Профессиональное выгорание

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Таранова, Ольга Владимировна, 2014 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Абрумова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика / А.Г. Абрумова // Психологический журнал. — 1985. — № 6. — С.107

2.Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека / Л.М. Аболин. — Казань: Изд-во Казанского университета, 1987. — 261 с.

3.Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине: учебное пособие/ Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц. — М.: ЛПА «Кафедра — М», 1998. — 272 с.

4.Абрумова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика/ А.Г. Абрумова // Психологический журнал. — М.: Наука, 1985. — Т. 6. — № 6. — С. 107 -115.

5.Авхименко М.М. Некоторые факторы риска труда медика/ М.М. Авхименко// Медицинская помощь. — М.: Медицина, 2003. — № 2. — С. 25-29.

6.Агапова М.В. Социально-психологические аспекты эмоционального выгорания и самоактуализации личности: дис. …канд. психол. наук: 19.00.05/ Агапова Марина Валентиновна. — Ярославль, 2004. — 184 с.

7.Акиндинова H.A., Баканова A.A. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика/ И.А. Акиндинова, A.A. Баканова // Педагогические вести. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. — № 5. — С. 34.

8.Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья/ В.А. Ананьев. — СПб.: Питер, 1999.- 123 с.

9.Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность/ Б.Г. Ананьев. — М.: Директ-Медиа, 2008. — 134 с.

10.Андреева Г.М. Социальная психология/ Г. М. Андреева. — М.: Аспект Пресс, 2001.-378 с.

11.Анциферова Л.И. Условия деформации личности/ Л.И Анциферова // Новые исследования. — М.: Наука, 1998. — С. 32-38.

12.Асеева И.Н. Возможные пути преодоления и профилактики синдрома

эмоционального выгорания. Современные проблемы психологии. Сборник научных трудов молодых ученых, аспирантов, соискателей и студентов/ И.Н. Асеева. -Самара: Изд-во СГТТУ, 2005. — С. 123-129.

13.Афанаскина М.С. Формирование у медицинской сестры клинического мышления/ М.С. Афанаскина // Медицинская сестра. — М.: Русский врач, 2001. -№6. — С. 34.

14.Бабич О.И. Личностные ресурсы преодоления синдрома эмоционального выгорания педагогов: автореф. дис. …канд. психол. наук: 19.00.01/ Бабич Ольга Игоревна. — Хабаровск, 2007. — 24 с.

15.Баранов A.A. Профессиональное выгорание и типы низко стрессоустойчивых педагогов/ A.A. Баранов // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. В 8 Т. — СПб.: Изд. С-Петерб. ун-та, 2003. — Т. 1. — С. 287-289.

16.Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания/ М.В. Барабанова // Вестник Московского университета. Серия 14. «Психология». — М.: Изд-во МГУ, 1995. — № 1. — С. 54.

17.Безносов С.П. Профессиональная деформация личности/ С.П. Безносов. -СПб.: Речь, 2004. — 272 с.

18.Белов В.М. Психология здоровья / В.М. Белов. — СПб.: Алетейя, 1997. — 231 с.

19.Беребин М. А. Факторы риска нарушений психической адаптации педагогов массовых школ: дис. …канд. мед. наук: 19.00.04/ Беребин Михаил Алексеевич. -СПб., 1996.- 187 с.

20.Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В. Бойко. — СПб.: Питер, 1999. — 105 с.

21.Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других/ В.В. Бойко. -М.: Издательский дом «Филин», 1996. — 472 с.

22.Бусовикова О.П. Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности социальных работников/ О.П.

Бусовикова // Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. — № 2. — 410 с.

23.Василюк Ф.Е. Психология переживаний / Ф.Е. Василюк. — М.: Изд-во МГУ, 1984.- 198 с.

24.Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека/ В.К. Вилюнас. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. — 283 с.

25.Винокур В.А. Методика психологической диагностики профессионального «выгорания» в «помогающих» профессиях/ В.А. Винокур // Медицинская психология в России: электрон, науч. журн. — 2010. — № 1.

26.Винокур В., Розанова М. Профессиональный стресс губит врача / В. Винокур, М. Розанова // Медицина Санкт-Петербурга. СПб.: Изд-во СПб ГУ, 1997. -№ 11.-С. 28.

27.Водопьянова Н.Е. Профессиональное выгорание и ресурсы его преодоления/ Н.Е. Водопьянова. — СПб.: Питер, 2003. — 264 с.

28.Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика/ Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. — СПб.: Питер, 2005. — 336 с.

29.Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях/ Н.Е. Водопьянова // Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. -СПб.: Изд-во СПб ГУ, 2000. — С. 443-463.

30.Водопьянова Н.Е. Психическое выгорание/ Н.Е. Водопьянова // Стоматолог. — М.: Медицина, 2002. — № 7. — С. 12.

31.ВолобаевВ.М. Мультимодальная групповая психотерапия эмоционального выгорания: автореф. дис. … канд. мед. наук: 19.00.04/ Волобаев Виктор Михайлович. -М., 2009.-26 с.

32.Гавриленко М.А. Защитные механизмы личности в структуре синдрома выгорания/ М.А. Гавриленко // Украинский медицинский журнал. — 2002. — №6. — С. 122.

33.Галажинский Э.В. Системная детерминация самореализации личности: автореф. дис. … д-ра психол. наук: 19.00.01/ Галажинский Эдуард Владимирович. —

Барнаул, 2002. — 44 с.

34.Гнппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. Психология внимания/ Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. — М.: Изд-во МГУ, 1982. — С. 74-77

35.Глауберман Д. Радость сгорания. Как конец света может стать новым началом/ Д. Глауберман. — М.: ООО Изд-во «Добрая книга», 2004. — 368 с.

36.Грановская P.M. Элементы практической психологии / P.M. Грановская. -СПб.: Речь, 2003.-655 с.

37.Демина Л.Д., Ральникова И.А. Психическое здоровье и защитные механизмы личности/ Л.Д. Демина, И.А. Ральникова. — Барнаул: Изд-во АГУ, 2000. — 123 с.

38.Захаров С. Синдром выгорания у врачей стигма профессионализма или расплата за сочувствие? / С. Захаров. — Режим доступа: http://forums.rusmedserv.com/show thre ad. php ?t=8748

39.Заховаева А.Г. Основные проблемы философии сестринского дела/ А.Г. Заховаева // Сестринское дело. — М.: Медицинский вестник, 2003. — № 2. — С. 28-29.

40.Зеер Э.Ф. Психология профессий/ Э.Ф. Зеер. — М.: Академический проект, 2004. -316 с.

41.Зимняя И.А. Педагогическая психология/ И.А. Зимняя. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.-480 с.

42.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы/ Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2002. — 512 с.

43.Ильин Е.П. Эмоции и чувства/ Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2002. — 752 с.

44.Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла: учеб. -метод, пособие/ А.Н. Капустина. — СПб.: Речь, 2004. — 104 с.

45.Караванов Г., Коршунова В. Индивидуально-психологические особенности личности врача-хирурга/ Г. Караванов, В. Коршунова. — Львов: Вища Школа, 1974. -84 с.

46.Китаев-Смык Л.А. Психология стресса/ Л.А. Китаев-Смык. — М.: Наука, 1983.-386 с.

47.Кичкаев В.Н. Эмоциональное выгорание / В.Н.

Кичкаев. — Режим доступа: http://www.sunhome.ru/psychology/12305/p2.

48.Клебанова В.А. Синдром хронической усталости (обзор)/ В.А. Клебанова // Гигиена и санитария. — 1995. -№1. — С.144-148.

49.Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине/ Р. Конечный, М.Боухал-Прага: Авиценум, 1974. — 405 с.

50.Косарев В.В., Васюкова Г.Ф. Профессиональная заболеваемость медицинских работников Самарской области / В.В. Косарев, Г.Ф. Васюкова // Гигиена и санитария. — М.: Медицина, 2004. — № 3. — С. 27-38.

51.Крон Т. Помощь находящимся в кризисном состоянии / Т. Крон. — Режим доступа: http://home.perm.ги-^Пгу/агсЫуе/рО 10.Мгг^ссылка 3

52.Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд/ В.Е. Клочко, Э.В. Галажинский. — Томск: ТГУ, 1999. — 153 с.

53.Кричевский Р.Л. Психология лидерства/ Р.Л. Кричевский. — М.: Статут, 2007. — 544с.

