Про храм Христа спасителя

Главный православный храм России

Храм Христа Спасителя (кафедральный собор Рождества Христова) – крупнейший православный собор в России. На карте видно, что Храм Христа Спасителя располагается неподалеку от Кремля, на левом берегу Москвы-реки.

Существующий сегодня храм является восстановленной в 1990-ых годах копией Храма Христа Спасителя, построенного в XIX веке.

nemiga.info

История строительства Храма Христа Спасителя

В 1812 года Москва император Александр I приказал построить храм, который олицетворял бы силу и веру русского народа. В 1814 году был проведен конкурс апроектов, который выиграл лютеранин Карл Магнус Витберг с проектом собора с колоннадой из 600 колонн, Пантеоном погибших и античными портиками.

С 1817 по 1825 год шло медленное строительство храма на Воробьевых горах, которое было остановлено Николаем I. Витберг был отправлен в ссылку за растраты. В 1831 году Николай I назначил нового архитектора Константина Тона, который разработал проект храма в русско-византийском стиле на Волхонке. Храм строили с 1839 по 1883 годы, над росписями храма трудились известные художники Верещагин, Суриков и Крамской. Фасады храма были отделаны резьбой из белого мрамора и мраморными горельефами.

i807.photobucket.com

Храм Христа Спасителя до разрушения в 1931 году

Разрушение и восстановление Храма Христа Спасителя в советские годы

В 1931 году правительство СССР решило снести храм, а на его место построить Дворец Советов. Но строительство Дворца Советов прекратилось из-за войны 1941-45 годов. В 1960 году на этом месте был построен большой плавательный бассейн «Москва».

roadplanet.ru

Плавательный бассейн «Москва»

В 1994 году началось восстановление храма по проекту А.М. Денисова и М.М. Посохина. Позднее Денисов из проекта выбыл, а его место занял З. Церетели, который изменил уже утвержденный проект. Церетели заменил мраморные горельефы на бронзовые, создал под храмом паркинг с автомойкой и порекомендовал художников для росписи храма. Восстановление собора было завершено в 1999 году.

Храм Христа Спасителя сегодня

Храм Христа Спасителя имеет высоту в 103 м (на 1,5 м выше Исаакиевского собора в Петербурге). Храм выполнен в виде равностороннего креста шириной 85 м. Собор может вместить до 10 000 человек.

Храм стал состоять из нескольких уровней, в отличие от проекта К. Тона:

— Верхний храм (непосредственно Храм Христа Спасителя);

— Нижний храм (Преображенская церковь);

— стилобатная часть (зал Церковных соборов, музей Храма, зал Высшего церковного совета и трапезные).

s018.radikal.ru

Интересно, что управление храмом передано фонду Храма Христа Спасителя, который сдает часть помещений сторонним, нерелигиозным организациям.

21 февраля 2012 года в Храме Христа Спасителя прошел «панк-молебен» группы Pussy Riot, который вызвал большой резонанс в обществе из-за последующего суда. По решению суда двух участниц группы приговорили к 2 годам лишения свободы.

4.bp.blogspot.com

Pussy Riot в Храме Христа Спасителя

85 лет назад был взорван храм Христа Спасителя. «Газета.Ru» рассказывает, почему его первоначально хотели построить на Воробьевых горах, где можно посмотреть оригинальные горельефы, как бассейн «Москва» вошел в столичные пословицы, а также при чем тут Лужков.

Православие или ссылка

Манифест о строительстве церкви был подписан Александром I 25 декабря 1812 года, когда последние наполеоновские солдаты покинули Россию: «В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и к Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в Первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа, подробное о чем постановление возвещено будет в свое время».

Международный открытый конкурс, впрочем, был проведен только через два года. Победил проект 28-летнего Карла Витберга, даже не архитектора по образованию, к тому же лютеранина. Впрочем, ради утверждения проекта он принял православие. Его проект был втрое больше нынешнего храма, с пантеоном погибшим, колоннадой из 600 трофейных пушек и другими впечатляющими деталями. Разместить его предполагалось на Воробьевых горах, где раньше находилась одна из загородных царских резиденций. Выделялась на все это огромная сумма: 16 млн рублей из казны плюс народные пожертвования.

Увы, Витберг недооценил особенности национальной стройки. Опыта руководителя у него не было, должного контроля он не вел, наряды заполнял карандашом, к подрядчикам относился доверчиво.

В итоге за семь лет не был закончен даже нулевой цикл, а комиссия позднее насчитала растрат без малого на миллион рублей.

Витберга отправили в ссылку в Вятку «за злоупотребление доверием императора и за ущербы, нанесенные казне». А от строительства храма на Воробьевых горах отказались, по официальной версии, в связи с недостаточной надежностью почвы.

