Притча о девах

«Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Mатф.25:13) В этой серии статей мы исследуем евангельские притчи в их истинном историко-культурном контексте — в контексте иудаизма I в. до н. э.-I в. н. э. В этот период времени в Израиле существовала уникальная система образования:

раввин непосредственно обучал своих учеников лицом к лицу, что подтверждают раввинистические документы. В них часто встречается выражение «Он сел перед раввином таким-то», что означало, что этот человек стал учеником какого-то раввина. Подобным образом поступал и рабби Иисус, обучая учеников в Своей школе «Царство Небесное» и преподавая им вечные истины.

Притча о десяти девах

В этой статье мы рассмотрим притчу, которая касается Второго пришествия Иисуса, а также назначения даты этого события. В последнее время все чаще слышны заявления об установлении даты Второго пришествия. Библия однозначно говорит: «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (Mр.13:32), однако притча о десяти девах поможет нам взглянуть на этот вопрос в ином ракурсе.

В 25-й главе Евангелия от Матфея содержится ряд притч, которые говорят о Втором пришествии и пересекаются с понятием «Царство Небесное». В предыдущих статьях мы исследовали 13-ю главу Евангелия от Матфея, где притчи рассказывают о Царстве Небесном, а Иисус объясняет это понятие.

Обратимся к притче о девах: «Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Матф.25:1-13).

Трудности истолкования. Символ елея

Следует отметить, что эта притча является одной из самых сложных для понимания прежде всего из-за того, что в Библии нет подробного описания традиционного процесса бракосочетания. Вот почему у читателей возникает искушение, найдя то или иное слово из притчи в другом библейском отрывке, автоматически использовать его при истолковании исследуемого текста. Однако, несмотря на то, что Библия действительно объясняет саму себя, и непонятные слова и выражения из одного текста могут быть объяснены в другом отрывке, этот принцип следует применять разумно. В частности, при истолковании евангельских притч без учёта контекста самой притчи такая автоматическая постановка может привести к неверному результату.

Проиллюстрируем проблему на примере использования слова «масло», которого, как повествует исследуемая притча, не хватило неразумным девам. И они, пойдя его искать на рынке посреди ночи, не попали на брачный пир. Об оливковом масле (в Русской Синодальной Библии часто используется архаичное слово «елей») пишется в книге пророка Захарии, который видел ряд видений относительно первосвященника Иегошуа. В Синодальном переводе его имя звучит как «Иисус», однако речь идет не об Иисусе Христе, а о первосвященнике Иегошуа, который служил в Иерусалимском Храме после Вавилонского пленения в 515 г. до н. э.

В это время пророк Захария наставлял и вдохновлял Иегошуа пророческими откровениями от Бога. В частности, в 4-й главе говорится: «И возвратился тот Ангел, который говорил со мною, и пробудил меня, как пробуждают человека от сна его. И сказал он мне: что ты видишь? И отвечал я: вижу, вот светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его» (Зах.4:1,2).

Менора — семисвечник, один из элементов Святилища, возведенного в пустыне, а после — в построенном царем Соломоном Храме. Она была выкована цельной из золота и состояла из центрального ствола с основанием и шести отходящих от ствола ветвей (по три справа и слева). В Скинии она находилась в первом отделении, в Святом. Первосвященник зажигал менору в сумерки и очищал ее чашечки утром, она горела всю ночь.

Далее пророк пишет: «И отвечал я и сказал Ангелу, говорившему со мною: что это, господин мой? И Ангел, говоривший со мною, отвечал и сказал мне: ты не знаешь, что это? И сказал я: не знаю, господин мой. Тогда отвечал он и сказал мне так: это слово Господа к Зоровавелю, выражающее: не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф» (Зах.4:4-6). Согласно книге Исход семисвечник должен был гореть постоянно, что символизировало постоянное присутствие в Храме Святого Духа.

Елей — оливковое масло, которое в Древнем Израиле применялось при помазании первосвященников и царей.

То, что оливковое масло (елей) может символизировать Святого Духа, видно и в ряде библейских текстов. Например, в Псалме 44 записано: «Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты — жезл царства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» (Пс.44:7,8). А в параллельном тексте из книги пророка Исаии говорится: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушённых сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы» (Ис.61:1). Таким образом, мы видим, что пророк однозначно говорит о Святом Духе.

Именно поэтому в Послании к евреям апостол цитирует Псалом 44, чтобы подтвердить, что Иешуа (Иисус) является Машиахом (Мессией), то есть помазанником, фактичекски помазанным Богом, а не просто ангелом. Таким образом, символы помазания и елея как Святого Духа напрямую связаны с Иисусом и Его миссией в этом мире.