54.Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание/ В.А. Лабунская. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. — 608с.

55.Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса/ А.Б. Леонова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.-2001.-№ 11.-С. 2-16.

56.Лешукова Е. Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактики / Е. Лешукова // Вестник РАТЭПП. — 1995. — № 1. — С. 36-47.

57.Лотова И.П. Психологические условия эффективности профессиональной деятельности работников социальных служб/ И.П. Лотова. -М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1999.- 127 с.

58.Лэнгле А. Эмоциональное выгорание с позиций экзистенциального анализа: теоретическое исследование / А. Лэнгле // Вопросы психологии. — 2008. — №2. — С. 3-16.

59.Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов / А.Г. Маклаков. -СПб.: Питер, 2008. — 583 с.

60.Малиновский Е. Л. Лазерная терапия синдрома хронической усталости / Е.Л.

Малиновский // Российский вестник фотобиологии и фотомедицины. — 2010. — № 1. — С. 74.

61.Маркова А. К. Психология труда учителя: Книга для учителя/ А.К. Маркова. -М.: Просвещение, 1993.-312 с.

62.Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются/ К. Маслач // Практикум по социальной психологии. — СПб.: «Питер», 2001. — 432 с.

63.Мороз И. Н., Подколзин А. А. Новое в диагностике и лечении синдрома хронической усталости / H.H. Мороз, A.A. Поколзин // Профилактика старения. -1998. — № 1. — Режим доступа: http://medi.ru/doc/708014.htm

64.Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология: учеб. пособие/ С.К. Нартова-Бочавер. — М.: Флинта, 2008. — 280 с.

65.Наенко Н.И. Психическая напряжённость/ Н.И. Наенко. — М.: Наука, 1976. — 235 с.

66.Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. / А.Д. Наследов. — СПб.: Речь, 2006. — 388 с.

67.Небылицын В. Д. Темперамент Психология индивидуальных различий. Тексты / В.Д. Небылицын; под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. — М.: Изд-во МГУ, 1982.-С. 153-159.

68.Немов P.C. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. -4-е изд. — Кн. 1: Общие основы психологии/ P.C. Немов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.-688 с.

69.Немчин Т.А. Состояние нервно-психического напряжения/ Т.А. Немчин. -Л.: Издательство Ленинградского университета, 1983. — 187 с.

70.Никифоров Г.С. Психология здоровья/ Г.С. Никифоров. — СПб.: Речь, 2002. — 256 с.

71.Никифоров Г.С. Практикум по психологии здоровья/ Г.С. Никифоров. -СПб.: Речь, 2002.-351 с.

72.Никифоров Г.С., Макшанов С.И., Маничев С.А. Психология менеджмента: Учебник / Г.С. Никифоров, С.И. Макшанов, С.А. Маничев; под ред. проф. Г.С. Никифорова. — СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2000. — 639 с.

73.Орел В.Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии. Эмпирическое исследование/ В.Е. Орел // Психологический журнал. — М.: Наука, 2001. — Т. 20. -№ 1.-С. 16-21.

74.Перре М., Бауманн У. Клиническая психология/ М. Перре, У. Бауманн. -СПб.: Питер, 2003. — 1312 с.

75.Пеунова С.М. Конфликтное общество, стрессы и человек/ С.М. Пеунова // Телескоп: Научный альманах. — Самара: «НТЦ», 2004. — № 6. — С. 145-154.

76.Подколзин A.A., Донцов В.И. Старение, долголетие и биоактивация/ A.A. Подколзин, В.И. Донцов. — М.: Московские учебники и картолитография, 1996. -144 с.

77.Полунина Н.В., Нестеренко Е.И., Мадьянова В.В. Инновационная деятельность лечебно-профилактических учреждений, её эффективность и влияние на состояние здоровья врачей/ Н.В. Полунина, Е.И. Нестеренко, В.В. Мадьянова // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. — М.: Медиа Сфера, 2002. — № 4. — С. 3-8.

78.Психологические тесты / Под ред. A.A. Карелина — В 2х-т. — Т. 1. — М.: ВЛАДОС, 2003.-312 с.

79.Психология личности в трудах зарубежных психологов / Сост. и общая редакция A.A. Реана — СПб: Издательство «Питер», 2000. — 480 с.

80.Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. — СПб: Издательство «Питер», 2000. — 108 с.

81.Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие/ Д.Я. Райгородский. — Самара: Изд. дом «БАХРАМ-М», 2008. — 672 с.

82.Реан A.A., Баранов A.A. Факторы стрессоустойчивости учителей/ A.A. Реан, A.A. Баранов // Вопросы психологии. — М.: Школа-Пресс, 1997. — № 1. — С.45 -53.

83.Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т.И.

Ронгинская // Психологический журнал. — М.: Наука, 2002. — Т. 23. — № 3. — С.85-95.

84.Сандомирский М.Е. Выгорание — профессиональная болезнь фармацевта? / М.Е. Сандомирский. — Режим доступа: http://marks.on.ufanet.ru/RE3TXT.HTM

85.Селье Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. — М.: Прогресс, 1982. — 68 с.

86.Семенова Н.Д. Балинтовские группы для врачей, работающих с умирающими пациентами / Н.Д. Семенова. — Режим доступа: http://www.doctor.rU/onkos/together/conf2.htm#5

87.Сергеева А. Синдром эмоционального сгорания /А. Сергеева. — Режим доступа: http:www.tsale.ru/index.htm

88.Столяренко Л.Д. Основы психологии: практикум/ Л.Д. Столяренко. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. — 704с.

89.Трунов Д. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме / Д. Трунов // Журнал практического психолога. — М.: Издательство МГУ, 1998. — № 8. — С. 84-89.

90.Ушаков И.Б., Сорокин О.Г. Адаптационный потенциал человека/ И.Б. Ушаков, О.Г. Сорокин // Вестник Государственной Академии Медицинских Наук. -М.: Медицина, 2004. — № 3. — С. 8-13.

91.Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп/ Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. — М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. — 490 с.

92.Фёдорова Т.Г., Нехорошев A.C., Котова Г.Н. Социологическое исследование особенностей трудовой деятельности врачей северо-западного региона России/ Т.Г. Федорова, A.C. Нехорошев, Г.Н. Котова // Гигиена и санитария. — М.: Медицина, 2003.- №3. -С. 24-27.

93.Фонарёв А.Р. Основные показатели деформации личности профессионала/ А.Р. Фонарев. — Магадан: Изд-во Северного междунар. ун-та, Вып.1., 2001. — 31с.

94.Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Т.В. Форманюк // Вопросы психологии. -1994.-№6.-С. 57-64.

95.Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. Пер. с нем./ Э. Фромм. -М.: ACT, 2006.-640 с.

96.Фромм Э. Бегство от свободы / Перевод Г. Ф. Швейника. — Москва: Аст,

2011.-288 с.

97.Фромм Э. Человек для самого себя. Исследование психологических проблем этики / Перевод Э. М. Спировой. — Москва: Аст, 2010. — 352 с.

98.Харди И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными/ И. Харди. — Будапешт: Издательство Академии Наук Венгрии, 1981. — 286 с.

99.Хетагурова А.К. Этико-деонтологические аспекты в работе сестринского персонала / А.К. Хетагурова // Сестринское дело. — М.: Издательский дом медицинский вестник, 2003. — № 6. — С. 34-35.

100.Хрусталева Т.А. Личностные качества и высокий уровень профессиональной подготовки / Т.А. Хрусталева // Журнал прикладной психологии. -2003.-№2.-С. 9-11.

101.Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции/ Ю.В. Щербатых. — СПб.: Питер, 2006. — 256 с.

102.Юдин Б.Г. Здоровье: факт, норма и ценность / Б.Г. Юдин // «Мир психологии», Москва-Воронеж, 2000. — Т. 1. — № 21. — С. 54-68.

104.Bell E.J., McCarthey R.A., Riding M.H. // J. R. Soc. Med. 1988; 81: 329-31

105.Buchwald D., Komaroff A.L. // Rev. Infect. Dis. 1991; 13(1): 12-8

108.Cherniss C. The role of professional self efficacy in the etiology and

109.Cherniss C. Professional Burnout in human service organizations // New York: Praeger. 1980.

110.Dick M.J. Burnout in doctoral prepared nurse faculty // Journal of Nursing Education. 1992. — Vol. 31. — P. 341-346.

114.Freudenberger H. Staff burnout // Journal of Social Issues. 1974. — Issue 30. — P. 159-164.

