Про эгоизм

Люди делятся на две большие группы. Одни думают о благополучии окружающих. Другие заботятся только о себе. Именно им эта статья и посвящается. Речь идет об эгоистах. Кто они такие? Почему именно так себя ведут? Хорошо или плохо пренебрегать чужими интересами? Что делать, если собеседник ведет себя, как эгоист? Как строить с ним диалог? Можно ли его перевоспитать? Легко ли начать отношения? На что можно рассчитывать, общаясь с эгоистом? Предлагаем разобраться в этих вопросах вместе.

Кто такой эгоист?

Эгоист — это человек, который думает только о себе, ставя собственные интересы выше окружающих. Справедливо отметить, что в эгоизме нет ничего плохого, если он не приобретает гиперболизированных форм. Дело в том, что каждый человек – индивидуальный организм. Ему необходимо поддерживать в себе все физиологические процессы. Для этого следует правильно питаться, восстанавливать силы, заботиться о своем здоровье. Умеренный эгоизм в этом и помогает. Даже самый бескорыстный человек должен думать о себе, иначе у него закончится запас жизненной энергии, которую он направляет на помощь другим.

Пройти тест на эгоизм

Противоположность к слову эгоист, антоним его – это альтруист. Такой человек, наоборот, всего себя посвящает служению людям. Традиционно альтруизм противопоставляется эгоизму, но не все так однозначно. Известно понятие рационального альтруизма, когда люди помогают другим, логически осознавая необходимость этого. Безусловно, они ведут себя, как альтруисты, при этом усматривая и определенные «бонусы» для себя, что уже отдаленно смахивает на эгоизм. Кроме этого, помощь другим может повышать социальную значимость человека, тем самым «искушая» отдельных эгоистов напоказ вести себя, словно альтруисты. За примерами далеко ходить не надо. Достаточно включить любое политическое шоу.

Можно даже провести эволюцию эгоистичного поведения по мере взросления человека, как личности. Сперва, у каждого доминирует детский эгоизм, который постепенно приобретает взрослые очертания. Со временем, человек понимает, что помощь другим имеет преимущества, поскольку повышает авторитет в обществе, позволяет рассчитывать на благосклонность и поддержку. Это превращает эгоиста в рационального альтруиста, постепенно укрепляя такую модель поведения. Этот вектор развития справедлив только для зрелых личностей. Инфантильные люди, либо те, кто не отличаются развитым интеллектом, всю жизнь могут оставаться законченными эгоистами.

Синонимами эгоизма считаются такие слова: самолюбие, эгоцентризм, себялюбие, себякорыстие, корыстливость. Они отражают разные степени проявления этого признака, а также его направленность. Например, на получение выгоды, восхваление себя или достижение собственных целей. Если главным мотивом можно назвать личное удовольствие, то принято говорить о гедонизме – жизненном принципе, который базируется на стремлении к наслаждению. А вообще, эгоисты бывают разных видов, некоторые из которых сложно отличить от других типов личности.

Пройти тест на тип личности

Виды эгоистов.

Это понятие включает обширную классификацию, которая раскрывает различные стороны эгоизма. Их делят на виды согласно выраженности, рациональности поведения, активности, масштаба, радикальности, самодостаточности, возраста.

С учетом выраженности эгоисты бывают:

  • скрытые – маскируются под альтруистов;
  • явные – могут спокойно признать, что «я эгоист».

В зависимости от рациональности поведения:

  • рациональные – проявляют свою натуру, когда это уместно;
  • иррациональные – «гребут под себя» всегда, даже если это может им навредить в будущем.

По активности выделяются:

  • активные – проявляют напористость в реализации своих нужд;
  • пассивные – просто равнодушны к чужим интересам.

Согласно масштабности проявления эгоизм бывает:

  • одиночный – единоличное потребительство;
  • семейный – отстаивание интересов своих родственников;
  • общинный – приоритет на групповые интересы;
  • корпоративный – абсолютизирование корпоративных ценностей;
  • националистический – гиперболизированный патриотизм.

И.С. Тургенев разделил эгоистов на три группы по их радикальносности:

  • живут сами и другим не мешают;
  • сами живут, но другим мешают жить;
  • мешают и себе, и другим.

В зависимости от самодостаточности бывает два этических типажа:

  • «Потребитель» – проявляет равнодушие к окружающим, обеспечивая себя сам;
  • «Паразит» – не заботится о чужих интересах, пытаясь жить за счет других.

