Протестантская реформация

РЕФОРМАЦИЯ (лат. reformatio – преобразование) – в религиеведении означает приведение сложившихся форм той или иной религии в соответствие с изменившимися условиями; при этом легитимность изменения утвердившейся религиозной традиции обосновывается необходимостью восстановления ее в «истинном», т.е. первоначальном, виде. Так сознает свою задачу религиозный реформатор в отличие от пророка-основателя новой религии. Это не исключает того, что реальным результатом реформации может стать возникновение новой, отличной от традиционной религии. Наиболее значительным в европейской истории христианства было начавшееся в XVI в. реформационное движение во главе с М.Лютером и Ж.Кальвином (менее важной по масштабам оказалась деятельность третьего известного реформатора– У.Цвингли). Это движение, направленное на то, чтобы реформировать Римско-католическую церковь, очистить ее от искажений и вернуть христианству первоначальную чистоту, привело к возникновению новой разновидности христианства – протестантизма.

По своему значению движение вышло далеко за рамки церковной истории. Протестантская реформация стала Реформацией, т.е. была выделена как событие, которое, вместе с Возрождением, определило содержание исторической эпохи перехода от феодального общества к индустриальному, от средневековой религиозной к светской европейской культуре Нового времени. Собственно религиозные последствия Реформации заключались в том, что от Римско-католической церкви отделились национальные протестантские церкви и возник новый тип социальной организации христианской жизни, восторжествовало отличное от католического понимание отношения между человеком и Богом. Если в католицизме это отношение непременно опосредствовано церковью, то Лютером это отношение было интерпретировано как личная связь (типа отношения Я – Ты), которая не нуждается ни в каком посреднике и требует только принятия библейского Писания.

Почва для Реформации была подготовлена средневековой мистикой, номинализмом и возрожденческим гуманизмом. Христианская мистика утверждала существование опыта непосредственного, живого контакта с божественной реальностью (хотя сущность ее остается при этом непостижимой). Именно это убеждение противоречило официальной точке зрения, согласно которой отношения с Богом опосредствуются церковью. Средневековая мистика (Бернард Клервоский, И.Экхарт, И.Таулер) была реакцией на формализацию церковной жизни, стремилась ее усовершенствовать. Однако объективно представление о непосредственном опыте восприятия Бога подрывало авторитет церкви, как это обнаружилось с появлением не просто мистиков-одиночек, но мистически ориентированных групп и движений. В первую очередь именно в этой среде проповедь Лютера встретила понимание.

Номиналисты, утверждая, что реально существуют только единичные вещи, привлекают внимание к субъекту: универсалии вне мышления не имеют действительного прообраза, они являются только субъективными формами мысли, простыми словами, которые служат знаками вещей. Продолженные и развитые в новой философии, эти взгляды способствовали новому пониманию человека, общества и церкви. Человек ощущает себя как единственного в своем роде; он больше не воспринимает себя частью целого. На базе номинализма церковь и общество перестают восприниматься как «организмы» – церковь как «Тело Христа», общество – как социальное тело христианства. Представление о договоре между индивидами приходит на смену понятию «организма» в качестве ключа к пониманию церкви и общества, представлению о естественных узах общности, объединяющих людей. Общность же, основывающаяся на авторитете, не является устойчивым, надежным образованием.

Существенным фактором в становлении реформационных идей был Ренессанс. Гуманисты предложили новую версию классического образования, остатки которого в Средние века сохранялись в церковной школе, в монастырях, в университетах. Прежде всего это было обращение итальянских гуманистов 15 в. к тому жизненному опыту и миропониманию, которое нашло выражение в греко-римской литературе, в произведениях искусства. Пробудившийся интерес потребовал более глубокого изучения античных текстов. Результаты такой работы оказались во многом неожиданными. Лоренцо Валла, один из крупнейших ученых-гуманистов, анализируя стиль и содержание т.н. «Константинова дара», которым папство обосновывало свои притязания на светскую власть, доказал, что этот документ не мог быть написан в 4 в. к является подложным. Обратившись к Писанию, он поставил под сомнение точность Вульгаты (канонизированного Римско-католической церковью перевода Библии), т.е. перевода с еврейского языка Ветхого Завета и с греческого – Нового Завета. Важным событием стал перевод на латинский язык Нового Завета, осуществленный Эразмом Роттердамским. Строго филологический подход Эразма к текстам Нового Завета, считавшимся безошибочными (богодухновенными), создавал предпосылки для будущего исторического подхода в библеистике и расшатывал позиции схоластики. Вклад гуманистов в подготовку Реформации этим не ограничивался, они предложили новый взгляд на жизнь, существенно отличавшиийся от церковного. Многие из них верили в Бога, были, как Эразм, католиками и оставались ими в период Реформации. Однако гуманисты подчеркивали величие и благородство человека. Основания этой веры они черпали в сочинениях Цицерона и Платона.

Религиозные и интеллектуальные движения, подготавливавшие Реформацию, были связаны с кризисом феодализма и появлением «среднего класса», буржуазии, сфера деятельности которого образовала новый сегмент общества, ориентированный на предпринимательство и коммерцию. Это развитие вело к культуре нового типа. Хотя представители нового класса обычно причисляли себя к «добрым сынам церкви», в том, что касалось их реальных интересов, они считали себя свободными от церковных предписаний. Это был новый слой, слой независимых людей, связывавших свои интересы с национальным государством. Империя, контролировавшаяся папами или императорами, уступила дорогу развитию национальных и этнических сообществ. Ко времени Реформации общество претерпело глубокие изменения: многие люди были выбиты из привычной колеи, ощущали себя жертвами перемен, ущемленными в своем достоинстве и правах. Особенно это затронуло самый многочисленный слой – крестьянство; его недовольство вылилось в Крестьянскую войну.