Взошедший к тому времени на престол Николай I решил никаких конкурсов не проводить, а просто назначить архитектором храма Константина Тона, купить постройки на Чертолье (Волхонке) и снести их для храма. Заодно был снесен и располагавшийся там Алексеевский женский монастырь, включая уникальный двухшатровый храм. Кстати, в новой версии ХХС в память о монастыре сооружена Преображенская церковь.

Торжественная закладка собора произошла в день 25-летия Бородинского сражения — в августе 1837 года, а активное строительство стартовало только через два года и продолжалось почти 44 года. Общая стоимость храма достигла почти 15 млн рублей. Примечательно, что главный престольный праздник храма Рождество Христово до 1917 года отмечался православной Москвой как праздник Победы в Отечественной войне 1812 года.

Современники критически отзывались о храме. Так, художник Василий Верещагин считал, что выполненный «довольно бездарным архитектором Тоном» проект собора «есть прямое воспроизведение знаменитого Тадж-Махала в городе Агра». А в изданной в 1916 году статье «Два мира в древнерусской иконописи» Евгений Трубецкой писал:

«Одним из самых крупных памятников дорогостоящего бессмыслия является храм Спасителя — это как бы огромный самовар, вокруг которого благодушно собралась патриархальная Москва».

Храм в хлам

В 1931 году стало понятно, что столетний юбилей храм не отметит. 16 июня появилась резолюция Комитета по делам культов при президиуме ВЦИК: «Ввиду отвода участка, на котором расположен храм Христа Спасителя, под постройку Дворца Советов, указанный храм ликвидировать и снести. Поручить Президиуму Мособлисполкома ликвидацию (закрытие) храма произвести в декадный срок… Ходатайство хозяйственного отдела ОГПУ о смывке золота и ходатайство строительства Дворца Советов о передаче строительного материала внести на рассмотрение секретариата ВЦИК».

13 июля 1931 года состоялось заседание ЦИК СССР под председательством Калинина. На этом заседании было принято решение: «Местом для строительства Дворца Советов избрать площадь храма Христа в городе Москве со сносом самого храма и с необходимым расширением площади».

18 июля в «Известиях» было опубликовано постановление о конкурсе на проектирование Дворца Советов, и буквально на следующий день начались спешные работы по разбору храма. Листы обшивки крыши и куполов сбрасывались вниз, разбивая облицовку и скульптуры, сброшенный с храма крест не упал, а застрял в арматуре купола. Но работы все равно продвигались слишком медленно, поэтому храм решено было взорвать. 5 декабря 1931 года было проведено два взрыва — после первого взрыва храм устоял. По воспоминаниям свидетелей, мощные взрывы чувствовались на расстоянии нескольких кварталов. Юрий Гагарин позже на одном из пленумов ЦК ВЛКСМ называл храм «жертвой варварского отношения к памяти прошлого».

Только для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года.

Мрамором из храма выложили станции метро «Кропоткинская» и «Охотный Ряд», скамейки украсили станцию «Новокузнецкая».

Часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 года раскрошили и рассыпали на дорожках в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий.

Тем временем в конкурсе победил проект Бориса Иофана — он задумал построить здание 420 м высотой, тем самым обогнав самое высокое на тот момент здание в мире, Эмпайр-стейт-билдинг (381 м). Венчать дворец должна была огромная статуя Ленина. По расчетам архитектора, здание должно быть видно за 35 км.

Основное строительство началось с 1937 года, и уже в 1939-м была закончена кладка фундамента высотной части, главного входа и семи этажей одной из сторон (обращенной к Волхонке). Для строительства дворца была изготовлена специальная марка стали — ДС, самая прочная на тот момент в СССР. Однако уже в сентябре-октябре 1941 года подготовленные для монтажа металлические конструкции пошли на изготовление противотанковых ежей для обороны столицы. После оккупации Донбасса в 1942 году пришлось разобрать и только построенную часть дворца. Стальные конструкции пошли на строительство путепровода на Волоколамском шоссе и для пролетных строений Керченского моста.

После окончания войны было решено сосредоточиться на восстановлении страны, и проект был сначала заморожен, а потом и вовсе закрыт.

Открывшаяся в 1935 году станция метро «Дворец Советов» была переименована в 1957 году в «Кропоткинскую», так что сейчас о нереализованном проекте нам напоминают разве что Кремлевская АЗС на Волхонке (заправка была одним из элементов дворца) и панно-барельеф у входа в здание Северного речного вокзала.

В 1960 году на месте собора появился открытый плавательный бассейн «Москва», просуществовавший до 1994 года. Бассейн был открыт круглый год и стал неотъемлемой частью воспоминаний многих горожан. «Представьте: темная Москва, освещенный прожекторами бассейн, пар над водой, на голове сосульки, а с «Красного Октября» доносится запах карамели и шоколада», — рассказывал протоиерей Алексей Уминский.

