Притча 14

Под домами здесь разумеется домашнее хозяйство и семейная жизнь (1 Песнь восхождения. Соломона. Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж.Пс. 126:1). Благоустройство хозяйства и семьи зависит не от одного мужа, но и от жены. Достоинство мудрой жены состоит в том, что она — отличная хозяйка, трудолюбива и с бережливостию соединяет уменье снабжать дом всем, что нужно для продовольствия семьи; также в том, что она — отличная мать и воспитательница своих детей и усердная помощница мужу в домашних делах. Но горе дому, в котором всем заправляет жена неразумная! Она только разстроивает хозяйство и своим влиянием пагубно действует на душу детей. Положим, она может быть причиною этого зла ненамеренно; но зло от этого не перестает быть злом. Она не только не противодействует ему, а как бы намеренно содействует ему. Она как бы собственными руками, собственными усилиями разоряет дом, разстроивает хозяйство и губит семью.

14:1 Разумная жена заботится о своем доме и своей семье. Глупая же женщина увлекается никчемными занятиями и пренебрегает своим мужем и детьми, а потом недоумевает, почему ее семья оказывается разрушенной.

Может ли женщина разрушить свой дом, в том числе, и чрезмерной религиозной активностью?

14:2 Поведение человека является отражением его отношения к Господу. Праведный человек направляем тем, что, он знает, будет угодно Богу. Порочный человек не заботится о том, что думает Бог, и таким образом проявляет свое пренебрежение к Нему. Дерек Киднер пишет:

«Каждое отступление от Божьего пути есть противопоставление воли и суждения человека Божьей воле и суждению. Однако проявляемое таким образом пренебрежение слишком неразумно, чтобы с ним считаться».

14:3 В устах глупого — бич гордости. За свои высокомерные речи ему придется претерпеть побои. Речь мудрых будет охранять их от всякого наказания.

14:4 Хлев, в котором нет волов, может быть чистым и аккуратным, но разве не лучше иметь дело с пылью и грязью, зная, что труд волов принесет обильный урожай? Плоды труда с избытком компенсируют его менее приятные аспекты.

Эта притча не ставит своей целью поощрять дома или церкви, которые выглядят как последствия природных бедствий. Тем не менее, она противостоит такой страсти к порядку и чистоте, которая препятствует прогрессу и продуктивности.

14:5 Чарльз Г. Макинтош однажды сказал, что лучше попасть на небеса с чистой совестью, чем оставаться на земле с нечистой. С каким усердием мы должны следить за тем, чтобы всегда быть предельно честными!

14:6 Постоянно отказываясь слушать, распутный теряет способность слышать. Он так и не сможет найти истинную мудрость, если будет продолжать отвергать Господа.

Разумный человек быстро распознает то, что правильно. «Ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится.» (Мф. 13:12).

14:7 Не стремитесь развивать дружбу с глупым человеком, «ибо там ты не встретишь слов разума» (ИСВ), или «ты не найдешь в нем ни слова смысла» (Моффат).

14:8 Для разумного человека «мудрость» означает знать, как вести себя честно, по совести, в послушании. То, что глупец считает мудростью, на самом деле глупость, и ее сущность заключается в том, чтобы обманывать других, что, в конце концов, приводит к самообману и заблуждению.

14:9 Хотя смысл еврейского текста здесь довольно запутан, наш перевод весьма ясен.

Глупцы смеются над грехом, отказываясь верить,
Что тот таит в себе опасный меч;
«Да как же может быть», — кричат они, — «чтоб он,
столь полный сладости, имел в себе мучительное жало?»
Они не осознают того, что в том и есть чарующая сила зла,
Что грех их смехом провожает в ад.
Взгляни же на себя, оставь пути греха.
Чтобы Спаситель пред тобою не захлопнул двери.
Джон Буньян.

Праведные наслаждаются благоволением Господа, свободные от вины и осуждения греха.

14:10 Человеческое сердце скрывает горести, которые не может разделить никто другой (это подвластно только Господу). Так же есть и радость, которая доступна только человеку, который имеет к ней непосредственное отношение.

14:11 Обратите внимание на контраст между домом и жилищем (дословно: «шатер, палатка»). Дом всегда означает для нас что-то постоянное, а шатер — временное, непрочное. Однако именно жилище праведных странников уцелеет, тогда как дом беззаконных обитателей земли разрушится.

14:12 Путь, который кажется многим правильным, — это спасение благодаря добрым делам или хорошему характеру. Под влиянием именно этого заблуждения в ад отправляется намного большее число людей, чем следуя любому другому пути. (См. также 16:25).

В более обобщенном смысле, путь, который кажется человеку правильным, это его собственный путь, выбор его собственной воли, отвергающий божественное водительство или человеческое наставление. Концом такого пути может стать только несчастье или духовная смерть.

14:13 Нет в жизни такой вещи как чистая, неподдельная радость. К ней всегда примешивается некоторая доля боли и печали. Перевод Нокса гласит: «Радость смешивается со скорбью, и смех сопровождается слезами».

14:14 Человек с развращенным сердцем насытится от путей своих, и добрый — от своих. Человек, который уходит от Господа, пожинает плоды своего заблуждения. Поэтому Ноеминь сказала: «Вседержитель послал мне великую горесть; я вышла отсюда с достатком, а возвратил меня Господь с пустыми руками» (Руфь 1:20б, 21а). И блудный сын говорил: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода!» (Лк. 15:17).

Праведный человек обретает удовлетворение на своих путях, потому что идет путями Господа. Он может вторить словам Давида: «…чаша моя преисполнена» (Пс. 22:5в). Или сказать вместе с Павлом: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил» (2 Тим. 4:7).

14:15 Наивный, легковерный человек весьма восприимчив ко всякой новой идее или модному течению. Благоразумный человек обдумывает свои решения, таким образом защищая свои пути от ошибок. Вера требует самых неоспоримых доказательств и находит их в Божьем Слове. Доверчивость внимает словам и мнениям каждого встречного ученого, философа или психолога.

14:16 «Мудрый боится» означает, что он осторожен и осмотрителен. Конечно, этот стих также может означать, что он боится Господа. Глупец высокомерен и небрежен, он отбрасывает всякую осторожность и, вполне очевидно, весьма самонадеян.

