Притча про таланты

Человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение своё. И одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.

Получивший пять талантов пошёл, употребил их в дело и приобрёл другие пять талантов. Точно так же и получивший два таланта приобрёл другие два. Получивший же один талант пошёл и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.

По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчёта. И, подойдя, получивший пять талантов принёс другие пять талантов и говорит:

— Господин! Пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрёл на них.

Господин его сказал ему:

— Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

Подошёл также и получивший два таланта и сказал:

— Господин! Два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрёл на них.

Господин его сказал ему:

— Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

Подошёл и получивший один талант и сказал:

— Господин! Я знал тебя, что ты человек жестокий, жнёшь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошёл и скрыл талант твой в земле; вот тебе твоё.

Господин же его сказал ему в ответ:

— Лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро моё торгующим, и я, придя, получил бы моё с прибылью. Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у не имеющего отнимется и то, что имеет. А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.

Русская пословица, означающая: Пользуется благами, которые не заслужил.

Пословица указана в книге «Пословицы русского народа» (1853 г.) В.И. Даля:

«Жнет, где не сеял, а собирает, где не расточал», «Жнет — не сеет, ест — не веет» (раздел «Свое — Чужое»):

«Жнет, не сеяв, молотит по чужим токам» (раздел «Работа — Праздность»).

Выражение встречается в Библии:

В Евангелии от Матфея (гл. 25, ст. 24) сказано:

«Я знал, что ты человек жестокий: жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал».

В Евангелии от Луки (гл. 19, ст. 21):

«…Ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял».

В Евангелии от Иоанна (гл. 4, ст. 37):

«Ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет»

Видимо фраза имеет свои корни еще в древнем Риме и Греции.

Так, Гесиод (Hesiod) в Теогонии (Theogonia) (599) пишет «Atque metunt ventrem in proprium sudorem alienum» (Чужой труд (пот) жнут в свой желудок).

Эта мысль встречается у Диогена (Diogen. 2, 75) — «Чужую жнешь жатву» и Аристотеля (Aristoph. in equitibus. 392) — Alienam metens messem (Чужую жатву жнущий).

✍ Примеры

Ершов Пётр Павлович (1815 – 1869)

Конёк-горбунок (1834 г.), ч. 3:

«Вишь, что старый хрен затеял:

Хочет жать там, где не сеял:

Полно, лаком больно стал».

😎 Дополнительно

Цитаты:

На юбилее сотрудника его сослуживцы один за другим произносят тосты. Сколько нового узнал о себе юбиляр! Он и коллега отличный, и друг превосходный, и добр-то он, и деликатен, и красив, и талантлив!

— А сколько талантов он еще в землю зарыл! — замечает один из сослуживцев. — Ведь он еще и рисует, и фотографирует прекрасно!

Зарыл таланты в землю… Или талант. Так мы говорим иногда о ком-то, не слишком вдумываясь в то, что стоит за этим выражением — зарыть талант в землю. Почему, собственно, талант не в шкафу прячут, не под кроватью, не в лесу и не в пруду, а именно зарывают в землю?

Ответ простой. Возникло это выражение, как и многие фразеологизмы, из евангельской притчи. Один богатый человек перед отъездом поручил троим рабам охранять свое имение. Не бесплатно, между прочим, а за деньги. Один получил пять талантов, другой — два, третий — один талант (а талант был античной денежной единицей).

Так вот, рабы, которые получили пять и два таланта, пустили деньги в дело — отдали их взаймы под проценты. Тот же, кто получил один талант, зарыл его в землю. Вернулся хозяин и получил от первых двух рабов денежную прибавку. А третий раб признался, что закопал свой талант в землю. На что хозяин сказал ему: «Лукавый раб и ленивый. Надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я получил бы его с прибылью».

В древнерусском языке слово «талант» известно очень давно, с XI-XII веков. Причем уже тогда оно значило не только монету у древних греков и римлян, но и имело переносное значение — «выдающееся дарование, выдающиеся природные способности». Ну а значение это греческое слово talanton получило в Западной Европе как раз в связи с той самой евангельской притчей о таланте, зарытом в землю.

В русских говорах и в просторечии талант часто превращался в талан и значил разное: счастье, удачу, судьбу, барыш, прибыток, находку. А что касается прилагательного «талантливый», оно вообще очень позднее: впервые его фиксируют только в 30-40-х годах XIX века.

Готовясь к уроку, изучите приведенные ниже вопросы и ссылки на Священные Писания. Задавайте такие вопросы, которые, по вашему мнению, лучше всего помогут детям понять Священные Писания и применять в повседневной жизни содержащиеся в них учения и законы. Для более глубокого понимания Священных Писаний полезно читать отмеченные отрывки вслух вместе с детьми.

Почему господин дал слугам различное число талантов? (От Матфея 25:15.) Как ваши таланты отличаются от талантов ваших друзей? от талантов членов вашей семьи? Почему Небесный Отец дает нам разные дары? (У. и З. 46:12.) Как мы можем показать свою благодарность Небесному Отцу за те особые дары, что Он дал нам? (У. и З. 46:11.)

• Что делали слуги, которым было выдано пять и два таланта? (От Матфея 25:16–17.) Как вы думаете, почему они смогли удвоить эту сумму? Как упорный труд может стать благословением для нас?

• Как поступил со своими деньгами слуга, которому был дан один талант? (От Матфея 25:18.) Как вы думаете, почему он поступил именно так? Как вы думаете, почему некоторые люди не развивают свои таланты? Что происходит с талантами, если их не развивают?

• Что сказал господин слуге, которому было дано пять талантов, когда он вернулся и попросил слуг отчитаться? (От Матфея 25:21.) Что он сказал слуге, которому было дано два таланта? (От Матфея 25:23.) Как упорный труд по развитию талантов благословляет нас? Как благословили вас таланты или способности другого человека?

• Почему господин дал одинаковую награду слуге, заработавшему пять талантов, и слуге, заработавшему два таланта? (От Матфея 25:21, 23.)

• Что сказал господин слуге, которому был дан один талант? (От Матфея 25:26–27.) Почему господин разгневался на этого слугу? Какому наказанию он подверг слугу за сокрытие таланта? (От Матфея 25:28, 30.) Почему то, как мы используем наши способности и таланты, более важно, чем количество имеющихся у нас талантов и их виды?

• Как вы думаете, почему господин дал один талант тому слуге, у которого уже было десять талантов? Было ли это справедливо? Почему? Объясните: чем больше мы используем наши таланты, тем больше мы их развиваем. Если же мы ничего не делаем со своими талант–ми, то мы их утрачиваем (см. от Матфея 25:29; У. и З. 60:2–3). Помогите детям понять: те люди, у которых на первый взгляд меньше талантов, получат все благословения, если будут полностью использовать их.

• Как вы думаете, что пытался донести до нас Иисус, рассказывая притчу о талантах? Помогите детям понять: Господь дал всем нам таланты, способности и возможности (например, возможность принадлежать к Его Церкви). Он ожидает, что мы будем использовать все это для улучшения нашей жизни и служения другим людям. Он также хочет, чтобы мы выражали Ему свою благодарность, развивая свои таланты.

• Чего еще ожидает от нас Господь как от членов Его Церкви? (У. и З. 82:3.)

• Как люди делятся своими талантами в Церкви? Как принятие обязанностей и призваний в Церкви способствует росту наших талантов? (См. дополнительное задание 5.)

• Когда и перед Кем мы будем отчитываться в том, как мы поступили с данными нам дарами и талантами? О чем вам хотелось бы доложить? Что бы вы почувствовали, если бы Господь сказал вам: «Хорошо, добрый и верный раб!» (от Матфея 25:21)?