Глубокие изменения претерпевала вся европейская культура. Во 2-й пол. 15 в. получило развитие книгопечатание, X.Колумбом был открыт Новый свет (1492). Выступления М.Лютера против Рима по времени совпали с первым кругосветным плаванием экспедиции Ф.Магеллана (1519–22), а в 1543 Н.Коперник опубликовал свой труд «Об обращениях небесных сфер». Новые события в социальной и культурной жизни способствовали успеху реформаторов, усилия которых были направлены к тому, чтобы подорвать безраздельную до той поры власть Рима.

Католическая церковь оказалась не в состоянии осуществить назревшие к этому времени реформы, которые могли бы укрепить ее пошатнувшееся влияние и требование которых исходило бы прежде всего из недр самой церкви. В 14–15 вв. слово «реформа» все настойчивее повторяется применительно ко всем областям жизни общества. Уже ранние реформационные движения (Дж.Уиклиф, Я. Гус) показали, что требуется не просто устранение злоупотреблений духовенства, но пересмотр фундаментальных догматов католицизма. Католическая теология, в которой господствующие позиции в 15 в. сохранял томизм, оказалась неспособной противостоять номинализму, выражавшему и усугублявшему кризис средневекового миропонимания, и гуманизму, не только подвергшему критике религиозный догматизм и фанатизм (Эразм, по словам В.Дильтея, – это «Вольтер 16-го века»), но и поставившему, опираясь на неоплатонизм, под удар учение о спасении и таинствах (Дж.Пико делла Мирандола).

Реформация, затронувшая все стороны церковной жизни, включая вероучение и организацию, развивалась в нескольких направлениях. Творцом немецкой реформации был Лютер. Он провозгласил, что «Бог не может и не хочет позволять господствовать над душой никому, разве лишь самому себе», и призвал к борьбе против папства и духовенства. Принципу церковной иерархии он противопоставил учение о «всеобщем священстве», о единоспасающей личной вере (sola fide). Библия была провозглашена единственным источником вероучения. Протестантская этика основывалась на признании священной всей повседневной деятельности человека, стимулируемой верой в спасение; «мирское призвание» она усматривала в добросовестном выполнении профессиональных обязанностей и долга в отношении ближнего. Человек в лютеранстве становится ответственной за себя христианской личностью: он сам может видеть и спросить свою совесть («божий глас» в своей душе), во что ему верить и что делать. В антисхоластических тезисах к Гейдельбергскому диспуту (1518) Лютер изложил свою философскую позицию: он признает естественное знание о Боге и моральные принципы, основанные на разуме, но настаивает, что разум может только подготавливать веру, но не заменить и тем более не превзойти ее. Лютер признавал поэтому пользу формального обучения мышлению с помощью логики, и притом не на латыни, а на родном немецком языке. Лютер не только церковный реформатор, но и реформатор образования, языка, музыки, стиля жизни. Это подчеркивает надконфессиональное, мирское, общекультурное значение Реформации.

Другие направления Реформации связаны с деятельностью на севере Швейцарии, в немецкоязычных кантонах, У.Цвингли, которого интересовали в первую очередь не теологические, а этические аспекты христианства, а на юге Швейцарии, где говорили на французском, – Ж.Кальвина. Столицей кальвинизма стала Женева, где Кальвин воплотил в жизнь свое учение. Кальвинизм, по словам Ф.Энгельса, выдвинул на первый план буржуазный характер Реформации, придав церкви республиканский, демократический вид. Это простая и дешевая церковь, формирующаяся снизу вверх как союз независимых самоуправляющихся общин, избирающих своих пасторов и пресвитеров-мирян. Кальвин разработал программу религиозно-нравственного воспитания, основанную на принципах мирского аскетизма и учении об абсолютном предопределении. Лютеранство получило преобладающее влияние в Германии и затем в Скандинавии и Прибалтике, кальвинизм – в Шотландии и Голландии, он распространился во Франции и Англии (пресвитерианство), а позже – в США. Еще одна разновидность Реформации – англиканство.

Реформация провозгласила свободу совести и способствовала высвобождению духовных сил и творческой активности не только в религиозной сфере, но также в политической и хозяйственной деятельности. Влияние ее на науку сказалось гл. о. через сферу образования, развитие педагогики, утверждение идеала всеобщего начального обучения. Реформация способствовала развитию светской философии Нового времени, прежде всего немецкой философии: «без Лютера не было бы Канта» (Ф.Паульсен). Несомненно влияние протестантизма (прежде всего лютеранства) на развитие искусства ре-формационной и послереформационной поры – музыку, живопись, литературу (самые наглядные примеры – И.Бах и А.Дюрер). В то же время религиозная свобода оказалась ограниченной и не исключала преследований инакомыслящих (и не только католиков и атеистов, но и, напр., антитринитариев). Как исторический период Реформации заканчивается неизбежным разочарованием, наблюдаемым расхождением между замыслом и результатами (тем, что М.Вебер называл рутинизацией харизмы). Однако непреходящее значение Реформации в становлении общества современного типа, в развитии мировой культуры несомненно.

Литература:

1. Лихачева Е. Европейские реформаторы (Гус, Лютер, Цвингли, Кальвин). СПб., 1872;

2. Лебедев А. Очерки развития протестантской церковно-исторической науки в Германии (XIV–XIX вв.). М., 1881;

3. Бецольд Ф. История Реформации в Германии, 2 т. СПб., 1900;

4. Паульсен Ф. Философия протестантизма. Кант и протестантство. СПб., 1907;

5. Спекторский Е. Происхождение протестантского рационализма. Варшава, 1914;

6. Капелюш Ф. Религия раннего капитализма. М., 1931;

7. Гараджа В.И. Протестантизм. М., 1970;

8. Смирин М. Лютер и общественное движение в Германии в эпоху Реформации. – В кн.: Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии. М., 1978;

9. Соловьев Э.Ю. Непобежденный еретик. М., 1984;

10. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. – Избр. произв. М., 1990;

11. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 1;

12. Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии. – Там же, т. 7.