14:17 Вспыльчивый может сделать глупость. В гневе он не задумывается о последствиях. Он хлопает дверью, бросает всем, что попадет ему под руку, выкрикивает оскорбления и проклятия, ломает мебель и в ярости уходит из дома. Но если бы нам пришлось выбирать, даже такого человека терпеть легче, чем человека, умышленно делающего зло. За его хладнокровное вероломство он ненавидим всеми.

14:18 Невежды получают в удел себе глупость. Отказываясь прислушаться к здравому учению, тем самым они избирают стать еще более глупыми.

Благоразумные обретают почести и уважение, вознаграждаемые все большим знанием.

14:19 Эта притча указывает на конечный триумф добра над злом. Бог защитит дело праведных. Настал тот день, когда Аману пришлось преклониться перед Мардохеем. И придет день, когда каждое колено во вселенной преклонится перед Иисусом Христом — Царем царей и Господом господствующих.

14:20 Бедный ненавидим бывает даже близким своим. Так быть не должно, но такое положение вещей встречается очень часто. Многие люди подбирают себе друзей в соответствии со своими эгоистичными интересами. Они избегают бедных, и развивают отношения с богатыми, надеясь получить от этого какую-то выгоду. Мы должны интересоваться людьми ради того, что мы можем сделать для них, а не для того, чтобы получить что-то от них.

С одной стороны, у богатого человека много друзей, но с другой, он никогда не узнает, сколько же друзей есть у него на самом деле, — настоящих друзей, которые любят его за то, кем он является, а не за то, чем он владеет.

14:21 Этот стих, вполне очевидно, связан с предыдущим. Презирать бедных — грех, потому что Бог избрал их (Иак. 2:5). Когда человек проявляет милосердие к бедным, само это действие становится благословением для него.

Мы никогда не должны забывать о том, что наш Господь Иисус Христос пришел в этот мир бедняком. Кто-то сказал о Нем: «Мой друг из Назарета, без гроша в кармане».

14:22 Те, кто задумывает вред и умышляет зло, обречены на заблуждение. Замышляющие же благо для других вознаграждаются милостью и верностью. Это означает, что Бог являет им Свою милость, и верен своим обетованиям защитить и вознаградить их. Это также означает, что и люди воздадут им верностью и преданностью.

14:23 Всякий честный труд приносит прибыль. Одни пустые разговоры принесут только ущерб и бедность. У нас у всех есть знакомые, которые могут часами говорить о своих проблемах, но и пальцем не пошевельнут для того, чтобы их решить. Они ревностно рассуждают о распространении Евангелия в мире, но не поднимутся со своего удобного кресла, чтобы свидетельствовать своим соседям. На одном дыхании они выкладывают перед вами свои обширные планы на будущее, но никогда не приводят их в исполнение.

14:24 Слава мудрых — в их богатстве. Они могут что-то предъявить в доказательство своей мудрости, будь ли это материальное или духовное богатство. Невежды могут предъявить всем только свою глупость.

14:25 Верный свидетель перед судом спасает невиновных от ложных обвинений. Лживый свидетель искажает факты, что приводит ко многим губительным последствиям.

Проповедующий Евангелие есть верный свидетель, который спасает души от вечной смерти. «Либералы» и проповедники культов — свидетели лживые, которые говорят ложь и уводят души с пути праведности.

14:26 У человека, боящегося Господа, есть все причины иметь твердую надежду. Если Бог за него, никто не может успешно противостоять ему (Рим. 8:31). Дети такого человека обретут прибежище под крылами Господа в минуты опасности.

14:27 Упование на Бога является источником духовной и жизненной силы, позволяя человеку избежать сетей смерти.

14:28 Величие царя определяется численностью, удовлетворенностью и верностью его народа. Титул государя не имеет особого престижа, если у него мало подчиненных, или их вообще нет.

14:29 Человек, терпеливый при провокациях, проявляет тем самым мудрость и разумение. Раздражительный же поощряет глупость и выставляет ее на всеобщее обозрение.

14:30 Кроткое сердце здесь означает удовлетворенное состояние ума и души. Поэтому Нокс переводит этот стих так: «Мир в душе есть здоровье для тела».

Зависть и страсть вредны для здоровья человека. Доктор Пол Адольф подтверждает это:

«Некоторыми из наиболее важных причин так называемых нервных заболеваний психиатры считают чувства вины, обиды (непрощение), страх, беспокойство, разочарование, нерешительность, сомнения, зависть, эгоизм, и скуку. К сожалению, многие психиатры, умело и эффективно определяя причины нарушения эмоционального равновесия, ставшие причиной заболевания, тем не менее, оказываются совершенно неспособными разрешить эти проблемы своими методами, поскольку пренебрегают в своем подходе верой в Бога».

14:31 Всякий, эксплуатирующий бедного, тем самым оскорбляет его Творца. Джордж Герберт сказал, что человек есть Божий образ, а бедный человек — еще и отпечаток Христа.

Вторая строчка означает, что те, кто проявляет сострадание к нуждающимся, тем самым почитают Бога.

14:32 «Когда нечестивому воздается его же монетой, ему приходит конец; но и у порога смерти у праведного есть надежда» (Нокс). Иуда является примером первого, а Павел — второго.

14:33 Первая часть стиха — «Мудрость почиет в сердце разумного» — может означать, что (1) мудрость чувствует себя там как дома; или (2) человек не выставляет напоказ без надобности все свои познания.

Вторая часть более сложна для понимания. Многие комментаторы истолковывают ее по-разному: (1) то, что кроется в сердце глупцов, скоро обязательно проявится; (2) для мудрости в сердце глупцов нет места (ИСВ); (3) «мудрости приходится заявить о себе во весь голос, чтобы глупцы ее заметили» (Беркели, комментарий на полях).

14:34 Для того, чтобы народ возвысился, люди и их лидеры должны обладать честным, добродетельным характером, будучи известны своей праведностью. Коррупция, подкуп, взяточничество, «грязные делишки», скандалы и все остальные формы неправедности являются позором для страны.

