Притча о милосердном самарянине толкование

"Я лучше всех": как это проверить - Фото

В двадцать пятую неделю (воскресенье) по Пятидесятнице православная Церковь вспоминает притчу о добром самарянине.

С проповедью в этот день к читателям «Вестей» обратился настоятель Киево-Печерской Лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Владыка Павел.

«В сегодняшнем Евангельском чтении Господь предлагает нам человека простого, который слушает Священное Писание, который приходит в синагогу, который молится вместе со всеми иудеями – но его сердце лукаво. Откуда мы знаем, что его сердце лукаво? Об этом нам свидетельствует святой апостол и евангелист Лука в сегодняшней истории», – начал свой рассказ Владыка Павел.

Как перестать бояться смерти близких

Притча о добром самарянине

Тогда один законник приступил ко Иисусу и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?

Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.

Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.

Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?

Он сказал: оказавший ему милость.

Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

Лк, 53 зач., 10, 25-37

В эту субботу в Киев впервые прибывает великая православная святыня

Притча о добром самарянине: смысл

Начало Евангельского чтения открывает нам смысл всего Евангелия.

Потому что человек, который слепо исполняет Закон Божий – это неверующий человек.

Он думает, что исполняет, но на самом деле лицемерит – и это страшно. Он, зная немощи свои, не может простить ближнего. У него возникают вопросы наподобие: «Почему я молюсь, почему я пощусь, а другие нет?» И само выгораживание это «я», сравнение себя с другими, осознание собственного превосходства и толкают такого человека на путь погибели.

«И Господь говорит, что для законника буква Закона – главная. Но впоследствии соблюдение этого Закона без смысла распнет Христа невежеством своих деяний. Мы часто в своей гордыне, в своем неистовстве, в своем упрямстве осуждаем, что все не такие, все плохие – и священники, и патриархи, и митрополиты, и сослуживцы, и окружающие люди, близкие, родные, все-все – кроме меня. И этот человек, приступая к Иисусу, как бывает у каждого из нас в жизни, начинает искушать Господа. А вот что Он скажет, что ответит? Хотя знает наперед, что Христос ответит. Вот эти мысли: «Я уже знаю наперед, что Он будет говорить, но вот я хочу показать свои знания, свои понимания» – приводят к погибели. От таких людей рождаются ереси, расколы, невежество в нашем обществе. А ведь обо всем в Священном Писании сказано», – с сожалением отметил митрополит Павел.

Время новых грехов. Церковь расширила список пороков

Но законник приступает с вопросом: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?». И Господь отвечает: «В законе что написано? Как читаешь?» И законник говорит: «Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем своим и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя».

«Христос – это Любовь! Это жизнь вне жизни! Это всеобъемлющая сила всей Вселенной, Которая взяла все немощи человеческие на Себя», – подчеркнул настоятель лавры.

Христос похвалил исполнение Закона. Но в душе этого человека еще чего-то не хватает. Он знает, кто ближний, но желая оправдать себя, задает Господу вопрос: «А кто мой ближний?»

«А ведь мы с вами знаем из нашей жизни, что между ближними есть те люди, которых мы не хотим видеть. Между ближними есть те, которым мы должны услужить и послужить. Но как я, исполняющий Закон, буду служить этому несчастью грешному – пьяному, злому, обколенному?!

Мы понастроили между собой стены непонимания и презрения по разным признакам – по национальным, родственным, культурным и т.д. Все это искусственно создано человеком для возвышения собственной гордыни. А чего только стоят классовые различия! Но все должно преодолеваться любовью! Это самый главный признак христианского учения и нашей сообразности Богу.

Пусть каждый задаст себе вопрос: «А кто мой ближний?» – призвал Владыка Павел.

И чтобы понять, кто ближний, Спаситель рассказывает историю. Здесь раскрывается глубокий смысл связи священства и жизни, отношения человека к другому человеку.

Он говорит, что некий человек шел в Иерихон. А на этой дороге, из Иерусалима в Иерихон, всегда были бандитские нападения. Потому что шли караваны, шли люди на поклонение, они несли что-то с собой, средства какие-то, кто что имел. И на этом пути их встречали разбойники. Они мало того, что все забирали, но еще человека ранили, часто и убивали, чтобы никто не был свидетелем их бесчинств, забывая о том, что Бог – свидетель и человеческая совесть.

«Настало время, что все бесноватые ходят по улицам»: почему преуспевают сектанты и колдуны

«И Христос на этом примере показывает жизненный путь человеческий, потому что мы, идя от земного Иерихона до горного Иерусалима, тоже идем с каким-то багажом. А мытари злые – это дьявол и его слуги, всегда встречающие человека на этом пути, принося ему разного рода испытания и искушения. Много мы терпим по своему незнанию, лености, нерадению от врага рода человеческого, дьявола. Но Господь всегда и везде с нами рядом и посылает нам Свою Святую помощь – через человека, через Таинства в жизни», – отметил митрополит.

И в этой истории показано, что человек, идя этой дорогой, попал в руки разбойников, которые сняли с него одежды, забрали все, что было у него, изранили и оставили еле живым. И шел один священник той дорогой, и прошел мимо. И шел также левит – низшая степень служения при храме. И он, увидев, прошел мимо. Священник думал о себе, что он представляет собой «духовенство» и его не касаются человеческие нужды. Левит также хорошо знал Писание, но не знал Бога. Его ум был занят размышлением о высших материях, и человеческие страдания были ему чужды. А ведь священник и левит – они были не только одной национальности, но и одной веры. Но, испугавшись увиденного, боясь за себя, они бежали. «А, казалось бы, кому, как не им оказать помощь пострадавшему? Ведь они все трое шли из Иерусалима, куда ходили на молитву и поклонение Богу», – обратил внимание настоятель лавры.

И вот появляется самарянин. И надо заметить, что самаряне были в такой вражде с иудеями, что нельзя было быть им вместе. Они даже воду из одного колодца не пили, настолько считались далекими друг от друга во всех отношениях. И только самарянин, подойдя, сжалился над этим человеком, посадил его на свой скот, отвез в гостиницу. Но, прежде чем отвезти в гостиницу, он ему оказал первую помощь, потому что тяжело страждущему человеку, увечному перенести переезд. Омыл раны, помазал елеем, все перевязал, чтобы не так болело тело человека.

Прибыв в гостиницу, побеседовал с владельцем гостиницы, дал ему денег, указал на этого человека и попросил, чтобы он помог ему. А если что более оставленных им денег потратит, то самарянин будет ехать назад и за все рассчитается.

И Христос спрашивает: «Кто из этих троих, ты думаешь, был ближний попавшему разбойникам?» Законник ответил: «Оказавший ему милость». И Господь напутствует его, чтобы он поступал также.

Как найти правильный путь в жизни

Притча о самарянине: толкование

«А что же сблизило таких разных людей? Любовь! Тот мой ближний, который меня любит. У святых отцов сказано, что израненный и избитый разбойниками человек – это Адам и все человечество, согрешившее перед Богом. Путь, которым шел этот человек – это путь человечества, которое отошло от Бога, обманутое дьяволом. Разбойники – это злые бесы, которые, видя человека, который без Божьей благодати, ранят его душу грехом, пороками, грабят, забирая последнее духовное. Такой человек действительно остается недвижимым и больно израненным. Гостиница – это Церковь Святая Соборная Апостольская, где каждый страждущий и жаждущий находит утешение по воле Господней для своей души», – пояснил Владыка Павел.

