Притча о бесплодной смоковнице

Эта притча записана в Евангелии от Луки:

«Некто имел в винограднике своём посаженную смоковницу, и пришёл искать плода на ней, и не нашёл. И сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице, и не нахожу; сруби её: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь её и на этот год, пока я окопаю её и обложу навозом, — не принесёт ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь её» (Лк. 13: 6-9).

В евангельские времена в Палестине в виноградниках часто насаждали фруктовые деревья. Три года должны были пройти прежде, чем плоды смоковницы становились пригодными для собирания и употребления. Смоковница в притче после трехлетнего срока не приносила плода. «На что она и землю занимает?» — говорит хозяин виноградника. Корни смоковницы впитывают влагу, необходимую для растущих вокруг нее виноградных лоз, что показалось хозяину бессмысленным расходованием драгоценной для Палестины воды. Виноградарь всё же уговаривает хозяина повременить с решением уничтожить бесплодную смоковницу, говоря: «Господин, оставь её и на этот год, пока я окопаю её и обложу навозом, — не принесёт ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь её». Употребление навоза нигде не упоминается в Ветхом Завете. Кроме того, обычная смоковница не нуждается в навозе. Таким образом, можно сказать, что виноградарь предлагает предпринять некоторые чрезвычайные меры, чтобы помочь смоковнице принести плод и обеспечить её дальнейшее существование.

В еврейском народе сохранилась легенда об Ахикаре (5-ый век до Р.Х.), которую большинство современников Христа знали. Там встречаются такие слова: «Сын мой, ты как дерево, которое не даёт плода, несмотря на то, что росло рядом с источником. Его хозяин вынужден был его срубить. Дерево сказало ему: «Пересади меня и если я и на новом месте не принесу плода, тогда сруби меня». В ответ хозяин сказал: «Когда ты стояло рядом с водой, ты не принесло плода. Почему же должны появиться на твоих ветвях плоды, если ты будешь стоять в другом месте?» Иисус употребил эту известную народную сказку в Своей притче, дав ей другую концовку. Здесь просьба не отклоняется.

В притче о бесплодной смоковнице подчеркивается Божие долготерпение к избранному народу, который занимает особенное положение, как смоковница в винограднике. Виноградник символизирует весь мир и все его народы. Бог ждал от Своего народа живой веры в Своего Сына, покаяния и жизни по вере, но отсутствие этого в массе навлекло на него гнев Божий, выраженный в притче под видом решения хозяина срубить бесплодную смоковницу. Но милосердный Христос (виноградарь), в течение всего Своего общественного служения делавший всё возможное, чтобы привести народ к спасительной вере, и ожидавший от него плодов Своих стараний, молил Отца отложить суд над народом, желая вразумить Своим учением и делами всех тех, кого ещё можно было спасти (Лк. 13: 7-9).

Милосердие Спасителя — главная мысль притчи. Три года ожидания хозяина виноградника в притче означают три года общественного служения Христа. Четвертый год — является годом окончательного отвержения народом Христа, Его распятия и последствий — разрушения Иерусалима и храма и покорения Израиля римлянами.

Та же мысль выражена Спасителем символически в проклятии бесплодной смоковницы, происшедшем незадолго до Его страданий (Мф. 21: 18-20; Мк. 11: 12-14; 20-21).

Протоиерей Димитрий Сизоненко рассказывает о бесплодной смоковнице в очередном ролике цикла «Крылатые выражения из Библии». Смотрите или читайте:

Сегодня мы с вами поговорим о выражении «бесплодная смоковница». Это выражение из Евангелия возвращает нас к эпизоду, где Господь вместе со Своими учениками, выходя из Вифании, почувствовал голод. Он видит вдали смоковницу, покрытую листвой. Он подошел к ней посмотреть, нет ли на ней плодов, но, подойдя, не нашел на ней ничего кроме листвы: для плодов еще было рано. Тогда Иисус сказал ей: «Так пусть никто не ест твоих плодов вовеки» (Мф 21:19). И, действительно, через несколько дней, когда ученики вместе с Господом проходят мимо этой смоковницы, Петр озвучивает удивление всех учеников: действительно, она засохла!

Поэтому в нашем языке выражение «бесплодная смоковница» служит обозначением неисполнившихся надежд, ожиданий, нереализованных талантов: человек проживает свою жизнь, не принося плода, и остается как бесплодная смоковница.

Но все библейскиевыражения не становятся какими-томертвыми клише. Они сохраняют в себекакую-то парадоксальность. Например, сэтой смоковницей возникает многонедоуменных вопросов.

