Природа человека

Сотрудники и студенты ВИТИ НИЯУ МИФИ приняли участие в III научно-практической конференции «Проблемы экологии восточного региона Ростовской области и г. Волгодонска»

Волгодонский инженерно-технический институт помимо организации образовательного процесса большое внимание уделяет формированию и развитию личности своих студентов. Мероприятия социально-воспитательного характера и научно-исследовательская деятельность с постоянной периодичностью осуществляются в техникуме и институте ВИТИ НИЯУ МИФИ. Второй месяц осени оказался весьма насыщенным в этом плане. И одно из наиболее значимых мероприятий – III научно-практическая конференция «Проблемы экологии восточного региона Ростовской области и г. Волгодонска». Этот своего рода форум состоялся 30 октября 2019 года в ГБУК РО «Волгодонский эколого-исторический музей».

В мероприятии приняли участие 136 человек, среди которых – И.В.Батлуков, заместитель Председателя Волгодонской городской Думы-главы г. Волгодонска; В.А.Миноранский, Президент Ассоциации «Живая природа степи», профессор кафедры зоологии ЮФУ, доктор с/х наук; В.Д.Казьмин, ведущий научный сотрудник ФГБУ «Заповедник «Ростовский», доктор биологических наук; С.Н.Ракчеев, начальник Волгодонского межрайонного отдела управления регионального государственного экологического надзора Минприроды Ростовской области; О.И.Горская, начальник отдела охраны окружающей среды Филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Ростовская атомная станция»; С.Ю.Меткалова, методист Областного экологического центра обучающихся; О.И.Бейсуг, доцент кафедры атомной энергетики ВИТИ НИЯУ МИФИ, кандидат географических наук со студентами-исследователями 2 курса ВИТИ НИЯУ МИФИ Сова Анастасией и Филинюк Всеволодом; А.Л.Герасимова, директор МБУДО «Центр Радуга» г. Волгодонска; Бакланова Алина, обучающаяся МБУДО «Центр Радуга» г. Волгодонска, а также эко-волонтеры и студенты ВИТИ НИЯУ МИФИ, команда учащихся «Зеленый патруль» МБОУ «Средняя школа №12», студенты и волонтеры ГБПОУ РО «Волгодонский техникум информационных технологий, бизнеса и дизайна имени В.В.Самарского», педагогические работники общеобразовательных организаций, учреждений высшего и среднего профессионального образования, представители общественности и средств массовой информации.

Участники конференции обменялись информацией, представили результаты научных исследований, надзорной деятельности, обратили внимание на позитивную динамику в сохранении биоразнообразия восточного региона Ростовской области. Информация о влиянии атомной энергетики на окружающую среду всегда актуальна. Традиционно участникам конференции был представлен доклад о результатах экологической политики Ростовской АЭС, а выступления преподавателя атомной энергетики ВИТИ НИЯУ МИФИ О.И. Бейсуг и студентов 2 курса Сова Анастасии, Филинюка Всеволода дополнили эту информацию.

Впервые на научно-практической конференции присутствовали эко-волонтеры из образовательных организаций г. Волгодонска. Ребята занимают активную гражданскую позицию, участвуют в экологических акциях и исследованиях, активно участвуют в общественной жизни, интересны в общении, отличаются высоким уровнем учебной и общей культуры. Лидерами эко-волонтерского движения являются обучающиеся МБУДО «Центр «Радуга» г. Волгодонска. Программы дополнительного образования учреждения позволяют ребятам расширять кругозор, знания в области экологии, принимать участие в спектаклях, тематических мероприятиях, экологических акциях, благоустройстве территории Центра, облик которой с необычными уголками флоры радует горожан.

Впервые в мероприятии приняли участие представители общественной организации «Живая природа степи», созданной в 2003 году. Сегодня Ассоциация имеет более 30 дипломов федерального и регионального уровней за работу по сохранению биоразнообразия региона, экологическому просвещению населения, а ежегодный фестиваль экотуризма «Воспетая степь» хорошо известен жителям Ростовской области, Калмыкии, Ставропольского края и других регионов России.

Как объединить усилия, ресурсы региона в решении экологических проблем – эти вопросы прозвучали в выступлениях В.А. Миноранского, С.Н. Ракчеева, И.В. Батлукова. Участники конференции с интересом посмотрели фильм о деятельности Ассоциации «Живая природа степи», кратко познакомились с информацией Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова, где реализуется уникальный эколого-литературный проект «Жемчужина Евразии».

Экологическое просвещение, которое осуществляется областным экологическим центром учащихся, МБУДО «Центр «Радуга» г. Волгодонска позволяет формировать прикладные знания детей и подростков по экологии.

Большой потенциал в области экологического просвещения есть и у государственных музеев.