Иоанн Златоуст говорит о том, что священник и левит – это Ветхозаветный Закон, безблагодатный. Он не имеет силы что-то сделать, даже по-человечески, не желает. Господь дал этот Закон, всех соединяющий и приводящий к Христу. Поэтому левит и священник, мало того, что они буквоеды, законники, но они не имеют в себе смысла жизни. Законы, которые они знали на память, они не воплощали в жизнь.

Некто самарянин – это Христос, Который пришел в мир спасти нас. А самаряне были язычниками, грешниками. Но Христос, приняв человеческую плоть, отождествляет Себя со всеми погибающими людьми.

Украинцам рассказали о главной победе в жизни

«Иисуса Христа все осуждали, смеялись, как мы видели из других историй, но Он побеспокоился за человека. Он пришел, взял немощи человеческие, Он пострадал. Взял человека и принес к Отцу Небесному, Своему Творцу и Создателю. И он сказал, что если что-то еще недостает, Я возмещу Своим Воскресением, Своей благодатью, потому что Я пришел для того, чтобы помочь несчастному человеку. И оказать милость, которую решил оказать Отец Небесный через Своего Возлюбленного Сына», – отметил митрополит.

И милосердие, о котором говорится в истории о милосердном самарянине, сотворил не брат по отношению к брату, а самарянин по отношению к еврею, то есть враг по отношению к врагу. И это милосердие сложно осознать человеческим пониманием.

Чему нас учит притча о добром самарянине

«Очень сложно нам понять слова Христа: «И ты твори также!» Тяжко было человеку услышать такие слова. Мы ведь любим любящих нас, мы ненавидим тех, кто не любит нас, мы ненавидим тех, кто скажет нам какое-то колкое слово, мы не терпим критики в свой адрес, даже если она справедлива. Наша гордыня, наша зависть, наше сребролюбие, наше непокорение воле Божьей приводит человека к страшным последствиям – к вечной смерти. И те разбойники (духи злобы поднебесной), которые есть на нашем жизненном пути, как они радуются нашим неудачам, но главные неудачники – это дьявол и все его последователи», – напомнил Владыка Павел.

И добавил: «Мы должны всегда помнить слова Христа о ранах души, которые еще более болят, чем раны телесные: «Не бойтесь убивающих тело, а души не могущих повредить, бойтесь того, кто по убиении душу может ввергнуть в геенну».

«Дорогие братья и сестры, в нашей жизни есть много примеров, когда мы часто заблуждаемся. Мы можем помочь, но не хотим. И сразу при этом уподобляемся ветхозаветному священнику – проходим мимо всего доброго, всего святого. Проходим мимо храма, проходим мимо Евангелия, проходим мимо самого главного в жизни человека. А мы должны помогать, тяготы друг друга носить, тако исполните Закон Христов.

Даже верой, даже своей жизнью временами мы должны пожертвовать, лишь бы спасти немногих.

Этот пример показали нам наши родители, наши отцы и братья, которые во время Великой Отечественной войны страдали и не жалели жизни своей, чтобы только мы жили в мире. Ведь те, которые идут на нас со всякой неправдой и злобой, и те, которые эту злобу распространяют, эти люди – исчадие ада. Это те люди, которые действительно не имеют в себе ничего живоносного», – рассказал настоятель лавры.

Он отметил, что в какой-то мере мы все законники: «Христиане, мы знаем Закон, нам Господь поставил Заповедь, поставил путеводитель и Ангела-Хранителя. Он нас оградил от всякого зла этими добрыми самарянами. И Закон Любви Его живет между нами – будьте милосерды, как Отец Ваш милосердный. И апостол Павел говорит: «Будьте подобны мне, как я подобен Христу». Поэтому эта история, эта притча пускай послужит каждому из нас. Будем изучать Закон Божий не только для того, чтобы кого-нибудь уколоть, попрекнуть, но чтобы исполнить Заповеди. Мы должны помнить, что пока мы увидим Бога – мы увидим человека на жизненном пути с его пороками и страстями. Но его не гнушается Бог, его не осуждает Бог, а ты – неправедный судья. Человек, какое ты имеешь право осуждать, злословить, желать смерти, просить неправды для своего ближнего? Такой человек уподобляется дьяволу. Поэтому исполняя Заповеди блаженства, милосердия и любви, мы таким образом приближаемся к Господу».

Что делать родителю, если ребенок заболел и ничего не помогает

Притча о добром самарянине: видео

А самым маленьким своим читателям «Вести» предлагают посмотреть притчу о добром самарянине в виде мультфильма для детей.

Личность писателя Евангелия. Евангелист Лука, по сказаниям, сохранившимся у некоторых древних церковных писателей (Евсевия Кесарийского, Иеронима, Феофилакта, Евфимия Зигабена и др.), родился в Антиохии. Имя его, по всей вероятности, представляет собою сокращение римского имени Люцилий. Был ли он по происхождению иудей, или же язычник? На этот вопрос отвечает то место из послания в Колоссянам, где ап. Павел отличает Луку от обрезанных (Лк 4:11-14) и, следовательно, свидетельствует о том, что Лука был родом язычник. Можно с уверенностью предположить, что, прежде чем вступить в Церковь Христову, Лука был иудейским прозелитом, так как он очень хорошо знаком с иудейскими обычаями. По своей гражданской профессии Лука был врач (Кол 4:14), а предание церковное, хотя и довольно позднее, говорит, что он занимался и живописью (Никифор Каллист. Церк. истор. II, 43). Когда и как он обратился ко Христу — неизвестно. Предание о том, что он принадлежал к числу 70-ти апостолов Христовых (Епифаний. Панарий, haer. LI, 12 и др.), не может быть признано заслуживающим доверия ввиду ясного заявления самого Луки, который не включает себя в число свидетелей жизни Христа (Лк 1:1 и сл.). Он выступает в первый раз спутником и помощником ап. Павла во время второго миссионерского путешествия Павла. Это имело место в Троаде, где, может быть, до этого и жил Лука (Деян 16:10 и сл.). Затем он был с Павлом в Македонии (Деян 16:11 и сл.) и, во время третьего путешествия, в Троаде, Милете и др. местах (Деян 24:23; Кол 4:14; Флм 1:24). Он сопровождал Павла и в Рим (Деян 27:1-28; ср. 2 Тим 4:11). Затем сведения о нем прекращаются в писаниях Нового Завета и только сравнительно позднее предание (Григорий Богослов) сообщает о его мученической кончине; его мощи, по свидетельству Иеронима (de vir. ill. VII), при имп. Констанции перенесены были из Ахаии в Константинополь.

Происхождение Евангелия от Луки. По сообщению самого евангелиста (Лк 1:1-4), Евангелие свое он составил на основании предания очевидцев и изучения письменных опытов изложения этого предания, стремясь дать сравнительно подробное и правильное упорядоченное изложение событий евангельской истории. И те труды, какими пользовался ев. Лука, составлены были на основании апостольского предания, — но тем не менее, они казались ев. Луке недостаточными для той цели, какую имел он при составлении своего Евангелия. Одним из таких источников, может быть даже главным источником, послужило для Ев. Луки Евангелие Марка. Говорят даже, что огромная часть Евангелия Луки находится в литературной зависимости от Ев. Марка (это именно доказывал Вейс в своем труде о Ев. Марка посредством сличения текстов этих обоих Евангелий).

