Признаки конца света

Дата: неизвестна.Сценарий: Апокалипсис и страшный суд.

Читать в полной версии

Фото: metmuseum.org

Фото: metmuseum.org

Сценарий: Апокалипсис и страшный суд.

Большинство религий содержит упоминание конца света. Для христиан конец света связан с рождением на Земле антихриста и вторым пришествием Иисуса Христа.

Согласно «Откровениям Иоанна Богослова», земля будет сожжена на глубину восьми с половины локтей вместе с горами, деревьями и животными. Все люди предстанут перед страшным судом, после чего спасенные праведники попадут в царствие небесное.

Апокалипсису должны предшествовать катаклизмы: люди столкнутся с разрушительными войнами, эпидемиями телесных и душевных болезней, голодом. Везде будет твориться беззаконие, на верующих начнутся гонения, а Евангелие, между тем, получит распространение среди всех народов.

Точная датировка конца мира в Библии отсутствует. Объясняется это тем, что об этом дне никто не знает — «ни ангелы небесные, ни сын, но только отец». Некоторые трактователи Библии считают, что события, произошедшие в 20 веке, указывают на скорое приближение апокалипсиса.

Патриарх Кирилл, комментируя тему близящегося конца света, отметил, что апокалипсис пока не наступает. Однако в любой момент могут начаться необратимые процессы: люди почувствуют дыхание апокалипсиса в тот момент, «когда зло будет тотально господствовать в нашем обществе или во всем роде человеческом».

Похожий сценарий конца света прописан и в исламе. После гибели всего живого произойдет переустройство мира, а люди, пройдя процедуры страшного суда, отправятся в рай или ад по своим заслугам.

Магия цифр и несбывшееся

Впервые в христианской Европе конца света ждали в 1000г. Считалось, что Иисус заковал дьявола именно на такой срок, а потом Антихрист вернется. Миллениум католики собирались встретить уже в царствии небесном, поэтому, готовясь к страшному суду, европейцы перестали возделывать поля и пасти скот. В новогоднюю ночь 1000г. огромное количество христиан собрались в Риме, ожидая последнего папского благословения. Конец света не случился, однако окончательно от страха апокалипсиса европейцы избавились только в 1033г., когда катастрофы не произошло.

Православные ждали конец света в 1492г., так как именно до этой даты были рассчитаны Пасхалии — формулы для вычисления даты пасхи. Верным знаком приближения последних времен им казалось падение Константинополя. Когда конец света не состоялся, Московский церковный собор продлил Пасхалии на 1000 лет вперед — до 2492г.

