. Общие вопросы самосознания личности . — Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/ivanv01/index.htm / (дата обращения: 16.02.14).
4. Колышко A.M. Психология самоотношения. — Гродно : ГрГУ, 2004. — 102 с.
5. Осницкий А.К. Определение характеристик социальной адаптации // Психология и школа. — 2004. — N 1. — С. 43-56.
6. Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. — М. : Смысл, 1993. — 32 с.
7. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методологическое исследование) // Психологическая диагностика. — 2005. — № 3. — С. 95-130.
8. Яремчук С.В. Проблема принятия себя в юношеском возрасте // Известия Сочинского государственного университета. — 2012. — № 4 (22). — C. 207-212.

Введение

В отечественной психологии на современном этапе ее развития термин «самопринятие»начинает использоваться в научных исследованиях всё чаще и чаще. Вместе с тем местоэтого феномена в системе категорий отечественной психологии остается весьмаразмытым. Анализ, осуществленный В.В. Ивановой , обнаруживает, чтосамопринятие слабо дифференцируется от таких явлений, как самоуважение, самоудовлетворенность,аутосимпатия, самооценка, положительная Я-концепция, самолюбие, самоутверждениеи т.п. При этом самопринятие рассматривается в разных контекстах: как составнаячасть самоотношения, как одна из характеристик самоактуализирующейся личности,как один из компонентов психологического благополучия. Неопределенность этогопонятия приводит к отсутствию самостоятельной методики диагностикисамопринятия, хотя соответствующие шкалы могут быть обнаружены в составе разныхметодических инструментов.

Так, в тесте-опроснике самоотношения (ОСО) В.В. Столина шкаласамопринятия входит как составляющая в шкалу аутосимпатии. В содержательномплане шкала аутосимпатии на пози­тивном полюсе объединяет одобрение себя вцелом, доверие к себе и позитивную самооцен­ку, на негативном полюсе — видениев себе по преимуществу недо­статков, низкую самооценку, готовность ксамообвинению (включая такие эмоциональные реакции на себя, как раздражение,презрение, издевка, вынесение самоприговоров).

В методике исследования самоотношения (МИС) В.В. Столина и С.Р. Пантилеева шкала самопринятия была выделена в результате факторного анализа. В основе обнаруженногофактора лежит чувство симпатии к себе, согласия со своими внутренними побуждениями,принятия себя таким, какой ты есть, пусть даже с некоторыми недостатками.Самопринятие в этой методике связывается с одобрением своих планов и желаний,снисходитель­ным, дружеским отношением к себе. Автономность этой шкалы иотсутствие ее корреляции с интегральной самооценкой интерпретируется С.Р. Пантилеевымкак принятие личностью не только своего образа «Я», но и сопровождающих оценкуэтого образа эмоций, выражающихся в чувстве удовлетворенности илинеудовлетворенности.

В контексте изучения самоактуализации также существуют методики,позволяющие осуществить измерение самопринятия, которое рассматривается какчерта самоактуализирующейся личности. К наиболее распространенным инструментам относятся:методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонд(содержащая шкалы «приятие себя» и «неприятие себя») , самоактуализационныйтест (САТ), представляющий собой вариант опросника личностных ориентаций Э.Шострома (Personal Orientation Inventory, E. Shostrom), адаптированныйсотрудниками кафедры социальной психологии МГУ (шкала самопринятие) и методикадиагностики самоактуализации личности А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина(САМОАЛ) , которая также позволяет осуществить диагностику особенностейличности, характерных для самоактуализирующегося человека, и в частностисамопонимание и аутосимпатию.

В последнее время в связи с ориентацией общества на качество жизничеловека, в том числе на его психологическую и субъективную составляющие,начинает распространяться концепция психологического благополучия К. Рифф,которой создана шестифакторная модель психологического благополучия и опросник»Шкалы психологического благополучия» (Ryff’s Scales of PsychologicalWell-Being), одним из компонентов которого выступает самопринятие. Винтерпретации Т.Д. Шевеленковой и П.П. Фесенко, осуществлявших стандартизациюметодики на российской выборке , высокие или нормативные значения по шкале»Самопринятие» означают, что человек позитивно относится к себе, признаёт ипринимает свои как хорошие, так и плохие качества, позитивно оценивает своёпрошлое.

Заметим, что независимо от контекста, в котором изучается самопринятие, вбольшинстве адаптированных в России методик самопринятие понимается как позитивныйсмысл «Я», симпатия по отношению к себе, основа позитивного Я-образа.Вместе с тем современные зарубежные исследования принятия себя опираются натакие характеристики принятия, как безоценочность (nonjudgement), толерантность(tolerance), осведомленность (awareness) и готовность к приобретению новогоопыта (willingness to have an experience) . В связи с этим целями настоящегоисследования стали разработка методики, ориентированной на изучениесамопринятия с опорой на указанные характеристики, ее апробирование и сопоставлениесо шкалами методики диагностики социально-психологическойадаптации К. Роджерса и Р.Даймонд.

Методы

В разработанной методике испытуемым предлагалось написать как можнобольше качеств, которыми он, как ему кажется, обладает (что отражает параметр «осведомленность»); оценить каждое изкачеств (параметр «безоценочность»: определялся числом качеств, оцениваемых нейтрально);к каждому качеству подобрать противоположное и оценить каждое из них (параметр»толерантность»); а также отметить теиз противоположных качеств, на которые человек был бы согласен изменить своисобственные (параметр «готовность к приобретениюнового опыта»). В процессе обработки безоценочность, толерантность и готовностьк приобретению нового опыта оценивались в процентном отношении к общему числувыделенных качеств. При этом шкала «толерантность» образовывала биполярныйконтинуум, в котором отрицательные значения свидетельствовали обинтолерантности человека к качествам, противоположным его собственным, и оценкеих как негативных.

Апробирование методики осуществлялось на выборке из 90 человек: 50школьников 15-16 лет и 40 взрослых в возрасте от 24 до 63 лет (21 человек ввозрасте 24-35 лет и 19 человек старше 36 лет).

Кроме разработанной методики, для изучения самопринятия использовалисьшкалы методики диагностики социально-психологическойадаптации К. Роджерса и Р.Даймонд «Приятие себя» и «Неприятие себя», отражающие позитивный и негативныйокрас образа Я.