Некоторые критики пытались еще поставить Евангелие Луки в зависимость от Евангелия Матфея, но эти попытки оказались крайне неудачными и в настоящее время уже почти не повторяются. Если о чем и можно сказать с уверенностью, так это о том, что в некоторых местах Ев. Лука пользуется таким источником, который сходится с Евангелием Матфея. Это нужно сказать преимущественно об истории детства Иисуса Христа. Характер изложения этой истории, самая речь Евангелия в этом отделе, очень напоминающая собою произведения иудейской письменности, заставляют предположить, что Лука здесь пользовался иудейским источником, который стоял довольно близко к истории детства Иисуса Христа, излагаемой в Евангелии Матфея.

Наконец, еще в древнее время высказано было предположение, что ев. Лука, как спутник ап. Павла, изложил «Евангелие» именно этого апостола (Ириней. Против ерес. III, 1; у Евсевия Кесарийского, V, 8). Хотя это предположение очень вероятно и сходится с характером Евангелия Луки, который, по-видимому, намеренно выбирал такие повествования, какие могли доказывать общую и основную мысль Евангелия Павла о спасении язычников, тем не менее собственное заявление евангелиста (1:1 и сл.) на этот источник не указывает.

Повод и цель, место и время написания Евангелия. Евангелие от Луки (и книга Деяний) было написано для некоего Феофила, чтобы дать ему возможность убедиться в том, что преподанное ему христианское учение покоится на твердых основах. Много предположений детали о происхождении, профессии и месте жительства этого Феофила, но все эти предположения не имеют для себя достаточных оснований. Можно только сказать, что Феофил был человек знатный, так как Лука называет его «достопочтенным» ( κράτ ιστε 1:3), а из характера Евангелия, близко стоящего в характеру учения ап. Павла, естественно выводит заключение, что Феофил был обращен в христианство апостолом Павлом и, вероятно, ранее был язычником. Можно принять также свидетельство » Встреч» (сочинение, приписываемое Клименту Римскому, X, 71), что Феофил был житель Антиохии. Наконец, из того обстоятельства, что в книге Деяний, написанной для того же Феофила, Лука не делает разъяснения упоминаемых в истории путешествия ап. Павла в Рим местностей (Деян 28:12.13.15), можно заключать, что Феофил был хорошо знаком с названными местностями и, вероятно, неоднократно сам ездил в Рим. Но нет сомнения, что Евангелие свое ев. Лука писал не для одного Феофила, а для всех христиан, которым было важно ознакомиться с историей жизни Христа в таком систематическом и проверенном виде, какой эта история имеется в Евангелии Луки.

Что Евангелие от Луки во всяком случае написано для христианина или, правильнее, для христиан из язычников, это ясно видно из того, что евангелист нигде не выставляет Иисуса Христа как по преимуществу ожидавшегося евреями Мессию и не стремится к тому, чтобы указывать в деятельности и учении Христа исполнение мессианских пророчеств. Вместо этого мы находим в третьем Евангелии многократные указания на то, что Христос есть Искупитель всего человеческого рода и что Евангелие предназначено для всех народов. Такая мысль высказана уже праведным старцем Симеоном (Лк 2:31 и сл.), а затем проходит в родословии Христа, которое у ев. Луки доведено до Адама, родоначальника всего человечества и которое, следовательно, показывает, что Христос принадлежит не одному иудейскому народу, а всему человечеству. Затем, начиная изображать галилейскую деятельность Христа, ев. Лука ставит на первом плане отвержение Христа Его согражданами — жителями Назарета, в чем Господь указал черту, характеризующую отношение евреев к пророкам вообще — отношение, в силу которого пророки уходили к язычникам из еврейской земли или же оказывали свое расположение язычникам (Илия и Елисей Лк 4:25-27). В Нагорной беседе ев. Лука не приводит изречений Христа о Его отношении к закону (к Лк 1:20-49) и фарисейской праведности, а в наставлении апостолам опускает запрещение апостолам проповедовать язычникам и самарянам (Лк 9:1-6). Наоборот, он один только рассказывает о благодарном самарянине, о милосердном самарянине, о неодобрении Христом неумеренного раздражения учеников против не принявших Христа самарян. Сюда же нужно отнести разные притчи и изречения Христа, в которых есть большое сходство с тем учением о праведности от веры, какое ап. Павел провозвещал в своих посланиях, написанных к церквам, составившимся преимущественно из язычников.

Влияние ап. Павла и желание разъяснить всеобщность спасения, принесенного Христом, несомненно, оказали большое влияние на выбор материала для составления Евангелия от Луки. Однако нет ни малейшего основания предполагать, чтобы писатель проводил в своем труде чисто субъективные воззрения и отступал от исторической правды. Напротив, мы видим, что он дает место в своем Евангелии и таким повествованиям, которые сложились, несомненно, в иудейско-христианском кругу (история детства Христа). Напрасно поэтому приписывают ему желание приспособить иудейские представления о Мессии к воззрениям ап. Павла (Целлер) или еще желание возвысить Павла пред двенадцатью апостолами и Павлове учение пред иудео-христианством (Баур, Гильгенфельд). Такому предположению противоречит содержание Евангелия, в котором есть немало отделов, идущих вразрез с таким предполагаемым желанием Луки (это, во-первых, история рождества Христа и детства Его, а затем такие части: Лк 4:16-30; Лк 5:39; Лк 10:22; Лк 12:6 и сл.; Лк 13:1-5; Лк 16:17; Лк 19:18-46 и др. (Чтобы примирить свое предположение с существованием в Евангелии от Луки таких отделов, Бауру пришлось прибегнуть к новому предположению, что в своем настоящем виде Евангелие от Луки есть дело рук какого-нибудь позже жившего лица (редактора). Гольстен, видящий в Евангелии от Луки соединение Евангелий Матфея и Марка, полагает, что Лука имел целью объединить иудео-христианское и Павлово воззрения, выделив из них иудаистическое и крайне-Павлово. Такой же взгляд на Евангелие от Луки, как на труд, преследующий чисто примирительные цели двух боровшихся в первенствующей Церкви направлений, продолжает существовать и в новейшей критике апостольских писаний. Иог. Вейс в своем предисловии к толкованию на Ев. Луки (2-ое изд. 1907 г.) приходить к такому выводу, что это Евангелие никак нельзя признать преследующим задачу возвышения павлинизма. Лука проявляет свою полную «беспартийность», и если у него есть частые совпадения в мыслях и выражениях с посланиями апостола Павла, то это объясняется только тем, что к тому времени, когда Лука писал свое Евангелие, эти послания были уже широко распространены во всех церквах. Любовь же Христа к грешникам, на проявлениях которой так часто останавливается ев. Лука, не есть что-либо особенно характеризующее Павлове представление о Христе: напротив, все христианское предание представляло Христа именно таким любящим грешников…

Время написания Евангелия от Луки у некоторых древних писателей относилось к очень раннему периоду в истории христианства — еще ко времени деятельности ап. Павла, а новейшие толкователи в большинстве случаев утверждают, что Евангелие Луки было написано незадолго до разрушения Иерусалима: в то время, когда кончилось двухлетнее пребывание ап. Павла в римском заключении. Есть, впрочем, мнение, поддерживаемое довольно авторитетными учеными (напр., Б. Вейсом), что Евангелие от Луки написано уже после 70-го года, т. е. по разрушении Иерусалима. Это мнение хочет найти для себя основу, главным образом, в 21-й гл. Евангелия от Луки (ст. 24 и сл.), где разрушение Иерусалима предполагается будто бы как факт уже совершившийся. С этим, будто, согласно и представление, какое Лука имеет о положении христианской Церкви, как находящейся в весьма угнетенном состоянии (ср. Лк 6:20 и сл.). Впрочем, по убеждению того же Вейса, нельзя происхождение Евангелия относить и далее 70-х годов (как делают, наприм., Баур и Целлер, полагающее происхождение Евангелия Луки в 110-130 гг. или как Гильгенфельд, Кейм, Фолькмар — в 100-м г.). Относительно этого мнения Вейса можно сказать, что оно не заключает в себе ничего невероятного и даже, пожалуй, может найти для себя основание в свидетельстве св. Иринея, который говорит, что Евангелие от Луки написано по смерти апостолов Петра и Павла (Против ересей III, 1).