Тема грядущего конца мира, когда творение предстанет во всей полноте совершенства, входит составной частью во многие произведения библейской письменности. Представления о конце мира развивались и существенно дополнялись на протяжении веков; ниже мы приводим наиболее существенные из говорящих об этом тексты в хронологическом порядке.
Библия говорит о том, что мир, в котором мы живем, имеет начало, так как он был сотворен Богом. Этот мир не вечен, но существует во времени; временность является его неотъемлемым свойством. Для библейских авторов существование начала мира естественным образом подразумевает и существование конца, так как время – принципиально иной, чем вечность, способ бытия, и не может быть безграничным. Это представление о развивающемся мире, имеющем начало и конец, принципиально важно и для библейского понимания истории как направленного процесса, в котором разворачивается замысел Всемогущего о мире и человеке.
В начале истории библейского Откровения в избранном народе сложилось представление о некоем таинственном дне грядущей победы Бога, который завершит собой историю человечества. Основой для этого послужили многочисленные перипетии истории Израиля, в которых избавление народа от бедствий и катастроф происходило благодаря защите Бога. Эти масштабные события описаны в книгах Исхода и Иисуса Навина, Судей и Царств. Здесь народ Божий сталкивается с внешними врагами, которые нередко значительно превосходят его и в военном, и в культурном отношении. Однако упование на Бога приводит к тому, что Он вмешивается в события через избранных мужей – судей, пророков и царей, и обеспечивает победу над врагами и сохранение Израиля от уничтожения. На этой исторической основе сформировалось представление о грядущем Дне Господнем, когда произойдет окончательная победа Израиля над всеми его врагами (которые одновременно считались и врагами Бога).
День посещения у ранних пророков
В последующие столетия это упрощенное представление претерпело значительные изменения. Главным образом это произошло благодаря служению библейских пророков, для которых День Господень был одной из основных тем их проповеди.
Кратко основные положения пророческого учения о конце мира и Дне Господнем заключаются в следующем. Пророки говорят о конце мира как о Дне Посещения, когда Бог Сам таинственным образом явится в мире и посетит народ Свой. С этим посещением Бога будут связаны посрамление язычников, избавление Израиля – но также и суд над всеми народами, в том числе и над Израилем. Это посещение Божие пророки изображали как вселенскую катастрофу, в которой уничтожается все, недостойное величия Творца. Поэтому они часто называли День Господень днем мрака и днем гнева, днем суда. Одновременно всякое зло будет изгнано из тварного мира, даже сама смерть будет побеждена.
Пророки связывали грядущий День Посещения с приходом Христа; для них явление Христа и Посещение Бога во многом совпадали. Так пророки прикровенно выражали весть о том, что Христос Спаситель будет не просто великим человеком, но Воплотившимся Сыном Божьим.
Обычно слова пророков о конце мира соединяют в себе три ключевых аспекта. Пророки говорят о событиях современной им истории, в которых они видят прообразы грядущего конца мира. Опираясь на эти прообразы, пророки возвещают приход Христа, который должен стать поворотным моментом истории мира. То, что открывается им о конце времен, пророки нередко соединяют с вестью о приходе Христа.
Историческая последовательность грядущих событий была для пророков не так ясна, как их духовный смысл; поэтому большинство пророков соединяли в своей проповеди приход Христа и завершение истории. Это не ошибка; напротив, в Новом завете приход Христа является началом суда над миром и победы Бога над злом.
Таковы общие черты пророческого учения о конце мира, который они часто называли «тот день», однако в книге каждого пророка выделяются и специфические для него особенности.
Амос
Пророк Амос впервые явно говорит о Дне Господнем как о Дне посещения: «Я пройду среди тебя», говорит Бог устами пророка. Амос обращается к тем, кто надеялся, что День Господень станет для Израиля своего рода историческим «хэппи-эндом»: «Горе желающим Дня Господня… он тьма, а не свет». Этот день станет судом над всеми людьми, не исключая и Израиля, к которому Бог в силу избрания предъявляет исключительные нравственные требования. Кроме того, через Амоса Господь говорит, что в «тот день» будет восстановлена падшая скиния дома Давида – это пророчество о Христе, который будет потомком Давида.
Осия
Младший современник пророка Амоса, Осия также говорит о Суде Божьем, который в конце времен ожидает все дела людей. Но Осия возвещает, что конец мира ознаменуется победой Бога над всяким злом и грехом. Восторжествует всепобеждающая милость Творца, и даже самый главный, «последний» враг – смерть – будет побеждена.
Михей
Живший немного позже Амоса и Осии пророк Михей видит грядущий День Посещения как явление Самого Бога: Бог «наступает» на высоты земли, и перед величием Его славы тают горы. Таким образом, в конце времен Бог, Которого не может вместить вся тварь, явится миру в полноте. Об исполнении этого пророчества говорят слова Евангелия от Иоанна «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18).
Исайя Иерусалимский
Последний пророк 8-го в до РХ, Исайя Иерусалимский, также изображает День Господень как день Суда и победы Божьей. Но кроме этого, Исайя говорит о нем как о дне спасения, которое Бог совершит через Христа – рожденного от Девы потомка Давида. «Младенец родился нам – Сын дан нам», говорит Исайя, и в Нем Сам Бог вмешается в ход истории. С приходом Христа необратимо изменится вся тварь, зло и насилие будет побеждено, и им уже не будет места на преображенной земле. Поразительный образ волка, живущего вместе с ягненком – одно из самых знаменитых библейских описаний грядущего обновления мира. Исайя говорит также, что в День Господень не только избранный народ, но и язычники, обратятся к Богу и обретут спасение. Но избавление в славе Христа, мир Божий, открытый для всех людей в Царстве Его, одновременно является гибелью для всякого греха.