Взаимосвязь между параметрами определялась с помощью критерия ранговойкорреляции rs-Спирмена.

Pезультаты и обсуждение

Средние значения показателей самопринятия по обеим методикам в разныхвозрастных группах представлены в таблице 1.

Таблица 1

Средниезначения показателей самопринятия в разных возрастных группах

Параметрысамопринятия

Возрастныегруппы

15-16лет

24-35лет

старше36 лет

Осведомленность

7,9

9,3

9,9

Безоценочность

3,5

15,0

2,6

Толерантность

-59,3

-66,6

-64,0

Готовность кприобретению опыта

45,5

27,6

28,8

Шкалы методики диагностики социально-психологической адаптации

Приятие себя(норма 22-42 балла)

45,5

50,5

45,6

Неприятие себя(норма 14-28 баллов)

15,3

9,2

13,3

Анализ средних показателей методики диагностикисоциально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонд показывает, что во всех возрастных группах испытуемыедемонстрируют высокий уровень приятия себя и низкий уровень самонеприятия (за исключениемгруппы учащихся, значения которых по шкале неприятия себя попадают в границынормы). Это свидетельствует о преимущественно позитивной окраске образасобственного Я, характерной для обследованной выборки.

Вместе с тем анализ характеристик самопринятия, проявляющихся приописании себя, отражает обратную тенденцию. Несмотря на то что в инструкциитребовалось указать минимум 10 качеств, среднее количество характеристик,которые используют при самоописании школьники (15-16 лет), составляет 7,9; испытуемыев возрасте 24-35 лет перечисляют в среднем 9,3 своих качеств, а в возрасте старше36 лет — 9,9. Это свидетельствует о трудностях, испытываемых респондентами при наблюдениии отслеживании своих внутренних процессов и личностных особенностей. Вместе стем это единственный параметр самопринятия, имеющий значимую корреляцию свозрастом человека (rs=0,323,значим для р=0,002).

Большинство из качеств, которые указывались испытуемыми при самоописании,оценивались ими как позитивные (82,3% от общего числа характеристик),негативная оценка была дана 11,7% характеристик, а безоценочное восприятиекачеств было обнаружено лишь для 6% характеристик. Это согласуется с даннымиметодики К. Роджерса и Р. Даймонд иподтверждает преимущественно позитивную окраску образа «Я». Вместе с тем безоценочностьсчитается центральной характеристикой самопринятия и определяется как сознательноевоздержание от определения опыта как хорошего или плохого, правильного или неправильного.Принятие собственных качеств предполагает понимание их не как «хороших», а как одновременноспособствующих реализации одних целей и препятствующих достижению других. Преимущественнаяоценка своих качеств как позитивных или негативных показывает одностороннюю осознанностьразличных черт личности, избегание осознания действительного положения вещей и,как следствие, искаженное восприятие себя. Данные исследования показывают, чтонаибольшее число качеств, воспринимаемых безоценочно, обнаруживается в возрасте24-35 лет (15% характеристик), в то время как для остальных возрастов в большейстепени характерно оценочное отношение к самому себе.

Позитивный образ себя, как правило, формируется в ситуации, когда человекизбегает признания в себе каких-либо качеств, отрицает наличие каких-либохарактеристик, оцениваемых им самим как негативные. При этом зачастую негативнорассматриваемые характеристики проецируются человеком на окружающих,представляя основания для непринятия другого человека и интолерантности поотношению к людям в целом. Проведенное нами исследование подтверждает этоттезис, показывая, что большинство качеств, которые респонденты считаютпротивоположными их собственным, оцениваются ими негативно, об этом свидетельствуютотрицательные средние значения по параметру «толерантность» в каждой извозрастных групп. Лишь 8,8% испытуемых демонстрируют принятие характеристик, противоположныхих собственным, оценивая их позитивно или воспринимая безоценочно. Каждыйчетвертый респондент (26,6% выборки) всепротивоположные качества оценивает как негативные. Эта закономерность в равнойстепени наблюдается в каждой из возрастных групп. Таким образом, общееотношение большинства респондентов с миром и окружающими людьми можно описатьформулой «Я — хороший, а ты — плохой», что, несомненно, не может быть основойдля благополучия.

Самопринятие предполагает также и принятие себя как изменяющейсяличности, предрасположенность к совершению действий в согласии с переживаемым внастоящий момент опытом, развитие поведенческого репертуара, направленного надостижение значимых целей. Самопринятие, вовлекающее в сознание неприукрашеннуюдействительность, чаще имеет своим следствием стремление к активности иизменению, нежели к избеганию или пассивности. Принятие себя предполагает ипринятие своего стремления к изменениям и непрерывности процесса изменений,естественного по своей природе. Однако готовность к самоизменению можетдиктоваться и непринятием себя или рассогласованием между образом идеального иреального Я. Видимо, именно этот фактор объясняет большую готовность к новомуопыту в выборке школьников, которые демонстрируют готовность попробовать изменить45,5% своих качеств на противоположные. Для взрослых в возрасте 24-35 лет эточисло составляет 27,6%, а в более старшем возрасте — 28,8%.

Данные корреляционного анализа, включающего четыре описываемые параметрасамопринятия по всей выборке, представлены в таблице 2.

Таблица 2

Взаимосвязьпараметров самопринятия по критерию rs-Спирмена

Параметры

самопринятия

Осведомленность

Безоценочность

Толерантность

Готовностьк приобретению опыта

Осведомленность

0,102

0,260**

0,072

Безоценочность

0,102

0,293**

0,124

Толерантность

0,260*

0,293**

0,517**

Готовность кприобретению опыта

0,072

0,124

0,517**

* взаимосвязь существенна для р≤0,05

** взаимосвязь существенна дляр≤0,01

Результаты корреляционного анализа показывают, что системообразующейхарактеристикой самопринятия является толерантность, имеющая значимыевзаимосвязи со всеми остальными параметрами. Это может объясняться тем, чтопринятие качеств, противоположных своим собственным, способствует принятию исвоих особенностей, их осознанию и безоценочному восприятию, а также готовностик самоизменению. В то же время категоричная негативная оценка каких-либо качествмешает признанию их присутствия в жизни человека, препятствует саморазвитию иобеспечивает рассогласование между Я-реальным и Я-осознаваемым. Остальныехарактеристики самопринятия не связаны друг с другом, а, следовательно,выступают достаточно автономными образованиями в структуре принятия себя.

