Привитие интереса к чтению

О том, что современные дети мало читают, говорят на каждом углу. Больше всего в этом обвиняют гаджеты, но всё же и до их появления люди делились на читающих и не читающих. Можно ли с этим что-то сделать и как развить в ребёнке интерес к книге — рассказала основатель первой в России организации профессиональных наставников по чтению «Книжный гид.org» Марта Райцес на лекции Клуба экспертов образования.

Желание родителей вырастить читающего ребёнка естественно и объяснимо. К сожалению, так бывает, что даже в читающей семье дети не всегда любят книги. Но это не значит, что ничего нельзя изменить.

Читайте с рождения

Да, малыш ещё не понимает слов, но стихи, которые читает мама, говорят младенцу о её близости. Его успокаивает мамин голос, интонации. Уже с 10 месяцев до полутора лет у ребёнка формируется словарный запас. Ведь он активно познаёт мир всеми органами чувств. Однако не превышайте фазу активного внимания, которая составляет не более четырёх минут.

Уже с двух лет ребёнок воспринимает отдельные слова и фразы как повествование, а в три года он уже не только слушатель, но и активный собеседник. В это время у него возникает страсть к перечитыванию (о ней я скажу подробнее чуть позже). Не читайте больше 20 минут. Это тот максимум, который ребёнок может выдержать в этом возрасте.

Марта Райцес

Сделайте чтение игрой

Приучая ребёнка к книге в раннем детстве, имейте в виду, что дети начнут читать, если будут воспринимать этот процесс как игру. «Почитай, ты станешь самым-самым умным», «Ты будешь лучше всех писать сочинения, когда вырастешь» — подобные аргументы не работают. Придумайте правила и условия игры. Ребята это очень любят.

Не бойтесь повторений

Не раздражайтесь и не удивляйтесь, если ребёнок на протяжении нескольких лет просит вас почитать на ночь одну и ту же книгу. Просто она олицетворяет для него психологический комфорт. Такая книга была и у вас. Если вы прочтёте её сейчас, вы вернётесь в то самое состояние комфорта, которое испытывали в детстве. Возможно, вам захочется даже познакомить с этой книгой вашего ребёнка, но нет никаких гарантий, что она станет для него тем же, чем была для вас. Это всё очень индивидуально. Как правило, ежедневное чтение одних и тех же книг заканчивается в восемь лет.

Учите стихи

Буквально с рождения и до восьми лет — самый оптимальный период! Это практически не займёт вашего времени, потому что в этом возрасте заучивание даётся детям легко. Вот уже к средним классам, если вы не развивали этот навык раньше, заучивание требует определённых усилий.

Пусть литературу выбирает ребёнок

Позвольте ребёнку выбирать для чтения те книги, которые ему интересны. Каждая книга чем-то полезна. Проза способствует усвоению речевых навыков, а поэзия — развивает чувство ритма. До дыр зачитанная книга создаёт психологический комфорт, а незнакомая книга — даёт новые знания. Сказочный сюжет обогащает фантазию, а реалистичный сюжет — жизненный опыт. Короткий рассказ учит сжатому повествованию, а длинный — тренирует память.

Почему дети никогда не будут читать то, что советуют в школе

Ребёнок может отдавать предпочтение чему-то одному. Некоторые дети любят короткие рассказы, где есть начало, довольно скорая развязка и завершение. Другие не видят смысла знакомиться с героем короткого рассказа, потому что не готовы к быстрому расставанию с ним. Им нужно прожить с героем какое-то значительное время.