Про бассейн «Москва» ходило множество легенд. В частности, рассказывали о неких топильщиках, которые пользовались завесой пара зимой, хватали купающихся за пятку и удерживали под водой до захлебывания. Таким образом, они якобы мстили невинным людям за уничтожение храма. Рассказывали и о том, что будто по ночам над водой брезжил образ снесенного храма. Ну а москвичи начали острить на эту тему: «Сперва был храм, потом — хлам, а теперь — срам».

Проклятие игуменьи

В апреле 1988 года в Москве была организована инициативная группа за воссоздание храма Христа Спасителя. Почти через год группа переросла в православную общину и организовала свой «народный референдум» за возрождение храма. В годовщину разрушения, 5 декабря 1990 года, был установлен гранитный закладной камень, через два года появился фонд сооружения храма, а само строительство началось в 1994 году и завершилось за рекордные три года.

На воссоздание храма, согласно информации на сайте, было потрачено «немногим более четырех миллиардов деноминированных рублей.

Сюда входят все затраты — от подготовки строительной площадки и демонтажа бассейна «Москва» до эксплуатационных затрат, которые несет с 1998 года фонд храма. Доля затрат на воссоздание художественного убранства храма составила чуть более одного миллиарда рублей».

Юрий Лужков, занимавший тогда пост мэра Москвы, так вспоминал о строительстве храма: «В центре Москвы удручала свалка, в какую превратилась яма осушенного бассейна «Москва». Под ней находился фундамент Дворца Советов. Встал вопрос: как с ним поступить? Я взял архивные материалы и увидел грандиозную платформу на 128 сваях, забитых до скального основания. Возникла мысль о возрождении храма Христа на этом фундаменте».

Получив согласие на проект патриарха Алексия II, мэрия обратилась к президенту Борису Ельцину. Тот, по словам Лужкова, поддержал проект, но сказал, что денег в бюджете на него нет. «Я ответил: постараемся собрать пожертвования, многие люди хотят воссоздать храм Христа Спасителя, выражает желание бизнес вносить средства. Ельцин легко согласился. Ему было не до храма», — вспоминает экс-мэр. Неожиданно, когда храм уже почти достроили, Лужкову, по его словам, позвонил сам Ельцин и попросил «не торопиться с завершением храма», на что мэр ему заявил: «Это не в моих силах».

Впрочем, спешка сказалась на облике храма не лучшим образом. До 2010 года храм украшали копии медальонов из белого композитного материала, только потом они были заменены на бронзовые. Бронзовыми стали и горельефы, что является противоречием оригиналу с мраморными композициями, шесть из которых до сих пор можно посмотреть в Донском монастыре. На сайте храма, впрочем, объясняют так: горельефы и изначально должны были быть бронзовыми, но денег на них тогда не хватило, поэтому скульптуры сделали из дешевого протопоповского известняка доломита, который уже к 1910 году разрушился. Каким же образом оригинальные скульптуры из дешевого и быстро разрушающегося материала дожили до 2016 года, на сайте не сообщается.

Критике подверглась и роспись интерьеров храма, проведенная рекомендованными Зурабом Церетели художниками, и замена белокаменной облицовки на мраморную, и то, что вместо золочения кровлю крыш (кроме куполов) покрыли составом на основе нитрида титана. Все это повлекло смену цветовой гаммы фасада с теплой на более холодную.

Изменилась и структура храма: он стал двухуровневым, в цокольном уровне появился храм Спаса Преображения.

«Есть легенда, будто бы настоятельница монастыря игуменья Клавдия прокляла это место. Мол, все, что здесь построят, долго не простоит.

Проклятие игуменьи казалось абсолютным. Храм Христа Спасителя взорвали. Дворец Советов вовсе не достроили, установленные уже конструкции снесли, — рассказывал Лужков. — Мне пришла идея: построить внизу, на фундаменте Дворца Советов, храм Преображения Господня, чтобы получить прощение игуменьи за святотатство XIX века, вынужденное разрушение нашими предками ее храма и женского монастыря, — рассказывал Юрий Лужков. — Поэтому там сейчас на самом деле два храма. Верхний, собственно сам храм Христа Спасителя, восстановленный в том виде, как его создал Тон, и нижний — Преображения Господня, в честь стоявшего здесь ранее женского Алексеевского монастыря».

Охрана с божьей помощью

Сейчас храм выполняет не только религиозные функции. Под храмом размещена двухуровневая охраняемая подземная парковка на 305 машино-мест с автомойкой. «Благодаря современной системе кондиционирования постоянно поддерживается оптимальный микроклимат для хранения автомобилей. Современная система безопасности и отлаженная служба охраны позволяют нам нести в юридической форме ответственность за сохранность автомобилей наших клиентов, находящихся у нас на хранении», — сообщается на сайте фонда храма.