116.Freudenberger H., North G. Burn-out bei Frauen // Frankfurt., M.: Kriiger. -1992.

117.Freudenberger H.J. Staff burn-out // J.Social Issues. 1974. — Vol. 30. — P. 159-165.

Francis, 1993. -P. 115-129.

121.Ivancevich, J.M., Matteson M.T. Stress and Work: A Managerial Perspective // Glenview, III., Scott Foresman, 1980. — P. 244.

124.Kondo K. Burnout syndrome/ K.Kondo // Asian Medical, 1991. — Vol. 34. — № 11.-P. 49-57.

126.Lazarus R.S., Folkman S. Stress, appraisal, and coping/ R.S. Lazarus, S.Folkman // N.Y: Springer. -1984.

128.Maslach C. Burnout: The Cost of Caring/ C.Maslach // Engelwood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1982. -P.276.

129.Maslach C. Jackson S.E. The measurement of experienced Burnout / C. Maslach, S.E. Jackson // J. Occup. Beh, 1981. — Vol. 2. — P. 99-113.

130.Maslach C. Job burnout, how people cope/ C. Maslach // Public Wealf, Spring, 1978.-P. 56.

132.Mauranges A. Professional burnout syndrome, an increasing reality/ A. Mauranges //

Rev Infirm, 2007. — Vol. 128. — P. 12-15.

133.Miller D. Dying to Care? Work, Stress and Burnout in HIV/AIDS/ D.Miller // New York and London, 2000. — P. 275.

136.Munoz Camargo J.C. Burnout syndrome in Intensive Care Units/ J.C. Munoz Camargo // Enferm Intensiva. — 2007. — Vol.18. — № 1. — P. 1-2.

143.Werbach M.R. Nutritional strategies for treating chronic fatigue syndrome/ M.R. Werbach //Altern Med Rev. — 2001. -Feb.-6(1). — P. 4-6.

Сравнение средних значений в группах Новичков (1), Опытных (2) и Мастеров (3) автовождения по методикам Бойко и Ряховского

Критерий Краскела-Уоллеса

ГруппирующаяNСредний ранг

Переж.Психотравм.Обст1,002761,43

2,003447,97

3,002927,78

Всего90

Неуд.собой1,002763,22

2,003446,59

3,002927,72

Всего90

Загнанность1,002762,22

2,003447,75

3,002927,29

Всего90

Трев.Депрес1,002762,91

2,003447,40

3,002927,07

Всего90

Ф.Напряж1,002763,24

2,003447,15

3,002927,05

Всего90

Неадекв.Эмоц1,002761,70

2,003448,69

3,002926,67

Всего90

Э.Нравств.Дезориент1,002758,24

2,003449,32

3,002929,16

Всего90

Рост.Эконом.Э1,002763,65

2,003448,09

3,002925,57

Всего90

Редукц.Проф .Обяз1,002761,65

2,003449,43

3,002925,86

Всего90

Ф.Резист1,002762,56

2,003450,21

3,002924,10

Всего90

Э.Дефицит1,002763,13

2,003447,91

3,002926,26

Всего90

Э.Отстран1,002759,80

2,003447,63

3,002929,69

Всего90

Лич.Отстран1,002763,43

2,003447,68

3,002926,26

Всего90

Психосоматика1,002762,19

2,003447,25

3,002927,91

Всего90

Ф.Истощения1,002762,78

2,003448,71

3,002925,66

Всего90

Тест.Ряховского1,002746,07

2,003444,34

3,002946,33

Всего90

Статистики критерия^

Переж.Пс ихотравм. ОбетНеуд.собо йЗагнанное ТЬТрев Депр ееФ.НапряжНеадекв. ЗмоцЭ.Нравств .Дезориен тРост.Экон ои.ЭРедукц.Пр оф.ОбязФ.РезистЭДефици тЭ.ОтстранЛич.Отстр анПсихосом атикаФ.Истоще нияТестРяхо вского

Хи- квадрат ст.св. Асимпт. знч.23,989 2 ,00026,292 2 ,00025,713 2 ,00027,021 2 ,00027,371 2 ,00026,345 2 ,00018,689 » 2 ,00031,932 «loo27,824 2 ,00032,388 2 ,00029,162 2 ,00019,138 2 ,00029,042 2 ,00024,687 2 ,00029,706 2 ,000,110 2 ,946

о

Попарное сравнение экспериментальных групп Новичков и Опытных по тестам Бойко и Ряховского с помощью критерия Манна-Уитни

(1- Новички; 2- Опытные)

ГруппирующаяNСредний рангСумма рангов

Переж.Психотра вм.Обст1,002735,70964,00

2,003427,26927,00

Всего61

Неуд.собой1,002737,541013,50

2,003425,81877,50

Всего61

Загнанность1,002736,50985,50

2,003426,63905,50

Всего61

Трев.Депрес1,002737,00999,00

2,003426,24892,00

Всего61

Ф.Напряж1,002737,261006,00

2,003426,03885,00

Всего61

Неадекв.Эмоц1,002735,98971,50

2,003427,04919,50

Всего61

Э.Нравств.Дезор иент1,002734,31926,50

2,003428,37964,50

Всего61

Рост.Эконом.Э1,002737,02999,50

2,003426,22891,50

Всего61

Редукц.Проф.Об яз1,002735,87968,50

2,003427,13922,50

Всего61

Ф.Резист1,002736,15976,00

2,003426,91915,00

Всего61

Э.Дефицит1,002737,201004,50

2,003426,07886,50

Всего61

Э.Отстран1,002735,43956,50

2,003427,49934,50

Всего61

Лич.Отстран1,002736,93997,00

2,003426,29894,00

Всего61

Психосоматика1,002736,65989,50

2,003426,51901,50

Всего61

Ф.Истощения1,002736,46984,50

2,003426,66906,50

Всего61

Тест.Ряховского1,002731,59853,00

2,003430,531038,00

Всего61

Статистики критерия’

Переж Пс ихотравм ОбетНеуд собо йЗагнанное тъТревДепр ееФНапряжНеадекв ЭмоцЭ Нравств Дезориен тРостЭкон ом ЭРедукц Пр офОбязФ РезистЭ Дефици тЭ ОтстранЛич Отстр анПсихосом атикаФ Истоще нияТестРяхо вского

Статистик а и Манна Уитни332,000282,500310,500297,000290,000324,500369,500296,500327,500320,000291,500339,500299,000306,500311,500443,000

Статистик а УУ Уилкоксо на г Асимпт знч (двухстаро нняя)927,000877,500905,500892,000885,000919,500964,500891,500922,500915,000886,500934,500894,000901,500906 5001038,000

-1,851 ,064-2,572 ,010-2,162 ,031-2,362 ,018-2,459 ,014-1,964 ,050-1,306 ,192-2,387 ,017-1,918 ,055-2,024 ,043-2,455 ,014-1,742 ,082-2,336 ,019-2,236 ,025-2,154 ,031-,233 ,816

ГруппирующаяNСредний рангСумма рангов

Переж.Психотравм.Обст1,002739,721072,50

3,002918,05523,50

Всего56

Неуд.собой1,002739,691071,50

3,002918,09524,50

Всего56

Загнанность1,002739,721072,50

3,002918,05523,50

Всего56

Трев.Депрес1,002739,911077,50

3,002917,88518,50

Всего56

Ф.Напряж1,002739,981079,50

3,002917,81516,50

Всего56

Неадекв.Эмоц1,002739,721072,50

3,002918,05523,50

Всего56

Э.Нравств.Дезориент1,002737,931024,00

3,002919,72572,00

Всего56

Рост.Эконом.Э1,002740,631097,00

3,002917,21499,00

Всего56

Редукц.Проф.Обяз1,002739,781074,00

3,002918,00522,00

Всего56

Ф.Резист1,002740,411091,00

3,002917,41505,00

Всего56

Э.Дефицит1,002739,931078,00

3,002917,86518,00

Всего56

Э.Отстран1,002738,371036,00

3,002919,31560,00

Всего56

Лич.Отстран1,002740,501093,50

3,002917,33502,50

Всего56

Психосоматика1,002739,541067,50

3,002918,22528,50

Всего56

Ф.Истощения1,002740,311088,50

3,002917,50507,50

Всего56

Те ст.Ряховского1,002728,48769,00

3,002928,52827,00

Всего56

Статистики критерия’