14:35 Правитель благоволит к слуге, который поступает мудро (сравните Иосифа, Мардохея, Даниила). Его гнев обращен против того, кто поступает постыдно. «Царь благоволит к способному служителю; его гнев — против неумелого» (Моффат).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Лёгкий крейсер модели «Лигур5Р» «Скат» заканчивал, не совсем свойственную ему по назначению, работу. Он сталкивал, как заправский тягач, работающий в режиме «толкача», остатки разнообразной повреждённой устаревшей техники с весьма протяжённого участка космических объёмов в системе звезды, находящейся в глубине так называемого Великого Завала…
Неподалеку тем же самым занимались и два инженерных эсминца, один – «Шанули» джарварского производства, а другой – «Хемнуш», джоширского происхождения. На их долю выпала зачистка того же пространства от более мелких обломков кораблей, дезактивированных и устаревших, но оттого не ставших менее опасными, космических мин – малых корабликов, начинённых взрывчаткой и оснащённых довольно простыми скан-комплексами и весьма примитивными искинами. Убирался также иной космический мусор, присущий свалкам космических кораблей, образовавшихся в местах былых сражений. После напряжённой, почти месячной работы, был полностью подготовлен так называемый разгонный трек, позволяющий трём космическим кораблям экспедиции совершить, в процессе разгона, необходимый набор накопителями, снимаемого с особых обмоток гипердвигателя прыжкового потенциала, для ухода в гиперпрыжок и перехода в следующую звёздную систему…

Скачать в других форматах:

Мэтью Генри

Толкование книг Ветхого Завета. Притчи

ГЛАВА 14

Стих 1

Отметьте:

(1) хорошая жена – великоеблагословение для семьи. Плодовитая жена умножает семью и наполняет ее детьми,таким образом созидая ее. А мудрая жена, которая благочестива, трудолюбива ивнимательна, располагает дела семьи так, чтобы они процветали, долги былиуплачены, наследство возрастало, запас сделан, а дети были воспитаны и ухожены;тогда семья имеет утешение дома и хорошую репутацию за его пределами. Такстроится дом. Мудрая жена считает, что сама должна заботиться о нем, хотязнает, что муж является здесь господином (Есф.1:22).

(2) Многие семьи гибнут из-заплохого ведения домашнего и фермерского хозяйства. Глупая жена – это та,которая не боится Бога и не занимается своими делами, своевольная,расточительная, капризная, потакающая своим желаниям и любящая покой, живущаяради путешествий и банкетов, игр и театров; даже приходя в богатый дом ипроцветающую семью, она быстро растрачивает все имущество и доводит семью дообнищания; она несомненно разрушит свой дом своими же руками, а ее муж,несмотря на все старания, вряд ли сможет помешать этому.

Стих 2

Этот стих представляет

(1) благодать и грех в ихистинных цветах. Царствующая благодать – это благоговение перед Богом; онавоздает Ему славу как бесконечно великому и превознесенному, которому должнапринадлежать вся слава; и что может больше соответствовать и быть приятно дляразумного творения? Царствующий грех – это презрение к Богу. В пренебреженииБогом, которому поклоняются ангелы, более, чем в чем-то другом, грех предстаетчрезмерно порочным. Кто пренебрегает Божьими заповедями и не хочетруководствоваться ими, кто пренебрегает Его обетованиями и не желает принятьих, тот презирает Бога и Его характерные черты.

(2) Благодать и грех в ихистинном свете. Мы можем узнать, имеет ли человек благодать и царствует ли внем страх Божий по тому, что он идет прямым путем. Он поступает по совести,верен Богу и человеку, совершает каждую остановку, как и каждый свой шаг, поправилу. Такой человек почитает Бога. В противоположность ему тот, чьи путикривы, кто добровольно следует за своими желаниями и страстями, ктонесправедлив, бесчестен и своим образом жизни противоречит своему исповеданию,то каким бы набожным он ни притворялся, он – нечестивец и будет причислен ктем, кто презирает самого Бога.

Стих 3

Здесь обратите внимание:

(1) гордый глупец сам раскрываетсебя. Там, где в сердце царствует гордость, а в голове нет мудрости, чтобыподавить ее, она сама демонстрирует себя в словах; в устах глупого – гордость:гордое хвастовство, гордое осуждение, гордое глумление, гордое изречениезаконов и повелений. Это – бич (жезл, англ.пер.) или отрасль гордости; данноеслово используется только здесь и в Книге Исаии 11:1. Она растет от горькогокорня, пребывающего в сердце, и является отраслью именно того ствола. Кореньдолжен быть вырван, в противном случае мы не сможем победить эту отрасль. Илиздесь подразумевается поражающий и избивающий бич – бич гордости, поражающийдругих. Гордый человек своим языком наносит удары направо и налево просто изудовольствия, но в конце он станет бичом для него самого. Гордый человекподвергнется наказанию словами, произнесенными его же устами; он не будет убит,как солдат, а бит палкой, как слуга; тем самым он подвергнется ударамсобственного бича (Пс.63:9).

(2) Смиренный мудрый человекспасает себя, содействуя собственному благу: уста же мудрых охраняют их отпричинения зла другим, которое гордый человек совершает своим языком, и отпричинения зла самим себе, в котором часто участвуют заносчивые насмешники.

Стих 4

Отметьте:

(1) пренебрежение земледелием искотоводством – путь к бедности: где нет волов, чтобы распахать землю иразмолоть зерно, там ясли пусты (чисты, англ.-пер.). Там нет соломы для скота,а следовательно, и хлеба для человека. Нужда представлена в Библии голымизубами (Ам.4:6). Где нет волов, там ничего нельзя вырастить на земле и получитьот нее. Конечно, там и стойла чисты от навоза, что приятно для людейчистоплотных и аккуратных, которые не могут терпеть скотоводства, так как в немприсутствует много грязной работы, и продают своих волов, чтобы поддерживатьчистоту в стойле. Тогда нет не только работы, выполняемой ими, но и навоза. Этодемонстрирует безрассудство тех, кто с наслаждением созерцает красивыедеревенские пейзажи, но не желает заниматься деревенским трудом, кто (как мыговорим) держит больше лошадей, чем коров, и больше собак, чем свиней; ихсемьи, должно быть, страдают от этого.

(2) Кто прилагает усилия,возделывая землю, тот, скорее всего, получит от нее прибыль. Кто окружает себятем, что полезно и служит для блага, а не для положения и представления, кто вбольшей степени является земледельцем, а не лакеем, тот, скорее всего, будетпроцветать. Много прибыли от силы волов, которая используется для работы иприносит выгоду, живая и мертвая.