Если этикотип «Потребитель» вызывает уважение со стороны окружающих, зачастую добиваясь успеха в жизни, то «Паразит» никогда не становится популярным, занимая «экологическую нишу» иждивенца.

С учетом возраста, эгоизм бывает:

  • Детский – возникает от неумения контролировать свои эмоции;
  • Взрослый – стойкая психологическая модель поведения, которая выбрана осознанно.

Несмотря на разноплановость проявлений, эгоизм имеет ряд общих признаков, которые достаточно отчетливо проявляются у его владельцев. Это позволяет распознать себялюбивого человека и вовремя понять, как себя вести с ним.

Как распознать эгоиста?

Любой эгоист, независимо от его манеры поведения, стремится удовлетворить свои личные амбиции и потребности. Это значит, что скрытые мотивы имеются всегда. Лучше всего спросить об этом циника или скептика. Именно эти типы личности быстрее всего способны «раскусить» натуру эгоиста. Безусловно, подозревать всех неправильно, но проявлять чуть больше скепсиса в общении вполне нормально.

Кто такой эгоист становится понятным, как только пересекаются интересы. Если альтруист может отступить, либо согласиться на сотрудничество, то эгоист приложит все усилия, чтобы извлечь максимальную пользу. Даже прячась под обличием альтруиста, он будет оказывать помощь только в тех случаях, когда это принесет ему «бонусы». Например, рекламу, поддержу общества, ответную помощь. Поэтому верить в альтруизм эгоиста, так же глупо, как и в слезы изменницы.

Пройти тест на самооценку

Хорошо или плохо быть эгоистом?

Разбирая плюсы и минусы эгоизма, отметим, что любой тип личности укрепляется в социуме, если он имеет преимущества. В противном случае, такая жизненная установка давно бы исчезла под влиянием социального отбора.

Негативное отношение людей к эгоистам во многом надумано. Пытаясь ответить на вопрос, «что из себя представляет эгоист», авторы все равно указывают в большинстве случаев негативные стороны этого типа личности. Но справедливо ли это? Возможно, люди зачастую становятся эгоистами, потому что так им подсказывает жизненный опыт? Есть ли разумное объяснение этому?

Преимущества эгоистов.

Эгоистичное поведение имеет преимущества, особенно в краткосрочной перспективе. Ярким примером служит Дилемма заключенного (бандита). Согласно ее трактовке, если будут пойманы преступники, каждый из них, скорее всего, выберет путь предательства, а не сотрудничества. Допустим, на месте преступления полиция смогла задержать двоих подозреваемых. Есть четыре варианта развития событий. Если оба будут молчать, то получат максимум по полгода. Если один сознается и сдаст другого, то будет освобожден, как свидетель, а его напарник «загремит» по полной – на 10 лет. Аналогично может поступить и второй, если его опередит. Когда сознаются оба, то получат по два года тюрьмы.

Безусловно, сотрудничество более выгодно, но эгоизм тоже обладает преимуществами. Он, либо гарантирует моментальную выгоду, либо незначительные неудобства. Если же один из бандитов проявит альтруизм и возьмет всю вину на себя, то спасет напарника, но перечеркнет собственное будущее. Таким образом, эгоизм вполне оправдан, поскольку, помогая другим, особенно во вред себе, человек растрачивает собственное время и ресурсы. Благодарности за это может и не быть, более того – распространены случаи, когда на добро отвечают злом.

Недостатки эгоистов.

Все же эгоизм не лишен недостатков, особенно, если говорить о долгосрочной перспективе. Дело в том, что альтруисты пользуются большим авторитетом в обществе. Им везде рады. С такими людьми проще сотрудничать, дружить, создавать семью. Да и вообще, по принципу обратной связи, добрые люди получают больше позитива, чем злые и эгоистичные. Поэтому эгоизм усложняет социализацию человека.

Опят же, эгоисты бывают разные. Те, кто живут по принципу потребителя, наоборот даже поощряются современным меркантильным обществом. Если же речь идет об эгоистах паразитического типа, то всевозможные нахлебники и «динамщицы» никогда не станут популярными. Они могут втираться в доверие, но постепенно будут разоблачены и получат дурную славу, что усложнит дальнейшие попытки найти нового «спонсора» и источник дохода.

Как себя вести с эгоистом?