Есть в храме и собственная химчистка-прачечная, которая занимается как чисткой облачений священнослужителей, так и стиркой светских одеяний. За безопасностью следит собственный ЧОП «Колокол», который также предлагает услуги по охране других объектов. «Сотрудники охранного предприятия имеют большой опыт в обеспечении внутриобъектового режима, охране материальных ценностей, обеспечении общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий, а также в использовании технических средств при осуществлении охранной деятельности», — сообщается на сайте фонда.

В столовой «Трапезная» предлагается устраивать банкеты, в том числе с постными блюдами, есть в храме конференц-зал, галерея и Зал церковных соборов, где в ближайшее время, судя по афише, пройдут концерты Вики Цыгановой, Людмилы Сенчиной, Дмитрия Певцова и певца Юлиана.

А вот другие концерты в храме, мягко говоря, не приветствуются.

Мировую известность храм Христа Спасителя приобрел 21 февраля 2012 года, когда участницы панк-рок-группы Pussy Riot совершили акцию, названную ими «панк-молебном».

Они попытались исполнить песню «Богородица, Путина прогони!» перед входом в алтарь храма. Две девушки были осуждены на два года лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима за хулиганство по мотивам религиозной ненависти. Участницы также ввели моду на балаклавы, обогатили русский язык словом «кощунницы», а Уголовный кодекс — статьей «за оскорбление чувств верующих».

Храм Христа Спасителя является главной церковью столицы России. Это красивый Кафедральный собор православной церкви, который находится недалеко от Красной площади и Кремля. Настоятелем является Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Объект появился, как знак благодарности перед Богом в нелегкий для России период. Все мы помним страшное наполеоновское нашествие, которое произошло в 1812 году. Для России в этот период началась череда испытаний. Храм служит, как памятник русскому народу за доблесть, героизм, выносливость.

Проект обители разработали в 1883 году. Разработкой занялся архитектор К.А. Тон. Церковь строилась достаточно долго. Весь процесс занял 44 года. Закладка первого каменного храма состоялась в 1839 году. В 1931 год – период сталинской революции. Объект был разрушен. В 90-х гг. святыню начали отстраивать с нуля. Сегодняшний храм, который мы видим, был построен в советский период.

Храм Христа Спасителя используется для проведения главных юбилеев и торжеств. Это одна из главных городских достопримечательностей, в которых заложены основы религиозной жизни. Это объект культуры и общественно-политической жизни России. Он имеет официальный сайт, на который всегда можно зайти для того, чтобы познакомиться с расписанием служб.

Как добраться

Компания «Семейный чемодан” организует экскурсии по монастырям

Большинство жителей столицы и приезжие предпочитают пользоваться метро. Самая ближайшая станция метро – Кропоткинская. Также удобно пользоваться такими станциями, как Театральная, Александровский сад, Арбатская. С остановки до обители можно пройти пешком. Заодно по дороге вы сможете восхититься и другими достопримечательностями вокруг.

Главная святыня столицы

Наиболее красивый вид на обитель доступен с Патриаршего моста. С этого ракурса открываются все выгодные точки постройки. Ничто не помешает вашему обзору. Обратите внимание, что Патриарший мост также является одной из главных достопримечательностей Москвы. Он считается пешеходным и раскинулся через Москву-реку. Далее он конструкции тянется к Болотному острову и пересекает Водоотводный канал. Мост спроектировал архитектор М. Посохин. Также над эскизами работали художник З. Церетели и инженеры инженеров А. Колчина и О. Чемеринского. Дата открытия приходится на 2004 год.

Красивый объект поражает великолепием своей архитектуры 12 века. Кстати, Кафедральный собор выполнен в таком же стилевом направлении. В темное время суток включается невероятно красивая подсветка. Установлены светильники необычного дизайна. Примечательно, что они монтируются прямо в полотно моста. Прогулявшись по Патриаршему мосту, вы сможете насладиться величественностью храма Христа Спасителя и сделать несколько красивых фотографий. Влюбленные здесь любят назначать свидания и организовывать неспешные прогулки. Для брачующихся тут установлены места для «замков любви». Сегодня здесь их весит уже великое множество и с каждой неделей становится только больше.

Существует красивая традиция – выпускать с моста голубей. Именно тут на фоне собора записывались новогодние обращения президента РФ. Также отсюда для обзора доступны и другие объекты – шоколадная фабрика «Красный Октябрь», памятник Петру Первому, великолепный вид на Москву-реку и многое другое. Непременно, задержитесь здесь, чтобы полюбоваться столичными, городскими пейзажами. С другой стороны, вы увидите Красную площадь, набережную Кремля, Кремлевский Дворец, Благовещенский и Архангельский Соборы.