Выбирайте правильные аргументы

Неубедительно:

  • Эту книгу вам задали в школе
  • Эту книгу мы давно не читали
  • Тебе обязательно нужно прочесть эту книгу
  • Эту книгу рекомендовал продавец книжного
  • Эта книга нравится всем

Серьёзные доводы:

  • Эта книга мне самому очень дорога, я хочу ей с тобой поделиться
  • Это книга автора, которого ты уже хвалил
  • Это книга про то, что ты любишь
  • Эта книга попала к нам домой магическим образом
  • Это любимая книга актрисы из фильма, который тебе нравится

Сделайте покупку книги приключением

На это надо выделить не менее полутора часов, дать ребёнку корзинку и позволить положить в неё всё, что он хочет. Знакомство с книгой тоже можно превратить в праздник. Полистать книгу в кафе, посадить ребёнка в ванну с пеной и прочитать первые страницы. Читательские ритуалы очень полезны.

Обратите внимание на формат книги

К сожалению, даже чтение такой безобидной книги, как «Питер Пэн», может лишить ребёнка здорового сна, если неправильно выбрать формат книги. Опрос, проведённый в LifeProof, выявил, что дети, читающие с планшетов, смартфонов, ноутбуков и букридеров, плохо спят, потому что гаджеты подавляют выработку ночного гормона — мелатонина. Если верить исследованиям 2013 года, то исключения составляют лишь гаджеты с экраном E-ink.

Создайте ребёнку правильное окружение

Если у ребёнка есть хотя бы один читающий друг, вероятность того, что он заинтересуется чтением, намного выше. В 9-11 лет у детей появляются первые секреты от родителей. Как правило, возникнет тяга к коллекционированию. Предложите своему ребёнку (на пару с другом) сделать объектом коллекции любимые книги, книги одного жанра или автора.

Читайте сами!

Парадокс, но нечитающие родители хотят быть родителями читающих детей. В это же самое время их дети делают для себя однозначные и печальные выводы: «А зачем мне читать, если мои родители не читают и успешны? У нас дома нет никакой библиотеки, но все говорят, что у нас шикарная квартира. Моим родителям читать некогда, потому что они много работают. Но и я всегда занят на кружках и секциях, значит, мне тоже некогда».

5 книг, которые научат ребёнка нестандартно мыслить

Как бы вы ни уставали, держите в руках книгу хотя бы 15 минут в день. Дети должны видеть пример. Идеальный вариант, если бы в вашей семье были традиции, связанные с книгой. Я уже взрослый человек, но каждый выходные я еду домой к родителям, чтобы вместе читать театральные пьесы. Это замечательно времяпрепровождение, берущее начало в моём детстве.

И напоследок несколько рекомендаций. Книги этих авторов наверняка понравятся вашим детям в разном возрасте:

  • Эрик Карл Ротраут, Сузанна Бернер (0-4 лет)
  • Мира Лобе (5-10)
  • Роальд Даль (5-11)
  • Сария Парр (8-13)
  • Бьянка Питцорно (8-12)
  • Даниэль Пеннак (9-16)

Не пренебрегайте экранизациями, но перед тем, как посмотреть фильм, расскажите детям, что сначала написали книгу и только потом сняли по ней фильм. Иногда им не приходит в голову мысль о порядке вещей.

15 способов привлечь внимание ребенка к книгам

И снова здравствуйте. Давайте поговорим о книгах, вернее о самом процессе чтения. Вы любите читать? Нет, Вы любите читать так, как люблю читать я, используя для этого столь редкие минуты свободного времени? ))) Вечером, перед сном? И, конечно, Вас волнует неоправданное увлечение ваших детей интернетом, а хотелось бы, чтобы чадо больше уделяло внимание книгам, о пользе чтения всем известно. Здорово! Тогда эта статья будет для Вас полезна.

Меня часто спрашивали, как привить ребенку любовь к чтению? Этот вопрос, честно говоря, меня вводил в замешательство.У меня две взрослые дочери. И они любят совершать ритуал чтения перед сном, как и я. Мне казалось, что это все равно, как дать ложку в руки малышу, и он научиться есть самостоятельно, не сразу , постепенно, но, ведь, никто же не спрашивает вас о том, как вы научились владеть столовыми приборами… В нашей семье это как-то само собой происходило, так я думала раньше)).