Мессия — от древнееврейского «машиах», буквально «помазанник». Это слово первоначально было прилагательным, означавшим «помазанный «. Титул «помазанный» применялся в Библии по отношению к царям и первосвященникам. Акт помазания символизировал избрание человека для совершения важных общественных функций.

Однако что получится, если мы применим этот символизм к притче о девах, ожидающих жениха? Если мы подставим значение слова «масло» из книги пророка Захарии 4:1-2 в Евангелие от Матфея 25:3, получится, что у неразумных дев не было Святого Духа. И если бы в светильниках этих дев вообще не было масла, то можно было бы заключить, что в сердцах у разумных дев был Святой Дух, а у неразумных — нет.

Однако ситуация здесь оказывается сложнее. В 8-м и 9-м текстах сказано: «Неразумные сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе». Выходит, что у неразумных дев какое-то количество масла в светильниках все-таки было, иначе они бы не горели вообще. А разумные девы не поделились с неразумными, чтобы не возникло недостатка. Как может возникнуть недостаток Святого Духа? Можно ли Святым Духом делиться, переливая Его из одного сосуда в другой?

Писание однозначно свидетельствует о том, что Святой Дух — это Бог (Деян.5:3-4; 1Кор.3:16-17). И если масло символизирует именно Его, то у читателя возникает теологическая проблема: Бога, Духа Святого, невозможно измерить, подобно маслу. Поэтому при истолковании этой притчи никоим образом нельзя переходить к аллегориям, иначе возникнет опасность превратить Святого Духа в нечто, измеряемое в единицах объема.

Вот почему для правильного понимания любой притчи, а тем более этой, важно правильно определить её тип. И в данном случае это легко, так как притча начинается словами «Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам…». Мы узнали в предыдущих статьях, что наличие слова «подобно» однозначно указывает на то, что притча о девах относится к типу притч-иллюстраций. А потому в притчах такого типа нет символики. Для того чтобы понять эту притчу, необходимо разобраться в том, что и как она иллюстрирует.

«Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собой масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.» Матф. 25:1-4.

Все десять шли навстречу жениху. Они попрощались с миром для того, чтобы искать горнего, где сидит Иисус. (Кол. 3:1-2) Все они взяли с собой свои светильники. Однако, мудрые девы взяли с собой масло в своих сосудах, в то время как неразумные девы не додумались до этого.

«Прикажи сынам Израилевым, чтобы они принесли тебе елея чистого, выбитого, для освещения, чтобы непрестанно горел светильник.» Левит 24:2.

Светильники являются исповеданием нашей веры. (Матф. 10:27; Матф. 5:15) Для того, чтобы они могли светить, им необходимо масло. Для того, чтобы получить масло, надо сокрушить что-то. Нам очень не хватает светильников, которые могли бы светить – жизни и учения. Если я говорю, что хочу идти стопами Иисуса, Который «будучи злословим, не злословил взаимно» (1 Петра 2:21-23), тогда моя лампа перестаёт светить, если я начинаю отвечать кому-то злословием на злословие. Чтобы не злословить во мне должно что-то сокрушиться. Моё своеволие, моя честь. Тогда лампа будет светить.

В светильниках неразумных дев тоже было немного масла, потому что они говорят: «Лампы наши гаснут!» То есть мы видим, что в них тоже было сокрушено что-то.

Дела плоти.

«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное.» Гал. 5:19-21.

Все вышеописанные дела и им подобные являются явными делами. И все знают, что это грех. Если мы так поступаем, тогда будет нелегко поверить нашему христианству. Все десять дев были девами и все десять сокрушали в себе оливы, чтобы у них было масло. Однако пять мудрых дев позаботились не только о том, чтобы их светильники горели там и тогда, но и о масле, которое взяли с собой.

Эти «дела плоти» будут проявляться в повседневной жизни, в различных испытаниях, когда мы находимся среди людей. Именно тогда наши светильники должны светить. Пять неразумных дев тоже отвергают себя в обстоятельствах жизни, довольствуясь тем, что их светильники светят и люди не могут осудить их. Однако, они вовсе не задумываются над тем, что то скудное количество масла, которое они добывают быстро сгорит. Мудрые девы собирают масло в свои сосуды. Когда испытания приходят к концу они испытывают самих себя. В тишине перед лицом Божьим, они видят себя, свою человеческую природу, которую они сокрушают. Сейчас они не излучают свет для кого-то, но собирают масло в сосуды. Это скрытая жизнь со Христом в Боге.

Неразумные девы довольны тем, что люди не могут осудить их, так как они делают столько доброго во внешнем. Они не знают ни минуты покоя. Мир и покой пред лицом Божьим? Нет. На это нет времени. В этом они подобны Марфе. Она несмотря на своё усердие в служении Иисусу, оставалась обращенной к земле. Она не понимала Марию, которая сидела у ног Иисуса и собирала елей в свой сосуд.