Стих 5

При свершении правосудия многоезависит от свидетелей, и поэтому необходимо, чтобы они были принципиальными(как это и должно быть), ибо

(1) поступающий по совестисвидетель не осмелится сказать малейшую неправду из хороших или плохих побуждений,представить события в ином виде, а не соответственно своей осведомленности, невзирает на то, нравится это другим или нет, и тогда судебное разбирательствопроходит гладко.

(2) Но подкупленный свидетель,необъективный и запуганный, наговорит много лжи (не останавливаясь и незапинаясь), с готовностью и уверенностью, словно говорит истину.

Стих 6

Отметьте:

(1) причина, по которой некоторыелюди ищут мудрости и не находят, заключается в том, что они ищут ее изневерного принципа и неверным способом. Это насмешники, которые с презрениемспрашивают наставления, чтобы посмеяться над сказанным и придраться к нему.Многие, искушая, задавали вопросы Христу, чтобы получить возможность обвинитьЕго, но от этого они не стали мудрее. Неудивительно, что тот, кто ищетмудрости, как Симон Волхв, искавший даров Святого Духа, чтобы угодить своейгордости и алчности, не найдет ее, ибо ищет неверно. Ирод хотел увидеть чудо,но был насмешником, поэтому ему было отказано (Лук.23:8). Насмешники не спешатмолиться.

(2) Кто имеет благоразумие, ктоудаляется от зла (ибо это и есть благоразумие), для того знание о Боге и о волеЕго легко. Притчи, которые ожесточают насмешников в их пренебрежении и делаютдля них более сложными божественные истины, просвещают тех, кто хочет научиться,упрощают их, делают более четкими и понятными (Мат.13:11,15). Те же слова,которые для насмешников являются запахом смертоносным на смерть, для смиренныхи благоразумных – запах живительный на жизнь. Разумный, который удаляется отзла (ибо это и есть благоразумие), отбросил свои предубеждения, все порочныепривязанности и чувства, с легкостью постигнет наставление и примет его.

Стих 7

Здесь обратите внимание:

(1) как мы можем различить глупцаи раскрыть его. Нечестивец – это человек глупый. Если в нем мы не замечаемразумных уст и не находим в его разговоре прелести или благоухания благочестия;если общение с ним порочно и разлагает, если в его словах нет доброго дляназидания, то мы можем сделать вывод, что его богатство плохое.

(2) Мы должны отказаться отобщения с таким человеком и отойти от него: отойди от него, ибо ты осознаешь,что, общаясь с ним, не приобретешь ничего хорошего, а подвергнешься опасностинавредить себе. Иногда единственный способ обвинить нечестивый разговор исвидетельствовать против него – оставить эту компанию и выйти, чтобы не слушатьего.

Стих 8

Посмотрите

(1) на благочестивое поведениемудрого и хорошего человека: он правильно организует себя. Здесь рекомендуетсяне та мудрость образованного человека, которая состоит только из размышлений, амудрость разумного – практическая мудрость, – направляющая наши желания идействия. Христианское благоразумие заключается в правильном знании путисвоего, ибо мы – путники, которые заботятся не о том, чтобы исследовать чудеса,а чтобы приблизиться к цели своего путешествия. Знать путь свой – не означаетбыть критиками и назойливо вмешиваться в дела других людей. Это подразумевает,что мы должны смотреть за собой и обдумывать стезю для ноги своей, пониматьнаправления своего пути, чтобы соблюдать его, опасности на пути, чтобы избегатьих, трудности на пути, чтобы прорваться сквозь них, преимущества пути, чтобывоспользоваться ими. Мы должны понимать правила, соответственно которым следуетидти, цели, по направлению к которым мы движемся, и жить соответственно им.

(2) На плохое поведениенечестивого человека. Он обманывает сам себя. Он неправильно понимает свойпуть, хотя считает, что прав, и теряет его, продолжая ошибочно двигатьсявперед: глупость же безрассудных – заблуждение (обман, англ. пер.); она ведетих к собственной погибели. Глупость человека, строившего на песке, обманулаего.

Стих 9

Здесь отметьте:

(1) как порочность людейожесточает их в греховности: они смеются над грехом. Они делают грехи другихповодом для смеха, веселясь вместе со своими друзьями над тем, о чем должныскорбеть, и смотрят сквозь пальцы на свои грехи, испытывая искушения согрешитьи совершая грех. Они зло называют добром, и добро — злом (Ис.5:20), насмешкойотбивают охоту к добру, спешат согрешить (Иер.8:6) и говорят, что будут иметьмир, даже продолжая грешить. Их не беспокоит зло, которое они причиняют другимсвоими грехами, и они смеются над теми, кто говорит им об этом. Они защищаютгрех и проявляют изобретательность, придумывая оправдания для него. «Глупые смеютсянад жертвой за грех», — читают некоторые. Кто не придает значения греху, тот непридает значения и Христу. Глупыми можно назвать тех, кто несерьезно относитсяко греху, ибо они легкомысленно относятся к тому, на что жалуется Бог(Ам.2:13), что тяжелой ношей легло на Христа, о чем они сами скоро изменят своемнение.

(2) Как благочестивые людиободряются в своем благочестии: а посреди праведных – благоволение. Если оничем-то соблазняются, то сразу каются и обретают благоволение Бога. Онидоброжелательны друг ко другу, и в случае проступка среди них, в их обществе,ощущается взаимная благотворительность и сострадание, а не насмешка.

Стих 10

Этот стих согласуется с 1Посланием к Коринфянам 2:11: кто знает, что в человеке и изменяет его характер,кроме духа человеческого?

1. Каждый человек сильнее всегоощущает собственные тяготы, особенно те, которые отягощают его дух, ибо именноих страдалец чаще всего скрывает и хранит в себе. Мы не должны осуждать скорбидругих, так как не знаем, что они чувствуют; возможно, их удары тяжелее, чем ихвоздыхания.

2. Многие наслаждаются тайнымиудовольствиями, особенно божественными утешениями, неведомыми другим, которыеони тем более не могут разделить. В скорби раскаявшегося человека, как и врадости верующего, не вмешается чужой, поэтому он и некомпетентен, чтобы судитьих.