Переж Пс ихо травм ОбетНеуд собо йЗатаннос ТЪТревДепр ееФ НапряжНеадекв ЭмоцЭ Нравств Дезориен тРостЭкон ом ЭРедукц Пр оф ОбязФ РезистЭДефици тЭ ОтстранЛич Отстр анПсихосом атакаФИстоще нияТест Ряхо вского

Статистик а и Манна Уитчи88,50089,50088,50083,50081,50088,500137,00064,00087,00070,00083,000125,00067,50093,50072,500391,000

Статастик Уилкоксо на г Асимпт знч (двухсторо нняя)523,500524,500523,500518,500516,500523,500572,000499,000522,000505,000518,000560,000502,500528,500507,500769,000

-5,003 ,000-4,991 ,000-5,001 ,000-5,095 ,000-5,116 ,000-5,007 ,000-4,191 ,000-5,506 ,000-5,023 ,000-5,299 ,000-5,124 ,000-4,393 ,000-5,345 ,000-4,922 ,000-5,284 ,000-,008 ,993

Попарное сравнение экспериментальных групп Опытных и Мастеров по тестам Бойко и Ряховского. Критерий Манна-Уитни

(2- Опытные; 3- Мастера)

ГруппирующаяNСредний рангСумма рангов

Переж.Психотравм.Обст2,003438,211299,00

3,002924,72717,00

Всего63

Неуд.собой2,003438,281301,50

3,002924,64714,50

Всего63

Загнанность2,003438,621313,00

3,002924,24703,00

Всего63

Трев.Депрес2,003438,661314,50

3,002924,19701,50

Всего63

Ф.Напряж2,003438,621313,00

3,002924,24703,00

Всего63

Неадекв.Эмоц2,003439,151331,00

3,002923,62685,00

Всего63

Э.Нравств.Дезориент2,003438,461307,50

3,002924,43708,50

Всего63

Рост.Эконом.Э2,003439,371338,50

3,002923,36677,50

Всего63

Редукц.Проф.Обяз2,003439,791353,00

3,002922,86663,00

Всего63

Ф.Резист2,003440,791387,00

3,002921,69629,00

Всего63

Э.Дефицит2,003439,341337,50

3,002923,40678,50

Всего63

Э.Отстран2,003437,651280,00

3,002925,38736,00

Всего63

Лич.Отстран2,003438,881322,00

3,002923,93694,00

Всего63

Психосоматика2,003438,241300,00

3,002924,69716,00

Всего63

Ф.Истощения2,003439,541344,50

3,002923,16671,50

Всего63

Тест.Ряховского2,003431,311064,50

3,002932,81951,50

Всего63

Статистики критерия’

Переж Пс ихотравм ОбетНеуд собо йЗагнанное тъТревДепр ееФ НапряжНеадекв ЭмоцЭ Нравств Дезориен тРост Экон омЭРедукц Пр офОбязФ РезистЭДефици тЭ ОтстранЛич Отстр анПсихосом атакаФ Истоще нияТестРяхо вского

Статистик а и Манна Уитни282,000279,500268,000266,500268,000250,000273,500242,500228,000194,000243,500301,000259,000281,000236,500469,500

Поделиться

Описание методики

Опросник выгорания (перегорания) Маслач (англ. Maslach Burnout Inventory, сокр. MBI) — тестовая методика, предназначенная для диагностики профессионального выгорания. Создана в 1986 году Maslach и Jackson, в России адаптирована Водопьяновой, дополнена математической моделью НИПНИ им. Бехтерева.

Теоретические основы

В большинстве случаев профессиоальное выгорание представляется как деструктивный процесс потери профессиональной эффективности, снижения коммуникативных качеств и развития нервно-психической дезадаптации вплоть до необратимых изменений личности. Причиной профессионального выгорания являются как неудовлетворительные условия работы, так и индвидуальные особенности личности работника. Наиболее тяжёлой является работа, предполагающая эмоциональный контакт с людьми в качестве обязательной составляющей производственного процесса, например профессия учителя, менеджера, врача, следователя и т.д.

Можно выделить две основных теоретических структуры синдрома эмоционального выгорания: первая представляет выгорание как синдром, состоящий из нескольких симптомов разной степени выраженности; вторая представляет выгорание как процесс, а индивида — находящимся на одной из его стадий. Опросником, представляющим первое теоретическое воззрение, является Методика диагностики уровня профессионального выгорания Бойко, второе — Опросник выгорания Маслач.

Внутренняя структура

Опросник состоит из 22 пунктов, по которым возможно вычисление значений 3-х шкал: «Эмоциональное истощение», «Деперсонализация», «Редукция профессиональных достижений».

  • «Эмоциональное истощение» проявляется в переживаниях сниженного эмоционального тонуса, повышенной психической истощаемости и аффективной лабильности, утраты интереса и позитивных чувств к окружающим, ощущении «пресыщенности» работой, неудовлетворенностью жизнью в целом. В контексте синдрома перегорания «деперсонализация» предполагает формирование особых, деструктивных взаимоотношений с окружающими людьми.
  • «Деперсонализация» проявляется в эмоциональном отстранении и безразличии, формальном выполнении профессиональных обязанностей без личностной включенности и сопереживания, а в отдельных случаях – в негативизме и циничном отношении. На поведенческом уровне «деперсонализация» проявляется в высокомерном поведении, использовании профессионального сленга, юмора, ярлыков.
  • «Редукция профессиональных достижений» отражает степень удовлетворенности медицинского работника собой как личностью и как профессионалом. Неудовлетворительное значение этого показателя отражает тенденцию к негативной оценке своей компетентности и продуктивности и, как следствие, — снижение профессиональной мотивации, нарастание негативизма в отношении служебных обязанностей, тенденцию к снятию с себя ответственности, к изоляции от окружающих, отстраненность и неучастие, избегание работы сначала психологически, а затем физически.

Процедура проведения

Инструкция

Вам предлагается 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, чувствуете ли вы себя таким образом на вашей работе. Если у вас никогда не было такого чувства, в листе для ответов отметьте позицию 0 – «никогда». Если у вас было такое чувство, укажите, как часто вы его ощущали, позиция 6 – «ежедневно». Для этого зачеркните или обведите кружком балл, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства.

Интерпретация

Подсчёт значений шкал

Ответы испытуемого оцениваются следующим образом:

  • 0 баллов — «Никогда»;
  • 1 балл — «Очень редко»;
  • 2 балла — «Редко»
  • 3 балла — «Иногда»;
  • 4 балла — «Часто»;
  • 5 баллов — «Очень часто»;
  • 6 баллов — «Каждый день».
Шкала Пункты в прямых значениях Пункты в обратных
значениях
Максимальная
сумма баллов
Эмоциональное истощение 1, 2, 3, 8, 13, 14, 16, 20 6 54
Деперсонализация 5, 10, 11, 15, 22 30
Редукция профессионализма 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 48

Оценка уровней выгорания

Субшкала Низкий уровень
L
Средний уровень
M
Высокий уровень
H
Эмоциональное истощение (среднее — 19,73) 0-15 16-24 25 и больше
Деперсонализация (среднее — 7,78) 0-5 6-10 11 и больше
Редукция профессионализма (среднее — 32,93) 37 и больше 31-36 30 и меньше

Подсчёт интегрального индекса выгорания

В 2007 году в НИПНИ им. Бехтерева был предложен способ определения системного индекса синдрома перегорания на основании математической модели определения расстояния между точками в многомерном пространстве. Данный метод позволяет получить единый количественный показатель на основе параметров синдрома перегорания, полученный при помощи теста MBI. Получение системного показателя позволяет дать более точную оценку распространенности синдрома перегорания.

При этом нулевой точкой, «началом координат» считается точка, соответствующая отсутствию нарушений по всем трём шкалам — 0 баллов. Для того, чтобы данная математическая модель была валидной, необходимо отсутствие значимых корреляций между шкалами, что было подтверждено исследованиями в лаборатории клинической психологии в НИПНИ им. Бехтерева. Кроме того, считается, что каждая шкала вносит равный вклад в формирование понятия «профессиональное выгорание», но каждая шкала имеет разное количество пунктов, вследствие чего значение по шкале приводится к нормативу делением на максимальное количество баллов.