Все зависит от ситуации. Дело в том, что под словом «эгоист» порой скрываются разные типажи. Кто-то просто не хочет за свой счет решать чужие проблемы. Другой же пытается получить «бонусы» ценой усилий другого человека. В первом случае можно спокойно строить общение, но на принципах взаимной выгоды. Во втором, лучше сократить контакты к минимуму, поскольку склонный к паразитизму эгоист только усложняет жизнь другим.

Пытаясь завоевать расположение эгоиста, следует изначально продумать, какую пользу ему принесет это общение. Ведь такой тип личности отличается меркантильностью и прагматизмом. От него можно получить помощь и поддержку, только если аргументировано объяснить, зачем это нужно. Эгоист способен на сотрудничество и даже альтруизм, если осознает все перспективы от взаимодействия. Тогда он включит в систему своих ценностей еще и потребности другого человека (друга, коллеги или полового партнера). Но такой альтруизм быстро пройдет, если эгоисту это надоест.

Как воспитывать эгоиста?

Все дети по своей природе эгоистичны. Это связано с их неумением бороться со своими желаниями и эмоциями. Тем более что с момента рождения, им посвящено все внимание окружающих, что усиливает их эгоцентризм.

Переоценка жизненных принципов начинается, когда они осознают, что в мире есть и другие дети. Начинается борьба за игрушки, сладости, внимание взрослых. На этом этапе очень важно прививать ребенку навыки сотрудничества. Объяснять ему, что совместными усилиями можно добиться большего, если поддерживать и помогать друг другу. Маленький эгоист достаточно быстро переймет альтернативную манеру поведения, когда поймет все ее перспективы. Главное, чтобы ребенок не наткнулся на суровые реалии жизни, которые ему быстро подскажут насколько «благодарными» бывают окружающие.

Эгоист, на самом деле, не такой и плохой. В конце концов, где написано, что человек должен жить для других, а не для себя. Если он никого не обманывает, не мешает жить другим, то почему бы и нет. Главное во всем соблюдать меру, не выходя за рамки приличия. Конечно, жить можно как угодно, но если не хочется остаться одному, лучше не забывать и об окружающих.

Пройти тест: Шкала самоуважения

Хотите узнать о своих генетических способностях и получить рекомендации для их правильного развития?

Для читателей wikigrowth.ru подарок от профессионалов системы Дизайн Человека. Получите расчет своей карты и её первичную расшифровку совершенно бесплатно!

В Викиданных есть лексема эгоист (L181207).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. эгои́ст эгои́сты
Р. эгои́ста эгои́стов
Д. эгои́сту эгои́стам
В. эгои́ста эгои́стов
Тв. эгои́стом эгои́стами
Пр. эгои́сте эгои́стах

э·го-и́ст

Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -эго-; суффикс: -ист .

Произношение

  • МФА: ед. ч.
    (файл)

    мн. ч.

Семантические свойства

Значение

  1. человек, проникнутый эгоизмом, то есть чрезмерно заботящийся о собственной пользе, выгоде, ставящий свои интересы выше интересов других людей ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Синонимы

  1. себялюбец

Антонимы

  1. альтруист

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • существительные: эго, эгоизм, эгоистичность, эгоистка
  • прилагательные: эгоистический, эгоистичный
  • наречия: эгоистически, эгоистично

Этимология

Происходит от франц. egoisme, egoiste из лат. ego «я» (восходит к праиндоевр. *ego). Франц. термины введены в XVIII веке.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    Список переводов

    • Английскийen: egoist, selfish person
    • Болгарскийbg: егоист
    • Венгерскийhu: egoista
    • Галисийскийgl: egoísta
    • Интерлингваиia: egoista
    • Исландскийis: egóisti
    • Испанскийes: egoísta
    • Итальянскийit: egoista
    • Латинскийla: amator sui
    • Немецкийde: Egoist
    • Польскийpl: egoista
    • Украинскийuk: егоїст
    • Финскийfi: egoisti
    • Французскийfr: égoïste
    • Чешскийcs: egoista; sobec
    • Шведскийsv: egoist
    • Эсперантоиeo: egoisto

    Библиография

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}

      В данной публикации разберёмся, что такое эгоизм, говоря простыми словами, и то, является ли каждый из нас в той или иной степени эгоистом.

      Говоря простыми словами, эгоизм – это поведение человека, которое направлено на извлечение собственной пользы, выгоды. В большинстве ситуаций эгоист выберет ту модель поведения, те поступки и действия, которые в итоге принесут пользу именно ему.

      Эгоизм свойственен человеку, но у каждого он проявляется в разной степени. Некоторые люди проявляют настолько потребительское отношение к другим, что их поведение и жизненные принципы выходят за рамки привычных норм, поэтому из называют эгоистами.

