Протестанты, кто это?

АЬсШаИроу К., в. РоИЫскезкма еЫороШоЬфа. М., 2004. 315 8.

Кгш’5 тиГНкиГШгаНгта г ргоЫету па1$юпа1’по1 роНИИ / рос! гес1. М. В. Pogrebinskogo i А. К. То^о. М., 2013 g. 319 е.

8ага1вт ТПо. Сегтапиа: ватоИ^й^впа. М., 2012.400 е.

БПап^еу Я.¡вШиа islamskogo $ооЬ$кске$^а Ковви. М., 2005.623 е.

БИап^еу Я. Мэут/шга ¿5£опш ¿5/ата V Ло55гг. М., 2007. 576 е.

БНагЛеу Я. Sovet тир:1еу Ло55гг: ЫогНа ойпо{р.Ыу. М., 2015. 632 е.

БПап^еу II. А. Боугетеппша geografiia islamskogo зовЬвкскев^а Дсшгг. М., 2016. 248 е.

МшиГтатИе о^агигакИ V Ш7 . иКЬ: http://www.islamio.ru/structure/ ryazan_region/ (¿.зАа. оЬгавЬсЬеппа 20.01.2017).

VШагат Шгке$^еппо otkryli тшиГтаюки то1е1’пу{ йот . иЯЬ: http://www.info-islam.ru/publ/novosti/rossiya/v_rjazani_torzhestvenno_otkryli_molelnyj_ с!от/1-1-0-33807 (¿¡Ла. obrashcheniial4.04.2015).

VШагат павкИ утоупукк V озкуетепи то1е1’по1 котпа1у тшиГтап . ИНЬ: http://umma.kiev.ua/ru/news/SNG/V_Ryazani_nashli_vinovnih_v_oskvernenii_ то1е1поу_котпаШ18384 (data оЬгазЬсЬеппа 03.12.2013).

Vпагаткот Diagileve ^ггкев^еппо МкгуШа гаЬо1аш5кски роНога ¿ойа тшиГтаюки тоЫ’пу! йот . иЯЬ: https://www.rzn.info/news/2015/4/14^-гуагапвкот-dyagileve-torzhestvenno-otkrylsya-rabotayuschiy-poltora-goda-musul-manskiy-molel-nyy-dom.html (data оЬгавЬсЬепиа 14.04.2015).

КИшат Ра1гкИапоу: Б тесЫат1 о воутеькскепи religioznogo г svetskogo obrazovan.ua . 1ЖЬ: http://islam-today.ru/istoria/husain-faizhanov-s-mectami-o-sovmesenii-religioznogo-i-svetskogo-obrazovania/ (data obrashcheniia 15.03.2015).

Бакигоу В. Ыат V М., 2012. 80 е.

1а рогпаш гв1ат. Т$епШНгоуаппа1а ге^югпа1а organizatsiia БиМЕЯ еугоре1$Ш скавИ Дс^гг: ЬикЫ. Шагап», 2 пита 2013 g.

Е. М. Гостюшева

Алтайский госуларственный университет, г. Барнаул (Россия)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПРОТЕСТАНТИЗМА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ И ЕЕ ОКРАИНАХ (К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА)

В статье рассматриваются основные пути проникновения и распространения протестантизма на территории России. Отмечается, что время появления первых протестантов в границах страны связано с появлением последователей Мартина Лютера в странах Европы. Автор выделяет пять основных источников формирования протестантских общин: торгово-экономические связи России со странами Европы, привлечение иностранных специалистов в страну, расширение границ империи, переселенческая политика Екатерины Великой, военнопленные. Появление первых представи-

телей традиционных протестантских конфессий (лютеран и реформаторов) направления в Колывано-Воскресенском (Алтайском) горном округе связано с хозяйственным освоением региона: открытием месторождений меди, серебра, золота на Алтае. Инженерно-технические кадры формировались в основном из иностранных специалистов, преимущественно выходцев Саксонии. В начале XX в. на территории округа появились первые поселения меннонитов. Переселение крестьян-переселенцев в Сибирь носило преимущественно экономический характер, было хорошо организовано и финансировалось «материнскими» колониями центральных районов Российской империи.

Ключевые слова: протестантизм, меннониты, лютеране, хозяйственное освоение, переселение, земли Его Императорского Величества.

Е.М. Gostyusheva

Altai State University, Barnaul (Russia)

DISTRIBUTION OF PROSTAN STAN ISM

ON THE TERRITORY OF RUSSIA AND ITS VARIETY

(TO THE QUESTION OF THE QUESTION)

Key words: Protestantism, Mennonites, Lutherans, economic development, resettlement, lands of His Imperial Majesty.

Тема протестантизма никогда не была приоритетной в российской науке. Временами интерес возрастал. Так было в XVI-XVII вв., когда протестантские учения и образ жизни стали предметом критики православных полимистов. В пореформенной России в последней трети XIX в. активизировались разнообразные христианские искания и обнаружилась потребность понять, что представляет собой протестантская среда в ее исторической эволюции на российской почве. В настоящее время

очередной социально-культурный сдвиг конца XX в. вызвал к жизни повышенную религиозную и социальную активность многих протестантских сообществ и обусловил внимание к данному конфессиональному фактору со стороны разных по мотивации представителей науки и религиозных организаций .