Для изучения взаимосвязи параметров самопринятия с эмоциональной окраскойобраза Я был проведен корреляционный анализ, включающий результаты обеихиспользованных методик (таблица 3).

Корреляция всех параметров самопринятия со шкалами методики диагностикисоциально-психологической адаптации показывает, что позитивная окраска образаЯ, отраженная в шкале «Приятие себя» методики К. Роджерса и Р. Даймонд, не связана ни с одной изхарактеристик самопринятия.

Таблица 3

Взаимосвязьпараметров самопринятия со шкалами методики диагностики социально-психологической адаптации (по критерию rs-Спирмена)

Параметрысамопринятия

Приятиесебя

Неприятиесебя

Осведомленность

-0,098

-0,008

Безоценочность

0,054

-0,250*

Толерантность

-0,034

0,079

Готовность кприобретению опыта

-0,142

0,259*

* взаимосвязь существенна дляр≤0,05

Отсутствие значимых взаимосвязей свидетельствует об автономности этихобразований, при которой позитивное самоотношение может сопровождаться какреальным самопринятием, так и непринятием важных сторон своей личности,выражающимся в избегании, вытеснении неодобряемых качеств, и их проекции надругих людей с выраженной негативной оценкой. При этом негативная окраскаобраза Я, отраженная в шкале «Неприятие себя», приводит к снижениюбезоценочности восприятия своих качеств и побуждает человека к приобретению новогоопыта.

Выводы

Таким образом, разработанная методика обнаруживает принципиально новоесодержание феномена самопринятия, не связанное с его традиционным пониманиемкак позитивного образа Я. Среди всех характеристик, обнаруживаемых методикой,системообразующей является толерантность к альтернативным личностнымособенностям, все остальные параметры (осведомленность, безоценочность иготовность к приобретению нового опыта) являются независимыми друг от друга характеристикамисамопринятия.

Апробация методики показывает низкий уровень принятия себя в разныхвозрастных группах, проявляющийся в недостаточной осведомленности о своихкачествах, тенденции выделять те из них, которые имеют в сознании человекапозитивную оценку, и негативной оценке противоположных качеств, приводящей к ихотрицанию и сопротивлению новому опыту.

Работавыполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РоссийскойФедерации в рамках базовой части государственного задания в сфере научнойдеятельности, код проекта: 2028.

Рецензенты:

Седова Н.Ф.,д.п.н., профессор кафедры педагогики профессионального образования ФГБОУ ВПО»Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет», г. Комсомольск-на-Амуре.

ШаповаловаО.Е., д.псх.н., профессор, заведующий кафедрой коррекционной педагогики,психологии и логопедии ФГБОУ ВПО «Приамурский государственный университет имениШолом-Алейхема», г. Комсомольск-на-Амуре.

Библиографическая ссылка

Яремчук С.В. ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОПРИНЯТИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ДИАГНОСТИКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=12416 (дата обращения: 28.05.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)
«Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074

«Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909

«Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736

«Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570

«Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431

«Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303

«Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380

«Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600

«Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308

«European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369

Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Пищевые расстройства (расстройства пищевого поведения) являются расстройствами психического здоровья, при которых отношение человека к еде, двигательной активности, своему физическому образу (представление о том, как он выглядит внешне и каким кажется со стороны) или другие представления о себе оказывают отрицательное влияние на его здоровье. К симптомам пищевых расстройств относится, например, опасно малое или, наоборот, чрезмерное употребление пищи, рвота или навязчивая физическая активность.

Наиболее распространенными пищевыми расстройствами являются невротическая анорексия (которую обычно называют просто анорексией), булимия и обжорство (компульсивное переедание). Пищевые расстройства могут также сочетать в себе симптомы всех перечисленных. Пищевое расстройство обычно является сочетанием перечисленных расстройств, к примеру, анорексия сравнительно редко проявляется именно таким образом, каким она описана в диагностических критериях.

Общими для всех пищевых расстройств являются отвращение к самому себе, тревожность и переживание депрессии, самоизоляция, а также навязчивое пищевое поведение, например, избегание или, наоборот, предпочтение определенных продуктов. При многих расстройствах проявляется также своего рода самонаказание, например, после приема пищи обязательна более изнурительная пробежка.

Патологическое похудание, чрезмерные физические нагрузки или продолжающаяся насильственная рвота могут причинять хронический вред организму. Больные пищевым расстройством часто также страдают депрессией или каким-либо другим психическим расстройством.

Пищевые расстройства не связаны напрямую с возрастом или полом, несмотря на то что большинство больных составляют молодые девушки или женщины. Пищевые расстройства не являются каким-то новым историческим явлением, но их широкое распространение, как полагают, началось с 60-х годов прошлого века с началом восхищения худобой как пришедшим в моду идеалом красоты.

Больной с нарушением пищевого поведения, а также его семья, обычно нуждается как в помощи врача, психиатра или психолога, так и в помощи диетолога. В случае анорексии важно на начальном этапе привести вес пациента к безопасному уровню и нормализовать питание. При обжорстве пытаются выровнить дисбаланс между объеданием и снижением веса.

В число различных терапевтических средств входят диетические консультации и психотерапия. Психотерапия помогает больному понять причины сложившейся ситуации и возникновения болезни. Психотерапия может быть индивидуальной или групповой и включать при необходимости госпитализацию.

Анорексия

Больной анорексией при нормальном весе считает себя толстым и хочет похудеть. Он не может и не хочет остановить потерю веса, и его вес в соотношении с ростом снижается до опасных пределов. Низкий вес поддерживается путем недоедания или избыточного движения. Диагностическими критериями анорексии являются, в том числе, сильный страх прибавки в весе, снижение веса ниже 85% нормы, стойкий отказ от увеличения веса и прекращение менструаций у женщин.

У больных анорексией часто наблюдаются компульсивные (навязчивые) способы организации питания и физической активности. Они могут, например, употреблять в пищу только определенные продукты питания и строго избегать остальных, а также чрезмерно много заниматься физическими нагрузками. Иногда заболевание депрессией предшествует развитию анорексии. Одновременно с анорексией также может проявиться депрессия.