Где написано Евангелие от Луки — об этом ничего определенного неизвестно из предания. По одним, местом написания была Ахаия, по другим Александрия или же Кесария. Некоторые указывают на Коринф, иные — на Рим как на место написания Евангелия; но все это — одни предположения.

О подлинности и целости Евангелия от Луки. Писатель Евангелия не называет себя по имени, но древнее предание Церкви единодушно называет писателем третьего Евангелия ап. Луку (Ириней. Против ерес. III, 1, 1; Ориген у Евсевия, Церк. ист. VI, 25 и др. См. также канон Муратория). В самом Евангелии нет ничего такого, что препятствовало бы принять это свидетельство предания. Если указывают противники подлинности на то, что из него не приводят вовсе мест мужи апостольские, то это обстоятельство можно объяснить тем, что при мужах апостольских было принято руководиться больше устным преданием о жизни Христа, чем записями о Нем; кроме того Евангелие от Луки, как имевшее, судя по написанию, частное назначение прежде всего, могло именно так и рассматриваться мужами апостольскими как частный документ. Только впоследствии он приобрел уже значение общеобязательного руководства для изучения евангельской истории.

Новейшая критика все же не соглашается со свидетельством предания и не признает Луку писателем Евангелия. Основанием к сомнению в подлинности Евангелия от Луки служит для критиков (напр., для Иог. Вейса) то обстоятельство, что автором Евангелия необходимо признать того, кто составил и книгу Деяний Апостольских: об этом говорит не только надписание кн. Деяний (Деян 1:1), но и стиль обеих книг. Между тем критика утверждает, что книгу Деяний написал не сам Лука или вообще не спутник ап. Павла, а лицо, жившее значительно позднее, которое только во второй части книги пользуется записями, какие остались от спутника ап. Павла (см., напр., Лк 16:10: мы…). Очевидно, это предположение, высказанное Вейсом, стоит и падает с вопросом о подлинности книги Деяний Апостольских и потому здесь не может быть обсуждаемо.

Что касается целости Евангелия от Луки, то критики давно уже высказывали мысль, что не все Евангелие Луки произошло от этого писателя, но что в нем есть отделы, вставленные в него позднейшею рукою. Старались поэтому выделить так называемого «перво-Луку» (Шольтен). Но большинство новых толкователей защищают то положение, что Евангелие от Луки все, в цельном своем виде, представляет собою произведение Луки. Те возражения, какие, напр., высказывает в своем комментарии на Ев. Луки Иог. Вейс, едва ли могут в человеке здравомыслящем поколебать уверенность в том, что Евангелие от Луки во всех своих отделах представляет собою вполне цельное произведение одного автора. (Некоторые из этих возражений будут разобраны в толковании на Евангелие Луки.)

В отношении к выбору и распорядку евангельских событий ев. Лука, подобно Матфею и Марку, разделяет эти события на две группы, одна из коих обнимает галилейскую деятельность Христа, а другая — Его деятельность в Иерусалиме. При этом Лука некоторые содержащиеся в первых двух Евангелиях рассказы очень сокращает, приводя зато немало таких рассказов, каких вовсе не имеется в тех Евангелиях. Наконец, и те рассказы, какие в его Евангелии представляют собою воспроизведение того, что имеется в первых двух Евангелиях, он группирует и видоизменяет по-своему.

Как и ев. Матфей, Лука начинает свое Евангелие с самых первых моментов новозаветного откровения. В первых трех главах он изображает: а) предвозвещение о рождении Иоанна Крестителя и Господа Иисуса Христа, а также о рождении и обрезании Иоанна Крестителя и сопровождавшие их обстоятельства (гл. 1-я), б) историю рождения, обрезания и принесения Христа в храм, а затем и выступление Христа в храме, когда Он был 12-тилетним отроком (гл. 11-я), в) выступление Иоанна Крестителя в качестве Предтечи Мессии, сошествие на Христа Духа Божия во время крещения Его, возраст Христа, в каком Он был в то время, и Его родословие (гл. 3-я).

Изображение мессианской деятельности Христа разделяется в Евангелии от Луки довольно ясно также на три части. Первая часть обнимает деятельность Христа в Галилее (Лк 4:1-9:50), вторая содержит в себе речи и чудеса Христа во время Его продолжительного путешествия в Иерусалим (Лк 9:51-19:27) и третья содержит историю завершения мессианского служения Христа в Иерусалиме (Лк 19:28-24:53).

В первой части, где евангелист Лука видимо следует ев. Марку и в выборе, и в последовательности событий, сделано несколько выпущений из повествования Марка. Опущены именно: Мк 3:20-30, — злостные суждения фарисеев об изгнании Христом демонов, Мк 6:17-29 — известие о взятии в темницу и умерщвлении Крестителя и затем все, что приведено у Марка (а также у Матфея) из истории деятельности Христа в северной Галилее и Перее (Мк 6:44-8:27 и сл.). К чуду насыщения народа (Лк 9:10-17) непосредственно присоединен рассказ об исповедании Петра и первое предречение Господа о Своих страданиях (Лк 9:18 и сл.). С другой стороны, ев. Лука вместо отдела о признании Симона и Андрея и сынов Зеведея к последованию за Христом (Мк 6:16-20; ср. Мф 4:18-22) сообщает повествование о чудесном лове рыб, вследствие которого Петр и его товарищи оставили свое занятие, чтобы постоянно следовать за Христом (Лк 5:1-11), а вместо рассказа о непринятии Христа в Назарете (Мк 6:1-6; ср. Мф 13:54-58) он помещает рассказ такого же содержания при описании первого посещения Христом как Мессиею Его отеческого города (Лк 4:16-30). Далее после призвания 12-ти апостолов Лука помещает в своем Евангелии следующие, не имеющиеся в Евангелии Марка, отделы: Нагорную проповедь (Лк 6:20-49, но в более кратком виде, чем она изложена в Ев. Матфея), вопрос Крестителя Господу о Его мессианстве (Лк 7:18-35), и вставленный между двумя этими частями рассказ о воскрешении наинского юноши (Лк 7:11-17), затем историю помазания Христа на обеде в доме фарисея Симона (Лк 7:36-50) и имена служивших Христу своим имением галилейских женщин (Лк 8:1-3).

Такая близость Евангелия Луки к Евангелию Марка объясняется, несомненно, тем, что тот и другой евангелист писали свои Евангелия для христиан из язычников. У обоих евангелистов также проявляется стремление изображать евангельские события не в их точной хронологической последовательности, но дать возможно полное и ясное представление о Христе как основателе Мессианского царства. Отступления же Луки от Марка можно объяснить его желанием дать больше места тем рассказам, какие Лука заимствует из предания, а также стремлением сгруппировать и сообщенные Луке очевидцами факты, чтобы его Евангелие представляло не только образ Христа, Его жизнь и дела, но также и Его учение о Царстве Божием, выраженное в Его речах и разговорах как с Его учениками, так и с Его противниками.

