Профессор Осипов а и

Родился 31 марта 1938 г. в г. Белеве Тульской области.
В 1955 г. окончил Среднюю школу в г. Гжатске (ныне Гагарин, Смоленская обл.).
В 1959 г. закончил Московскую Духовную Семинарию.
В 1963 г. — Московскую Духовную Академию и за диссертацию «Перевод чинопоследований Утрени и Вечерни по служебнику Греческой Церкви 1951-го года издания в сравнении с русским служебником Синодального издания» был удостоен учёной степени кандидата богословия.
В 1964 г. окончил аспирантуру МДА и был назначен в ней преподавателем. В разные годы читал лекции по Экуменизму, Истории Русской религиозно-философской мысли, Актуальным богословским проблемам, Протестантизму.
С 1965 г. параллельно читал лекции в Московской духовной академии и семинарии по Основному богословию, Западным исповеданиям, в настоящее время по Религиоведению, а с 1966 г. — и в семинарии по Основному богословию. В 1969 году получил звание доцента, в 1975 г. — профессора, в 2004 г. — заслуженного профессора.

В 1970 году переехал в д. Осташкино Александровского р-на Владимирской обл. С 1982 года проживает в г. Сергиев Посад Московской обл.
В 1985 году за совокупность богословских трудов и в связи с 300-летием Московской православной духовной академии присвоена учёная степень доктора богословия.
В 2007 году получил диплом почетного профессора Института Дружбы народов Кавказа. В том же году избран действительным членом Российской Академии Естественных Наук.
С 1982 по 2006 годы – состоял заведующим аспирантуры МДА.
Являлся сопредседателем Международной ежегодной конференции «Наука. Философия. Религия» (г. Дубна Моск. обл.) с 1991 года до ее окончания в 2016 г.

В разное время был членом:

  • Учебного Комитета при Священном Синоде от Московской духовной академии;
  • Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства;
  • Богословской Синодальной комиссии и ее президиума;
  • Редакционной коллегии сборника «Богословские труды»;
  • Церковно-общественной координационной группы по подготовке празднования 2000-летия Рождества Христова;
  • Юбилейного Поместного собора Русской Православной Церкви 1988 года;
  • Президиума ежегодной конференции «Наука, философия, религия» в г. Дубне;
  • Совместного координационного комитета по взаимодействию между Вооруженными силами Российской Федерации и Русской Православной Церкви;
  • Издательского совета Московской Патриархии;
  • Рабочей группы по разработке Основ Социальной концепции Русской Православной Церкви;
  • Рабочей группы «для составления концептуального документа, излагающего позицию Русской Православной Церкви в сфере межрелигиозных отношений»;
  • Президиума Всемирного Русского Народного Собора;
  • Комиссии «Вера и Церковное устройство» Всемирного Совета Церквей;
  • Межправославной богословской комиссии по диалогу с лютеранами;
  • Богословской комиссии и Отдела изучений Христианской Мирной Конференции;
  • Совместной Российско-иранской комиссии по диалогу «Православие-Ислам»;
  • Президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви;
  • Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам духовного образования и религиозного просвещения и комиссии по Церковному служению и диаконии;
  • Секретарем комиссии Русской Православной Церкви по подготовке материалов в Религиозно-этическую энциклопедию, издававшуюся в Афинах.
  • Главным редактором журнала Московской духовной академии «Богословский Вестник».
Принимал участие в двусторонних диалогах, проводимых Русской Православной Церковью с Древними Восточными (Дохалкидонскими) церквами, Римско-католической церковью, католической организацией «Пакс Кристи Интернационалис», Лютеранскими церквами ФРГ, ГДР, Финляндии, Всемирным альянсом реформатских церквей (WARC), Англиканской церковью, Национальным Советом церквей США, Протестантской Епископальной церковью США, Учениками Христа (США).
Был участником многих конференций, проводимых Русской Православной Церковью, ряда Ассамблей Всемирного Совета Церквей, Лютеранской Всемирной Конференции, Конференции Европейских Церквей, Христианской Мирной Конференции, Африканской Христианской Мирной конференции и других Всемирных христианских конференций.