Худоба диктует самооценку больных анорексией

Замечено, что чаще других анорексией заболевают прилежные, интеллектуальные и амбициозные девушки. Больным анорексией может быть труднее обычного выразить отрицательные эмоции, такие как разочарование или гнев. Больные часто ставят перед собой трудные цели во многих областях жизни и предъявляют к себе слишком высокие требования.

Тем не менее, необходимо помнить, что не все больные анорексией вписываются в описанные выше рамки; анорексией могут заболеть дети, взрослые, женщины и мужчины. У больных анорексией худоба может являться важнейшим критерием самооценки, и прибавление в весе вызывает сильные чувства неудовлетворенности и комплекс неполноценности.

На развитие болезни могут влиять стереотипы, преобладающие в ближайшем окружении и навязываемые средствами массовой информации

В нашей культуре стройность часто ассоциируется с успехом и счастьем. Идеалом красоты представляется женщина, вес которой ниже нормального. Молодым людям диета может казаться альтернативой в решении их проблем, и поначалу она может создавать впечатление наличия контроля.

Тем не менее, патологические или компульсивные диеты весьма опасны как для физического, так и для психического здоровья. Потеря веса может также вести к изменениям в жизни, таким как развод или смена школы, или, например, к замечаниям других людей по поводу вашего внешнего вида.

В числе случаев заболеваний анорексия возникает гораздо чаще среди родственниц больных анорексией. Передающиеся в роду традиции и стереотипы частично объясняют повышенную склонность к заболеванию, также, согласно исследованиям пар близнецов, предрасположенность к анорексии наследуется пока еще необъяснимым образом.

Анорексия – тяжелое заболевание, но большинство больных полностью выздоравливает

Анорексия – весьма тяжелое заболевание, представляющее собой смертельную опасность вследствие чрезмерной потери веса. Поэтому важно вовремя обратиться за помощью. На выбор способа лечения влияют вес больного, общее состояние физического здоровья и мотивация к выздоровлению.

Обычно лечение проводится амбулаторно, но в тяжелых случаях необходима госпитализация. Например, опасно снизившиеся в результате похудения пульс или артериальное давление, нарушение обмена веществ, изменения на ЭКГ (кардиограмме) или серьезные проблемы с психическим здоровьем являются основаниями для госпитализации. Цель терапии – нормализовать недостаточное питание и пищевое поведение, а также устранить психические симптомы. То есть задача состоит в том, чтобы повлиять как на питание, так и на психическое состояние.

Обычно лечение подразумевает совместную работу между больным, его семьей, врачом и другими специалистами, а также, по возможности, школой. Вместе с больным составляются планы-обязательства, касающиеся его диеты и физических упражнений, его вес контролируется. По ходу продвижения лечения от контроля за весом переходят к беседам о мыслях и чувствах больного.

Больные анорексией могут нуждаться дополнительно в индивидуальной психотерапии или семейной терапии. Если анорексии сопутствует депрессия, то полезной может быть и лекарственная терапия. Выздоровлению могут также способствовать различные практические группы, например, художественная терапия (арт-терапия). Несмотря на то, что анорексия достаточно тяжелое заболевание, большинство больных полностью восстанавливаются.

Исследования показывают, что у финнок болезнь длится в среднем три года. За это время болезнь может значительно ограничить нормальную жизнь, но, по наблюдениям, излечившиеся от анорексии принимают участие в трудовой и учебной жизни, а также заводят семью и детей таким же образом, как и другие их сверстницы. Так же полностью восстановиться могут и те, кто страдал анорексией на протяжении многих лет, поэтому при анорексии всегда следует обращаться за помощью. Читать далее об обращении за помощью.

Булимия

Симптомами булимии являются повторяющиеся приступы обжорства и следующая за ними насильственная рвота. Булимия характеризуется также повышенным страхом располнеть и концентрацией внимания на контроле веса. Объедание обычно происходит в тайне от близких и вызывает у страдающих булимией сильное чувство стыда.

Во время приступов обжорства больной булимией чувствует, что не способен прекратить объедание или не может контролировать количество съеденного. Прибавку в весе пытаются предотвратить вызыванием рвоты, приемом мочегонных или слабительных препаратов, при помощи постов или повышенных физических нагрузок. Не у всех больных булимией рвота связана непосредственно с объеданием, многие больные страдают рвотой и при приеме нормальных или совсем маленьких порций пищи.

Многие заболевающие булимией имеют нормальный вес и не страдали ранее пищевыми расстройствами. Иногда булимией заболевают люди, которые ранее болели анорексией. Булимией заболевают в среднем в более старшем возрасте, чем анорексией, и причиной часто является отчаянная попытка похудеть. У больного булимией зачастую вес диктует личную самооценку: увеличение веса или мысль об его увеличении вызывает чувства неполноценности и тревожности. Самооценка больных, как правило, занижена.

Влияние булимии на состояние здоровья

Постоянно повторяющаяся рвота вызывает среди прочего нарушения солевого баланса организма, нарушения менструального цикла и сердечную аритмию, повреждение зубной эмали. Также у больного булимией обычно увеличены слюнные железы, поэтому лицо может быть опухшим. Рвота может повредить пищевод и вызывать боли в животе и тошноту.

У страдающих булимией чаще обычного наблюдаются другие расстройства психического здоровья. Самые распространенные из них – тревожные расстройства и депрессия. У больных булимией наблюдаются также другие формы нанесения вреда самому себе, такие как порезы.

Предрасполагающие к булимии факторы и лечение болезни

Подтверждено, что предрасполагающие к булимии факторы в целом те же самые, что и в случае анорексии. На возникновение болезни часто влияет позиция окружающей культуры и семьи, равно как и факты из предыдущей жизни личности, такие как школьные издевательства или изоляция из общества.

Для лечения булимии разработано множество различных способов. Обычно лечение сочетает, к примеру, диетическую консультацию, предоставление информации о болезни, психотерапию и меры по улучшению состояния физического здоровья. Иногда также используют антидепрессанты. Контроль за своим здоровьем пытаются наладить при помощи ведения пищевого и симптоматического дневника. Больные также могут научиться преодолевать разрушительные модели мышления и поведения, например ту, что вес диктует самооценку.

Больные булимией зачастую обращаются за помощью по истечении нескольких лет с момента начала проявления первых симптомов. Причиной этого, в частности, может быть то, что течение болезни носит волновой характер: порой страдающий булимией не чувствует позывов к обжорству или к рвоте, либо же в состоянии их преодолеть, несмотря на желание. Иногда позывы к обжорству и сопровождающая их рвота не поддаются контролю, и эти симптомы значительно затрудняют жизнь.