Чтобы осуществить планомерно такое свое намерение ев. Лука помещает между обеими, по преимуществу историческими, частями своего Евангелия — первою и третьей — часть среднюю (Лк 9:51-19:27), в которой преобладают разговоры и речи, и в этой части приводит такие речи и события, которые по другим Евангелиям имели место в другое время. Некоторые толкователи (напр., Мейер, Годэ) видят в этом отделе точное хронологическое изложение событий, основываясь на словах самого ев. Луки, который обещал излагать «все по порядку» ( καθ ’ ε ̔ ξη ̃ ς — 1:3). Но такое предположение едва ли основательно. Хотя ев. Лука и говорит, что он хочет писать «по порядку», но это вовсе не значит, что он хочет в своем Евангелии дать только хронику жизни Христа. Напротив, целью своею он поставил дать Феофилу, через точное изложение евангельской истории, полную уверенность в истинности тех учений, в каких он был наставлен. Общий последовательный порядок событий ев. Лука и сохранил: у него евангельская история начинается с рождения Христа и даже с рождения Его Предтечи, затем идет изображение общественного служения Христа, причем указываются моменты раскрытия учения Христа о Себе как о Мессии, и наконец, вся история заканчивается изложением событий последних дней пребывания Христа на земле. Перечислять же в последовательном порядке все, что совершено было Христом от крещения до вознесения, и не было надобности — достаточно было для цели, какую имел Лука, передать события евангельской истории в известной группировке. Об этом намерении ев. Луки говорит и то обстоятельство, что большинство отделов второй части связаны между собою не точными хронологическими указаниями, а простыми переходными формулами: и было (Лк 11:1; Лк 14:1), было же (Лк 10:38; Лк 11:27), и вот (Лк 10:25), сказал же (Лк 12:54) и др. или простыми связками: а, же ( δε ̀ — Лк 11:29; Лк 12:10). Эти переходы сделаны, очевидно, не для того, чтобы определить время событий, а только их обстановку. Нельзя также не указать на то, что евангелист описывает здесь события, происходившие то в Самарии (Лк 9:52), то в Вифании, не вдали от Иерусалима (Лк 10:38), то опять где-то вдали от Иерусалима (Лк 13:31), в Галилее, — словом, это события разного времени, а не только случившиеся во время последнего путешествия Христа в Иерусалим на Пасху страданий1 .

Наконец, и в третьем отделе (Лк 19:28-24:53) ев. Лука иногда отступает от хронологического порядка событий в интересах своей группировки фактов (напр., отречение Петра он ставит ранее суда над Христом у первосвященника). Здесь опять ев. Лука держится Евангелия Марка как источника своих повествований, пополняя его рассказ сведениями, почерпаемыми из другого, нам неизвестного, источника2 .

План Евангелия. Соответственно намеченной им цели — дать основу для веры в то учение, какое уже было преподано Феофилу, ев. Лука и распланировал все содержание своего Евангелия так, что оно, действительно, приводит читателя к убеждению в том, что Господь Иисус Христос совершил спасение всего человечества, что Он осуществил все обетования Ветхого Завета о Мессии как Спасителе не одного иудейского народа, а всех народов. Естественно, что для достижения поставленной им цели евангелисту Луке не было надобности придавать своему Евангелию вид хроники евангельских событий, а скорее нужно группировать все события так, чтобы повествование его производило желаемое для него впечатление на читателя.

План евангелиста сказывается уже во введении к истории мессианского служения Христа (главы 1-3). В повествовании о зачатии и рождении Христа упомянуто, что ангел благовестил Пресвятой Деве рождение Сына, которого она зачнет силою Св. Духа и который потому будет Сыном Божиим, а по плоти — сыном Давидовым, который навеки займет престол отца своего, Давида. Рождение Христа, как рождение обетованного Искупителя, возвещается через ангела пастухам. При принесении Христа-младенца во храм о Его высоком достоинстве свидетельствует богодухновенный старец Симеон и пророчица Анна. Сам Иисус, еще 12-ти летний отрок, уже объявляет, что Он должен быть в храме как в доме Своего Отца. При крещении Христа в Иордане Он получает небесное свидетельство в том, что Он есть возлюбленный Сын Божий, получивший всю полноту даров Св. Духа для Своего мессианского служения. Наконец, приводимое в 3-й главе Его родословие, восходящее до Адама и Бога, свидетельствует о том, что Он есть родоначальник нового, рождаемого от Бога через Духа Святого, человечества.

Затем в первой части Евангелия дается изображение мессианского служения Христа, которое совершается в силе пребывающего во Христе Св. Духа (4:1) Силою Св. Духа Христос одерживает победу над диаволом в пустыне (Лк 4:1-13), а потом выступает в этой «силе Духа» в Галилее, причем в Назарете, Своем отечественном городе, объявляет Себя Помазанником и Искупителем, о Котором предсказывали пророки Ветхого Завета. Не встретив здесь веры в Себя, Он напоминает неверующим Своим согражданам, что Бог еще в Ветхом Завете приготовлял принятие пророкам у язычников (Лк 4:14-30).

После этого, имевшего предуказательное значение для будущего отношения ко Христу со стороны иудеев, события следует ряд дел, совершенных Христом в Капернауме и его окрестностях: исцеление бесноватого силою слова Христова в синагоге, исцеление тещи Симона и других больных и бесноватых, которые были приводимы и приносимы ко Христу (Лк 4:31-44), чудесный лов рыбы, исцеление прокаженного. Все это изображается как события, повлекшие за собою распространение молвы о Христе и прибытие ко Христу целых масс народа, пришедшего слушать учение Христа и приносившего с собою своих больных в надежде, что Христос исцелит их (Лк 5:1-16).

Затем следует группа происшествий, которые вызвали оппозицию Христу со стороны фарисеев и книжников: прощение грехов исцеленного расслабленного (Лк 5:17-26), объявление на обеде у мытаря, что Христос пришел спасти не праведников, а грешников (Лк 5:27-32), оправдание учеников Христовых в несоблюдении постов, на том основанное, что с ними пребывает Жених-Мессия (Лк 5:33-39), и в нарушении субботы, на том основанное, что Христос есть господин субботы, и притом подтвержденное чудом, которое Христос в субботу же совершил над сухоруким (Лк 6:1-11). Но между тем, как эти дела и заявления Христа раздражали его противников до того, что они стали уже думать о том, как бы взять Его, Он избрал из числа Своих учеников 12 в апостолы (Лк 6:12-16), возвестил с горы в слух всего следовавшего за Ним народа основные положения, на каких должно созидаться основываемое Им Царство Божие (Лк 6:17-49), и, по сошествии с горы, не только исполнил просьбу язычника сотника об исцелении его слуги, потому что сотник показал такую веру во Христа, какой Христос не находил и в Израиле (Лк 7:1-10), но и воскресил сына вдовы наинской, после чего всем сопровождавшим погребальную процессию народом был прославлен как посланный Богом к избранному народу пророк (Лк 7:11-17).

Посольство от Иоанна Крестителя ко Христу с вопросом, Он ли Мессия, побудило Христа указать на Свои дела как на свидетельство о Его Мессианском достоинстве и вместе укорить народ в недоверии к Иоанну Крестителю и к Нему, Христу. При этом Христос делает различение между теми слушателями, которые жаждут от Него услышать указание пути к спасению, и между теми, которых — огромная масса и которые не веруют в Него (Лк 7:18-35). Последующие отделы, согласно с этим намерением евангелиста показать различие между слушавшими Христа иудеями, сообщают ряд таких фактов, которые иллюстрируют такое разделение в народе и вместе отношение Христа к народу, к разным его частям, сообразное с отношением их к Христу, а именно: помазание Христа покаявшеюся грешницей и поведение фарисея (Лк 7:36-50), упоминание о служивших Христу своим имением галилейских женщинах (Лк 8:1-3), притча о различных качествах поля, на котором производится посев с указанием на ожесточение народа (Лк 8:4-18), отношение Христа к Своим родным (Лк 8:19-21), переправа в страну Гадаринскую, при которой обнаружилось маловерие учеников, и исцеление бесноватого, причем отмечен контраст между тупым равнодушием, какое проявили гадаринцы к чуду, совершенному Христом, и благодарностью исцеленного (Лк 8:22-39), исцеление кровоточивой женщины и воскресение дочери Иаира, потому что и женщина и Иаир показали веру свою во Христа (Лк 8:40-56). Далее следуют события, рассказываемые в 9-й главе, которые имели своею целью укрепить учеников Христовых в вере: снабжение учеников силою изгонять и исцелять больных, вместе с наставлениями о том, как они должны действовать во время своего проповеднического путешествия (Лк 9:1-6), причем указывается, как понял тетрарх Ирод деятельность Иисуса (Лк 9:7-9), насыщение пяти тысяч, чем Христос показал возвратившимся из путешествия апостолам Свою силу оказывать помощь при всякой нужде (Лк 9:10-17), вопрос Христа, за кого считает Его народ и за кого ученики, причем приводится исповедание Петра от лица всех апостолов: «Ты — Христос Божий», а затем предречение Христом Своего отвержения представителями народа и Своей смерти и воскресения, а также увещание, обращенное к ученикам, чтобы они подражали Ему в самопожертвовании, за что Он вознаградит их при Своем втором славном пришествии (Лк 9:18-27), преображение Христа, которое давало ученикам Его проникать взором своим в Его будущее прославление (Лк 9:28-36), исцеление бесноватого лунатика-отрока, — которого не могли исцелить ученики Христовы, по слабости своей веры, — имевшее своим последствием восторженное прославление народом Бога. При этом, однако, Христос еще раз указал ученикам Своим на ожидающую Его судьбу, а они оказались непонятливыми и в отношении к такому ясному заявлению, сделанному Христом (Лк 9:37-45).

Эта неспособность учеников, невзирая на их исповедание Мессианства Христова, понять Его пророчество о Своей смерти и воскресении, имела свое основание в том, что они еще пребывали в тех представлениях о Царстве Мессии, какие сложились среди иудейских книжников, понимавших мессианское Царство как царство земное, политическое, и вместе с тем свидетельствовала о том, как слабо еще было их познание о природе Царства Божия и его духовных благах. Поэтому, по Ев. Луки, Христос остальное время до Своего торжественного входа в Иерусалим посвятил научению Своих учеников именно этим важнейшим истинам о природе Царства Божия, о его виде и распространении (вторая часть), — о том, что потребно для достижения вечной жизни, и предупреждениям — не увлекаться учением фарисеев и взглядами Его врагов, которых Он со временем придет судить, как Царь этого Царства Божия (Лк 9:51-19:27).

Наконец в третьей части евангелист показывает, как Христос Своими страданиями, смертью и воскресением доказал, что Он есть действительно обетованный Спаситель и помазанный Духом Святым Царь Царства Божия. Изображая торжественный вход Господа в Иерусалим, евангелист Лука говорит не только о восхищении народа — о чем сообщают и другие евангелисты, но и о том, что Христос возвестил о Своем суде над непокорным Ему городом (Лк 19:28-44) и затем, согласно с Марком и Матфеем, о том, как Он во храме посрамил Своих врагов (Лк 20:1-47), а потом, указав на превосходство подаяния на храм бедной вдовы пред взносами богачей, Он предвозвестил пред своими учениками судьбу Иерусалима и Его последователей (Лк 21:1-36).

В описании страданий и смерти Христа (гл. 22 и 23) выставляется на вид, что к преданию Христа Иуду побудил сатана (Лк 22:3), а потом выдвигается уверенность Христа в том, что Он будет вкушать вечерю с Своими учениками в Царстве Божием и что Пасха Ветхозаветная отныне должна замениться установляемою Им Евхаристиею (Лк 22:15-23). Упоминает евангелист и о том, что Христос на тайной вечери призывая учеников к служению, а не к господствованию, тем не менее обещал им господство в Его Царстве (Лк 22:24-30). Затем следует рассказ о трех моментах последних часов Христа: обещание Христа молиться за Петра, — данное ввиду его скорого падения (Лк 22:31-34), призыв учеников в борьбе с искушениями (Лк 22:35-38), и моление Христа в Гефсимании, при котором Его укреплял ангел с неба (Лк 22:39-46). Затем евангелист говорит о взятии Христа и исцелении Христом раненного Петром раба (51) и о об обличении Им первосвященников, пришедших с воинами (53). Все эти частности ясно показывают, что Христос шел на страдания и смерть добровольно, в сознании необходимости их для того, чтобы могло совершиться спасение человечества.

В изображении самых страданий Христа отречение Петра выставляется у евангелиста Луки как свидетельство того, что и во время Своих Собственных страданий Христос жалел Своего слабого ученика (Лк 22:54-62). Затем следует описание великих страданий Христа в следующих трех чертах: 1) отрицание высокого достоинства Христа отчасти воинами, насмехавшимися над Христом на дворе первосвященника (Лк 22:63-65), а главным образом членами Синедриона (Лк 22:66-71), 2) признание Христа мечтателем на суде у Пилата и Ирода (Лк 23:1-12) и 3) предпочтение народом Христу Вараввы разбойника и присуждение Христа к смертной казни посредством распятия (Лк 23:13-25).

После изображения глубины страдания Христова евангелист отмечает такие черты из обстоятельств этого страдания, которые ясно свидетельствовали о том, что Христос и в страданиях Своих оставался все же Царем Царства Божия. Евангелист сообщает, что Осужденный 1) как судия обращался к плакавшим о Нем женщинам (Лк 23:26-31) и просил Отца за своих врагов, совершавших преступление против Него без сознания (Лк 23:32-34), 2) давал место в раю покаявшемуся разбойнику, как имеющий на то право (Лк 23:35-43), 3) сознавал, что, умирая, Он предает Сам дух Свой Отцу (Лк 23:44-46), 4) был признан праведником со стороны сотника и возбудил Своею смертью раскаяние в народе (Лк 23:47-48) и 5) почтен был особо торжественным погребением (Лк 23:49-56). Наконец, в истории воскресения Христова евангелист выставляет на вид такие события, которые ясно доказали величие Христа и послужили к разъяснению совершенного Им дела спасения. Это именно: свидетельство ангелов о том, что Христос препобедил смерть, согласно Его предречениям об этом (Лк 24:1-12), затем явление самого Христа Еммаусским путникам, которым Христос показал из Писания необходимость Его страданий для того, чтобы Ему войти в славу Его (Лк 24:13-35), явление Христа всем апостолам, которым Он также разъяснил пророчества, говорившие о Нем, и поручил во имя Его проповедовать весть о прощении грехов всем народам земли, обещав при этом апостолам ниспослать силу Св. Духа (Лк 24:36-49). Наконец, изобразив кратко вознесение Христа на небо (Лк 24:50-53), ев. Лука этим закончил свое Евангелие, которое действительно явилось утверждением всего, преподанного Феофилу и другим христианам из язычников, христианского учения: Христос изображен здесь действительно как обетованный Мессия, как Сын Божий и Царь Царства Божия.