Из основных работ:
Перевод чинопоследований Утрени и Вечерни по служебнику Греческой Церкви 1951 года издания в сравнении с русским служебником Синодального издания (Библиотека МДА. Рукопись. 1963)
Путь разума в поисках истины. М. «Даниловский благовестник». 1997; 2008; 2010, 2014; «Братство во имя св. Александра Невского». 1999; М. «Сретенский м-рь». 2002, 2003, 2004; 2010, 2013, 2014. М. «Благо». 2003; СПб. «Сатис», 2007. Екатеринбург. 2008. The Search for Truth on the Path of Reason. Pokrov Press (английский перевод). 2009; Droga rosumu w poszukiwaniu prawdy. Варшава. (польский перевод). 2011.
Бог. М., Изд. Сретенского м-ря. 2010; 2011; 2014; 2015. Auf dem Weg zu Gott. Ed. Hagia Sophia. 2015 (немецкий перевод). Бурхан. Улан-Батор (монгольский перевод). 2011. Тайский перевод. 2012.
Зачем человеку Бог? М. Изд. «АСТ». 2018.
Посмертная жизнь души. Из времени в вечность: М., «Даниловский благовестник». 2005; 2007; 2010, 2017. М. «Дар». 2006. М. Изд. Сретенского м-ря. 2011. Изд. Московской Патриархии. М. 2009, 2010, 2011. Севастополь. 2007. Екатеринбург. 2008. KUOLEMANJÄLKEINEN ELÄMÄ (финский перевод). Изд. Ново-Валаамский м-рь (Финляндия). 2010. Aus dem Zeitlichen in die Ewigkeit das Leben der Seele nach dem Tod. Вена (немецкий перевод). 2011;– Гонг Конг (китайский перевод). 2012.
Любовь, брак, семья. М. Изд. Московской Патриархии РПЦ. 2008; 2009; М. «Православное братство св. ап. Иоанна Богослова». 2017.
Что такое счастье. М. Изд. «АСТ». 2017.
Жизнь с Евангелием. Комментарии к Евангелию от Матфея. М., «Никея». 2018, 2019.
О чем говорил Иисус? М. Изд. АСТ. 2019.
Таинство Крещения. М. Изд. Московской Патриархии РПЦ. 2019.
Православие. Сокращенный курс учебного пособия по Апологетике для 4-го курса семинарии (бакалавриата) МДА. Официальный сайт alexey-osipov.ru 2019.
Зачем человек живет? М. «Православное братство св. ап. Иоанна Богослова». 2014.
Ищущему спасения. М. «Никея». 2010.
Почему исчезли старцы. М. «Данилов монастырь». 2016.
«Как же можно беспрестанно молиться…». М. Издательский совет РПЦ. 2008.
Стать святым. М. Изд. Сретенский м-рь. 2010.М. Изд. Московской Патриархии РПЦ. 2011.
Жизнь духовная. Изд. Московской Патриархии РПЦ. 2018.
Нужна ли святость человеку? Изд. Московской Патриархии. М. 2015.
Higoumene Nikon Vorobiev. Lettres spirituelles. Париж. 2015.
Бог. Брак и семья. Духовная жизнь. Екатеринбург. 2010.
Как жить сегодня? М. «Православное братство св. ап. Иоанна Богослова». 2014.
О войне и мире, прогрессе и Достоевском. М. «Православное братство св. ап. Иоанна Богослова». 2014.