При помощи программ лечения булимии возможно научить больного предупреждать повторное возникновение болезни и контролировать ее симптомы. При помощи лечения достигается постоянное улучшение состояния: страдавшие булимией на протяжении длительного времени могут полностью излечиться от болезни.

Атипичные пищевые расстройства

Несмотря на свое название, атипичное пищевое расстройство является наиболее распространенной формой пищевых расстройств. Атипичное пищевое расстройство напоминает анорексию или булимию, при которых отсутствует какой-нибудь из главных симптомов. Больной атипичным пищевым расстройством может страдать, например, обжорством, но при этом отсутствует рвота, в отличие от случая булимии. Кроме того, если точно придерживаться критериев диагностики анорексии, диагноз «анорексия» нельзя поставить женщине, у которой не прекратились менструации. В этом случае нарушение классифицируется не как анорексия, а как атипичное пищевое расстройство.

Граница между пищевым расстройством и так называемой нормой может быть расплывчатой. К прмеру, чрезмерно регулируемое и ограничиваемое пищевое поведение соблюдающего диету человека можеть быть трудно отличимо от диагностических критериев болезни. Лечение же можно назначить только на основании характера симптомов и их тяжести, при этом необязательно точно обозначать само пищевое расстройство.

Binge Eating Disorder (BED) или обжорство (компульсивное переедание) – обычное атипичное пищевое расстройство

Binge Eating Disorder eli BED – такое расстройство, которое приводит к ожирению. Для этого расстройства характерно поглощение больших порций пищи без так называемого компенсаторного поведения, например, рвоты или приема слабительных. По оценкам каждый пятый обращающийся за помощью по поводу ожирения страдает названным расстройством.

Для страдающих обжорством типичны большие перепады в весе, оно также вызывает сильную тревожность. Страдающий обжорством может пытаться контролировать питание, пропуская приемы пищи, но, например, пропуск завтрака или обеда может приводить к вечернему приступу обжорства. Для страдающих обжорством важно регулярное и здоровое питание. Также больным необходимо избегать жестких диет по снижению веса, так как они могут усугублять и увеличивать приступы обжорства.

Мышечная дисморфия

Мышечной дисморфией называется состояние, при котором человек испытывает навязчивую необходимость в увеличении объема своих мышц и готов затратить на это значительно большое количество времени. Несмотря на то, что страдающие мышечной дисморфией обыкновенно имеют хорошо развитую мускулатуру, они сами считают себя худыми и слабыми. Образ собственного тела искажается таким же образом, как и у аноректиков, которые представляют себя толстыми, хотя в действительности худы. Страдающие мышечной дисморфией часто испытывают сильную тревожность, тяжелые тренировки помогают им преодолеть плохое настроение. Для увеличения объема мышц могут быть также использованы опасные для здоровья вещества, такие как гормоны.

Орторексия

У больного орторексией навязчивое стремление к здоровому питанию. Он может затрачивать многие часы на планирование меню и приготовление пищи, может полностью отказываться употреблять определенные продукты. Орторексия может развиваться, например, у человека, много занимающегося спортом и стремящегося предотвратить травмы. Страх увеличения веса может вызывать навязчивое стремление к здоровому питанию, такое пищевое поведение мало-помалу приводит к пищевому расстройству. Орторексия может привести к развитию анорексии или булимии.

Из относящихся к пищевым или образу своего тела расстройств для мужчин наиболее характерны компульсивное увеличение мышечной массы, т.е. мышечная дисморфия, и навязчивое стрмление к здоровому питанию, т.е. орторексия. У мужчин могут развиваться также анорексия и булимия.

XXI век – век толерантности: политической, религиозной, гендерной, возрастной, и, конечно, толерантности по отношению к себе. Последнее означает способность человека принимать себя таким, каким его создала природа. Самопринятие – так называют эту способность психологи. Что это значит, насколько это важно для психологического комфорта, что определяет способность или неспособность людей принимать себя – в поисках ответов на эти вопросы я, корреспондент Молодёжного медиахолдинга «Есть talk!» Алёна Черник, отправилась во дворец культуры «Тольяттиазот» на лекцию Александра Колмановского «Вершина треугольника: как отношения между родителями влияют на ребёнка».

Александр Колмановский, психолог

В 2002 году окончил факультет психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Регулярный ведущий передачи «Только для взрослых» на «Детском радио – СИТИ FM». Руководит социально-психологическим центром реабилитации «Наша жизнь», проводит индивидуальные и семейные консультации по проблемам личной жизни, детско-родительских, семейных и др. отношений. Читает курсы по психологии в «Университете баланса». Автор аудиокниг-лекций: «Как полюбить самого себя», «Вершина треугольника: как отношения родителей влияют на детей», «Про психотип и уверенность в себе».

Самопринятие по-научному

По мнению Александра Колмановского, понятия «самооценка» и «самопринятие» очень схожи:

– Если совсем по-простому, без всякой психологии, то самооценка – это представление о своих достоинствах и недостатках.

Есть люди с высокой самооценкой. Они, как правило, трезво оценивают свои недостатки и могут спокойно и открыто о них говорить. Люди с низкой самооценкой стараются казаться лучше, чем они есть на самом деле. Уровень самооценки напрямую зависит от способности человека принимать себя.

«Самопринятие – основанная на реальном и глубоком знании способность индивида принимать себя таким, каков он есть в действительности, со всеми объективно значимыми достоинствами и недостатками, без самоосуждения или, напротив, самообожания. Многими психологами рассматривается как качество зрелой, состоявшейся личности. Например, Владимир Высоцкий на товарищеском суде в театре за прогул в связи с очередным запоем неожиданно для всех прямо заявил: «Я пил, пью и буду пить»; этим своим заявлением он покорил своих судей-актёров и был, в итоге, оставлен в труппе. Вместе с тем Высоцкий отнюдь не был склонен к самовозвеличиванию, оставаясь, как свойственно это самоактуализирующейся личности, простым, скромным, открытым, творческим и способным к принятию других людей человеком» (Энциклопедический словарь по психологии и педагогике)

По мнению Александра Колмановского, самопринятие – это представление человека не столько о своих достоинствах и недостатках, сколько о том, что он за них заслуживает. Фактически речь идет о постоянном фоновом ожидании реакции окружающих и прежде всего близких людей на свои поступки и проступки.