Стих 11

Отметьте:

(1) грех губит великие семьи: домбеззаконных, даже если он построен крепким и высоким, разорится. Он обеднеет ибудет в бесчестье и в конце концов угаснет. Его надежда на небеса и дом, накоторый он опирается, не устоит, а упадет во время бури; придет потоп и смоетего.

(2) Праведность являетсяисточником и стабильностью даже для бедных семей: а жилище праведных, даже еслионо передвижное и презренное, как палатка, процветет видимым образом (во всякомслучае, что касается благодати и утешений, которые являются истинным богатствоми славой), если Безграничная Мудрость сочтет это полезным.

Стих 12

Этот стих описывает путь и конецмногих душ, которые вводят себя в заблуждение.

1. Их путь кажется правильным: имсамим он кажется прямым. Им нравится угождать себе фантазией, что они такие,какими должны быть, что их мнения и поступки хороши, и впоследствии ониподдержат их. Путь невежества и беспечности, путь омирщвле-ния и земного образамышления, путь чувственных удовольствий и угождения плоти кажется правильным длятех, кто идет им, тем более путь лицемерия в религии, внешнего формализма,частичной реформации и слепого рвения. Люди воображают, что этот путь приведетих на небеса, обольщая самих себя, что в конце все будет хорошо.

2. На самом деле их путь ужасен, иособенно он становится таким из-за их заблуждения: но конец их – путь к смерти,вечной смерти. Их беззакония погубят их, и они погибнут с ложью в своей правойруке. В конце окажется, что тот, кто обманывал, погубил себя сам.

Стих 13

Этот стих показывает суетностьмирского веселья и доказывает, что смех, как сказал Соломон, глупость, ибо

(1) ему сопутствует печаль.Иногда грешники, находясь под обличениями или в большой беде, маскируют своюскорбь притворным весельем, придавая ему благочестивый вид, так как они,похоже, не покоряются ей и не вопиют, когда скорбь опутывает их. Более того,когда люди действительно веселятся, похоже, время от времени в их весельепоявляется какая-то примесь – нечто, угашающее его, – и веселье уже не можетоградить сердце от этой примеси. Их совесть говорит, что у них нет поводавеселиться (Ос.9:1); и они не могут не видеть его суетности. В душе восседаетдуховное веселье, а радость лицемера внешняя, демонстрирующая лишь зубы (см.Иоан.16:22; 2 Кор.6:10).

(2) После этой радости человекчувствует себя хуже: концом радости бывает печаль. Она быстро проходит инапоминает треск хвороста под котлом; и если совесть человека проснется, то всегреховное и мирское веселье с горечью вспомнится ему. Если же нет, то печальособенно возрастет, когда за все это Бог приведет грешника на суд. Печальсвятых закончится вечной радостью (Пс.125:5), а смех глупцов – бесконечнымирыданиями и стенаниями.

Стих 14

Отметьте:

(1) бедственное положениегрешников закончится вечным пресыщением грехами. Человек с развращеннымсердцем, который, то ли из страха перед страданиями, то ли в надежде на выгодуили удовольствие, оставляет Бога и свой долг – такой человек насытится от путейсвоих; Бог пресытит его этими путями. Таковые не желают оставлять свои животныепохоти и страсти, и поэтому те, к их вечному ужасу и мучению, прилепятся к ним.А оскверненный пусть остается оскверненным. «Чадо, вспомни…»; он насытится отпутей своих, и его грехи в определенном порядке расположатся перед ним.Отступничество зарождается в сердце; только злое неверующее сердце отступает отБога; а из всех грешников отступники больше всего исполнятся ужасом, когдавспомнят пути свои (Лук. 11:26).

(2) Святые будут счастливы,испытывая вечное удовлетворение своими благодатями и знаками Божьего особогоблаговоления: а добрый человек будет щедро насыщен от путей своих – от того,что Бог совершил в нем. Он имеет похвалу только в себе (Гал.6:4). Как грешникине считают, что согрешили достаточно, пока грех не приведет их в ад, так исвятые не считают, что имеют достаточно благодати, пока она не приведет их нанебеса.

Стих 15

Отметьте:

(1) глупо быть доверчивым,принимать во внимание каждую мимолетную весть, слушать рассказ о всякомчеловеке, принимать на веру общие слухи, полагаться на заверения в дружбекаждого человека и верить всякому, кто обещает заплатить. Тот, кто веритвсякому слову, — человек глупый, забывший, что все люди в какой-то мере лжецыпо сравнению с Богом, чьи слова мы должны принимать безоговорочной верой, ибоОн не может лгать.

(2) Мудро быть осторожным:благоразумный испытает, прежде чем поверить, взвесит доверие свидетеля иправдивость его свидетельства, а затем будет судить по ходу вещей или отложитсвой суд, пока ситуация не прояснится. Все испытывайте и не всякому духу верьте.

Стих 16

Отметьте:

(1) святой страх – этопревосходный страх, охраняющий все святое от всего несвятого. Мудрость –удаляться от зла, от греха, тем самым от всех иных зол; поэтому мудро бояться,то есть быть ревностными к себе святой ревностью, держаться и бояться гневаБожьего, опасаться приближаться к границам греха или несерьезно относиться кего росткам. Мудрый человек из страха навредить себе держится вдали от путейгубительных и со страхом отступает назад, видя, что подступает к искушению.

(2) Самонадеянность –безрассудство. Кто, услышав предупреждение об опасности, раздражается исамонадеен, кто яростно стремится, не выносит контроля, бросает вывоз Божьемугневу и проклятию, кто не боится опасности, упорствует в непокорстве, становясьдерзновенным при возможности согрешить и играя на краю пропасти, — тот глупец,ибо он поступает против здравого смысла и своей выгоды, а его гибель скоростанет доказательством его безрассудства.

Стих 17

Отметьте:

(1) над вспыльчивыми людьмисправедливо смеются. Раздражительные и обидчивые люди, которые гневаются помалейшему поводу, поступают глупо. Они говорят и поступают смешно, подвергаясебя презрению, и стыдятся собственного поведения, когда пыл проходит. Дляобуздания своей вспыльчивости с особым вниманием об этом должны размышлять те,кто известен мудростью и честью.

