Притчи евангелия

Конспекты уроков литературного чтения для 4 класса по ФГОС. УМК Л. Ф. Климановой. Библия — главная священная книга христиан. Из книги притчей Соломоновых (из Ветхого Завета). Смысл притч из Нового Завета

Цели: познакомить обучающихся с Библией, с притчами Соломона из Ветхого Завета, притчами из Нового Завета; учить анализировать характер и поступки героев; отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; обогащать словарный запас обучающихся; развивать память, речь, мышление, умение работать с иллюстрацией; создать условия для формирования понимания терминов милосердие, доброта, бескорыстие; способствовать развитию духовности, нравственности, осознанию пути самовоспитания изучаемых качеств.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание урока, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные:

— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— анализ текстов из Библии, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги,

— ответы на вопросы учебника на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: осмысление понятия притча, пословиц о дружбе, трудолюбии, добре.

Оборудование: мультимедиапроектор (по возможности), выставка книг по теме урока, видеозапись фрагмента мультипликационного фильма об Иисусе.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте медленно стихотворение.

Слово, не умирая,

В мир приходит снова,

Пропитывая время

Откровением,

Дарующим надежду

На спасение,

Пронизывая верой

И любовью

Греховный мир,

Раз искупленный

Кровью.

Т. Гаак

— Прочитайте, выделяя голосом имена существительные.

— Как вы понимаете эти строчки?

III. Работа по теме урока

— Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?

— Прочитайте тему урока. На какие вопросы мы должны ответить на уроке?

— Прочитайте название текста, который будем изучать. («Святой источник».)

— Как вы поняли название?

— Прочитаем текст и узнаем, правы ли вы были. (Чтение текста учителем.)

— Как вы поняли, почему Библия является одной из очень древних и почитаемых книг?

— Что вы узнали о Библии?

Библией называется собрание книг, написанных по вдохновению и откровению Святого Духа через избранных от Бога людей, называемых апостолами и пророками.

Библия разделяется на две части — Ветхий Завет и Новый Завет. К первой принадлежат книги, написанные на древнееврейском языке до рождения Христа, ко второй — книги, написанные на древнегреческом языке после его рождения.

Под влиянием этой книги создавались шедевры мирового изобразительного искусства, литературы и музыки. Она заметно повлияла на правоведение. Библию превозносили за литературный стиль, и многие люди науки и искусства высоко ценили ее.

Измученный жизнью суровой,

Не раз я себе находил

В глаголах предвечного Слова

Источник покоя и сил.

Как дышат святые их звуки

Божественным чувством любви,

И сердца тревожного муки

Как скоро смиряют они!..

Здесь все в чудно сжатой картине

Представлено Духом Святым:

И мир, существующий ныне,

И Бог, управляющий им.

И сущего в мире значенье,

Причина, и цель, и конец,

И вечного Сына рожденье,

И крест, и терновый венец.

Как сладко читать эти строки,

Читая, молиться в тиши,

И плакать, и черпать уроки

Из них для ума и души!

И. Никитин

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

Работа над текстом «Из книги притчей Соломоновых»

(Чтение учителем и учащимися.)

— Перечитайте высказывания еще раз и объясните их смысл. (Просмотр отрывка из мультипликационного фильма (по возможности) об Иисусе.)

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал…

• На этом уроке я похвалил бы себя за…

• После урока мне захотелось…

• Сегодня я сумел…

VII. Подведение итогов урока

— О чем высказывания, которые мы только что читали?

— Что вам больше всего запомнилось?

Домашнее задание

Перечитать текст, подготовить дополнительный материал к уроку.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте медленно стихотворение.

Так, чудо некогда свершилось

В старинном граде Вифлееме —

Родился мальчик Иисус,

Сын Бога и Марии девы.

Его Спасителем назвали,

И был он им на самом деле.

— Прочитайте способом «птичий базар».

— Прочитайте шепотом (еще: с интонацией удивления, восхищения).

— Как вы поняли смысл стихотворения?

III. Работа по теме урока

— Прочитайте название произведения, которое будем сегодня изучать. («Притча о сеятеле».)

— Как вы поняли его название?

— Можете ли вы предположить, о чем этот текст? (Предположения детей.)

— Вспомните, что такое притча. (Притча — краткий иносказательный поучительный рассказ.)

— Как понимаете слово сеятель? (Человек, который сеет семена, а также (перен.) человек, который распространяет какие-нибудь идеи, знания.)

(Чтение притчи учителем.)

— Ваши впечатления от прочитанного?

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

1. Работа над содержанием притчи

— Перечитайте притчу еще раз, самостоятельно.

— Куда попали зерна, которые разбросал сеятель? Найдите ответ на вопрос в тексте.

(Дети зачитывают первую часть притчи.)

— Как Иисус Христос объяснил попадание семян в разные места?

(Зачитывают вторую часть притчи с объяснением прочитанного.)

2. Проверка домашнего задания

— Какой дополнительный материал к уроку вы нашли? Расскажите.