Как и самооценка, самопринятие – величина полярная, оно всегда находится между условными крайностями – не существует людей с полным самопринятием, все мы находимся на определённой стадии. Самопринятие можно представить в виде шкалы с бегунком, направление движения которого зависит от ощущений и чувств человека. А те, в свою очередь, формируются под действием оценок и поступков окружающих. Ближе к положительному полюсу находится человек, способный признаться себе и другим в своих недостатках. Рассмотрим на примерах.

Ситуация 1. Человек вечно опаздывает, не успевает сдавать задания вовремя, однако в силах признаться в своей неорганизованности: «Я всех подвожу из-за своей неорганизованности, это так, но я же не виноват, что я такой? И сам бы рад стать лучше».

Ситуация 2. Человек не сдал отчёт вовремя, получил выговор и объясняет это так: «Да, получил выговор, но я сам в этом виноват, так как не сдал отчёт вовремя, подвёл людей».

Вы уже догадались, что человек с высоким самопринятием представлен в первой ситуации? В основе отрицательного самопринятия лежит чувство вины, которая всегда ассоциируется с наказанием. Люди с высоким самопринятием понимают и принимают себя, не отрицая собственных недостатков и проступков.

Всё из детства

Звучит банально, но, разбираясь в нюансах самопринятия, психологи говорят, что «всё из детства» – взрослый человек имеет низкое самопринятие, потому что боится осуждения, а любой страх складывается из опыта.

– В психике есть два уровня – животный (натуральный), который отвечает за огромное количество наших ежечасных проявлений, и человеческий (чувственный), который оперирует символами и знаками, ведь люди думают словами. Если человек долгое время не может честно и открыто выражать свои чувства в диалоге, будь то обида или сомнение, то он начинает их игнорировать, ощущает дискомфорт, но не осознаёт это как проблему, – поясняет Александр Колмановский.

Для наглядности лектор привёл в пример ребёнка, который получил двойку и хочет выразить свои чувства, например, говорит родителям, что ему обидно. А в ответ, скорее всего, он слышит осуждение: «Тебя предупреждали; надо было лучше готовиться; кто тебе мешал написать хорошо?» и т. д. Естественно, что после этого ребёнок перестанет рассказывать о своих чувствах, связанных с плохой оценкой. А в будущем он не будет делиться чувствами из страха услышать осуждение в ответ на искренность.

Что двигает прогресс?

Итак, как же повысить своё самопринятие и самопринятие близких людей? Как нужно поступать, чтобы его не понизить?

По мнению Александра Колмановского, для прогресса в положительную сторону стоит проявлять сочувствие как к детям, так и к взрослым. Именно сочувствие включает в себя и поддержку, и понимание, и сопереживание. Кстати, выражения «не переживай», «не волнуйся», «не плачь» и т. п., – это совсем не о сочувствии.

– Упал ребёнок, ударился, ему больно. Что говорит взрослый? «Не плачь». По нашему внутреннему посылу это хорошее решение, но что же за этими словами слышит ребёнок? «Как «не плачь»? Больно же. Значит, правильный взрослый на моём месте не плакал бы? Значит, правильный ребёнок на моём месте не плакал бы? Получается я неправильный и мои чувства неправильно испытывать и проявлять?» Примерно такие мысли появляются в его маленькой голове, – объясняет лектор.

Осуждение понижает уровень самопринятия. Человеку свойственно переживать по поводу того, что о нём подумают люди. Необходимо научиться различать страх осуждения и, что важно, не переносить его на своих близких. Например, человека раздражает поведение своего ребёнка – это не значит, что он его не любит, возможно, он просто испытывает страх за себя, за то, что его осудят как плохого родителя.

Людей с высоким уровнем самопринятия достаточно легко опознать – они очень терпимы, они осуждают обман, а не лгуна, беспорядок, а не человека, его устроившего. Люди с низким самопринятием критично настроены, осуждают не обман, а человека-обманщика, а внутри сознания осуждают себя, а не свои поступки.

Как использовать эту информацию?

Главное – не стоит осуждать человека. Даже если вы повздорили с супругом, он зол на вас, кричит, – не спешите оценивать его адекватность и умственные способности. Нужно постараться понять его чувства: да, сейчас он испытывает злость – и это нормальное чувство, но он ведь не злой по природе. Это правило, кстати, относится и к положительным действиям и эмоциям. Например, ребёнок получил в школе пятёрку. Не стоит говорить, что он молодец – так вы оцениваете человека, а не поступок. Лучше поздравить ребёнка или сказать, что это хороший результат его стараний. И, конечно же, нужно помнить о сочувствии: чем его больше, тем выше уровень самопринятия и у вас, и у ваших близких.

  • 2,544поделились
  • Класс!
  • ВКонтакте
  • Mail.ru
  • Pinterest
  • На почту

Это первая статья из серии о принятии и как научиться принимать себя и обстоятельства в жизни.

  • Часть 1 — Как научиться принимать и почему это важно
  • Часть 2 — Как научиться принимать себя: 6 способов

«Ведь каждое обстоятельство —
это дар и в каждом опыте заключено сокровище.”
Нил Доналд Уолш

Насколько качественно вы проживаете свою жизнь, в каком русле, негативном или позитивном, зависит от вас самих.

Значимую роль в этом играет умение принимать любые обстоятельства: и неприятные ситуации, и болезненные состояния, и социальные конфликты.

Для того чтобы обрести навык «принятия», предлагаем разобраться, что же это такое и как вам научиться принимать.

Бонус читателям:

В конце статьи вы можете «Как научиться Принимать» с текстовой версией этой статьи.

Что такое принятие

Принятие – это новый уровень понимания.

Это понимание, что все, что с вами случилось, зачем-то вам нужно.

Понимание, что проблема всегда идет изнутри вас наружу, и проявляется изнутри внешними обстоятельствами. Вы получаете то, что транслируете в Мир.

Внешний Мир сигнализирует вам, через ситуацию, на что обратить внимание в СЕБЕ.

Понимание, что принять ситуацию, это не означает согласиться с несправедливостью происходящего относительно вас, не означает подчиниться обстоятельствам.