      Примеров эгоистичного поведения можно привести массу. Но тут важно понимать, что некоторые ситуации можно трактовать двояко, поэтому в бонус приведу мысли человека, которые приводят его к тому или иному поступку. Начнём с самого простого – бытового эгоизма.

      • Человек оставил в кастрюле в холодильнике «одну ложку» салата. «Если я доем всё, то мне нужно будет помыть за собой кастрюлю. Не хочу. Пусть это сделает тот, кто доест салат» — эгоист. «Салата осталось мало, может кто-то ещё захочет съесть его» — не эгоист.
      • Человек доел последний кусок пирога. «Мне нравится этот пирог, и я хочу его доесть» — эгоист. «Никто не доедает пирог, наверное, его оставили мне. Но лучше я об этом спрошу» — не эгоист.
      • Человек рассказал начальнику о том, что его коллега часто не выходит на работу, потому что он злоупотребляет алкоголем. «Если его уволят за пьянство, то именно я получу повышение» — эгоист. «Я предупреждал этого человека о том, что нужно отдыхать в выходные дни, а не в рабочие. Из-за него наша компания теряет продажи и не может развиваться, я вынужден исправить это недоразумение» — не эгоист.
      • Человек заказал себе и гостям роллы и пиво. «Я хочу роллы, я хочу пиво, а кому не нравится – может не есть и не пить» — эгоист. «Закажу роллы и пиво, сделаю людям сюрприз» — не эгоист. Хотя, пожалуй, не зная чужих предпочтений, стоит посовещаться.

      Существует и рациональный эгоизм. В этом случае человек оценивает свои будущие действия и осознаёт последствия, которые ждут его в той или иной ситуации. К примеру, если клиент (по работе) подарил эгоисту бутылку дорого коньяка, то он может оставить её себе или же передать начальнику, чтобы улучшить отношение к себе, что в итоге может привести к приоритету именно его кандидатуры на повышение.

      Не секрет, что многие известные и богатые люди занимаются благотворительностью. Некоторые из них делают это по собственно воле – они искренне хотят помочь другим людям, но так делают далеко не все. Благотворительность тоже может относиться к эгоизму, если она специально афишируется и служит лишь инструментом для улучшения репутации. По сути, некоторые люди, даже действительно помогая другим, буквально покупают уважение к себе.

      Говоря простыми словами, эгоист – это человек, который совершает поступки, которые максимально выгодно именно для него. Эгоист может быть рациональным (оценка ситуации и выбор наибольшей выгоды при наименьшем количестве негативных последствий или их отсутствии) или иррациональным (паразитирующее потребление, совершение поступков, исходя лишь из своих текущих желаний и импульсов, отсутствие дальновидности).

      Стоит помнить, что практически каждый из нас является в той или иной степени эгоистом, но эта самая степень крайне важна. Готовы ли Вы пойти на подлость, низость, игнорирование интересов окружающих или даже намеренное причинение вреда другим людям ради получения собственной выгоды?

      Не стоит путать эгоизм с эгоцентризмом. Во втором случае речь идёт о людях, которые считают своё мнение единственно верным. Прочитать про эгоцентризм Вы можете в отдельной статье.

      Нельзя также не упомянуть и альтруиста, противоположность эгоиста, человека, который совершает поступки во благо других людей, жертвуя порой своими собственными интересами.

      Эгоизм — это жизненная позиция индивидуума, в соответствии с которой удовлетворение человеком личного интереса рассматривается в качестве высшего блага. Согласно этому принципу, человеку следует стремиться только к удовлетворению своего личного интереса, возможно игнорируя при этом интересы других людей или общий интерес. Эгоизм традиционно противопоставляется альтруизму (см. Альтруизм). В отличие от последнего он не является определённой, нормативно отрефлексированной нравственной позицией; эгоизм — это продукт этико-философского обобщения описания реальных жизненных установок и как этическая доктрина представляет собой результат вторичной по отношению к этому обобщению реконструкции. Лишь в этико-философской и моралистической критике эгоистических нравов и характеров эгоизм был обобщён до определённой нормативной и поведенческой модели.