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал…

• На этом уроке я похвалил бы себя за…

• После урока мне захотелось…

• Сегодня я сумел…

VII. Подведение итогов урока

— Какое впечатление произвела на вас притча?

— О каких людях поведала она нам?

Домашнее задание

Найти и подготовить выразительное чтение других притч.

Ход урока 3

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте самостоятельно.

Страна, где мы впервые

Вкусили сладость бытия,

Поля, холмы родные,

Родного неба милый свет,

Знакомые потоки,

Златые игры первых лет

И первых лет уроки,

Что вашу прелесть заменит?

О, родина святая!

Какое сердце не дрожит

Тебя благословляя?

В. Жуковский

— Прочитайте медленно жужжащим способом.

— А сейчас прочитаем все вместе плавно, певуче.

— Прочитаем с ускорением: начнем медленно, затем с каждой строчкой будем читать все быстрее.

— Прочитайте выразительно.

III. Работа по теме урока

1. Постановка учебной задачи

(Вступительная беседа.)

— Прочитайте стихотворение еще раз. Как вы поняли его содержание?

— Ребята, чему учили вас ваши родители? Какими они хотят вас видеть?

— Прочитайте название произведения, которое мы будем сегодня читать. («Милосердный самарянин».)

— Как вы думаете, о чем оно? (Предположения детей.)

— Как вы понимаете слово милосердный! (Ответы детей.) (Дети находят определение слова в словаре С. И. Ожегова.) Милосердие — готовность помочь кому-нибудь или простить

кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Милосердным называется человек, у которого доброе, милующее, отзывающееся на беды других людей, жалеющее, сочувствующее им сердце.

Помощь, за которую мы не требуем награды, т. е. без выгоды (корысти), называется бескорыстной.

— Какие дела свершает милосердный человек?

— Определите задачи урока. (Сегодня на уроке мы попытаемся узнать истинный смысл и значение милосердия, понять, к кому нужно проявлять милосердие, узнать, как нужно относиться к людям.)

2. Решение учебной задачи

(Знакомство с новым произведением. Чтение учителем. Словарная работа.)

Притча — нравоучительный рассказ. Самарянин — житель самарянской земли.

— Ваши впечатления от прочитанного?

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

(Повторное чтение текста хорошо читающими детьми.)

— Какой вопрос был задан Христу?

— Как ответил Христос?

— Кто шел по той же дороге?

— Что сделал каждый из них?

— Чему учит нас притча о милосердном самарянине?

— Можете ли вы привести случаи из своей жизни, которые напомнила вам притча?

— Что означает выражение помощь ближнему?

Милосердный самарянин — добрый, отзывчивый человек, готовый прийти на помощь попавшему в беду — выражение из Библии (Новый Завет, Евангелие от Луки, глава 10), где описывается история, рассказанная Иисусом своим ученикам. В этой притче на помощь пришел тот, от кого человек меньше всего ожидал помощи. Самаряне — немногочисленный народ, проживавший на территории Израиля. Особый смысл этому выражению придает еще и то, что евреи были в состоянии войны с самарянами. Таким образом, самарянин в то время воспринимался как представитель стана врага, но именно этот человек пришел на помощь.

— Рассмотрите репродукцию картины В. Сурикова «Милосердный самарянин». Что вы можете сказать о ней?

Василий Иванович Суриков (1848—1916) во время создания картины (1874) учился в Петербургской академии художеств. За картину «Милосердный самарянин» — одну из самых ранних его работ — Суриков был удостоен малой золотой медали и допущен к конкурсу на большую золотую медаль. Лица, руки, вообще обнаженное тело в «Милосердном самарянине» написаны гораздо сложнее, чем одежда. Персонажи картины задуманы так серьезно и самостоятельно, что, глядя на нее, и мысли нет о молодости художника. Многослойная живопись сложна и красива, точным рисунком отличается это произведение, отражающее понимание автором этой библейской истории.

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал…

• На этом уроке я похвалил бы себя за…

• После урока мне захотелось…

• Сегодня я сумел…

VII. Подведение итогов урока

— С каким произведением мы сегодня познакомились?

— Кто его главные герои?

Надеюсь, что наш урок не прошел для вас даром и вы смогли прикоснуться к истокам истинного милосердия и поняли его

смысл. А каждый из вас попытался взглянуть на себя со стороны, определить свое отношение к людям и, возможно, его пересмотреть.

Завершить урок я бы хотела словами святителя Игнатия Брянчанинова: «И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажу почтение, как образу Божию. Что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтоб тебе не иметь недостатка в любви».

Домашнее задание

Читать былины.

Кутявина С. В.

Рекомендуем посмотреть:

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Мифы Древней Греции

Урок литературного чтения в 4 классе. История книги

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Былины

Урок игра по литературному чтению, 4 класс

Урок литературного чтения в 4 классе. Пословицы разных народов

Софронова Людмила Васильевна,

учитель начальных классов

МКОУ СОШ №17
Внеклассное занятие . Классный час
ТЕМА: «Твори добро… Христианская этика. Милосердие и сострадание».
Результат:

Знания –1) понимание «милосердия и сострадания» как духовно ценностных

понятий;

2) знает, что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным.