Принять – это:

  • Согласиться, что ситуация уже создана и что дальше нужно двигаться исходя из наличия данного факта.
  • Согласиться, что изменить события невозможно, но можно по-другому понять их.
  • Отыскать причину почему эта ситуация возникла в вашей жизни, и понять как поступать, чтобы подобного с вами не происходило.

Что важно научиться принимать

#1 Принять себя

Человеку сложно себя принять, когда он недоволен собой.

Принять Себя значит согласиться со всеми своими достоинствами и недостатками. Согласиться, что человек существо несовершенное.

Признать, что вы имеете право на ошибки, что вам не обязательно быть во всем идеальным.

И что вам не нужно соответствовать ожиданиям других относительно вас, не нужно угождать.

#2 Принять других людей

Принять других сложно, если вы не понимаете, что люди, причиняющие вам боль (с Вашей точки зрения), в действительности не являются источником боли.

Через таких людей обстоятельства вам показывают, на что в Себе нужно обратить внимание.

Не сможете принять ситуацию с одним человеком, будете его обвинять, возникнет подобная ситуация с другими.

Потому что мир будет вам сигнализировать «обрати внимание на источник в Себе”, до тех пор, пока вы не осознаете суть самой проблемы.

Когда вы принимаете окружающих людей, вы осознаете, что люди бывают несправедливыми по отношению к другим.

При этом не даете оценки поступкам людей и не осуждаете их. Вы понимаете, что люди не могут соответствовать вашим ожиданиям.

Что значит

Принятие другого человека можно сравнить с материнским принятием. Мать с легкостью принимает шалости и любые поступки маленького неразумного ребенка.

Принятие – это способность понять, что человек НИКОГДА не изменится.

Об этом очень хорошо говорит Светлана Добровольская:

#3 Принять ситуацию (обстоятельства)

Принять обстоятельства значит согласиться, что есть вещи в этой жизни, которые не соответствуют вашему видению и восприятию Мира. Что все имеет место быть.

Как то, что вами воспринимается позитивно, так и то, что воспринимается негативно.

Так как понятия «позитив” и «негатив” относительные. Так же как и понятия «хорошо и плохо”, «трудно и легко”, «приятный человек и неприятный”.

Все эти качества наделяются, когда дается оценка. И совсем не обязательно, что то, что понравилось вам будет радовать и других.

Или то, что неприятно для вас, вполне вероятно может вызвать восторг у окружающих. Потому что критерии оценивания и восприятия у каждого разные.

Например погода. Ведь бывают дни, когда она вам не приятна. Но вы принимаете этот факт и не пытаетесь изменить погоду.

И то что, к примеру, вы не любите дождь, не означает, что это природное явление не любят все остальные люди. Всегда найдутся люди, которым дождь очень нравится.

Что значит

См. также Если вам за 50, как принять свой возраст

Почему важно научиться принятию

Не принимая, человек тем самым тратит много сил, энергии и времени сопротивляясь обстоятельствам.

Если человек не может принять обстоятельства, он постоянно прокручивает произошедшее в мыслях, и каждый раз переживает по этому поводу.

Поступая таким образом, человек себя только разрушает и эмоционально и физически.

Так же важно понимать, что в вашей жизни не станет меньше неприятных ситуаций и разочарований, но научившись принимать, вы тем самым начнете действовать не во вред себе.

В первую очередь умение принимать нужно вам лично, а не участникам неприятных для вас событий.

Не важно какие события происходят во внешнем мире, важно, как вы на эти события реагируете.

Непринятие можно сравнить с ядовитым напитком, который вы пьете сами, но ожидаете, что вред будет причинен «плохому” человеку.

То есть принять, это прежде всего позаботиться о Себе.

Научившись принятию, человек становиться более гармоничной личностью. Становится сильнее, спокойней, уравновешенней, свободным от догм и мнений.

Таким человеком сложно манипулировать.

См. также Как использовать негативные качества личности себе во благо
Важно научиться принимать не только свои достоинства, но и недостатки. Как это сделать, узнайте из статьи.

Что значит

Как научиться принимать

Шаг 1. Согласитесь «Да, это произошло”

Не путайте данный пункт со смирением.

Смириться, это значит согласиться, что ситуация неизбежна, что вы готовы тянуть тяготы невзгод всю свою оставшуюся жизнь. Смириться это подчиниться обстоятельствам.

А принять ситуацию, означает согласиться, что это уже случилось, но при этом понимать, что всегда есть выход из любой ситуации, и из этой тоже. И как правило, выход есть не один.

Осталось только найти этот выход.

Шаг 2. Найдите причину «почему произошло”

В каждой ситуации содержится «жемчужина мудрости”.

Подумайте, почему эта ситуация случилась с вами. Осознайте, что важного она высвечивает вам.

Поблагодарите всех участником событий, не забудьте про себя, за новое видение произошедшего.

Если вам важно научиться принимать ваше прошлое, читайте
7 лучших практик, как перестать жить прошлым

Шаг 3. Двигайтесь дальше, не оглядываясь

Двигайтесь дальше, не оглядываясь на «Я знаю, как не допускать подобного”.

Например: вы вышли из дома, а на улице дождь. Вам пришлось вернуться за зонтом. Вы же не станете обижаться и сетовать на дождь, что он для вас некстати.

Даже если и побурчите, то надолго зависать в таком состоянии уж точно не станете.

Примите это как факт и исходя из этого положения в другой раз, перед выходом, посмотрите в окно и захватите нужные предметы сразу, что бы не пришлось возвращаться.

Что значит

3 техники на принятие

Техника #1 Вдох Принятия

Предлагаем вам очень простую практику на принятие всего и вся.

Называется она Вдох принятия и выполняется утром, как только вы проснулись.

  • Подойдите к окну, поприветствуйте новый день и заявите, о своей готовности принимать любые события в Вашей жизни, которые произойдут с Вами сегодня.
  • Попросите Высшие Силы помогать Вам и направлять в трудные моменты.
  • Выразите намерение видеть глубину и мудрость в каждом шаге, в каждом обстоятельстве наступившего дня.
  • Сделайте глубокий ВДОХ, с радостью принимая все дары этого дня!

Что значит

#2 Аффирмации на принятие себя

Хотите усилить в жизни принятие себя и доверие миру, занимаясь всего по 5 минут в день?