День Господень у пророков предпленной эпохи и плена
Софония: день трубы и бранного крика
В пророчестве Софонии, жившего в конце 7-го в. до РХ, выявляются новые аспекты грядущего конца света. Он предстает взору пророка как пир, на котором будет заклана жертва Господня. На этот пир соберутся избранные чада Божьи; для грешников же это будет день ослепления, так как согрешивший человек теряет способность видеть мир в истинном свете. Софония называет конец света днем гнева и брани, и говорит о том, что день этот близок. В данном случае речь идет, впрочем, не столько об исторической перспективе, сколько о неотвратимости Судного дня.
Иезекииль
В первой половине 6-го в. до РХ пророк Иезекииль, для которого разрушение Иерусалима стало прообразом конца света, возвещает, что День Господень будет днем обновления мира. Иезекииль говорит о таинственном Пастыре, Который придет в те дни. Он «встанет в проломе стены», чтобы защитить от бедствия Своих овец. Ни один из людей не может сделать этого, каждый из них несет ответственность за свои и только свои дела. Лишь Христос, Пастырь Израиля, будет защищать людей. В конце своей книги пророк Иезекииль описывает конец мира как битву Бога против сил зла. Поражение Гога, северного царя, символизирующего силы зла, стало характерным образом библейской апокалиптики. Главное же в пророчестве о вселенской победе Бога над злом и смертью – весть о том, что в конце времен Бог заключит с людьми Новый завет, и Дух Божий претворит каменные сердца людей в плотяные, вдохнет в них новую жизнь.
Исайя Вавилонский (Второисайя): в пустыне приготовьте путь Господу
Автор второй половины книги Исайи, традиционно именуемый Исайей Вавилонским или Второисайей, начинает свои слова с пророчества об избавлении, которое будет совершать Сам Бог. Как и другие пророки, Второисайя совмещает видение трех различных событий. Возвращение Израиля из вавилонского плена и восстановление Иерусалима являются для него прообразом грядущего прихода Мессии и конца мира, когда слава Божья будет явлена всему творению. Слова Второисайи о гласе вопиющего пятью веками позже применит к себе Иоанн Креститель.
Захария: спасение для всех
Младший современник Исайи Вавилонского, пророк Захария, также рассматривает плен и возвращение из него как прообразы грядущего Суда. В конце принадлежащей ему первой половины книги Захарии он говорит о том, что в последние дни все народы обратятся к Богу Израилеву, и Бог будет спасением прибегающих к Нему.
День Господень у пророков эпохи Второго храма
В эпоху Второго Храма пророчества о Дне Господнем становятся все более конкретными; Суд над народами и День гнева Господня отступают на второй план. «Тот день» для пророков этого периода главным образом связан с приходом Христа и Его спасительным служением.
Малахия: Бог пошлет Илию
В середине 5 в. до РХ пророк Малахия говорит о том, что перед наступлением Дня Господня Бог пошлет к людям пророка Илию, который возвестит наступление последних времен. Это пророчество исполнилось в служении Иоанна Крестителя, которого Ангел Господень, обращаясь к его отцу Захарии, называет «пророком в духе и силе Илии» (Лк. 1:17).
Иоиль: День излияния Духа Божьего
Словно продолжая пророчество Иезекииля о Новом Завете, на рубеже 4–5 вв до РХ пророк Иоиль говорит о том, что в последние дни Бог изольет Духа Своего на всякую плоть, и множество людей смогут слышать Слово Божие так же непосредственно, как слышат Его избранные мужи Господни – пророки. Эти дни будут сопровождаться знамениями вселенского масштаба, солнце померкнет и луна обратится в кровь. И всякий, кто призовет имя Господне – спасется, говорит Иоиль. Таким образом, избранные, которые будут спасены в День Господень – это те, кто обратится к Богу Израилеву и призовет имя Господне.
Захария (Второзахария): воззрят на Него, Которого пронзилиОсобое место в библейский пророчествах о конце мира занимают слова неизвестного по имени современника Иоиля, автора второй половины книги Захарии. У Второзахарии День Суда предстает как расчет между людьми и Богом, когда люди дают Богу плату за Его благодеяния. Тридцать серебрянников отвешивают люди в уплату Господу – эта страшная подробность подчеркивает, что последние времена начинаются в истории мира с приходом Христа. Но и Второзахария говорит о Дне Суда как о Дне спасения, когда Бог будет защищать людей от гибели. В эти последние времена люди воззрят на Пронзенного ими Христа, и в их сердцах откроется источник слез для омытия греха и нечистоты. Плач в Иерусалиме напоминает Второзахарии древнюю битву при Мегиддо (Армагеддоне). После этих слов Второзахарии эта битва (исторически относящаяся, вероятно, к 622 г, времени царя Иосии) становится одним из самых известных символов конца мира.
Даниил
В 4 в. до РХ автор книги Даниила возвещает, что время грядущего прихода Христа и Судного Дня определено. Таинственные, так и не расшифрованные людьми сроки, о которых говорит Даниил, уже отмерены. Главным событием Дня Господня Даниил называет смерть Христа; но после этого до конца мира пройдет еще некоторое время, которое будет эпохой «завета для многих».
Евангелие
С приходом Господа Иисуса Христа начинают исполняться пророчества Ветхого Завета о последних днях. Христос говорит ученикам о том, что Иоанн Креститель – тот самый пророк последних дней, о котором возвестил Малахия. Суд над миром, которого с трепетом и надежой ожидали пророки, начинается во дни Христа.
Слова Господа Иисуса Христа о конце мира, которые Он говорил ученикам на горе Елеонской, получили название «апокалипсис синоптиков», потому что они почти одинаково зафиксированы и Евангелиях от Матфея и от Луки. Матфей приводит их несколько более подробно.
