Проповедь мухаммеда

шахада

  1. Что означает шахада?
  2. Перевод шахады
    1. Перевод слова «Илях» («илах»)
    2. Шахада шиитов
  3. Условия произнесения шахады
  4. Шахада как символ веры
  5. Шахада на пути Аллаха
  6. Шахада как свидетельство
  7. Произнесение шахады как часть принятия ислама
    1. Как принять ислам?
  8. Шахада в хадисах Пророка Мухаммада ﷺ
  9. Шахада на государственных символах

Термин «шахада» в переводе с арабского означает «свидетельство». Шахада – это свидетельство о вере в Единого Бога, Всевышнего Аллаха, а также в миссию Посланника Аллаха Мухаммада ﷺ. Второе значение слова «шахада» — это мученическая смерть, которую принял мусульманин за свою веру в Аллаха. Третье значение термина «шахада» — это свидетельство, которое дается для того, чтобы подтвердить и удостоверить какой-либо факт.

Мусульмане используют шахаду в своей жизни во многих ситуациях, и она является частью почти всех исламских молитв. Для человека, который принимает ислам, главным условием является произнесение шахады.

Перевод шахады

Смысл шахады в переводе с арабского языка на русский кратко означает: «Свидетельствую, что нет иного Бога, кроме Аллаха, и ещё свидетельствую, что Мухаммад — Посланник Аллаха». Более развернуто смысл шахады в своей транскрипции и переводе звучит как: «Я свидетельствую, зная, будучи абсолютно убеждённым, что нет иного Божества, достойного поклонения, кроме единственного Бога — Аллаха; я, также зная и будучи абсолютно убеждённым, свидетельствую, что поистине Мухаммад ибн Абдуллах из рода Хашима (мир ему и благословение Аллаха) — Его раб и Посланник, посланный Им ко всему человечеству, чтобы научить людей истинной религии».

Перевод слова «Илях» («илах»)

Слово «илях» (илах), которое используется в тексте шахады, имеет значение «божество» или «бог», но также в семантическом ядре этого слова заложены такие понятия, как «тот, которому поклоняются» и «объект поклонения». Эта особенность слова часто становится причиной дискуссий среди переводчиков.

Шахада шиитов

Есть различия между суннитской и шиитской шахадой: шииты добавляют к ней слова «ва ‘Алийюн Валийю л-Лах», в которых говорится об Али ибн Абу Талибе, который был для шиитов Первым праведным халифом и первым шиитским имамом. В переводе это добавление в шиизме означает: «… и Али — друг Аллаха».

Однако сподвижники Пророка Мухаммада ﷺ никогда не говорили подобных вставок, считая Али одним из праведных и почетных мусульман из рода Пророка ﷺ, никоим образом не возвеличивая его над остальными близкими сподвижниками, среди которых был и Абу Бакр ас-Сыддик, и Умар ибн аль-Хаттаб и Усман ибн Афван и многие другие праведные друзья и спутники Мухаммада ﷺ.

Условия произнесения шахады

ля иляха иль аллах
Каллиграфическая надпись на арабском языке: «Ля иляха илля Ллах, Мухаммадун расулю Ллах» — «Нет Бога, кроме Аллаха, Мухаммад посланник Аллаха»

Просто произнести шахаду будет недостаточно. Чтобы свидетельство Единобожия принесло произносящему его пользу перед Аллахом, следует соблюсти семь условий:

  1. мусульманину следует осознавать смысл свидетельства, поскольку слова Всевышнего в суре «Украшения» (86 аят) гласят, что следует осознанно свидетельствовать истину, чтобы получить заступничество;
  2. мусульманин при произнесении шахады должен быть убежден в том, что ее смысл – истина, ведь только при наличии у него твердых убеждений вера принесет ему пользу. Мусульманин, произносящий шахаду, должен быть свободен от догадок и предположений. В «Сахихе» Муслима передается хадис, в котором упоминается случай, когда Пророк Аллаха Мухаммад ﷺ, отправляя Абу Хурайру со своими сандалиями, сказал ему, чтобы он, если встретит за садом человека, который произнесет свидетельство с убежденностью в сердце, обрадовал этого человека вестью о рае. Убежденность в истинности свидетельства есть условия для мусульманина попадания в рай;
  3. мусульманин, который прочитает свидетельство, должен принять то, что вытекает из шахады, не только языком, но и сердцем своим. В Коране сказано, что Аллах покарал те народы, которые отказались принимать это свидетельство и отвернулись надменно от него. По словам Аллаха, причиной, по которой было их наказание, стало «превознесение над словами «нет божества, кроме Аллаха», а также их неверие в того, кто проповедовал им;
  4. мусульманин должен подчиниться тому, что следует из свидетельства;
  5. чтение шахады должно быть искренне и от всего своего сердца, следует прочитать шахаду и быть правдивым при произнесении, чтобы не только устами верить в это, но и всей душой. В хадисе Бухари, по рассказу Муаза ибн Джабаля, Пророк Аллаха Мухаммад ﷺ говорил, что любого, кто произносит искренне свидетельство и от всего сердца, Аллах запретит касаться адскому огню, подразумевая, что правдивость является спасением от Ада для мусульманина.
  6. мусульманин, произносящий шахаду, должен быть искренним и очищать добрые дела от любых примесей многобожия путем своего правильного намерения. В хадисе Бухари от Абу Хурайры приводятся слова Пророка Мухаммада ﷺ о том, что заступничества в Судный день будут удостоены счастливейшие из людей – те, кто искренне и всей душой произносил шахаду.
  7. мусульманин должен испытывать любовь к этому свидетельству и тому, что вытекает из него, а также к тому, на что указывает это свидетельство, и к тем людям, которые этим свидетельством руководствуются. И мусульманин должен испытывать неприязнь к тому, что противоречит шахаде. По словам Аллаха, есть среди людей те, кто приобщают равных к Всевышнему Аллаху, и любят их настолько же, насколько Аллаха. Но сильнее любят Аллаха те, кто уверовал: «Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее…» (сура Аль-Бакара, 165 аят).

Шахада как символ веры

Первое и самое важное положение символа веры ислама, один из пяти столпов ислама — шахада, поскольку в ней содержится два самых первых догмата ислама – таухид, то есть догмат о Единственности Всевышнего Аллаха, а также догмат о пророческой миссии Посланника Аллаха Мухаммада ﷺ.

Изначально шахада была молитвенным и различительным возгласом, который отличал первых мусульман от многобожников язычников, а также представителей другой веры.

Шахада на пути Аллаха

Мусульман, которые погибали на поле боя, также называли шахидами, и причины такой практики разъяснял в своей работе под названием «Китаб аль-маджму» Ан-Навави. Называя людей, погибших за веру Аллаха, шахидами, указывают на то, что сам Всевышний свидетельствует о том, что души этих людей попадут в Рай, а также ангелы, забирая души их, свидетельствуют о том, что они погибли смертью мучеников. Тот факт, что эти люди погибли во время боя, пролили свою кровь, указывает на то, что они погибли во имя своей искренней веры в Аллаха. Эти люди относятся к числу тех, кто будет над своими общинами свидетельствовать, а душа их увидит Рай и будет свидетельствовать о нем.

Также к категории шахидов относятся мусульмане, которые погибли защищая свою честь и достоинство, имущество, жен и детей или других мусульман, к категории шахидов меньше степени относятся праведные мусульмане, которые умерли от болезней живота, под завалами или утонувших в воде.

Шахада как свидетельство

Одно из значений термина «шахада» — это свидетельские показания, которые человек может давать, чтобы удостоверить какой-либо факт. Чтобы шахаду посчитали действительной, ее следует произносить от своего лица, а не передавать с чужих слов, за исключением тех случаев, когда дело касается завещания или поручения. Шахаду как свидетельство могут дать два мужчины или четыре женщины. Свидетельство раба и свидетельство женщины равны, то есть имеют вдвое меньшее значение, чем свидетельство мужчины мусульманина, а свидетельство иноверца, немусульманина каждый мазхаб, правовая мусульманская школа, может расценивать по-разному: некоторые принимают такое свидетельство наравне со свидетельством мусульманина, а некоторые не принимают совсем.

шахада в исламе

Если свидетельство произнесено по сговору и содержит ложное свидетельство, то некоторые мусульманские мазхабы расценивают и наказывают за это как за клятвопреступление, а другие наказывают тем наказанием, которое было вменено обвиненному ложно.

В мусульманских странах, где действует шариатская судебная система, шахада является самым важным способом установить истину. Абу Юсуф, ханафитский богослов, подробно изложил в своих сочинениях порядок принесения такого свидетельства.

Произнесение шахады как часть принятия ислама

По исламу, именно после того, как человек произнес шахаду с искренностью в сердце в Божественном Присутствии, он становится мусульманином. С этого момента человек должен соблюдать постановления и правила шариата и Сунны Пророка Аллаха Мохаммеда ﷺ, если он с ними знаком, а если не знает их, то должен следовать принципам мира и рациональности, а также начать изучение Ислама и его основ и обязанностей мусульманина.

Если же ислам принимает христианин, то некоторые европейские мечети рекомендуют в момент произнесения шахады также произнести свидетельство о пророческой миссии Иисуса.

Как принять ислам?

Для того, чтобы человеку принять ислам, ему необходимо произнести с убежденностью в сердце слова шахады. Наличие свидетелей не является условием, хотя желательно, чтобы при принятии ислама присутствовали мусульмане, которые могли бы засвидетельствовать перед другими мусульманами о новом брате или сестре по вере, а также поздравить новообращенного мусульманина, дать ему советы относительно религии и дальнейших шагов и поддержать его на пути новой веры.

Послушать как читать шахаду правильно можно ниже, в транскрипции на русский язык она звучит так: «ашхаду алля иляха илляЛлах ва ашхаду анна Мухаммадар расулю Ллах» (не будет ошибкой сказать «…Мухаммадун расулюЛлах)

Также в шахаду добавляют слово «абдуху», что переводится как «Его раб», то есть «Раб Аллаха», тогда текст шахады звучит так: «Ашхаду алля иляха илляЛлах ва ашхаду анна Мухаммадан абдуху ва расулюху» / «Я свидетельствую, что нет Бога кроме Аллаха и свидетельствую, что Мухаммад Его раб и посланник».

Шахада в хадисах Пророка Мухаммада ﷺ

В своем труде «Два свидетельства, их смысл и то, чего требует каждое из них» шейх Абдуллах ибн Абд ар-Рахман ибн Джибрин, который является действительным членом комитета по созданию фетв в Саудовской Аравии, отмечает, что в хадисах Пророка Аллаха Мухаммада ﷺ есть многие указания на то, какое важное значение для верующих имеет шахада. По словам Посланника Аллаха Мухаммада ﷺ, тех, кто произнес свидетельство, Всевышний введет в рай по их делам. Также в хадисе Бухари, переданном от Анаса ибн Малика, упоминается, что Пророк Аллаха Мухаммад ﷺ говорил, что любого, кто произнес свидетельство, Аллах непременно удалит от Ада.

Шахада на государственных символах

На флагах некоторых стран и территорий можно увидеть свидетельство веры. Символ шахады использовался с восемнадцатого века последователями имама Абд аль-Ваххаба, с 1902 года к этому флагу был добавлен еще и меч по приказу основателя Саудовской Аравии Аль-Сауда.

флаг Саудовской Аравии с шахадой

Шахаду также использовали представители движения Талибан с 1997 года по 2001 год на флаге афганского Исламского Эмирата. Представители группировки Хамас использовали текст свидетельства на зеленом фоне с 2000 года. В Афганистане по проекту афганской Конституции используется флаг, на котором изображается текст свидетельства, нанесенный белым шрифтом на красном фоне.

Проверь свои знания: 20 вопросов о жизни Пророка Мухаммада (мир ему)

20 вопросов о жизни Посланника Аллаха (мир ему)

20 вопросов о жизни Посланника Аллаха (мир ему)

С наступлением месяца Рабиуль-Авваль не будет лишним обогатиться знаниями или «освежить память», прочитав о жизненном пути нашего Пророка Мухаммада (мир ему), ведь он (мир ему) своими лучшими качествами: благородным нравом, милосердием, справедливостью и т.д., является примером для каждого мусульманина.

Предлагаем вашему вниманию небольшую подборку в форме «вопрос-ответ» о Пророке Мухаммаде (мир ему).

Как звали родителей Пророка (мир ему)?

Отца звали Абдулла, а мать – Аминой.

Как звали молочную маму Пророка (мир ему)?

Её звали Халима (из племени Бани Са’д).

Как звали дедушку Пророка (мир ему)?

Его (мир ему) дедом был Абдул-Мутталиб.

Как звали дядю Пророка (мир ему)?

Дядя – Абу Талиб.

Где и в каком году родился Пророк (мир ему)? Как называется племя Пророка (мир ему)?

Пророк (мир ему) родился в Мекке в 571 году. По летоисчислению Хиджры это ночь понедельника 12 числа месяца Рабиуль-авваль. Мухаммад принадлежал к племени курайш.

Когда и куда Пророк (мир ему) совершил переселение?

В 622 году из Мекки в Медину.

В каком возрасте Пророку (мир ему) была ниспослана пророческая миссия?

В 40-летнем возрасте и продлилось в течение 23-х лет.

Сколько было лет Пророку (мир ему), когда он впервые женился?

Пророку (мир ему) было 25 лет, когда он женился на Хадидже. Вместе они прожили в течение 25-ти лет.

В каком возрасте Пророк (мир ему) покинул этот мир?

Ему было 63 года.

Сколько детей было у Пророка (мир ему)?

У Пророка (мир ему) было семеро детей: 4 дочери и 3 сына.

Как их звали?

Дочерей звали: Зайнаб, Рукийа, Умму Гульсум и Фатима.

А сыновей: Касым, Абдуллах, Ибрагим.

Кем, по отношению к нам являются жены Пророка (мир ему)?

Все жены Пророка (мир ему) считаются матерями всех правоверных, матерями мусульман.

Кто были самыми близкими сахабами Пророка (мир ему)?

Ими были: Абу Бакр, Умар бин аль-Хаттаб, Осман и Али.

Какие 10 сподвижников Пророка (мир ему) были ещё при жизни обрадованы Раем?

Передается со слов ‘АбдурРахман ибн ‘Ауфа и Са’ида ибн Зайда, что Посланник Аллаха (мир ему) сказал:

«Абу Бакр в Раю, ‘Умар в Раю, ‘Ус­ман в Раю, ‘Али в Раю, Тальха ибн ‘Убайдуллах в Раю, аз-Зубайр ибн аль-‘Ауам в Раю, ‘АбдурРахман ибн ‘Ауф в Раю, Са’д ибн Абу Уаккъас в Раю, Са’ид ибн Зайд в Раю и Абу ‘Убайда ибн аль-Джаррах в Раю». (Ахмад 1/188, Тирмизи 3747, Ибн Маджа 132).

Сколько внуков было у Пророка (мир ему)?

Было два внука по имени Хасан и Хусейн и две внучки: Зайнаб и Сукейна.

Чьими они были детьми?

Они были детьми Али и Фатимы.

Кто такие сахабы?

Сахабы – это сподвижники Пророка (мир ему) это те, кто хотя бы раз увидел, пообщался с Пророком (мир ему), жил с ним в тот же период, был мусульманином и не отступал от веры.

Сподвижники условно делятся на мухаджиров и ансаров.

Мухаджиры – это сахабы, которые совершили переселение из Мекки в Медину вместе с Пророком (мир ему).

Ансары – это мединские сахабы, которые приняли Ислам, помогая мусульманам.

Какие продукты были у Пророка (мир ему) самыми любимыми?

Ячмень, финики, мёд, молоко, грибы, вода, оливковое масло и уксус, инжир, виноград и гранат.

Какой цвет считается любимым цветом Пророка (мир ему)?

Пророк (мир ему) любил зелёный цвет.

Каким был Пророк Мухаммад (мир ему)?

Он был честным и надежным, щедрым, терпеливым к недостаткам людей, не был высокомерным, шутил и рассказывал забавные истории. Пророк (мир ему) очень заботился о своей семье; помогал бедным, пожилым и сиротам. Призывал хорошо относиться к своим родителям.

Посланник Аллаха (мир ему) был хорошим другом для своих сподвижников, и лучшим советчиком. Совершал доброе, возносил дуа за свою умму. Он (мир ему) любил ходить пешком. Окружающие отзывались о нем, как о добром и приятном человеке, говорят, что он (мир ему) был очень красив лицом и был человеком с благим нравом.

Мир вам и благословение Аллаха!

Islam-today

Также напоминаем, что на нашем сайте вы можете прочитать публикации из книги «Истории Пророков». В настоящее время публикуются истории из жизни пророка Мухаммада (мир ему), что особенно важно и актуально в месяц Раби уль-Авваль — месяц, когда был рожден последний посланник Аллаха (мир ему).

Эта уникальная возможность познакомиться с жизнью Пророка (мир ему), обогатить свой багаж знаний и укрепить любовь к Посланнику (мир ему), ведь в одном из хадисов сказано: «Кто бы ни полюбил меня, тот полюбил и Аллаха. И кто бы ни повиновался мне, тот повинуется и Аллаху».

Предлагаем подборку самых популярных статей по этой тематике:

История о том, как шайтан вмешался в проповедь Пророка Мухаммада (мир ему)

Каким образом Пророк (мир ему) получал откровения от Аллаха?

Как Пророк Мухаммад (мир ему) общался с ангелами?

Идеальный брак и настоящая любовь: Мухаммад (мир ему) и Хадиджа

Брак – это священный союз, который составляется не только между мужчиной и женщиной, но и между супругами и Всевышним

Брак – это священный союз, который составляется не только между мужчиной и женщиной, но и между супругами и Всевышним

Среди Его знамений то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом знамения для людей размышляющих (30:21).

Любовь и милосердие рождается между сердцем мужчины и женщины, что приводит их созданию общей семьи. Брак – это священный союз, который составляется не только между мужчиной и женщиной, но и между супругами и Всевышним. Брак – это отношения, права и обязанности в которых четко распределены, а общая цель заключается в стремлении угодить Всевышнему. Жизнь в браке – это общее стремление в Рай. Жена обладает очень большим влиянием на своего мужа. Милосердные и любящие Всевышнего превыше всего на свете – это великие женщины, и великими становятся их мужья благодаря той поддержке, заботе и пониманию, которую они получают от своих жен.

Пророк Мухаммад (мир ему) сказал:

«Лучший среди вас тот, кто лучше всего относится к своей жене».

Союз, построенный на любви и милосердии, всегда успешный, в то время как отношения, построенные на доминировании и подчинении, приводит к страданиям и печали.

Лучшим примером для подражания для мусульманской женщины и жены является Хадиджа бинт Хувайлид. Ей суждено было родиться во время невежества и время, когда женщина ни во что не ставилась, но смогла быть выше всего, что вокруг, и построить самый успешный брак в истории человечества. одно из самых успешных браков в истории. На протяжении 25 лет она была единственной женой пророка Мухаммада (мир ему). Она была женой лучшего мужчины и мужа.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал:

«Дочь Имрана Марьям – самая лучшая среди женщин своего времени, а самая лучшая из женщин моей общины – это Хадиджа».

Когда Хадиджа вышла замуж за Пророка (мир ему) ей было 40 лет, она была дважды вдова. Она занималась торговлей, помогала малоимущим, сиротам, вдовам и бедными со всей своей добротой и состраданием. Пророк Мухаммад (мир ему) был известен как аль-Амин – заслуживающий доверия, а его супруга – Хадиджа ат-Тахира, чистая. Хадиджа была поражена честностью Мухаммада, когда он работал на нее в Сирии, и, узнав о достоинствах своего будущего мужа, захотела выйти за него замуж.

Предписанием ислама для женщины является то, что она всегда должна выражать нежность и заботу по отношению к своему мужу. Хадиджа любила и поддерживала Пророка Мухаммада (мир ему) во времена многих трудностей, с которыми им пришлось столкнуться вместе. Сплоченность и полное единение, присущее истинно исламскому браку, им было не в тягость. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) помогал своим домочадцам выполнять работу по дому. Асвад говорил: «Я спросил у Айши, каков Пророк (мир ему и благословение) в кругу семьи». Она ответила: «Он с удовольствием помогает своей жене в домашних делах, и он не из высокомерных, часто обслуживал себя сам, штопал свою одежду, чинил обувь» (аль-Бухари).

Хадиджа, в свою очередь, занималась хозяйством и домом, который стал пристанищем от проблем и мирских забот для Мухаммада (мир ему), с которыми он сталкивался ежедневно. Она поддерживала мужа, давала ему советы, делилась своим мнением и всячески ему помогала. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал:

«Мирские блага – это временное удовольствие, лучшим из которых является праведная жена».

Когда Пророк Мухаммад (мир ему) впервые получил откровение от ангела Джабраиля, это было для него очень неожиданно и страшно. Мухаммад в страхе покинул пещеру и поспешил к жене Хадидже и рассказал ей обо всем. Хадиджа постаралась успокоить его: «Всевышний не оставит тебя. Ты поддерживаешь родственные связи, говоришь правду, тратишь деньги на малоимущих, почитай своих гостей и помогай тем, кто страдает от трудностей».

Хадиджа стала первым человеком, которая приняла послание Ислама, и она оставалась со своим мужем, когда близкие и друзья отвернулись от него. Она поддерживала становление ислама своим богатством и силами. Несмотря на то, что привыкла жить состоятельной жизнью, Хадиджа никогда не жаловалась на плохие условия, которые она была вынуждена терпеть.

Хадиджа – образец идеальной жены и пример для подражания во все времена. Всевышний возвеличил Пророка Мухаммада (мир ему), его общину, сподвижников и родных, так Он возвысил над всеми женщинами и его первую супругу Хадиджу. Брак делает из двух людей единое целое. Они любят и защищают друг друга и никогда не упускают из виду истинного смысла брака. Хадиджа знала, что настоящая и вечная жизнь с Мухаммадом продолжится в раю.

Как-то явившись пророку Мухаммаду (мир ему), Джабраиль сказал: «О, посланник Аллаха, вот идет Хадиджа и у неё сосуд с едой или водой, когда она придет, передай ей приветствие от её Господа и от меня. И обрадуй её тем, что у неё будет дом из нанизанного жемчуга в раю, в котором не будет шума и утомления».

Мухаммад (мир ему) и Хадиджа прожили 25 лет вместе, пятнадцать из которых он не был Пророком. Хадиджа была первой женой Посланника. Между ними была большая искренняя любовь. Хадиджа родила от Пророка двух сыновей — Касума и Абдуллаха, но они оба умерли в детстве, и четырех дочерей — Зайнаб, Рукият, Фатиму и Уммукульсум.

После смерти своей любимой жены Хадиджы, Пророк (мир ему) долго не мог отойти от тоски и грусти. Любовь и милосердие между Посланником Аллаха (мир ему) и Хадиджей продолжала расти, и даже смерть не могла разорвать узы, которые связывали их. Пророк сказал, что сердце мужчины может принадлежать только одной женщине, и этой женщиной для него была Хадиджа. Другая жена пророка (мир ему) Аиша ревновала мужа к поконой Хадидже: «Я ревновала Пророка только к Хадидже, которую я не застала. Когда пророк, например, резал барана на мясо, он говорил: «Отправьте это друзьям Хадиджи!» Однажды я не выдержала и воскликнула: «Опять Хадиджа?!» Пророку это очень не понравилось, и он сказал: «Всевышний наделил меня сильной любовью к ней». Ни одна из новых жен Мухаммада не смогла занять в его сердце место Хадиджи.

«Она верила в меня, когда никто другой не поверил, она приняла ислам, когда люди отвергли меня, и она помогла и утешала меня, когда никого другого не было, чтобы подать руку помощи».

Эти слова показывают глубину любви, которая возможна между мужчиной и женщиной, чей брак основан на стремлении к милости Всевышнего.