Приходящий ко мне не будет алкать

Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, 14. а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.

13. Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, 14. а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.Христос отвлекает мысль самарянки от простой воды к

26. Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. 27. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою

Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную. 48. Я есмь хлеб жизни. 49. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; 50. хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет.

47. Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную. 48. Я есмь хлеб жизни. 49. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; 50. хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет.Доказавши иудеям, что они не имеют никакого права роптать на то, что Христос требует от

Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.

12. Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.Продолжая оставаться во храме, Христос снова стал говорить им, т.е. Своим слушателям, между которыми были и приверженцы, и враги Христа

23. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. 24. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. 25. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. 26. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему? 27. Она

41. Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. 42. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. 43. Сказав это, Он воззвал

Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня.

44. Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня.См. 7:16 и сл.;

Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. 7. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его.

6. Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. 7. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его.На вопрос Фомы Христос не отвечает прямо. Он только пользуется этим вопросом, как поводом к тому,

Вы слышали, что Я сказал вам: иду от вас и приду к вам. Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня.

28. Вы слышали, что Я сказал вам: иду от вас и приду к вам. Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня.Но ученики все печальны. Господь видит, что они как будто даже не слушают Его, и потому говорит полувопросительно: вы

19. Иисус, уразумев, что хотят спросить Его, сказал им: о том ли спрашиваете вы один другого, что Я сказал: вскоре не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня? 20. Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в

34. Исав, выслушав слова отца своего (Исаака), поднял громкий и весьма горький вопль и сказал отцу своему: отец мой! благослови и меня. 35. Но он сказал (ему): брат твой пришел с хитростью и взял благословение твое. 36. И сказал (Исав): не потому ли дано ему имя: Иаков, что он запнул

20. И положил Иаков обет, сказав: если (Господь) Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, 21. и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, — 22. то этот камень, который я поставил памятником, будет (у

33. И будет говорить за меня пред тобою справедливость моя в следующее время, когда придешь посмотреть награду мою. Всякая из коз не с крапинами и не с пятнами, и из овец не черная, краденое это у меня. 34. Лаван сказал (ему): хорошо, пусть будет по твоему словуТак «Иаков просит у

31. Иаков отвечал Лавану и сказал: я боялся, ибо я думал, не отнял бы ты у меня дочерей своих (и всего моего). 32. (И сказал Иаков:) у кого найдешь богов твоих, тот не будет жив; при родственниках наших узнавай, что (есть твоего) у меня, и возьми себе. (Но он ничего у него не узнал.)

И сказал Иаков Симеону и Левию: вы возмутили меня, сделав меня ненавистным для (всех) жителей сей земли, для Хананеев и Ферезеев. У меня людей мало; соберутся против меня, поразят меня, и истреблен буду я и дом мой

30. И сказал Иаков Симеону и Левию: вы возмутили меня, сделав меня ненавистным для (всех) жителей сей земли, для Хананеев и Ферезеев. У меня людей мало; соберутся против меня, поразят меня, и истреблен буду я и дом мойНа эту сторону дела пока и обращает их внимание Иаков,

15. И благословил Иосифа и сказал: Бог, пред Которым ходили отцы мои Авраам и Исаак, Бог, пасущий меня с тех пор, как я существую, до сего дня, 16. Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих; да будет на них наречено имя мое и имя отцов моих Авраама и Исаака,

От Матфея святое благовествование

Глава 25.

1Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.

2Из них пять было мудрых и пять неразумных.

3Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла.

4Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.

5И как жених замедлил, то задремали все и уснули.

6Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему.

7Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.

8Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.

9А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.

10Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились;11после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам.

12Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.

13Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.

14Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое:15и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.

16Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов;17точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;18получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.

19По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.

20И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.

21Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

22Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.

23Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

24Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпа’л,25и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.

26Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпа’л;27посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью;28итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,29ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то’, что’ имеет;30а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

31Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,32и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;33и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую.

34Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:35ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;36был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.

37Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?38когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?39когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?

40И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

41Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:42ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;43был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.

44Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?

45Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.