      Эгоизм, как правило, проявляется в ситуации конфликта интересов, когда удовлетворение личного интереса происходит в ущерб интересу другого человека. В этом плане его следует отличать от себялюбия, то есть естественного чувства самосохранения и благоволения к самому себе. Эгоизмом также иногда называют самомнение или самодовольство, при котором благоволение к себе может в самом деле осуществляться за счёт других. Эгоистическое поведение следует также отличать от действий, преследующих частный интерес: в последнем могут быть репрезентированы и общезначимые цели. Эгоизм также неправильно смешивать с индивидуализмом.

      Дж. Роулз выделяет три вида эгоизма, которые можно обозначить как:

  1. эгоизм диктаторский: «все должны служить моим интересам»;
  2. эгоизм собственной исключительности: «все должны следовать моральным принципам, кроме меня, если это мне невыгодно»;
  3. эгоизм анархический, или общий: «всем позволительно преследовать собственные интересы, как им заблагорассудится».

Первые две формулы противоречат фундаментальным нравственным требованиям — золотому правилу нравственности и заповеди любви. Третья формула может быть признана в качестве морально достоверной, но при определённой модификации второй её части: «… если они не нарушают интересы других». В таком виде она вполне вписывается в нравственную норму «не вреди».

В истории философии действительная роль эгоизма как социального качества отражена в учениях, выводящих из него всё разнообразие общественной жизни. В новоевропейской общественной мысли выработана концепция так называемого разумного эгоизма, которая постепенно трансформировалась в особенную свою форму — утилитаризм. Разумный эгоизм представляет собой этическое учение, предполагающее, что: а) все человеческие поступки имеют основанием эгоистический мотив (желание блага себе); б) разум позволяет выделить из общего объёма побуждений такие, которые составляют правильно понятый личный интерес, то есть позволяет обнаружить ядро тех эгоистических мотиваций, которые соответствуют разумной природе человека и общественному характеру его жизни. Результатом такого осмысления феномена эгоизма становится этико-нормативная программа, которая, сохраняя единую (эгоистическую) основу поведения, предполагает этически обязательным не только учёт интересов других индивидов, но также совершение поступков, направленных к общей пользе (например, благодеяния). Вместе с тем, разумный эгоизм может ограничиваться констатацией того, что стремление к собственной пользе способствует пользе других, и тем самым санкционировать узкопрагматическую нравственную позицию.

Теория разумного эгоизма получает развитие в Просвещении (как во французском, так и в англо-шотландском) — наиболее полно у А. Смита и К. А. Гельвеция. Смит соединяет в единой концепции человеческой природы представление о человеке экономическом и человеке нравственном. По мнению Гельвеция, рациональный баланс между эгоистической страстью индивида и общественным благом не может сложиться естественно. Лишь бесстрастный законодатель с помощью государственной власти, используя награды и наказания, сможет обеспечить пользу «возможно большего числа людей» и сделать основой добродетели «выгоду отдельного индивида». Подробную разработку учение разумного эгоизма получило в поздних работах Л. Фейербаха. Нравственность, по Фейербаху, опирается на чувство собственного удовлетворения от удовлетворения Другого — основной моделью его концепции служит взаимоотношение полов. Даже, казалось бы, антиевдемонистические моральные поступки (прежде всего самопожертвование) Фейербах пытается свести к действию разумно-эгоистического принципа: если счастье Я необходимо предполагает удовлетворение Ты, то стремление к счастью как самый мощный мотив способно противостоять даже самосохранению.

Теория разумного эгоизма подробно рассматривалась Η. Г. Чернышевским. Его разумно-эгоистическая концепция опирается на такую антропологическую трактовку субъекта, согласно которой истинное выражение полезности, тождественной добру, состоит в «пользе человека вообще». Благодаря этому при столкновении частного, корпоративного и общечеловеческого интересов должен превалировать последний. Однако в силу жёсткой зависимости человеческой воли от внешних обстоятельств и невозможности удовлетворения высших потребностей до удовлетворения простейших разумная коррекция эгоизма, по его мнению, будет эффективна лишь при условии полной переделки структуры общества.

В философии XIX века идеи, родственные концепции разумного эгоизма, высказывались И. Бентамом, Дж. Ст. Миллем, Г. Спенсером, Г. Сиджвиком. С 50-х годов XX века разумный эгоизм стал рассматриваться в контексте понятия «этический эгоизм». Созвучные положения содержатся в прескриптивизме Р. Хеара. Развёрнутая критика разумно-эгоистических учений представлена в работах Ф. Хатчесона, И. Канта, Г. Ф. В. Гегеля, Дж. Э. Мура, которые с разных мировоззренческих и теоретических позиций указывали, что разумно-эгоистическая поведенческая установка практически не может быть реализована последовательно.