Собирать масло в сосуды.

Ты собираешь масло в свой сосуд, когда откладываешь грех, отягощающий твою совесть. Желание искать чести, суета ума, желание показать себя в красноречии, добиться признания людей, жадность – все эти дела, которые явны должны быть сокрушены и отложены, для того, чтобы лампа могла светить. И тогда пять неразумных дев будут довольны. Тот, кто доволен своим духовным состоянием, в котором он или она находится, подобен этим неразумным девам, несмотря на каком бы уровне ты ни находился. Однако Дух проникает ещё глубже. Если ты хочешь собрать масла в свои сосуды, тогда ты должен прийти к внутренней тишине, для того, чтобы услышать голос Духа. Он укажет тебе на твою склонность к тому, чтобы искать чести, признания у людей и т.д. в более глубокой степени, чем ты представлял себе это сам. Тогда ты должен ходить по Духу (Гал. 5:25) признавать то, что видишь в себе и сокрушать. Пяти мудрым девам нравится эта жизнь, они наполняют маслом свои лампы и сосуды.

Люди видят только светильники, сосуды скрыты для них. Поэтому они не видят различия между девами, несмотря на то, что иногда и замечают, что у некоторых не хватает елея в светильнике и он не в состоянии издавать ясный свет.

Победа над грехами, на которые Дух направляет Свой свет в скрытой жизни, означает, что ты совершаешь свои дела не для того, чтобы тебя заметили и увидели другие, а потому что ты любишь Иисуса, и всё что ты делаешь, ты делаешь ради Него. Тогда ты действительно мудр. Тогда ты будешь в числе тех, кого заберёт с собой Иисус, когда Он придёт, как тать ночью, чтобы забрать с собой тех, кто готов. Ты облечёшься в белые одежды и будешь ходить с Иисусом, и Он исповедает имя твоё перед Своим Отцом и Его ангелами.

Крик посреди ночи.

«И как жених замедлил, то задремали все и уснули.» Матф. 25:5. В этом между ними не было различий. И их не упрекают за то, что они уснули. Поэтому этот сон не означает, что они охладели или отпали, но возможно, наступило время, когда они не могли работать. (Иоанна 9:4) Они находились в покое.

«Но в полночь раздался крик: вот, жених идёт, выходите навстречу Ему!» Матф. 25:6. Тогда проснулись все девы. Теперь им понадобились лампы. Этот крик прозвучал для дев, находящихся во тьме. У каждой из них были уши, которые слышали, прозвучавший крик. Теперь им предстояло возвещать об этом на крышах. Они приготовили свои светильники. Но для того, чтобы они могли светить ночью, одного масла, которое было в светильниках, было слишком мало. Неразумные девы в ужасе наблюдают за тем, как угасают их светильники. Они поняли, в чём была их ошибка и спешат к мудрым девам, чтобы купить у них масла. Однако у мудрых дев запасено масла только для них самих, у них нет лишнего, чтобы отдать неразумным. И им пришлось отправиться за маслом к торговцам – жить этой жизнью, чтобы сокрушать оливы, взбив масло, наполнить им свои сосуды.

Жизнь является светом для людей. Поэтому никто не может одолжить свет у других. И сегодня мы видим тех, кто живёт во грехе, пытаясь скрыться среди христиан. Они пользуются доверием у людей, потому что ходят на собрания, и выглядят хорошими людьми. Однако настанет время, когда всё откроется.

Когда прозвучал зов, было поздно покупать масло. Жених пришёл, и девы, которые были готовы к встрече с Ним вошли вместе с ним в праздничный зал. «После приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! Отвори нам! Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.» Матф. 25:11-12. Они ходили перед лицом людей, не задумываясь о свидетельстве Жениха. Он не смог обратиться к ним так, как Он обращался к Марии. Он не знал их.

Пусть каждый из нас проснётся и уразумеет, как важно собирать масло в свои сосуды. Тогда мы сможем избежать того, что грядет, и устоим перед Сыном Человеческим! (Луки 21:36)

Притчу от десяти девах ты можешь прочитать в Матф. 25:1-13.

В Евангелии Матфея 25, Христос рассказал притчу о Своём возвращении за ожидающими Его (Евр.9:28). «Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Матф.25:1-13). Суть этого рассказа в различии между ожидающими в «масле» их светильников, которое давало горение для встречи господина. Бог, дарующий прощение всякому приходящему во имя Сына Его со смирением и верой, хожет чтоб спасенные познавали истину. «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2:4). И если ожидающие Христа не исполняются «светом» Слов Господних, их благочестивая жизнь потухнет. «Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать. Ибо все вы — сыны света и сыны дня: мы — не ночи, ни тьмы. Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться» (1Фесс.5:4-6). Так уточняет Лука: «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им. И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те» (Лук.12:35-38). Из этого рассказа следует что ожидающие господина являются не его невеста, а слуги которые должны войти на брачный пир чтоб послужить или в качестве подружек.