В.И.Гараджа

Протестантизм возник в процессе идейной эволюции католичества как реакция на волновавшие умы и души католиков вопросы, с особой остротой вставшие в Германии в период кризиса Римско-католической церкви. Протестантизм никогда не представлял из себя однородного течения. Даже в самом начале, в период Реформации, когда сформировалось несколько форм, таких как лютеранство, кальвинизм, и англиканство, они довольно сильно отличались друг от другу. Со временем протестантизм распался еще на множество направлений, породив целый ряд смешанных и переходных форм, о которых иногда вообще сложно сказать протестантизм это или нет. Во-первых, это те религиозные течения, которые, отвергая власть Ватикана, не полностью отрицают церковную традицию и сохраняют католические элементы в доктрине (триединство Бога и бессмертие души). Во-вторых, это религиозные давления, в которых стремление к воспроизведению строя первых христианских общин сочетается со всякого рода новыми, дополнительными к Библии «откровениями».

Самые аутентичные формы протестантизма сочетают в себе 2 признака — признание единственным источником учения Библии, а единственным путем спасеня — веры. Главное, что объединяет все протестанские учения — это отрицание авторитета католической церкви. Протестантизм отвергает авторитет церковной иерархии и утверждает всеобщее священство всех верующих христиан, отвергается и культ святых и Богоматери, иерархическое строение загробного мира, который для протестантов четко делится на «рай» и «ад», без католического «чистилища». Отвергается сакральность священных предметов (например, икон), аскеза (отсутствие обета безбрачия — целибата) и таинств (кроме крещения и причастия); нет монастырей и монашества. Спасение достигается только бескорыстно даруемой Богом верой. Право исповедовать и отпускать грехи принадлежит только протестантской общине, а богослужение сведено к проповедям, молитвам и пению псалмов.

Хронология эпохи Реформации и распространения протестантизма

  • 10 ноября 1483 — в Айслебене, Саксония, родился Мартин Лютер
  • 1 января 1484 — в Вильдхаусе родился Ульрих Цвингли
  • 17 июля 1505 — Лютер принял постриг в августинском монастыре в Эрфурте
  • 10 июля 1509 — в Нуайоне, Пикардия, родился Жан Кальвин
  • 19 октября 1512 — Лютер получил степень доктора теологии и начал читать лекции о Библии в Виттенберге
  • 1515 — публикация «Писем темных людей», высмеивающих кёльнских доминиканцев
  • 31 октября 1517 — Лютер вывесил свои «95 тезисов» на двери в Виттенберге
  • 1519 — начало проповеднической деятельности Уильриха Цвингли
  • 1519 — Лейпцигский диспут Экка с Карлштадтом и Лютером, который подверг сомнению мудрость церковных соборов и поддержал учение Гуса, еретика, казненного по приговору собора в Констанце
  • 1520 — папская булла Exsurge Domine с угрозой отлучения Лютера. Тот издал сочинение О свободе христианина и публично сжег папскую буллу
  • 3 декабря 1521 — отлучение Лютера от Римско-католической церкви
  • 1521 — Филипп Меланхтон опубликовал первое издание Loci Communes («Общих мест»), ставших «стандартом» для богословских работ лютеранского направления
  • 28 января — 25 мая 1521— Вормский рейхстаг. За отказ отречься от своих взглядов, Лютер был назван еретиком и объявлен вне закона, а его сочинения подлежали уничтожению. Для обеспечения безопасности Лютера, Фридрих Мудрый приказал его похитить и препроводить в замок Вартбург. Здесь Лютер взялся за перевод Священного Писания на немецкий язык
  • 1522 — выступление в Виттенберге «цвиккауских пророков». Удаление икон из церквей города
  • 6 марта 1522 — тайное возвращение Лютера в Виттерберг. Публикация немецкого перевода Священного Писания
  • 1524 — начало Крестьянской войны в Германии
  • 1525 — публикация «Комментария об истинной и ложной религии» Цвингли. Лютер женился на бывшей монахине Катарине фон Бора
  • 27 августа 1526 — I рейхстаг в Шпейере временно до следующего церковного собора предоставил имперским князьям действовать в религиозных вопросах по своему разумению, «как если бы они были ответственны только перед Богом и его императорским величеством»
  • 1528 — Берн принял цвинглианскую Реформацию и проведение месс было отменено
  • 19 апреля 1529 — рождение протестантизма: немецкие князья и имперские свободные города выступили против постановления II Шпейрского рейхстага о повсеместном восстановлении католического богослужения
  • 1 октября — 4 октября 1529 — встреча Лютера и Цвингли и Марбургский диспут
  • 1530 — Аугсбургский рейхстаг. Попытка добиться церковного единства католиков и протестантов провалилась
  • 27 февраля 1531 — основание северонемецкими князьями Шмалькальденской лиги в защиту протестантизма
  • 11 октября 1531 — битва при Каппеле, где католические кантоны наголову разгромили силы Цюриха под командованием Цвингли, павшего в сражении.
  • 1534 — учреждено «Общество Иисуса» — орден иезуитов. Начало Контрреформации
  • 1535 — успехи лютеранства в городах Ганзейского союза и осуждение анабаптизма как ереси
  • середина 1530-х — распространение лютеранской Реформации в вестфальских городах и территориях северо-восточной Германии
  • 1527 — 1544 — распространение лютеранства в Швеции
  • 1534 — начало Реформации в Англии: Генрих VIII на основании Акта о верховенстве принял титул главы английской церкви
  • 1536 — Реформация на лютеранский лад в Дании при Кристиане III. Арест католических епископов; конфискация земель духовенства и монастырей; король во главе церкви
  • 1537 — 1539 — Реформация по-датски в Норвегии и в 1551 в Исландии
  • 1539 — издан 1-й том полного собрания сочинений Лютера
  • 18 февраля 1546 — смерть Лютера
  • 1552 — Пассаусский мир, гарантировавший свободу вероисповедания всем протестантам на землях Священной Римской империи
  • 25 сентября 1555 — Аугсбургский мир, подписанный Карлом V с представителями Шмалькальденской лиги, признал Confessio Augustana (Аугсбургское исповедание), придав лютеранству официальный статус на землях Священной Римской империи, и кодифицировал принцип cuius regio, eius religio («чья область, того и вера»), дававший полную независимость князьям в религиозных вопросах и право определять религию своих подданных
  • 1571 — законы против католиков при королеве Англии Елизавете I. Переход из протестантизма в католицизм приравнивался к государственной измене.
  • 13 апреля 1598 — французский король Генрих IV издал Нантский эдикт, подтвердивший господствующий статус во Франции католической религии, но предоставивший протестантам (гугенотам) свободу вероисповедания и богослужения по всей стране, за исключением Парижа
  • 23 мая 1618 — «Пражская дефенестрация». Из окон одного из замков Пражского Града местными дворянами были выброшены двое австрийских наместников, пытавшихся восстановить в протестантской Чехии власть католической церкви
  • 1648 — Вестфальский мир, положивший конец Тридцатилетней войне в Европе, подтвердил религиозные положения Аугсбургского мира и признал кальвинизм вторым крупным течением протестантизма
  • 11 июля 1690 — сражение на речке Бойн, Ирландия. Войско английского короля Вильгельма III Оранского одержало решительную победу над ополчением низложенного короля Англии Якова II Стюарта, пытавшегося вернуться на трон и возродить прежний режим абсолютизма. Поражение сторонников Якова ознаменовало окончательное отстранение британских католиков от государственной власти.