Вычисление производится по следующей формуле:

\rho = \sqrt{\frac{(EE_x/54)^2 + (DP_x/30)^2 + (1-PA_x/48)^2}{3}}, где:

  • EE_x — значение респондента по шкале «Эмоциональное истощение».
  • 54 — максимальное значение по шкале «Эмоциональное истощение».
  • DP_x — значение респондента по шкале «Деперсонализация».
  • 30 — максимальное значение по шкале «Деперсонализация».
  • PA_x — значение респондента по шкале «Редукция профессиональных достижений».
  • 48 — максимальное значение по шкале «Редукция профессиональных достижений».

Итоговое значение может быть от 0 (нет выгорания) до 1 (максимально выраженное выгорание).

Практическая значимость

Данный опросник предназначен для определения степени выраженности и распространенности синдрома выгорания (перегорания) среди профессионального контингента, в том числе медицинских работников. Методика может быть использована в практическом здравоохранении, образовании, бизнесе и управлении для своевременной и всесторонней диагностики синдрома перегорания с последующим определением мишеней и уровней профилактического воздействия, как в направлении оптимизации терапевтической среды, так и в отношении профилактики накопления эмоционального напряжения. Полученные данные могут быть рекомендованы при подготовке руководящих кадров с информированием и тренингом построения программ профилактической санации производственной обстановки в коллективе. Методика может применяться при проведении профессионального отбора

Результаты экспериментальных исследований

Оценка индекса синдрома перегорания была проведена у специалистов, оказывающих помощь пациентам с хроническими, малокурабельными формами заболеваний: врачей-психиатров и медицинских сестер, работающих в психиатрических учреждениях г.Санкт-Петербурга, а также врачей-онкологов, работающих в НИИ онкологии им.Н.Н.Петрова. Всего было обследовано 98 психиатров, (средний возраст 40,4±1,2 лет, средний стаж 12,84±1,16 лет), 25 медицинских сестер (средний возраст 46,7±2,0 лет, средний стаж – 19,56±2,26 лет) и 39 онкологов, (средний возраст 39,3±1,9 лет и средний стаж – 12,34±1,78 лет).

По данным корреляционного анализа между показателями по шкалам «Эмоциональное истощение», «Деперсонализация», «Редукция профессиональных достижений» статистически достоверных связей обнаружено не было. В ходе исследования было установлено, что врачи-психиатры в наименьшей степени (ИСП=0,69±0,01), а медицинские сестры в наибольшей степени (ИСП=0,99±0,03) отличаются от идеальных показателей, свидетельствующих об отсутствии синдрома перегорания. У врачей-онкологов ИСП составил 0,71±0,03, которые, таким образом, заняли промежуточное положение между психиатрами и медицинскими сестрами. Установлено наличие достоверной разницы между показателями ИСП психиатров и медицинских сестер (p<0,01), а также между онкологами и медицинскими сестрами (p<0,01). Между показателями ИСП психиатров и онкологов достоверного различия обнаружено не было.

Стимульный материал

Бланк методики (вариант для инженерно-технических работников)

Бланк методики (вариант для сотрудников правоохранительных органов)

См. также

Методика диагностики уровня профессионального выгорания Бойко

Методика «Уровень социальной фрустрированности»

Литература

  1. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C. 360-362
  2. Лозинская Е.И., Лутова Н.Б., Вид В.Д. Системный индекс синдрома перегорания (на основе теста MBI). Методические рекомендации. НИПНИ им. Бехтерева, 2007.
  3. Водопьянова Н.Е. Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. — СПб.: Питер, 2008. — 358 с.

Профессиональным выгоранием психологи называют постоянное чувство усталости, снижение эффективности и потерю интереса к своей работе. Впрочем, выгорание может быть и в других сферах жизни и очень распространено в современном мире из-за большого количества стресса. Как бороться с синдромом выгорания, открыть в себе новые ресурсы и все успевать, читайте в совместной подборке РИАМО и сети книжных магазинов «Читай-город».

10 книг о путешествиях: за 100 рублей вокруг света и на электричке до Владивостока >>

Ирина Хакамада «РеСтарт»

Что делать, если все вокруг потеряло смысл, раздражает или просто надоело? Как начать сначала, когда нет сил, вдохновения, и кажется, что все пошло не так? Ирина Хакамада предлагает свои знания и опыт. Она рассказывает о потерях и обретениях, о мотивации и энергии, о том, как включить кнопку «перезагрузки» и не бояться начинать с нуля. Цель этой книги — помочь вам очистить сознание от прошлого, негативного опыта, включить интуицию на максимум и настроиться на крутые, кардинальные, смелые перемены. Ведь каждый из нас может прожить много захватывающих жизней, нужно только решиться.

Брайан Трейси «Выйди из зоны комфорта. Измени свою жизнь»

Это самая покупаемая в мире книга по личной эффективности. Факты говорят сами за себя: она переведена на 40 языков и издана общим тиражом более 1 200 000 экземпляров. Прочтите ее и начните успевать больше за меньшее время. В книге представлен результат более чем 30-летнего изучения вопросов распределения времени. Она рассказывает о том, как добиваться решения сложных задач, выходя из зоны комфорта.

7 книг в жанре нон‑фикшн, которые стоит прочитать >>

Дэн Вальдшмидт «Будь лучшей версией себя»

Вы работаете весь день, очень устаете к вечеру и ни на шаг не приближаетесь к успеху. Все дело в том, что успех определяется не тем, что вы делаете, а тем, кем вы являетесь. Такой вывод сделал Дэн Вальдшмидт, исследовавший более 1000 историй обычных людей из бизнеса, науки, политики и спорта, добившихся выдающегося успеха. Среди этих людей шеф-повар ресторана, поборовший смертельную болезнь и заработавший 3 звезды Мишлен; бегуны, преодолевающие невероятные расстояния и преодолевающие себя; уволившийся медик скорой помощи, открывший успешную компанию; фигуристка Джоанни Рошетт, которая на Олимпиаде выступала через три дня после сердечного приступа матери и смогла выиграть медаль; Валентина Терешкова, ставшая первой в истории женщиной-космонавтом в 26 лет; и многие другие. Все эти люди имели несколько общих черт, которые и выявили автор и его команда.

Ицхак Пинтосевич «Действуй! 10 заповедей успеха»

Впервые последние открытия в области психологии, лучшие методики в области личностного роста и менеджмента, секреты подготовки олимпийских чемпионов и законы мироздания из Каббалы объединены в уникальной авторской программе самосовершенствования Ицхака Пинтосевича. Вместо советов – готовая программа действий. Читайте эту книгу по 30 минут в день, и вы сможете укрепить уверенность в себе, добиться поставленных целей, правильно распределить свое время, преодолеть неудачи, делегировать полномочия, управлять другими. Среди клиентов Ицхака – крупнейшие мировые корпорации Procter & Gamble, Avon, Master Card, Deloitte, а также политики, бизнесмены и звезды шоу-бизнеса.

10 книг для родителей о воспитании школьников >>

Джиа Джианг «А я тебя «нет»!

Книга рассказывает про опыт «Ста дней отрицания», который помог автору научиться принимать отказы и находить в каждом «нет» урок или ценность. Джиа понял, что даже для самой нелепой просьбы всегда найдется тот, кто ее исполнит, нужно лишь найти его. Множество дурацких и смешных историй и предложений (например, Krispy Kreme Джиа предложил выпустить пончики в форме олимпийских колец) научили автора не бояться самых сумасшедших идей, ведь именно они отличают талантливых людей от заурядных.

Петр Людвиг «Победи прокрастинацию!»

Каждому из нас случалось откладывать на потом важные дела, максимально затягивая их выполнение, занимаясь вместо них чем угодно, не в силах объяснить себе, почему мы так поступаем, а после терзаться чувством вины из-за сорванных сроков и того, что мы снова кого-то подвели. Автор книги, на собственном опыте убедившийся в коварстве прокрастинации, всесторонне изучил проблему, определил причины ее возникновения и предложил несколько простых и действенных способов борьбы с ней. Используя в повседневной жизни созданную Петром Людвигом методику избавления от «недуга», которому подвержены миллионы людей во всем мире, вы сможете радикально повысить собственную эффективность, раскрыть творческий потенциал на 100% и научитесь проживать каждый день полноценно, получая радость и удовлетворение от того, что все дела отныне выполняются вами точно в срок.