Умения — 1) умеет определять поступки людей, которые можно отнести к

милосердию.

2) умеет рассказать о милосердных поступках людей и своими

делами помогает другим людям.

Отношение- 1) осознание ценности стремления к заботливому, сострадательному,

милосердному отношению к людям.

Цель:

сформировать осмысление понятия «милосердие и сострадание» как основу человеческих отношений, облагораживающих жизнь человека.

Задачи:

  • ознакомление с представлением о милосердии и сострадании в христианской этике;
  • усвоение понятий: долг, ответственность, милосердие, сострадание.
  • осознает значимость заботливого, сострадательного и милосердного отношения к людям.

Формирование УУД:
личностные: нравственно-этическая ориентация ; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
регулятивные: целеполагание, контроль, оценка;
познавательные: общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели), постановка и решение проблемы (самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера); логические (анализ, классификация);
коммуникативные: управление поведением партнера, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение выражать свои мысли.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:

Ближний ,

милосердие,

сострадание,

любовь к врагам,

милостыня,

ответственность,

добрый самарянин.

ФОРМЫ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: беседа, участие в учебном диалоге, комментированное чтение, работа в парах, работа в группах, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации.
Оборудование:

  • Компьютерный класс( выход в Интернет)
  • ноутбук, проектор,
  • диск по курсу ОРКСЭ (православный модуль) -«Проверь себя»,
  • Презентация
  • Песня-притча «Окно» С.Копылова
  • Слайд-фильм «Милосердие -3класс»
  • раздаточный материал: объяснение слов «этика», «милосердие»,
  • текст притчей «Незабудка», «Милосердие»,
  • страничка «Рабочая тетрадь».

Этапы урока Содержание деятельности Ожидаемый результат
1.Организационный 1. Монолог учителя –»Эпиграф» к уроку слова Св.Иоанна Кронштадского.
Слайд №1
Мотивация к учебной деятельности
2.Мотивационный
Эмоциональный настрой учащихся на урок
1. Прослушивание песни-притчи «Окно» С.Копыловой.
Слайд№2

2. Работа со словарем:

новый понятийный аппарат: сострадание

Запись в таблицу «Страничка «Рабочая тетрадь»

Слайд №3

Концентрация внимания

3.Повторение (закрепление) ранее изученного материала. Проверка домашнего задания. 1. Беседа
Слайд №4 «Заповеди»

2. Работа в парах, Страничка «Рабочая тетрадь»

«Собери пословицы»
Слайд№5

Проверка степени усвоения ранее изученного.
4.Подготовка к изучению нового материала (Актуализация знаний) . 1.Учебный диалог:
Слайд№6

2. Инсценирование .

3. Работа в группах по 4 человека:

Работа со словарем:

новый понятийный аппарат: ближний

Запись в таблицу «Страничка «Рабочая тетрадь»

Слайд №7

Готовность к восприятию нового материала
Формулировка учащимися темы урока.
5.Изучение нового материала 1.Формулировка темы урока
Слайд №8-9

2.Учебный диалог.

Слайд№12

3. Заполнение таблицы «Как поступить» «Страничка «Рабочая тетрадь»

Слайд №13

4.Учебный диалог

5. Работа с новым понятийным аппаратом (карточки): милосердие

Запись в таблицу «Страничка «Рабочая тетрадь»

Слайд №14

Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения.
Обеспечить усвоение основных задач, входящих в содержание темы урока.
Сформированность представлений по теме урока
Умение работать с понятийным аппаратом.
6. Физминутка Релаксация.(музыка)

Упражнение на расслабление мышц.

Слайд №15

Здоровьесбережение
7.Первичное осмысление и закрепление

материала.

«Поляна доброты»
(Цветики -семицветики)

  1. Исследовательская работа «Качества личности милосердного человека»:

Слайд №16

  • 1 группа – фрагмент на стр.43-44.
  • 2 группа – притча «Незабудка»
  • 3 группа – притча «Милосердие»

— Чтение текстов
-Самостоятельная работа по заполнению лепестков «Цветика-семицветика» качествами милосердного человека.
-Обсуждение результатов самостоятельной работы
Слайд№17

  1. Запись в таблицу «Лучики добра» (поступки милосердия)

на «Страничка «Рабочая тетрадь»

  1. Практическая работа «Вырасти цветы добра»

Чтение стихотворения
Слайд №19

  1. Презентация работ учащихся.

Слайд №18

Учебный диалог.

  1. Просмотр слайд –фильма «Милосердие 3класс»

Слайд №22
Беседа

Развивать умение выделять главное, существенное, делать выводы.
Обеспечить усвоение основных задач, входящих в содержание темы урока.
Закрепить общеучебные умения и навыки на материале этого урока
11. Обобщающий этап. Подведение итогов. Рефлексия:
Музыка
Слайд №26
Заряд положительных эмоций.

Развивать умение выделять главное, существенное, делать выводы.

Умение работать с понятийным аппаратом.