Источники и пособия при изучения Евангелия от Луки. Из святоотеческих толкований на Евангелие от Луки наиболее обстоятельными являются сочинения блаж. Феофилакта и Евфимия Зигабена. Из наших русских комментаторов на первом месте нужно поставить епископа Михаила (Толковое Евангелие), затем составившего учебное руководство к чтению Четвероевангелия Д. П. Боголепова, — Б. И. Гладкова, написавшего » Толковое Евангелие», и проф. Каз. дух. Академии М. Богословского, составившего книги: 1) Детство Господа нашего Иисуса Христа и Его предтечи, по Евангелиям св. апостолов Матфея и Луки. Казань, 1893; и 2) Общественное служение Господа нашего Иисуса Христа по сказаниям святых евангелистов. Вып. первый. Казань, 1908.

Из сочинений о Евангелии от Луки у нас имеется только диссертация прот. Полотебнова: Святое Евангелие от Луки. Православно критико-экзегетическое исследование против Ф. Х. Баура. Москва, 1873.

Из иностранных комментариев у нас упоминаются толкования: Кейля К. Фр. 1879 г. (на нем. яз.), Мейера в редакции Б. Вейса 1885 г. (на нем. яз.), Иог. Вейса «Писания Н. Зав.» 2-е изд. 1907 (на нем. яз.); Тренч. Толкование притчей Господа нашего Иисуса Христа. 1888 г. (на русск. яз.) и Чудеса Господа нашего Иисуса Христа (1883-го г. на русск., яз.); и Меркс. Четыре канонические Евангелия по их древнейшему известному тексту. Ч. 2-я, 2-я половина 1905 г. (на нем. языке).

Цитируются далее также сочинения: Гейки. Жизнь и учение Христа. Пер. св. М. Фивейского, 1894; Эдершейм. Жизнь и время Иисуса Мессии. Пер. св. М. Фивейского. Т. 1. 1900. Ревиль А. Иисус Назарянин. Пер. Зелинского, т. 1-2, 1909; и некоторые статьи духовных журналов.

1. ИИСУС И САМАРЯНЕ (9:51 — 10:37)

а. Самарянское селение не приняло Иисуса (9:51-56)

Лук. 9:51-56. После преображения (9:28-36), когда Моисей и Илия говорили с Господом о Его «исходе» (9:28-36), Он восхотел идти в Иерусалим (более точный перевод: «обратил лицо Свое к Иерусалиму»). Теперь взор Его постоянно обращен туда. Вообще-то Иисус несколько раз посещал Иерусалим, но Лука как-бы сводит их все к одному — с целью показать: Он шел в Иерусалим, чтобы открыться народу как его Мессия и затем уйти с земли.

В описании Луки это путешествие Христа не было прямым; Он медленно обходил ряд городов и селений Галилеи и Переи, которые хотел просветить светом Евангелия. Видимо, Он намеревался пройти Самарией, но там не приняли Его. Вероятно, по причине многовековой неприязни, разделявшей иудеев и самарян, которым были ненавистны и праздники, праздновавшиеся в Иерусалиме. Окончание стих 53 может быть понято именно в этом смысле.

Возмущенные ученики Его Иаков и Иоанн готовы были низвести огонь с неба и истребить самарян. Они помнили, как уничтожил огнем Илия (4Цар. 1:9-12) тех, кто противились Божиему делу. Но Иисус призвал их к терпимости. Не ради «потворства» тем, кто отвергают Его и Его последователей. За это самаряне ответят на суде. Но ученикам не следовало прибегать к таким же суровым мерам вразумления, к каким прибегали ветхозаветные пророки.

б. Иисус призывает учеников к полной самоотдаче (9:57-62)

Лука вводит в повествование трех человек, изъявивших желание сопровождать Иисуса в Иерусалим.

Лук. 9:57-58. Некто, встретившийся им на пути, сказал Иисусу: Я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел. В ответ Иисус дает ему понять, что желающий следовать за Ним должен отказаться от всего, что люди почитают ценным и необходимым. Сам Он не имел постоянного жилища, т. е. не всегда имел, где приклонить голову.

Лук. 9:59-60. Затем Иисус Сам обратился к другому человеку со словами, какими прежде призывал Своих учеников (5:27). Ответ человека, что прежде он хотел бы пойти и похоронить отца своего, толкуется по-разному. Некоторые понимают это так, что отец его лежал в доме умершим. Но в таком случае сын уже был бы занят погребальной процедурой. Скорее, отец был при смерти. Поэтому человек хотел остаться с ним некоторое время, а, когда он умрет, последовать за Иисусом. Возможно и то, что он ожидал получения наследства.

Ответ Христа предоставь мертвым погребать своих мертвецов, очевидно, означает, что умерших физической смертью могут предать погребению те, кто мертвы духовно. Благовествования Царствия Божиего из-за этого откладывать нельзя, ибо дело это слишком важное, и все остальное должно быть отложено ради него. В этом плане ученики не должны знать колебаний.

Лук. 9:61-62. Третий человек попросил позволить ему проститься с домашними его прежде, чем пойти за Иисусом. Илия в подобной ситуации позволил Елисею, пахавшему на поле, попрощаться с родными, а потом вернуться, чтобы служить ему (3Цар. 19:19-20). Иисус, однако, снова дает понять, что проповедь Царствия Божия, ради которой призывает людей Он, важнее всего остального, даже и семейных уз человека. Мессия и Его благовестие ждать не могут. Преданность Мессии со стороны тех, кто изъявляют готовность служить Ему, должна быть безраздельной.

Ибо неблагонадежен для Царствия Божия тот, кто подобен землепашцу, который, взявшись за плуг, озирается назад. В тот момент Иисус был на последнем этапе Своего земного пути — Он шел в Иерусалим, и пожелавший идти за Ним должен был теперь же твердо решить, как ему поступить. Интересно отметить, что у Луки не записано, что же решили эти трое.

в. Иисус посылает учеников проповедовать Слово (10:1-24)

Здесь содержатся наставления, схожие с теми, какие даны были Двенадцати в 9:1-6. По пути в Иерусалим Иисус направлял Своих посланцев во все города и селения, чтобы подготовить людей к принятию благовестия Иисуса Христа. То, что следует ниже, записано только в Евангелии от Луки.

1) Избрание 70 учеников (10:1-16).

Лук. 10:1-12. С этой целью Иисус избирает еще 70 человек (по некоторым спискам — 72). В пользу обеих цифр имеются веские доказательства, но так или иначе Двенадцать в это число не входили. На пути в Иерусалим они, очевидно, неотлучно находились рядом с Учителем.

Слова Христа: Молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою (стих 2), видимо, подразумевали, чтобы и эти семьдесят молили об оправдании своего назначения, о том, чтобы и им стать истинными «делателями» на ниве Божией. Труд их был сопряжен с опасностью (стих 3) и не терпел никаких промедлений (стих 4). Посланцам следовало рассчитывать на тех, кто примут их благовестие (стих 7). Люди, в свою очередь, оказывая гостеприимство ученикам Иисуса, тем засвидетельствуют, что принимают весть о Царстве Божием.

Те же, кто откажут им в гостеприимстве, засвидетельствуют об обратном. До тех и других посланцам поручено было донести краткую весть: Приблизилось к вам Царствие Божие. Другими словами: Идет Мессия, и Царство Его с Ним (в значении «Он в силах установить его»). (Относительно «оттрясаемого праха» толкование на 9:5.)

Лук. 10:13-16. Посылая 70 учеников, Иисус обращается (сознавая возможность отвержения Своих посланцев иудейскими городами) к тем городам, где Он столкнулся с враждебным отношением к Себе. Среди них Христос выделяет Хоразин и Вифсаиду (располагавшиеся на северном берегу Галилейского моря), в которых на раннем этапе Своего служения Он явил столько чудес.