(2) Злобных людей справедливобоятся и ненавидят, так как они представляют собой зло для любого общества:человек, умышленно делающий зло, который таит свою обиду, пока не подвернетсявозможность отомстить, который тайно замышляет, как причинить зло своемуближнему или оказать ему плохую услугу, как Каин – Авелю, такой человекненавистен всем людям. Характер вспыльчивого человека заслуживает сожаления;из-за внезапности искушения он беспокоит и бесчестит себя, но страсть скоропроходит, и он сожалеет о происшедшем. А злобный и мстительный человек вызываетотвращение; от такого нет ограды и для такого нет исцеления.

Стих 18

Отметьте:

(1) грех – это позор грешников:невежды, любящие невежество, благодаря ему ничего не обретают; они получают вудел себе глупость. «Они получают ее по наследству», — читают некоторые. Этапорочность природы исходит от наших первых прародителей, как и сопровождающиеэту природу бедствия. Именно это наследство они передавали своемувырождающемуся роду, как наследственную болезнь. Им она так нравится, какчеловеку – его наследство; они крепко держатся за нее, не желая с нейрасстаться. То, по каким критериям они оценивают себя, — глупость; и что жебудет итогом их невежества, как не глупость? Они будут вечно сожалеть о своембезрассудном выборе.

(2) Мудрость – слава мудрых:благоразумные увенчаются знанием; они смотрят на него как на самое яркоеукрашение, и нет ничего другого, к чему они так же стремились бы. Онипривязывают знание к своей голове, как венец, с которым ни за что нерасстанутся; они стремятся к вершине и совершенству знаний, которые увенчают ихначало и прогресс. От всего этого они получат славу; мудрые головы будутуважаемы, словно они увенчаны. Они венчают знания (читают некоторые); ониявляются хорошей репутацией своего исповедания. Мудрость не только оправдана,но и прославлена всеми ее детьми.

Стих 19

1. Из-за собственной нечестивостилюди часто оказываются в стесненных обстоятельствах, беднеют, низводятся доуниженного положения и вынуждены просить милостыню, в то время какблагочестивые, благодаря благословениям Божьим, богатеют, получают возможностьпомогать другим и действительно помогают даже злым людям, ибо раз Бог даетжизнь, то мы не должны отказываться поддерживать ее.

2. Иногда Бог увещевает дажеплохих людей, подтверждая превосходство народа Божьего. Злые люди всегда должныпреклоняться перед добрыми, иногда они вынуждены сделать это, чтобы познать,что Я возлюбил тебя (Отк.3:9). Они будут желать их благоволения (Есф.7:7),жаждать их молитв (4Цар.3:12). Настанет день, когда праведники будутвладычествовать (Пс.48:15), когда безрассудные девы придут к мудрым проситьмасла и напрасно будут стучать в ворота Господа, куда вошли праведные.

Стих 20

Этот стих не показывает, какдолжно быть, а демонстрирует обычное положение вещей: мир избегает бедных илюбит богатых.

1. Не многие благоволят к тем, ккому мир недоброжелателен, даже если эти люди достойны уважения: бедный,которому нужно сочувствовать, ободрять и помогать, ненавидим. На него смотрят снеприязнью и держат на расстоянии даже его близкие, которые раньше, когда онбыл благополучен, притворялись доброжелательными. Большая часть друзейнапоминает ласточек, улетающих зимой. Хорошо иметь другом Господа, который неоставит нас, когда мы обеднеем.

2. Всякий будет искатьрасположения людей, которым улыбается мир, хотя они и недостойны: у богатогомного друзей – друзей их богатства, надеющихся получить что-то от них. В этоммире иногда можно наблюдать примеры дружбы, которая руководствуется личнымиинтересами и вообще не является настоящей дружбой, в соответствии с которой ниодин мудрый человек не будет оценивать себя и полагаться на нее. Кто делает мирсвоим Богом, тот идолизирует людей, обладающих значительными его благами, иищет их благоволения, словно они – любимцы небес.

Стих 21

Обратите внимание, какоценивается и судится характер и положение людей соответственно их отношению ких бедным соседям.

1. Тому, кто смотрит на них спрезрением, здесь приписывается плохой характер и его положение будетсоответственным: кто презирает ближнего своего, так как тот незначителен вмире, имеет низкое происхождение, простое воспитание и занимает низкоеположение, кто считает ниже собственного достоинства обращать на него внимание,общаться с ним, беспокоиться о нем, кто ставит его на уровень собак, стерегущихего стадо, — тот грешит и виновен во грехе. Он стоит на пути, который сделаетего еще хуже, с ним будут обращаться, как с грешником; он будет несчастнымчеловеком.

2. Тот, кто смотрит на бедного ссостраданием, находится в хорошем положении, говорит этот стих, соответственносвоему характеру: кто милосерд к бедным, готов оказать любую услугу, которая вего силах, тем самым оказывая ему честь, — тот блажен. Он делает то, что угодноБогу и о чем впоследствии будет вспоминать с великим удовлетворением, за чтопотомки бедных благословят его, и он сам будет щедро вознагражден привоскресении праведников.

Стих 22

Здесь обратите внимание:

(1) как сильно заблуждаются те,кто не только совершает зло, но и замышляет его: «Не заблуждаются ли умышляющиезло?» Конечно, заблуждаются; каждый знает это. Они думают, что, согрешая хитрои изобретательно, осуществляя свои интриги с большим умением и искусством, чемдругие, своими грехами добьются большего успеха и все закончится благополучно.Но они ошибаются. Божью справедливость нельзя обмануть. Замышляющие зло противсвоего ближнего сильно заблуждаются, ибо оно обязательно обратится на них самихи закончится их собственной гибелью. Какая фатальная ошибка!

(2) Как мудро, согласуясь сосвоими личными интересами, поступают те, кто не только делает добро, но изамышляет его: милость и верность у благомыслящих, а не вознаграждение зазаслуги (они признают, что не заслужили ничего); они получат милость в награду,простую милость, соответственно обетованию, милость и истину, должником которыхБогу было угодно себя сделать. Кто настолько свободен, что планирует добрыедела и ищет возможности, чтобы осуществить их, кто придумывает, как сделатьсвою благотворительность наиболее эффективной и приемлемой для всех нуждающихсяв ней, тот твердо стоит во всем, что честно (Ис.32:8).