Здесь Господь говорит о том, что конец мира будет ознаменован пришествием Христа в славе; как молния от края неба и до края, оно будет явлено всем людям. Но прежде этого времени человечество ожидают многочисленные бедствия и вражда против верных Божьих. Важнейшая черта последних дней, которую называет ученикам Христос – то, что Его Евангелие будет проповедано во всех народах, так что все люди услышат о Нем и получат возможность призвать имя Господне. Лжехристы и лжепророки будут пытаться увлечь людей за собой; только верность и упование на Бога помогут избранным претерпеть эти страшные времена.
Христос говорит ученикам, что, хотя время наступления конца мира определено, никто, кроме Небесного Отца не знает о дне том и часе. Суд будет неожиданностью, к которой нельзя подготовиться заранее. Как вор подкрадывается в ночи, приблизится к людям Последний день мира. Поэтому Христос заповедует ученикам бодрствовать и всегда быть готовыми к наступлению конца.
Евангелист Иоанн дополняет апокалипсис синоптиков рядом существенных аспектов. Он приводит слова Христа о том, что суд уже начался и Слово Христа до последнего дня будет судить людей. Кроме того, Христос говорит в Евангелии от Иоанна, что конец мира будет связан с воскресением мертвых; для одних оно будет дверью в жизнь, а для других – в погибель. Критерии этого суда Христос объясняет ученикам в беседе о Последнем Суде, которую записал евангелист Матфей. Люди всех народов будут судиться по тому, как они поступали по отношению к другим. «Что вы сделали людям, – говорит Христос, – то Мне сделали». Милосердие к ближнему и сделанное людям добро являются главным критерием, определяющим вечную судьбу людей.
Но Христос возвещает ученикам и то, что для верующих Ему уже открыт путь к воскресению и жизни. Плоть и Кровь Христа становятся для них пищей вечной жизни, Трапезой Господней, предреченной пророком Иезекиилем.
Важнейшим для Евангелия откровением о жизни христиан в преддверии конца явлются заключительные слова Христа в Евангелии от Матфея: «вот, Я с вами во все дни до скончания века».
Деяния
Евангелист Лука сообщает в начале книги Деяний апостолов приводит слова, сказанные Господом Иисусом Христом ученикам в момент Его Вознесения. На вопрос учеников, не в настоящий ли момент исполняются пророчества о конце времен, Господь говорит, что ученикам не дано знать времена и сроки. Вместо этого им, согласно пророчеству Иоиля, будет дарован Дух Святой, Чье благодатное действие положит в учениках начало жизни будущего века. Тем самым вновь утверждается открытая в Евангелии от Иоанна возможность для учеников Христа перейти от смерти в жизнь уже сейчас. Во второй главе Деяний, в день Пятидесятницы, апостол Петр утверждает, что совершившееся на апостолах чудо и есть исполнение пророчества Иоиля. Тем самым, согласно древней христианской традиции, его пророчество о померкшем солнце относится к тьме, покрывшей Голгофу в момент Крестной смерти Христа.
Послания
Ученики Христовы в своих посланиях многократно обращаются к теме конца мира. Послания подтверждают евангельское благовестие о том, что для верующих День Господень одновременно и будущее, и настоящее. В среде первых христиан было распространено мнение, что конец мира настанет вскоре после Воскресения Христова. Однако, с течением времени, эта точка зрения перестает быть общепринятой.
Главным образом апостолы говорят о конце мира как о Пришествии Христа в славе; Днем Господним в апостольской среде чаще называется первый день недели, когда христиане празднуют Воскресение и Господь пребывает с ними в таинстве Евхаристии. Пришествие Христа повлечет за собой воскресение мертвых и новую жизнь в обновленном – избавленном от зла и преображенном мире.
В посланиях апостолы рассматривают время после Воскресения Христова как «последние времена», потому что с приходом Христа исполнились все сроки и пришла «полнота времен». Это время, длительность которого неизвестна, следует употребить на то, чтобы, по примеру Христа, деятельно нести в мир Божью любовь и делать добро. Ожидание Дня Господня требует также от христиан бодрствования – внутренней готовности предстать перед Спасителем. Тем самым в Церкви осуществляется Царство Небесное, которому еще предстоит явиться в полноте. Жизнь христианина протекает, таким образом, в Царстве Небесном еще до его окончательной победы.
Продолжая сказанное Христом о признаках приближения конца мира, апостол Павел дополняет это несколькими важными вещами. Во-первых, он говорит о том, что в последние времена в мире появится в человеческом образе враг Божий, Антихрист, который попытается увлечь людей за собой. Во-вторых, апостол Павел полагает, что перед концом мира, последним из народов, обратится ко Христу избранный народ, запечатлевая тем самым полное число уверовавших. Апостол возвещает также, что в День Господень не только воскреснут мертвые, но и оставшиеся в живых, «изменившись», встретят Господа.
Апостол Петр, подтверждая слова апостола Павла, говорит о конце мира как о вселенской катастрофе. То, что сроки наступления конца отложены, Петр считает проявлением милости и долготерпения Бога, дающего людям возможность обратиться и уверовать.
Апокалипсис: новое небо и новая земля
Специально судьбам мира и Церкви посвящена заключительная книга Библии, Откровение Иоанна Богослова или Апокалипсис. Откровение подводит итог всему, что было сказано об этом в библейской традиции. Апостол Иоанн прибегает в нем к образам, заимствованным из ветхозаветных пророчеств, подчеркивая тем самым преемственность ветхозаветного и новозаветного откровения. Книга Откровения заканчивается пророчеством о том, что победа Бога над грехом увенчает тяжелую борьбу. В обновленном творении («новое небо и новая земля») Бог будет пребывать среди людей в вечном Небесном Иерусалиме. Заканчивается книга Откровения словами «гряди, Господи Иисусе», навсегда ставшими для учеников Христа выражением горячего желания приблизить эту грядущую победу.