Протестантизм — одно из трех, наряду с католицизмом и православием, главных направлений христианства. Возникнув в первой четверти XVI в. в процессе широкого антикатолического движения Реформации в Германии (и чуть позже — в Швейцарии), протестантизм быстро распространился по многим странам Западной Европы. В России он укоренялся различными путями и способами с XVI в. На рубеже ХХ-ХХ1 вв. в Российской Федерации действовало около 40 протестантских организаций .

Первые протестанты появились на Руси уже в 20-х гг. XVI столетия, почти одновременно с распространением протестантских идей в Европе. Самыми первыми были купцы, их семьи и челядь из северогерманских городов, главным образом из Гамбурга и Кенигсберга. Еще больше лютеран-купцов стало прибывать в Россию из Швеции, которые в результате мирного договора, заключенного между Россией и Швецией в 1524 г., получили право построить в Новгороде Великом торговый дом и торговать по всей России. Вслед за ними в 1565 г. этот торговый путь освоили и голландцы. В своих подворьях в Холмогорах и Архангельске английские и голландские купцы отправляли свои англиканские и реформаторские богослужения .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Другим источником протестантизма в Московском государстве были специалисты, приглашавшиеся из западных стран на службу. Бурно развивающееся Московское государство остро нуждалось в специалистах многих отраслей знания, производства, искусства, еще не получивших развития на Руси. Уже в последние годы великого княжения Василия Ивановича в Москву прибыло немало медиков, аптекарей, торговых людей, художников, мастеров разных ремесел. Это были в основном протестанты из стран Северной Европы. Эту практику значительно расширил Иван IV Грозный. В его царствование в Москву было приглашено много «дохтуров гораздых», «барбе-ров», или цирюльников, «пушкарников», «искателей злату и серебру», «мастеров хитрых», «изуграфов, в науках наученных». Их поселили на Варварке вместе с их семействами, прислугой и подмастерьями. К этому периоду немцы-протестанты уже жили общинами и в других русских городах — Владимире, Угличе, Костроме, Нижнем Новгороде, Твери, Казани и Архангельске. Кроме купцов и мастеров здесь были расселены и пленные .

В царствование Михаила Федоровича немецкие протестантские общины существовали уже в Серпухове, Ярославле, Вологде и Холмогорах. В Москве проживало более 1000 немецких семей. Алексей Михайлович, как и его предшественники, покровительствовал немецким переселенцам, приближал их ко двору, определял на гражданскую и военную службу. В это время в России проживало до 18 тыс. протестантов — лютеран, реформаторов-кальвинистов .

В 1662 г. по ходатайству саксонского двора в Москве образовалась лютеранская община — саксонская, первым пастором которой был Иоганн Грегори (4, с. 27). Шведам после мира позволено было строить свои дома в Москве, Новгороде, Пскове, Переяслав-ле и Белгороде, где было дано право им править свою службу в своих жилищах, не допуская строительства храмовых зданий. К началу XVIII в. протестантов было в Москве 20 тыс., а во всей России — 30 тыс. .

Петр I широко приглашал в Россию специалистов высокой квалификации: ученых-физиков, химиков, корабелов, разведчиков руд, горноразведчиков, мореходов, военачальников. Петр впервые допустил смешанные браки между православными и протестантами, поскольку женщин своей веры им негде было взять. При ближайших преемниках Петра I приток иностранцев, прежде всего немцев-протестантов, продолжался, но в нем стала заметна доля дворян из германских государств и Прибалтики. Многие из числа приглашенных на службу или в качестве мастеров своего дела переходили в русское подданство, укоренялись в России: одни принимали православие, другие сохраняли свою веру, образуя костяк протестантских общин. Их потомки в разных слоях общества вполне обрусели, сохранив свои немецкие, шведские и другие фамилии, часто оставшись протестантами. Наплыв иностранцев и европейских идей при Петре I не мог пройти бесследно для распространения протестантизма на территории империи .

Третьим заметным источником появления протестантов в России были пленные. Пленных, владевших какими-либо профессиями, расселяли по российским городам, по границам, какую-то часть превращали в крепостных. Особенно много пленных-протестантов было взято во время Ливонской войны. Специальным приказом Иван Грозный запретил продавать пленных, а повелел отбирать из них тех, кто владеет ка-ким-либо мастерством или искусством, и доставлять их к самому царю. В полон забирали не только военных, но и гражданское население с женами и детьми. Полон отводился внутрь России громадными партиями, причем отбирали по преимуществу молодых, красивых и знатнейших. Переселенные пленные получили право отправлять свободно свое богослужение. В Сибири в начале XVIII в. Тобольск стал центром, куда ссылалось большинство военнопленных армии Карла XII. Указ Сената 1717 г. запрещал насильно крестить, женить пленных. В 1713 г. была построена первая протестантская кирха и создана частная школа для детей военнопленных, где обучали чтению Библии, молитвам, пению псалмов, и где ученики не могли говорить со своими наставниками ни о чем, кроме как обожественном.