Церковь это сообщество людей соответственных Христу – «созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф.4:24). Эт те которые следуют за Агнцем куда бы Он не шел. «те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал.5:24). Говорить «нет”, чтоб отказаться от собственных интересов в жизни, с его страстями и похотями – это фундаментальная часть ученичества. «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Матф.16:24; Лук.14:33). И еще — «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Матф.10:37). Современные верующие далеки от этих стандартов, поэтому к нашим дням, готовности церкви ко встрече со Христом относятся слова Христа: «Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых , ибо они достойны. Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам» (Откр.3:4-6).

Апостол Павел не раз упоминал служителя Димаса (Кол.4:4; Фил.1:24), тем не менее он констатирует: «Димас оставил меня, возлюбив нынешний век» (2Тим.4:10). Печально что как Корей, Ианний и Иамврий, Димас, Именей, Филит и Александр, Диатреф и многие наши современники, есть лютые волки, учащие превратно чтоб увечь народ Божий за собой. «и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян.20:30). Бог допускает приходить лжеучителям дабы испытать каждого верующего на чём держится его вера, будут ли они способны отличить истину от лжи и выявить волков в овечьей шкуре. Для этой цели Бог не истребил и бесов, но держит их испытывая Свой народ и живущих на земле, даже после 1000 царства выпустит их обольщать народы, чтобы в итоге показать правду Свою — что никто случайно не в аду ни в царстве Бога не окаьется. Особо это проявляется сейчас, перед взятием церкви и воцарением зла. Потому «Не медлит Господь обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2Пет.3:9). В первую очередь это относится к тем кто учит и ведёт за собой учеников Христа, поскольку им дано много благодати и ответственность перед Богом больше. Но так же все кто называют себя народом Божиим должны помнить образы и примеры оставленные нам Израилем чтоб мы не были похотливы на злое. «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос. Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне. А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы» (1Кор.10:1-6). Евангелие однозначно предостерегает, что побыть в близости с Богом, крещение и регулярное слышание проповеди как духовной пищи не есть гарантия спасения. Не о многих евреях благоволил Бог ввести в обетованную землю – только о двух человеках из миллионного сообщества. В западно-кальвинистическом богословии этому не учат, но по статистике большинство христиан нового поколения Америки уверены, что небеса не только для христиан, а для всех добрых и порядочных людей.

Когда церковь, те кто составляют Тело Христа соединённые в Его Духе жизнью своей, будут взяты от земли, раздастся крик: «Вот Жених идёт!». Тогда кто назывался христианином пробудятся и поправят светильник своей веры. «Вы — свет мира… Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Матф.5:14,16). Творить добрые дела, не ожидая благодарности, а зачастую зло со стороны нечестивых людей и духов, возможно только верующим в воздаяние Христа, как вдова принявшая Илью или которая отдала в храм последнее пропитание своё, или все на ком держится мир добра и благочестия. Но вера не передаётся по наследству и не спускается от Духа, она от слышания слов Господних. «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия». Из оставшихся половина будут мудрые, кто знал Писания, они засветят добрыми делами веры, отказавшись от раздвоенной, плотской жизни. Они разоблачат обольщение политического правителя призывающего к миру и процветанию и религиозных лидеров во главе со лжепророком, которые силами, знамениями и чудесами ложными будут призывать оставшихся христиан и весь мир принять новый мир как от Бога через начертание. что сделает их обречёнными на смерть тела, но даст победу в жизнь вечную. Неразумные девы поняли, что в приобретение «масла» — веры нужно было вкладывать время, силы и средства – «покупать». Это не только умножение знаний, а употребление усилий в повиновении и исполнении слышанного слова. О Израиле пророк говорит: «разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их. Еще спрашиваю: разве Израиль не знал?» (Рим.10:17-19). «Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя» (Рим.11:20,21). «Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» (Иак.2:17-20). Неразумные пойдут искать ответы на свои вопросы «И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его» (Ам.8:12). Так как Дух Святой, наставляющий на всякую истину будет взят от среды. Они услышат ложных проповедников, которые их обольстят признать антихриста Христом и принять его начертание, что определит их вечную погибель. «того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2Фес.2:9-12). «Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились».

«ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит. Праведный верою жив будет; а если поколеблется, не благоволит к тому душа Моя. Мы же не из колеблющихся на погибель, но в вере к спасению души» (Евр.10:37-39).

из книги «ВОТ ЖЕНИХ ИДЕТ»