Стих 23

Заметьте:

(1) работа без болтовни сделаетчеловека богатым: от всякого труда головы или руки есть прибыль; тем или инымобразом этот труд будет во благо. Трудолюбивые люди в основном процветают, итам, где что-то сделано, что-то будет получено. Действующая рука получит пени.Поэтому хорошо иметь свое дело, поддерживать его функционирование и с полнойотдачей делать то, что в наших силах.

(2) Болтовня без труда сделаетчеловека бедным. Тот, кому нравится хвастаться своим бизнесом, производитьсенсацию и тратить свое время на пустую болтовню, слушая и рассказывая новости(подобно афинянам), кто под предлогом участия в разговоре пренебрегает своейнепосредственной работой, тот растрачивает, что имеет, и принятый им курсповедения ведет к ущербу и этим закончится. То же самое можно сказать вотношении наших душ: кто прилагает усилия в служении Богу и ревностно сражаетсяв молитве, тот получит от этого выгоду. Но если вся религиозность человеканаходит выход в разговоре и шуме, а его молитва – лишь труд его уст, то онстанет духовно бедным и опустошенным человеком.

Стих 24

Обратите внимание:

(1) если люди мудры и добры, тобогатство сделает их более почтенными и полезными: венец мудрых – богатство их.Их богатство сделает их более уважаемыми людьми, даст им больше власти ивлияния на других. Кто имеет богатство и мудрость, чтобы использовать его, тотполучит великую возможность почтить Бога и совершить добро в этом мире.Мудрость хороша и без наследства, но лучше с наследством.

(2) Если люди нечестивы ипорочны, то их богатство еще больше разоблачит их: глупость невежд, в каком быположении они ни находились, глупость и есть; она проявит себя и опозорит их.Если они имеют богатство, то употребят его для совершения зла и еще большеожесточатся в своем безрассудном образе жизни.

Стих 25

Отметьте:

(1) какая слава причитаетсяверному свидетелю: он спасает души невинных, которых лживо обвинили, и ихдобрые имена, которые им так же дороги, как их жизнь. Непорочный человекосмелится вызвать недовольство сильных мира сего, чтобы пролить свет и истину испасти тех, кто пострадал от лжесвидетельства. Поэтому верный служитель,который правдиво свидетельствует о Боге и против греха, является инструментом,избавляющим души от вечной смерти.

(2) Как мало уважения будетоказано лжесвидетелям. Они изобретают ложь и изливают ее с величайшейвообразимой уверенностью для истребления невинных. Поэтому в интересах народанеобходимо стремиться всеми возможными средствами раскрывать и наказывать лжесвидетелей,даже тех, которые лгут в обычных разговорах, ибо истина – это цемент,скрепляющий общество.

Стихи 26-27

Эти стихи приглашают и ободряютнас жить в страхе Божьем, так как религиозной жизни сопутствуют преимущества.Страх Божий предшествует всем благодатным принципам, побуждающим кблагочестивым поступкам.

1. Там, где он царствует, онпроизводит святую уверенность и спокойствие разума. В нем присутствует надеждатвердая, помогающая человеку крепко держаться своей непорочности и мира, чтобыни случилось, давая ему дерзновение перед Богом и этим миром. «Я знаю, что будуоправдан; ничто из всего этого не поколеблет меня», — таков язык этойуверенности.

2. Он передает благословениепотомству. Дети тех, кто верой делает Бога своим упованием, получат ободрениечерез обетование о том, что Бог будет Господом для верующих и их потомков,которые смогут бежать к Нему, как к Защитнику, и обрести в Нем Прибежище. Детирелигиозных родителей часто поступают хорошо благодаря наставлениям и примеруродителей, а их участь лучше благодаря их вере и молитвам. «На Тебя уповалиотцы наши, поэтому будем и мы».

3. Это неисчерпаемый и вечныйисточник утешения и радости; это источник жизни, приносящий душе постоянноеудовольствие и удовлетворенность, чистую и освежающую радость; это источник,дарующий жизнь душе, утоляющий ее жажду, который никогда не высохнет. Этоисточник воды живой, который быстро пополняется и является залогом вечнойжизни.

4. Это сильнейшее противоядиепротив греха и искушения. Кто получает истинное удовольствие от серьезногоблагочестия, тот не будет привлечен наживкой греха и не проглотит его крючок.Он знает, где обрести лучшие блага, чем те, которые может предложить грех, ипоэтому ему легко удаляться от сетей смерти и удерживать свои ноги, чтобы непопасть туда.

Стих 28

В этом стихе представлены двапринципа в политике, которые несут в себе собственное доказательство.

1. Многочисленный народ вгосударстве возвеличивает царя. Если иноплеменники приглашаются переехать ипоселиться, доверившись его защите, а собственные подданные живут хорошо, тоэто признак того, что он хорошо управляет государством; если народ плодится иумножается, то это признак того, что Бог благословляет его и его царство. Народсоставляет его силу, делает его значительным и угрожающим; счастлив царь, отецсвоей страны, имеющий колчан, полный стрел; не останется он в стыде, когдабудет говорить с врагами в воротах (Пс.126:4,5). Поэтому мудрость правителейпроявляется в снисходительном и великодушном правлении, поощрении торговли иземледелия, в облегчении всех уз, чтобы способствовать умножению народа. Ипусть все, кто желает добра царству Христа и Его славе, делают все возможное насвоих местах, чтобы многие души прилагались к Церкви.

2. Когда народ уменьшается, товладыка слабеет: а при малолюдстве народа беда государю (читают некоторые).Торговля замирает, земля лежит невспаханная, армия испытывает недостаток ввоинах, флот некем укомплектовать – и все потому, что не хватает рук.Посмотрите, насколько слава и безопасность царя зависят от его народа. Этообъясняет, почему цари должны любить народ и не быть с ним суровы. Владыкинаказываются судом, который уменьшает численность народа, о чем мы читаем в 2Книге Царств 24:13.

Стих 29

Отметьте:

(1) кротость – это мудрость. Тотправильно понимает себя, свой долг и выгоду, слабости человеческой природы истроение человеческого общества, кто терпелив (медлен на гнев, англ.пер.) изнает, как прощать ошибки других и свои собственные, кто откладывает своенегодование и успокаивает его, чтобы никакие провокации не помешали ему владетьсобственной душой. Спокойный терпеливый человек будет считаться образованным,изучающим Христа, который и есть Премудрость.