Пройдя через мост, вы попадаете к могущественному зданию Христа Спасителя. Это самый крупный собор в России. Он способен вместить до 10 тысяч человек. Внешнее оформление восхищает своим богатством. Сразу же в поле зрения попадаю золотые купола и горельефы из мрамора. Храмовый комплекс представлен четырьмя куполами. Большой или Торжественный является самым большим. Его вес достигает 29,8 тонн. Его звон слышен 4 раза в год. Он работает в четыре самых главных православных праздника. Праздничный колокол звонит в дни в дни двунадесятых праздников.

Архитектура и внутренний декор

Конструкция здания отличается монументальностью. Золотые купола прекрасно виднеются из различных точек столицы. Такова была задумка авторов. Дело в том, что объект имеет выгодное положение. Он находится прямо на возвышенности. С разных ракурсов вид на святыню особенной. Она невероятно красивая, поэтому ей хочется любоваться бесконечно долго.

Собор оснащен несколькими входами и выходами. Центральный расположен со стороны улицы Волхонка. Именно с этой точки удобно попадать в храм. Вход является свободным. Поэтому, прийти может сюда каждый желающий. Проход осуществляется через металлоискатели. Такая мера сделана в целях безопасности прихожан. Не разрешается снимать и фотографировать. За действие налагается штраф. Поэтому, фотографии внутреннего убранства представлены в небольшом количестве.

Грандиозный в истории России строительный православный объект воплощает в себе задумки отечественного и мирового искусства. По форме здание похоже на квадрат, который наложен на крест. Это обеспечивается благодаря угловым пилонам. Центральная башня имеет четыре эффектных выступа. Всего установлено около 14 колоколов. Их общий вес достигает 64 тонн. Издалека здание смотрится торжественно и нарядно. Чем ближе к нему подходишь, тем больше ощущаешь его монументальность. В нижней части есть 20 арок. Они немного заострены к верху. Этот элемент придает постройке некую строгость. Западный фасад принято считать главным. По боковым сторонам изображены императорские покровители. На арке ворот вы увидите прекрасных ангелов, у которых раскрыты крылья.

Южная сторона храма указывает на направление, где происходили на Руси великие битвы, имеющие важное решение. Изображения на стенах имеют непосредственное отношение к Великой Отечественной войне. Внизу, в сторону арок, есть изображения из Ветхого Завета. Восточный фасад направлен в сторону Кремля. Северный фасад расписан образами национальных святых.

У входных ворот установлены скульптуры из бронзы. Они сделаны по эскизам Ф. П. Толстого. Крыльцо необычайно красиво. Его паперти выполнены из мелкозернистого гранита. Цвет материала – темно-красный. Таким образом, итогом немалых трудов мастеров становится торжественное, яркое, самобытное оформление здания. Подкупольное пространство украшено не менее необычно. Так, в центральной части преимущественно встречаются образы Бога, земная часть выполнена сюжетами из жизни Христа на земле. На пересечении двух сторон вы найдете иконы Богоматери и святых.

Иконостас отличается уникальностью. Он был изготовлен в виде беломраморной часовни, состоящей из восьми углов. Его высота достигает 26,6 метров. Главный алтарь расписан священными картинами. Повсюду вокруг много бронзовых фигур, серебряной утвари, шикарных люстр и других элементов интерьера.

Внутреннее оформление роскошное. Стены являются высокими и оснащены сводчатыми потолками. Они украшены росписью с библейскими и мифическими сюжетами, имеется много картин и образов святых. Преобладают преимущественно бордовые, красные, зеленые, золотые оттенки. Обитель состоит из множества залов. У входа вы сможете посетить торгово-сувенирные лавки.

При храме функционирует музей. Посетить его можно бесплатно. Здесь представлены материалы, которые раскрывают историю строительства объекта. Собор пережил много переломных этапов. Были как взлеты, так и падения. Много экспонатов, посвященных Великой Отечественной Войне. Галерея Воинской славы представлена мраморной доской. Все даты событий представлены в хронологическом порядке.

Любоваться богатством и роскошью внутреннего оформления хочется максимально долго, настолько оригинально и броско. Внутренний декор полностью соответствует статусу святыни.

Территория обители

После посещения святыни, уделите немного времени для того чтобы прогуляться по храмовому комплексу. Он состоит из собственного храма Христа Спасителя, Преображенской церкви, часовни, фонда и небольшого экскурсионного бюро.

Преображенская церковь Храма Христа Спасителя была построена в дань памяти Алексеевского монастыря. Он когда-то находился на этом месте. Внутреннее убранство выполнено в духе того периода, когда на здешних землях стоял монастырь. Это был 16 век. Церковь состоит из трех алтарей и имеет два небольших предела. Сюда люди приходят помолиться к образам Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери. Церковь открыли и осветили 19 августа 1996 года. Главным достоянием является икона Спас Нерукотворный художника Сорокина которая уцелела в период разгрома комплекса. Также здесь хранятся древняя икона Божией Матери Смоленская и икона Святителя Николая.