С годами, работая с детьми, я все больше и больше убеждалась в отсутствии интереса к чтению у современных детей. И в большинстве случаев, не поверите, виновниками отсутствия интереса у ребенка к книге были сами взрослые.. Исправлять ситуацию приходилось разными способами и педагогическими и не педагогическими…

В этом посте хочу поделиться своими лайфхаками (проверенными способами) формирования интереса к книгам. Ловите и пользуйтесь с удовольствием.

Как развить интерес к чтению

  1. Помните! Дети помнят не наставления, а пример со стороны родителей. Если вы сами не читаете, то нет смысла заставлять ребенка брать книгу в руки, или читать нотации о пользе чтения. В этом случае начните с себя.
  2. Книги должны быть в доме, должны находиться в свободном доступе. Не стоит ждать, когда ребенок созреет, и вы поведете его в библиотеку или магазин.
  3. Подбор книг. Книги должны соответствовать возрасту. Колобок для четвероклассника будет маловат, а Том Сойер не захочет дружить с малолетками 4х — 5ти лет.
  4. Эстетическая составляющая. Книга должна быть красивой. В ней должны быть красивые иллюстрации, качественная бумага. Ее должно быть приятно держать в руках, должно возникать желание перелистывать страницы… Ну, вы понимаете о чем я? Грязные, потертые или порванные страницы ребенка вряд ли привлекут. Дети — они собственники. Поддержанная книга будет напоминать им о том, что хозяин книги кто-то другой, а значит интерес к ней снижается.
  5. Поощряйте общение ребенка с книгой, пусть листает, играет, не давите своим авторитетом и правилами типа- взял в руки, читай, или, из книг домики не строят. Строят, еще как строят! В процессе постройки взгляд останавливается на интересной картинке, рука тянется к строчкам…. и… — Мам, почитай тут.
  6. Содержание книги. Выбирайте по принципу — какие вкусы и интересы у моего ребенка, а не, что будет полезно. Это потом, не на начальной стадии приучения))
  7. Читайте вместе! Нет ничего приятнее, чем слушать мамин голос, смешную или захватывающую историю, которую тебе читают.
  8. Не торопитесь с вопросами по содержанию с целью лучшего усвоения или уточнения понятности прочитанного. Дайте ребенку возможность по фантазировать. Он сейчас в эпицентре: спасает, жалеет, убегает или влюбляется.
  9. Что еще может заинтриговать, как остановка на самом интересном месте….
  10. Читайте перед сном. Дети охотно соглашаются слушать и читать перед сном. Они искренне считают, что таким образом отодвигают сроки сна))
  11. Не ждите, когда ваш ребенок повзрослеет и сможет понимать текст. Начинайте читать как можно раньше, и пусть ваш малыш поначалу просто слушает тембр вашего голоса, но систематическое чтение перед сном, делает этот процесс любимым.
  12. Не пропускайте дни, читайте каждый день, хоть 6 предложений.
  13. Соревнование. Даже в чтении книг ситуация соревнования с кем -то оказывает свое действие.
  14. Нет ничего более притягательного, как запретное))). Например, читать с выключенным светом нельзя, но есть фонарик, о котором родители не знают. Тут главное сохранить таинственность, «запрет». Не торопитесь заходить в комнату к ребенку с проверкой, лучше обеспечьте наличие фонарика в его комнате, как бы невзначай. Или, вот, еще пример, — В нашем доме в туалете не читают… А на полке лежит несколько книг. Согласитесь, дети могут подолгу сидеть на любимом троне, мечтая о чем -либо))), а если под рукой окажется красивая книжка с картинками…
  15. После прочтения книг, вместе посмотрите одноименный фильм)))

Читайте с удовольствием! Всех вам благ)

Далее : Мамы обвиняют себя

У ребенка нет интереса к учебе и чтению«Что сейчас происходит с детьми? Они совсем не хотят читать», ‒ сетуют учителя начальной школы, обеспокоенные тем, что школьники мало и неохотно читают. Родители тоже жалуются, что порой приходится с трудом усаживать за книгу ребенка. Отчасти такую ситуацию можно объяснить тем, что ребят окружает множество гаджетов, которые заменяют им книги, общение. Но нередко виноваты сами взрослые, так как не придают значения своевременному воспитанию у ребенка интереса к литературе.

