Псалом 112 для чего читают?

Начались одни из самых светлых и радостных дней церковного года – Рождественские святки. Традиционно на Руси они сопровождались застольями. Но даже за столом не стоит забывать о молитве. Так, ещё в далёкой древности за бокалом вина было принято читать псалмы. О самом «застольном» из этих молитвенных текстов рассказал известный православный пастырь и проповедник протоиерей Андрей Ткачёв.

Я бы, конечно, сильно желал, чтобы Псалтирь была известна всем наизусть. Бывали блаженные времена, когда некоторые святые архиереи не поставляли даже в дьяконы человека, если он не знал Псалтирь наизусть. Но ушли те времена. Но, в принципе, всё может вернуться. Почему бы нет. И вот я сегодня опять буду эту тропинку протаптывать. Я сегодня предлагаю вам для изучения псалом 112-й.

Почему его? Этот псалом читается и поётся на Пасхальном седере. То есть на еврейской трапезе, посвящённой выходу из Египта. Это же их Песах – «прохожу мимо» в буквальном переводе. И Христос Господь, благословенный вовеки, Царь наш и Хозяин жизни нашей, Он тоже пел его и читал, когда совершал Пасхальную трапезу.

А и нельзя не совершать её. То есть самые далёкие от веры евреи на Песах собираются вместе, 14-го нисана, и соблюдают этот великий обряд. Напоминающий им о том, как Бог отцов их услышал их вопль в Египте и забрал их рукою Моисея, провёл их по дну моря и совершил великое, манною кормил. Это всё они читают. Нужно выпить четыре бокала вина. Не больше и не меньше. После первого бокала вина нужно произнести молитву. Потом напомнить историю Исхода. И после этого всего поётся галель так называемый – хвала. Вообще, Псалмы – это Книга хвалений. Так они, собственно, и называются – «галель», «халель».

И псалом 112-й – это первый псалом, который поётся на Пасхальной трапезе и который наверняка пели ученики Христовы, когда Господь Иисус Христос совершал с ними Тайную Вечерю. Потому что Тайная Вечеря по многим признакам очень похожа на Пасхальную Вечерю. То есть они, наверное, ели агнца и горькие травы, напоминающие о рабстве египетском. И они вспоминали прошлое. То есть ту священную историю. Очень похоже на то, что именно внутри вот этого старозаветного мистериона, тайнодействия Христос угнездил, родил Свое новое таинство – Таинство Тела и Крови. Посреди этой Вечери.

И вот псалом 112-й они тоже пели и читали. Он вам известен, на самом деле. Если вы в церковь хоть иногда ходите, вы наверняка слышали: «Хвалите Имя Господня, хвалите рабы Господа. Буде Имя Господне благословенно отныне и до века». Это, собственно, псалом Полиелея. То есть воскресного Полиелея, или Полиелея праздничного, в честь какого-то святого. Это он. «Хвалите, рабы Господни, хвалите Имя Господне, да будет Имя Господне благословенно отныне и до века». «От восток Солнца до запад да будет прославлено Имя Господне» – это уже мы поём, когда архиерея встречаем. Когда архиерей приходит в храм для совершения Божественной литургии, то мы поём ему: «От восток Солнца до запад хвалено Имя Господне». «Высок над всеми народами Господь. Над Небесами слава Его. Кто как Господь Бог наш». Это Михаил. Кто как Бог. Это ж Его имя. Это Он стал среди бунтующих ангелов. Это кто как Бог. С кем мы будем. Вы против кого восстали? Кто как Бог.

Кто, как Господь Бог наш, который обитает на высоте, преклоняется, чтобы призирать на Небо и на Землю. Из праха поднимает бедного, из брения возвышает нищего. Чтобы посадить его с князьями, с князьями народа Своего. Неплодную вселяет в дом матерью, радующуюся о детях. Аллилуйя.

Это маленький псалом, он короткий. Такой застольно-короткий. Мы доживём до того времени, когда на наших застольях будем петь псалмы. Когда мы сядем за стол, разломим хлеб, прочтём «Отче наш», а потом пропоём псалом. И не будем обсуждать политические новости. И не будем балабонить о чужих грехах. А возьмём и пропоём псалом, например. Или прочтём псалом. Или что-нибудь из Евангелия.

Есть такая великая мысль – у тех же евреев, у которых мы учимся, ибо мы младше, чем они. Они говорят, что если на трапезе не звучит Имя Господне и не проповедуется Господь, то трапеза эта – идолослужение. Сели за стол – и там ели-пили и никто ничего про Бога не сказал. Просто жрали, как свиньи. И ели, пили, разбрелись. Это было идолослужение. Потому что ничего хорошего с этих трапез не бывает.