Четвертым и, наверное, самым многочисленным путем пополнения протестантов в составе населения России были жители территорий, присоединенных к ней в результате войн с Ливонией и со Швецией. Сдавшимся жителям Дерпта в июле 1558 г. было объявлено: «Граждане дерптские остаются при своей религии без всяких перемен и не будут принуждены отступить от нее; церкви их со всеми принадлежностями остаются, как были, равно как и школы их» .

Массовый приток протестантов дало также приглашение Екатериной II на постоянное жительство в Россию для освоения ее южных и поволжских земель, адресованное немецким крестьянам и ремесленникам. После манифестов Екатерины II1762 и 1783 гг., даровавших иностранным колонистам значительные льготы, в Россию хлынул поток переселенцев, преимущественно немцев. Первые колонисты расселились на Волге. После образования Таврической губернии для более эффективного использования этих плодородных земель царское правительство решило прибегнуть к иностранной колонизации. По указу Екатерины II 1787 г., предоставлявшему колонистам-переселен-цам свободу вероисповедания, освобождение от военной и гражданской службы и ряд других льгот, в Таврическую губернию переселились тысячи немцев, фризов, голландцев из северогерманских земель, Западной Пруссии, Нидерландов, Польши. В основ-

ном это были лютеране, а также меннониты, подвергшиеся гонениям за свои религиозные убеждения.

Волны немецких переселенцев XVIII-XIX вв. расселялись по территории России следующим образом: первая волна переселенцев из Гессена 1763-1175 гг., в основном протестанты и католики, основали поселения в Нижнем Поволжье, Самарской и Саратовской губерниях. Волна 1789-1809 гг., выходцы из Западной Пруссии, по конфессиональной принадлежности меннониты, заселили территории Екатеринославской и Таврической губерний. Выходцы 1802-1823 гг. из Вюртенберга, католики и протестанты, расселились в Херсонской и Таврической губерниях. Протестанты из Северной Польши в 1814 г. расселились в Бессарабии. В 1859-1965 гг. меннониты переселились из Западной Пруссии и основали поселения в Самарской губернии. В 1830-1865 гг. протестанты из Польши расселились в Волынской и Самарской губерниях .

В XIX в. число протестантских конфессий и их общин значительно возросло, расширилась их география расселения по территории России. По переписи 1897 г. лютеране составили вторую по числу приверженцев конфессию в России. В 1914 г. в России было 194 прихода лютеранской церкви, имевших 145 церковных зданий .

Изучение истоков возникновения и распространения протестантских конфессий на территории центральных районов России в историческом аспекте в общих чертах рассмотрены исследователями. Пути возникновения и распространения протестантизма на территории Алтайского горного округа не стало объектом специального исследования.

Появление протестантизма на Алтае связано с хозяйственным освоением региона, с созданием и работой второго по значимости в России горнорудного комплекса — Колывано-Воскресенского горного округа. В конце XVIII — середине XIX в. в ведомстве Колывано-Воскресенских заводов служило большое количество немецких инженеров и чиновников лютеранского происхождения. Малочисленность российских дворян-специалистов горного дела инженеров и техников, нежелание дворян служить в Сибири стали причинами того, что в первые десятилетия существования Колыва-но-Воскресенскимх заводов инженерно-технические кадры формировались в основном из иностранных специалистов, преимущественно выходцев Саксонии. Фрейбург-ская академия являлась центром подготовки специалистов горного дела. В период становления Кабинетского хозяйства иностранные специалисты составляли основу аппарата управления. В 1747-1799 гг. функции руководителя Канцелярии горного начальства и Колывано-Воскресенских заводов выполняли семь человек, пять из которых — выходцы из Саксонии (А. В. Беэр, И. Г. Улих, И. С. Христиани, А. А. Ирман и Б. И. Мел-лер). В первое десятилетие существования Кабинетского хозяйства иностранные специалисты составляли 10,1% от общего числа горных инженеров и техников, к концу XVIII в. — 22,2% . На рубеже XIX-XX вв. главные начальники Алтайских горных заводов и томские гражданские губернаторы В. А. Беркман, Г. Г. Лерхе придерживались веры последователей Мартина Лютера. По данным всероссийской переписи 1897 г., в Алтайском округе проживали 1618 представителей протестантизма. Самую большую группу составили лютеране — 1438 человек, представителей реформаторского направления насчитывалось в округе 166 человек и третье место заняли меннониты — в конце XIX в. в округе их насчитывалось всего 14 человек. .

Государственные ведомства заботились о духовном окормлении местного населения лютеранского вероисповедания, приглашенных на службу в Колывано-Воскресенские заводы. В 1751 г. в Барнауле были учреждены вакансии разъездного лютеранского пастора. Первым пастором с огромным на то время окладом 500 руб. в год был И. Лейбе . Кабинет активно содействовал строительству в Барнауле лютеранской церкви. На протяжении ХУШ-Х1Х вв. протестантизм на территории округа был представлен представителями лютеранского направления, проживающими в городской черте.

В начале XX в. Алтай заселяется представителями нового направления протестантизма — меннонитами. Немецкие колонии Юга России и Поволжья переселялись на территорию края, образовывая огромнейшее число «дочерних колоний». Накануне 1917 г. в России насчитывалось до 80 тыс. последователей идей Менно Сименс. Это составляло приблизительно четвертую часть последователей меннонитов во всем мире .

Основная масса меннонитов хлынула на земли Е. И. В. после принятия закона Государственной Думой и Государственным Советом от 19 сентября 1906 г. «О передаче Кабинетских земель в Алтайском округе в распоряжение Главного управления Землеустройства и Земледелия для образования переселенческих участков», а также после указа от 9 ноября 1906 года о земельной реформе в России. Правительство было заинтересовано в переселении на земли Е. И. В. меннонитов, так как они отличались завидным трудолюбием. Получение наделов стимулировало их деловую активность и желание превращать свой двор в образцовое хозяйство. Связь между религиозной регламентацией жизни и интенсивным развитием деловых способностей усматривается в набожности последователей меннонитства. Мирская деятельность подчинена спасению души, исполнению религиозных обязанностей и служению Богу .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Колонисты заселили обширные пространства в Славгородском и Омском уездах. Всего было образовано 323 населенных пункта . Абсолютное большинство немцев расселились в степной местности Западной Сибири — Кулундинской степи, которая по рельефу и климату очень сильно схожа с местами прежнего проживания. В Славгородском уезде в 1907 г. было основано 14 немецких поселения, в 1908 г. — 16, в 1909-16, в 1911-1, в 1913-4 и в 1914-1. Основателями поселений были в основном выходцы из Поволжья и с Украины. В Славгородском уезде в канун 1914 г. насчитывалось примерно 17,5 тыс. человек, из них 45% составляли меннониты, 40% — лютеране и 14% — католики .

Крестьяне-колонисты расселялись строго обособленными группами. Сельские общины переселенцев представляли собой социальную организацию с территориально компактным, этническим и лингвистическим единством. Они были отгорожены от влияния русской православной культуры, отличались культурной автономией. Каждая этноконфессиональная группа говорила на своем диалекте, придерживалась своей религии. Меннониты в Орловской волости основали села Глядень, Орлово, Полевое, Степное, Хортица, Гришковка, Сереброполь. Лютеране и католики заселили Под-сосновскую и Ново-Романовскую волость, образовав села Константиновка, Романов-ка, Подсосново, Камыши, Забавное, Самарка . Схожесть колонистов была весьма условной, так как они были выходцами из разных земель Германии, Австрии, Голландии. В их традициях и быту существовали большие отличия. Политика российского государства также не способствовала их интеграции, отсутствовал единый

хозяйственный и культурный национальный центр. В 1918 г. в Славгородском округе на Нижнесаксонском говорило 11840 меннонитов, или 45,2% всего населения, на южнонемецком швабском диалекте говорили 10675 лютеран, или 40% населения, выходцев из Южной Баварии .

Протестантизм стал распространяться на территории России с момента появления его в Европе. Поддержка, оказываемая со стороны правительства представителям традиционных протестантских конфессий (лютеранам и реформаторам), а подчас и личная заинтересованность российских монархов в благополучии протестантских приходов способствовали процветанию протестантизма в России.

Появление протестантизма на территории Колывано-Воскресенского (Алтайского) горного округа связано с хозяйственным освоением региона. С момента появления в округе иноконфессионального населения в лице иностранных специалистов доминирующим было лютеранское направление протестантизма. С началом XX в. отмечается рост меннонитства, носителями которого выступали крестьяне-переселенцы из Саратовской и Таврической губерний страны, заселившие малоземельные и неосвоенные в земледельческом отношении Кулундинские степи округа. Расселенческая структура говорит о том, что прибалтийские немцы-протестанты дистанцировались от немецких колонистов-протестантов, меннонитов и католиков. Если колонисты основывали свои религиозные общины только вкупе с единоверцами, то немцы-горожа-не часто основывали многоконфессиональные общины.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Смирнов М. Ю. Непротестантский взгляд на протестантизм в России // Протестантизм как фактор формирования российской государственности и культуры. Антология. СПб., 2012. С. 7-22.

Отечество. История, люди, регионы России: энциклопедический словарь. М., 1999. 639 с.

Буткевич Т. И. Протестантство в России // Протестантизм как фактор формирования российской государственности и культуры. Антология. СПб., 2012. С. 38-48.

Барсов Н. И. Протестантизм в России // Протестантизм как фактор формирования российской государственности и культуры. Антология. СПб., 2012. С. 25-37.

Бруль В. И. Немцы Западной Сибири. Топчиха, 1995. Ч. 1. 197 с.

Гербер О. А. Иностранные специалисты как источник формирования инеженерно-технических кадров Колывано-Воскресенских заводов (1744-1800 гг.) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2015. №11. Ч. 3. С. 43-47.

Перепись 1897 г. LXXIX. Томская губерния. СПб., 1905.

Государственный архив Алтайского края Ф. 1. Оп. 1. Д. 125.

Клибанов А. И. Из мира религиозного сектантства. М., 1974. 225 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ипатов А. Н. Меннониты (Вопросы формирования этноконфессиональной общности). М., 1978. 213 с.

Штах Я. Немцы в Сибири, Центральной Азии и Дальнем Востоке. Штутгарт, 1938. 120 с.

Бондаренко В. Устроение и жизнь Славгородского прихода // Вопросы колонизации. Периодический сборник / под ред. Г.Ф. Чиркина и H.A. Гаврилова. СПб., 1913. № 12. С. 225-241.

Документы по истории церквей и вероисповеданий в Алтайском крае (XVII — начало XX вв.). Барнаул, 1997.408 с.

Шеленберг И. История села Орлово. М., 1996. 144 с.

Яковенко А. В., Гаханов В. Д. Томские губернаторы: биобиблиографический указатель / науч. б-ка им. А. С. Пушкина; Гос. архив Томской обл. Томск, 2012. 224 с.

Otechestvo. Istoriia, liudi, regiony Rossii: entsiklopedicheskii slovar. M., 1999. 639 s. (in Russian).

Brul» V.I. Nemtsy Zapadnoi Sibiri. Topchikha, 1995. Ch. 1.197 s. (in Russian).

Perepis’ 1897g. LXXIX. Tomskaia guberniia. SPb., 1905. (in Russian).

TsKhAFAK F. 1. Op. 1. D. 125.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Klibanov A. I. Iz mira religioznogo sektantstva. M., 1974. 225 s. (in Russian).

Ipatov A.N. Mennonity (Voprosyformirovaniia etnokonfessional’noi obshchnosti). M., 1978. (in Russian).

Shtakh la. Nemtsy v Sibiri, Tsentral’noi Azii i Dalnem Vostoke. Shtutgart. 1938. 120 s. (in Russian).

3Tillich P. The Protestant Era, р. 51.

4Тиллих П. История и царство Божие // Философия истории. Антология. М., 1994, с.234.

вечного, трансцендентного, надысторического и недооценкой временного, имманентного, исторического, что выражалось в тенденции жесткого противостояния указанных бытийных рядов, то Тиллих, напротив, в своих теолого-философских построениях исходил из интуиции универсальной целостности бытия, что предполагало единство и взаимопроникновение «здесь» и «там», т. е. отмеченных выше вечного и временного, трансцендентного и имманентного, надысторического и исторического.

Тиллих пишет: «…два порядка, исторический и вечный, хотя они никогда и не совпадают, находятся друг в друге. Исторический порядок не отделен от вечного порядка .вечный порядок раскрывает себя в порядке историческом»1.

Философское осмысление связи этих порядков ставило перед мыслителем проблему концептуализации времени. Вклад Тиллиха в решение указанной проблемы состоит в том, что он существенным образом углубил оформившуюся в христианской традиции линейную модель времени, разработав концепцию кайроса, согласно которой феномен времени связывается с качественными характеристиками исторических изменений и направленностью истории к трансцендентной цели. Используя «кайрос» в качестве фундаментального понятия своей историософской концепции, Тиллих интерпретирует его не только как благоприятный момент времени для осуществления чего-либо, о чем говорил еще Аристотель2, но и как осуществленность времени как целостности в историческом процессе, что означает семантическое взаимопроникновение таких категорий, как время, история и смысл. «Время, — пишет Тиллих, — имеет направление, периодизацию, качественные различия в силу того

1Tillich P. The Shaking of the Foundations. L., 1966, р.31-32.

2См.: Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч. в 4 т., М., 1984, т.4, с.59.

факта, что оно имеет кайрос»1. Сама эта осуществленность времени в истории, т.е. кайрос, мыслится Тиллихом в русле восходящей к Августину христианской историософской традиции, согласно которой историческое, взятое в своем смысловом измерении, неизменно предполагает его связь с абсолютным, трансцендентным, вечным. Поэтому «основной вопрос философии истории» Тиллих формулирует как вопрос об объединении «абсолютных категорий, которыми характеризуется кайрос … с относительностью исторического процесса»2.

Итак, концепция историзма Тиллиха базируется на такой личностно переживаемой интуиции связи вечного и временного, в соответствии с которой история предстает как растянутое во времени исполнение вечности, и время, таким образом, становится своего рода внутренней эпохой вечности. При этом именно из вечности, из сферы трансцендентного время и история обретают подлинный смысл. «Без трансцендентного элемента истории, — утверждает Тиллих, — высший

о

смысл не может быть обоснован»3. Занимая критическую позицию в отношении свойственной Барту тенденции жесткого онтологического и ценностного отграничения абсолютного от относительного, вечного от временного, священной истории от истории человеческой, Тиллих стремится в своей историософской концепции связать воедино динамический аспект времени с одновременностью вечности, что является определяющей установкой в его понимании исторического.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Не менее остро проблема интерпретации истории была поставлена неопротестантским мыслителем Рейнхольдом Нибуром. К работам, в которых рассматриваемая проблема получила отчетливое

1НИМ Р. ^ Рrotestant Era, р.28.

3Ш., p. 26.

концептуальное оформление, следует отнести такие как «Вера и история», «Природа и судьба человека», «По ту сторону трагедии», «Я и драма истории».

Философско-исторические построения Нибура основываются на его концепции человека, и это говорит о том, что исключительно антропологический дискурс представлялся мыслителю наиболее адекватным проблемным контекстом понимания истории в ее существенных аспектах.

Основанием философской антропологии Нибура является идея противоречивой двойственности, амбивалентности человеческой природы, что нередко концептуализируется неопротестантским теоретиком как принципиальная полярность, имманентно присущая человеку. В структуре человека Нибур фиксирует следующие полярности: природное и духовное; необходимость и свобода; бытийная привязанность человека к конечному и способность выходить за его границы, духовно соединяясь с вечностью. Из этой поляризованной структуры человеческой природы мыслитель выводит двойственную структуру истории, для философской интерпретации которой существенное значение имеют такие дихотомии как время —

ЛО^

вечность1; конец истории (finis) — цель истории (telos)2; хаос — космос3; человеческая вовлеченность в историю — обращенность человека к трансцендентному4.

При этом важно указать на то обстоятельство, что концепция дихотомической структуры истории была осмыслена Нибуром в

1См.: NiebuhrR. Beyond Tragedy. N.Y., 1941, р.1Х.

2См.: Niebuhr R. The Nature and Destiny of Man. N.Y., 1942, vol.II, p.87-88.

3Ibid., p,169,182.

4Ibid., p.II.

контексте идеи индетерминизма, согласно которой исторический процесс представал в сознании мыслителя как не имеющий в своей основе какого-либо закона, способного дать рациональное объяснение всей совокупности исторических феноменов. Подвергая критике проникнутые оптимизмом прогрессистские идеи либеральной теологии и либерализма в целом, Нибур подчеркивает, что история обнаруживает равный прогресс как к космосу, так и к хаосу, как к утверждению свободы и гуманистических ценностей, так и к их отрицанию. Нибур считает, что каждая новая форма свободы, появляющаяся в истории, представляла для человека как обещание, так и опасность. В подтверждение этой идеи мыслитель приводит немало примеров из истории. Так, рассматривая проблему соотношения свободы и тирании в историческом контексте ХХ в., Нибур пишет: «Современное индустриальное общество растворило в себе древние формы политического авторитаризма, но формы тирании, которые выросли на его почве, оказались более жестокими и обременительными»1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Очевидно, что в идейном наследии Нибура идея исторического индетерминизма означает не только невозможность рационального объяснения истории посредством законов и теоретических схем, но и представляет собой мировоззренческую антитезу в отношении либеральной концепции прогресса. В самом деле, невозможность объяснения истории с позиций рационалистического детерминизма говорит и о невозможности какого-либо закона прогресса, понимаемого как необратимое движение общества к утверждению либеральных ценностей.

В связи с этим возникает вопрос: возможно ли постижение смысла истории на основе концепции индетерминизма? На первый

1 NiebuhrR. Faith and History. N.Y., 1942, р.7.

взгляд вполне корректным представляется тезис о несовместимости индетерминизма и постановки вопроса о смысле истории. Действительно, поскольку невозможна строго научная интерпретация истории, то это означает также отсутствие какого-либо закона, в соответствии с которым происходило бы неизбежное осуществление исторического смысла. Однако подобная логика неприменима к христианской историософии, в которой смысл истории постигается на основе веры в божественное откровение. Нибур рассматривает одно-единственное событие в истории — откровение Бога в Христе — как событие, в котором и через которое раскрывается весь смысл истории. При этом в истории, как утверждает Нибур, смысл лишь раскрывается, но не осуществляется полностью. Окончательное осуществление смысла истории происходит за границами исторического процесса, в сфере трансцендентного, божественного, вечного.

Безусловно, в теолого-философских воззрениях Нибура на историю можно обнаружить известную пессимистическую тенденцию, сближающую его с Бартом. В оценке Нибура исторический порядок предстает как реальность, в которой искажается истина божественного откровения, истоком чего является двойственность и греховность человеческой природы, и что связано также с тем обстоятельством, что само божественное откровение находится под судом как светских, так и религиозно-церковных институтов, являющихся объектами идолатрического поклонения людей. Кроме того, неопротестантский мыслитель расценивает исторический опыт, взятый в его отношении к целеполаганию и замыслам человека, как «иронию» и «драму», показывая этим самым несовпадение в истории человеческих намерений и результатов.

Тем не менее, при всех своих скептических оценках, Нибур признает значимость человеческой истории, постигаемой в контексте идеи верховенства Бога в историческом процессе и библейской веры. «Смысловая рамка, задаваемая библейской верой, — утверждает теолог, — придает значение как индивидуальной, так и коллективной исторической драме»‘.

Итак, различные интепретации истории и ее смысла, сложившиеся в диалектической теологии, проистекали из неоднозначного решения вопроса о соотношении вечности и времени. В идейном наследии К. Барта бинарная оппозиция вечность — время рассматривается в контексте утверждения абсолютной ценности вечности и отрицания значимости всего временного, исторического, что вытекает из онтологического принципа несоизмеримости Бога и человека. В противоположность Барту, П. Тиллих исходил из философского принципа универсального смысла бытия, на основе которого была обоснована идея смысла времени и истории, органично включенных в целостную картину универсума. Взгляды Р. Нибура проникнуты духом бартианства, что выражалось в критической оценке исторического опыта человека, но и основаны на идее, признающей смысловое содержание истории. В целом концепции истории К. Барта, П. Тиллиха и Р. Нибура, сформировавшиеся на основе лично пережитой каждым из них драмы разобщенности Бога и человека, представляется корректным рассматривать в качестве различных мировоззренческих ответов на историко-культурную ситуацию, отмеченную духовным кризисом и крушением либерально-гуманистической идеологии.

1 Niebuhr R. The Self and the Dramas of History. N.Y., 1955, p.225.

Простяков С.С. Неопротестантизм и проблема смысла истории. В статье представлен анализ проблемы смысла истории в интерпретациях выдающихся протестантских мыслителей ХХ века (К.Барт, П.Тиллих, Р.Нибур). Автор приходит к выводу, согласно которому основные различия в подходе неопротестантских мыслителей к указанной проблеме проистекали из различий их взглядов, касающихся понимания отношений между вечностью и временем.

Ключевые слова: неопротестантизм, история, вечность, время, смысл.

Возникновение протестантизма

Протестантизм — третья после православия и католицизма разновидность христианства, возникшая в результате Реформации — широкого религиозно-политического движения, начавшегося в Германии, распространившегося по всей Западной Европе и направленного на преобразование христианской церкви.

Термин «протестантизм» происходит от протеста, заявленного немецкими князьями и рядом имперских городов против отмены принятого раннее постановления о праве местных правителей выбирать веру для себя и своих подданных. Однако в более широком смысле протестантизм ассоциируется с социально-политическим и нравственным протестом поднимающегося, но все еще бесправного третьего сословия против отживших средневековых порядков и стоящей на их страже католической церкви.

См.также: Реформация, Контрреформация.

Вероучение протестантизма

Отличие протестантизма от православия и католицизма

Протестанты разделяют общехристианские представления о бытии Бога как Творца мира, о его триединстве, о греховности человека, о бессмертии души и спасении, о рае и аде, отвергая католическое учение о чистилище, о Божественном откровении и некоторые другие. Вместе с тем протестантизм имеет ряд существенных догматических, организационных и культовых отличий от православия и католицизма. В первую очередь это признание священства всех верующих. Протестанты считают, что каждый человек непосредственно связан с Богом. Это приводит к отказу от разделения людей на клир и мирян и утверждению равенства всех верующих в вопросах веры. Каждый верующий при хорошем знании Священного Писания может быть для себя и других людей священником. Таким образом, духовенство никаких преимуществ иметь не должно и само его существование становится излишним. В связи с этими представлениями религиозный культ в протестантизме был существенно сокращен и упрощен. Число таинств сокращено до двух: крещения и причащения; все богослужение сведено к чтению проповедей, совместным молитвам и пению гимнов и псалмов. При этом богослужение происходит на родном для верующих языке.

Почти все внешние атрибуты католического культа: храмы, иконы, статуи, колокола, свечи — были отброшены, так же как иерархическое устройство церкви. Было отменено монашество и целибат, должность священника стала выборной. Служение в протестантизме происходит обычно в скромных молитвенных домах. Было упразднено право служителей церкви на отпущение грехов, поскольку это считалось прерогативой Бога, отменено почитание святых, икон, мощей, чтение молитв за умерших, поскольку эти действия признаны языческими предрассудками. Количество церковных праздников сведено к миниму.

Вторым основным принципом протестантизма является спасение личной верой. Этот принцип был противопоставлен католическому принципу об оправдании делами, согласно которому каждый жаждущий спасения должен делать все, что нужно церкви, и прежде всего содействовать ее материальному обогащению.

Протестантизм не отрицает, что не бывает веры без добрых дел. Добрые дела полезны и необходимы, но оправдаться ими перед Богом невозможно, лишь вера дает возможность уповать на спасение. Все направления протестантизма в той или иной форме придерживались учения о предопределении: каждому человеку еще до его рождения предуготовлена его судьба; она не зависит ни от молитв, ни от деятельности, человек лишен возможности изменить судьбу своим поведением. Однако, с другой стороны, человек мог своим поведением доказать себе и другим, что он предназначен Промыслом Божиим для хорошей участи. Это могло распространяться не только на нравственное поведение, но и на удачливость в жизненных ситуациях, на возможность разбогатеть. Неудивительно, что протестантизм становится идеологией наиболее предприимчивой части буржуазии эпохи первоначального накопления капитала. Учение о предопределении оправдывало неравенство состояний и классовое деление общества. Как показал немецкий социолог Макс Вебер, именно установки протестантизма способствовали подъему предпринимательского духа и его окончательной победе над феодализмом.

Третьим основным принципом протестантизма является признание исключительного авторитета Библии. Любое христианское вероисповедание признает Библию в качестве основного источника Откровения. Однако содержащиеся в Священном Писании противоречия привели к тому, что в католицизме право трактовать Библию принадлежало только священникам. С этой целью было написано большое количество произведений отцами церкви, принято большое количество постановлений церковных соборов, в совокупности все это называется Священным Преданием. Протестантизм лишил церковь монопольного права на толкование Библии, полностью отказавшись от трактовки Священного Предания как источника Откровения. Не Библия получает свою достоверность от церкви, а любая церковная организация, группа верующих или отдельный верующий могут претендовать на истинность проповедуемых ими идей, если они находят свое подтверждение в Библии.

Однако сам факт наличия противоречия в Священном Писании такой установкой не опровергался. Требовались критерии для понимания различных положений Библии. В протестантизме критерием считалась точка зрения основоположника того или другого направления, а все, кто с ней не соглашались, объявлялись еретиками. Гонения на еретиков в протестантизме были не меньшими, чем в католичестве.

Возможность собственной трактовки Библии привело протестантизм к тому, что он не представляет собой единого учения. Существует большое количество близких по духу, но в чем-то отличных направлений и течений.

Теоретические построения протестантизма повлекли за собой изменения в культовой практике, приведшие к удешевлению церкви и церковного ритуала. Почитание библейских праведников оставалось незыблемым, но было лишено элементов фетишизма, свойственного культу святых в католицизме. Отказ от поклонения видимым изображениям базировался на ветхозаветном Пятикнижии, рассматривающем такое поклонение как идолопоклонство.

Среди разных направлений протестантизма не было единства в вопросах, связанных с культом, с внешней обстановкой церквей. Лютеране сохранили распятие, алтарь, свечи, органную музыку; кальвинисты от всего этого отказались. Месса была отвергнута всеми направлениями протестантизма. Богослужение везде ведется на родном языке. Оно состоит из проповеди, пения молитвенных гимнов, чтения тех или иных глав Библии.

В библейском каноне протестантизм произвел некоторые изменения. Он признал апокрифическими те ветхозаветные произведения, которые сохранились не в древнееврейском или арамейском оригинале, а лишь в греческом переводе Септуагинты. Католическая церковь их рассматривает как второканонические.

Таинства также подверглись пересмотру. Лютеранство оставило из семи таинств только два — крещение и причащение, а кальвинизм — лишь крещение. При этом трактовка таинства как обряда, при совершении которого происходит чудо, в протестантизме приглушена. Лютеранство сохранило некоторый элемент чудесного в истолковании причащения, считая, что при исполнении обряда Тело и Кровь Христовы реально присутствуют в хлебе и вине. Кальвинизм же считает такое присутствие символическим. Некоторые направления протестантизма проводят крещение только в зрелом возрасте, считая, что человек должен сознательно подойти к выбору веры; другие, не отказываясь от крещения младенцев, проводят дополнительный обряд конфирмации подростков, как бы второго крещения.

Современное положение протестантизма

В настоящее время насчитывается до 600 млн последователей протестантизма, проживающих на всех континентах и почти во всех странах мира. Современный протестантизм представляет собой обширную совокупность (до 2 тыс.) самостоятельных, практически не связанных друг с другом церквей, сект и деноминаций. Уже с самого начала своего возникновения протестантизм не представлял собой единой организации, его деление продолжается до настоящего времени. Помимо уже рассмотренных основных направлений протестантизма, большим влиянием пользуются и другие, возникшие позднее.

Основные направления протестантизма:

  • Квакеры
  • Методисты
  • Меннониты
  • Баптисты
  • Адвентисты
  • Пятидесятники
  • Свидетели Иеговы
  • Мормоны

Квакеры

Направление возникло в XVII в. в Англии. Основатель — ремесленник Дмюрдж Фокс провозгласил, что истина веры проявляется в акте озарения «внутренним светом». За экстатические приемы достижения общения с Богом или вследствие того, что они подчеркивали необходимость пребывать в постоянном трепете перед Богом, последователи этого направления получили свое название (от англ. quake — «трястись»). Квакеры полностью отказались от внешней обрядности, духовенства. Богослужение у них состоит во внутренней беседе с Богом и проповеди. В моральных поучениях квакеров прослеживаются аскетические мотивы, они широко практикуют благотворительность. Общины квакеров существуют в США, Англии, Канаде, странах Восточной Африки.

Методисты

Течение возникло в XVIII в. как попытка повысить интерес масс к религии. Его основателями были братья Уэсли — Джон и Чарльз. В 1729 г. они основали в Оксфордском университете небольшой кружок, члены которого отличались особым религиозным упорством и методичностью в изучении Библии и выполнении христианских предписаний. Отсюда название направления. Особое внимание методисты уделяли проповеднической деятельности и ее новым формам: проповеди под открытым небом, в работных домах, в тюрьмах и т.д. Они создали институт так называемых странствующих проповедников. В результате этих мер направление широко распространилось в Англии и ее колониях. Отделившись от англиканской церкви, они упростили вероучение, сократив 39 статей символа веры до 25. Принцип спасения личной верой они дополняли учением о добрых делах. В 18В1 г. был создан Всемирный методистский совет. Особенно широко распространен методизм в США, а также Великобритании, Австралии, Южной Корее и других странах.

Меннониты

Течение в протестантизме, возникшее на основе анабаптизма в XVI в. в Нидерландах. Основатель-голландский проповедник Менно Симоне. Принципы вероучения изложены в «Декларации главных статей нашей общей христианской веры». Особенности этого направления в том, что оно проповедует крещение людей в зрелом возрасте, отрицает церковную иерархию, провозглашает равенство всех членов общины, непротивление злу насилием, вплоть до запрещения служить с оружием в руках; общины имеют самостоятельное управление. Создан международный орган — Всемирная конференция меннонитов, находящаяся в США. Наибольшее число их живет в США, Канаде, Голландии и Германии.