10 книг о приключениях, чтобы ощутить вкус лета >>

Томас Армстронг «Ты можешь больше, чем ты думаешь»

Принято считать, что умный – это тот, кто хорошо учится в школе. Но так ли это на самом деле? Интеллект — это не только отличные оценки, энциклопедические знания и хорошая память. Интеллект проявляется во многом: в творчестве, музыке, спорте, эмоциях, умении видеть красоту природы, в способности находить общий язык с окружающими. История знает немало примеров, когда школьники, которых считали средними учениками, становились известными людьми: спортсменами, художниками, актерами, изобретателями, учеными, политиками! Все эти люди нашли себя в жизни и стали успешными, потому что занимались тем, что им нравилось и что у них получалось. Эта книга поможет вам понять: в каких сферах проявляется ваш интеллект? К чему у вас есть способности и как их развивать? А также подскажет, в каких профессиях вы сможете реализовать себя лучше всего.

Карен Берг «Самосаботаж»

Управлять собой надо либо профессионально, либо никак. А для этого есть только один способ – справиться с самосаботажем. Самосаботаж – это когда окружающие движутся вперед, а вы застряли на месте. Да еще и обвиняете в этой ситуации всех, кроме самого себя. А в результате порочный круг перепадов настроения и негативного поведения, иногда даже на бессознательном уровне. Вырваться из порочного круга и преодолеть самосаботаж поможет книга известного психолога Карен Берг, специалиста с более чем 25-летним опытом работы в области мотивации и личностного роста. Ее книга научит вас раз и навсегда избавиться от всяких «если бы», забыть многочисленные «но» и одержать самую главную победу в вашей жизни — победу над самим собой.

10 книг для отпуска: что почитать в дороге, на даче или у моря >>

Ольга Лукинская «Как мечтать, чтобы сбывалось»

Большинство желаний, начавшись с мысли «вот бы мне когда-нибудь…», так и остаются фантазиями. Нам мешают собственные страхи и сомнения в том, что все получится. Мы зависим от стереотипов и мнения окружающих. В этой книге Ольга Лукинская, автор популярного блога «Мечты сбываются, или Моя жизнь в Барселоне», на примерах из своей жизни рассказывает, как преодолевать трудности, не бояться начать все с нуля и, главное, как мечтать, чтобы сбывалось. Вы найдете советы и задания, которые помогут вам понять, чего вы хотите, оценить свои возможности и подготовить конкретный план по достижению желаемого.

Бретт Блюменталь «Одна привычка в неделю»

Любая значительная перемена подразумевает ряд последовательных небольших изменений, маленькие перемены подстегивают желание двигаться дальше по пути к успеху – утверждает Бретт Блюменталь и предлагает воспользоваться программой «маленьких перемен». Идея проста: каждую неделю в течение года вносить одно маленькое позитивное изменение в свой образ жизни.

Семь книг для весеннего настроения: «Моменты счастья», «Легкомыслие» и «Рыжеволосая женщина» >>

Профилактика профессионального выгорания начинается с распознавания и понимания сути проблемы. Первый шаг в контроле над процессом выгорания — взять на себя ответственность за свое собственное переживание стресса и обязать себя изменяться. К каким мерам следует прибегать?

Не существует простых или универсальных решений. Важно принять проблему и постепенно рассматривать, что именно вам нужно и как приспособить методы «обуздания стресса» к конкретной ситуации.

Люди, ставшие жертвами выгорания, истощены и деморализованы, поэтому прежде чем обсуждать, что послужило причиной нарушений, необходимо немедленно выделить время и пространство для восстановления энергии и составить план ответных мероприятий. Обращаться за помощью необходимо как можно раньше, а нс тогда, когда уже поздно. Если вы больны, не нужно притворяться здоровыми, следует обратиться к своему врачу, а не назначать себе лекарственные препараты самостоятельно. Нельзя не подчеркнуть, что посещение лекций и семинаров, а также чтение и беседы о выгорании не заменят каких-либо действий в этом направлении. Каждому из нас необходимо стать своим собственным высококвалифицированным специалистом по устранению стресса и научиться устанавливать или переустанавливать приоритеты и думать об изменении образа жизни, внося перемены в нашу повседневную рутину. Это может быть долгий, сложный и иногда дорогостоящий процесс. Последствия пренебрежения своим профессиональным здоровьем обычно значительны.

Что делать, если вы заметили первые признаки выгорания? Прежде всего признать, что они есть. Те, кто помогает другим людям, как правило, стремятся отрицать собственные психологические затруднения. Трудно признаться самому себе: «Я страдаю профессиональным выгоранием». Тем более что в трудных жизненных ситуациях включаются неосознанные внутренние механизмы защиты.

Среди них — рационализация, вытеснение травматических событий, «окаменение» чувств и тела. Люди часто оценивают эти проявления неверно — как признак собственной «силы». Некоторые защищаются от своих собственных трудных состояний и проблем при помощи ухода в активность, стараются не думать о них (помните Скарлетт из «Унесенных ветром» с ее «Я подумаю об этом завтра»?) и полностью отдают себя работе, помощи другим людям. Помощь другим действительно на некоторое время может принести облегчение. Однако только на некоторое время. Ведь сверхактивность вредна, если она отвлекает внимание от помощи, в которой нуждаетесь вы сами. Помните: блокирование своих чувств и активность, выраженная сверх меры, могут замедлить процесс вашего восстановления.

Во-первых, ваше состояние может облегчить физическая и эмоциональная поддержка от других людей. Не отказывайтесь от нее. Обсудите свою ситуацию с теми, кто, имея подобный опыт, чувствует себя хорошо.

Для профессионала при этом уместна и полезна работа с супервизором — профессионально более опытным человеком, который при необходимости помогает менее опытному коллеге в профессионально-личностном совершенствовании. В запланированный период времени профессионал и супервизор регулярно совместно обсуждают проделанную работу. В ходе такого обсуждения совершается обучение и развитие, которые помогают выйти из выгорания.

Во-вторых, в нерабочее время вам нужно уединение. Для того чтобы справиться со своими чувствами, вам необходимо найти возможность побыть одному, без семьи и близких друзей.

Чего не нужно делать при выгорании:

не скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и позволяйте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами;

  • — не избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими;
  • — не позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь;
  • — не ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.

Что нужно делать:

  • — выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений;
  • — проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе;
  • — постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.

Если вы понимаете, что выгорание уже происходит и достигло глубоких стадий — помните: необходима специальная работа по нейтрализации травмирующего опыта и возрождению чувств. И не пытайтесь провести эту работу сами с собой — такую сложную (и болезненную) работу можно выполнить только вместе с профессиональным психологом-консультантом. Настоящее мужество состоит в том, чтобы признать: мне необходима профессиональная помощь. Почему? Да потому, что основа «психологического лечения» — помочь человеку «ожить» и «заново собрать себя». Сначала идет трудная работа, цель которой — «снять панцирь бесчувствия» и разрешить своим чувствам выйти наружу. Это не влечет за собой утрату самоконтроля, но подавление этих чувств может привести к неврозам и физическим проблемам. При этом важна специальная работа с разрушительными «ядовитыми» чувствами (в частности, агрессивными). Результатом этой подготовительной работы становится «расчистка» внутреннего пространства, высвобождающая место для прихода нового, возрождение чувств.

Следующий этап профессиональной работы — пересмотр своих жизненных мифов, целей и ценностей, своих представлений и отношения к себе самому, к другим людям и к своей работе. Здесь важно принять и укрепить свое «Я», осознать ценность своей жизни; принять ответственность за свою жизнь и здоровье и занять профессиональную позицию в работе.

И только после этого шаг за шагом изменяются отношения с окружающими людьми и способы взаимодействия с ними. Происходит переосмысление своей профессиональной роли и других своих жизненных ролей и моделей поведения. Человек обретает уверенность в своих силах. А значит, он вышел из-под действия синдрома эмоционального выгорания и готов успешно жить и работать.

Качества, помогающие специалисту избежать профессионального выгорания:

  • — хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни);
  • — высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях;
  • — опыт успешного преодоления профессионального стресса;
  • — способность конструктивно меняться в напряженных условиях;
  • — высокая мобильность;
  • — открытость;
  • — общительность;
  • — самостоятельность;
  • — стремление опираться на собственные силы;
  • — способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности — как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

Как избежать синдрома профессионального выгорания?

  • 1. Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.
  • 2. Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться.
  • 3. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
  • 4. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
  • 5. Не старайтесь жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.
  • 6. Находите время для себя, вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь.
  • 7. Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.
  • 8. Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?