Зачем нужно как можно раньше прививать у детей любовь к книге?

Доказано, что чтение имеет большое значение для человека, так как только при помощи чтения можно полноценно развить интеллект, сформировать умение связно излагать мысли, стать интересным собеседником. Постоянное чтение расширяет кругозор, углубляет знания об окружающем мире.

Поэтому родителям важно знать, когда учить читать своего ребенка и как привить любовь к чтению.

Причины нежелания читать у детей

Специалисты утверждают, что нет готовых рецептов, которые бы заставили школьника полюбить книгу. Однако каждый родитель всегда может найти подход к своему ребенку, используя определенные средства. Главное условие ‒ работу с книгой надо начинать как можно раньше. Например, в педагогической практике определяется возраст 4-5 лет, когда уже можно учить малыша читать. В этом возрасте сформирован артикуляционный аппарат, развивается произвольность психических процессов, обнаруживается интерес к звуковой культуре речи, имеется определенный опыт в окружающем мире. Учитывая все это, можно своевременно сформировать мотивацию к чтению и добиться того, чтобы дети полюбили книгу.

Наблюдения психологов свидетельствуют, что у многих школьников не развивается желание читать из-за неправильных действий родителей:

  • взрослые сами читают мало и неохотно;
  • насильно навязывают книгу ребенку;
  • заставляют читать, когда школьник не расположен к этому;
  • при покупке книг не учитывают интересы ребенка;
  • не придают должного значения обустройству книжного уголка;
  • не прививают детям опыт совместного чтения, когда родители в эмоциональном плане могут воздействовать на них, прививая любовь, интерес к чтению.

Важно! Родителям стоит проявить самое серьезное внимание к домашнему чтению. Надо помнить, что своим неправильным поведением они могут вызвать у детей стойкое нежелание читать.

Средства, помогающие родителям приобщить ребенка к чтению

Родители помогают ребенку в обученииПрежде чем выбирать средства, эффективно воздействующие на ребенка, надо понимать, в каких условия он растет и развивается. Если семья читающая, мама с папой проводят значительную часть времени с книгой, ребенок постоянно видит положительное отношение родителей к чтению – это одно направление.

Первое направление

В этом случае можно рекомендовать:

  • совместный подбор книг для домашней библиотечки;
  • домашние субботние чтения с обсуждением прочитанного;
  • экскурсии на книжные ярмарки, выставки, встречи с писателями;
  • создание ситуаций, когда ребенок без принуждения согласится почитать, например, «не успела дочитать страницу, прочти мне, пожалуйста, пока я готовлю ужин»;
  • организовать дежурство по книжному уголку с поощрительным призом (в семье с несколькими детьми предложить поочередно наводить порядок в книжном уголке, следить за пополнением библиотечки);
  • изготовление самодельных книжек с нарисованными картинками для подарка друзьям, родственникам;
  • запись в близлежащую библиотеку.

Игра является ведущей деятельностью у дошкольников, пока важна и для младших школьников наравне с учением, поэтому целесообразно использовать игровые моменты: предложить детям настольные игры, по правилам которых обязательно надо прочитать какой-либо текст. Это могут быть различные лото: «Времена года», «Домашние и дикие животные»; сюжетные разрезные картинки с текстом по любимым сказкам, мультфильмам.

Хорошо помогают дидактические (обучающие) игры по типу «В гости к сказочным героям» (вспомнить сказку или героя по фрагменту из нее); мнемотаблицы (зашифрованная книжка, которую ребенок должен отгадать); ребусы и пиктограммы с названием любимых книг.