Формы протестантизма

Хотя протестантизм не представляет из себя однородного явления, а его приверженцы разделяются на множество течений и групп — деноминаций, между ними, несмотря на все различия, существует или предполагается некое невидимое духовное единство. При всех теологических расхождениях, большинство протестантских церквей участвует в экуменическом движении, направленном на взаимопонимание и сотрудничество христианских конфессий. В мире существует более 33 тыс. деноминаций 238 странах, но их число продолжает расти каждый год и не поддается точному подсчету. Главными ветвями протестантизма являются — лютеранство, кальвинизм или реформатство, и англиканство. К другим течениям протестантизма относятся: методизм, баптизм, адвентизм, анабаптизм, конгрегационалистская церковь, пятидесятничество, харизматическое движение, пресвитерианство, квакеризм, свидетели Иеговы и др.

Лютеранство

Лютеранство, Lutheranism (англ.) — главная ветвь протестантского христианства, восходящая к Мартину Лютеру, который вложил в вероучение не только идеи реформирования церкви, но и свой собственный духовный опыт. Большое место в сочинениях Лютера отводилось концепции «свободы христианина». Божественная справедливость понималась Лютером не как свойство наказания и воздаяния, а как божественная активность, которая оправдывает человека. Справедливость, как и милость Божья, не зависит от личных достоинств человека, но дается по личной воле Творца и возвещается Святым Духом. Бог не воздействует насильственно на волю человека, но, как абсолютный господин, направляет волю к своей цели. В результате человек действует свободно даже в вопросе собственного спасения, т.к. истинно свободен только человек «оправданный» — его судьба уже определена Богом, который вырвал ее из земных условностей. Но человек должен подчиняться законам судьбы и отсюда — требование подчинения церкви светской власти как одному из государственных институтов. Главные догматические положения Лютера изложены в «Аугсбургском исповедании веры» (вместе с Меланхтоном) и в «Книге согласия», которая наряду с Библией является своеобразной священной книгой лютеранства.

Лютеранство быстро вышло за пределы Германии и распространилось в других странах Европы, прежде всего в Скандинавии. В Швеции реформация церкви осуществлялась по инициативе короля и лютеранство стало способом утверждения отделения страны от Дании и диктата Ватикана (30-е годы XVI века). В конце XIX веке и на протяжении XX-го в Европы начался процесс либерализации лютеранства: например, принятие женского священства. Европейские лютеранские церкви в большинстве своем являются государственными, зависят от общенационального общественного мнения, и поэтому отличаются теологическим либерализмом. В США, наоборот, сосредоточены консервативные течения лютеранства. Наиболее значимыми среди них являются лютеранская церковь и лютеранская церковь .

Главные международные организации лютеранских церквей

  • (140 церквей в 78 странах);
  • .

Главные лютеранские церкви

  • (Мадагаскар)

Лютеранство в России

Лютеранство в России имеет долгую историю и появилось еще при жизни его основателя Мартина Лютера. Особое распространение на ее территории получили скандинавская и немецкая традиции лютеранства. Приток лютеран пришелся на эпоху Петра I и Екатерины Великой. В 1763 императрица издала манифест, призывавший иностранцев переселяться в Россию: для переселенцев предусматривался ряд привилегий: «Свободное отправление веры» и государственная помощь при строительстве церквей. В дальнейшем государство продолжало политику благоприятствования. С началом XIX века, после прибытия большой волны переселенцев из Швабии, придерживавшихся пиетистскикх убеждений, в русском лютеранстве начался раскол, затихший на время, но продолжающийся и до настоящего времени. В 1930-е лютеранство пережило период заката — все здания церквей были национализированы, а пасторы сосланы и погибли в лагерях. Возрождение лютеранства началось только после подписания Хельсинской декларации по безопасности и сотрудничеству в Европе в 1975 на основе 2-х этнических групп, исконно принадлежавших к этому вероисповеданию — немцев и финнов. В 1990-х произошел массовый переход русских в лютеранство, которые, влиливаясь в структуры ЕЛЦ, церковь Ингрии, привносят свои особенности, в частности стремятся создать свою собственную лютеранскую церковь. Численность ЕЛЦ оценивается в 200 тыс. человек; ЕЛЦИ — 20 тыс.; БЛЦ — 1 тыс.; ХЕЛЦВС — 1 тыс.

Главные лютеранские церкви в России

  • (ЕЛЦ)
  • (ЕЛЦИ)
  • (прежде Библейская ЛЦ)
  • Христианская евангелическая лютеранская церковь Висконсин-Синод (ХЕЛЦВС)
  • Карельская евангелическо-лютеранская церковь

Кальвинизм

Кальвинизм или Реформатская церковь, Calvinism (англ.), — второе крупное течение в протестантизме, возникшее в период Реформации в Швейцарии, получило название по имени основателя движения — Жана Кальвина. Кальвинизму исторически предшествовало учение Цвингли, цюрихского священника, поборника независимости и республиканских свобод. Опираясь на авторитет Священного Писания, Цвингли отвергал Римское «священное предание» и отстаивал принципы «всеобщего священства». Систематическое обоснование Реформации было представлено Кальвином в труде «Наставление в христианской вере» (1559), где были изложены не только теологические вопросы веры, но проблемы христианской свободы и взаимоотношений церковной и светской влатей. В этом трактате Кальвин выел догмат о полном предопределении жизни человека: Бог изначально, еще до сотворения мира, предначертал спасения или осуждение людей, и они должны довериться его приговору. Но человек земной может увидеть знак своей избранности и правильности своих действий. Таким критерием служит успех в земном труде, к которому Бог призвал человека. Следуя этой гражданской морали, основанной на принципах мирного аскетизма, человек должен все свои силы посвящать труду, причем не ради накопления денег — это грех стяжательства, а пускать капитал в оборот, способствуя тем самым процветанию населения и государства. Кальвин полагал возможным построить церковь на принципах выборности, где независимые общины верующих самостоятельно могли выбрать пастора и пресвитера. Но вскоре он сам же нарушил свои принципы. Он создал диктатуру реформатской консистории в Женеве, подчинил магистрат, изгнал или уничтожил оппозицию. Он также ввел строгую регламентацию общественной и личной жизни. И хотя формально эти строгости были отменены, они органически вошли в кальвинистскую мораль.

В течение XVI века кальвинизм широко распространился в Нидерландах, а также в Англии и Шотландии, где сложились общины пресвитериан, первоначально объединявшие последователей кальвинистских идей, настаивавших на идеях выборности и децентрализации церкви. Пресвитериане составили умеренное крыло пуританизма, получив особенное распространение в период Английской революции, когда они являлись правящей церковью. В 1643 — 1649 в Англии было составлено «Вестминстерское исповедание веры», где изложены основные постулаты веры реформатской церкви. Со временем кальвинизм утратил свой радикализм и его доктрина постепенна начала сближаться с лютеранскими и евангелическими учениями. С XVII века пошел процесс формирования самостоятельных национальных церквей в Швейцарии, Нидерландах, северной Германии и Франции, одни из которых строго придерживались первоначального учения Кальвина, другие шли по пути все большей либерализации.

Кальвинистские ресурсы

  • (реформатские и кальвинистские материалы)

Кальвинизм в России

Первые кальнистские общины появились еще в XVI веке и вплоть до правления Анны Иоановны кальвинисты наряду с лютеранами пользовались равными правами. После 1734 начались попытки принудительного объединения кальвинистов с лютеранами. Сотрудничество кальвинистов с православной церковью ограничивалось сферой образования. После революции 1917 началась массовая эмиграция приверженцев кальвинизма, поскольку они в основном состояли из иностранцев и русских западноевропейского происхождения. В 1990-х кальвинистская церковь по сути образовалась заново. Современная численность кальвинистов невелика — более 200 чел.. Российские церкви входят в региональную конференцию СНГ. Поместные общины принадлежат 2-м реформатским консервативным церквям — голландской и швейцарской.

Англиканство

Англиканство, Anglicanism (англ.) — англиканское вероисповедание, объединяющее церкви Англии и бывших английских колоний во главе с духовным лидером — архиепископом Кентерберийским. Идейное обоснование необходимости разрыва с Ватиканом и католичеством было подготовлено трудами и деятельностию теолога Джона Виклифа, ученого и реформатора Тиндала, и др. Однако Реформация в Англии была проведена политическим решением короля Генриха VIII, стремившего создать национальную церковь и объединить английский народ под своей властью (Акт о верховенстве, 1534). С тех пор король/королева являются главой англиканской церкви, архиепископ Кентерберийский духовным лидером церкви. Англиканство содержит в себе элементы католического и протестантского вероисповедания. Католические присутствуют в культе, а английская литургия является переработкой католической средневековой литургии. В то же время английский символ веры из 39 глав — главный документ догматических положений англиканства, принятый в 1571, содержит ряд ярко выраженных протестантских элементов кальвинистского толка.

Англиканские ресурсы

Англиканство в России

Англиканская церковь в России ведет свое начало с эпохи Ивана Грозного. В настоящее время существует 3 англиканских прихода, которые входят в в Европе. Численность — более 300 чел. в основном иностранного происхождения. Кроме того, существует еще Епископальная церковь в Санкт-Петербурге, ассоциированная с Свободной церковью Англии в Бирмингеме.

Цитаты

  • На том стою и не могу иначе. Да поможет мне Бог. Аминь (Hier stehe ich. Ich kann nicht anders. Gott helfe mir. Amen нем., лат.)

Ссылки

Русскоязычные ресурсы

Зарубежные ресурсы

Литература

  • Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. М., 2003

«Вокруг света» о протестантах

Статьи

  • Июль 1980 Кралицкие истоки (за 42 года существования подпольная типография протестантов в Кралицком замке, в Чехии, выпустила 76 книг, в том числе и знаменитую Кралицкую Библию)

  • Февраль 1983 В Ольстере без перемен (из 1,5 млн жителей Ольстера 2/3 составляют протестанты)

  • Июнь 1991 Легенды и были о динозаврах (наилучшая разновидность человека разумного — мужчина, англичанин и протестант)

  • Июнь 1995 «Вокруг света» в гостях у каннибалов (несколько лет назад были съедены два миссионера-протестанта)

  • Август 1995 Поувоу — это… поувоу (белых жителей Америки индейцы называли «уоспов», от англ. «White Anglo-Saxon Protestant», т.е белый англосакс-протестант)

  • Сентябрь 1995 Из варяг в чукчи (для шведов-протестантов неприлично кичиться богатством)

  • Февраль 1997 Зарабатываем на преисподней (Ява оказалась не способной отразить военный и религиозный натиск пришельцев, поначалу католиков, а потом протестантов — голландцев)

  • Октябрь 1997 Путь мизунгов (пигмеи и банту называли себя протестантами)

  • Ноябрь 1997 Пионеры штата ЮТА (мормоны утверждают, что они не протестанты)

  • Январь 1998 Сиреневый Леман (когда во Франции развернулись жестокие гонения на протестантов, и на протяжении столетия оттуда в Швейцарию прибыло около 60 тыс. беженцев)

  • Июнь 1998 Правнуки Уленшпигеля (голландцы-протестанты относятся к фламандцам-католикам, как столичные жители к провинциалам)

  • Февраль 2001 Закон его стихии (в 1840, когда в Нью-Йорк прибыли ирландцы-католики, произошел первый религиозный конфликт с протестантами)

  • Июнь 2001 Реформация (через 14 лет после начала правления Альбрехта Бранденбургского в землях Ордена победила Реформация)

  • Ноябрь 2001 Неприкосновенная (в Швейцарии особенно широко распространилось одна из разновидностей протестантизма — цвинглианство)

  • Май 2002 Королевские казематы (пока страна пребывала под властью католиков, протестанты ожидали благословенного дня, когда на престол взойдет другая дочь Генриха VIII, от Анны Болейн, — Елизавета)

  • Август 2002 Тихий Запад (жесткая политика, проводимая Генрихом VIII в Ирландии, привела к тому непримиримому противостоянию католиков и протестантов, которое длится и по сю пору)

  • Январь 2003 Кровавая месса (24 августа 1572, в праздник Св. Варфоломея, в Париже началась резня протестантов — печально знаменитая Варфоломеевская ночь)

  • Июнь 2003 Благословенный анахронизм (облик Брюгге несколько «попортили» протестанты в XVI столетии)

  • Ноябрь 2003 Галантный философ (отец Ларушфуко боролся с протестантами, хотя его предки не были католиками)

  • Октябрь 2004 Молот ведьм (пытаясь расколдовать мир, протестантские теологи породили массовую паранойю охоты на ведьм)

  • Декабрь 2004 Рыцарь печального образа (у турок были налажены широкие связи с протестантами)

  • Май 2005 Тайны королевы Анны (французские протестанты, лишенные кардиналом Ришелье многих привилегий, подняли восстание в порту Ла-Рошели)

  • Июль 2005 Прусский дух Унтер-ден-Линден (лютеранская Пруссия принимала гонимых во Франции протестантов)

  • 2005 Генри Форд, король всея Америки (во многих отношениях Форд был сыном своих консервативных родителей-протестантов)

  • 2005 Непрощенная измена (в 1552 у религиозного лидера протестантской общины родился Уолтер Рэли, английский пират, авантюрист и поэт)

  • Декабрь 2006 Елизавета: от Золушки до королевы (после заговора протестантов в марте 1554, Елизавета I по приказу Марии I Тюдор была брошена в Тауэр)

  • Декабрь 2006 Живые картины презепио (рождественскую елку придумали протестанты)

  • Март 2007 Реформация и ее «апостолы»

Телепрограммы

  • 11 марта 2000 Израиль. Голгофа (попытка пересмотреть подлинность Гроба Господня была предпринята английским протестантом генералом Ч. Гордоном)

  • 29 июля 2001 Венгрия. Озеро Балатон (после Реформации на берегах Балатона появилось много протестантов, что привело к серьезным конфликтам)

  • 30 сентября 2001 Швейцария. Обзор (в XVII, во времена гонений на протестантов в страну въехало огромное количество беженцев)

  • 28 октября 2001 Швейцария. От Цвингли до Гитхера (в 1518 настоятелем Гроссмюнстера, Большого кафедрального собора Цюриха, стал крестьянский сын Ульрих Цвингли, проводивший церковные реформы в духе протестантизма)

  • 7 ноября 2001 Швейцария. Берн (во время Реформации протестанты уничтожили многие церковные ценности, которые они считали излишними)

  • 17 февраля 2002 Чехия. Кутна-Гора (значительный вклад в разорение города внесли войны между католиками и протестантами)

  • 19 мая 2002 Чехия. Гуситы (военные успехи гуситов-протестантов в Чехии вынудили католиков начать переговоры)

  • 9 июня 2002 Чехия. Часовня скелетов (на кладбище у Кутна-Горы погребали тела монахов-католиков, убитых протестантами)

  • 4 августа 2002 Италия. Чума (в Венеции с пониманием относились к протестантам)

  • 22 декабря 2002 Великобритания. Гарри Поттер. Поттерофилы и поттерофобы (Гарри Поттер напоминает протестантам Иисуса)

  • 20 июня 2004 Австралия. Старая Австралия (в храме при тюрьме Порт-Артура могли молиться и католики, и протестанты)

  • 27 марта 2005 Исландия. Природа Исландии (в Исландии утвердилось одна из разновидностей протестантизма — лютеранство)

  • 19 ноября 2005 Бавария (баварцы отличаются от основной массы немцев еще и тем, что они католики, а не протестанты)

  • Май 2006 Диана, охотница на королей (Екатерина Медичи развязала войну с протестантами, устроив кровавую Варфоломеевскую ночь)

  • Апрель 2007 Православие: слово и дело (Православие всегда волновали отношения с другими конфессиями. В XVII веке даже произошла попытка вступить в богословский диалог с новоявленным протестантизмом, но Константинопольский патриарх Кирилл Лукарис, разделявший кальвинистские взгляды, был осужден церковным собором 1642 года)

Материалы «Телеграфа»

  • Альпийская темница. Подземелья Шильонского замка не раз воспевали классики мировой литературы (в 1536 бернские протестанты, захватившие Шильон, освободили Бонивара, приора монастыря Св. Виктора в Женеве)

  • Король-портной погиб за идеалы коммунизма (история существовавшей в Мюнстере в 1534-1535 коммуны анабаптистов во главе с Иоанном Лейденским)

Вопрос — ответ

  • Как появился протестантизм? (в 1526 рейхстаг в городе Шпейер по требованию немецких князей-лютеран вынужден был признать свободу вероисповедания)

  • Как сменялись правящие династии Англии? (в 1701 в Англии был принят Закон о престолонаследии, согласно которому на английском троне могли находиться только протестанты)

Протестантская теология освобождения

Г.Г. Хачатрян

Теоретическая основа теологии освобождения возникла в Европе. Европейские богословы обратились к социальным и политическим проблемам общества. Основной их целью было объяснить страдание в мире — как можно говорить о Боге после Освенцима? Такая постановка вопроса, ставшая актуальной после Второй мировой войны, привела к возникновению новых богословских концепций: «Теология надежды» Ю.Мольтмана, «Политическая теология» Б. Метца, «Теология революции» и т. д. Благотворной почвой для развития и применения теоретических конструкций европейского богословия была Латинская Америка, в которой проблемы социального неравенства и нищеты стояли наиболее остро. Именно в Латинской Америке возникла, так называемая, «теология освобождения», которая отказалась от классического кабинетного богословия в пользу богословской практики. В результате возникло мощное богословское течение, распространившееся по всему миру. В статье мы рассмотрим протестантское направление богословия освобождения в США, Южной Африке и Корее. Все три возникли под влиянием латиноамериканского богословия в 1960-1970-х гг., но в разном контексте и с разной проблематикой.

Теология освобождения в США

Черная теология появилась в контексте борьбы за гражданские права в США в 1960-х гг. Ее возникновение связано с вызовом со стороны чернокожих мусульман, которые в начале 1960-х заявили, что «Христианская религия несовместима со стремлением чернокожих достичь равенства в США. Христианская любовь — это любовь белого человека к самому себе и к своей расе»1. Черная теология приняла этот вызов и разработала свою богословскую систему, в центре которой было освобождение «черного человека». Одним из основателей этой теологии был Джеймс Коун (Африканская методистская епископальная церковь).

Коун писал, что одна из основных задач черной теологии это интерпретация Евангелия в свете опыта угнетенных чернокожих. Христианское богословие это богословие освобождения — познание Бога в свете ситуации угнетенного сообщества. Белое богословие, по мнению Коуна, вообще не христианское богословие, потому что оно на стороне белых угнетателей, а не чернокожих рабов. Придерживаясь марксистского утверждения, что бытие определяет сознание, Коун считал, что невозможно быть белым и мыслить библейски. «Господь есть

Выпуск 4 2015

Г.Г. Хачатрян

Бог угнетенных, — пишет Коун — черное богословие не может принять взгляд на Бога, который представлен не в виде чернокожего. У чернокожих, живущих в мире белых угнетателей, нет времени на нейтрального Бога, Бога, который любит белых так же как черных. Нам нужна божественная любовь, которая любыми средствами разрушит силу угнетателей здесь и сейчас»2. В отличие от латиноамериканского богословия, черная теология не призывает бороться с нищетой — это не ее основная цель, она призывает «быть на стороне черных». «Черный» — это не столько цвет кожи, сколько символ угнетения, который может применяться ко всем людям, испытавшим угнетение. Как писал протестантский богослов Иеримия Райт: «Иисус был бедным чернокожим человеком, потому что был угнетаем богатыми белыми людьми»3. По мнению Коуна, Иисус был революционером, который боролся за бедных и слабых против богатых и сильных. Он отмечает, что в современной ситуации нет выбора между насилием и ненасилием, есть выбор между двумя формами насилия. Единственная возможность, которая у нас есть, это решить, какое насилие мы будем поддерживать — угнетателей или угнетенных, белых или черных. Нет возможности нейтралитета.

В рамках этой системы понятия греха и спасения меняют свое значение. Грех это не личная вина каждого перед Богом, грех это преступления белых против черных. Грех черных — желание перестать быть черным, стать белым. «Спасение» приобретает социальное измерение и перестает быть связанным с жизнью после смерти. Вечная жизнь рассматривается в контексте нового социального порядка. Божественный промысел направлен на спасение всех людей от угнетения, поэтому каждый, кто верит в Бога, должен стремиться к освобождению, в том числе при помощи политических действий и революций.

Далеко не все последователи черной теологии поддерживают взгляды Коуна. Его обвиняли в том, что такая форма теологии рискует стать просто черным шовинизмом. Концепция греха Коуна не позволяет интерпретировать грех как универсальную человеческую проблему, которая так же относится к черным. В результате расовое разделение только усиливается и не происходит примирения4. Кроме того, «черная идентичность» редуцируется до понятия «жертвы» и не отражает реального исторического прогресса. Сейчас не всех чернокожих можно назвать жертвами расового угнетения со стороны «богатых белых людей». Также последовала критика со стороны феминистического богословия, что Коун не включает опыт чернокожих женщин. Недовольство вызывает использование марксизма5 и привязка Царства Божьего к конкретной социальноэкономической модели. Сейчас в США черная теология имеет множество направлений, теология Коуна относится к наиболее радикальным.