Ход урока:
1. Организационный этап.
СЛАЙД №1

— Эпиграфом нашего урока послужат слова Св. Иоанна Кронштадского:

Милосердие и сострадание – это те главные

ориентиры, соотнося с которыми свою жизнь, человек сможет

сохранить не только себя как личность, но воссоздать

на земле Царствие Божие, мир добра, красоты и справедливости.

2. Мотивационный этап. Эмоциональный настрой на занятие

  • Прослушивание песни- притчи «Окно» Светланы Копыловой

СЛАЙД №2

Как вы думаете , о чем хотела нам сказать этой притчей Светлана Копылова.

Наш классный час сегодня посвящен одному из самых важных качеств человека, одной из заповедей христиан.

Как вы думаете, о чем мы с вами поговорим сегодня.

  • Беседа

Бог дал Моисею заповеди, которые он вынес из огня к народу.

СЛАЙД №4 «Заповеди»

-Кто из персонажей, по- вашему мнению, нарушил заповеди?

-Какие?

-К чему это привело?

-Как можно назвать поступок больного, который не видел?

  • Посмотрите сценку и подумайте, что же мешало девочке уснуть.

Сценка
Угрызения совести.

Ворочается в постели, ворочается, —

Не может заснуть Лейла.

Мать, заметив это, забеспокоилась:

«Заболела ты, доченька, что ли?»

«Нет», — сказала Лейла, притихнув,

Пряча глаза от нее,

Но с каждой минутой и часом

Все невыносимей становится.

«Ты знаешь, сегодня, в трамвае, —

сказала она, наконец,

-С подружкой, двум старым бабулям

Мы не уступили мест…

Поверь, мама, больше такого

Я не допущу никогда!»

— Прекрасно, родная, что совесть

Тебе подсказала вину.

Но все ж, не беда, —

Засыпай уж. Я скоро к тебе приду.

  • Работа со словарем: новый понятийный аппарат: совесть, сострадание

Запись в таблицу «Страничка «Рабочая тетрадь»
СЛАЙД №3

  • Народ сложил много пословиц, поговорок о добрых поступках ,делах.

Давайте вспомним эти пословицы.

  • Работа в парах: «Собери пословицу»

В течение 3 минут вам нужно найти свою пару.

«Страничка «Рабочая тетрадь»

  1. Учись доброму
добро и делай.
  1. Истинное добро
добром и платят.
  1. Сделаешь худо
не жди добра.
  1. Добро желаешь
худое на ум не пойдёт
  1. Добрый человек
добру и учит.
  1. За добро
всегда просто.
  1. Добро творить
– себя веселить.
  1. Живи для людей,
поживут люди для тебя.
  1. С добрым жить
хорошо.
  1. Худого худым
добро не ищёт.
  1. От добра
не исправишь.
  1. Кто родителей почитает,
тот во веки не погибает.
  1. Нет такого дружка,
как родная матушка да родимый батюшка.
  1. Вся семья вместе,
два века живёт
  1. Не рой другому ямы:
сам в нее попадешь.
  1. Нет друга, так ищи,
так и душа на месте.
  1. Жизнь дана на
добрые дела.
  1. Кто рано встает,
тому Бог подает .
  1. Добро помни
а зло забывай
  1. Доброе дело
а есть, так береги.

«Пока живёшь, твори добро, лишь путь добра – спасение души»

— гласит народная мудрость.

СЛАЙД №5

-Как вы думаете, сегодня человек несёт другому человеку больше зла или добра? Почему?

Наверное, потому, что доброта – это такое состояние души, когда человек способен прийти на помощь другому человеку, дать добрый совет, а иногда и просто пожалеть. Не каждый способен почувствовать чужое горе как своё собственное.

  • Учебный диалог .

Бог дал людям заповеди, которые записаны в Библии.
СЛАЙД №6
«Исполни эти правила, и будешь счастливым!» – говорит людям Иисус Христос.
Однажды его спросили, а какая самая главная среди множества заповедей.
Как вы думаете, что ответил Иисус Христос.

  • Выборочное чтение текста

— Прочитайте и найдите ответ на стр. 42
«Люби ближнего как самого себя»
СЛАЙД №6

— А кто такой ближний?

— Как вы понимаете данное выражение.

  • Работа со словарем: новый понятийный аппарат: ближний

Запись в таблицу «Страничка «Рабочая тетрадь»
СЛАЙД №7
Работа в группах по 2 человека.

-Обсудите ответ на этот вопрос в паре.

Запишите в таблицу ответ на вопрос

Название
БЛИЖНИЙ Тот, кто не оставит тебя в беде,

Тот кто нуждается в твоей помощи

СЛАЙД №12
И Он ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя».
И, конечно, Сам Христос всегда служил людям примером во всём.
* Давайте подумаем.

— Как необходимо поступить, если человек виноват лично перед тобой? У нас с вами в классе много таких было ситуаций.

— По какому принципу нельзя поступать?
СЛАЙД № 13.