Часовня возведена в честь Державной иконы Божией Матери. Она отличается небольшими размерами и выполнена из дерева. Постройка находится несколько удаленно от основного здания. Главная святыня – икона Богородицы «Державная». Она была привезена на здешние места в 20 веке. В современной России образ является высоко почитаемым.

Если пройти несколько метров от иконы, то вы увидите еще одно красивое здание. Это дом знаменитого Перцова. Строение расположилось прямо на стыке Соймоновского проезда и Пречистенской набережной. Объект построили в 1905-1907 гг. Над проектом работал архитекторы Н.К Жуков, Б.Н. Шнауберт. Эскиз создавал популярный на тот период художник С.В. Малютин. Он известен во всем мире, как автор русской матрешки и зарисовок в народных сказках.

Здание отстроено в стилевом направлении – модерн. Однако балконы имеют выраженный древнерусский стиль. Встречаются также мотивы западной средневековой культуры. Декор фасада примечателен забавными мифическими изображениями. Сказочные существа, необычные животные и растения умело изображены на стенах. Окна и стены имеют много резного декора. Таким образом, перед глазами наблюдателя встает своеобразный домик-теремок, рассматривать который можно до бесконечности долго. Объект красного цвета гармонично вписывается в общую столичную картину, выступая эффектным украшением улицы. Туристы не могут пройти мимо интересного объекта, чтобы не сделать несколько фотографий.

Фонд Храма Христа Спасителя выступает в роли управленческого органа обители. Основная его деятельность направлена на привлечение благотворителей, сбор пожертвований, организацию реконструкций, выставок, мероприятий и экскурсии. Работа организации реализуется на основании Договора доверительного управления с 20о4 года. Внешне здание ничем не примечательно. Фонд специализируется на проведении разнообразных экскурсий.

Прихожане приходят для того чтобы познакомиться с интерьером храма, его историей, при желании организуется подъем на смотровые площадки. С высокой точки открывается головокружительный вид на внешние окрестности Москвы. Ни один турист не хочет упустить такой возможности. Поэтому, желающих подняться всегда бывает достаточно много. На сегодняшний день доступными являются такие экскурсионные маршруты, как»Горельефы Храма Христа Спасителя», «Росписи галереи Нижнего Храма (притчи)», «Выход на смотровую площадку». Возможно совмещение несколько экскурсий. Стоимость является приемлемой и начинается от 400 рублей. Прогулка проводится группами по 400 человек. Более детальную информацию всегда можно уточнить на официальном сайте монастыря.

Святыни монастыря

Безусловно, большинство приезжает сюда не с экскурсионными целями, а для того, чтобы преклониться к святым мощам. Здесь хранится рака с мощами святителя Филарета Московского (Дроздова), Преподобного Михаила Малеина, есть Риза Пресвятой Богородицы, мощи Святителя Петра Митрополита Московского и многие другие.

При посещении храмового комплекса необходимо соблюдать все установленные правила поведения. Прежде всего, они касаются выбора одежды. Женщинам рекомендуется одевать длинные юбки (не выше колен) и на голову повязывать платок. Лучше не использовать яркую косметику. Не следует при посещении громко разговаривать, шуметь. В храме работает охранник. Фотографировать и снимать внутри нельзя. Снаружи таких запретов нет.

Все здания комплекса принадлежат Москве. Управление осуществляет фонд храма Христа Спасителя. Сегодня обитель имеет статус подворья Патриарха Московского и всея Руси. Обязанности настоятеля выполняет протоиерей Михаил Рязанцев.

Обратите внимание, что во время праздничных богослужений поток прихожан является большим. Возле храма предусмотрена автомобильная стоянка. В будние дни сложностей с тем, где оставить машину не возникает.

История строительства и рождение идеи

Идея строительства храма была озвучена генералом Петром Кикиным в 1812 г. Его возведение должно было означать благодарность Господу и Проведению за благословение, посланное победителям. Прислушавшись к желанию генерала, император России Александр I разрешил строительство сооружения, подписав манифест.

После проведённого конкурса за право предоставить собственный проект, отличившийся величием и монументальностью, был избран победитель – художник Карл Витберг.

Чтобы получить полное утверждение проекта, Витберг принял православие. До этого он состоял в рядах масонского ордена. Для него самого возведение храма несло некий символизм – воплощение идеи масонов в архитектуре.

Император решил избрать местом расположения храма Воробьёвы горы, где и произошла закладка первоначального здания в 1817 году. Первые несколько лет стройки проходили достаточно энергично – на них трудилось около 2 десятков тыс. крестьян. Постепенно темпы работы снизились и к 1825 г. вовсе остановились. В итоге Витберга осудили за растрату и сослали в Вятку, конфисковав всю его собственность.