Статьи и доклады в журналах, газетах религиозных и светских издательств России и за рубежом. Из них можно отметить:
«Азбука духовной жизни» // Свт. Игнатий (Брянчанинов). Избранные письма. М. «Алавастр». 2017. С. 9-70.
«Я искренне всегда стремился к Богу» // Игумен Никон (Воробьев). Внимай себе. М. «Сретенский м-рь». С 5-38.
Почему Россия в постоянном кризисе? // Русский дом. 2001. №8.
Духовная безопасность семьи как основа общества. // Сбор. «Духовная безопасность наших детей». М. — Сергиев Посад. 2009.
Куда идёт современный человек? // М. «Православная беседа». 2018.
Религия, философия, наука — в третье тысячелетие. // Оптинский форум III. М. 2008.
Как жить сегодня? Что такое счастье? // М. 2014. Изд. Православное братство св. ап. Иоанна Богослова.
Почему Россия не опередила Европу? // «Русский журнал». №7-8. 2007.
Революция вышла из семинарии. // Ж. «Покров» 2017.
Об очень важном. // «Москва», август, 2007.
Пока живы страсти, нас не ждет ничего хорошего. // Ж. «Лампада”. №4. М. 2009.
Справедливость и насилие. // Богословские труды. №11. М. 1973.
Кто тут десятый праведник? О том, как читать страшные пророчества о войне. // «Российская газета. Неделя». №50. 24/12-15 – 13/01-16
Азбука духовной жизни. // Свт. Игнатий (Брянчанинов). Избранные письма. М. «Алавастр» 2017.
Заповеди блаженства. // «Фома». Март. 2011.
Бремя земного богатства. // «Фома», сентябрь, 2007.
«Антирелигиозная религия». // «Фома». «2, 2004.
Свидетельство оскудения. // «Фома». №8, 2008.
Одна плоть и одна душа. // «Фома». Спецвыпуск. 2008.
Неприятный диагноз. Первый шаг к святости. //Фома, июль, 2009.
Таинства и духовная жизнь христианина. // О достойном причащении. Даниловский благовестник. М. 2011.
Об истинном и ложном в духовной жизни. // «Благодатный огонь», №17. 2007.
Клирос сегодня: суждение богослова. // «Регентское дело». № 7. Севастополь. 2008.
Что такое учёное монашество? По творениям и письмам святителя Игнатия (Брянчанинова). «Богословский вестник». №4 (35). 2019.
Умозрение в звуках. // Ж. «Православная беседа”. № 4. 2009.
Искать надо не совершенства, а смирения. // «Православие и современность». Саратовские епархиальные ведомости, №4, 2007.
Мусульманство – это ближайшая к христианству религия. // Национальный контроль». 2013, №10.
О войне и мире, прогрессе и Достоевском. // М. 2014. Изд. Православное братство св. ап. Иоанна Богослова.
О духовности истинной и ложной. // «Благовестник». № 7-9. 2007. «Оптинский форум. Наследие России и духовный выбор российской интеллигенции». Калуга. 2007.
Учение о молитве Иисусовой святителя Игнатия (Брянчанинова) и в Откровенных рассказах странника. // «Православная беседа». 2005. № 4, 5.