  • Заполнение таблицы «КАК поступить»

Запись в таблицу «Страничка «Рабочая тетрадь»

НЕЛЬЗЯ поступать по принципу: Как ты поступишь
Как ты ко мне, так и я к тебе
Так тебе и надо
Получай по заслугам

  • Беседа

— Как бы вы назвали поступок людей, которые умеют прощать?!

— Послушайте рассказ.
1945 год. Под окнами шестиэтажного дома огромная куча угля, бледные лица пленных немцев, сбрасывавших его в подвал. Вошла в кухню и остолбенела: за столом, с ломтями хлеба перед миской с борщом сидят немцы. Они ели, потом, низко кланяясь, благодарили тетю русским словом «спасибо». Мне было тогда 8 лет: «Как? Ты все забыла? Ты кормишь их? Забыла, как нас расстреливали из пулемета, как бомбили, как умерли наши малыши?» А тетя просто и спокойно сказала: «Ведь они же голодные».

— Вы в этом случае, на чьей стороне? Тети или девочки?

Быть злым легко. Легко ответить на хамство хамством, на подлость подлостью. Как ты ко мне, так и я к тебе. Злому не страшны жестокость, бездушие, хамство: он сам такой. Но прежде, чем отказать в милосердии плохим людям, надо понять, что сделало их дурными. Жалко злых, эгоистичных людей, ведь их никто не любит и мир кажется им враждебным и холодным. Они как больные, которые требуют неотложного лечения.

— А чем их лечить?

— Добротой, сердечностью, душевностью.
Это был первый в моей жизни урок милосердия,- говорила девочка..
— Про Людей, как тетя этой девочки, народе говорят — у них «золотое сердце, которое милует, любит и жалеет»
Милосердие.

Это значит, — быть к другим людям милосердным!

Подумайте, ребята, какие ещё определения вы можете дать слову «милосердие».

  • Работа со словарем: новый понятийный аппарат: милосердие

Запись в таблицу «Страничка «Рабочая тетрадь»
СЛАЙД № 14
перед учащимися на столах – распечатки со значением слова «милосердие»,
Выберите верное значение слова
( *даны разные варианты ответов, есть неверные варианты ответа,
*на партах разные варианты значения слова)
Милосердие

  • это готовность из сострадания оказать помощь, не требуя благодарности, награды.
  • это доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку, не делающее различий между «своими» и «чужими», родными и неродными, близкими и далёкими.
  • это сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость».

Милосердие одно из самых красивых слов на свете. Оно говорит о сердце, которое милует, жалеет, любит.

— А как вы думаете, милосердие надо проявлять только по отношению к хорошим людям или к не очень хорошим тоже?

Ответы.

* *****А сейчас мы с вами попробуем побывать на месте других людей, которым требуется наша помощь
Упражнение

  • «Слепой и поводырь».

Один участник – «слепой», другой «поводырь», который должен провести «слепого» через все препятствия. Затем меняются местами.

  • Скажите какие чувства вы испытали на месте больного человека.

Релаксация (музыка)

Упражнения на расслабления мышц

— Закройте глаза.

СЛАЙД № 15 (Звучит спокойная музыка)

— Представьте, что вы на лесной полянке , а сострадание, милосердие, доброта, любовь – это цветы.

Какого они цвета? Почему вы выбрали эти цвета?

— Расскажите.

Мы с вами попали на лесную поляну «ПОЛЯНА ДОБРОТЫ», на которой много необычной красоты цветов, но часть лепестков отпала. Но чтобы оживить цветы нам с вами предстоит провести небольшое исследование.

  • Исследовательская работа «Качества личности милосердного человека»

Я предлагаю вам в парах выбрать по 5 лепестков, из которого вы должны составить цветок.

Посмотрите на нашу «ПОЛЯНУ ДОБРОТЫ».

Запишите на лепестках качества, которые присущи милосердному человеку.

— Прочитайте качества личности, которыми должен обладать милосердный человек .
Вашему вниманию предлагается ПЛАН исследования, которое необходимо выполнить.
СЛАЙД № 16

ПЛАН исследования

1. Прочитайте предложенный текст:
1 группа фрагмент на стр. 43-44 .
2 группа притча Незабудка. Притча о милосердии и любви к природе для детей
3 группа Притчи для детей . Милосердие.Христианские православные притчи .

2. Самостоятельная работа.

  • заполнить на лепестках «Качества милосердного человека».

3. Обсуждение результатов работы

СЛАЙД №17
Загадайте желание. А чтобы оно сбылось
Практическая работа
Мы с вами вырастим цветы- добра, для этого соберем цветок и посадим семена, которые дадут нам первые всходы – добра.

Каждая группа зачитывают строчки из песни.

1. Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета.

Доброта – не пряник, не конфета.

2. Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

3. Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет,

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

Припев:

Только надо добрым быть,

И в беде друг друга не забыть.

И завертится Земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

  • Учебный диалог.

СЛАЙД № 18
— Нужно ли милосердие сегодня?

— Откуда в людях равнодушие?

— Почему бездушие и жестокость стали нормой жизни?

— Что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным.

Презентация работ учащихся.