А также Капернаум, где Он обрел временное пристанище; ведь и в нем совершил Иисус немало чудных дел. Но эти три города названы Им лишь как «представители» городов, отвергших Его. Смысл Его слов ясен: их ожидает более суровый суд, чем языческие города (Тир и Сидон; сравните «Содом» в стихе 12), поскольку тем не было явлено чудное действие Божией силы.

Посланцам Своим Господь тем самым дает понять, какое важное значение придает их миссии: тех, кто не послушает их, ожидает наказание такое же суровое, как тех, которые отвергли Самого Христа, а, значит, и Бога Отца.

2) Возвращение посланных.

Лук. 10:17-20. Возвращаясь (очевидно, не в одно время) по исполнении своей миссии, семьдесят учеников с радостью говорили: Господи, и бесы повинуются нам о имени Твоем. Так оно и было, поскольку Сам Иисус дал им такую власть. «Гады», перечисляемые в стихе 19, по-видимому, символизируют всю силу вражию, т. е. враждебную Христу. Но, возможно, имеется в виду и то, что укусы ядовитых тварей не могли причинить вреда 70 ученикам. Господь мог наделить их таким иммунитетом.

Отвечая на слова учеников, что «и бесы повинуются» им, Господь говорит: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию. Это не значит, что Иисус «видел» изначальное низвержение сатаны с небес, пока ученики исполняли Его задание. Здесь может быть образ лишения сатаны силы (в категориях вечности), его вынужденного подчинения власти Христа.

С другой стороны, хотя власть злого духа на земле на тот момент отнюдь не прекратилась, в процессе чудотворной деятельности Своих 70 посланцев Христос, давший им наступать на демонские силы, как принято было наступать на голову поверженного врага, так живо и явственно ощутил потерю сатаной его власти, как если бы увидел его низвергающимся с высоты его положения, подобно молнии с неба.

Христос, однако, сказал, что более всего следовало ученикам радоваться не данной им власти над злыми духами, а тому, что имена их написаны на небесах.

3) Иисус радуется в духе (10:21-24; Матф. 11:25-27).

Лук. 10:21-24. В тот час возрадовался духом Иисус (здесь правильнее было бы прочитать: «возрадовался в Духе Святом»). Лука часто говорит о действии Святого Духа в Христе и через Него. В этих стихах перед нами, таким образом, все три Лица Троицы: Иисус Христос силою Духа Святого исполняет волю Отца Небесного. Каждое из Лиц исполняет Свою особую функцию (стихи 21-22).

Люди, последовавшие за Иисусом, не принадлежали к высшим слоям общества, они не были особо мудрыми и разумными. Но скорее были подобны малым детям, каковым и открывается доступ в Царство. Благая воля Бога в отношении них была в том, чтобы Сын открыл им тайну о Себе и Отце. Они жили в прекрасное время, в которое мечтали бы жить многие ветхозаветные пророки и цари, чтобы увидеть то, что видели они, — пришествие Мессии.

г. Иисус — о ближних человека (10:25-37)

Лук. 10:25-37. Пожалуй, притча о добром самарянине выделяется среди прочих, приводимых Лукой. Ее можно рассматривать в двух плоскостях. Прежде всего Иисус хотел сказать, что человек, подобно этому самарянину, должен помогать другим в нуждах их (стих 37). Но притчу эту можно трактовать и в свете отвержения Иисуса; известная параллель видится в «отвержении» религиозными вождями человека, попавшего в беду. Единственный, кто помог ему, — самарянин, сам «отверженный» в глазах иудеев.

Иисус был подобен этому самарянину. Отвергаемый вождями Израиля, Он был Тем, Кто стремился помочь погибающим людям. Идея притчи в известном смысле перекликается со словами, сказанными Христом Симону фарисею (7:44-50). Отсюда и далее тема Христа, приходящего на помощь ко всем нуждающимся в Нем, звучит все более явственно.

И вот, один законник спросил Его: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Этот вопрос задавали Иисусу неоднократно (Матф. 19:16-22; Лук. 18:18-23; Иоан. 3:1-15). В данном случае подоплека его не была искренней, что видно из: 1) законник искушал Иисуса (стих 25); 2) у Луки записано, что, получив ответ, он попытался оправдать себя (10:29).

В самом деле, законник, оказывается, знал ответ (на встречный вопрос Христа — стих 26 — он ответил правильно, процитировав из Втор. 6:5 и Лев. 19:18, — что для этого следует любить Господа Бога и ближнего своего), и все-таки спрашивал. Иисус его ответ подтвердил: так поступай и будешь жить. Тогда-то, «оправдывая себя», законник ставит другой вопрос, как бы намекая, что в ответе, известном Иисусу и ему самому, есть нечто не объясненное до конца. А кто мой ближний? — спрашивает он. Господь отвечает ему притчей о добром самарянине.

Дорога из Иерусалима в Иерихон круто спускается вниз, примерно на 1000 метров, имея протяженность около 30 км. В те времена это была опасная дорога, так как в извилистых петлях ее прятались разбойники, нападавшие на путников. Священник, который, казалось бы, должен являть любовь к людям, прошел, однако, мимо брошенного на дороге человека, ограбленного и израненного разбойниками, хотя человек этот был, вероятно, евреем и, значит, согласно Моисееву закону, в первую очередь, «ближним» его.

Левиты были потомками не Аарона, как священники, а Левия; они помогали священникам в храме. Левит тоже прошел мимо несчастного.

Самарян евреи презирали, потому что те были евреями лишь частично, а частично — язычниками. Но именно самарянин помог этому полуживому еврею, не только перевязав ему раны, но и доставив его в гостиницу, где заплатил за уход за ним. Своим вопросом: Кто из этих троих, ты думаешь, был ближний попавшемуся разбойникам? — Христос ясно дал понять, что «ближним» для человека должен быть любой нуждающийся в его помощи. В конечном счете Ближним для всех был и остается Сам Иисус, Который, в отличие от книжников и фарисеев, сострадает («имеет милость») всем погибающим людям. Его, завершающие притчу слова: иди, и ты поступай так же (как поступил самарянин), в сущности адресованы всем Его последователям (стих 37).

2. ИИСУС ДАЕТ ПОНЯТЬ, ЧТО НЕТ НИЧЕГО ВАЖНЕЕ, ЧЕМ ВНИМАНИЕ К ЕГО СЛОВАМ (10:38-42)

Лук. 10:38-42. Не следует понимать это место так, будто Иисус учил, что человек вовсе не должен заботиться о земных вещах; главная мысль здесь та, что человеку крайне важно не утрачивать правильного отношения к Иисусу, которое, в первую очередь, определяется слушанием слова Его и послушанием Ему.

Марфа и Мария жили в селении Вифания, и их дом был открыт для Иисуса (Иоан. 11:1 — 12:8). Вифания находилась всего в нескольких километрах на восток от Иерусалима. Именно в доме этих сестер провел Господь последнюю неделю Своей земной жизни. Марфа и Мария были полной противоположностью друг другу, и это передано Лукой в короткой живой зарисовке: Мария села у ног Иисуса и слушала слово Его, а Марфа… заботилась о большом угощении. Слова Христа: А одно только нужно подразумевают, что ничего не нужно так, как слушать слово Его, и эту благую часть избрала Мария. Та же тема звучит и в 8:1-21.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

толкование Далласской семинарии на евангелие от Луки, 10 глава

Обратите внимание. Номера стихов — это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно, вы будете приятно удивлены.