В 1831 г. новым императором Николаем I был назначен архитектор – Константин Тон. Кроме того, местом постройки храма стала земля на Волхонке. Строительство стартовало в 1837 г. и продлилось почти 45 лет.

1880 год принёс сооружению официальное название – Кафедральный собор во имя Христа Спасителя. Через три года прошла церемония освящения нового здания, сопровождаемая походом из нового Храма до Успенского собора и назад.

Высота Собора достигала 104 м, позволив ему получить звание самого высокого здания в Москве. Вместительность этого Храма превосходила все остальные в России. Постройка Собора стоила стране 14 млн. рублей.

Храм Христа Спасителя очень скоро приобрёл особое значение в культурной жизни России. В нём проводились всевозможные праздники, торжества, свадьбы, юбилеи. Сооружение продолжало действовать и во время революции 1917 года, и после неё – до 1931 года. На месте Храма решено было построить Дворец Советов, а 5 декабря здание взорвали. Чтобы разрушить останки, потребовалось проделать это дважды.

В 1988 году появилась идея воссоздания храма, как покаяние за грехи перед Церковью. Её подала инициативная группа, ставшая впоследствии общиной. Проведённый референдум показал желание и одобрение многих советских людей приобщиться к возрождению Храма.

В 1994 году мэрия Москвы приняла постановление о начале строительства. Проектировщиками будущего кафедрального собора стали М. Посохин и А. Денисов. Окончательное восстановление Храма Христа Спасителя завершилось в 1999 году, а в январе 2000 года с 6 на 7 число провели первую Рождественскую литургию.

Архитектура и стиль Храма

Размеры:

  • Здание имеет высоту 103 метра;
  • Ширина стен – 3 м;
  • Длина всего Храма примерно 80 м;
  • Объём сооружения – 524 тыс. м³.

Собор включает несколько комплексов:

  • Верхний храм;
  • Нижний храм;
  • Стилобатная часть;
  • Подземная парковка на 300 мест.

Внешний вид Храма дублирует устоявшиеся догмы российско-византийского стиля. Площадь, покрытая росписью в помещении Храма, занимает приблизительно 22 тыс. м². Кроме того, нижний коридор выступает как памятник военным действиям.

Большая часть художественного оформления Собора образуют орнаменты, изготовленные из 50 кг золота. Внутренний свод купола украшен композицией «Отечество» – изображение Бога и маленького Иисуса. Имеется множество росписей, олицетворяющих земную жизнь Христа.

Интересные факты о Храме

Неудивительно, что здание со столь богатой историей и нелёгким путём становления имеет свои загадки и факты, пробуждающие интерес многочисленных туристов.

Вот некоторые из них.

  • Когда-то, во времена язычества, на территории современного Храма существовало капище Велеса. Кроме того, здесь же была построена и первая в Москве мечеть. Жрецы язычников, по легендам, наделили это место проклятием, покидая его.
  • Одна из служанок монастыря, который был снесён для строительства Собора, воспротивилась уходу со своей территории. Она, привязав себя к дереву, провозгласила проклятие перед тем, как сгореть с останками своего монастыря. Говорят, что «вечный» ремонт Собора – результат последней воли женщины.
  • По большей части, строительство Собора проводилось на финансирование от русского народа. Организовывались добровольные взносы, которые подкреплялись деньгами меценатов.
  • Обломки Храма, которые остались после взрыва в 1931 году, использовались в постройке метро. Плиты из мрамора сохранились на некоторых станциях метрополитена. Крошево с именами героев России можно встретить на тропинках городских парков.
  • Храм Христа Спасителя несколько раз становился центром проведения митингов и скандальных акций. Феминистки протестовали против выборов в Государственную Думу, а спустя год – устроили вызывающий концерт у самого алтаря.
  • В Храме Христа Спасителя работает автомойка.
  • Есть мнение, что Московский бассейн, закрытый в 1994 году, является результатом взрыва Собора 1931 года. На самом деле, месторасположение Храма находилось немного в стороне.

Храм Христа Спасителя по праву считается главной святыней страны и одной из самых популярных достопримечательностей Москвы, призывающей к себе тысячи верующих и туристов со всего мира.

Местоположение

Храм Христа Спасителя находится в Москве, по адресу Волхонка, 15. Туристам и просто желающим посетить достопримечательность можно доехать к храму на метро – самая близкая к нему станция метрополитена – Кропоткинская. Любители пеших прогулок могут добраться до Собора прямиком из центра Москвы – Кремль находится всего в нескольких минутах ходьбы.

Патриарший мост, расположенный на противоположном от Собора берегу Москвы-реки, является удачным местом для фотографий. Он открывает отличный вид на Храм и ещё несколько достопримечательностей, в том числе Кремль и памятник Петру Великому.