В ГБУК РО «Волгодонский эколого-исторический музей» накоплен опыт работы по созданию и работе временных передвижных выставок «Охраняемые территории донского края», «Вода: экология и технология». Временные выставки созданы на основе научных концепций, их содержание актуально в области экологического образования. Руководитель указанных экспозиционно-выставочных проектов — директор учреждения Павлинок Ирина Владимировна. Эффективность указанных проектов достаточно высокая – содержание выставок включает региональный компонент, выставочные материалы мобильны и монтируются в образовательных организациях, что повышает доступность услуг музея и позволяет охватить широкий круг посетителей. Ежегодно с выставками знакомится более 1200 юных умов. В 2018 году в учреждении создана тематическая выставка «Эволюция животного мира донского края», где представлена уникальная коллекция палеонтологических экспонатов. Научная концепция выставки позволяет организовывать тематические экскурсии, квесты, мастер-классы для посетителей различных возрастных категорий в период проведения всероссийских акций «Ночь музеев», «Ночь искусств». В 2019 году по поручению Губернатора Ростовской области В.Ю. Голубева, под руководством И.В.Павлинок завершена работа по созданию проекта интерактивного научного центра на базе ГБУК РО «Волгодонский эколого-исторический музей». Реализация проекта запланирована в 2021 году.

ГБУК РО «Азовский музей-заповедник» располагает интересной научно-естественной коллекцией «Природа», опытом работы в организации экологических праздников.

Проведение конференции, обмен информацией показывают, что межведомственное взаимодействие в вопросах охраны окружающей среды может быть эффективным, плодотворным, творческим процессом.

Человек по своей природе многомерное и загадочное явление, скрывающее в себе тайну всех прекраснейших вещей сущего мира. Именно эту мысль в ряде своих работ проводит Н.А. Бердяев, отмечая, что человек является величайшей загадкой в мире, он и сегодня хотел бы знать, «кто он, откуда он пришел и куда он идет». Это же мнение разделяет и другой мыслитель XX века М. Бубер, настойчиво подчеркивая: человек загадочен, необъясним, он представляет собой некую тайну, достойную удивления. С незапамятных времен человек знает о себе, что он предмет, достойный самого пристального внимания, но именно к этому предмету во всей его целостности, со всем, что в нем есть, он как раз И боится приступить».

Э. Кассирер в книге «Что такое человек. Опыт философии человеческой культуры» утверждает, что проблема человека — «архимедов пункт» философии познания, и с этим можно согласиться.

До настоящего времени нет ясности относительно того, какова природа человека, определяющая его сущность.

Философская антропология традиционно под природой человека понимает структурно организованную совокупность важнейших признаков и свойств (качеств), характеризующих человека как особый род живого существа. К числу важнейших атрибутов большинство исследователей относят: сознание, труд и способность человека общаться с себе подобными. Проводится мысль о том, что природа человека едина, неисчерпаема и изменчива (пластична), всегда носит конкретно-исторический характер.

Имеются и другие подходы к осмыслению данной проблемы. Ряд исследователей специфику природы человека рассматривают посредством анализа таких категорий, как «духовности «творчество», «свобода».

Доля истины в этом есть, так как свойства, связанные с понятием человека и его природы, могут носить социальную окраску и выражать то общее, что присуще всем людям, разумеется, в paзной мере и степени их проявления, в зависимости от этических и культурных особенностей, социального положения, возраста и т.п.

Вместе с тем при раскрытии природы человека следует в большей мере учитывать его биологическую детерминанту, которая инвариантна в своем развитии и не поддается такой изменчивости, как присущие человеку социальные, приобретенные с опытом и исторической практикой, черты.

С точки зрения биологической организации человека, его природа может измениться только в результате биологической эволюции, либо в результате вмешательства в его геном или мозговые структуры. Такие подходы к решению данных проблем сейчас имеют место, но в своих последствиях они выглядят весьма проблематично. А так как природу человека нельзя изменить посредством дальнейшей биологической эволюции, то для его изменения остается единственный путь — самопреобразование на основе изменения самого общества.

В этих условиях социальная детерминанта имеет определяющее значение как для развития общества, так и самого человека, который творит историю и одновременно творит себя, создавая новые ценности, новый мир культуры.

В современной философской литературе под природой человека нередко понимается его сущность, что вряд ли является правильным. Такое смещение понятий недопустимо, так как при раскрытии сущности человека основное внимание обращается на проявления в нем не чисто природных (биологических), а творческих начал, его стремлении созидать, преобразовывать окружающий мир, создавать новую, не существующую в естественной природе, реальность («вторую, искусственную природу»), и самoгo себя. Без творчества человек есть ничто в социокультурном отношении, существо, которое еще не преодолело свое Исходное животное состояние. Творчество универсально: творят все люди и творят они везде, во всех «клеточках» своего существования. Посредством своей сущности человек выражает и определяет себя, созидает свое бытие в окружающем мире, раздвигает границы существования. Только путем творчества человек сможет устроить свою жизнь «по-человечески», т.е. по меркам высоких представлений.

Проблема человека связана с родовой его сущностью, поэтому рассмотрение ее целесообразно начать с выявления сути данного понятия.

Человек, пишет Карл Маркс, есть существо родовое, не только в том смысле, что он делает своим предметом род, но и в то смысле — и это есть лишь другое выражение того же самого, что он относится к самому себе как наличному живому роду. Из этого определения следует три существенные посылки. Во-первых, подчеркивается мысль о том, что человек органически, самым непосредственным образом связан с созданной им системой общественных отношений и связей. Во-вторых, проводится идея о недопустимости противопоставления индивида и общества, так как это чревато разрыву отношений не только между человеком и историей, но и между природой и обществом. В-третьих, обращается внимание на то, что человек есть общественное существо и в силу данного обстоятельства всякое проявление его жизни является проявлением и утверждением общественной жизни. Индивидуальная и родовая жизнь человека, пишет К. Маркс, не является чем-то различным, хотя по необходимости ее существования индивидуальной жизни бывает либо особенным. либо всеобщим проявлением родовой жизни, а родовая жизнь бывает либо особенной, либо всеобщей индивидуальной жизнью.

Рассмотрение сущностных сторон человека вне общества и складывающихся в нем отношений невозможно. Однако проблематичным остается вопрос, что в сути представляет собой человек, пребывая в бытийственном, экзистенциальном состоянии. Трудность решения данной проблемы заключается и в том, что своей телесности человек мало чем отличается от животных. Не случайно, на протяжении ряда тысячелетий человек отождествлялся с «животным» или «машиной», в лучшем случае с «политическим животным». Так, например, древнегреческий филосовИ Платон считал, что «человек — это двуногое животное без перьев». Через две тысячи лег после Платона известный французский физик и математик Б. Паскаль сказал о доводах этого филососфа «Человек без ног вес же остается человеком, а петух без перьевчеловеком не становится». Следовательно, между человеком и животным есть принципиальное различие.

Специфическим свойством, выражающим сущность человека, как общественного существа, является его способность трудиться, осмысленно и со знанием дела создавать искусственные орудия труда и посредством их изменять мир окружающей нас действительности. Труд — это тот качественный скачок, который отделяет человека от животного мира и утверждает его подлинную сущность, как общественно-исторического существа, так и субъекта предметно-преобразующей деятельности.

Следующей особенностью, отличающей человека от животных является язык. Животные непосредственно реагирует на окружающие их предметы, у них отсутствует вторая сигнальная система, и в силу данного обстоятельства их мышление носит конкретно-образный, чувственный характер. Напротив, человек, обладая даром речи, отражает внешний мир не только в чувственных образах, но и в абстрактных понятиях, которые обазначаются словом, т.е. носят вербальный характер. Человек может реагировать не только на конкретные предметы, но и на слова, выражающие их значение, и в этом заключается его сущностное содержание.

Наряду с трудом и языком, которые складываются в процессе общения между людьми, важнейшим отличием человека от животного является способность мыслить.

Благодаря мышлению человек не приспосабливается к природным условиям, а преобразует их, реализуя свои потребности и интересы. Дерзновенный разум человека и его сознание создали второй, искусственный мир культуры, не существующие в естественном виде материальные и духовные ценности. Особенность мышления человека состоит в том, что оно носит творческий характер. Человек предвидит результаты своей деятельности, ставит и использует различные средства для их достижения. Имея в виде данное обстоятельство, К. Маркс писал, что любая пчела своим искусством изготовления сот может посрамить всякого архитектора, но самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове, т.е. предвидит результаты своей деятельности.

Рассмотрение сущности человека многомерно и, помимо отмеченных подходов, может включать и иные исследовательские направления.

Как предельно общее понятие человек выражает единую Субстанциональную сущность, объединяющую людей независимо от их принадлежности к конкретно-историческим типам общественных систем и их социальным общностям. Приоритетными направлениями в раскрытии его сущности являются не классовые, а общегуманистические ценности, направленные на решение глобальных проблем современности, прежде всего войны и мира, преодоления экономического кризиса и т.п.

Человек является, следовательно, общностью всего человечества, всех людей живущих на Земле, объединенных единой целью спасения нашей планеты от угрозы ее уничтожения. Это первый аспект понимания человека. Второй его аспект связан с представлением о нем как единстве природного (биологического) и общественного (социального).