«Портфолио учащегося» — страничка «Лучики добра»

  • СЛАЙД № 22 СЛАЙД № 20- 21

  • Просмотр слайд- фильма «МИЛОСЕРДИЕ 3класс»

— Как вы думаете можно ли назвать поступки детей милосердными. Почему?

11. Обобщающий этап. Подведение итогов.

Рефлексия.

— Над чем заставил задуматься этот урок?

— Что стало самым важным на уроке?

— По капле, по кирпичику – медленно строится мир доброты. Он хрупкий и его надо защищать.

— Пусть же все хорошее, что есть в каждом из нас, только растет и развивается, разрастается. Не пускайте зло в ваши сердца, души.

Звучит слайд фильм — музыка. «Маленькая страна.
СЛАЙД №25
И мне бы очень хотелось , что бы вы поступали в своей жизни так, как говорят великие люди в своих высказываниях.
На парте каждому лежат листы с высказываниями. Возьмите и дома перечитайте высказывания и положите их к себе в портфолио.
Добрые дела в высказываниях

  • Истинная цель благотворительности не в том, чтобы благотворить, а в том, чтобы некому было благотворить.

Василий Ключевский

  • Ни одного дня без доброго дела!

Роберт Баден-Поуэлл (лозунг скаутского движения)

  • Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту.

Лев Толстой

  • Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.

Конфуций

  • Добро существует там, где его постоянно творят.
  • Любите, пожалуй, своего ближнего как самого себя. Но, прежде всего, будьте такими, которые любят самих себя.

Фридрих Ницше

  • Чтобы любить людей, нужно делать им добро; но чтобы их уважать, нужно их избегать.

Моисей Сафир

  • Будь люди по-настоящему велики, на свете было бы много места.

Станислав Ежи Лец

  • Добродетель сама себе награда.

Овидий

  • Лучшее наказание за добродетель – сама добродетель.

Анайрин Бевин

  • Воспитанный человек — это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна.

Д.С. Лихачев

  • Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой облик

И.В. Гете

  • Освобождать себя от соблюдения правил приличия, не значит ли искать средства для проявления своих недостатков?

Ш. Монтескье

  • Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай что рядом с тобой человек.

В.А. Сухомлинский

Спасибо всем за урок.

ПРИЛОЖЕНИЯ
Незабудка. Притча о милосердии и любви к природе для детей

Вырос в поле цветок и радовался: солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни… А еще тому, что Бог создал его не крапивой или чертополохом, а таким, чтобы радовать человека.

Рос он, рос…

И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его.

Просто так, не зная даже зачем.

Скомкал и выбросил на дорогу.

Больно стало цветку, горько.

Мальчик ведь даже не знал, что ученые доказали, что растения, как и люди, могут чувствовать боль.

Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизни…

Последнее о чем он подумал – что все-таки хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжег бы себе руку.

А он, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно…

Автор притчи монах Варнава (Евгений Санин)

Христианские православные притчи — Притчи для детей .

МИЛОСЕРДИЕ
Забралось воровство в дом бедняка. И то, что он своим трудом за всю жизнь заработал, украло. И так там почти ничего не было, так выгребло и последнее.

Забросило воровство мешок на плечо и бежать. Но вот напасть: когда через забор перелезало, за гвоздь зацепилось. Ни туда — ни сюда.

А по двору уже бедняк с дубиной бежит. Жалко с добром расставаться. Да и, как следует, вора проучить не мешает!И тут, на свое счастье, видит воровство: идет по дороге милосердие.

— Эй, помоги! — принялось кричать воровство что есть сил.

А милосердие мимо идет, словно его и не замечает.

— Освободи меня! — еще громче стало взывать к нему воровство. — А не то мне сейчас, ой, как достанется! А потом еще и в тюрьму посадят!

— Нет, — говорит милосердие. — Не стану я помогать тебе!

— Как?! — возмутилось воровство. — Ты же ведь — милосердие!

— Да, — милосердие. Но я тоже могу послужить злу, если буду действовать неразумно. И поэтому помогу не тебе, а тому бедному человеку, которого ты обокрал и обрек на холодную и голодную смерть.

— Но ведь он же прибьет меня!

— Не прибьет, — улыбнулось милосердие. — Я попрошу его быть милостивым даже к тебе!

И попросило уже замахнувшегося дубиной бедняка не бить воровство.

Что тот и сделал.

Потому что многим был обязан милосердию…

Страничка «РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ»
Урок №12.
Тема «Христианская этика. Милосердие и сострадание»
Понятийный аппарат

Понятие Значение
СОСТРАДАНИЕ
БЛИЖНИЙ
ДОБРЫЙ САМАРЯНИН
МИЛОСЕРДИЕ
МИЛОСТЫНЯ

«Собери пословицу»
* Соедини стрелкой части пословиц.

Учись доброму добро и делай.
Истинное добро добром и платят.
Сделаешь худо не жди добра.
Добро желаешь худое на ум не пойдёт
Добрый человек добру и учит.
За добро всегда просто.
Добро творить – себя веселить.
Живи для людей, поживут люди для тебя.
С добрым жить хорошо.
Худого худым добро не ищёт.
От добра не исправишь.
Кто родителей почитает, тот во веки не погибает.
Не рой другому ямы: сам в нее попадешь.
Нет друга, так ищи, так и душа на месте.
Жизнь дана на добрые дела.
Кто рано встает, тому Бог подает .
Добро помни а зло забывай
Доброе дело а есть, так береги.

«Пока живёшь, твори добро, лишь путь добра – спасение души»
«КАК поступить?»

НЕЛЬЗЯ поступать по принципу: Как ты поступишь
Как ты ко мне , так и я к тебе
Так тебе и надо
Получай по заслугам

«ПОЛЯНА ДОБРОТЫ»

ПЛАН исследования

1. Прочитайте предложенный текст:
1 группа фрагмент на стр. 43-44 .
2 группа притча Незабудка. Притча о милосердии и любви к природе для детей
3 группа Притчи для детей . Милосердие.Христианские православные притчи .

2. Самостоятельная работа.

  • заполнить на лепестках «Качества милосердного человека».
  • Прикрепить Цветик –семицветик на доску

3. Обсуждение результатов работы

«Лучики добра»
Запиши дела , поступки милосердия
*
*
*
*
*
Задания для самостоятельной работы дома
Выбери и выполни задания, которые тебе понравились.
1) Прочитай историю в рубрике «Это интересно» — страница учебника 44. Как ты думаешь, почему молодой человек не вернулся на мост? Что понял юноша, отдав прохожему свой кошелёк?
2) Задание 1 в рубрике «Вопросы и задания». Прочитай отрывок из стихотворения А.С.Пушкина:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Как ты думаешь, в каком значении поэт употребил слово «падший»?

– Упавший? Побеждённый? Согрешивший?
3) Найди в тексте урока 12 историю о милосердии, о которой мы не говорили в классе. О ком повествует эта история, и в чём выразилось милосердное отношение к людям её главного героя (героини)?

4)Спросите родителей и членов семьи, какие книги о долге, милосердии и сострадании они порекомендовали бы вам прочитать.

5) Самостоятельно заполнить «Страничку «Рабочей тетради №2»

Притча о сеятеле и семенах(A)

13 В тот же день Иисус, выйдя из дома, сидел у озера. 2 Вокруг Него собрались большие толпы, так что Он был вынужден сесть в лодку, а весь народ стоял на берегу. 3 И Он о многом говорил им в притчах.

– Сеятель вышел сеять, – говорил Он. – 4 Когда он разбрасывал семена, некоторые из них упали у дороги. Прилетели птицы и склевали их. 5 Другие упали в каменистые места, где было мало плодородной почвы. Они быстро проросли, потому что почва была неглубокой. 6 Но когда взошло солнце, оно опалило ростки, и те засохли, так как у них не было глубоких корней. 7 Другие семена попали в терновник, который разросся так, что заглушил ростки. 8 Семена же, которые упали на хорошую почву, принесли урожай, одни во сто, другие в шестьдесят, третьи в тридцать раз больше того, что было посеяно. 9 У кого есть уши, пусть слышит!

Иисус объясняет притчу о сеятеле и семенах(B)

10 Тогда ученики подошли и спросили Иисуса:

– Почему Ты говоришь с людьми притчами?

11 Иисус ответил:

– Вам дано знать тайны Небесного Царства, а им не дано. 12 Потому что у кого есть, тому будет дано еще, и у него будет в изобилии; а у кого нет, будет отнято и то, что он имеет. 13 Я говорю им притчами, потому что они, смотря, не видят, слушая, не слышат и не понимают. 14 В них исполняется пророчество Исаии:

«Вы будете слушать и слушать, но не поймете,
будете смотреть и смотреть, но не увидите.
15 Сердце этого народа ожесточилось,
они с трудом слышат ушами
и глаза свои они закрыли,
чтобы не увидеть глазами,
не услышать ушами,
не понять сердцем
и не обратиться, чтобы Я их исцелил».

16 Блаженны ваши глаза, потому что они видят, и ваши уши, потому что они слышат. 17 Говорю вам истину: много пророков и праведников жаждали увидеть то, что вы видите, но не увидели, желали услышать то, что вы слышите, но не услышали.

18 Так послушайте, что значит притча о сеятеле. 19 К каждому, кто слышит весть о Царстве и не понимает ее, приходит дьявол и крадет то, что было посеяно в сердце. Это – семя, упавшее у дороги. 20 Семя, упавшее на каменистую почву, – это о человеке, который слышит слово и сразу же с радостью принимает его, 21 но у него нет корня, и поэтому его хватает лишь на короткое время, и когда наступают трудности и гонения за слово, он сразу же отступается. 22 Семя, посеянное среди терновника, – это о человеке, который слышит слово, но повседневные заботы и обольщение богатством заглушают слово, и семя остается бесплодным. 23 Семя же, посеянное в хорошую почву, – это о человеке, который слышит слово и понимает его. Такой человек приносит плод, кто во сто, кто в шестьдесят, кто в тридцать раз больше посеянного.

Притча о пшенице и сорняках

24 Иисус рассказал им другую притчу:

– Царство Небесное можно сравнить с человеком, засеявшим свое поле хорошими семенами. 25 И вот, когда все спали, пришел его враг, посеял среди пшеницы сорняки и ушел. 26 Когда пшеница взошла и появились колосья, то стали заметны и сорняки. 27 Слуги пришли к хозяину и говорят: «Господин, ты же сеял на поле хорошие семена, откуда же появились сорняки?» 28 «Это сделал враг», – ответил хозяин. Тогда слуги спрашивают: «Может нам пойти и выполоть их?» 29 «Нет, – ответил хозяин, – когда вы будете вырывать сорняки, вы можете нечаянно выдернуть и пшеницу. 30 Пусть и то и другое растет до жатвы. А во время жатвы я велю жнецам собрать вначале сорняки, связать их в пучки и сжечь, а затем собрать пшеницу в мое хранилище».

Притча о горчичном зерне(C)

31 Рассказал Он им и еще одну притчу:

– Царство Небесное можно сравнить с горчичным зерном, которое человек взял и посеял в поле. 32 Хотя горчичное зерно и самое маленькое из всех семян, но когда оно вырастает, то становится больше огородных растений и превращается в настоящее дерево, так что даже птицы небесные прилетают и вьют гнезда в его ветвях.

Притча о закваске(D)

33 Иисус рассказал им еще одну притчу:

– Царство Небесное как закваска, которую женщина смешала с тремя мерами муки, чтобы вскисло все тесто.

34 Все это Иисус говорил народу в притчах и ничего не объяснял без притч, 35 чтобы исполнилось сказанное через пророка:

«Открою уста свои в притчах,
произнесу гадания, скрытые от создания мира».

Иисус объясняет притчу о пшенице и сорняках

36 Потом Иисус отпустил народ и вошел в дом. Его ученики подошли к Нему и попросили:

– Объясни нам притчу о сорняках в поле.

37 Иисус в ответ сказал:

– Сеющий хорошие семена – это Сын Человеческий. 38 Поле – это мир, а хорошие семена – это дети Царства. Сорняки – это дети злого. 39 Враг, посеявший их, – это дьявол. Жатва – это конец мира, и жнецы – это ангелы. 40 Как сорняки вырывают и сжигают в огне, так будет и в конце мира. 41 Сын Человеческий пошлет Своих ангелов, и они удалят из Его Царства все, что ведет ко греху, и всех, делающих злое. 42 Их бросят в огненную печь, где будет плач и скрежет зубов. 43 А праведники тогда будут сиять, как солнце, в Царстве их Отца. У кого есть уши, пусть слышит.

Притча о спрятанном сокровище

44 Царство Небесное можно сравнить со спрятанным в поле кладом. Когда человек находит тот клад, он прячет его и, радостный, идет и продает все, что имеет, для того, чтобы купить это поле.

Притча о драгоценной жемчужине

45 Еще Царство Небесное подобно купцу, который ищет прекрасный жемчуг. 46 Найдя драгоценную жемчужину, он продает все, что имеет, ради того, чтобы купить ее одну.

Притча о рыболовной сети

47 Еще Царство Небесное подобно сети, опущенной в озеро, в которую попало много разной рыбы. 48 Когда сеть наполнилась, рыбаки вытащили ее на берег. Потом они сели и отобрали хорошую рыбу в корзины, а плохую выбросили. 49 Так будет и в конце мира. Придут ангелы, заберут злых из среды праведных 50 и бросят их в пылающую печь, где будет плач и скрежет зубов.

51 – Вы поняли все это? – спросил Иисус.

– Да, – ответили ученики.

52 Тогда Иисус сказал им:

– Так вот, каждый учитель Закона, усвоивший весть о Небесном Царстве, похож на хозяина дома, который выносит из своих кладовых и новое, и старое.

«Не бывает пророк без чести, разве только в городе своем и в своем доме»(E)

53 Когда Иисус закончил рассказывать эти притчи, Он ушел оттуда. 54 Он пришел в Свой родной город и начал учить людей в синагоге. Все удивлялись:

– Откуда у Этого Человека такая мудрость и такая сила? 55 Разве Он не сын плотника? Не Марией ли зовут Его мать, и разве Он не брат Иакова, Иосифа, Симона и Иуды? 56 Разве не среди нас живут все Его сестры? Откуда же у Него все это? 57 И они отвергли Его.

Иисус же сказал им:

– Пророка уважают везде, только не на его родине и не в его доме.

58 И Он не совершил там многих чудес из-за неверия этих людей.

Footnotes

  1. 13:14-15 См. Ис. 6:9-10.
  2. 13:32 Ср. Дан. 4:7-9.
  3. 13:33 Букв.: «три саты», т. е. примерно 36 литров (23 кг муки).
  4. 13:35 См. Пс. 77:2.
  5. 13:55 По-гречески: «Мариам»; также в 27:56, 61; 28:1.