Интервью с президентом Фонда русских экспедиций и путешествий
10.09.2007

Президент Фонда русских экспедиций и путешествий Виталий Сундаков по первому образованию педагог — окончил Николаевский пединститут, потом – факультет журналистики МГУ. Совершил немало увлекательнейших путешествий. Некоторые результаты его научно-исследовательских экспедиций — например, в Папуа Новую Гвинею, в Амазонию, Мексику — стали сенсацией для мирового научного сообщества.

— Виталий, что сделало Вас путешественником?

— Путешественником меня в большей степени сделала художественная литература – Фенимор Купер, Джек Лондон, Жюль Верн, Киплинг. Вместе с героями их произведений я скакал по прериям, спасал прекрасных дам, продирался через ледяные торосы, гнал упряжку с собаками, перевоплощался в Маугли… Чтение книг для ребенка – чрезвычайно важная вещь, потому что эта процедура – в отличие от кинематографа, от картинки вообще — развивает воображение. Читатель домысливает, мечтает, фантазирует…

— Вообще-то здесь следовало бы подчеркнуть, что Вы – профессиональный путешественник…

— Действительно, я внес эту профессию в Кадастр мировых профессий. После этого стал профессиональным путешественником № 1 в мире. Не лучшим, не главным, а просто первым по дате регистрации в мировом кадастре.

Один из главных призов для победителей Всероссийских детских географических олимпиад – посещение моего дома, с богатейшей коллекцией реликвий со всего мира. Дети приходят сюда и получают возможность взять в руки волшебную маску, потрогать коготь реликтовой птицы, мачете и каменный топор…

Когда у них появляется шанс все это увидеть, послушать рассказы об удивительных вещах, то мир для них перестает быть абстракцией или картинкой в учебнике, у детей появляется географическое мышление, пространственное мироощущение, сознание их расширяется. Они чувствуют себя уже частью мира.

— Остается только позавидовать этим юным и талантливым. А в Вашем детстве были такие возможности?

— Начнем с того, что с 12 лет я стоял на учете в детской комнате милиции с формулировкой «за несанкционированные родителями систематические путешествия по стране». Но самостоятельно путешествовать я начал с 6 лет. Каким образом? Я выходил на автобусную или трамвайную остановку, старался притулиться к какой-нибудь бабушке (чтобы все думали, что я с ней!), входил в салон, и начиналось мое путешествие. Главной целью было услышать желанное: «конечная остановка». Это были магические слова! Мне казалось, что я добрался до края света… Так я и осваивал маршрут за маршрутом.

А вообще, однажды я наткнулся на газетную заметку, где один из медиков-психологов рассказывал о разных интересных психологических и социальных «заболеваниях», в частности – о драмомании. И в качестве примера приводил меня и мою биографию…

Не знаю, может быть это и болезнь – тяга заглянуть за горизонт. А может быть – это генная наследственность, не только от прямых родителей, бабушек и дедушек, а и от этноса в целом, да плюс – от территории, от культуры.

Все вроде у русского человека есть, но — нет, ему надо все дальше и дальше открывать и осваивать новые территории.

Трудом и усилиями выдающихся русских путешественников (а их в истории — более трехсот) ширились границы Государства Российского, цивилизация собирала себя воедино. Заметьте, путешественник, это человек, шествующий по пути. Цель зависит от согласия головы и сердца. И у каждого из путешественников была своя важная цель.

— Но начиналось все, вероятно, с жажды познания?

— Каждый человек сначала начинает путешествовать для того, чтобы получить впечатления. Но сегодня я всегда говорю: не надо путать туризм с профессиональной деятельностью путешественника. Когда-то, чтобы возникла дискуссия о самом понятии «профессиональный путешественник», я, эпатируя, вбросил в общество такую «гранату»: сказал, что я первый профессиональный путешественник. Очень скоро после этого количество «профессиональных путешественников» в России стало превышать все санитарные нормы. И я вынужден был объяснять людям, чем отличается профессиональный путешественник от профессионального туриста.

Главное кредо туриста – это впечатления. Главное кредо исследователя – наблюдения. Чем они отличаются друг от друга? Впечатления – это эмоционально окрашенные наблюдения, а в профессиональной деятельности путешественника не должно быть эмоций: он видел, слышал, предполагает, собирает и отбирает материал (в том числе – архивный) и т.д. И в этом парадокс ситуации: путешественником меня сделало желание получать впечатления (чем острее и ярче – тем лучше), а профессионалом сделало совершенно противоположное устремление – воспринимать спокойно и непредвзято природу, людей, культуры, этносы, миры…

Вскоре после начала моей профессиональной карьеры путешественника обнаружилось, что планета чрезвычайно мала, и ее можно смело положить в карман экспедиционной куртки. Как шутит моя жена: муж, в ответ на вопрос, в каких странах он бывал, отвечает «везде», чтобы не перечислять пять-десять-тридцать стран, где не был.