Второе направление

Если же в семье нет места книге, родители большую часть времени проводят за компьютером, то и ребеночек тоже не будет читать. Поэтому в этом случае нужно выбрать средства, которые помогут исправить ситуацию:

  • взрослые должны сами «подружиться» с книгой и стать примером для ребенка;
  • выделить место для обустройства книжного уголка;
  • ежедневно читать вслух, даже если вначале это будет чтение перед сном;
  • вместе с ребенком устраивать ежемесячные походы в книжный магазин, где совместно выбирать детскую книгу с яркими иллюстрациями;
  • взрослому предварительно прочесть детское произведение и заинтриговать свое чадо интересным сюжетом;
  • использовать игровые ситуации, например, «День рождения у любимой игрушки, подарим ей книжку», «Заболела наша книжка, изорвал ее братишка» (починка книг), «Книжкина неделя» (играем и читаем только книги).

Важно! Заинтересованность и творчество родителей помогут им самим придумать множество средств, направленных на воспитание у детей любви к чтению.

Что нужно знать о методиках развития интереса к чтению?

Методика обучения предлагает специальные приемы, помогающие развивать у ребятишек навыки чтения с желанием читать. Специалисты обращают внимание на такие интересные методики, как:

Ребенок находит письмо от любимого сказочного героя

  1. Обучение чтению по Кассилю: родитель подбирает интересную книжку и читает ребенку, потом резко останавливается на интересном месте, ссылаясь на нехватку времени. Ребенок, увлекшись сюжетом, пробует сам дочитать. Взрослый поощряет его и предлагает вариант поочередного чтения «строчку я, строчку ты».
  2. Методика Искры Даунис: утром малыш находит письмо от любимого сказочного героя, в котором написано, что он хочет дружить с ребенком и присылает ему подарок, находящийся в определенном месте. Так начинается регулярная переписка с описанием интересных событий из жизни семьи (походы цирк, поездки с родителями и прочее), что развивает у ребенка читательские навыки.
  3. Методика древнего народа, суть которой заключается в том, что ребенку разрешается читать за хорошее поведение, так как чтение — это праздник.

Если какие-либо методики заинтересовали родителей, с ними можно более подробно ознакомиться на специальных сайтах.

Советы специалистов

Если родителям сложно углубляться в специальные знания, им помогут актуальные приемы, эффективно используемые в семейном воспитании.

У ребенка к школе должна быть своя детская библиотека

  • Чтобы чтение стало нормой для дошколят и младших школьников, оно должно стать образом жизни всей семьи.
  • Книжки подбираются, исходя от возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Сначала малышу покупаются специальные книжки-малышки с пластиковыми страницами. В дошкольный период количество увеличивается, меняется содержание и материал. Яркие, красочные иллюстрации, крупный шрифт способны привлечь внимание дошколят. К школе у будущего первоклассника должна быть солидная детская библиотечка.
  • Использовать разные приемы чтения: читать по ролям; поочередно (начинает взрослый, продолжает ребенок); заинтересовать загадкой: «Я загадаю героя, а ты в тексте найди его описание»; заинтриговать сюжетом, остановившись на самом интересном месте.
  • Устраивать театрализованные представления по мотивам сказок на семейных праздниках, днях рождения, когда ребятишкам нужно выучить свою роль.
  • Когда младший школьник научится читать довольно сносно, обязательно перейти к отработке выразительного чтения с интонациями, логическими паузами, что тоже немаловажно для формирования любви к чтению. Ведь чаще всего трудности, встречающиеся на пути ребятишек, не дают им возможности полюбить чтение.

По мнению психологов, период привития любви к чтению достаточно короткий: начиная с дошкольного возраста до 9 лет (обучение в начальной школе), а дальше делать это будет чрезвычайно трудно. Поэтому родителям не стоит надеяться только на работу дошкольного учреждения или школы, так как задача по воспитанию своего читающего чада ложится именно на них.