Обратите внимание! График посещения Храма: каждый день с 10:00 до 17:00. Понедельник: 13:00 – 17:00.

Цена билетов: вход в Храм Христа Спасителя бесплатный.

Стоимость экскурсий: определяется турфирмами, которые их организовывают.

На официальном сайте можно ознакомиться с расписанием служб.

В 1931 г. на заседании правительства по личному распоряжению Иосифа Сталина было решено снести храм Христа Спасителя для строительства на его месте «главного здания страны» – Дворца Советов.

В мае 1933 г. постановлением совета строительства Дворца Советов был принят проект архитектора Бориса Иофана, по которому храм должна была заменить гигантская башня, увенчанная огромной статуей Ленина, указывающего путь к светлому будущему. Дворец советов планировался как самое высокое здание не только в Москве, но и во всем мире – его высота должна была составить 415 м.

В 1932 г., в год 120‑летия Отечественной войны 1812–1814 гг., исполнялось 15 лет Октябрьской революции и 10 лет создания СССР. Советское руководство хотело отметить оба этих события началом сооружения грандиозного монумента.

В 1931 г. начала действовать комиссия по выявлению ценностей в храме Христа Спасителя, после месяца работы которой был составлен список памятников, подлежащих сохранению. Небольшие фрагменты настенных росписей, малая часть церковной утвари, несколько горельефов были признаны предметами, имеющими художественное значение, и переданы в музеи, все остальное погибло.

В августе 1931 г. территорию, прилегающую к храму, обнесли забором, а осенью разборка здания пошла полным ходом. Работы проводились в большой спешке: листы обшивки крыши и куполов сбрасывались вниз, разбивая облицовку и скульптуры. Также был сброшен крест с купола храма, который не упал вниз, а застрял в арматуре. Когда поняли, что разобрать здание до основания не получилось, было принято решение храм взорвать.

После первого взрыва храм устоял, поэтому были заложены новые заряды и прогремели новые взрывы. 5 декабря 1931 г. в 12 часов дня храм Христа Спасителя был уничтожен.

Мрамором из храма Христа Спасителя выложили станции метро «Кропоткинская» и «Охотный Ряд», скамейки украсили станцию «Новокузнецкая». Часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 года раскрошили и посыпали дорожки в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий.

Но грандиозный дворец так и не был построен на святом месте. Для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось около полутора лет, поэтому строительство дворца было начато в 1937 г. К 1939 г. была закончена кладка фундамента высотной части, главного входа и стороны, обращенной к Волхонке. На том все и остановилось – началась Великая Отечественная война.

В сентябре‑октябре 1941 г., когда фашисты рвались к Москве, из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны столицы. После оккупации Донбасса в 1942 г. стальные конструкции дворца были демонтированы и использованы для сооружения мостов на железной дороге для снабжения северным углем центральных районов страны.

В 1960 г. дальнейшее проектирование Дворца Советов решено было прекратить. Многие годы после взрыва на месте величественного храма зияла чудовищная яма. В 1960 г. здесь был построен открытый бассейн «Москва».
Московский речевой обиход, обычно быстро откликающийся на всякого рода новшества в городской жизни, так оценил это событие: «Сперва был Храм, потом – хлам, а теперь – срам».

В конце 1980‑х гг. возникло общественное движение москвичей и всех россиян за воссоздание храма Христа Спасителя.

В 1989 г. было принято решение о восстановлении храма Христа Спасителя в точном соответствии с тем, каким он был построен в XIX веке. В 1990 г. с востока от бассейна был установлен закладной камень. В 1994 г. началась разборка бассейна «Москва», и уже через три месяца, 7 января 1995 г., был заложен первый камень в фундамент возрождаемого храма.

В декабре 2000 г. все работы по внешней и внутренней отделке были полностью завершены. Новый храм отличался от прежнего расширенным цокольным этажом, в котором разместились музей храма, зал Церковных Соборов, церковь Преображения, зал совещания Священного Синода, Трапезные палаты и различные технические службы. В возрожденном храме Христа Спасителя присутствовали и некоторые старые части – мраморные памятные доски из обходных коридоров и фрагменты главного иконостаса.

Воссозданный заново храм Христа Спасителя может вместить 10 тысяч молящихся. Общая площадь строения составила 34 135 квадратных метров. Высота сводов храма превысила 103 метра, высота иконостаса ‑ 27 м. Храм был расписан известными живописцами. Орнаментальная и сюжетная иконопись заняла свыше 22 тысяч квадратных метров.

31 декабря 1999 г. Святейший Патриарх Алексий II совершил малое освящение храма. 19 августа 2000 г., в День Преображения Господня, состоялось Великое освящение возрожденного храма Христа Спасителя.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников