Пророк Иисус

  1. Кто такой пророк Иса
  2. Иисус в Коране
  3. Рождение
  4. Чудеса
  5. Смерть или вознесение?
  6. Второе пришествие Иисуса

Пророк Иса

Иисус является в Исламе одним из величайших пророков мусульманской религии и носит имя Иса ибн Марьям аль-Масих (Иса сын Марии мессия). Эпитеты, которыми называют в Исламе Иисуса – «раб Аллаха» или «Абдуллах», «посланник Аллаха» или «расулюЛлах», «праведник» или «салих», «слово Аллаха» или «калиматуЛлах», «речение истины» или «кауль аль-хакк». Также пророк Иса носил имя Масих, что означает «мессия» — таким именем Иисус назван в Священном Коране. Поскольку Иисус носил имя Иса ибн Марьям, то это подчеркивало особую роль его матери Марьям в Исламе.

Пророк Иса по Исламу явился к израильтянам для того, чтобы подтвердить то, что Тора (Таурат) является подлинной, и также принести израильтянам еще одну священную Книгу Всевышнего — Евангелие (Инджиль) — новый Шариат. Пророк Иса в Исламе – это один из посланников Всевышнего Аллаха (расулюЛлах), такой же, какими были Нух, Ибрахим, Муса и Мухаммед ﷺ.

Среди мусульман используется имя Иса как его личное имя – также используются и личные имена других пророков, а также персонажей, упоминаемых в Коране. В результате длительного общения мусульман с испанскими христианами, христиане также стали как личное имя использовать имя Иисус, что не является обычной практикой в мире христиан.

Иисус в Коране

В Священном Коране о пророке Исе сказано больше, чем об остальных пророках: двадцать пять раз упоминается Иисус в Коране. Известно из истории сподвижников Пророка ﷺ мухаджиры читали суру «Марьям» перед эфиопским негусом (властитель Эфиопии) в качестве доказательства того, что проповеди Пророка Мухаммада ﷺ близки к христианству.

Иисус в Исламе идентифицируется с пророком Исой, но в Священной Книге Коран отвергается идея Троицы и отрицается представление христиан об Иисусе как о Боге и Божьем Сыне. Священный Коран подчеркивает, что Иисус – раб Божий:

«Они сказали : «Аллах взял Себе сына». Пречист Он! Напротив, Ему принадлежит то, что на небесах и земле. Ему одному все покоряются» (2:116)

Рождение

Иисус Христос в Исламе был сотворен Всевышним Аллахом подобно пророку Адаму, без отца, по воле Господа, повелением Аллаха «Будь»: «Воистину, Иса (Иисус) перед Аллахом подобен Адаму. Он сотворил его из праха, а затем сказал ему: «Будь!» — и тот возник» (3:59).

Мусульмане верят и убеждены в непорочное зачатие Иисуса. О рождении Иисуса в Священном Коране рассказано подробно: его матери Марии было знамение, ангел в облике совершенного человека сообщил ей, что она родит сына, которому суждено творить чудеса и проповедовать Писание:

благая весть Марии о рождении Иисуса в Коране

«Вот сказали ангелы: «О Марьям (Мария)! Воистину, Аллах радует тебя вестью о слове от Него, имя которому — Мессия Иса (Иисус), сын Марьям (Марии). Он будет почитаем в этом мире и в Последней жизни и будет одним из приближенных. Он будет разговаривать с людьми в колыбели и взрослым и станет одним из праведников». Она сказала: «Господи! Как я могу иметь сына, если меня не касался ни один мужчина». Он сказал: «Так Аллах творит, что пожелает! Когда Он принимает решение, то Ему стоит лишь сказать: «Будь!” — как это сбывается. Он научит его Писанию и мудрости, Таурату (Торе) и Инджилу (Евангелию)» (3:45-48).

Чудеса

Ангел сообщил Марии о том, какое будущее ожидает пророка Ису, что он будет творить чудеса, которые станут доказательством его миссии пророка.

Первое чудо произошло сразу после рождения пророка Исы. После своего рождения он сообщил матери, что Всевышний Аллах облегчит муки ее во время родов, подарив плоды с той пальмы, под которой он родился. Отныне у корней этой пальмы начнет бить источник.

Марьям получила от Всевышнего Аллаха указание молчать в ответ на расспросы о родившемся у нее ребенке. Когда же соплеменники Марьям начали обвинять ее в том, что она распутна и родила ребенка без мужа, младенец Иса заявил, что является пророком (наби), а также слугой Всевышнего Аллаха.

После этого иудеи отправились к римскому наместнику и потребовали казнить Марьям за то, что она родила ребенка без отца, и Марьям, согласно Евангелии, пришлось со своим сыном скрываться: они бежали в Египет. Вернулись в Иудею они только после того, как Исе исполнилось двенадцать лет – тогда они поселились в Насире (Назарете).

Пророческая деятельность пророка Исы началась, когда ему исполнилось тридцать лет: он стал активно проповедовать веру среди заблудших израильтян. Всевышний Аллах наделил его способностью совершать настоящие чудеса: Иисус мог воскрешать мертвых, вдыхать жизнь в фигурки птиц, вылепленные из глины, а также мог обнаруживать скрытое и исцелять прокаженных и слепых:

Чудеса Иисуса

«Он сделает его посланником к сынам Исраила (Израиля). Он скажет: «Я принес вам знамение от вашего Господа. Я сотворю вам из глины подобие птицы, подую на него, и оно станет птицей с позволения Аллаха. Я исцелю слепого (или лишенного зрения от рождения; или обладающего слабым зрением) и прокаженного и оживлю мертвых с позволения Аллаха. Я поведаю вам о том, что вы едите и что припасаете в своих домах. Воистину, в этом есть знамение для вас, если только вы являетесь верующими» (3:49).

Именно Иса предсказал, что появится пророк, имя которому будет Ахмад (пророк Мухаммед). Как пророк Мухаммед ﷺ , пророк Иса имел помощника, это был святой дух (рух аль-кудус) – чаще всего рух аль-кудус идентифицируется с ангелом Джибрилем (архангел Гавриил).

Пророк Иса стал основателем новой религии, основанной на законах Моисея (Мусы), часть постулатов религии Иисуса отменяло старые предписания. До прихода пророка Мухаммада ﷺ, на земле единственно верной и истинной оставалась религия пророка Исы. Он активно проповедовал, призывая своих соплеменников поклоняться Всевышнему Аллаху и уверовать в Послание, которое было послано Всевышним. В Иисуса уверовала часть людей, и у него появились апостолы или ученики. Апостолы обратились с просьбой даровать им с небес трапезу, и Всевышним была ниспослана им эта трапеза, что явилось также одним из чудес Иисуса.

Смерть или вознесение?

Священный Коран отрицает смерть пророка Исы на кресте: в нем указывается, что о такой смерти Иисуса свидетельствовали его враги. В Священной Книге Коран сказано: «И за их неверие и высказывание их великой клеветы на Марьям. И за их высказывание: «Поистине, мы убили мы Мессию, Ису, сына Марьям, Посланника Аллаха!» Но они его не убили, и они его не распяли, но однако это лишь им показалось. Воистину, те, которые расходятся во мнениях по этому поводу, находятся в сомнении и не ведают ничего о том, а лишь следуют за догадками. Поистине, те, которые разногласят относительно этого, однозначно в сомнении об этом. Нет у них об этом никакого знания, кроме следования за предположением. И не убивали они его достоверно» (4:156-157).

По Корану, пророк Иса был вознесен на небеса, и он останется на небесах до приближения наступления Судного дня.

По словам ибн Касира, известного толкователя Корана и арабского историка четырнадцатого века, ибн Аббас свидетельствовал, что другой человек был распят вместо пророка Исы.

Когда пророк Иса и его двенадцать или тринадцать сподвижников незадолго до захода солнца в пятницу находились в доме, их окружили люди, и Иса знал, что эти люди собираются ворваться в дом, если он к ним не выйдет. Тогда он обратился к своим сподвижникам с вопросом: «Кто хочет стать похожим на меня и быть моим спутником в раю?». Вызвался добровольно один юноша, но Иисус сказал, что он слишком молод для этого, и вновь задал тот же вопрос сподвижникам, а затем спросил и третий раз, но больше никто из сподвижников не вызвался. И тогда Иса сказал юноше: «Ты будешь им!», и Всевышний Аллах изменил облик юноши так, что он стал совершенно похожим на пророка Ису. Крыша дома открылась, и Иса впал в дремоту и вознесся на небеса. Приводятся в Священном Коране слова Всевышнего Аллаха: «О, Иса! Я упокою тебя и вознесу тебя к Себе. Я очищу тебя от тех, кто не уверовал…» (3:55). После того, как пророк Иисус вознесся, сподвижники вышли из дома, а соплеменники Исы указали на юношу, приняв его за пророка Ису. Юноша был схвачен, ему на голову надели терновый венок и распяли на кресте. (История передана ибн Абу Хатимом с достоверным иснадом).

В Евангелии от Василида приводится такое же изложение событий, которое было передано в 117-138 годах нашей эры в Александрии: в нем также указано, что Симон Киринеянин был распят вместо Иисуса.

Есть еще одна версия, по которой пророка предал один из апостолов, который привел к дому стражников. Затем апостолу велели в дом войти и вывести Ису к стражникам, и когда апостол вошел в дом, пророк вознесся на небеса, а этому апостолу Всевышний Аллах придал внешность Исы, и когда он вышел к стражникам, они его схватили и распяли на кресте в образе пророка. По мнению исламского историка тринадцатого века Ибн аль-Асира, предателем пророка с большей степенью вероятности был апостол Иуда.

Второе пришествие Иисуса

второе пришествие пророка Исы

По Исламу, Иса был посланником Всевышнего Аллаха, и его миссия состояла в том, чтобы указать людям верный путь к Аллаху, а не в том, чтобы принести себя в жертву, чтобы искупить грехи человечества. По Исламу, никто не должен нести грехи другого человека: каждого будут судить по его собственным деяниям и грехам.

В Священном Коране есть косвенные упоминания о втором пришествии Исы, а в авторитетных сборниках хадисов об этом сказано прямо.

В двух аятах Корана сообщается, что Люди Писания перед смертью Исы уверуют в него:

  • «Среди людей Писания не останется такого, который не уверует в него до его смерти» (Коран, 4:159).
  • «Мир мне в тот день, когда я родился, в тот день, когда я скончаюсь, и в тот день, когда я буду воскрешен к жизни» (Коран, 19:33).

Из этих аятов становится ясно, что Иса будет жить и умрет, как все люди, поскольку смерть может наступить только после его повторного прихода на землю и определенного срока жизни на ней. Аллаху ведомо об этом лучше!

Что касается хадисов, то в них сказано, что пророк Иса будет действовать рядом с Махди.

Как гласит Предание, Иса пребывает на небесах в Раю, и спустится на землю в Палестину перед самым Концом Света. Есть также версия, по которой Иса спустится в Дамаск на один из белых минаретов мечети. Миссия Иисуса будет заключаться в том, чтобы сразиться со Лжемессией Даджалом (Антихристом) и убить его, а затем в ответ на его мольбы Господь уничтожит угрожающие человечеству племена Гог и Магог или Яджудж и Маджудж. Именно Иса установит на земле царство справедливости и добра. Руководствоваться во время своего второго пришествия он будет Исламским шариатом.

Когда же пророк Иисус умрет, его похоронят рядом с Пророком Мухаммадом ﷺ в Медине: есть место, которое отведено для этой цели в Мечети Пророка.

Когда наступит Судный день, Иса будет воскрешен, как и все на земле, и тоже предстанет перед Всевышним Аллахом вместе со всеми, и будет свидетельствовать против неверующих вместе с другими пророками. Намек на второе его пришествие является указанием того, что его появление будет признаком приближающегося Судного дня.

Все религиозные системы мира имеют священные писания,написанные, согласно их вероучениям, по внушению Бога (умонотеистов), или богов (у политеистов). У буддистов этоПитаки, у зороастрийцев – Авеста, у индуистов –Веды. Монотеистические религии представлены двумя книгамиБиблией (в Иудаизме и Христианстве) и Кораном (в Исламе).

Принимая во внимание исторические данные, а такжесхожесть многих действующих лиц и событий в Ветхом завете иКоране следует, что они исходят от единой древнейшейсемитической монотеистической традиции. У истоков этойтрадиции, согласно этим священным писаниям, стоял пророкИбрахим (Авраам) и его потомки. Книги Ветхого Завета (евр.Танах) зародились в среде евреев – его потомков отмладшего сына Исхака (Ицхака), а Коран в среде арабов– потомков его старшего сына Исмаила (Ишмаэля). Этимобстоятельством объясняются отличительные особенностиВетхого Завета и Корана.

Коран, возникший в арабской этнической среде, признаётсясвоими последователями (мусульманами) Божьим откровением,данным Мухаммаду Творцом в VII веке н.э. В Кораненеоднократно говорится о том, что Ислам не является чем-тосовершенно новым, а существовал во все времена как религияпророков. Таким образом, здесь утверждается преемственностьверы и истинность древних пророчеств. Миссия Мухаммадасостояла лишь в реформе закона, а не его отмене.Реформировать же закон следовало в связи с тем, что:

  1. Кончились времена ниспослания откровений отдельным народам, и появилась необходимость всемирной религии.
  2. Окончательную реформу веры должен был сделать посланник вышедший из среды потомков Исмаила, старшего сына Ибрахима с которым был заключён завет Бога.
  3. Возникла необходимость замены прежних текстов священных писаний в связи с тем, что они были искажены и изменены человеческим творчеством.

Таким образом, в Коране утверждается, что наличие»трудных мест» в Библии, о которых речь пойдёт ниже,происходит от систематического искажения её смыслов состороны иудейского и христианского жречества.

Коран имеет 114 глав (сур) независимо от того, где икогда он был издан. Оригиналы Корана, сохранились до нашихдней. Они были составлены в период правления третьегоправедного халифа Османа (644-656 г.г.) ближайшими сподвижниками Мухаммада на основе свитков,проверенных самим пророком. Все последующие издания этойкниги в точности повторяют текст оригинала. Не существуетсписков Корана, расходящихся с османовской редакцией.

Ни одно из основных направлений Ислама не подвергалосомнению количество сур в Коран и никогда не вело дискуссиймежду собой по поводу того, какие из них должны войти вПисание, а какие – нет. По единогласному мнению всехмусульман Коран является результатом Божественногооткровения и не подлежит людскому суду.

В последние десятилетия Коран был переведён с арабскогона многие языки народов мира. Однако выносить какие-либонезависимые от мнения мусульманской общины суждения (фетвы)или вести богослужения на языке перевода запрещается. Изэтого следует, что язык оригинала обязателен, в связи стем, что любой перевод в конечном итоге несовершенен и хотьнемного, но искажает истинный смысл Божественного послания.Поэтому не известно ни одного альтернативногоканонизированного текста этого писания.

В Коране не обнаружено смысловых противоречий илинесоответствий данным современных наук.

«Артур Джеффери работал над проблемой критического
издания Корана до середины 50-ых годов. Однако уже первые
подходы к её решению выявили значительные сложности,
поставившие под сомнение саму выполнимость задачи, и с
конца 50-ых годов интерес к проблеме критического издания
среди западных исламоведов практически исчез» .

В связи с этим Коран никогда не был подверженсколько-нибудь серьёзной научной критике со стороныоппонентов.

Священная книга иудеев и христиан – Библия делитсяна 2 неравные по объему части: Ветхий Завет и Новый Завет.

Ветхий Завет состоит из следующих книг:

  1. «Тора» (Закон), который, в свою очередь, состоит из книг Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Иначе эти пять книг называются Пятикнижием.
  2. «Небиим» (Пророки) – состоящие из книг старших пророков (Иисуса Навина, Судей Израилевых, Руфи, I и II книг Самуила, I и II книг Царей), книг «младших» пророков (Исаии, Иеремии, Иезекииля) и двенадцати «малых пророков» (Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии).
  3. «Ксубим» (Священные или агиографические писания) состоящие из Псалмов (Псалтырь), Притчей Соломоновых, книг Иова, Песни Песней, Плача Иеремии, Екклесиаста, Есфири, Даниила, I и II книг Ездры и Неемии, I и II книг Хроник (Паралипоменон).

Все эти книги писались в разное время в и окончательносложились лишь в конце I в. до н.э.

Еще несколько книг не были признаны евреями, так как онибыли написаны на греческом языке. Это книги Товита, Иудифь,Премудрости Соломона, пророка Варуха, Послание Иеремии,молитва Манассии, I и II книги Маккавеев. Для евреевдиаспоры, и первых христиан они являлись текстами»вторичного канона». Католическая и православная Библиивключают все эти книги. К книгам «вторичного канона»,признанных католичеством и православием, относятся такжекниги Премудростей Иисуса, сына Сирахова, II и III книгиЕздры и III книга Маккавейская. Все эти книги названынеканоническими, но, тем не менее, включены в священноеписание этих конфессий. Протестанты же эти книги отвергают.

Таким образом, количество текстов, вошедших в священноеписание, различно во всех трёх основных конфессиях Христианства.

Новый Завет состоит из 27 книг во всех конфессияххристианства.

Исторические и филологические исследования текстовБиблии показывают наличие в них поздних вставок икомпиляций. Например, еврейском варианте Ветхого Завета Богназывается по-разному. В первой главе книги «Бытие» Онназывается Элохим. С четвёртого стиха второй главы этойкниги Он называется Яхве. В последующих стихах встречаетсякак имя Яхве, так и имя Элохим и даже оба имени вместе.Причем Элохим буквально переводится как «боги», то есть вомножественном числе. В результате исследований выяснилось,что если выписать отдельно те и другие стихи, то получитсядва последовательных и независимых друг от друга рассказа.Это видно, в частности, на примере повествования об Иосифе,где говорится то о Яхве, то об Элохим. То же самое,особенно наглядно, видно в повествовании о всемирномпотопе. Это дало повод некоторым ученым предположить, что вТоре соединены два текста. Один из них об Элохим, другой оЯхве. Согласно иудейской традиции оба имени принадлежатединому Богу. Но даже в этом случае последовательностьвыписанных повествований о Яхве и Элохиме указывает на то,что эти тексты изначально были различны и лишь впоследствиибыли соединены.

Все эти факты были открыты и сформулированы в XVIII векебиблеистами Ж.Астрюком и Г.Б.Виттером . Ж.Астрюксчитал, что все противоречия в Торе происходят отмеханического и неотредактированного совмещения двухисточников неизвестными составителями ветхозаветных книг.

Позже один из этих источников был назван Яхвистом. Онобозначается в научной литературе символом J (Jahwe).Второй источник был назван Элохистом и обозначен символом Е(Elohim). Они оба возникли, предположительно, в периодраспада Израильско-иудейского царства после царя Соломона(X-IX в.в. до н.э.).

Далее оказалось, что Элохист состоит из двух частей. Этоутверждал Г.Гупфельт. Вторая часть относящаяся, скореевсего, к периоду «вавилонского плена», называется Жреческимкодексом и обозначается буквой Р (Priestercodex). В основеЖреческого кодекса лежит книга «Левит», а также некоторыедругие стихи Торы. Priestercodex содержит правила культа,обрядов, образа жизни священников, а также всей еврейской общины.

Последним источником Пятикнижия является Второзаконие.Её обозначают буквой D (Deuteronomium). В ней отраженыреформаторские тенденции, предпринятые иудейским жречествомдля укрепления древней религии на более позднем этапеистории. Этот источник появился в VII-VI веке до новой эры.

Считается, что все части Пятикнижия, т.е. источники J,E, D и Р были скомпонованы вместе в середине VI века дон.э.

В связи с этими открытиями было поставлено под вопросавторство Торы. Согласно древней иудейской традиции Моисейполучил Тору на горе Синай в результате откровения от Бога.Архимандрит Никифор писал: «Моисеево Пятикнижие состоит изпяти книг, написанных пророкоми Боговидцем Моисеем» .

Однако исследования, начатые библеистами с XVIII векаопровергли эту церковную доктрину.

«Еще в XIX веке было доказано, что первые пять книг
Ветхого Завета (Пятикнижие или Тора) не могли принадлежать
непосредственно Моисею, как утверждает официальная церковь.
На основании исследований, о которых говорилось выше, было
установлено, что одна из этих книг, которая называется
«Второзаконие» была создана на основе какого-то более
древнего текста во время правления царя Иосии (VII век до
н.э.). Моисей же жил на целых семьсот лет раньше этой даты,
предположительно в XIII в. до н.э. Против авторства Моисея
говорит и смысловой разбор некоторых стихов Пятикнижия.
Например, стихи 5-7 главы 34 книги Второзаконие – «И
умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по
слову Господню; и погребен на долине в земле Моавитской
против Беф-Сегора, и никто не знает места погребения его
даже до сего дня. Моисею было сто двадцать лет, когда он
умер» – никак не могли быть написаны Моисеем, так как
автор этих строк никогда не мог бы описать свою собственную
смерть, а также указать на место своего захоронения.
Несомненно, что автором этого стиха был какой-то другой
человек, живший после всех этих событий. В последнее время
часть христианских богословов признала этот факт (Pismo
Swiete Starego: Nowego Testamentu. Poznan 1965). В
современном Католическом Словаре Библейского богословия (с.
XVIII) говорится, что Пятикнижие, как и другие библейские
книги «могли сложиться только в сравнительно позднюю эпоху,
уже после установления монархии Давида. Все более ранние
эпохи – времена патриархов, обоснования евреев Израиля
в Ханаане (Палестина), Судей и царствования Саула –
относятся к периоду устного повествования» .

Отсутствие ясности по вопросу об авторстве текстовТанаха и наличия в её истоках нескольких исходных текстов,по всей видимости, явилось причиной возникновениянескольких вариантов священного писания в последующуюэпоху. Особенно явно это прослеживается на примересравнения текстов иудейского канонического Танаха с егопереводом на греческий язык – «Септуагинтой». Этотперевод является одним из канонизированных изданий. Он былосуществлён в Египте в III веке до н.э., для иудеевдиаспоры. Иудейская традиция утверждает, что перевод былосуществлён семидесятью еврейскими мудрецами, которыепроделали эту работу без ошибок.

Однако, тем не менее, данный перевод во многом несходится с каноническим текстом Ветхого Завета, принятымсовременным иудаизмом. Такое несоответствие означает, чтоон был переведен с какого-то другого текста этого писания,отличного от современного иудейского канона. Это однозначнопризнаётся даже в комментарии к синодальному изданиюБиблии: «Септуагинта в некоторых деталях отличается отмасоретского текста, так как масореты и переводчики нагреческий пользовались разными рукописями (списками)древнего текста» .

И.Ш.Шифман приводит сопоставительную характеристикумасоретского текста Ветхого Завета (Танаха) и Септуагинты:

МАСОРЕТСКИЙ ТЕКСТ СЕПТУАГИНТА
Название книги Глав Стихов
по пометам
масоретов
Глав стихов
Никифор Кларомонтанская
рукопись
Список
Моммзена
Бытие 50 1534 50 4300 4500 3700
Исход 40 1209 40 2800 3700 3000
Левит 27 859 27 2700 2800 2300
Числа 36 1288 36 3530 3650 3000
Второзаконие 34 955 34 3100 3300 2700
Иисус Навин 24 656 24 2100 2000 1750
Cудей 21 618 21 2450 (+ Руфь) 2000 1750
Самуила I-II 31+24 1506 31+24 2240 4500 4500
Царей I-II 22+25 1534 22+25 2203 5000 4800
Исаия 66 1291 66 3800 3600 3580
Иеремия 52 1362 52 4000 4070 4450
Иезекииль 48 1273 48 4000 3600 3340
Осия 14 197 14 530
Иоиль 4 73 3 90
Амос 9 146 9 410
Овадия 1 21 1 70
Иона 3 48 4 150
Михей 7 105 7 310
Наум 3 47 3 140
Аввакум 3 56 3 160
Софония 3 53 3 140
Аггей 2 38 2 110
Захария 14 211 14 660
Малахия 3 55 4 200
12 пророков 3000 3800
Псалмы 150 2517 151 5100 5000 5000
Иов 42 1070 42 1800 1600 1700
Притчи 31 915 29 1700 1600
Руфь 4 85 4 250 250
Песнь песней 8 117 8 280 300
Екклесиаст 12 222 12 750
Плач 5 154 5
Есфирь 10 168 16 350 1000 700
Даниил 12 357 13 2000 1600
Ездра-Неемия 10+13 685 10+13 5500 1500
Хроники I-II 29+36 1765 29+36 5500 2040+2100

Кроме указанных в таблице Септуагинта включает следующиекниги: Товит, Иудифь, Премудрость Соломона, ПремудростьИисуса, сына Сирахова, Варуха, Послание Иеремии, МаккавеевI-III, Ездры .

Таким образом, из всего этого следует, что в III –I до н.э. было в хождении сразу несколько отличных друг отдруга текстов Ветхого Завета. Причем, расхождения в этихтекстах священного писания существуют не только в заглавияхили в повествованиях, но и в самом каноническом тексте.Например, Пророчество Исаии о Тире (23:1-10) в Сентуагинтеи иудейском (Масоретском) каноне изложены соответственноследующим образом:

ИУДЕЙСКИЙ КАНОН

СЕПТУАГИНТА

Слово о Тире

Плачьте, корабли таршишские, ибо он разрушен, нет ни домов, ни ворот. Из страны Киттиеввозвещено им. Молчите, жители острова! Купцы сидонскиемореходы наполняли тебя и по водам великим семена Шихора,жатва Тира доставлялись к нему, и там торговали народы.Устыдись, Сидон, ибо говорит море, мощь морская так: » Я немучилась, и не рождала, и не выращивала юношей, невзращивала девиц. Когда слух дойдет до Египта, содрогнутсяони от того, что услышат о Тире. Переходите в Таршиш,плачьте жители острова! Это ли ваш надменный город, коегоначало с давних времен? Уводят его ноги вдаль, чтобыпоселиться там. Кто решил это о Тире, раздающем венцы,купцы которого правители, торговцы – знатные людиземли? Яхве Воинств решил о нем, чтобы посрамитьнадменность всякой славы, посрамить всех знатных людейземли. Переходи на землю свою, как река, дочь Таршиша, нетпрепоны более.

Слово о Тире

Плачьте, корабли карфагенские, ибо погибон, и никто не придет более из страны Киттиев: он уведенплененный. Кому подобны были жители острова, финикийскиеторговцы, переходившие море по многим водам, потомкикупцов? Как убранная жатва, таковы торговцы народов.Устыдись, Сидонговорит море, а мощь моря говорит: немучилась я, и не рождала я, не воспитывала я юношей, невзращивала девиц. Когда станет слышно в Египте, охватит ихпечаль о Тире. Уходите в Карфаген, плачьте, живущие на этомострове! Разве не такова была ваша надменность сначала,прежде чем он был предан? Кто решил это о Тире? Разве онослаб, разве не мощен? Купцы его – знатные, властителиземли. Господь Саваоф решил уничтожить всю надменностьзнатных и лишить чести все знатное на земле. Обрабатывайтеземлю свою, ибо корабли больше не придут из Карфагена .

Здесь в первую очередь обращает на себя внимание разницав географических названиях описываемых событий. Так вСептуагинте говорится о Карфагене (Северная Африка), а виудейском каноне о Таршише (Тарсисе), который находился вИспании.

Кроме приведённого примера в настоящее время известнонесколько вариантов Ветхого Завета (Танаха), имеющиеразночтения с официальным текстом. Это СамаритянскоеПятикнижие и Пешитта. В результате археологических открытийсделанных в Кумране в руки учёных попали фрагменты Библииессеев, также различающихся с современным каноническим текстом.

Другим канонизированным переводом Библии, но уже налатинский язык, является «Вульгата». Его осуществил в концеIV в. н.э. Иероним. Она была канонизирована на Тридентскомсоборе католической церкви в XVI в., но в традиционныйтекст Иеронима при этом было внесено большое количествоизменений и исправлений. Этот текст стал официальным дляримско-католической церкви. Официальными же текстами дляправославных и протестантов являются переводы Библии наязыки тех народов, которые исповедуют эти конфессии. Онитакже были объявлены боговдохновенными последователями этихцерквей.

Наличие различных, порой противоречащих друг другусписков Библии, неясность в вопросе об авторстве различныхкниг священного писания и многое другое наносит несомненныйущерб Библии как Богооткровенного или Богоданного писания.Традиционно устоявшиеся догмы по этим вопросам в конечномитоге оказались опровергнутыми. Это положение усугубляетсяещё и тем, что в библейских текстах обнаружено огромноеколичество внутренних противоречий и несоответствий даннымпрогрессирующей науки. Первыми на это обстоятельствообратили внимание ещё античные мыслители. Особенно наглядноантичная критика Христианства представлена в сочиненииЦельса «Правдивое слово» .

В средние века была заложена основа научной критикиБиблии. Несомненная заслуга в этом принадлежит БенедиктуСпинозе впервые аргументировано подвергший критикебиблейское учение в своём произведении»Богословско-политический трактат» . В дальнейшемфундаментальные работы в этой области принадлежалиЖ.Астрюку, М. Де Ветте, К.Графу, Ю.Вельгаузену.

Бурное развитие науки в этот же период поставило подвопрос многие догмы христианской религии, особенно осотворении и устройстве вселенной. Позже, уже в XVIII– XIX веках в результате археологических раскопок былодоказано, что некоторые исторические данные в Библии несоответствуют действительности. Например,

«в Библии определенной даты возникновения вселенной нет.
Зато в ней содержится много отдельных указаний относительно
времени жизни тех или иных персонажей, продолжительности
некоторых событий и эпизодов, а также некоторые другие
данные. На основании этих указаний экзегеты и вообще
богословы пытались установить дату сотворения мира, от
которой можно уже вести хронологию других событий
библейской истории, как и вообще истории человечества в тех
пределах, которые охватываются Библией. Но основа таких
исчислений оказалась настолько шаткой, что как в целом, так
и в частностях хронологические системы, разработанные
различными авторами, мало, в чем согласуются между собой. В
общем, таких систем еще в XVIII веке насчитывалось около
200. Укажем только на две из них. Первая разработана
английскими богословами Ущером и Лайтфутом. Она исходит из
того, что мир был сотворен Богом за 4004 г. до н.э. Вторая
версия признается православной церковью и относит
сотворение мира к 5008 г. до н.э.» .

То же самое относится к Библейскому повествованию оВсемирном потопе и ковчеге Ноя. Вот, что говорится в Библиипо этому поводу:

«Истребилось всякое существо, которое было на
поверхности (всей) земли; от человека до скота, гадов и
птиц небесных… остался только Ной, и что было с ним в
ковчеге» .

Согласно этой цитате следует, что потоп был всемирным иуничтожил всю жизнь на земле, за исключением Ноя, его семьии всего того, что было с ним в ковчеге. Однако этопротиворечит научным данным.

«Если бы потоп уничтожил всё человечество, то невозможно
было бы для Авраама, который пришёл через три столетия,
найти человечество, разделенное на различные народы и расы,
тем более, если это человечество пошло от трёх сыновей Ноя:
Сима, Хама, Иафета и их жён. Более того, Авраам помещён в
период 1800-1850 гг. до нашей эры, и в таком случае потоп
должен был произойти где-то в XXI или XXII веках до нашей
эры. Но современная историческая наука утверждает, что в
этот момент существовали цивилизации в различных частях
мира, и мы имеем их останки для доказательства их
существования. В Египте, например, это был период,
предшествующий среднему царству (2100 гг. до нашей эры),
как промежуточный период Одиннадцатой династии. В Вавилоне
это была третья династия Ура. Можно с уверенностью сказать,
что каких-то переломных моментов в истории этих государств
в тот период не было. Таким образом, этот период не был
временем всеобщего разрушения» .

Английский археолог Леонард Вулли в 30-х гг. XX векаобнаружил остатки некоей цивилизации в Месопотамии, котораябыла уничтожена наводнением. И очень вероятно, что именноздесь произошло событие, которое описывается в Библии какВсемирный потоп. Однако это наводнение произошло не в товремя, которое приводится в Библии, а значительно раньшеэтого.

«Подсчитано, что при таком уровне воды вся Месопотамия
могла стать жертвой разбушевавшейся стихии. Значит, здесь
произошла катастрофа в масштабе, редко встречающемся в
истории, и, тем не менее, катастрофа все-таки локального
характера. Но в представлении жителей Передней Азии
пространство, на котором она произошла, охватывало весь
мир, и для них наводнение было всемирным потопом. Сказания
о катастрофе переходили из века в век – от шумеров к
аккадцам и вавилонянам. Из Месопотамии сказания эти
перекочевали в Ханаан, здесь древние евреи переделали их на
свой лад и свою версию запечатлели в Ветхом Завете» .

В заключении необходимо отметить, что некоторыерадикальные критики Библии на основе этого комплекса данныхпытались доказать не историчность многих лиц упоминаемых вСвященном писании, и даже опровергнуть наличие Бога надмиром для обоснования атеистического мировоззрения. Такойподход практиковался, в частности во времена доминированиякоммунистической идеологии. Однако все подобные попыткибыли впоследствии опровергнуты как с философской, так инаучной позиции.

Однако вопросы остались. Главные из них следующие: Какимобразом в Священном писании имеют место противоречия? Какполучилось так, что оказались несостоятельными догмы опроисхождении библейских книг? Почему Божье слово имеетсамые различные смыслы в различных списках какканонических, так и апокрифических книг? Ведь если Библиядействительно является Божественным откровением, то Бог немог ошибаться, запутаться или не знать достижений наукипосле периода средневековья.

Если отбросить атеистическую точку зрения как несостоятельную, то остаётся только один ответ. Библейскиестихи когда-то действительно были переданы пророкам врезультате Божественного откровения, однако в связи сразличными обстоятельствами были подменены или искаженылюдьми. Все эти «трудные места» в священном писанииявляются результатом такой деятельности. В то же времянельзя исключать того, что отдельные части Библиидействительно представляют собой богооткровенные заветы.

Именно таким образом эта проблема освещается в Коране.Относительно Библии там даётся двойственная информация. Содной стороны говорится о её Божественном происхождении(Коран, 2:51-53; 3:48; 4:163) , а сдругой утверждается, что иудеи и христиане исказилинекоторые её смыслы (Коран, 4:46; 5:41-43; 5:110) . В связи с тем, что библеистикой установленынесомненные факты поздних компиляций и вставок в текстыБиблии, кораническое утверждение о Божественномпроисхождении и дальнейшем искажении писания со сторонылюдей представляется заслуживающей внимания.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное агентство по образованию

Государственная полярная академия

Кафедра философии, культурологии и истории

Факультет экономики

Реферат

по дисциплине: «Философия»

на тему: «Философские идеи Библии и Корана»

Выполнила:

студентка 591 гр., Волкова Ю.Е.

Научный руководитель:

доктор философ. наук, проф. Резвицкий И.И.

Санкт-Петербург 2010

Введение

Вера принимает самые различные формы, эти-то формы и называются религией. Религия (от лат. religio — связь) — это мировосприятие и поведение людей, основанное на вере в существование одного или многих богов. Идея существования Бога — центральный момент религиозного мировоззрения. В индуизме, например, тысячи богов, в иудаизме — один, но в основе и той и другой религии лежит вера.

Религиозное сознание исходит из веры в то, что наряду с реальным миром есть иной — высший, сверхъестественный, священный мир. И это позволяет предположить, что внешние разнообразие и пестрота культов, обрядов, философий многочисленных религиозных систем опираются на некоторые общие мировоззренческие представления.

Все религиозные системы мира имеют священные писания, написанные, согласно их вероучениям, по внушению Бога (у монотеистов), или богов (у политеистов). У буддистов это Питаки, у зороастрийцев — Авеста, у индуистов — Веды. Монотеистические религии представлены двумя книгами Библией (в Иудаизме и Христианстве) и Кораном (в Исламе).

Принимая во внимание исторические данные, а также схожесть многих действующих лиц и событий в Ветхом завете и Коране следует, что они исходят от единой древнейшей семитической монотеистической традиции. У истоков этой традиции, согласно этим священным писаниям, стоял пророк Ибрахим (Авраам) и его потомки. Книги Ветхого Завета (евр. Танах) зародились в среде евреев — его потомков от младшего сына Исхака (Ицхака), а Коран в среде арабов — потомков его старшего сына Исмаила (Ишмаэля). Этим обстоятельством объясняются отличительные особенности Ветхого Завета и Корана.

Актуальность рассматриваемой мною темы, заключается в том, что в нашей стране присутствуют религии тех народов, которые либо изначально жили на ее территории, либо входили в ее состав на протяжении последующих веков. В России религиозных войн не было. Но не будем забывать и о том, что базовые религиозно-этические принципы традиционных для России вероисповеданий неизменно ориентировали своих последователей на взаимодействие с людьми других конфесий и убеждений в духе мира и согласия.

В настоящее время, пожалуй, значимость их даже увеличивается на фоне заметного снижения уровня нравственности в обществе, в том числе и среди людей, составляющих сами религиозные институты и тут есть серьезный предмет для беспокойства духовных авторитетов всех традиционных религий России.

Стабилизация традиционных основ российского общества позволит встать на путь укрепления России. Для этого потребуется определить главные принципы духовного развития общества в Концепции вероисповедной политики России. Но ее содержание должно не только быть сформулировано специалистами, но и рождено самосознанием и сотворчеством народа. Поэтому я считаю, что тема моего реферата актуальна для каждого человека, проживающего в нашей стране.

Цели реферата:

1. Изучить философские идеи Библии и Корана.

2. Найти отличительные особенности Ветхого Завета и Корана и их общие черты.

I. Философские идеи Библии

библия коран религия священное

Ни одна философия не обходится без определенного взгляда на сущность и устройство мира, определения места человека в нем.

Не ушла от этого вопроса и Библия. Ведущей философской идеей Библии является теоцентризм. По Библии, Бог является основателем Вселенной, вершителем судеб человечества. Проблемы мироздания в Библии фундаментально представлены в первой Книге «Бытие». Она была написана около V в. до н. э. В этой Книге используются два мифа о сотворении мира — вавилонский и шумерский.

Древний человек, наблюдая причинно-следственную зависимость, пытался установить повторяющиеся закономерности, найти причину тех или иных явлений. Например: Кто вырастил хлеб? — Земледелец. — А вещи сделал? — Человек. — А мир кто создал? — Творец. И человек, согласно такой логике мыслей, делал вывод о том, что за каждым творением стоит творец. Следовательно, и у человека, и у Земли, и у Вселенной должен быть творец. Если повозку везет лошадь, то, стало быть, и весь движущийся мир кто-то должен «двигать», «заводить», «быть Перводвигателем Вселенной».

В Книге «Бытие» раскрывается картина самого процесса сотворения мира Богом, последовательно, день за днем создающего свет, воду и небо, сушу, растения, небесные светила, пресмыкающихся, птиц, «скотов и гадов» и зверей «земных». После пяти дней творения Бог создает человека по Своему подобию и только после этого на седьмой день «почил от всех дел Своих» (Быт. 1: 27).

Господь Бог создает первого человека Адама из «праха земного» для того, чтобы он господствовал над природой. Не случайно после создания Адама Бог создает животных, и Адам присваивает каждому виду животных имена. Чтобы Адам не скучал, Бог в помощь ему создает из ребра человека женщину и называет ее Евой («жизнь») — «И навел Господь Бог на человека крепкий сон: и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа (своего). Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть» (Быт.2:21-23).

По библейским представлениям, в раю, в Эдемском саду у человека было все. Это был золотой век человечества, когда не нужно было думать о том, как прожить, что есть и что пить. Бог ввел только одно ограничение для человека: не есть яблоки с Дерева познания добра и зла. Но черт не дремал. Дьявол подговорил Еву, обернувшись змеей, не бояться запрета Бога и все-таки съесть это злосчастное яблоко. Любопытная Ева начала уговаривать Адама и уговорила: они съели яблоко с Дерева познания добра и зла и узнали истину: они были разными. У них открылись глаза. Оказывается, они мужчина и женщина! Грехопадение совершилось. Бог отвернулся от человека, природа восстала против человека, и начались многочисленные злоключения людей.

Библия — имеет религиозно-нравственную цель: примирить человека с Богом и тем самым помочь выполнить людям свое назначение на Земле. Образно говоря, задача Священного Писания заключается не в том, чтобы научить нас законам небесной механики, а в том, как, еще будучи на Земле, постичь небесное. А поэтому современное богословие не рассматривает Библию как энциклопедию научных данных обо всех мировых процессах и об исторических событиях, сообщаемых священными писателями.

В Библии мы находим первые философские представления о человеке, личности, обществе и государстве, сформулированные в соответствии с принципом теоцентризма.

Одной из ведущих идей Библии является идея Предопределения, запрограммированности человеческой жизни и общества в целом, соотношения предопределения и свободы личности. Прежде чем перейти к изложению этого вопроса, следует уточнить, что понимается под понятием «личность» в библейских текстах.

Существенной особенностью религиозной трактовки личности в любом варианте является рассмотрение ее в тесной связи со сверхъестественным, Богом. Согласно библейским представлениям, все существующее в мире, в том числе и человеческая личность, создано Богом и движимо к предначертанной им цели. В основание человека при его творении было положено два начала. Одно материальное — тело, другое духовное — душа. В Библии подчеркивается, что человек — это «червь земной», «тварь» и зависимое от Бога существо. Материальное, плотское, связывающее человека с природой, будучи временным, является несущественным. Отсюда и человек, как существо физическое, телесное, ограниченное в пространстве и времени, находящееся в причинной зависимости от природного мира, является несовершенным, смертным, чем-то низшим по сравнению с его духовной сущностью. Человека делает личностью только его вторая природа — его душа, дух, которые христиане толкуют по-разному.

В Библии внимательный читатель найдет ответ на вопрос, почему человек и человечество в целом страдает, испытывает множество потрясений. Причина злоключений человека кроется в его греховной природе. Согласно Библии, человек вначале обладал гармоничным действием всех телесных и духовных сил. Он получил от Бога все для развития своей духовной жизни и должен был через смирение и угождение Ему достичь гармонии. Когда человек согрешил, Бог его проклял и выгнал из рая. С той поры Бог отвернулся от человека, чем нарушил гармоническую связь тела и духа, прекратился приток Божественной силы. Человек деградировал, стал немощным, обезличенным, бессильным. Такое состояние повлияло и на отношение человека с природой.

II. Философские идеи Корана

Коран (араб. ГубъЮхСВдээ — Qur’вn) — религиозная книга, священная для приверженцев всех исламских направлений. Она служит основой мусульманского законодательства как религиозного, так и гражданского.

Название книги происходит от слова на арабском языке «аль-куран» — «чтение вслух, наизусть». Мусульмане считают, что Коран передавался Мухаммеду частями в Мекке и Медине между 610 и 632 гг. Новой Эры через архангела Джебраила.

Коран, как единая книга, был составлен после смерти Мухаммеда, до этого он существовал в виде разрозненных списков и в памяти сподвижников.

Источники этого периода гласят, что через двенадцать лет после смерти Мухаммеда, когда Осман стал халифом, в ходу были различные записи Корана, сделанные известными соратниками пророка, в частности Абдаллахом ибн Масудом и Убаййей ибн Каабом. Спустя семь лет после того как Осман стал халифом, он приказал систематизировать Коран, опираясь в первую очередь на записи Зайда, спутника Мухаммеда. Семь способов чтения канонического текста Корана были установлены Абу-Бакром.

Коран состоит из 114 сур — глав расположенных по формальному принципу от больших к меньшим за исключением суры 1 «Фатиха» («Открывающая»). В свою очередь, каждая сура делится на отдельные высказывания — аяты. Все суры Корана, кроме девятой, начинаются словами: «Во имя Аллаха, милостивого, милосердного…».

Аллах изображается в Коране как существо с чисто человеческими моральными качествами, но в превосходной степени. Он то гневается на людей, то прощает их; одних любит, других ненавидит. Как и иудейский и христианский боги, Аллах заранее предназначил одних людей к праведной жизни и будущему блаженству, других — к беззакониям и загробным мучениям. Тем не менее, в Коране, как и в Евангелии, бог многократно именуется милостивым, прощающим и пр. Важнейшее качество Аллаха — это его могущество и величие. Поэтому наиважнейшее догматическое и моральное предписание в Коране — это требование полной, безоговорочной покорности человека воле Аллаха.

Декалог в христианской Библии, более известный как десять заповедей, является прототипом основных законов Аллаха, и хотя они (заповеди) не изложены в Коране так же категорично, как в Исходе 20:1-17 и Второзаконии 5:6-21, они в той или иной форме появляются в различных отрывках его текста. Коран подтверждает, что законы Бога были переданы Моисею на двух каменных скрижалях: «И начертали для него Мы на скрижалях суть всякой вещи и разъяснение понятий всех вещей…» (Сура 7:145).

Один из отрывков Корана (сура 17:23-40) звучит так же, как отрывок из Левита. Многие из десяти заповедей четко воспроизведены в нем. Заповедь Бога о том, что поклоняться следует только Ему одному, объединена с предписанием относиться по-доброму и с почтением к родителям (сура 17:23). Прелюбодеяние запрещено, поскольку постыдные и греховные деяния открывают путь другим грехам. Покушение на чужую жизнь, за исключением случаев, имеющих полное основание для него, также запрещено, поскольку Аллах сделал жизнь священной (сура 17:32-33). Отрубание конечностей предписано в качестве наказания за воровство (сура 5:41). Ничто на свете не может служить предметом поклонения наряду с Аллахом, это совершенно справедливо приведет идолопоклонника в ад (сура 17:39). В Коране мы найдем и третью заповедь, в которой говорится, что поскольку имена Аллаха являются самыми прекрасными из всего существующего, то тот, кто посмеет осквернить их, будет наказан (сура 7:180). В Коране также упоминается и установление священного дня отдохновения для иудеев, дня, который необходимо строго соблюдать и который они склонны нарушать (сура 7:163). Говорить ложь — безнравственно (сура 51:10). А десятая заповедь звучит так:

«И не желайте вы тех благ, которыми Господь одних из вас перед другими наделил. Мужчине надлежит все то, что он заслужит, и женщина получит то, что должно ей. Себе ж щедрот вы испросить должны у Бога. Господь, поистине, о всякой вещи знающ!»(Сура 4:32).

Краеугольным камнем религиозной теории мусульман, основным кредо ислама является широко известная и часто употребляемая фраза: «Нет бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его”. В этом изречении чётко и определённо выражена идея монотеизма, доведённая до своего наиболее последовательного завершения именно в исламе. Здесь только один Аллах — бог единственный, безликий и всемогущий, мудрый и всемилостивейший, творец всего сущего и его верховный судья. Слово и волю Аллаха, его заповеди и суть учения донёс до правоверных великий пророк Мухаммед.

Главной и, пожалуй, единственной особенностью философии ислама является её неотрывная связь с главным источником вдохновения всего арабского мира, с Книгой Жизни — Кораном. Доктрины исламской философии опираются на её содержание и делают попытки осмыслить или «растолковать” смысл, заложенный в Священном писании. Поэтому возьму на себя смелость применительно к исламской философской мысли уровнять такие понятия, как «философия” и «теология”. Такой выдающийся ум, как Авиценна, для того чтобы выпустить в свет свои труды, был вынужден вписывать в них упоминания имени Аллаха, по воле которого происходили «чудесные исцеления”. Существующие вещи не созданы Всевышним Аллахом все вместе, а Он создал их в нисходящем порядке, отправляющемся от него в виде цепи порядка.

Общей для всех этих религий является проблема, заданная объединяющим их религиозным феноменом: феноменом священной Книги, регулирующей жизнь в этом мире и ведущей за его пределы. Первой и последней задачей является понимание подлинного смысла этой Книги. Однако модус такого понимания обусловлен модусом бытия того, кто понимает; соответственно внутреннее состояние верующего обусловлено его способом понимания. Данная ситуация является ситуацией герменевтической, т.е. ситуацией, в которой верующий, открывший подлинный смысл, одновременно начинает подлинную жизнь. Эта подлинность смысла, совпадающая с подлинностью бытия, реальность смысла и подлинность реальности воплощаются в одном из ключевых терминов исламской философии: слове хакикат.

Термин хакикат несет помимо других функций значение подлинного смысла божественных Откровений, т.е. смысла, являющегося сущностным и духовным. Исходя из этого, можно сказать, что феномен «Священной Книги» заключает в себе собственную антропологию, исходит из духовно детерминированной культуры и одновременно стимулирует и ориентирует эту культуру к определенному типу философии. Есть нечто общее в проблемах поиска подлинного смысла в Христианстве и в Исламе, в герменевтике Библии и герменевтике Корана. Но есть также и глубокие различия. Сходства и различия будут рассмотрены в рамках этой книги.

Указание на духовный смысл как на цель подразумевает, что есть смысл, не являющийся духовным, а между ними двумя расположена градация множества смыслов. Все зависит от исходного акта сознания, проецирующего перспективу понимания с законами, ей присущими. Этот акт, посредством которого сознанию открывается герменевтическая перспектива, открывает также мир, который сознанию нужно организовать и иерархизировать. С этой точки зрения феномен священной Книги породил в Исламе и Христианстве перекликающиеся структуры; в конечном счете, в той мере, в которой отличаются друг от друга подходы к подлинному смыслу, отличаются также ситуации и трудности, возникающие в обеих религиях.

Философское мышление в Исламе не сталкивалось с проблемами «исторического сознания», но основывалось на двойном движении: исхождении от Начала (мабда`) и возвращении к Началу (ма`ад) в вертикальном измерении. Формы мыслятся здесь, скорее, в пространстве, чем во времени. Наши мыслители видят мир не в «эволюции» на горизонтальной плоскости, но в восхождении, прошлое находится не позади нас, но «под нашими ногами». На эту ось нанизаны смыслы божественных Откровений, соответствующие духовным иерархиям, уровням вселенной, открывающимся с порога метаистории. Такое мышление разворачивается, не считаясь с запретами догматического Предания. На этом пути оно может столкнуться лишь с шариатом, в том случае, если им отрицается хакикат. Такое отрицание часто было характерно для буквалистов и докторов исламского права. Однако не философы открыли эту драматическую страницу. Эта драма началась на следующий день после смерти Пророка. Все учение, преподанное шиитскими Имамами, дошло до нас в виде обширного корпуса, позволяющего нам проследить, почему в XVI в. в сефевидском Иране этой философии суждено было пережить великолепный ренессанс.

На рубеже VII-VIII вв. в мусульманской среде велись дискуссии по основополагающим основам вероучения: об отношении к греху и о мере загробного воздаяния, о природе и атрибутах Бога и свободе воли, о природе Корана и т. д.

Противоречивость основных источников ислама — Корана и Сунны — давала широкие возможности для различных толкований проблем догматики. Идейные расхождения среди мусульманских теологов привели к образованию в середине VIII в. ряда влиятельных религиозно-политических группировок, каждая из которых претендовала на выражение истинного правоверия.

В полемике богословов Египта, Сирии, Ирака и Ирана особое место занимал спор о предопределении — божественной детерминированности происходящих в мире явлений, включая человеческие действия. Сторонники учения об абсолютном предопределении получили название джабаритов (ар. джабар — принуждение). Они утверждали, что Бог создал каждого человека вместе с его характером, способностями и будущими поступками, и поэтому человек не может влиять на свой жизненный путь.

В противоположность джабаритам сложилась школа мыслителей, развивавших тезис о свободе человека в выборе своих действий. Пропагандистов этого учения называли кадаритами.

Существование различных религиозных группировок и их идейные столкновения с представителями других религий породили мусульманскую теологию — калам. Она давала догматам ислама толкование, основанное на разуме, а не на слепом следовании религиозным авторитетам. Основная установка сторонников калама (мутакаллимов) выражена в тезисе «Следуй одному только разуму”.

Проблематика калама отражала главные темы дискуссий религиозно-философского характера, непосредственно связанные с догматикой ислама (извечность или сотворенность Корана, ответственность человека за свои действия, судьба грешника в потустороннем мире, единство Бога и соотношение его сущности и атрибутов, качества руководителя мусульман). С момента своего возникновения калам не представлял целостного учения. В средневековой арабо-мусульманской истории он был представлен совокупностью школ.

Первым крупным направлением калама стала школа мутазилитов (ар. отделившиеся), игравших значительную роль в религиозно-политической жизни Дамасского и Багдадского халифата в VIII-IX вв. Главным основоположником мутазилизма был Васыл ибн Ата. Учение ориентировалось на традиции Аристотеля и неоплатоников. Рационализм доктрины выразился в утверждении приоритета разума над верой и отрицании всяких убеждений, принятие которых не предваряется сомнением в их истинности.

Основные положения мутазилизма были сформулированы в начале IX в. К их числу относится тезис о божественной справедливости, предполагающий свободу человеческой воли. Мутазилиты признавали трансцендентность Бога, предполагавшую отсутствие какого-либо сходства между ним и его творениями, в том числе и человеком. Проповедуемый строжайший монотеизм предполагал не только отрицание многобожия, но и отрицание реальности и извечности созданных человеческими представлениями божественных атрибутов. Признание Корана вечным и несотворенным, по их мнению, могло рассматривается как скрытое признание второго Бога.

Главными оппонентами рационалистических движений в рамках мусульманской теологии выступили сторонники суннитского традиционализма. Провозгласив принцип строгой опоры на Коран и Сунну, они утверждали необходимость принятия веры без рассуждений, исповедуя безусловность божественного предопределения. Они выступали за запрет на любые нововведения в области вероучения и права, не имеющие прямого обоснования в священных исламских текстах. Их идеалами стали социальные и этические ценности раннего ислама — нестяжательство, осуждение роскоши, предпочтение скромной и воздержанной жизни.

В основе суфийского учения лежит интуитивное познание Бога, внутреннее эмоциональное осознание религиозных истин — «духовный опыт”. Суфий должен пройти трудный и долгий путь религиозно-нравственного самоусовершенствования, духовного очищения и самоуглубления, отрешения от мирского «я”. Искомая высшая цель достигается только в результате специальной религиозно-мистической практики.

При всем многообразии вариаций мистико-аскетического учения в нем выделились два основных направления — крайний и умеренный суфизм. Сторонники крайнего (пантеистического) суфизма считали конечной целью «пути к Богу” не только сближение с ним и его лицезрение, но и «уничтожение”, «растворение” личности мистика в Боге. Это состояние получило название фана (ар. — небытие, исчезновение). Крайние суфии выдвинули концепцию особого экстатического состояния, когда устами мистика начинал говорить Аллах. Выдающемуся суфию-пантеисту Аль-Халладжу (858 — 922), выступавшему с публичными проповедями своих идей, принадлежит известное высказывание «Я-Истина (Бог)”.

Сторонники умеренного суфизма считали совершенным видом знания об Аллахе «тайное», мистическое (эзотерическое) знание и в то же время признавали ценность формального знания, которое рассматривалось как отправная точка для знания высшего порядка — знания суфиев.

Заключение

Рассмотрев и изучив философские идеи Библии и Корана, я постаралась найти отличительные особенности Ветхого Завета и Корана и их общие черты.

Христианство — это религия искупления и спасения. В отличие от религий, где Бог рассматривается как грозный Господин (иудаизм, ислам), христиане верят в милосердную любовь Бога к согрешившему человечеству.

Как я уже отмечала, в Библии говорится о том, что человек создан «по образу и подобию Божию», но первородный грех Адама «повредил» природу человека «повредил» настолько, что потребовалась искупительная жертва Бога. Вера в христианстве неразрывно связана с любовью к Богу, настолько возлюбившего человека, что ради него он претерпел крестные муки.

Характер же ислама предопределяет проникновение религиозной модели мира в саму ткань социально-политической жизни мусульман. Такая система оказывается гораздо устойчивее христианской. Именно поэтому, очевидно, она не создала предпосылок для прорыва к новой, уже нерелигиозной цивилизации.

Ислам возникает в значительной степени из переработки арабским сознанием христианской идеи монотеизма. Он исповедует единого Бога. Бог сотворил мир и человека, дал людям откровение, распоряжается миром и направляет его к концу, который будет страшным судом над живыми и воскреснувшими.

Разные представления о Боге неразрывно связаны с разными взглядами на человека. В христианстве человек создан «по образу и подобию Божию», но первородный грех Адама «повредил» природу человека — «повредил» настолько, что потребовалась искупительная жертва Бога. В исламе иные представления о человеке. Он не мыслится сотворенным по образу и подобию Божию, но он и не испытывает такого грандиозного падения. Человек скорее слаб, чем «поврежден». Поэтому он нуждается не в искуплении от грехов, а в помощи и водительстве Бога, указующему ему в Коране правильный путь.

Разные системы представлений о человеке предполагают и различия в этических ценностях. Вера в христианстве неразрывно связана с любовью к Богу, настолько возлюбившего человека, что ради него он претерпел крестные муки. Ислам также предполагает веру, но это несколько иная вера. Вера здесь — не вера в парадокс распятого Бога, не отделимая от любви к нему, а подчинение указаниям Аллаха, данным через пророка в Коране. Эти указания ясны и понятны для людей. Они относятся к немногим и несложным (поэтому они и должны исполняться неукоснительно) ритуальным предписаниям и относительно разработанным уже в Коране правовым нормам, касающимся брака, развода, наследования, наказаний за преступления. Все это реально и выполнимо, и Коран подчеркивает, что Аллах ничего не требует сверхъестественного. Он требует от людей обычной, нормальной, но упорядоченной и облагороженной исламом жизни.

В такой многонациональной стране, как Россия, мы каждый день сталкиваемся с представителями различных религий. Для того чтобы не нарушать хрупкого равновесия взаимоотношений между людьми разного вероисповедания, необходимо правильно строить процесс коммуникации с другими людьми. Человек должен воспитывать в себе уважение к другим народами, их культуре и вере. Воспитывать в себе терпимость к другим религиям — задача каждого индивидуума на пути становления его, как личности. Я считаю, что немаловажную роль здесь играет знание и уважение истории, религиозных учений и основных философских идей религиозного мировоззрения.

Список использованной литературы

1. Айдын Ариф оглы Али-заде «Библия и Коран: сравнительный анализ (мировоззренческий аспект)»- Баку,- 2002.

2. Библия, — М,: «Издательство Московской Патриархии»,- 2010.

3. Борунков Ю.Ф., Яблоков И.Н., Новиков М.П., и др. Основы религиоведения; Под ред. И.Н. Яблокова — М.: Высш. шк.,- 1994.