Вам помогут аффирмации для чакр. Это простые, и, в тоже время, уникальные практики, которые позволят вам «прокачать» важные личностные качества легко и быстро.

Техника #3 Махните рукой на все

На одном из вебинаров для клиентов Центра Обучения Ключей Мастерства, Алена предложила такую практику:

«Есть один жест, который в трудную минуту вырывается у большинства людей.

Когда вы поднимаете руку вверх и в сердцах произносите «Да пошло оно…”

Мы с вами культурные люди, поэтому назовем этот жест «Махнуть на все рукой”.

Он означает, что вы передаете решение этой ситуации НАВЕРХ, например, своему высшему Я, своим наставникам, своим духовным учителям.

Что значит

Вместо того чтобы тыкаться в закрытые двери, войдите в полу медитативное состояние, поднимите руку и резко опустите ее вниз.

Тем самым вы слагаете с себя ответственность за все хватки 3D-мира и передаете высшим силам для наивысшего разрешения ситуации и наивысшего блага.”

Многие написали после вебинара, что жест сработал в сложной ситуации. Поэкспериментируйте и вы.

И не забывайте держать в фокусе, что для вас действительно важно.

Доказывать несправедливость по отношению к вам или позаботиться о Себе?

Нелюбовь к себе – это, несомненно, отравляющее душу и не дающее жить гармонично и счастливо как с собой, так и с окружающими чувство. Перед тем, как начать борьбу с этим недугом нужно понять возможные причины его возникновения.

Проявления и причины нелюбви к себе

Человека, не любящего себя, часто можно распознать с первого раза. Ими, как правило, являются робкие, застенчивые, скромно одевающиеся люди. Но и многие успешные и, казалось бы, счастливые внешне люди тоже относятся к себе негативно. Как же определить нелюбимого собою человека?
1. Вина. Чаще всего чувство вины навязывается с детства, когда родители говорят ребенку, что он всё делает не так. Будучи взрослым, он начинает винить себя во всех своих неудачах и не сложившейся жизни.
2. Отсутствие трат на себя. Подобные люди не покупают дорогие вещи, не балуют себя, никуда не ходят, считая себя недостойными всего этого.
3. Постоянные болезни. Тому, кто себя не ценит можно только посочувствовать. Ведь он постоянно живёт в стрессе, его преследуют мнительность и хандра, он все время думает, что о нём говорят и только лишь плохое.
4. Лишний вес. Не всегда, но люди с низкой самооценкой обладают пышными формами, заедая стрессы и неудачи.
5. Трудно отказать и просить. Человек не может говорить «нет», помогая и приходя всем на помощь, но, когда сам оказывается в трудной ситуации ни к кому не обратится.
6. Зависимость от чужого мнения.
7. Неумение принимать комплименты.
8. Неухоженный внешний вид.

Что есть нелюбовь: признаки пагубного чувства

Среди признаков того, что человек себя не любит можно выделить следующие:
1. Паника и неспособность справиться со стрессовой ситуацией.
2. Сомнения при любом вопросе собеседника, боязнь совершить ошибку.
3. Неуверенность в своих силах, в том числе, профессионализме.
4. Желание всем угодить и быть хорошим.
5. Ожидание постоянного одобрения проделанной работы.
6. Самокритика своих действий.
7. Готовность пожертвовать своими силами, временем и ресурсами ради других.
8. Жалость к собственной персоне.
9. Нерешительность, страх.
10. Стремление к совершенству даже в мелочах.
11. Неспособность отстоять свои интересы и права.
12. Стеснительность, нелюбовь к своему телу и внешности.
13. Нежелание привлекать внимание к своей персоне.
kompleks-nepolnocennosti.jpg

Последствия нелюбви к себе

Если вовремя не взяться за решение данной проблемы, то самым главным последствием станет испорченная и несчастная жизнь.
Человек всю жизнь будет жить с заниженной самооценкой, неуверенностью и неприятием себя, в одиночестве и отшельничестве от людей, ощущением жизни «не в своей тарелке».
Чаще всего нелюбовью к себе страдают женщины. Мужчинам немного легче повысить самооценку, купив, например, дорогой автомобиль или начав собственное дело. Слабому полу же приходится искать своё место, зачастую, рядом с мужем и детьми.
Человек, не любящий себя, рано или поздно становится липкой энергией для другого. Невозможно залатать внутренние «дыры» таких людей, можно лишь на время заполнить пустоту, но на долго таких отношений не хватит.
sddefault-1.jpg

Как принять и полюбить себя

Если нелюбовь к себе вырабатывалась годами, то повернуть её во благо будет нелегко. Но стараться нужно. От этого зависит психическое, эмоциональное и моральное состояние, а также, качество жизни в целом.
Для повышения самооценки начните совершать следующие поступки:

1. Не держите на себя зла за совершенные в прошлом поступки.
2. Разрешите себе совершить ошибку. Не ругайте и не корите за них.
3. Выпишите на листок все те хорошие качества, которые любите в себе.
4. Записывайте свои успехи.
5. Начните следить за собой и отнеситесь к телу не как к отдельной от себя части, а начните воспринимать его как целое.
6. Попробуйте подружиться со своими эмоциями. Не пугайтесь даже самых мрачных и плохих мыслей.
Научитесь рассуждать над ними.
7. Принимайте себя в любом виде и состоянии.
8. Ни в коем случае н6е сравнивайте себя с другими.
9. Занимайтесь тем, что нравится и не обращайте внимание на то, что говорят другие.
10. Не копите обиды, а сразу высказывайте их.

5 советов психологов для преодоления этого чувства

Психологи советуют активно бороться со столь деструктивным чувством, пока оно окончательно не разрушило жизнь.
Методы борьбы:
1. Уважайте свое решение. Даже если оно ошибочное, то его приняли вы и оно имеет место быть. Если вы неуважительно относитесь к своему выбору, то никто другой к нему не отнесется с уважением.
2. Прислушивайтесь к своим чувствам и мыслям.
3. Отстаивайте свою точку зрения, какой бы они ни была.
4. Принимайте себя с кривыми ногами, большим носом и неидеальной фигурой.
Любовь к себе – это не эгоизм, а здоровое чувство, которое позволяет жить в гармонии с собой и окружающими. Человек, который не ценит и не любит себя не сможет полюбить другого.