Как только путешествие стало для меня работой, я все чаще начал вспоминать фразу, сказанную кем-то из древних даосов: «Лучше всех путешествует тот, кто путешествует, не сходя с места». Разложишь карты, поработаешь с навигационными приборами, разыщешь какие-то справочники, каталоги, я могу сутки не спать, представляя, как решу ту или иную задачу, и, совершенно обессиленный под утро я понимаю, что экспедицию свою я уже, считай, совершил. Я нашел ответы на все вопросы. Я уже «увидел» все, что хотел увидеть, не сходя с места. Но все это, конечно, не заменит романтики дороги. Но чем и отличается профессиональный путешественник от туриста так это основательной подготовкой.

— Понятно, что исследовательская функция – одна из ипостасей профессионального путешественника. А какие еще у него ипостаси?

— Путешественник — это своеобразный «луноход», на который разные организации грузят различное оборудование: я должен испытать средства связи, медикаменты, сублимированные продукты, обнаружить и сфотографировать ту или иную фауну или флору… И чем больше у меня базовых навыков и знаний в разных сферах (вулканологии, гляциологии, этнологии, антропологии), тем больше я востребован. Это – одна ипостась.

Другая — у тебя есть собственные творческие проекты. Третья — это обращения к тебе за помощью по поводу организации экспедиций. У меня ведь даже в трудовой книжке значится: профессия – путешественник, должность – руководитель экспедиции.

— Сколько же специальностей и сфер профессионального знания, должно быть, Вами освоено!

— На самом деле все они рождаются на основе базовых знаний, например – этнографии. Время от времени ты становишься то этнополитологом, то этнодиетологом, а то даже… этносексологом.

Лет десять я просто прожил в разных цивилизациях: с хантами, чукчами, эвенками, алеутами, дани, лани и т.д. Прожил, будучи одним из членов этого сообщества: все раскрашены – и я раскрашен, все на охоту – и я на охоту, все на войну – и я на войну. И, поэтому я изнутри понимаю их жизнь — и их космогонию, и культуру, и противоречия, и шкалу их морально-нравственных ценностей.

Сопоставляя знания о разных сообществах, можно выявить общие тенденции, причинно-следственные связи, понять, на каком этапе та или иная цивилизация изменила свое отношение к тем или иным аспектам человеческой жизни. Это очень важно, а оснований к экспертным выводам накопилось немало, ведь мне пришлось пожить и в первобытных обществах, и в средневековых.

— Такой огромный мультикультурный мир окружает нас, накоплено немало важных знаний о нем. Не кажется ли Вам, что в рамках школьной программы дети, подростки до сих пор получают об этом мире весьма скудные и одномерные знания?

— Мне кажется, тут очень многое зависит от учителя. Насколько он сможет увлечь их своим предметом. Например, кто-то в классе собирает марки. Так пусть он принесет их в школу, пусть расскажет о своем хобби! Подобное знакомство порой может развить географическое мышление и пространственное мироощущение детей лучше всяких учебников.

Я очень хочу создать на территории Славянского кремля, который сейчас возвожу в Подмосковье, этакий геокультурный полигон, где будут представлены технологии, инструменты, предметы быта, охоты, военной атрибутики. И там, на наглядном примере, учить детей понимать без чего человечество никогда не сможет обойтись, а какие предметы нынешней цивилизации — необязательны, вторичны. Знаете, житель современной цивилизации настолько оторван от реалий жизни, что порой даже не догадывается об этом. Мы уже не знаем половины растений, не умеем отличить карагач от вяза, золу от пепла, ворона от вороны. Мы совершенно не знаем звезды, мы просто перестали обращать на них внимание! Например, я спрашиваю у своих слушателей на лекциях:

— Вчера или сегодня ярче звезды?

Они отвечают:

— Не знаем.

Между тем во всех религиозных текстах есть приметы. В частности, есть примета апокалипсиса – «погасли звезды». Так вот, апокалипсис – может быть явлением частным. И если ты не знаешь, были ли звезды вчера, позавчера, месяц назад, значит, для тебя они погасли. А это значит, одна из примет апокалипсиса уже реализуется — для конкретного человека.

Вторая примета – «умолкли птицы». И я на лекции говорю слушателям:

— Биологи очень обеспокоены: внутри Бульварного кольца в Москве вот уже месяц не было ни одной птицы.

Слушатели:

-Да Вы что, серьезно?!

Я говорю:

— Нет, я шучу, но раз вы готовы в это поверить, значит — вы не знаете, есть они там, или нет. А это означает лишь одно: для вас птицы умолкли.

И так я иду дальше: вот вам третья примета, вот вам четвертая… В результате – вот вам и полный апокалипсис. Уж куда хуже!