(2) Необузданный гнев возвещает обезрассудстве: раздражительный человек, чье сердце напоминает сухое гнилоедерево или паклю, вспыхивающую от каждой искры провокации, думает тем самымвозвеличить себя и заставить всех окружающих трепетать перед ним, в то времякак на самом деле он выказывает глупость. Он демонстрирует ее, как флаг,который поднимают повыше, чтобы всем было видно, и подчиняется сам ее правлениюкак флагу, который был превознесен.

Стих 30

Предыдущий стих показал,насколько наша репутация, а этот – насколько наше здоровье зависит отправильного управления своими страстями и умения владеть собой.

1. Исцеляющий дух, состоящий излюбви, кротости, сердечности, дружелюбия и радостного расположения – жизнь длятела. Он вносит свой вклад в хорошее состояние тела; люди тучнеют, имея хорошийнрав.

2. Раздражительный, завистливый,беспокойный дух, является наказанием. Он пожирает плоть, оказывает пагубноевлияние на жизнерадостность и является гнилью для костей. Пусть тот, кто привиде процветания других огорчается, заскрежещет зубами своими и истает(Пс.111:10).

Rumpatur, quisquis rumpiturinvidia. Кто сгорает от зависти, пусть сгорает.

Стих 31

Этот стих говорит о том, что поотношению к бедным Богу угодно определять отношение к Себе в большей степени,чем это можно представить.

1. Видя причиненный им вред, Онсчитает себя оскорбленным. Кем бы ни был обижающий бедного, но если онвоспользовался преимуществом на основании того, что тот беден и не может себепомочь, то пусть знает, что тем самым оскорбил своего Творца. Бог сотворил егои дал ему жизнь, как Творец нашего бытия; мы все имеем одного Отца, одногоТворца; посмотрите, как Иов размышлял об этом (Иов.31:15). Бог сделал егобедным, определив его участь; поэтому если мы жестоко поступаем с людьми,потому что они бедны, то бросаем тень на Бога, словно Он поступил с ними суровои унизил, чтобы по ним можно было топтаться.

2. Он считает себя почтенным вмилостях, оказанных бедным, и воспринимает их как добро, оказанное Ему, исоответственно покажет себя довольным ими. Алкал Я, и вы дали Мне есть. Поэтомутот, кто действительно почитает Бога, покажет это состраданием к бедным,которым Он обязался особым образом покровительствовать и защищать.

Стих 32

Этот стих говорит

(1) об отчаянном положениинечестивца, когда тот покидает этот мир: за зло свое нечестивый будетотвергнут. Он так крепко прилепился к этому миру, что не может своим сердцемотлепиться от него, и поэтому мир отвергает его. Его душа призывается к ответуи насильственно отнимается у него. Грех настолько крепко прилипает к нему, чтоони становятся неразделимы, и грех вместе с ним отправляется в мир иной. Онбудет отвергнут за зло свое, умрет во грехах, находясь во власти грехов ииспытывая чувство вины, неоправданным и неосвященным. Его нечестие – этоураган, уносящий его прочь, как шелуху, гонимую ветром, изгнанную из этогомира.

(2) О благоприятном положенииблагочестивого человека, когда он заканчивает свой путь: он при смерти своейимеет надежду обрести блаженство по ту сторону смерти, получить лучшие блага вдругом мире, чем те, которые он имел здесь. Это значит, что праведный в себе имеетблагодать надежды; хотя ему приходится испытывать боль и некую боязнь смерти,но он имеет надежду. Он надеется в дальнейшем обрести блага и имеетблагословенную надежду, обещанную Богом, который не может лгать.

Стих 33

Отметьте:

(1) скромность – это признакмудрости. Воистину мудрый человек скрывает свое сокровище и не хвалится им(Мат.13:44), хотя и не прячет свой талант, чтобы иметь возможность промышлятьим. Мудрость почиет в сердце разумного; он обдумывает то, что знает, и имеетопределенное мнение, но не говорит об этом не к месту и не поднимает шума.Сердце – это место пребывания привязанностей, и мудрость, испытывая на себепрактическую любовь, должна покоиться в сердце, а не плавать в голове.

(2) Хвастовство и показуха – признакглупости. Если глупцы хоть в какой-то мере владеют информацией, то используютвсякую возможность, даже неподходящую, чтобы продемонстрировать и поделитьсяею. Или эти слова можно понимать так: глупость среди глупых дает знать о себесвоевольным разговором. Много глупых людей прилагает больше усилий длядемонстрации своего безрассудства, чем мудрые – для демонстрации своеймудрости.

Стих 34

Отметьте:

(1) справедливость, царствующая внароде, облачает его честью. Праведное управление государством, справедливоеравенство между людьми, уважение граждан к религии, повсеместная практика иисповедание благочестия, защита и сохранность благочестивых людей,благотворительность и сострадание к чужестранцам (милостыня иногда названаправедностью) – все это возвышает народ. Это поддерживает престол, возноситчеловеческие умы, делает народ достойным благоволения Бога, который возвыситего как святой народ (Втор. 26:19).

(2) Нечестивец, правящий народом,бесчестит его: беззаконие – бесчестие для любого города или царства, так каквыставляет его презренным в глазах соседей. Народ Израиля часто был примеромобоих этих наблюдений: он возвышался, когда был благочестив, а когда оставлялБога, то все окружающие нападали и топтались по нему. Поэтому долг правителей иих выгода заключаются в том, чтобы использовать свою власть для подавления злаи поддержки добродетели.

Стих 35

Этот стих показывает, чтоправильно организованная судебная система и управление государствомблагоприятствуют тем, кто занят государственной службой, соответственно ихзаслугам. Соломон дает им понять, что будет следовать этому правилу и

(1) поступающему мудро будетоказано уважение и предпочтение, каких бы врагов они ни имели и какие бы планыте ни вынашивали. Ни одно служение не останется без внимания в угоду какой-либопартии или любимцу.

(2) Эгоисты и лжецы, которыепредают свою страну, притесняют бедных и сеют разногласия, тем самым позорятего и будут изгнаны из двора, каких бы друзей они ни имели, чтобы замолвить оних словечко.