Меч и мир: православный взгляд. // «Право и безопасность», №4 (13), декабрь, 2004; «Вестник военного и морского духовенства». 2004. №1 (661).
Вопросы о вере и спасении. // «Православное обозрение». Радонеж, № 11 (185). 2007.
Путь к язычеству? // Чудеса истинные и ложные. М. 2007. Изд. «Даниловский благовестник».
В чем уникальность человеческого разума? // Нескучный сад. №2. 2008.
Россия сегодня и славянофилы. //Русский дом. № 4 и 5. 1999.
О чем предупреждают две тысячи лет. // Русский дом. № 12.1999. Уроки русской литературы. М. 2004.
«Прогресс, отрицающий Христа, завершается одичанием» // Радонеж. №21-22. Январь.2000.
Отрицать Христа – значит отрицать смысл жизни. // «Труд». 27 апреля.2000.
Почему страдают праведники. // «Труд». 8 июня 2000.
20 лет свободы Церкви. // Интернет-портал ж. «Фома». Декабрь. 2011.
«Человек находит в Церкви самого себя». // Духовные истоки воспитания (Альманах). М. 2004.
Зачем человеку Бог? // Лампада. «Труд 7», 3/6-2003.
Об истинном подвижничестве. // Радонеж. №8. 2003.
О некоторых принципах образовательной концепции. // Духовно-нравственное воспитание: преемственность и развитие. М. 2004.
О некоторых принципах православного понимания экуменизма. // Богословские труды. №18. М. 1978.
Русское духовное образование: исторический контекст и современное состояние. // Сборник материалов по образовательной деятельности Нижегородской Митрополии за 2012-13 учебный год.
Святость человека в православной аскетической традиции // Православное учение о человеке. Избранные статьи. М-Клин, 2004, с. 138-153.
По образу Христа. // Православная беседа. 2003. №2.
Искатель высшей правды. // «Православная культура в школе». № 1.
Лучшее средство для врачевания души. // «Православная беседа». 2017. №6.
«Я искренне всегда стремился к Богу”. // Ж. «Шестое чувство”. №5/2010.
О жизни неродившейся. // Вестник Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы. №2. 2011.
Свобода и Православие. Омирщение современного христианства. // Сборник «Как спасаться в миру». Изд. «Новая мысль» М. 2011.
Почему мы православные? Христианство истинно. Скажите мне, кто ваши святые, и я скажу вам, какова ваша церковь. Только верою? // Сборник «Можно ли быть хорошим и не спастись»? Изд. «Новая мысль». М. 2011.
Кто такой Бог? // Непознанный мир веры. Изд. Сретенский монастырь. М. 2010.
Пока живы страсти, нас не ждет ничего хорошего. // Ж. Лампада. №4. М. 2009.
Главная истина веры. Духовность и экология. // Преподавание религиозной культуры и духовно-нравственное воспитание учащихся в современной школе. Сборник материалов и документов. Г. Котельники. 2009.

Почему все святые — монахи? // «Нескучный сад». № 2008.
Высота духовная измеряется глубиною смирения. // Сайт Подворья Тр.-Сергиевой Лавры. 2008.
И день, и год начинайте добром — интервью. // «Московская среда», 2005. №48 (106).
Тамбовские епархиальные ведомости. №1. 2009.
О жизни нерожденной. // Православие и проблемы биоэтики. №3. М. 2009.
Брак — таинство богочеловеческое. // Молодежная конференция «Молодежь — традиции и современность». Котельники (Моск. обл.). 2009.
Мир и меч. // Русское Возрождение. № 79. Нью-Йорк — Москва — Париж. 2001.
Духовно-нравственные аспекты проблемы принятия ИНН. // Да не смущается сердце ваше. Москва. «Русский дом». 2001.
Истина там, где любовь. // «Радонеж», 2001. №3-4.
Разгадка трагического парадокса. // Газета «Труд». 21 октября 1999.
Экзорцизм. // Православная беседа. №1. 2000.
Для чего человеку нужна Пасха. // «Российская газета». № 16-18. 2015
Выступал на международных, межхристианских региональных православных и светских ассамблеях, конференциях, в университетах и институтах, в аудиториях общественных и деловых организаций, в Домах культуры, гимназиях, школах — как России, так и за рубежом: в Австралии, Австрии, Англии, Белоруссии, Бельгии, ГДР и ФРГ, Голландии, Греции, Израиле, Индии, Иране, Исландии, Италии, Кипре, Латвии, Норвегии, Польше, Румынии, Сирии, Словакии, США, Туркмении, Турции, Украине, Финляндии, Чехословакии, Швейцарии, Швеции, Эстонии.
Многие годы транслируются общественные и академические лекции, выступления и интервью на территории РФ на радио «Радонеж», «Благо»; по телеканалам «Союз», «Радость моя», «Спас» и многим региональным телеканалам России:
Награды:
Орден Дружбы Российской Федерации.
Ордена Русской Православной Церкви: св. князя Владимира III и II степени;
свт. Макария Московского III, II и I-ой степени;
преп. Сергия Радонежского и св. князя Даниила Московского III степени;
орден Болгарской Православной Церкви св. Климента Охридского I степени;
орден Украинской Православной Церкви 1020-летия крещения Руси;
орден Белорусской Православной Церкви «Крест преп. Ефросинии Полоцкой»;
орден Латвийской Православной Церкви МП святого священномученика Иоанна, архиепископа Рижского и Латвийского III и II степени;
Почетная медаль Польского православного Общества свв. Мефодия и Кирилла имени князя Константина Острожского «За труды во благо Православия»;
Почетный знак отличия «Трудовая доблесть России» Всероссийской общественной организацией «Трудовая доблесть России»;
Почетная памятная медаль «За заслуги перед наукой и Объединенным институтом ядерных исследований» (г. Дубна);

Национальная литературная премия «Золотое перо Руси».
И другие медали, Дипломы, Благодарности, Грамоты, Знаки.

В различных журналах и газетах религиозных и светских издательств России и за рубежом опубликовано значительное количество статей и докладов.

Из основных работ:

Представление о Боге является одним из тех вопросов, который всю историю разделял народы и религии. В настоящее время он приобретает новую остроту в…

Книга рассматривает один из самых сложных и жизненно важных вопросов бытия: что ожидает человека в вечности? Многочисленные…

Эта книга является не просто учебным пособием для учащих и учащихся православных богословских учебных заведений. Она затрагивает вопросы, которые…

«Любовь, брак и семья» — тема, охватывающая, можно сказать, самую сердцевину земной, «горизонтальной» стороны жизни человека, в современных условиях…

Стать святым. Последнее издание: М. Изд. Московской патриархии. 2010.

igumen-nikon-vorobev-pisma-o-dukhovnoy-zhizni.jpg

Настоящее издание избранной части эпистолярного наследия игумена Никона (Воробьева) вызвано большим интересом к его творчеству, которое полностью…

Знание законов духовной жизни и тех опасностей, которые стоят на пути христианина, — одно из необходимых условий верного достижения им горнего…

Фотогалерея

Антропология

Полагаю, мы уделили достаточно времени и внимания теме «Основы духовной жизни» в курсе основного богословия. Будем считать вопрос исчерпанным. Если у вас когда?то возникнут какие?то проблемы, которые окажутся достаточно важными и сложными, то мы с вами можем их попытаться обсудить, поскольку вопросы духовной жизни это бездна, которой нет конца. Просто напоминаю самую суть, скелет, для того, чтобы мы с вами могли перейти к следующему вопросу.

Цель духовной жизни — богоподобие, или, как говорили более поздние отцы, «обожение», по гречески — теосис. Основным свойством Бога, которое некоторые даже называют существом Бога, является любовь, следовательно, богоподобие человека заключается в приобретении этого свойства.

Любовь по апостолу есть соус — совершенство, то есть соединение всех совершенств, всех добродетелей, вершина их. О том, что такое любовь, говорить невозможно, поскольку это не та категория, которую можно описать, но зато христианство достаточно ясно говорит о том, как приобретается эта любовь. И путь ее приобретения достаточно четко указывает на всю особенность, или как сейчас бы сказали — специфичность, христианского понимания любви, отличающей ее от всех других видов.

Как же приобретается эта любовь? Через познание себя, которое в свою очередь, достигается через тщательное исполнение заповедей Христовых и покаяние. Вот это тщательное понуждение себя и покаяние дает человеку возможность увидеть реальное состояние как своей личности, своей души, так и своей природы — то есть природы, присущей всем нам. Увидеть самое главное — что, оказывается, наше нормальное бытие, наше нормальное состояние, возможно только в общении с Богом.

Степень богообщения — степень осуществления этой нормы. Это познание себя у отцов иначе именуется смирением, ибо оно и дает возможность возникновения у человека этого великого качества. Смирение имеет разные степени, как мы с вами говорили. В чем специфика христианства в понимании любви? В том, что истинная любовь, по христианскому учению, возможна только на почве приобретенного правильного смирения. Там, где нет этого смирения, невозможна правильная любовь.

Отсюда вы сразу можете увидеть, какое огромное различие между христианской любовью и всякого рода сектантской любовью, католической любовью, протестантской любовью, не христианской любовью. Там нет этого условия, там нет этого понимания — понимания того, что без познания себя, без смирения, не может быть истиной любви. Мерою смирения подается человеку Дух Божий, то есть сам Бог, а Бог есть любовь.

Это кратко все основное или, если хотите, стержень. Конечно это голый скелет, но мы с вами достаточно уже говорили об этом. Мне очень хотелось, чтобы вы усвоили себе эту суть. Я прошу, чтобы вы запомнили два основных высказывания св. отцов: первое из них — Симеона Нового Богослова — о том что: «Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи». Этим самым сразу решаю важнейший вопрос, как приобрести смирение, без которого невозможна любовь. И второе: как же человек приобретает себе дары Св. Духа, о которых мы читаем в «Откровении». Преподобный Исаак Сирин об этом говорил: » Воздаяние бывает не добродетели и не труду ради нее, а рож–дающемуся от них (то есть, через них) смирению». Это очень важная мысль. Если не будет такового — смирения — напрасны все труды и все добродетели. Если хотите, это критерий, по которому мы можем, хотя бы отчасти, оценивать и самих себя, и помочь другим в оценке своего духовного состояния.

И последнее, о чем я хотел сказать и закончить: как возможно продвижение по лествице духовной жизни без превозношения? Это вопрос, который встречается постоянно. Как может добродетельный человек, видя, что он совершает добро и преуспевает в жизни, не возгордиться? Ответ: тот кто идет действительно по верной стезе спасения, не видит себя преуспевающим — это первое. И важнейшее, если хотите, формула отцов, которую следует запомнить, смирение не видит себя смиренным. Если я вижу у себя его (смирение) — первый признак, свидетельствующий об отсутствии смирения во мне. Смирение не видит себя смиренным.

Второе: святые оплакивали свои добродетели как грехи. Они видели, благодаря правильному пути, насколько они поражены, поражена их природа, насколько они не способны сами по себе, без помощи Божьей, сделать что либо доброе. Оказывается, что правильная духовная жизнь показывает человеку, что ты не спринтер, а калека — у тебя нога вывернута. Да, я вижу, что нога вывернута, но могу я теперь возгордиться этим, что, мол, вот какой я — я наконец увидел, что я грешный? Когда у человека истинное видение своей греховности, он уже не может возгордиться. Вы слышите? С одной стороны, кажется, и понимаю, что так и должно быть, что у меня правильное состояние. С другой стороны — какое это правильное состояние: калека я, а не атлет. Истинное видение своей греховности, истинное продвижение по духовному пути не дает возможности человеку возгордиться. Я говорю — истинное, поскольку оно показывает человеку кто он есть на самом деле и смиряет его, а смирение не может возгордиться — оно и не видит себя смиренным.

Вот таким образом оказывается, что при правильной духовной жизни, человек, даже приходя в сознание видения своей греховности, и понимая, что это правильно — так и должно быть, не может возгордиться, поскольку видит всю бедственность своего состояния. Нам нельзя этого видеть. Нам… Если бы нам вдруг открылось, в чем мы находимся, то это могло окончиться жизненной катастрофой. Нельзя на слабого человека наложить груз, который он не в состоянии нести. Он его раздавит. Так и нам, в нашем состоянии, нельзя дать, без правильной духовной жизни, ни видения греховности своей, той которая есть в нас, ни тех даров Божьих, которые Господь готов излить на нас. Мы не можем вынести ни того, ни другого. Ни безобразия своей души в настоящем ее состоянии, ни нашей красоты души, которая кроется за этим безобразием. Увы! Ни того, ни другого мы не можем вынести. В первом случае мы впадем в отчаяние, во втором случае мы впадем в гордыню. Требуется правильная духовная жизнь для того, чтобы, увидев первое, мы стали способными увидеть и второе, и пережить всю эту бесконечную красоту божественного богоподобия нашей души.

Это просто краткое резюме из тех нескольких лекций, которые мы с вами посвящали этому, с моей точки зрения, самому важному вопросу за весь курс нашего обучения.

Сегодня я хочу перейти к вопросу, который очень тесно связан данной темой: «Христианская антропология». Итак, мы начнем сегодня с вами рассуждения о христианской антропологии. Ну, если кто?то достиг хоть малейшей степени смирения, может сказать — христианском учения о человеке, но это, сами понимаете, не «звучит». Совсем не «звучит»… Да и писать долго. С чего мы с вами начнем эту тему? Я думаю, что, во первых, с следующего: с понимания человека, какое имело и имеет место. Пониманий человека множество. Я их назову для вашего сведения. Причем, назову, конечно же, не все.

Самое распространенное в дарвинистскую эпоху — это биологическое понимание человека, человека как вида живых существ, как «гомо сапиенс». Я не знаю, стоит ли это комментировать, поскольку я вам сказал уже, что это попытка рассматривать человека как одно из живых существ — если хотите — животных существ, в процессе эволюции достигших того состояния, которое мы называем состоянием человека. Об этом очень много спорили и спорят ученые между собой. Имеется, как кажется, очень основательная критика дарвинистского взгляда на человека. По крайней мере, теперь уже очевидно, что принцип естественного отбора, который был положен во главу угла Дарвином, оказался полностью несостоятельным. Человек не мог возникнуть таким образом. Есть такое образное выражение: человек это не химическая лаборатория, в которой, соединяя различные элементы, случайно или отборочно, получают какие?то молекулы. Человек, теперь это совершенно очевидно и ясно, это есть своего рода издательство, а издательство печатает, как вы знаете, с готовых матриц. Матрицы уже

30 — 31 января 2020 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла прошел пленум Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

Во время заседания участники пленума рассмотрели проект документа «Положение о канонических прещениях и дисциплинарных наказаниях священнослужителей». Документ подготовила Комиссия по церковному праву Межсоборного присутствия при активном участии входящих в Комиссию преподавателей МДА.

В работе пленума приняли участие представители профессорско-преподавательской корпорации МДА во главе с ректором Академии епископом Звенигородским Питиримом.

Два преподавателя Академии — профессор протоиерей Владислав Цыпин и заслуженный профессор А.И. Осипов — вечером 30 января приняли участие в заседании Президиума Межсоборного присутствия, в состав которого они входят.

Background information:

Межсоборное присутствие является совещательным органом, содействующим высшей церковной власти Русской Православной Церкви в подготовке решений, касающихся наиболее важных вопросов внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви. Председателем Межсоборного присутствия является Патриарх Московский и всея Руси. Члены Межсоборного присутствия избираются Священным Синодом из числа архиереев, клириков и мирян Русской Православной Церкви.

В нынешний состав Межсоборного присутствия входят представители Московской духовной академии:

  • епископ Звенигородский Питирим, ректор Московской духовной академии;
  • протоиерей Павел Великанов, доцент Московской духовной академии, главный редактор портала Богослов.ru, заведующий кафедрой богословия МДА;
  • протоиерей Александр Задорнов, проректор по научной работе Московской духовной академии;
  • протоиерей Олег Мумриков, преподаватель Московской духовной академии;
  • протоиерей Владислав Цыпин, профессор Московской духовной академии;
  • священник Сергий Елисеев, преподаватель Московской духовной академии;
  • священник Михаил Желтов, заведующий кафедрой церковно-практических наук Общецерковной аспирантуры и докторантуры, заведующий кафедрой литургики Сретенской духовной семинарии, доцент Московской духовной академии;
  • игумения Ксения (Чернега), настоятельница Алексеевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы, руководитель Правового управления Московской Патриархии;
  • Михаил Степанович Иванов, профессор, советник ректора Московской духовной академии;
  • Владимир Михайлович Кириллин, профессор Московской духовной академии, заведующий кафедрой филологии МДА;
  • Алексей Ильич Осипов, заслуженный профессор Московской духовной академии;
  • Алексей Константинович Светозарский, профессор Московской духовной академии, заведующий кафедрой церковной истории МДА.