Наиболее популярным методом измерения выгорания в американской психологии признан опросник МВI но модели К. Маслач и С. Джексон. В качестве российской версии данной методики служит опросник «Профессиональное выгорание», разработанный Н. Е. Водопьяновой и Е. С. Старченковой.

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
Корытова Г.С.
В статье представлены результаты эмпирического исследования профессионального выгорания. Выгорание рассматривается как дезадаптивный механизм психологической защиты, выработанный в процессе профессиональной педагогической деятельности.

675 KB

Освоение личностью профессии неизбежно приводит к изменениям в ее структуре. Новообразования, приобретаемые специалистом в процессе профессиональной деятельности, можно разделить на две большие группы: стенические изменения, способствующие успешной адаптации человека в социуме, повышению эффективности его жизнедеятельности, и астенические, препятствующие успешному функционированию личности в окружающей среде. Значительную часть негативных новообразований, сопровождающих деструктивную профессионализацию, составляет группа изменений, получивших в психологии название «эмоциональное выгорание». В контексте своего учения об общем адаптационном синдроме, H.Selye выделял три базисные фазы стресса, развитие которых согласно представлениям В.В.Бойко (1999) определяет динамику нарастания эмоционального выгорания у человека. Первая из них — «напряжение» — характеризуется нервным напряжением, возникшим в результате воздействия неблагоприятной психоэмоциональной атмосферы. Фаза «резистенции» отражает степень успешности сопротивления человека возникшей психотравмирующей ситуации. «Истощение» является завершающей стадией в процессе формирования синдрома эмоционального выгорания и свидетельствует о неспособности личности справиться с возникшей психологической проблемой.

Вслед за Ф.Е.Василюком (1984), рассматривающим эмоциональное выгорание в качестве однозначно непродуктивного механизма психологической защиты, являющегося средством разрешения внутренних и внешних конфликтов, В.В.Бойко (1999) также считает эмоциональное выгорание механизмом психологической защиты, выработанным личностью в течение жизни и проявляющимся отсутствием эмоциональных реакций на психотравмирующее воздействие. Согласно его представлению, данная защитная функция реализуется в способности организма человека экономно расходовать свои энергетические ресурсы . Психологическая защита априори способствует устранению тревоги и напряженности, воссозданию нарушенного равновесия, но при этом, с точки зрения Т.С.Яценко (1987), снижая эмоциональное напряжение, сама порождает эмоциональные нагрузки. Она лишь до определенного момента выступает как своего рода барьер, превышение «порога» которого способствует тому, что защита перестает выполнять положительную, дефензивную функцию и её действие приобретает деструктивный характер. Длительное, интенсивное воздействие эмоционально напряженных ситуаций, обусловивших наступление стрессовых состояний, и параллельное многократное включение психологической защиты от них, приводит к негативным последствиям для личностного и профессионального развития в виде системы регуляторных защитных механизмов, направленных на устранение и сведение к минимуму травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, ощущениями тревоги и дискомфорта, проявляющимися клинической картиной эмоционального выгорания. По мере нарастания и накопления отрицательной информации, критических замечаний и неудач, психологическая защита, временно позволяющая личности иллюзорно-положитель- но воспринимать объективное неблагополучие, становится все менее эффективной. Её длительное наличие негативно отражается и на профессиональном взаимодействии с субъектами профессиональной деятельности. Как отмечает Н.В.Мальцева (2005), наличие психологической защиты у профессионала деструктивно отражается на его профессиональном взаимодействии, «…проявляется не только в постоянном оправдывании своих действий и обвинении других, но и в «слепости», «глухоте» к проблемам других людей в связи с высокой степенью концентрации внимания на себе» . Опираясь на феноменологию защитного поведения личности, следует констатировать, что в данном случае понимание психозащиты близко к трактовке синдрома профессионального выгорания. Исходя из того, что синдром эмоционального выгорания, как и психологическая защита, возникает в результате действия стрессогенных ситуаций, эксквизитных обстоятельств и способствует снижению травмирующих личность переживаний, редукции тревоги, позволяет нейтрализовать состояние эмоциональной напряженности, по мнению автора, следует, что синдром психического выгорания является защитным механизмом психики человека.

На основании систематизации имеющихся теоретических представлений о психозащитном поведении и экспериментальных исследований синдрома пси­хического выгорания нами было сформулировано предположение о том, что эмоциональное выгорание в педагогической деятельности являет собой сложное структурное, динамичное образование, формирующееся как специфический дезадаптивный механизм психологической защиты в ответ на протрагированное воздействие психогенной профессиональной среды. Для доступности эмпирической проверки выдвинутое нами теоретическое предположение было операционализировано в следующую гипотезу: синдром эмоционального выгорания представляет собой один из компонентов дезадаптивной защитной системы стабилизации личности, направленной на ограждение сознания от неприятных травмирующих переживаний, вызванных эксквизитными и проблемными ситуациями, интер- и интрапсихическим конфликтами, возникающими в процессе профессиональной деятельности. Верификация данного предположения была проведена в рамках математико-статистической процедуры факторного анализа данных психодиагностики педагогических работников. С этой целью были использованы ре­зуль­та­ты диагностического обследования испытуемых эмпирической (педагоги) и сравнительной («несоциономические» специалисты) групп по ряду психологических конструктов: 1) психозащитного поведения (базисных механизмов психологической защиты и степени напряженности защиты), полученных с помощью опросника «LSI», разработанного R.Plutchik, и H.Kellerman; 2) копинг-стратегий преодоления, выявленных посредством опросника «SACS», предложенного S.Hobfoll ; 3) структурных компонентов профессионального выгорания, измеренных опросником «MBI», автором которого является C.Maslach. Все использованные в эмпирическом исследовании психодиагностические тесты адаптированы к отечественным социокультурным условиям.

Факторный анализ, проведенный методом максимального правдоподобия, выделил три фактора в массиве психодиагностических данных, включающих показатели основных компонентов защитно-совладающего поведения и профессионального выгорания. Из полученных факторных нагрузок очевидно, что вся совокупность факторизуемых данных разбивается на три фактора. Наиболее мощный из них «Фактор I», имеющий самый большой факторный вес (0,39; 7,81) объединяет в себе двенадцать переменных, что подтверждает высокую степень интегрированности структуры. К числу этих переменных относятся: 1) дезадаптивные незрелые механизмы психологической защиты: «Отрицание» (аI,1 = 0,84), «Вытеснение» (аI,2 = 0,88), «Регрессия» (аI,3 = 0,81), «Проекция» (аI,4 = 0,76) и «Реактивные образования» (аI,5 = 0,72); 2) структурные компоненты дезадаптивного профессионального выгорания: «Психоэмоциональное истощение» (аI,18 = 0,89), «Деперсонализация» (аI,19 = 0,71) и «Профессиональная редукция» (аI,20 = 0,76); 3) неконструктивные пассивные и асоциальные копинг-стратегии: «Избегание» (аI,13 = 0,86), «Осторожные действия» (аI,12 = 0,77), «Агрессивные действия» (аI,15 = 0,83), «Асоциальные действия» (аI,14 = 0,71). Внутренний содержательный контекст обозначенных переменных, образующих «Фактор I», позволяет присвоить ему наименование «Дезадаптивное поведение», обобщающее по смыслу все двенадцать включенных в него психологических конструктов.

