Протестантская этика

Христианская этика,или нравственное учение христианства,определяет моральные ориентирычеловеческого поведения. Поведениечеловека основывается на христианскомпредставлении о природе и предназначениичеловека, его отношении с Богом.Христианскую этику можно назвать теориейхристианского действия.

Выражаетсяэтика христианства в христианскомэтосе,определенном стиле жизни, многообразномпо своим проявлениям и присущим какиндивидуумам, так и большим социальнымгруппам христиан.

Присохранении неизменными базовых ценностей,каждая эпоха и различные христианскиеконфессии предлагают свое пониманиеконкретных путей воплощения христианскихэтических принципов в жизнь. Дальнейшемувыявлению, обнаружению смысла нравственногоучения христианства могут способствоватьизменение социальной действительности,умонастроений и систем ценностей,усвоение философского наследияантичности, развитие богословия.

Источники христианской этики

Источникхристианской этики — в первую очередьжизнь Христа, заповеди Нагорной Проповеди,жизнь и проповедь Его учеников, апостолов,Отцов Церкви, а также примеры нравственнойжизни, явленные в жизни современнойЦеркви. Христианская этика проявляетсебя не столько в истории моральныхидей, сколько в конкретной жизни Церкви.

ХотяБиблия дает материалы для построенияэтики, однако она не предлагает этику,которую можно было бы сразу принять какруководство к действию. Авторы библейскихкниг жили каждый в свое время, длякоторого существовала своя определенная(бывало, что и отличная одна от другой)мораль.

Отличие христианской этики от других этических систем

Главноеотличие христианской этики от другихэтических систем вытекает из факта,определяющего все главные особенностихристианского мировоззрения: Богспустился с небес, страдал за людей, былраспят и воскрес. Именно действия иповедение Христа, как и сам Его образжизни, является примером и эталоном дляЕго последователей.

  • христианскаяэтика — не столько система теоретическихпринципов, сколько определенный способжизни, подобающий христианам

  • всенравственные требования основываютсяна спасительных действиях Бога, а потомумогут быть поняты лишь в контекстеистории спасения (дело спасения,осуществленное Христом, не толькопредшествует нравственным обязанностям,но и делает возможным само их выполнение);

  • всепроявления нравственной жизни неотделимыот религии в её культовом и благочестивомаспектах (это средства, с помощью которыхнравственная жизнь выражает себя)

Христианскаяэтика подчёркивает необходимость длячеловека благодати, милости ипрощения грехов, источником которыхявляется Бог.

Христианскиеэтические принципы основываются научении Библии каккниги, выражающей волю Бога по отношениюк человеку. Человеческая воля пораженагрехом, то есть противлением воле Бога.Воля Божия заключается в том, чтобы «ЛюбитьГоспода Бога твоего всем сердцем твоими всею душею твоею и всем разумениемтвоим, и любить ближнего твоего, каксамого себя» (Мф.22:36—40). Благодать Божияизменяет человека и позволяет ему делатьправильный выбор и поступать по волеБожией. Как грех может быть и индивидуальным,и социальным явлением, так и благодатьможет проявляться в индивидууме и вобществе. У христианской этики естьбогословский аспект — она ориентированана идеал общества, ЦарствиеБожие,где все будут жить в согласии с Богом иприродой (см. видение пророка Исайи).

Философия и культура n контексте времени

Научный вестник ЮИМ

№2″ 2016

УДК 1(091) ББК 86.376 C 32

ФИЛОСОФСКИЕ И ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭТИКИ ПРОТЕСТАНТИЗМА

(Рецензирована)

Середа Валентина Даниловна,

кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных и математических дисциплин Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (918) 324 75 50, e-mail: plotnikova-16@mail.ru

Буланов Станислав Леонидович,

студент Кубанского государственного университета, г. Краснодар. Тел.: (909) 446 34 26, е-mail:hagadol@mail.ru

Аннотация. Статья представляет собой попытку проанализировать философские и теологические аспекты этики протестантизма на фоне новых религиозных движений. В ней прослеживается связь религии с основными сферами жизни человека. Авторы делают вывод о том, что в протестантизме основным компонентом является этическое учение, которое и обеспечивает специфику социального среза бытия человека. Авторы приводят данные относительно религиозных организаций Краснодарского края.

Ключевые слова: протестантизм, религиозность, этическое учение, религиозные организации, сакральное, новые религиозные движения.

PHILOSOPHICAL AND THEOLOGICAL ASPECTS OF PROTESTANTISM’S ETHICS

Sereda Valentina Danilovna,

Bulanov Stanislav Leonidovich,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

student of the Kuban state university, Krasnodar. Ph.: (909) 446 34 26, e-mail:hagadol@mail.ru

Keywords: protestantism, religiousness, ethical doctrine, religious organizations, sacral, new religious movements.

Философия и религия — вот две сферы человеческого духа, которые непосредственно занимаются вопросами этики в смысле их теоретического обоснования. Ни одна религия не обходится без этического учения, а философия, лишенная этики, лишена и жизни, потому что этика является пограничной областью, соединяющей воедино абстракции философских размышлений о жизни и саму жизнь. Только это соединение может придать жизни полноту, и жизнь философии; в этике человек

стремиться достичь гармонии между внутренним и внешним миром.

Можно выделить два основных измерения религиозности, необходимо связанные между собой — социальное и психологическое.»Социальная направленность позволяет человеку преодолевать границы собственной природы и активно позиционировать себя в обществе. Не следует забывать о том, что религия отражает все изменения, которые, так или иначе, происходят в социальной сфере.

Научный вестник ЮИМ

№2″ 2016

Философия и культура в контексте времени

Психологическое измерение определяет степень устойчивости индивида, состояние комфорта или дискомфорта, которое он испытывает, реализуя свое социальное и экзистенциальное предназначение. Таким образом, религия — это вектор, направленный из прошлого в будущее. Он укоренен в истории, поддерживает развитие традиции, но вместе с тем несет в себе семя перемен, которые должны претерпеть индивид и общество в целом» .

В исследовании проблем религии и религиозности сложность связана с определением понятий.»Например, само понятие «новые религиозные движения» вызывает массу вопросов как, впрочем, и такие понятия, как «секта», «культ». Разные исследователи руководствуются различными подходами в определении их черт и характеристик. В отечественной литературе, например, принято говорить о сектах (в православных духовных учреждениях преподается и сегодня предмет «Секто-ведение»), а в зарубежной предпочитают называть религиозные группы культами» . Конечно, проблема состоит в размытости границ и хронологических рамок между организациями, в терминологии и т.д.

Протестантизм в отношениях человека с окружающим миром видит таинство приобщения к божественному естеству, поскольку вся жизнь, все повседневные дела и отношения должны регулироваться и освещаться Словом Бога. Таким образом, этика обретает сакральный смысл, взаимоотношения людей становятся способом и индикатором отношений с Богом. Чем больше человек любит ближнего, тем сильнее проявляется в этом его любовь к Богу. И наоборот — любовь к ближнему проистекает из любви к Богу. Это процесс с положительной обратной связью, где две его составляющие индуцируют друг друга. Здесь определяющую роль играет ориентированность на личные нравственные качества, упор на общинность и взаимоотношения с Богом. Поскольку раннее христианство до Константина выделялось этими характеристиками, обособляясь от языческого общества, то современные «секты» и «деноминации» берут за образец христианство первого века. Они следуют строгим правилам и в члены принимают убедившись в том, что человек им соответствует, а нарушителей исключают. Поэтому крещение принимается только в сознательном возрасте. Такие общины всегда закрыты, сплочены, в них сведена к минимуму формализация, нет института священства, богослужения не носят литургического характера, иерархичность либо выражена слабо, либо ее вообще нет, следуя принципу «всеобщего братства». Обычно они резко противопоставляют себя господствующей в обще-

стве морали как «греховной». Идее установления всеобщего божественного порядка противопоставлена идея «спасения избранных». Эти важнейшие следствия протестантской этики обусловили современный облик западной цивилизации.

В протестантизме этика занимает особое место, потому что Реформация перенесла акцент с мистического момента в вероучении на конкретно-практический. Труду, поступкам и отношениям в обыденной жизни Лютер и его последователи придавали большее значение, нежели участию в таинствах, сократив их с семи до двух. В результате этика обрела сакральный смысл, освятив, в свою очередь, повседневную жизнь. Человек стал видеть в своем труде, быте и взаимоотношениях с ближним, обществом, государством и мирозданием в целом не только пространство существования, не просто способ производства материальных и духовных ценностей, но обязанность установления через них связи с Богом, минуя посредничество священства и обряда. Обыденная жизнь человека обрела тем самым значение таинства. Такое понимание этики имело далеко идущие последствия для всего человечества. «Религиозность — всегда выход за пределы субъекта в мир объективный, сферу коллективных представлений и деяний, в сферу сакрального» .

По мнению М. Вебера, которое он обосновывает в самой своей известной работе «Протестантская этика и дух капитализма», развитие капиталистических отношений стало возможно лишь тогда, когда у населения выработалось особенное отношение к практической деятельности. Если рассмотреть список наиболее развитых в экономическом отношении стран, то окажется, что протестантизм в них очень силен. Это США, Германия, Англия, страны северной Европы. Можно привести и обратный пример: страны, чьей традиционной религией является православие, экономически развиты гораздо слабее. Влияют ли особенности преобладающей религии на экономику? Вебер считает, что это, несомненно, так, и данное влияние опосредовано через этику.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Протестантизм оказывает влияние не только на экономику, но и на философию, вспомним только, что основатели немецкой классической философии имели богословское образование и были протестантами, Кьеркегор и Ницше воспитывались в протестантизме, а первая работа Энгельса была посвящена вопросам христианства, да и Маркс вместе со своей семьей принял протестантизм, пусть даже формально, а пиетист Шлейермахер обозначил контуры современной герменевтики. Этот список можно продолжать долго, но если говорить конкретно о влиянии протестантской этики, то следует

Философия и культура в контексте времени

Научный вестник ЮИМ

№2″ 2016

упомянуть деятельность семейства Рокфеллеров, на чьи средства были открыты несколько учебных заведений, в дальнейшем сделавших значительный вклад в науку, например, университет Рокфеллера и Чикагский университет. Здание ООН в Нью-Йорке построено на пожертвование семьи Рокфеллеров, которые были баптистами, и их благотворительная деятельность обуславливалась этикой. Можно согласиться с Сидоренко Н.С., что»исконное предназначение религиозных феноменов связано с утверждением определенного порядка вещей, стабильности общества, гармонизации мирового целого» .

Аналогичные процессы происходили и в 20 веке, например, в Южной Корее. Традиционно буддийская страна после окончания корейской войны испытала мощное влияние протестантских миссионеров. Как показал опрос, в настоящее время в Северной Корее почти 30% населения исповедуют протестантизм, а сама страна совершила небывалый экономический скачек. Интересен факт, что в России успешно действуют корейские миссионеры и ими организовано немало общин.

Россия принимает участие в процессе глобализации, одним из компонентов которого является импорт западной культуры, науки, технологий, религии. В том числе и протестантской этики. Адекватное восприятие и ассимиляция западного влияния требуют анализа и осмысления. Для этого необходимо иметь соответствующий научный инструментарий, вооружиться теорией. Понимание особенностей протестантского вероучения и порожденной им этики является важной ее составляющей.

«Краснодарский край — один из самых пестрых в религиозном отношении регионов. В нем проживают последователи около 23 разнообразных религий» . И на Кубани достаточно широко распространен протестантизм поздних форм. Например, из 740 зарегистрированных на 20 апреля 2014 года в Краснодарском крае религиозных организаций 197 представляют различные течения протестантизма. Причем реальное число их не менее 250, потому что многие из них предпочитают оставаться религиозной группой без официальной регистрации во избежание бюрократических формальностей. Поэтому спецификой данной работы будет исследование этики протестантов Кубани и выявление ее особенностей в сравнении с общепротестантской.

Методология любого религиоведческого исследования предполагает анализ теологических и философских аспектов протестантской этики, для чего следует, во-первых, исследовать богословские

и философские предпосылки Реформации, во-вторых, рассмотреть реформаторскую теологию. В третьих, выявить влияние этой теологии на формирование этики и сформулировать ее особенности. В четвертых, рассмотреть философские аспекты и некоторые последствия протестантской этики. А также провести опросы и анкетирования среди протестантов Кубани и осуществить анализ полученных результатов. Но данная тема в мировой литературе в основной ее части разработана достаточно хорошо. Например, М. Вебер, Трёльч и Нибур многие свои работы посветили изучению вопросов влияния протестантизма на культуру и экономику. Также хорошо исследованы все аспекты Реформации, в том числе и этические. Однако в России не уделяется должного внимания исследованию социальных аспектов деятельности отечественных протестантов, эта тема разработана плохо и однобоко, в большинстве случаев через апологетически-обличительную призму православия, что не позволяет составить объективной картины. Как подчеркивают Сидоренко Н.С. и Овдиенко В.И. «сложность религиозной проблематики обусловлена и тем, что существует множество религий, которые достаточно трудно типологизировать. И каждая религиозная система — это динамическое явление и часть сложного культурно-исторического развития человечества. На первый план здесь выходит прояснение основания религии, то есть выявление её сущностных характеристик, предающих ей целостность и определённость» .

ИСТОЧНИКИ:

1.1. Сидоренко Н.С. Новые религиозные движения: проблемы и перспективы изучения // Инновационная наука. — 2016. — № 2-5 (14). — С. 161-164.

2.2. Сидоренко Н.С. Особенности социологического исследования новых религиозных движений // Социально-экономический ежегодник — 2014. Сборник научных трудов. — Краснодар, 2014. -С. 210-216.

3.3. Сидоренко Н.С. Религиозность как социокультурное явление // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2014. — № 2.

-С. 53-56.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4.4. Сидоренко Н.С. Религиозная ситуация в Краснодарском крае на примере НРД // Социально-экономические проблемы развития южного макрорегиона. Сборник научных трудов. — Краснодар, 2014. — С.121-128.

5.5. Сидоренко Н.С. «Священное» и современная интерпретация религии // Наука 2015: итоги, перспективы. — М., 2016. — С. 88-91.

6.6. Сидоренко Н.С. Социальные аспекты религиозности: структура и механизмы формирования // Общество: философия, история, культура. — 2015.

Федеральное агентствопо образованию

Государственноеобразовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тверскойгосударственный университет»

Факультет психологиии социальной работы

Кафедра социальнойпсихологии

Специальность030301 «Психология»

Реферат

Христианская этика

Выполнила: студентка 2 курса

(экстернат)

Стоянова Нелли Владимировна

Проверил:д.ф.н. Лебедев В.Ю.

Кимры 2009

СОДЕРЖАНИЕ стр.

Введение…………………………………………………………………………3

1.Христианская этика…………………………………………………………….5

  1. Тема ненасилия в христианскойэтике……………………………………6

  2. Жизнь и миссияМоисея……………………………………………………7

  3. ЗаконодательствоМоисея…………………………………………….….7

  4. Справедливость имилосердие……………………………………………9

2. Иисус Христос: мораль ирелигия………………………………………..10

  1. «Любите враговваших»………………………………………………….10

  2. «Царство мое не от мирасего»…………………………………………..11

  3. «Как я возлюбилвас»……………………………………………………11

  1. Свобода человека вхристианстве…………………………………………12

Заключение……………………………………………………………………13

Литература……………………………………………………………………..15

ВВЕДЕНИЕ

Прежде чем переходить к рассмотрениюосновных моментов христианской этики,определим само понятие. Итак, многиеисследователи сходятся на том, что этика- это наука, изучающая и дающая обоснованиянравственным поступкам людей. Этикатакже и свод норм поведения. Посмотрим,так ли это.

Термин «мораль» — и по содержанию,и по истории возникновения — латинскийаналог термина «этика». На его базеЦицерон образовал прилагательное»моральный» для обозначения этики.

В русском языке есть самобытныйтермин «нравственность», являющийся вцелом эквивалентом греческого слова»этика» и латинского слова «мораль».Насколько можно судить, он повторяет иих историю. В русском словаре 1704 г. Естьслово «нрав», но еще нет слова»нравственный». В словаре 1780 г. Есть ужеслово «нравственный», но нет»нравственности», и только в 1793 г. Всловаре появляется слово «нравственность».Интересно, что немецкий термин,обозначающий нравственность, такжевоспроизводит историю и логику своихиноязычных и более древних эквивалентов.

Таким образом, термины «этика»,»мораль», «нравственность» приблизительнооднотипны по своему этимологическомусодержанию и истории возникновения. Всовременном — и живом, и литературном -языке все три термина являютсявзаимозаменяемыми.

Теперь можно сделать вывод, чтов строгом смысле этика не являетсянаукой. Аристотель говорил, что еепредметом являются не знания, а поступки.Этику было бы точнее определить не какнауку о морали, а как моральный опыт.

Переходнуюступень от этики язычества к этикехристианствапредставляет александрийская школаФилона,сочетавшая греческую философию сиудейством. Важнейшими принципами еёявляются противоположение материальногои духовного мира, как зла и добра, аскетизми мистическое соединение с Богом. Вообщерезкий моральный дуализмчувственного и сверхчувственногосоставляет характерную черту всегопереходного периода и с одинаковойнастойчивостью подчёркивается такжев позднейших учениях новопифагорейцеви неоплатоников.

Христианствополагает в истории этики новую эру. Еслирассматривать отдельныеположения христианской морали, то мыне найдём в них каких-либо совершенноновых, ранее не обозначавшихся моральныхпринципов. Основные заповеди христианства —любовь к Богу и к ближнему —высказывались уже в той или иной форме,с большим или меньшим сознанием ихзначения, высшими моральными учениямифилософии и религий Востока. Тонкий инаблюдательный ум мог прийти к этимзаповедям путём глубокого изученияобщественной жизни, основанной навзаимном сочувствии, стремлении квысшему и в том или ином смыслебожественному. Но христианство, бывшееделом не одного только тонкого инаблюдательного ума, но гораздо болеемогущественного исторического фактора,явилось совершенно новым этическимучением и новой моральной силой. Новизнахристианства, поразившая древний мир,пробудившая в нём энтузиазм беспримернойлюбви и столь же беспримерной злобы,заключалась не в отдельных его принципах,но в их общей связи и соотношении, аглавное — в их жизненной искренностии силе. То, что в древней ветхозаветнойморали высказывалось «между прочим»,как побочная мысль, вызывая уважениесвоей недосягаемой возвышенностью ине вызывая никакого сочувствия по своейбезжизненности, — в христианстведелается краеугольным камнем всейморали, входит в кровь и плоть человеческихпоступков, вдохновляет и объединяетмассы.

1.ХРИСТИАНСКАЯ ЭТИКА.

Христианская этика- нравственное учение христианства,определяющее моральные ориентиры человеческого поведения, основанныена христианском представлении о природеи предназначении человека, его отношениис Богом . Христианская этика получаетсвое выражение в христианском эпосе -определенном стиле жизни, имеющемисторически многообразные формы иприсущем как отдельным индивидам, таки большим общественным группам,исповедующим христианство. ИсточникомХристианской этики являются текстыСвященного Писания, их интерпретацияи этическая рефлексия Отцов и виднейшихучителей Церкви, а также примерынравственной жизни, явленные в жизниЦеркви. Христианская этика тесно связанас историей Церкви: будучи теориейхристианского действия, она проявляетсебя не столько в истории моральныхидей, сколько в конкретной жизни Церкви(на нее влияют в том числе харизматическиедвижения вроде монашества или пуританизма,жизнь отдельных харизматических лидерови святых, т.п.).Этическое учение христианства исторично: при сохранении неизменнымибазовых постулатов Христианской этики,каждая эпоха и различные христианскиеконцессии предлагают свое понимание конкретных путей их воплощения в жизнь;специфика этого понимания определяетсябольшим комплексом социо-культурныхфакторов (напр., изменение социальнойдействительности, умонастроений исистем ценностей; усвоение философскогонаследия античности; развитие богословия).Таким образом происходит не изменениенравственного учения христианства, нолишь дальнейшее выявление, обнаружениеего смысла.
От других этических системХристианской этики отличает то, что:

1) она — не столько систематеоретических принципов, сколькожизнеучение (определенный способ жизни,подобающий «новому творению»);

2) все нравственные требованияимеют своим основанием спасительныедействия Бога, а потому могут быть понятылишь в контексте истории спасения (делоспасения, осуществленное Христом, нетолько предшествует нравственнымобязанностям, но и делает возможнымсамо их выполнение);

3) все проявления нравственнойжизни неотделимы от религии в ее культовоми благочестивом аспектах (это средства,с помощью которых нравственная жизньвыражает себя); 4) Х.э. как и способ бытияхристианина обладают парадоксальностьюв той мере, в какой парадоксальна верав Бога, который стал Человеком.

1.1Тема ненасилия в христианскойэтике.

В свете проблемы преодоления насилияи утверждения мира христианская этикаразделяет принципиальные ценностигуманистического ненасилия. Более того,творческое, освобождающее ненасилиенаходится в центре христианской этики, несмотря на то, что в истории христианскойцеркви эти ценности не раз оставалисьпопранными. В Библии прослеживаетсяпедагогика прогрессивного пониманияпутей и средств преодоления насилия иего корней, понимания, которое достигаеткульминационного момента в учении ижизни Иисуса Христа. Рассмотримсущественные моменты этого учения.

Уже в текстах ветхого Заветанасилие рассматривается не как слепая мифическая сила, а как негативная,жизнеразрушающая сила, за которую людинесут ответственность, от которойследует отказаться и человеку, и обществу. Правда, насилие в этих текстахпреодолевается только частично.

Вотношении агрессии извне народ Израилядолжен был придерживаться законаталиона, который запрещал реванш. Оносновывался на ограничении возмездия:»око за око, зуб за зуб», и не более. Этотзакон знаменует важный шаг в развитиикультуры, связанный с возвышениемхарактера человеческих отношений международами.

Во внутренней жизни народ Израилядолжен был безусловно следовать заповеди»Не убий!» Это было прогрессом посравнению с тем, что практиковалосьсоседними народами. Эта заповедь былаодним из основных столпов, а которыхпокоилось общество, стремившеесяприблизить божественный «Шалом».

Остановимся подробнее на этомпонятии. Шалом — это образ справедливогои умиротворенного общества и человечества.Шалом означает примирение между всемилюдьми, примирение между Богом ичеловечеством, гармонию между человеческойрасой и всем тварным миром. Чтобыприблизиться к этой универсальнойгармонии, к этому примирению, человекдолжен обратить себя к божественномузакону, т.е. быть справедливым и признатьновое измерение человеческих отношений:»Возлюби ближнего своего как самогосебя».

Что это значило для народаИзраиля? Поклонение только одному иЕдинственному Богу Справедливости,Правды и Любви (Яхве), отказ от поклонениябогам силы, богатства, воинственности.Обеспечение основных человеческих правслабых, обездоленных, иноземцев, неимущих,рабов — наравне со всеми членами общины.

Это ненасильственное сопротивлениепредполагает освобождение какугнетенного, так и угнетателя, прощениеи возможность примирения под знакомсправедливости.

В этой ненасильственнойосвободительной борьбе раскрываетсяеще одно измерение любви, котороеобнаружил Иисус в конце своей жизнисвоим учением и своей деятельностью:это — самоотверженная любовь.

  1. Жизньи миссия Моисея.

Моисей сформулировал двевзаимосвязанные истины, раскрывающиесвоеобразие человеческого бытия какбытия нравственного . Во-первых, надчеловеком есть бог, воле которого ондолжен безусловно повиноваться. Во-вторых, человеческий индивид не существуетсам по себе, а является частицей болееширокой исторической общности — народа.И связь с богом, и принадлежность кнароду образую поле справедливости. Накотором только и могут взрасти семеначеловеческого согласия и благополучия.

Единственным источником сведенийо жизни и учении Моисея являетсяПятикнижие, именуемое в иудейскойтрадиции Торой и составляющее основуВетхого Завета. Основные нравственныепринципы Моисея составляют цельныйкодекс из десяти заповедей. Десятьзаповедей в Библии повторяются дважды,в книгах «Исход» и «Второзаконие». Естьи третья версия, которая не совпадаетс двумя названными буквально, хотя тожеявляется компактной — в книге Левит.

Основная жизненная миссия Моисея,в рамках которой разворачивается егорелигиозная и нравственно-законодательнаядеятельность, — вывести евреев из Египта.Они прибыли туда в свое время желаннымигостями, спасаясь от голода. С течениемвремени их стали преследовать из-затого, что они стали многочисленнее исильнее самих египтян. Опасаяськонкуренции со стороны сынов Израиля,египтяне поработили их, изнуряя тяжкойработой и дурно обращаясь.

  1. ЗаконодательствоМоисея.

Взаимоотношения Моисея иизраильтян не укладываются в схемувзаимоотношений просвещенного, мудроговождя и своевольной массы. Моисей непросто лучше других выражает волю иинтересы народа, он в известном смыслесоздает сам народ. Моисей привноситидею единого бога, общих нравственныхпринципов, задавая тем самым духовноепространство, в рамках которого различныеплемена объединяются в единый народ,поднимаются до осознания своего особогоместа в мире.

В этническом смысле евреи — детиИзраиля. Но их духовным отцом, отцомнации является Моисей. Он заложилрелигиозные, нравственные и законодательныеосновы их исторического существования.Бог, народ, справедливость — так краткоможно обозначить суть учения Моисея.

За пределами еврейско-иудаистскойкультуры имя Моисея прежде всегосопрягается с десятью заповедями. Ониявляются общей основой, своего родавведением к детализированному сводузаконов, охватывающему все общественнозначимые аспекты поведения человека ивключаемому сотни разнообразных нормот правил гигиены до форм благочестия.

Обычно принято подразделятзаповеди Десятисловия на две группы:первые четыре, относящиеся к сфересакрального права, и вторые шесть,относящиеся к сфере мирского права.

Исключительно важной с точкизрения связи бога и народа являетсячетвертая заповедь. Она гласит: «Помнидень отдохновения». В ней отношение кбогу и отношение к ближним оказываетсяодним и тем же отношением. Суббота -время духовного сосредоточения,размышлений о боге, очень важных длятого, чтобы за повседневной суетой, завсякими частными делами не потерять извиду общих целей. Это день, которыйотдается богу. И в то же время это день,в который перед лицом бога уравниваютсявсе в пределах Израиля, независимо отих социального статуса. Отдохновениеприписано и рабам, и чужеплеменникам,находящимся в доме, и даже домашнемускоту. В субботнем отдохновении духовноеединство Израиля перед богом находитсвое предметное воплощение.

Существует прочная традициярассматривать Десять заповедей Моисеякак первый во времени и один из важнейшихпо сути нравственных кодексов. Можноназвать по крайней мере, три признака,в силу которых заповеди Десятисловияможно интерпретировать в качественравственных требований:

  • Безусловность,изначальность. Они вводятся как прямыеи первые указания бога. Мораль выводитсячерез противопоставление, отрицаниекорысти и целесообразности мира. Онане только не ставит себе задачи вписатьсяв причинно-следственные связи мирскойжизни, но полагает, что мирская жизньобязана оправдаться перед ней. Моральуходит корнями в непостижимые глубиныбесконечного, она абсолютна.

  • Категоричность.Они подлежат исполнению без каких-либооговорок и ограничений. Моисей связываетвыполнение заповедей с благодеяниями.Однако не благодеяния придают имистинность, а ,напротив, из их истинностивытекают благодеяния. Благодеяния — неусловие, а следствие: только соблюдаязаповеди, вы сможете жить, в противномслучае погибнете.

  • Всеобщность.Этот признак применительно к Декалогуявляется спорным. Нельзя рассматривать в качестве всеобщих первую и четвертуюзаповеди, в которых Яхве выступает какнационально ориентированный бог. Да иостальные могут считаться таковыми,только если вырвать их из контекстаДекалога, а сам Декалог — из контекставсей программы Пятикнижия. Тем не менеетак оно и случилось. Декалог вошел вхристианско-европейскую культуру каксамостоятельный нормативный кодекс.

Как мы уже отмечали, Яхве и Моисейобращаются не к отдельным индивидам, они ведут диалог с Израилем как целым.Их задача — воспитание, наставление,возвышение народа. Их задача -государственное устройство Израиля,создание политического пространствадля становления и развития народа.Моисей учил не как философ, а какзаконодатель. Он делал ставку не насвободу духа, а на принудительную силузакона. Поэтому он интересовался попреимуществу поступками, а не состояниемдуши и распространял ответственностьза деяния на потомков, что сгосударственно-политической точкизрения было богоразумно и эффективно.

Моисей оставался равнодушным кпосмертной судьбе человека. Только всвете основной задачи, которую решалМоисей (переход от естественногосостояния в государственно-правовое)можно понять своеобразие Десятисловия.

  1. Справедливостьи милосердие.

Смысловым центром этики Моисеяявляется идея справедливости. Отсюда- ее суровость и беспощадность. Идеямилосердия в ней выражена крайне слабо.Говоря точнее, милосердие в ветхозаветнойэтике не обрело самоценного значения,оно существует в связи со справедливостью,выступает как особая его форма.

Известно, что Яхве характеризуетсяв Пятикнижии как грозный, карающий бог.Вместе с тем он именуется и богоммилостивым. В чем же заключается егомилостивость? Например, Яхве караетвзрослых израильтян тем, что они умрут,не дойдя до цели. Эту же участь посправедливости должен разделить с нимии Моисей. Однако бог благоволит к своемупророку, и это выражается в том, что ондозволяет Моисею перед смертью броситьвзгляд на Ханаан. Милосердие Яхве -милосердие судьи, который склоняетсяк минимальному сроку осуждения в рамкахтого, что предусмотрено соответствующейстатьей уголовного кодекса. Милосердноеначало в ветхозаветной этике обнаруживаетсяв особом отношении к вдовам и сиротам.Бог предостерегает от соблазнавоспользоваться их слабостью. Здесьмилосердие разрешается в гневе (посколькуя милостив, я убью вас) и прямо совпадаетсо справедливостью по формуле: око заоко (ваши жены станут такими же вдовами,а сыновья такими же сиротами, которыхвы угнетаете).

  1. ИИСУСХРИСТОС: МОРАЛЬ И РЕЛИГИЯ

Учение Христа, новая христианскаяэтика, основывающаяся на сострадании,милосердном отношении к ближнему,особенно страждущему, составили основуДуховной революции и способствовалиразвитию нового религиозного мышления,сознания, мировосприятия.
Принесенныехристианской этикой и характерные длярелигиозного мировосприятия и мышленияидеи милосердия, были легко и быстровосприняты в российском обществе после христианизации Руси. Помощьубогим, увечным, калекам, юродивым людям считалась богоугодным делом.Такое отношение во многом определялосьособенностями менталитета россиян,важными отличительными чертами которого являются духовность общинность,соборность.
Основным началомхристианской нравственности являетсялюбовь. Ведь христианство учит, что Богесть любовь. Любовь не только составляетглавное содержание нравственного ученияХриста, но и является смыслом Его крестнойжертвы. Христианская этика позволяетувидеть взаимосвязь любви к Богу и любвик ближнему, уяснить различия любвиестественной и любви духовной, понятьсмысл заповеди любви к врагам, разобратьсяв искажениях и подменах любви. Здесьраскрывается соотношение трех важнейшиххристианских добродетелей веры, надеждыи любви.

  1. «Любитеврагов ваших»

Иисус Христос является основателеммировой религии, носящей его имя. Он же- создатель жизнеучения, которое краткоможно определить как этику любви. ИисусХристос соединил религию и мораль вединое целое: его религия имеет моральное содержание, его мораль имеет религиозныеистоки.

«Благовествовать я долженЦарствие Божие, ибо на то Я послан» ( Лк.4:43), — говорит Иисус о своей миссии.Царствие Божие — в этих двух словах ключк его жизнеучению. В них заключена егоблагая, радостная весть, его Евангелие.Как известно, слово «евангелие» по-гречески и означает «благая весть».

Небесное бессмертие, в перспективекоторого учительствует Иисус, — царствовечного добра. Вечная жизнь праведностипротивостоит там вечным мукам беззакония.Иисус говорит о конце времени, когдадобро и зло, свет и тьма, жизнь и смертьотделяются друг от друга непреодолимойпропастью. И он говорит об этом не како вероятности, надежде, возможнойнаграде, он говорит об этом как о хорошоизвестной истине. Говорит не какстремящийся туда. А как пришедший оттуда.

Не сама по себе идея небесногоцарства составляет смысл учения Христа.Она была и до него, но он более конкретен:он говорит, что небесное царство близко.И миссию свою Христос видит в том, чтобысообщить об этом людям.

  1. «Царствомое не от мира сего»

В ответ на вопрос Пилата: «Тыцарь Иудейский?» Иисус ответил: «Царствомое не от мира сего». Постигнуть этоцарство в терминах жизненной философииПилата невозможно. Напротив, нужнорешительно отказаться от этой философии.

Первое, что требуется от человека,- это осознать несущественность,второстепенность всех земных целей истремлений. Надо правильно обозначитьмасштаб ценностей и понять одну истину:»Что высоко у людей, то мерзость передБогом» (Лк. 16:15). Свой выбор Иисус сделалв пустыне, где он постился сорок дней исорок ночей. Под конец поста к немуприступил дьявол с тремя соблазнами.Иисус отвечает ветхозаветным изречением:»Господу Богу твоему поклоняйся и Емуодному служи».

Иисус считает, что мир не содержитв себе своей ценности. В перспективенебесного царства он ничтожен, какимбы значительным и соблазнительным никазался. Словом, земная жизнь в себенесовершенная, и ничто в ней, будь тобогатство, удача, слава, не стоит того,чтобы быть сокровенной целью человеческихстремлений. Сердце не может принадлежатьмиру.

  1. «Какя возлюбил вас»

Любовь есть первое в человеческойжизни, то вечное. Бессмертное, божественноеначало, которое придает бренной мирскойжизни отсутствующий в ней смысл. Черезлюбовь человек становится человеком ипридает человеческий смысл всему, чтоон делает.

Бог Иисуса — милосердный бог.Этим он отличается от сурового исправедливого бога Яхве. Ветхозаветномубогу тоже присуще милосердие, номилосердие особое, производное отсправедливости. Оно выражается в том,что бог награждает и поощряет болееохотно, чем наказывает. Его милосердиесуществует внутри справедливости, какразновидность, особый случай последней.

  1. СВОБОДАЧЕЛОВЕКА В ХРИСТИАНСТВЕ.

Воплощением человеческой свободыс полной уверенностью можно назватьИисуса Христа. В то же время он стремитсявести себя как сын, выполняющий волюотца. Его отца и отца всего сущего. Всеиз него, из бога. Как бы ни старалсячеловек, он не может прибавить себеросту хотя бы на локоть. Даже волос неупадет с его головы без воли отцанебесного, ибо «волосы на голове всесочтены» (Лк. 12:7). Любовь и милосердиетакже восходят к богу.

Духовно-нравственный мир Иисусотличает от естественного мира, каквысшее от низшего. Первое есть небесноецарство, второе — земное. Перейти изодного мира в другой невозможно. Этицарства сходятся только в одной точке- точке бога. Бог учреждает эти царства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы рассмотрели основные понятияхристианской этики. Подведем итог.Христианская этика разделяет концепциюненасилия (это можно проследить в текстахВетхого Завета), проповедует идеалысправедливости (ветхозаветный бог Яхве- воплощение справедливости) и милосердия(в Ветхом Завете милосердие находитсяв тесной связи со справедливостью,действует принцип «око за око». БогИисуса — прежде всего милосердный бог).Созданная Иисусом Христом религия, егожизнеучение кратко можно определитькак этику любви. Любовь есть первое вчеловеческой жизни, то вечное, бессмертное,божественное начало, которое придаетбренной мирской жизни отсутствующийсмысл.

Именно через любовь человекстановится человеком и придаетчеловеческий смысл всему, что он делает.

Этот краеугольный каменьхристианской морали — любовьк Богу и ближнему, не похожаяна ту, которой жило человечество дохристианства. Это не любовь мужа и жены,родителей и детей, брата и сестры, вообщене та любовь, которая непринуждённодиктуется природными инстинктамичеловека, но любовь высшая, обусловленнаяясным сознанием братства всех людей,как детей единого Бога, любовь,воспитываемая признанием собственногоничтожества перед Богом и остальныммиром, словом, любовь, вытекающая изсовершенно нового взгляда на мир, какна единое целое, имеющее бесконечнобольшую ценность, чем ничтожноечеловеческое «я». Соответственно этомуосновному принципу христианской моралиизменяется понятие о человеческойдобродетели, преображается весьнравственный кодекс. Отныне всядобродетель заключается в одной толькоэтой всепоглощающей любви. Разумность,столь высоко ценимая греческой этикой,отходит на второй план. В любви указываетсяновый источник живой безошибочнойразумности, перед которой всё бытиестановится прозрачным, доступным ипонятным. Всё внешнее, формальное,связанное буквой закона теряет своюценность и заменяется одним толькотребованием искренней любви и смирения.Всё то, что с точки зрения прежнихпринципов морали оказывалось ненужным,презренным или слабым, оказывается вхристианстве высоким и чреватым будущеймощью. Алчущие, жаждущие, плачущие,кроткие, избиваемые и презираемыевозводятся на нравственный пьедестал,поскольку их приниженный облик обусловленстремлением к правде и страданием заэту правду. Столь же коренное изменениемы видим в идеалах христианства. Неземная жизнь, с теми или иными благами,ставится целью человеческого существования,но бесконечно более высокий и отдалённыйидеал Царства Божия, царства бесконечнойблаженной жизни, наступающего послевсеобщей жатвы добра, когда все плевелыбудут отобраны от пшеницы, то есть вседоброе будет всецело очищено от злого.С точки зрения этого идеала, всеустановленные жизнью ценностипереоцениваются и получают совершеннодругое значение. Страдание, бедность,физическая слабость в этом мире становятсязалогом блаженства и духовной силы вЦарстве Божием. Наоборот, счастье,богатство и сила являются препятствиемк достижению вечной жизни, в которойпервые мира сего делаются последними.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Атеистический словарь под ред.М.П.Новикова. М., 1983.

  2. Гусейнов А.А. Введение в этику.М., 1985.

  3. .Гусейнов А. Этика.Учебник для ВУЗов. М., 1999.

  4. Философский словарь. М., 1989.

ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА — неформальная система норм и ценностей протестантизма, регламентирующих человеческие отношения и общественное поведение и являющихся основанием социально-этических оценок. В отличие от декалога и евангельских заповедей правила протестантской этики строго не фиксированы и не входят в канон. Они содержатся в учениях идеологов Реформации или выводимы из них, отдельные правила включены в конкретные исповедания веры. Термин «протестантская этика» и его эквиваленты («кальвинистская мораль», «пуританская трудовая этика») не характерны для богословской лексики — они обрели понятийную строгость главным образом в социологических и религиоведческих исследованиях. Тем не менее существует определенный корпус нравственных принципов, реальная общность которых в протестантизме определена тем, что они выражают существенное содержание реформированного христианства, наглядно демонстрируя его буржуазный характер. Теоретическую базу протестантской этики составляет протестантское понимание человека, конкретизированное в концепциях благодати, предопределения, призвания и т. п. Основанные на них принципы нравственности, являясь исторически первыми формами буржуазного сознания, заметно расходились с привычной христианской моралью средневековья. Протестантская трактовка благодати представила жизненную судьбу и спасение человека заранее определенными немотивированным решением бога, что автоматически отрицало автономию человеческой деятельности и значение для спасения «добрых дел» католицизма, среди которых главными были оказание поддержки церкви и выполнение ее предписаний. Согласно протестантизму, основными симптомами избранности к спасению являются сила веры, продуктивность труда и деловой успех. Стремление верующего доказать себе и другим свою богоизбранность создало сильнейший стимул к предпринимательству и базу новых моральных норм и критериев. Деловая сметка и богатство стали богоугодны. Согласно Лютеру, получить меньшую прибыль при возможности получения большей — значит согрешить перед богом.

Протестантская этика освятила труд и осудила «праздность», практическим следствием чего в ряде стран было суровое законодательство против бродяг (т. е. главным образом экспроприированных крестьян), оказавшееся эффективным средством создания рынка дешевой рабочей силы. Трактовка профессии как ответа на требование («призыв») бога сделало обретение специальности и постоянное совершенствование в ней моральным долгом. Призрение нищих, рассматривавшееся в католицизме как одно из «добрых дел», протестантизмом осуждалось — милосердие понималось прежде всего как предоставление возможности обучиться ремеслу и работать. Особой добродетелью считалась бережливость — расточительность или невыгодное капиталовложение были греховны. Протестантская этика регламентировала весь образ жизни: ее требования относились к производственной и социальной (законопослушание) дисциплине и качеству труда; она осуждала пьянство и разврат, требовала крепить семью, приобщать детей к труду и обучать читать и понимать Библию; истинный христианин обязан был быть опрятным в быту, аккуратным и прилежным в труде, честным в выполнении обязательств и знать, что лучший способ угождения богу — получать возможно большую прибыль. Принципы протестантской этики служили основанием и аргументами социальной критики, которая имела антифеодальную направленность, но была буржуазно ограниченной. Осуждение лености относилось и к людям, живущим лишь рентой, и к ростовщикам, но не распространялось на живущих за счет банковского процента. Грамотность была угодна богу (в ряде пуританских колоний Америки в 17 веке были приняты законы об обязательном начальном образовании), но, поскольку главным ее назначением было освоение писания, протестантизм выступал против секуляризации школы. Антипросветительский характер протестантской этики проявился и в осуждении театра, живописи, светской литературы, развлечений как непродуктивной траты времени и средств, однако эти виды деятельности были нравственно оправданы, если становились источником дохода. Буржуазное обществоведение 19 века обратило внимание на социальный смысл протестантской этики, но оценивало ее односторонне и часто абсолютизировало ее роль в становлении буржуазного общества (У. Коббет, Дж. Тониоло и др.). Кульминацией такого подхода явились в начале 20 века исследование «Протестантская этика и дух капитализма» и другие работы М. Вебера, в которых делалась попытка доказать, что протестантская этика была решающим фактором возникновения капитализма и быстрого экономического развития Запада. Социально-этические идеи протестантизма явились духовным выражением новой тенденции обществ, развития и в таком качестве действительно сыграли важную (но не решающую) роль в становлении капитализма, его идейном оправдании, в формировании дисциплины и культуры труда. Одновременно они отразили психологию и надежды широких слоев тружеников и в определенной мере воплотили обще-человеческие ценности: высокий социальный статус и достоинство труда, уважительное отношение к любому виду полезной людям деятельности, необходимость профессионального совершенствования, честность и обязательность в человеческих отношениях и др. В контексте религ. мировоззрения эти компоненты фрагментарны, деформированы и в значительной мере подчинены интересам буржуазии. В 20 веке усиливается чисто идеологическое использование протестантской этики. Современные фундаменталисты, спекулируя на традиционных протестантских идеях трудолюбия, справедливости, бережливости, критикуют социальные программы помощи низам за счет налогоплательщиков как несправедливые в отношении к работающим, защищают патриархальные ценности (безраздельную власть отца в семье, неравноправие женщин и пр.), представляют безработицу и бедность следствием лености и нежелания обрести профессию или хорошо трудиться. Идейно-политическая роль протестантской этики противоречива и исторически меняется.

Протестантизм. . Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 209-211.