…Те «робинзонады», «Контрольные для Робинзона», которые я провожу для детей на необитаемых островах еще с советских времен, и мои авторские программы — «Артек», «Орленок», «Океан», «Страна приключений» — нацелены на то, чтобы в игровой форме приучать ребенка к настоящим, реальным ценностям мира. Я пытаюсь объяснить детям, что чем в большем количестве вещей из обихода человек нуждается, тем меньше он к жизни приспособлен. Ведь в человеке столько кнопочек и рычажков, о существовании которых мы просто забыли! Когда я сталкиваюсь с возможностями людей, живущих по-иному и не знающих ничего о современной цивилизации, то у меня всякий раз возникает мощнейший взрыв сознания, эмоций, чувств. И каждый раз сверлит один и тот же вопрос «Ну, как же так? Сколько всего мы растеряли!». И при этом мы называем себя венцом эволюции…

— Какие вопросы чаще всего задают Вам люди, которых Вы встречаете в своих путешествиях?

— Человеку путешествующему люди чаще всего задают три самых простых вопроса: Кто ты? Откуда ты? Куда ты? Там, в «колыбельных» цивилизациях, это основные жизненные вопросы, потому что «паруснику, у которого нет цели, ни один ветер не будет попутным».

Вот я и стараюсь детям, с которыми работаю, объяснять, что повышение благосостояния, уровень образования, хороший социальный статус, авторитет – это все ин-стру-мен-та-рий! Но что делать-то ты собрался с этим инструментом? Дрова рубить? Ложку резать? Щи варить? Операцию делать? Строить? К сожалению, очень часто человек не знает, куда он плывет, зачем ему нужен этот инструментарий, что он собирался с его помощью построить…

Язык наш подсказывает нам очень многие ответы, Например, достаток — это достаточность, а не излишества. Излишества – это безумие. И детей хочется вакцинировать от этого безумия, научить отвечать на вопросы: Кем ты хочешь быть? Зачем тебе это нужно? Почему ты об этом мечтаешь?

Беседовал Сергей Котов

Два дня убила на поиски: кто произнес пророчества, когда? Все без толку. Алексей Ильич, где найти канонический вариант этих текстов?

Алексей Осипов: Таковых не знаю. Боюсь, речь идет или о каких-то устных словах кого-либо из афонских монахов, или это истории, связанные с преданием о Мамврийском дубе. Никаких прямых пророчеств от кого-либо из известных афонских монахов-подвижников нет.

То есть фейк?

Алексей Осипов: Это варварское слово точно передает ситуацию. Как раз афонские монахи — из монастыря Кутлумуш предупреждают об опасности увлечения пророчествами. Сам Христос сказал: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, и отказался говорить о конце света.

А почему?

Алексей Осипов: Попробуй, сообщи здоровому человеку, что он точно через два дня и три часа умрет. Сказать это — значит связать его нравственную свободу. Не зная даты, человек живет так, будто вечен на земле. А здесь вдруг конец. Душевное состояние, всё поведение сразу изменится. Возможно и отчаяние, и озлобленность — и добро, и зло. И всё это не в силу нравственных принципов его жизни, а только потому, что она вдруг кончается.

Конкретная дата не дана, но, может, есть какие-то признаки?

Алексей Осипов: Да, день и час мы не можем знать. Но по совокупности признаков можем сказать, ближе мы становимся или дальше. Священное Писание особо указывает на развращенность, рост аморальности. Смотрите, как сегодня на Западе насаждается попрание норм нравственности — на государственном уровне. Такого никогда не было. Сами факты были всегда, но они считались отклонениями, извращениями природы вещей. А сейчас их признают нормой. И если какой-нибудь западный чиновник только попробует выступить против такой политики, его уберут! Его не будет!

Еще один признак — рост гордыни, когда люди становятся все более самолюбивыми. «Главное мое «я», не трожь мое «я»!». Отсюда третий признак, на который указывают святые отцы: потеря веры. Веры в то добро, о котором говорит христианство. И все большее уничтожение самого понятия истины. Истину низводят до частного мнения. Есть мнение, а не истина. «Вы считаете, что есть Бог, а я считаю, что нет. Это ваше мнение, всего лишь».

То есть нет ничего абсолютного? И добро, и зло превращают в понятия относительные. «Что для кого-то зло, для кого-то, с другой точки зрения, может оказаться добром».

Алексей Осипов: И это утрата самого главного — понятия Истины.

Иоанн Богослов говорит: «Бог — это любовь». Но если у человека культивируется эгоизм, если главное — гордыня, мое «я», тут не до любви. Иисус так обозначает один из признаков кончины века сего: когда «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь».

Так что дуб ни при чем. И в том, что он упал, нет ничего странного. Когда я там был, дуб уже держали железные опоры, но я видел и зеленые ростки. В монастыре Святой Троицы в Хевроне был очень радушный настоятель, он давал мне и кору этого дуба, и желуди…

А как к самому Мамврийскому дубу относиться? Как к свидетелю явления Аврааму Троицы или как к дереву, растущему на этом месте?

Алексей Осипов: Думаю, последнее. Ведь что такое народные предания? Они, как ком снега, катящийся сверху, с годами обрастают все большими подробностями. Люди ассоциировали библейский эпизод явления Аврааму Троицы с конкретным местом, с конкретной дубравой. Они выделяли среди всех деревьев дуб из этого места и относились к нему как к святыне. Кстати, еврейское слово «кодеш», которое чаще всего переводится как «святой», происходит от корневого слова «кадаш» — «отделять для особой цели». Но относясь к дубу с почитанием, не стоит считать его падение предвестником всемирной катастрофы.

Еще в XIX веке аристократ, образованнейший человек, святой Игнатий Брянчанинов писал: «Одной из бед нашего времени является жажда чудес, более, нежели когда-либо». И это XIX век! Такое пагубное состояние Игнатий Брянчанинов объяснял тем, что «исчезли знаменоносные мужи», то есть великие святые. И тем, что люди потеряли уважение и благоговение ко всему священному, потеряли смирение. Вот и ищут везде чуда, зрелища, «шоу».

Но святые отцы предостерегают: увлечение всяческими предсказаниями, искание чудес — явление для психики крайне вредное. Они пишут о гибельности легковерия чудесам. Игнатий Брянчанинов, видя языческий настрой народа, предупреждал: самонадеянно стремиться ко всему чудесному, и уж тем более опрометчиво самому участвовать в совершении чудес, слишком опасно. «Мы приближаемся постепенно к тому времени, — писал Брянчанинов, — в которое должно открыться обширное позорище многочисленных ложных чудес». Цель ложных чудес — «увлечь в погибель тех несчастных, которые будут обольщены и обмануты этими чудесами». При этом, как учит преподобный Кассиан Римлянин, «чудеса, возбуждая удивление, мало содействуют святой жизни».

Но разве не бывает чудес истинных?

Алексей Осипов: Бывают. Игнатий Брянчанинов объяснял, как относиться к чуду: «Не хули и не принимай»! Не хули, то есть не ругай, не говори: все вздор — чтобы не оказаться противником божественного события, но и не принимай — чтобы не попасться в лапы лукавого, в лапы врагу. Простыми словами совет святых звучит так: «Не бойтесь, Бог не обидится, если вы по смирению не примите того, что исходит от Него. Но вот если вы примите дьявола, берегитесь!».

Алексей Ильич, но если приближение конца света определяется не предзнаменованиями, а зависит от нравственного состояния людей, может, нам дано его отдалить, отодвинуть?

Алексей Осипов: Конечно. Именно в силу этой причины Христос и отказался говорить о дне и часе Своего Второго Пришествия. Одним из центральных понятий в православном богословии, чрезвычайно важным, является понятие синергии, то есть понятие совместности усилий человека и Бога в деле подвига и спасения. Как Христос Богочеловек, так и дело спасения Богочеловечно. Это первое. Второе — не Бог каждый раз решает все обстоятельства жизненные, не Он. Но подобно тому, как существуют физические законы, точно так же, с еще большей твердостью и непоколебимостью, существуют законы духовные, по которым совершается все течение жизни и происходят события — как у отдельного человека, так и всего человечества. Преподобный Марк Подвижник объясняет: «Господь положил, чтобы за каждым делом, добрым или злым, приличное ему воздаяние следовало естественно, а не по особенному назначению от Бога, как думают не знающие духовного закона». Не Бог Сам действует, а по Его законам духовным это происходит. И высшим законом является закон любви, ибо Бог есть любовь.

Значит, если я сегодня сделаю что-то по закону любви, по заповедям — не для себя и не для члена своей семьи, а просто для ближнего, и, наоборот, не сделаю ничего, чтобы нарушило этот закон любви, то этим я отодвину грозную черту конца света?

Алексей Осипов: И «да», и «нет». Потому что не сам по себе факт определяет качество дела, а та причина, та мотивация, которая побуждает нас это сделать. Я могу сделать добро по лицемерию, по расчету, из тщеславия и самодовольства. А могу сделать ради исполнения воли Божьей, которая является любовью. Понуждая себя. Мне, может, не нравится этот человек, а я сделаю для него доброе — только ради исполнения Его воли. И тогда да, каждое благое деяние, сделанное из любви, отодвигает катастрофу. Тут можно вспомнить слова нашего философа И. В. Киреевского: «Каждая нравственная победа в тайне одной христианской души есть уже духовное торжество для всего христианского мира».

Кстати

Как часто нам обещали конец света?

Хотя традиционные религии не объявляют конкретного дня конца света, во все времена находились предсказатели точной даты. До 1000 года нам известно о 7 «последних днях». С 1000 г. до 1990 г. точная дата конца света предсказывалась как минимум 20 раз. С 1990 г. до 2000 г. о грядущем судном дне объявлялось не менее 40 раз. Самым плодовитым был 1999 г. — тогда мы пережили 14 хорошо анонсированных апокалипсисов. С 2000 г. промахнулись с 30 пророчествами. Надеемся, не в последний раз.