Второй по величине «Фактор II» (его мощность и факторный вес равны 0,25 и 4,98), что также отражается в количестве образовавших его переменных (семь из двадцати), соответствует по своему внутреннему содержанию конструктивным зрелым паттернам защитно-совладающего поведения. В частности, в его состав вошли: 1) адаптивные защитные механизмы: «Замещение» (аII,6 = 0,70), «Рационализация» (аII,7 = 0,86), «Компенсация» (аII,8 = 0,89); 2) активные и просоциальные модели совладания со стрессовыми и эксквизитными ситуациями: «Ассертивные действия» (аII,9 = 0,74), «Вступление в социальный контакт» (аII,10 = 0,91), «Поиск социальной поддержки» (аII,11 = 0,86), «Непрямые манипулятивные действия» (аII,17 = 0,73). В соответствии с этим «Фактор II» был обозначен нами как «Адаптивное поведение». В отличие от фактора «Дезадаптивное поведение», в составе данного фактора «Адаптивное поведение» не обнаружено ни одной переменной, связанной со структурными компонентами профессионального выгорания. Наконец, самый минимальный по весу и мощности (1,37; 0,07) и малочисленный (включает только одну переменную из двадцати — копинг-стратегию «Импульсивные действия» (аIII,16 = 0,87), относящуюся по своему содержанию к прямому преодолению) «Фактор III — Прямые действия» наряду с «Манипулятивными действиями» является неопределенной, несколько «размытой» моделью защитно-совла­дающего поведения, поскольку данная стратегия может наблюдаться как в структуре конструктивного, так и неконструктивного копинга. По всей вероятности, это обстоятельство и обусловило обособленное положение «Импульсивных действий» в качестве отдельного, самостоятельного фактора в рамках проведенной факторизации переменных, репрезентирующих защитно-совла­даю­щее и «выгорающее» поведение педагогических работников. Такое положение может свидетельствовать о том, что данный компонент защитно-совладающего поведения выполняет своеобразную «буферную» функцию между адаптивным и дезадаптивными механизмами, является наиболее гибким и динамичным в его структуре и подвержен влиянию со стороны других факторов.

Основной вывод, который позволяют сделать результаты факторного анализа, проведенного на выборке педагогических работников — это четкое разграничение адаптивных и дезадаптивных паттернов поведения в рамках доминирующих, имеющих наибольшие веса факторов («Фактор I», «Фактор II»). При этом очень важен тот факт, что все три компонента профессионального выгорания «Психоэмоциональное истощение», «Деперсонализация» и «Профессиональная редукция» входят в структуру первого, имеющего максимальный факторный вес фактора «Дезадаптивное поведение». Наибольший весовой вклад фактора «Дезадаптивное поведение» обусловлен значительной выраженностью показателей уровня эмоционального выгорания, чрезвычайно напряженной степенью психологической защиты у педагогов из эмпирической группы и свидетельствует о высокой интегрированности данной структуры и единой её направленности. Второй (II) и третий (III) факторы, характеризующие преимущественно адаптивную направленность поведения педагогических работников, не включают в свой состав компоненты выгорания, т.е. их структурные составляющие не связаны с переменными, отражающими показатели синдрома профессионального выгорания. Соответственно, эта ситуация говорит о созависимости компонентов профессионального выгорания и незрелых механизмов психологической защиты, об их тесных связях друг с другом, взаимопроникновении в структуру дезадаптивного психозащитного поведения, а также об их «отчуждении» от адаптивной психозащиты и зрелого, конструктивного копинга.

Процедура факторного анализа, проведенного по показателям основных компонентов защитно-совладающего поведения и профессионального выгорания, полученных в результате психодиагностического обследования испытуемых, образовавших альтернативную педагогам сравнительную группу, включающую представителей несоциономических «субъект-объектных» профессий, дала сходные с рассмотренными выше (на примере эмпирической группы, составленной из педагогических работников), результаты факторизации. В частности, после математико-статистической процедуры факторизации матрицы интеркорреляций по методу максимального правдоподобия и варимакс-вращения была получена таблица факторных коэффициентов для сравнительной группы, образованной из «несоциономических» специалистов, сходная по своей структуре с рассмотренной выше, полученной на основе факторного анализа матрицы интеркорреляций показателей защитного, совладающего и «выгорающего» поведения и ее вращения по критерию варимакс Г.Кайзера, в выборке, включающей педагогов, работающих в системе психоэмоционально насыщенного «субъект-субъект­ного» взаимодействия. В результате факторного анализа переменных в группе «несоциономических» специалистов получено два фактора: «Фактор I» и «Фактор II». Однако, в отличие от педагогических работников, у несоциономических специалистов максимальная мощность и вес приходится на фактор «Адаптивное поведение» (0,34; 6,77), образованный переменными, характеризующимися зрелым, адаптивным модусом психозащиты и совладания. И, напротив, меньшая выраженность фактора «Дезадаптивное поведение» (его мощность и факторный вес соответственно равны 0,26 и 5,21), отражает снижение удельного веса незрелых и неконструктивных защитно-совладающих паттернов в профессиональной деятельности «несоциономических» специалистов. При этом, как и в случае факторного анализа, проведенного на выборке педагогов, фактор «Адаптивное поведение» образован следующими переменными: 1) механизмы психологической защиты «Замещение» (аI,6 = 0,90), «Рационализация» (аI,7 = 0,95), «Компенсация» (аI,8 = 0,81); 2) конструктивными копинг-стратегиями «Ассертивные действия» (аI,9 = 0,88), «Вступление в социальный контакт» (аI,10 = 0,86), «Поиск социальной поддержки» (аI,11 = 0,83), «Манипулятивные действия» (аI,17 = 0,89), «Импульсивные действия» (аI,16 = 0,85). Точно также, как в выборке педагогических работников, ни один из компонентов профессионального выгорания не был обнаружен в рамках адаптивного, имеющего позитивные поведенческие характеристики «Фактора I». Напротив, все компоненты выгорания: «Психоэмоциональное истощение» (аII,18 = 0,61), «Деперсонализация» (аII,19 = 0,61) и «Профессиональная редукция» (аII,20 = 0,64), «лежат» в плоскости одного фактора, обозначенного нами как «Дезадаптивное поведение», включающего наряду с компонентами профессионального выгорания неконструктивные, незрелые механизмы психологической защиты «Отрицание» (аII,1 = 0,84), «Вытеснение» (аII,2 = 0,70), «Регрессия» (аII,3 = 0,60), «Проекция» (аII,4 = 0,69), «Реактивные образования» (аII,5 = 0,67), а также неконструктивные копинг-стратегии «Осторожные действия» (аII,12 = 0,82), «Избегание» (аII,13 = 0,50), «Асоциальные действия» (аII,14 = 0,56), «Агрессивные действия» (аII,15 = 0,50). Это, безусловно, отражает внутреннее содержательное и генетическое единство перечисленных конструктов, позволяющее нам сделать заключение об их функциональной близости. Таким образом, мы полагаем, что этот выявленный эмпирическим путем факт позволяет отнести профессиональное выгорание к системе дезадаптивного защитно-совладающего поведения личности, т.е. рассматривать данный феномен как один из механизмов защитного поведения в ситуациях напряженной, стрессогенно насыщенной профессиональной деятельности педагогов.

Подводя итог можно отметить, что факторный анализ структурной организации защитно-совладающего поведения дал возможность эмпирически подтвердить достоверность закономерностей, недоступных на аналитическом уровне исследования и позволяющих уточнить некоторые аспекты, связанные с формированием компонентов «выгорающего» поведения педагогов. В частности, на основании полученных опытным путем данных можно сделать заключение об универсальности компонентов профессионального выгорания, что свидетельствует о том, что данный феномен можно квалифицировать с одной стороны как психическое состояние, имеющее все его признаки, так и в качестве механизма психологической защиты с другой, на что неоднократно указывалось в проблемно-постановочных работах ряда авторов (Василюк Ф.Е., 1984; Бойко В.В., 1999). Высокий структурный вес блока, образованного дезадаптивными паттернами защиты и совладания, а также компонентами профессионального выгорания («Психоэмоциональное выгорание», «Деперсонализация», «Профессиональная редукция»), служит внешним проявлением защитного поведения, выражает его сущность и место среди дезадаптивных защитных паттернов. Таким образом, эмпирическая верификация аналитического предположения о том, что синдром эмоционального выгорания представляет собой один из компонентов дезадаптивной защитной системы стабилизации личности, направленной на ограждение сознания от неприятных травмирующих переживаний, вызванных эксквизитными ситуациями, интрапсихическими и интерпсихическим конфликтами, возникающими в на рабочем месте, позволяет рассматривать этот феномен в качестве однозначно непродуктивного механизма психологической защиты, выработанного личностью в процессе профессиональной педагогической деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Бойко В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении. СПб. Сударыня. 1999. 32 с.
  2. Мальцева Н.В. Проявления синдрома психического выгорания в процессе профессионализации учителя: дис. … канд. психол. наук. Екатеринбург. 2005. 190 с.

Библиографическая ссылка

Корытова Г.С. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ КАК ДЕЗАДАПТИВНЫЙ ПСИХОЗАЩИТНЫЙ МЕХАНИЗМ У ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2007. – № 2.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=1465 (дата обращения: 28.05.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)
«Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074

«Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909

«Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736

«Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570

«Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431

«Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303

«Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380

«Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600

«Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308

«European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369

Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI