Профориентация школьников

Счастлив тот подросток, который знает наверняка, что он умеет, и чем в дальнейшем будет заниматься в своей жизни. Но если выпускник школы не знает куда, в какое профессиональное русло направить свои усилия?

Некоторые родители, проявляя бурную заботу о «выгодном”, «удобном”, «беспроигрышном” устройстве своих сыновей и дочерей в их взрослой жизни, настаивают, чтобы они выбрали престижную, по их мнению профессию. Они уверены, что они, родители, как никто, знают, что нужно их ребенку, что для него лучше. И часто ошибаются, действуют вопреки его подлинным интересам. Любой ценой пытаясь достичь заветной цели, они порой заставляют ребенка отказываться от «своего” выбора.

В такой ситуации есть и оборотная сторона. Дело в том, что выбор подразумевает ответственность за его последствия. Кто выбирает, тот и отвечает. И если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то он и учится не для себя. Учёба его тяготит, он воспринимает её, как скучную, тягостную обязанность. И наоборот, само ощущение, что данную профессию подросток выбрал сам, значительно стимулирует его к продвижению по пути профессионального развития.

Сформировать в одночасье профессиональные приоритеты затруднительно. Но основной проблемой при выборе профессии остается отсутствие у старшеклассников достаточной информации. Профессий тысячи, но наиболее востребованы среди абитуриентов те, что на слуху. Выбор учебных заведений в России просто уникален в плане разнообразия профессиональных возможностей. Можно получить такие специальности, которые воплотят мечту подростка в полной мере.

Также замечено, что старшеклассники искренне верят в то, что высшее образование дает 100% гарантию трудоустройства, а неэффективный ВУЗ лучше хорошего училища. Но практика показывает — получение среднего специального образования дает возможность понять свои склонности и привязанности, получить определенный опыт и практику работы. И при этом сохраняется возможность бесплатного получения высшего образования – когда молодой человек будет готов сделать осознанный выбор.

Крайне важен и выбор учебного заведения. Ведь сегодня велика вероятность получить диплом, который работодатели всерьез не принимают, и такой минимум знаний, что назвать выпускника ВУЗа «молодым специалистом» язык не повернется. Так что предварительно следует очень внимательно изучить все достоинства потенциального ВУЗа. А начать – с посещения дня открытых дверей.

Поинтересуйтесь учебными планами ВУЗа, преподавательским составом, насколько давно ведется обучение по избранной вами специальности, как организовано обучение и практика. Об этом лучше спросить любого студента, которого встретите в коридоре. Если окажется, что место практики он искал себе сам – то здесь нужно задуматься, ведь именно на практике приобретаются основные профессиональные навыки.

Если молодой человек настроен на получение в будущем высокой зарплаты, целесообразно обратить внимание на государственные программы и перспективы развития различных отраслей.

И конечно, получать специальность рекомендуется в профильном ВУЗе.

Итак, чтобы не утонуть в океане информации по ситуации на рынке труда и возможностях получения образования, вполне уместно обратиться за помощью к специалистам. Специалистами в области профориентации достаточно обоснованно принято считать психологов, профориентаторов, а также сотрудников центра занятости населения. Эти профессии являются наиболее компетентными в выборе профессии и смогут ответить на возникающие вопросы.

Профориентация в школе

В современном мире требования к психофизиологическим индивидуальным особенностям человек неуклонно растут, а цели и характер труда, благодаря рыночным отношениям, предъявляют людям необходимость всё более высокого профессионализма в выбранной профессии, готовности к постоянному повышению квалификации и личностному развитию. В подобной ситуации школьная профессиональная ориентация становится актуальной как никогда и должна обеспечивать качественную подготовку для школьников всех возрастов.

Профориентация в школе – это комплекс действий для выявления у школьников склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути. Реализуется непосредственно во время учебно-воспитательного процесса, а также во внешкольную и внеурочную работу с учащимися и их родителями.

Подготовка учащихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии должна являться обязательной частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно рассматриваться в связке с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием школьника, т.е. быть интегрирована в весь учебно-воспитательный процесс, а следовательно профориентационная работа в школах является одним из важнейших компонентов в развитии как отдельно взятого человека, так и общества в целом.

Цели и задачи профориентации в школе

Цели школьной профориентационной работы

  • Профориентационная работа в школеФормирование у детей готовности к труду.
  • Воспитание качеств, способностей, свойств для дальнейшей профессиональной деятельности.
  • Профориентационная поддержка школьников во время выбора профессии.

Задачи школьной профориентационной работы

  • Ведение информационной работы с учащимися: знакомство с профессиограммами, информацией о текущих и будущих потребностях на рынке труда, условиями и труда и возможной заработной платы, дальнейшим развитием в рамках выбранной профессии
  • Получение, изучение и использование информации о возможностях, склонностях, интересах школьников с целью помощи им в самостоятельном выборе профессии.
  • Разработка и внедрение большого количества различных вариантов профильного обучения: программ, уроков, форм, методов, экскурсий и т.д.
  • Поддержка школьников группы риска, у которых могут возникнуть проблемы с трудоустройством: отстающих в обучении, из коррекционных классов.
  • Совместно с заведениями высшего или среднего профессионального образования обеспечивать подготовку и плавный переход учащихся на следующий уровень обучения.

Основные компоненты профессиональной ориентации учеников школ

Так как профессиональная ориентация в целом это большая, комплексная система, включающая в себя множество аспектов и направлений, то можно выделить пять основных компонентов: экономический, медико-физиологический, педагогический, психологический и социальный.

Экономический компонент – состоит в изучении структуры трудовых ресурсов рынка труда с демографической точки зрения, условий труда, профнепригодности получившихся работников, путей повышения мотивации к труду. Также является процессом помощи и мягкого направления к выбору той или иной специальности, учитывая как интересы ребёнка, так и планируемые потребности рынка.

Медико-физиологический компонент – помощь в выборе профессии с учётом индивидуальных физических возможностей или медицинских противопоказаний школьника. Знакомство учащихся с требованиями, предъявляемыми различными профессиями.

Педагогический компонент – заключается в воспитании у школьников общественно значимых причин и мотивов выбора профессии.

Психологический компонент – достоверное изучение, выявление психологических аспектов профессиональной пригодности, структуры личности и формирование определённой профессиональной направленности.

Социальный компонент – состоит в исследовании различной информации связанной с профессиями или рынком труда в целом: популярность, престижность, доходность, общественное мнение, степень удовлетворённости выбранной профессией. Также в социальном компоненте профориентации ведётся работа по формированию ценностных ориентаций у школьников для осознанного выбора будущей профессии.

Школьная профориентация

Этапы профориентации в школе

Профориентация в школе, несомненно, является необходимым компонентом наряду с основным обучением, а благодаря постоянной работе над построением целостной системы, учитывая индивидуальные и возрастные особенности учащихся, дети получают возможность самостоятельно определиться с профессией, заниматься исследовательскими проектами в целях развития и более глубокого знакомства с профессиями с помощью педагогов и родителей.

Для максимальной эффективности профессиональная ориентация должна быть непрерывным процессом, который начинается ещё в детском саду, плавно переходит в школу и непрерывно сопровождает школьника на всём пути обучения до выпускного класса, мягко помогая и направляя его. Таким образом, стартовой точкой нелёгкого пути к выбору профессии становятся старшие группы детского сада, где в игровой форме ребёнок получает представление о труде, разнообразии мира профессий, прививаются уважение к чужому труду и желание выбрать для себя самую лучшую и интересную профессию. Ролевые игры помогают как родителям и воспитателя, так и самому ребёнку. Первые получают представление о желаниях, склонностях и способностях детей, последние же, помимо просто интересно проведённого времени, начинают приобретать полезные в дальнейшей жизни умения и навыки, примеряя на себя ту или иную профессию. Более подробно профессиональная ориентация в детском саду описана в нашем материале «Профориентация дошкольников».

В школьной профориентации целесообразно выделять 4 больших этапа, отличающихся по целям, задачам и используемым методикам в зависимости от возраста учеников:

Начальная школа, 1-4 классы

Профориентация в школеНа этом этапе продолжается начатое в детском саду знакомство с профессиями через профориентационные уроки с приглашёнными специалистами, экскурсии, тематические внеклассные занятия, утренники и т.д. У школьников начальных классов происходит формирование ценностного отношения к труду, путём непосредственного включения в различные виды учебно-познавательной деятельности (игровую, трудовую, социальную, исследовательскую) развиваются интересы и потребность учиться.

Уже в начальной школе важно не упустить момент и вовремя заинтересовать ребят предстоящим выбором профессии. Большим подспорьем будет большое количество кружков, дополнительных занятий по интересам. Для учащихся с 3 класса можно постепенно вводить психологические игры и занятия.

Для получения развёрнутого материала по возможностям и структуре профориентационной работы в начальной школе можно обратиться к статье «Профориентация в начальной школе, 1-4 классы».

Средняя школа, 5-7 классы

С переходом ребят в среднюю школу профориентация продолжается разнообразными играми: деловые, профориентационные, психологические. Этим достигается расширение знаний о мире профессий и предоставляется возможность сделать первые шаги в сторону выбора интересной для себя профессии. Школьники начинают осознавать свои интересы и возможности, приобретают базовые представления о направлениях возможных специальностей, знакомятся с требованиями, которые предъявляют различные профессии.

Подробное описание профориентационной работы на этом этапе можно прочесть в материале «Профориентация в средней школе, 5-7 классы».

Средняя школа, 8-9 классы

С приближением первого выпускного класса и первых серьёзных государственных экзаменов профориентационная работа от игр и экскурсий переходит к целенаправленному содействию учащимися дальнейшего профиля обучения, который сузит круг возможного выбора профессий и облегчит дальнейший учебный и трудовой путь.

В 8-9 классах начинается активная диагностическая работа школьного психолога, проводятся уроки осознанного выбора профессии. Школьники изучают более серьёзные специальности, предъявляющие повышенные требования к сотрудникам (МЧС, образование, медицина и т.д.). Факультативные занятия и углублённые кружки по интересам начинают играть ещё большую роль в осознании собственных ценностей и интересов и осознанного выбора профессии.

Школьным психологом, совместно с учителями, проводятся индивидуальные и групповые консультирования по вопросам выбора той или иной профессии, адекватного соотношения интересов, способностей, здоровья ребёнка и требований профессии.

Окончанию средней школы посвящен отдельный материал «Профориентация в средней школе, 8-9 классы».

Старшеклассники, 10-11 классы

Формы профориентационной работы в школеЭто наиболее ответственный этап школьной профориентации, успешность которого во многом зависит от качественной работы в начальной и средней школе. Школьным психологом ещё больше расширяется консультационная деятельность для учащихся и их родителей. В школе проводятся презентации ведущих ВУЗов города, организуются экскурсии на дни открытых дверей.

Большое внимание уделяется саморазвитию и самоподготовке старшеклассников, обсуждение и возможные корректировки дальнейших профессиональных планов, окончательно формируются предпочтения к выбранным профессиям, производится оценка готовности к ним.

Статья «Профориентация старшеклассников, 10-11 классы» предлагает подробное описание о процессе профориентационной работы в старших классах, выборе необходимых ЕГЭ и необходимых шагах для поступления в высшее учебное заведение.

Формы профориентационной работы в школе

Работа с учениками

  • Встречи с интересными людьми, представителями профессий, представителями высших учебных заведений и предприятий-работодателей.
  • Экскурсии на предприятия, ВУЗы.
  • Факультативные занятия, кружки по интересам, углублённое изучение предметов.
  • Помощь в определении необходимости дополнительного образования и выборе курсов в школе или за её пределами.
  • Анкетирование учащихся.
  • Комплексное профориентационное сопровождение на протяжении всего времени обучения в школе (консультации, тестирование, занятия, тренинги т.д.).

Работа с родителями

  • Индивидуальные беседы и консультации для родителей учеников.
  • Лекции для заинтересованных родителей об их вкладе в выборе ребёнком профессии и получении соответствующего образования.
  • Проведение классных и общешкольных родительских собраний.
  • Анкетирование родителей.
  • Создание инициативной группы родителей, готовых помогать в организации и сопровождении экскурсий, привлекать интересных людей для выступлений перед классом или самостоятельно рассказать о своей профессии.
  • Привлечение родителей для помощи с временным трудоустройством старшеклассников во время каникул.
  • Совместно с родителями создавать и вести кружки различных направлений (художественные, спортивные, театральные, интеллектуальные).

Организационно-методическая деятельность

  • Ведение профориентационной работы в школе, создание своих и адаптация имеющихся программ по профессиональной ориентации школьников.
  • Помощь учителям и сотрудникам школы с подбором материала, в проведении занятий, диагностики и консультаций.

Оценка эффективности профориентационной работы в школе

Этапы профориентации в школеДля проведения качественной оценки профориентационной работы в школе можно выделить 5 результативных критериев и 2 процессуальных. К результативным критериям относятся:

Достаточность информации о выбранной профессии и методах её получения.

Школьник может сделать осознанный выбор профессии, только зная о её месте на рынке, условиях труда, предъявляемых требованиях к знаниям и физическим характеристикам. При наличии достаточного количества полученной информации ученик ясно представляет себя в выбранной профессии и необходимые шаги для её получения.

Потребность осознанного выбора будущей профессии

Если ученик проявляет активность в поиске информации о тех или иных специальностях без давления извне, самостоятельно пробует себя в интересующих направлениях возможной деятельности или составил план дальнейших действий, то критерий потребности обоснованного выбора профессии можно считать полностью удовлетворённым, а стоящую перед школами задачу выполненной.

Осознание школьником общественной значимости труда

В процессе школьной профориентационной работы учащимся школ должно прививаться отношение к труду как к жизненной ценности. У школьников 8-9 классов подобное отношение находится в прямой взаимосвязи с потребностью осознанного выбора профессии, что прямо влияет на качество их дальнейшей жизни.

Осознание школьников своих возможностей и интересов

Под руководством школьных, опытных специалистов ученик со временем осознаёт свои желания, ценности, физические и моральные возможности и основываясь на них совершает выбор дальнейшего карьерного пути. Большая роль здесь отводится школьным психологам и педагогам для максимально корректного определения характеристик ребёнка.

Наличие плана дальнейших шагов к получению профессии

Школьник должен сделать осознанный выбор профессии, базируясь на всём многообразии полученной информации о рынке труда с учётом собственного мнения и возможностей. После совершённого выбора старшеклассник также должен хорошо представлять себе все дальнейшие шаги, которые в результате и приведут его к искомой профессии. Наличие такого плана свидетельствует об успехе проведённой школьной профориентационной работы.

Двумя процессуальными критериями результативности школьной профориентационной деятельности можно назвать:

Цели и задачи профориентации в школеИндивидуальный характер профориентации

Любые предпринимаемые действия должны учитывать индивидуальные интересы, способности и возможности каждого ученика.

Направленность профориентации на всестороннее развитие личности

Школьникам должна предоставляться возможность самостоятельного выбора профессии, пробовать свои силы в разнообразных направлениях и специальностях, планировать будущие шаги для получения искомой специальности, а педагоги и родители могут лишь активно способствовать и помогать, не делая выбора за ребёнка.

Ожидаемые результаты школьной профориентации

При наличии действующей системы школьной профориентации, сопровождающей ученика на протяжении всего времени обучения, у учащихся будет успешно сформировано сознательное отношение к труду и логически завершён процесс выбора профессии с учётом своих интересов, возможностей и требований, предъявляемых рынком труда. Результатом станет дальнейшая успешная социализация выпускников и их лёгкое вступление в профессиональный мир.

1. Что такое профориентация
2. Суть профориентации
3. Методики профориентации
4. Профориентация в России
5. Как выбрать профессию
6. Важность профориентации
7. Функции профориентации
7.1 Диагностическая функция
7.2 Организационная функция
7.3 Информационная функция
7.4 Профилактическая функция
8. Типичные ошибки выбора профессии
9. Виды профориентации
9.1 Дошкольная профориентация
9.2 Школьная профориентация
9.3 Студенческая профориентация
9.4 Профориентация взрослых
10. Анализ профориентации
11. Заключение

Что такое профориентация

Профориентация — это знакомство с миром профессий, цель которого — выбрать одну из них. И чем больше информации о специальностях у вас есть, тем проще её проанализировать и найти подходящую.

И это очень важный этап. Ошибки могут стоить дорого — и буквально, потому что высшее образование не всегда бесплатное, и образно говоря, ведь переучиваться в старшем возрасте не так легко.

Конкурс ВТБ – придумай имя голосовому помощнику и выиграй Iphone 12

Суть профориентации

Как правило, впервые таким поиском мы занимаемся накануне окончания школы. В идеале в этом выпускникам помогают сами школы: они организуют встречи с представителями разных профессий, проводят классные часы и тестирования. Все это должно помочь выпускникам разобраться в своих склонностях и узнать, где их можно применить.

Чтобы этот этап профориентации работал как надо, в него, конечно, стоит включиться родителям. Представим, что в вашей жизни так и произошло. Что же дальше?

А дальше профориентация выходит за рамки обязательных мероприятий и становится делом вашей инициативы. В вузе или колледже, например, вы будете проходить практику на производстве, но оставаться там работать или нет — ваш выбор.

Методики профориентации

В предыдущем пункте мы разобрались, что профориентация — это целая система, в которой задействовано очень много участников. И как всякая система, она имеет свои методы.

  • Например, геймификация. Эту методику применяют в настольных играх, интерактивных занятиях. Суть в том, чтобы в процессе игры выяснить природные склонности и таланты человека, определить способ его мышления.
  • Более традиционные методики — тестирование, опросы, консультирование. Их можно применять как в работе с конкретным человеком, так и для статистики. Например, чтобы выяснить, откуда выпускники конкретного класса узнают информацию о нужных вузах.
  • Многие специалисты сейчас считают самым эффективным метод «погружения в профессию». Это когда ребёнок или студент работает над реальным проектом (иногда в команде) и добивается понятных ему результатов.

Профориентация в России

Увы, в большинстве российских школ нет «карьерных бюро», как в европейских странах. Наши школьники встречаются с представителями других профессий в основном только в старших классах, и вся профориентация в целом построена больше на теории, чем на пользе.

У студентов вузов возможностей больше: здесь как минимум обязательно проходить практику. Но чаще всего этого очень мало, и студентам гораздо проще совмещать полноценную работу и учебу, чем после вуза искать работу с нулевым опытом в ней.

Для тех, кто уже закончил и школу, и колледж или университет, основу профориентации составляет все, что проводят местные центры занятости. Обычно это ярмарки вакансий, консультации психологов. Здесь о пробном периоде уже почти не приходится говорить: нужно выбирать вакансию и сразу бросаться в бой.

Остальная профориентация — это уже информация из интернета и от знакомых: отзывы о компаниях, полезные статьи о поиске работы, психологические тесты и многое другое.

Пройдите тест и узнайте, готовы ли вы определиться с профессией

Как выбрать профессию

Довольно часто процесс профессионального поиска себя связан со стереотипами. И многие из них заложены в наши головы с детства. «Выбирать надо практичное дело, где ты деньги зарабатывать сможешь», — говорят родители. Денежная мотивация — это, несомненно, очень важно, но престижность и практичность профессии не определяются только размером зарплаты.

«Маркетолог — это кто такой вообще? Вот слесарь — это профессия, я понимаю». Рынок труда не отстает от прогресса, и на нем постоянно появляются новые востребованные профессии и должности. Не всегда это понятно нашим родителям, учителям и даже друзьям. С этим нужно смириться и уметь отстаивать свое право на выбранную профессию.

Можно приводить еще довольно много примеров, но все они сводятся к одному: каждому из нас в поиске себя стоит ориентироваться именно на свои качества и склонности, а не на чужие.

Ниже приведем несколько основных советов на случай, если вы ищете свою профессию прямо сейчас.

  • Читайте как можно больше. Не только художественные книги, разумеется (хотя и они неплохо расширяют представления о профессиональном мире). Читайте статьи, смотрите интервью и репортажи, изучайте мемуары в любой профессиональной сфере, какая попадется.
  • Заводите знакомства среди людей разных профессий. Попросите родителей познакомить вас с коллегами, расспросите своих старших товарищей, которые уже нашли работу. Где и как они учились? Что делают на работе? Насколько им легко или сложно? Не упускайте возможность узнать как можно больше.
  • Будьте объективны. Не ассоциируйте профессию только с одним конкретным человеком и не слушайте распространенные слухи и стереотипы. Во всем лучше убеждаться лично и смотреть на ситуацию с разных сторон.
  • Уделите внимание психологии. Независимо от того, проходили вы когда-нибудь профориентационные тесты или нет, полезные статьи и книги в этой области помогут разобраться в своих талантах и склонностях.
  • И наконец, не спешите. У каждого свой темп жизни и развития, и вы вольны определиться с новым этапом своего пути, например, гораздо позже своих одноклассников или одногруппников. Это не хорошо и не плохо — это решение, которое должно подходить именно вам.

Важность профориентации

С одной стороны, выбор, который вы делаете сразу после школы/университета — не приговор на всю жизнь. Вы всегда можете ошибиться и со временем найти себя в чем-нибудь другом.

С другой стороны, равнодушие или легкомыслие в этом выборе чреваты непростыми ситуациями. Школьнику, который поступил «уже куда-нибудь», придется несколько лет провести в нелюбимом вузе. А студент, решивший работать «неважно где», рискует менять работу бесконечно часто и заслужить в глазах эйчаров репутацию «летуна» — несерьезного и ветреного работника, которому нельзя доверять.

Функции профориентации

Как у любой системы, у профориентации есть несколько функций. Что это за функции и как они работают? Если коротко, то примерно так:

  • Диагностическая. Главная цель — определить ваши склонности и таланты, сильные и слабые стороны. Инструменты — тестирования, опросы, консультации, исследования;
  • Организационная. Здесь основное направление — это организация передачи знаний, опыта, навыков и впечатлений между разными поколениями и категориями людей;
  • Информационная. Ее основные формы — это ярмарки вакансий, дни открытых дверей и онлайн-мероприятия, главная цель которых — дать максимум цифр и фактов участникам профориентации;
  • Профилактическая. Основная задача этой функции — предотвратить неправильный выбор профессий и исключить тех самых «летунов», которые находятся в постоянном поиске и вечных профессиональных метаниях.

Типичные ошибки выбора профессии

История моего хорошего знакомого (назовем его Л.) — отличный способ разобраться с тем, что в профориентации может пойти не так.

Л. — отличный парень, душа компании и большой весельчак. В детстве он очень любил фильмы про Лару Крофт и Индиану Джонса и вместе с друзьями увлекался поисками кладов. Ему очень нравилось это забавное хобби. А когда он узнал, что настоящие археологи действительно находят клады и получают деньги в своих экспедициях, ему все понравилось еще больше.

В школе Л. увлекался историей, хотя гораздо больше ему нравились исторические романы, нежели реальные факты. Но в институт он поступил на истфак: он же будет вместе с друзьями археологом!

Эта история закончилась довольно грустно. Учиться на историческом факультете Л. оказалось неинтересно и сложно, а к третьему курсу он уже точно знал, что археологом не будет — в отличие от многих своих друзей. Л. с трудом закончил бакалавриат, а потом стал менеджером по продажам в IT-компании, где работает уже несколько лет. Ему не очень нравится его работа, но он обещает найти что-то другое «когда-нибудь обязательно».

Какова же мораль сей басни?

  1. Во-первых, выбирать профессию никогда не нужно за компанию. Работать прежде всего будете вы сами, и если вам понравилось общее с друзьями увлечение, спросите себя: уверены ли вы, что будете и дальше этим заниматься, если друзья перегорят?
  2. Во-вторых, единичные представители профессии (и уж тем более герои фильмов/книг) не отражают действительности. Индиана Джонс — плохой пример археолога, потому что он ненастоящий. И даже если бы был настоящим — нельзя ассоциировать с ним всю профессию в целом.
  3. В-третьих, не гонитесь исключительно за престижем. Престиж, хорошие зарплаты и все подобное ничего не говорит о том, что профессия подходит именно вам.
  4. И наконец, в-четвертых, не делайте серьезных шагов в профессию, пока не попробовали ее на практике. В нашем случае Л. стоило бы как минимум изучить археологическую литературу и побывать в археологических музеях, прежде чем поступать на истфак.


Unsplash

Виды профориентации

Напоследок посмотрим еще и на то, какие виды профориентации бывают.

  • Дошкольная. Здесь проходит самое первое знакомство детей с миром профессий, как правило, в игровой форме. Игры и интерактивы проводят в детских садах и тематических центрах — например в парках профессий. Здесь дети учатся хотя бы на визуальных примерах отличать одну профессию от другой.
  • Школьная. О ней подробнее мы говорили выше. Это классные часы, консультации школьных психологов, встречи с представителями разных профессий, где дети узнают о плюсах и минусах каждой сферы труда, пытаются понять собственные склонности и таланты.
  • Студенческая. В основном, это практика на производстве, практические семинары и встречи с работодателями, цель которых — найти конкретное место работы каждому выпускнику.
  • Профориентация для взрослых. Она включает в себя ярмарки вакансий и консультации центров занятости, призванные помочь зрелому специалисту повысить или сменить квалификацию.

Анализ профориентации

Профориентация важна не только для вас лично и вашего успешного профессионального пути — она важна и для работы всей экономики в целом. Сейчас процесс профориентации в нашей стране оставляет желать лучшего, и в этом можно убедиться хотя бы на примере вопроса о смене профессий.

В прошлом году «Авито Работа» проводил исследование о смене профессий россиянами и выяснил, что больше половины россиян (65%) задумывались об этом хотя бы один раз в жизни. Как показало исследование, наиболее популярные причины смены работы:

  1. желание больше зарабатывать (63%)
  2. найти баланс между работой и личной жизнью (28%)
  3. надоевшая рутина (23%)
  4. профессиональное выгорание, стресс (21%).

При этом в реальности сменить профессию удалось только 17% задумавших такие перемены.

Говоря о причинах, помешавших им сменить профессию, многие тогда заявили, что отложили этот вопрос для более подходящего момента, треть (33%) не были уверены, что имеют достаточно квалификации, еще треть (33%) назвали в качестве причины страхи перемен и ошибок.

Мы надеемся, что все эти обстоятельства в нынешних условиях больше не играют роли — когда уровень безработицы только по официальным данным вырос в 3,5 раза.

Адаптироваться к новым условиям и находить себя в мире профессий нужно уметь всегда. Для этого с вашей стороны нужны усилия. Перечислим их еще раз:

  • Много читайте, много общайтесь
  • Изучайте профессии с практической стороны
  • Прислушивайтесь к себе и выясните максимум своих талантов и способностей
  • Не ориентируйтесь на стереотипы
  • И принимайте только взвешенные решения, которые подходят именно вам.

Кружки раннего развития, онлайн-образование для малышей и английский с пеленок — современные родители очень рано сталкиваются с вопросом «куда бежать, чтобы все успеть». В 2016 году прошла Всероссийская профдиагностика — эксперты опросили больше 20 тысяч старшеклассников. Выяснилось, что только 32,1% школьников определились с вузом и профессией. Треть опрошенных (34,6%) – не выбрали ни то, ни другое. Остальные определились с чем-то одним: или образованием, или будущей профессией. У половины опрошенных нет любимого предмета. И большинство из них те, кто пока не решил, кем им быть.

Человек учится делать выбор с самого рождения: младенец отказывается от неинтересной игрушки и тянется к той, которая больше привлекает. Если родители помогут ребенку сохранить это умение, научат делать выбор и справляться с его последствиями, то он подойдет к выбору дела своей жизни спокойно и уверенно. А главное — сделает этот выбор сам. Мы спросили психологов, преподавателей и тренеров, как помочь ребенку сделать выбор и нужно ли это делать.

Профориентация — что это и зачем

Обязательного предмета «профессиональная ориентация» в школе нет. Подростки выбирают вуз и профессию исходя из собственных соображений и в лучшем случае — разговора со школьным психологом. Еще советы исходят от родителей, которые видят ситуацию по-своему и очень переживают за будущее своего ребенка. Профориентация предлагает подойти к проблеме с научной точки зрения. Определить, какая профессия подойдет ребенку, с помощью одного-единственного теста невозможно: современные методики включают тесты, профлагеря или специальные задания, которые курируют психологи и тренеры. Но единого взгляда на процесс профориентации нет.

Пять лет назад профориентация предполагала внешнюю оценку человека. В основном это были тесты, и в единичных случаях взрослый садился с ребенком и как коуч помогал ему разобраться. Тесты — полезный инструмент, но я убежден, что это должен быть второй шаг. Первый шаг — дать ребенку «компас», разобраться вместе, чего он хочет».

Весь процесс профориентации — это постепенная передача ответственности за выбор профессии на самого ребенка. Но суть не в том, чтобы диагностировать, распознать и сказать: «Все, эта профессия тебе подходит». Важно, что ребенок получает информацию о профессиях. Профориентация — это не какое-то одномоментное решение, а процесс, растянутый во времени.

  • Людей, которые с детства знают свое предназначение, единицы. Как альбиносов, например. Вы ж не предъявляете своему ребенку — почему ты не альбинос как петя?
  • Люди взрослеют по-разному. Кто-то в 14 уже спокойно берет ответственность за себя и мир, а кто-то малыш. Вы зачем пытаетесь ускорить взросление? Не ускорите, а конфликты и стресс ребенку создадите.
  • Если вам кажется, что ему ничего не интересно, кроме ерунды (компьютерные игры, видеоблогинг) — это не ерунда, а миллиардные индустрии. Это не ребенок лентяй, а вы изменений мира не заметили
  • Не хотеть семейное дело, не входить в династическую профессию (мы все врачи,а он не хочет) — это результат вашей жизни. Насмотрелся он, видимо, на изнанку жизни врачей с вами. Возможно, он прав?

Профориентация в школе: Разбитое корыто золотой рыбки

О профориентации в школах говорят все больше: создаются проекты, дети заполняют бесконечные анкеты, которые должны помочь им определиться со своим будущим. Но подростки в старших классах по-прежнему не понимают, чем они будут заниматься после школы и что им для этого делать.

Любую хорошую идею можно испортить дурным исполнением. Сдержанный оптимизм от неожиданного интереса государства к профессиональной ориентации молодежи сменился разочарованием. Двадцать пять лет назад профориентация была объявлена «одной из важнейших функций государства, одним из факторов повышения эффективности производства», а в социальной сфере — «одним из средств формирования мировоззрения, гражданственности, общественной и творческой активности, сохранения здоровья, роста удовлетворенности трудом на основе согласования возможностей и желаний личности с требованием профессии и общественными интересами».

Когда еще верилось, что ситуацию могут изменить управленческие решения, на всех конференциях и совещаниях говорили об устаревшем научно-методическом обеспечении, дефиците квалифицированных кадров, отсутствии нормативно-правовой базы и недостаточном финансировании.

Нельзя сказать, что за последние годы ничего не изменилось. На профориентацию выделены значительные финансы. Правда, на профессиональную переподготовку специалистов и полноценную работу федеральных центров профориентации в каждом регионе ушло бы денег на порядок меньше, чем на финансирование экспериментов спешно созданных частных компаний, сотрудники которых не знакомы даже с азами профориентационной работы.

Профориентацией занимаются непрофессионалы: Что у нас с кадрами? На федеральном уровне по-прежнему нет структуры, которая бы занималась разработкой, экспертизой и апробацией научно-методического обеспечения профориентационной работы. Это плохо. Но будет еще хуже, если этим займутся дилетанты, шарлатаны и «эффективные менеджеры». Дилетанты — высокомотивированные невежды, со щенячьим азартом берущиеся за любое дело, особенно если оно подкреплено административным ресурсом. Шарлатаны — те, кто предлагает сомнительные услуги, способные дезориентировать детей и доверчивых родителей. Границы между этими тремя категориями размыты, их представители охотно кооперируются и прекрасно себя чувствуют в условиях дефицита качественных и доступных профориентационных услуг. За качественной профориентацией — к профессионалам, любящим свое дело, обладающим знаниями и успешным опытом работы. Но это исчезающий вид. Впрочем, как и в любой сфере деятельности.

Никого не интересуют современные исследования: А что наука? Практики ждут от гуру новых идей, профессиональных оценок своей работы, советов и предложений, а слышат прописные истины и брюзжание. Околонаучная возня и преподавательская поденщина не оставляют времени на профессиональное и личностное развитие, но позволяют сводить концы с концами. Интеллектуальный труд требует полной отдачи, но не приносит дивидендов. Замкнутый круг.

Нет четкого плана работы: А что с нормативной базой? Вместо профессионального стандарта профконсультанта — невнятные планы мероприятий и комплексы мер, отражающие низкий уровень понимания проблемы их авторов, редкие упоминания во ФГОС, которые только увеличивают нагрузку педагогов и психологов, но никак не регламентируют их работу.

Время ушло. Новое поколение выросло без скромной, но гарантированной государственной помощи в выборе профессии, которую еще двадцать лет назад честно называли паллиативной. Такой она и осталась, несмотря на массовый охват и новые технологии. Болезнь перешла в хроническую форму, и сегодня ситуацию нельзя изменить без радикального пересмотра стратегии и тактики профориентационной работы. Звезда профориентации давно погасла, но ее свет только сейчас дошел до людей, принимающих решения.

Это все прекрасно, но что делать-то?

Для начала, как «анонимным алкоголикам», надо честно признать, что прежние методы неэффективны. Во-первых, потому что ориентированы на «симптоматическое лечение». Во-вторых, потому что здание профориентации мы пытаемся строить с крыши, а не с фундамента. В-третьих, потому что глупо заимствовать элементы моделей, разработанных в ином культурно-историческом контексте. В-четвертых, потому что необходимо опираться на новейшие научные исследования в психологии. И «в главных», потому что вопрос «кем быть?» вторичен по отношению к вопросам: «каким быть?» и «зачем быть?».

  • До 13-14 лет вообще забудьте про профориентацию. Показывайте ребенку разное, чтобы он знал о возможности выбора и учите английский
  • Если вы будете показывать много и разного (благо онлайн мир это разрешает делать даже в совсем маленьких городах), ребенок примерно определится с сферой интересов. Это уже огромный результат
  • После того как ребенок определился со сферой, ищите взрослого авторитета, кто его в эту сферу втащит. Хороший учитель в школе, друг семьи, преподаватель кружка. В это время все набираются от взрослых авторитетов, но в силу подростковой психики это никогда не могут быть родители
  • А далее копите деньги. На лучших репетиторов. На лучшие языковые лагеря летние. На лучшие вузы. Ваша задача дать лучший из возможных вузов ребенку. Вы — кошелек на ножках и гарант
  • Продекларируйте право на ошибку. Ну то есть мы , «умные и взрослые», можем по три раза жениться и 15 раз менять работу. А ребенок в 16 лет не может ошибиться с выбором вуза?

Бонус трек: Чего делать не стоит?

  • Тесты как единственный инструмент профориентации не работают. И взрослого-то невозможно классифицировать только по тестам. А ребенка? У него еще нет знаний и опыта. Тестами просто нечего диагностировать. Поэтому только беседа с опытным взрослым консультантом (вот тут отнюдь не имею ввиду себя -хотите ко мне, хотите не ко мне), плюс тесты. Иначе выйдет чушь
  • Не давите. Не может выбрать, определите только -гуманитарий или технарь . И ведите в лучший из доступных вузов по этому разделению. Далее внутри общей профессии (например журналист),за годы учебы найдет свою нишу и перепрыгнет в нее сам
  • Выбирайте вуз по зубам. Не надо всеми силами тащить в мгу, если понимаете что не вытянет. Забросит же , плюс получит ненависть к учебе и стресс. Ведите в лучший из доступных по уровню вузов
  • Москва или свой город? Москва. Европа или москва? Европа. Учиться надо там, где космополитичнее. А работать потом в россии (тут правла больше работы и шансов быстро сделать картеру)
  • Колледжи — это не приговор. Это прекрасно. Потому что дают конкретную профессию. Сварщик 5 разряда в москве зарабатывает в полтора-два раща больше чем маркетолог и за ним работодатели гоняются в отличии от…
  • Закончу в стиле пропаганды советского времени: ребенок — не игрушка. Прекратите на нем вымещать ваши страхи потери работы через 10 лет, ваши комплексы неполученных профессий, ваши не случившиеся амбиции. Отстаньте от детей в меру (нет, не совсем — наши советы, поддержка и деньги тут крайне важны).

И помните: Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация соотносятся как общее и частное, как внутренние и внешние регуляторы профессионального поведения человека, динамическое равновесие которых делает возможным баланс интересов государства и личности. Профориентация может быть эффективна только как элемент сопровождения профессионального самоопределения, которое, в свою очередь, является всего лишь гранью жизненного самоопределения.