Мы представляем себе Бога как Творца, любящего Свое творение. Бог радуется и восхищается великолепием полевых лилий, свободой небесных птиц. Как такой Бог может просто предать проклятию Свое творение?

В других обстоятельствах Христос приводит смоковницу как образец для подражания. Есть замечательные слова, когда Господь говорит, что если на смоковнице набухают ветви и распускаются листья, то значит, наступает лето; точно так же будут какие-то очень важные знаки, знамения, которые будут предвещать наступление конца мира, пришествие Сына Человеческого. Смоковница — первое растение, пробуждающееся весной, всегда в Библии служит образом того, кто бодрствует и ждет наступления весны — пришествия Мессии.

Может быть, в этот момент, когда Христос предал проклятию смоковницу, случилась какая-то внезапная вспышка гнева, может быть, это был какой-то каприз? — и через это в действие пришли какие-то сверхъестественные силы, и всё это происходит для того, чтобы в учениках пробудить веру? Для того, чтобы это лучше понять, нужно увидеть общую канву событий, которые описывает Евангелие.

Накануне утром был Вход Господень в Иерусалим. На следующее утро — история со смоковницей. Но после всего этого Христос приходит в храм. Он совершает очищение храма, изгоняя торгующих оттуда.

Бесплодная смоковница в этом контексте предстает как образ храма, который перестал быть храмом, из дома молитвы он превратился в дом торговли. Религиозные лидеры, первосвященники превратили храм Божий в таверну разбойников, и поэтому Христос совершает очищение храма, изгоняя торгующих.

Всё это служит грозным напоминанием о том, что тот иудаизм, где храм превратился в дом разбойников, приближается к своему концу. Очень скоро будет произнесен приговор, совершится суд, храм будет разрушен, и Богу будут угодны совершенно другие места поклонения. Бог ждет поклонения в духе и истине. Истинным храмом станет тело Воскресшего Христа и сердца людей.

Эта притча о бесплодной смоковнице заставляет учеников и каждого из нас задуматься о том, чтобы наше сердце не стало такой бесплодной смоковницей.

Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram, чтобы не пропускать интересные новости и статьи!

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен!

Автор статьи: Протоиерей Димитрий Сизоненко

Клирик собора Феодоровской иконы Божией Матери в г. Санкт-Петербурге


Возобновляю традицию пятнично-воскресных притч. Сегодня это всем известная история про веник:
У одного старика было три сына. И они никак не могли ужиться вместе. Старику очень хотелось, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. Он решил научить их этому.
Однажды, отец позвал их к себе и попросил разломать пополам веник. Сначала попробовал старший сын, но, сколько он не старался — ничего не получилось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего. Тогда отец развязал веник, и попросил каждого сына разломать по несколько соломинок. Это, конечно же, им с лёгкостью удалось.
Тогда отец сказал:
— Вот также и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас также легко победить, как и сломать пару соломинок.
Все эту историю знают, но в жизни почему-то зачастую ведут себя иначе. Это простой вариант, который рассказывают детям. Более сложный вариант – это высказывание пастора Нимеллёра, которое вынесено в заглавную картинку. Так человеческое общество ломается по частям как веник ломают прутик за прутиком. В случае пастора Нимеллёра ситуация еще интереснее. Не все знают, что в свое время Нимеллёр был членом НСДАП и большим поклонником Гитлера и его идей. Пастор, скажем так, сильно не любил евреев и коммунистов. И когда он говорит, что молчал когда приходили за евреями и коммунистами, он немного лукавит. В этот момент он молчал, потому что нацисты расправлялись с теми, кого он считал врагом Германии. А когда его самого записали во враги Германии пастор попал в концлагерь Заксенхаузен, а потом в Дахау. Там он все осознал (наверное), отрекся от своих националистических убеждений и стал проповедовать мир и добро. Я не могу поставить под сомнение факт его раскаяния, все люди ошибаются, даже служители церви несвободны от заблуждений. Главное не в этом, а в том как и кем ломались прутики немецкого веника общества.
Поэтому когда вы видите борьбу за права меньшинств (любых) в ущерб большинству, знайте – так общество расщепляют на прутики, которые потом будет легко сломать. Пастору повезло и Дахау был освобожден союзниками, но только потому что СССР расправился с нацисткой Германией. Кто теперь возвысит голос в защиту слабых?

Tags: Германия, Нимёллер, СССР, притча