2Cone James H. A Black Theology of Liberation. Fortieth Anniversary Edition. 2010. P. 70.

4Rhodes R. Black Theology, Black Power, and the Black Experience // Part Two in a Three-Part Series on Liberation Theology.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5Для Коуна марксизм лучшее средство защиты для чернокожих от белого угнетения. «Христианская вера не имеет в своей природе средства для анализа структуры капитализма. Марксизм в качестве инструмента социального анализа может раскрыть разрыв между видимостью и реальностью и помочь христианам увидеть действительность».

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Тема номера: «Социальные идеалы современного христианства!

Теология освобождения в Африке

Другое развитие теология освобождения получила на южноафриканской почве. В отличие от богословия Коуна, большое внимание уделяется любви к белому человеку в духе Мартина Лютера Кинга. Чернокожие ответственны за духовную деградацию белых, и должны вывести их из духовного мрака. Южноафриканский лютеранский пастор Манас Бутелези пишет: «Однажды Бог спросит «Черный человек, где ты был, когда белый человек отказался от моего Евангелия и отправился к разрушению? Было воскресенье Христа, разве этого не достаточно чтобы освободить тебя из духовной и психологической смерти? Иди к вечному осуждению, черный человек, ты не проявил мужества, чтобы спасти белого брата»6. Черная теология обращается к черному человеку, чтобы преодолеть его рабский менталитет. Самым мощным оружием в руках угнетателя является разум угнетенных. Люди порабощены своим мышлением больше, чем кем бы то ни было вне себя.

Манас Бутелези различает «африканскую теологию» и «черную теологию». Африканская теология связана с африканизацией, черная — с освобождением, в том числе от собственного культурного наследия. По мнению Бутелези, европейские миссионеры разочаровались в секуляризированной Европе и ее богословии. Чувствуя себя «чужими в своем родном доме», они отправились в аграрную Африку, в надежде обрести новую духовность. Задача африканской теологии помочь европейцам реализовать эту романтическую мечту. «Африканское богословие это богословие, основанное на библейской вере и обращении к африканской душе»7. По мнению африканских теологов необходимо освободить Христа от западной теологии, основанной на греко-римской философии. Так же как Бог говорил с Моисеем в неопалимой купине и на горе Синай, Он по-прежнему говорит с Африкой сегодня, в молнии и громе, он говорит в Африке из заснеженного Килиманджаро при помощи всех природных явлений. Это Бог, который переполнен любовью, это не сектантский и эгоистичный Бог белого человека. Задача Черной теологии заново найти этого Бога в Африке.

Теология освобождения в Корее

На азиатской почве богословие освобождения также обрело национальные черты. Так называемая теология минджун (богословие «народных масс») возникла в Корее в1970-х годах, в период экономического роста и политической диктатуры. Именно поэтому богословов в меньшей степени интересовали экономические проблемы и в большей степени социально-политические. Если в центре черной теологии был Исход евреев из Египта, то в центре внимания теологии минджун фигура Христа. Один из основоположников корейского бо-

Выпуск 4 2015

Г.Г. Хачатрян

гословия освобождения пресвитерианский пастор Со Нам Дон считал распятие Христа следствием Его политической деятельности против иерусалимского правительства, против эксплуататоров минджун. Политическое движение Христа было деполитизировано эллинистической церковью, которая преобразовала политический мессианизм минджун в Небесного Христа, а политический крест в религиозный символ. А ко времени императора Константина христианство превратилось в религию власти и окончательно потеряло апокалипсический и революционный характер. Христианство превратилось в функцию власти и опиум для минджун8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Теология минджун создала целостную, отличную от традиционного христианства, картину мира, в которой люди объединены общими целями в пространстве и времени. Важно то, что теоретики минджун отталкивались от реального опыта, на основании которого уже интерпретировали текст Библии и христианство в целом. Как отмечает Сан Пак (Sang Park): «Основная задача герменевтики теологии минджун это не интерпретация Библии (текст) в свете корейской ситуации (контекст), но опыт угнетения корейских минджун (контекст) в свете Библии (текст). Минджун существует не для авторитета Библии, но авторитет Библии существует для свободы минджун»9.

Как и в черной теологии, Бог на стороне угнетенных, а грех — это социальная несправедливость и угнетение минджун. Но корейское богословие отличается большим оптимизмом относительно перспектив минджун. Поскольку минджун являются субъектом истории, а не объектом угнетения, именно они должны преодолеть социальную несправедливость и диктаторский режим. Задача теологии минджун — интерпретировать спасительный и освободительный промысел Божий в современной ситуации при помощи социально-экономического анализа. Богословы минджун призывали участвовать в политической деятельности и бороться с дискриминирующей конфуцианской системой.

С изменением политического курса в Корее и свержением «диктаторского» режима, богословие минджун потеряло свою актуальность. Так же как и черное богословие утратило былую остроту. Современное поколение пытается нащупать новые возможности богословия освобождения, в частности, в проблеме мигрантов, как наиболее ущемленной группе. Как бы то ни было, за несколько десятилетий эта теология продемонстрировала свою действенность в разных контекстах в решении различных социальных и политических проблем. Богословие освобождения называют новой реформацией10 и на него возлагают надежды по обновлению церкви.

Богословие освобождение это новая реформация, новое открытие Библии, принцип постоянной реформации церкви.

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Тема номера: «Социальные идеалы современного христианства!

Список используемых источников

4.Cone James H. A Black Theology of Liberation. Fortieth Anniversary Edition. 2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7.Park Sung A. Minjung Theology: A Korean Contextual Theology // The Indian Journal of Theology, 33 (October-December, 1984).