В целом, теории разумного эгоизма отразили ту особенность опосредствованных товарно-денежным хозяйством отношений, которая заключается в том, что автономный и суверенный индивид может удовлетворить свой частный интерес лишь как субъект деятельности или обладатель товаров и услуг, удовлетворяющих интересы других индивидов; иными словами, лишь вступая в отношения взаимопользования, которые, обусловленные равенством сил или соответствующими правовыми установлениями, объективно ограничивают эгоистическое своеволие. Как показали Т. Гоббс, Б. де Мандевиль, А. Смит, эгоизм является существенным мотивом экономической и политической деятельности, важным фактором общественной жизни. При этом, ограничение эгоизма оказывается возможным посредством наложения на эгоистического индивида обязанностей и принятия им на себя соответствующих обязательств. Однако последнее может противоречить эгоизму как личной позиции — обязательства принимаются эгоистом только в случае, если они отвечают его интересам. Но в таком случае, во-первых, другие оказываются средством для достижения его целей; во-вторых, не обязательство, а личный интерес продолжает оставаться основанием его поведения, и, если потребует его интерес, эгоист готов будет поступать и прямо противоположным образом. Поскольку речь идёт об увеличении личного блага, то добродетель и правильность поступка оказываются поставленными в зависимость от утилитарно понятой рациональности поведения. Принципиальное нормативное ограничение эгоизма обеспечивается основными моральными требованиями и ценностями, которые (независимо от различий в культурно-региональных традициях) по существу направлены именно против эгоизма.

Эгоизм, эгоист, эгоистичный

Но при нормальном развитии ребенка эгоизм его недолго обращается на притеснение чужой личности и собственности в пользу своей особы. Скоро он почувствует, что питая себя лишениями других, он опять становится одиноким, чуждым всему, как будто единственным существом особой породы, имеющим одно специальное назначение — поедать все окружающее. Сознание такого положения тяжело, потому что противно природным инстинктам человека, да и вообще животного. Оттого-то, по замечанию педагогов, эгоизм детей очень недолго остается в грубом виде, при котором нужно только удовлетворение личных, исключительно животных потребностей. Как скоро пробуждается мысль и начинает работать рассудок, и самый эгоизм принимает другое направление: для удовлетворения его делаются потребны симпатические отношения с другими. Потребность эта еще более развивается беспредельными услугами и помощью всякого рода, необходимо оказываемыми ребенку от

Какой смысл всех разглагольствований против эгоизма, индивидуализма? — Что такое эгоизм? — Что такое братство? -Что такое индивидуализм? — И что любовь к человечеству?

Разумеется, люди эгоисты, потому что они лица; как же быть самим собою, не имея резкого сознания своей личности? Лишить человека этого сознания значит распустить его, сделать существом пресным, стертым, бесхарактерным. Мы эгоисты и потому добиваемся независимости, благосостояния, признания наших прав, потому жаждем любви, ищем деятельности… и не можем отказывать без явного противуречия в тех же правах другим.

Проповедь индивидуализма разбудила, век тому назад, людей от тяжелого сна, в который они были погружены под влиянием католического мака. Она вела к свободе так, как смирение ведет к покорности. Писания эгоиста Вольтера больше сделали для освобождения, нежели писания любящего Руссо — для братства.

Моралисты говорят об эгоизме как о дурной привычке, не спрашивая, может ли человек быть человеком, утратив живое чувство личности, и не говоря, что за замена ему будет в «братстве».

Комментарий: здесь интересно слабое различение эгоизма и индивидуализма .

Но как! неужели для такой критики есть место в литературе и сочувствие в обществе? Неужели эта юродивая дщерь слепой прихоти и эгоизма осмеливается, сама собою, без полномочия науки, без доказанного призвания, без искры любви к святому делу совершенствования человеческого — неужели осмеливается она присвоить себе священные атрибуты судьи в искусстве, назваться критикою, выйти из дымного логовища умов невежественных и празднословных на свет и небоязненно произносить свои беззаконные приговоры, раздавать поддельные лавры, поражать карами?

А теперь, покончив свое (как эгоист, всегда прежде всего думающий о себе, и о других лишь тог А теперь, покончив свое (как эгоист, всегда прежде всего думающий о себе, и о других лишь тогда, когда уже нечего думать о себе), он мог приняться и за чужое, то есть за ее раздумье.

Составление И. Левонтиной

Документ изменен: 09:52 2.11.2005