46И пойдут сии в му’ку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Предыдущая книга

Следующая книга

» Предыдущая глава

Следующая глава «

Наиважнейшей, самой первой заповедью, которую дал нам Господь, есть любовь Бога и ближнего. Любовь ближнего проявляется в исполнении дел милосердия, с которыми приходим на помощь нашему ближнему в его телесных и духовных потребностях (ср. ККЦ 2447).Св. Иаков, апостол, написал: «Вера без дел мертва» (Иак 2, 20). На основе науки Иисуса сформирован перечень милосердных дел для ближнего. Знаем их из Катехизма.

Питер Брейгель - младший 1564 (1565) – 1636. "Семь деяний милосердия".

Питер Брейгель - младший 1564 (1565) – 1636. "Семь деяний милосердия".

Питер Брейгель — младший 1564 (1565) – 1636. «Семь деяний милосердия».

Дела милосердия для тела:
1. Накормить голодного.
2. Напоить жаждущего.
3. Одеть нагого.
4. Принять странника в свой дом.
5. Посетить заключенного.
6. Навестить больного.
7. Похоронить умершего.

Накормить голодного.f-str-16

«Наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть» (Мф 25, 34-35).
Проблемы людей бедных и нуждающихся в помощи есть в каждой эпохе и в каждой системе. Согласно оценкам, около миллиарда людей в мире голодает. Каждые 3,6 сек. кто-то умирает от голода. Святой Иоанн Павел II призывал: «Нужен взгляд любви, чтобы видеть рядом с собою брата, который с утратой работы, крыши над головой, возможности достойного содержания семьи и образования детей переживает чувства опустошенности, потери и безнадежности». Люди, которые терпят от мучений и недостатка, часто стесняются в этом признаться. Скрывают свою беду. Помощь им тем более должна быть сдержанной и полной уважения их достоинства.
Память о голодных требует разумного использования хлеба и питания. Порча продуктов питания – грех. Помочь голодным можно разными способами: делимся тем, чем можем поделиться, или, например, сбереженные, в результате великопостных постановлений, деньги жертвуем для выживания тех, кто терпит голод. Возможностей помочь другим множество. Можем помогать соседям, детям из ближайших школ, можем отправить деньги на счет организаций, которые занимаются поддержкой и помощью нуждающимся и голодным, например, Каритас, миссийные ордена, другие проекты помощи.
К созидательной любви призывает в первом Послании св. Иоанн: «Дети мои! Станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1 Ин 3, 18).
Нет ли в моем ближайшем окружении в самом деле голодного? Знаю ли я людей нуждающихся? Помогаю ли им? Каким образом? Отказал ли себе в чем-нибудь, чтобы дать голодному? Известны ли мне люди, организации, которые занимаются благотворительной деятельностью? Не возвышаюсь ли над людьми нуждающимися? Не отношусь ли к ним с пренебрежением?

Напоить жаждущего.f-str-16-2

«Жаждал, и вы напоили Меня» (Мф 25, 35).
В наших климатических условиях не возникает так много случаев, чтобы исполнить это дело милосердия. Это не означает, однако, что эта проблема нас не касается. Каждый из нас может встретить человека жаждущего, и ему надо помочь не взирая на то, близкий это человек или незнакомый, приятный или, в нашем понимании, враждебный. Жаждущего путешественника можем встретить в пилигримке, в поездке, в жаркий день в поезде. Где происходит какая-нибудь катастрофа, наводнение, землетрясение, всегда в первую очередь требуются вода и другие напитки. Тогда можем оказать помощь при посредничестве различных гуманитарных организаций.
На Земле в устрашающем темпе сокращаются запасы питьевой воды. 884 миллиона людей не имеют доступа к непосредственным источникам воды, главным образом – в Азии и Африке. Каждый день около 4000 детей умирают по причине болезней, связанных с недостатком питьевой воды. При посредничестве Каритас и других гуманитарных акций можно помочь в строительстве колодцев, передвижных станций очистки воды. Чтобы грядущим поколениям обеспечить возможность удовлетворения жажды и жизни на земле, необходимо заняться решением проблем экологических. Часто тратим воду бессмысленно, загрязняем, выливая химикаты в стоки, засоряя и загрязняя реки и ручьи. Имеем в виду, что пренебрежение охраны окружающей среды и водных ресурсов надлежит рассматривать как моральное зло, причиненное ближним. Вода – это знак жизни. Делясь водой, делимся жизнью. Помним ли мы об этом? Когда в последний раз выпало мне подать символический стакан воды жаждущему человеку? Ближнему? «Кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Мк 9, 41).

Одеть нагого.f-str-17
«Был наг, и вы одели Меня» (Мф 25, 36).
Нагой – это бедный. «Бедных всегда будете иметь у себя», – говорил Иисус. Самым простым способом исполнения этого вида милосердия является отдать свои ненужные, но не изношенные еще вещи во время сборов, организованных благотворительными организациями.
Каждый человек, в меру своих возможностей, должен помогать. Каждый день должны учиться постигать нужды других.
Чаще всего передается детская одежда родственникам и знакомым. Следует помнить, однако, что речь не должна идти о том, чтобы успокоить совесть посредством «передачи того, что нам не нужно», или посредством очистки собственных шкафов, а о действии милосердия, о том, что увидели Иисуса в другом человеке. Идея помощи измеряется способностью поделиться тем, что имеет ценность. «У кого две одежды, тот дай неимущему» (Лк 3, 11). Согласно информации медиа, люди мобилизуются в ситуациях катаклизмов, различных поражений, наводнений, пожаров в крае и за границей. Организуются акции, о них говорит пресса, телевидение, и большинство людей принимают в них участие. В каждодневной суете не всегда помним, что во многих регионах мира люди живут в крайней нужде. Мы можем им помочь через миссионеров, Каритас, а также другие организации, оказывающие помощь. Всматриваюсь ли я в свое окружение и замечаю ли людей, нуждающихся в поддержке? Когда последний раз оказывал помощь нуждающимся?

Принять странника в свой дом.f-str-17-2
«Был странником, и вы приняли Меня» (Мф 25,35).
В наше время не так часто случаются ситуации, когда кто-то стучит в дверь нашего дома с просьбой о ночлеге. Но и сегодня есть бездомные. Люди без крыши над головой, часто голодные и больные, ночуют по вокзалам, в переходах на ступеньках, на дачах либо под мостами. Проблемы бездомности и бедности ярко видны в осенне-зимний период. Независимо от того, заслуженная это бездомность или незаслуженная – Христос призывает нас видеть в бедном брата, который нуждается в нашей помощи. Услуга, оказанная человеку, – это услуга, оказанная самому Богу. Каждая наша помощь таким людям бесценна.
Старопольская пословица гласит: «Гость в дом – Бог в дом». Приход гостя был праздником. Человек, имеющий открытое сердце для гостя, имел одинаково открытое сердце для Бога. Сегодня охотнее закрываемся в своих четырех стенах. Часто не замечаем, что рядом с нами живут люди бездомные, духовно опустошенные, не имеющие с кем поговорить, перед кем открыться. Наше присутствие, готовность выслушать и помочь могла бы быть для них укрытием. Св. Иоанн Павел II говорил: «Чувствуешь себя одиноким. Постарайся навестить того, кто еще более одинок». Исполняя это действие милосердия, давайте помнить, что вместе с другим человеком приходит Божие благословение: «Кто принимает вас, принимает Меня; а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня» (Мф 10, 40). Как я могу выполнить это действие милосердия? Что могу сделать?

Посетить заключенного.f-str-18
«В темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф 25, 36).
Большинство из нас не имеет каждодневного контакта с тюрьмой и заключенными. Призыв навестить заключенного вызывает у нас сопротивление, особенно сегодня, когда подавляющее большинство считает, что преступники получили правомерные приговоры. Но навестить заключенного не означает злого действия, как и не означает злого поведения. Грех никогда не может быть назван иначе, чем грех, чем обида. Надлежит с ним покончить, но одновременно надо помнить и о достоинстве человека, который его допустил. Надо дать ему надежду на поворот к нормальной жизни. Тюремные капелланы видят, что жесты доброжелательности часто становятся стимулом к перемене жизни, исправлению, а даже к обращению.
В действительности некоторые осужденные абсолютно равнодушны к людским проявлениям доброты, однако нельзя позволить, чтобы такие люди потерялись окончательно. Нельзя списывать их на потери. Они также имеют шанс вернуться к жизни в обществе, к жизни в Костеле, к жизни в семье. К этому моменту следует их подготовить. Очень важное значение имеет для них услуга капеллана исправительной колонии. Все чаще можно встретить людей, заинтересованных темой осужденных. Деятельность волонтеров, членов различных движений и тюремных братств может становиться и вдохновением, заинтересованностью, личным участием в исполнении этого действия милосердия – «посетить заключенного». Св. Иоанн Павел II во время встреч с заключенными, а было их несколько в течение понтификата, всегда подчеркивал правду о нерушимом достоинстве каждого человека, также осужденного и заключенного. В колонии в Плоцке в 1991 г. Папа призывал, чтобы условия содержания осужденных не вредили их здоровью, их связи с родными или чувству собственного достоинства. Он говорил: «Вы осуждены, это правда, но не пропавшие. Каждый из вас может, при помощи Божией ласки, стать святым».

Навестить больного.f-str-18-2
«Был болен, и вы посетили Меня» (Мф 25,36).
Великий Пост склоняет нас к размышлению над смыслом жизни и призывает к совершению добрых дел. Св. Иоанн Павел II в Энциклике о Божием Милосердии учит нас, что человек призван к тому, чтобы оказывать милосердие другим; что слова, пусть самого наипрекраснейшего, недостаточно. Больной человек нуждается в близком присутствии другого человека. Еще мудрец Сирах предупреждал: «Не ленись посещать больного, ибо за это ты будешь возлюблен» (Сир 7, 35). Болезнь и терпение – свидетельства общечеловеческие, и все, в большей или меньшей степени, в какой-то период жизни бываем ими затронуты. Врачи, которые опекают больных, часто подчеркивают, что уныние для больного может быть хуже, чем недостаток медицинской помощи или лекарств. Присутствие, близость, заинтересованность другого человека во время болезни имеет огромное значение. Все христиане, в меру своих возможностей, должны заботиться о больных, навестить их и спешить к ним с помощью, в которой они нуждаются. Ухаживать за больными и терпящими, особенно близкими, трудно. Люди часто этого избегают, чтобы не слышать о своей беспомощности. Быть рядом, видеть чью-то боль, терпение, слёзы и ничем не помочь – часто кажется выше наших сил. Навещая больного, помогаем ему принять и перенести терпение. Часто такие визиты позволяют дать отдых людям, которые ухаживают за больными постоянно. Обычно много не надо – достаточно навестить старшего или больного человека, поговорить, предложить помощь, совершить покупки, уборку в доме, почитать газеты или книгу. Посредством этих обычных занятий, выполняемых с любовью, часто происходит чудо – больной чувствует себя значительно лучше. Восхищаемся беспокойством других людей о больных и часто успокаиваем свою совесть: дескать, чем я могу помочь? Другие делают это лучше меня. Больной устает, мучится, если кто-то его навещает, зачем тогда я?
Не можем освободить себя от ответственности. Каждый может быть волонтером и помогать больным. В зависимости от доступности, способности и личных предпочтений можно выбрать занятие, которое будет наиболее соответствовать ритму вашей жизни. Св. Августин говорил, при наведывании больного «Христос навещает Христа», или при жертвенной помощи получает пользу и больной, и тот, кто его навещает.
Каждый из нас как человек, как христианин должен служить другим и в том себя реализовывать. Согласно золотому правилу из Евангелия по св. Матфею: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (Мф 7, 12). Стоит осмотреться – столько людей тянут бремя болезни. Живут в наших семьях, живут с нами рядом – на лестничных площадках, иногда – по разным причинам – в домах опеки. Часто в одиночестве. Ждут… Папа Иоанн Павел II установил в 1992 г. Всемирный день больных, чтобы привлечь наше внимание к больным и терпящим.

Похоронить умершего.f-str-19
«Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф 25, 40).
Уважение к умершему существует в каждой культуре, независимо от взглядов и вероисповедания. Погребение умерших – это наша человеческая обязанность. В Катехизисе Католической Церкви читаем: «С телами усопших надлежит обращаться почтительно и с любовью, в вере и в надежде на воскресение. Погребение мертвых – это акт телесного милосердия, выражение почтения к Божиим чадам, тело которых – храм Духа Святого». (ККЦ 2300). Мудрец Сирах наставляет: «Сын мой! Над умершим пролей слезы и, как бы подвергшийся жестокому несчастию, начни плач; прилично облеки тело его, и не пренебреги погребением его» (Сир 38,16).
В христианском деле погребения умерших содержится надежда на встречу с умершими в будущей жизни, в кругу спасенных. Иисус воскрес, и благодаря этому и смерть людей, и погребение не означают конца жизни. «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Ин 11, 25-26). В первые века христианства умерших хоронили в катакомбах, а начиная с 313 г., т.е. с момента свободы вероисповедания для христиан, пришел обычай погребения верных в костельных стенах. Обычай этот происходил из желания сложить останки христиан поблизости находящихся в тех костелах реликвий святых и мучеников. В скором времени, однако, ввиду нехватки места, было принято хоронить только духовных лиц и фундаторов святыни. Всех остальных верных прихода начали хоронить на площадке перед или около костела, огороженной забором. Так начинались кладбища прикостельные. Теперь все чаще встречается захоронение в урне. Костел высказывается, однако, за традиционную форму погребения, а кремация, единственное, допустима. Согласно Катехизису Католической Церкви, «Кремация дозволена Церковью в том случае, если она не является выражением неверия в воскресение тела» (ККЦ 2301).
Забота об умерших не должна закончиться погребением. Досмотренные могилы – свидетельство веры в жизнь вечную. Посещение кладбища – это помощь умершим, но это также действие милосердия в отношении себя самого, чтобы выпросить себе ласку хорошей жизни, счастливой смерти и вечности. На одном из надгробий написано: » Прохожий, пока живешь – живи хорошо, чтобы жил вечно». «Молитва за живых и усопших» – одно из семи дел милосердия для души.

34 Тогда Царь скажет тем, кто по правую сторону: «Придите ко Мне, благословенные Моим Отцом, получите ваше наследство – Царство, приготовленное вам еще от создания мира. 35 Потому что Я был голоден, и вы накормили Меня; Я хотел пить, и вы напоили Меня; Я был странником, и вы приютили Меня. 36 Я был наг, и вы одели Меня; Я был болен, и вы ухаживали за Мной; Я был в темнице, и вы пришли навестить Меня». 37 Тогда праведные скажут: «Господи, когда это мы видели Тебя голодным и накормили Тебя? Когда Ты хотел пить, и мы дали Тебе напиться? 38 Когда мы видели Тебя странником и приютили Тебя, или видели нагим и одели? 39 Когда мы видели Тебя больным или в темнице и навестили Тебя?» 40 Царь им ответит: «Говорю вам истину: то, что вы сделали одному из наименьших Моих братьев, вы сделали Мне».

41 Тогда Он скажет и тем, кто будет по левую сторону: «Идите от Меня, проклятые, в вечный огонь, приготовленный для дьявола и его ангелов. 42 Потому что Я был голоден, и вы не накормили Меня; Я хотел пить, и вы не напоили Меня; 43 Я был странником, и вы не приютили Меня; Я был наг, и вы не одели Меня; Я был болен и в темнице, и вы не навестили Меня». 44 Они тоже спросят: «Господи, когда это мы видели Тебя голодным, или когда Ты хотел пить, или был странником, или нуждался в одежде, или был болен, или в темнице, и мы не помогли Тебе?» 45 Он им ответит: «Говорю вам истину: все, чего вы не сделали для одного из наименьших, вы не сделали Мне».

46 И они пойдут в вечное наказание, а праведники – в вечную жизнь.