Вот псалом 112-й. Первый псалом первого халеля. Который пели и поют до сегодняшнего дня сыны Израиля, когда совершают Пасхальный седер. Это делал тоже наш Господь. Он исполнял закон с точностью. Уже ради этого одного нужно интересоваться подобными вещами.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Отрывок из книги «Свеча Давида». Желающие заказать эту книгу могут обращаться по тел. +97-58-3281265 и по электронной почте:

Против болезни

В молитвеннике рава Яакова Исраэля Эмдена «Сидур Яавец» рекомендуется ради излечения больного читать псалмы 25, 34, 111, 112, с 119-го до 135-го, с 145-го до конца книги.

Рабби Нахман из Браслава пишет в книге «Ликутей эцот», что чтение Теилим обладает большими возможностями в излечении больных. Но больной должен твердо верить в это. Посредством этого Всевышний спасет его, вылечит от болезни и поднимет на ноги.

Рав Йосеф Хаим из Багдада пишет в своем комментарии к Талмуду (трактат Шаббат, 32а), что есть известное средство (сгула) против болезни. Пусть больной возьмет на себя обязательство выполнять какую-то заповедь, которую раньше не выполнял. Такую заповедь, которую он не обязан выполнять по закону Торы, но делать это похвально. И заслуга выполнения этой заповеди будет защищать его.

Возможно, к такому роду заповедей относится постоянное чтение Теилим по одному из порядков чтения, приводимых ниже.

От болезни глаз рекомендуется произносить 6-й псалом семь раз в день в течение трех дней. И также читать 13-й псалом. При сердечных болях хорошо произносить 141-й псалом. (Рав Ай Гаон, «Шимуш Теилим»)

Против страха

Чтобы преодолеть страх, следует прочесть 145-й псалом три раза, а потом 91-й псалом семь раз. (Рав Ай Гаон, «Шимуш Теилим»)

Тот, кто испытывает сильный страх, пусть каждый день произносит перед молитвой стих: «А я воспевать буду силу Твою и радоваться буду с утра благодеянию Твоему, ибо Ты был крепостью мне и убежищем в день бедствия моего» (Теилим, 59:17). Произносить этот стих три раза так, как он написан, слева направо, и наоборот – справа налево. (Рабби Исраэль Яаков Альгази, «Хемдат ямим», от имени рабби Хаима Виталя)

Против гнева

Желающий исправить свою склонность к гневу пусть с этим намерением читает Теилим в течение двух дней еврейского Нового года (Рош а-шана). И желательно в эти дни два раза закончить книгу Теилим. (Рабби Хаим Паладжи, «Моэд ле-коль хай»)

Для женитьбы или замужества

Тот, кто ищет себе пару, пусть в конце молитвы «Восемнадцать благословений» после всех молитв и просьб, перед тем как отойти назад, сосредоточенно прочитает 121-й псалом – и будет послан ему (ей) подходящий человек. (Рабби Менахем Азария из Пано «Асара маамарот»)

Если муж не любит жену

Тот, кто хочет полюбить свою жену, пусть попросит об этом в молитве, а потом прочтет 46-й псалом. (Рав Ай Гаон, «Шимуш Теилим»)

От бесплодия

Пусть муж попросит милосердия у Всевышнего для себя и для своей жены и читает 102-й и 103-й псалмы. (Рав Ай Гаон, «Шимуш Теилим»)

При тяжелых родах

Читают 100-й псалом – «Песнь благодарения» – и произносят его много раз, и роды пройдут легко. (Рабби Нахман из Браслава, «Ликутей тфилот»)

Ученик Аризаля, каббалист 16-го века рав Нафтали Бахрах пишет, что при тяжелых родах следует читать семьдесят раз 20-й псалом, и они завершатся благополучно. И так советовал в наше время «праведник из Раананы», рав Ицхак Губерман.

Если ребенок плачет

Читают 9-й псалом. (Рав Ай Гаон, «Шимуш Теилим»)

Тому, кто согрешил

Пусть по два раза вечером, утром и днем читает в раскаянии 51-й псалом. Если грех был сознательный, то в раскаянии читать 136-й псалом. Чтобы раскаяние было полным, пусть читает 135-й псалом после утренней, дневной и вечерней молитв, и появится в нем дух новый и праведный. Чтобы был прощен грех – читать 75-й псалом. (Рав Ай Гаон, «Шимуш Теилим»)

На хороший заработок

Рабби Цви Элимелех Шапира в книге «Бней Иссахар» приводит мнение учеников великого каббалиста Аризаля, что чтение 23-го псалма помогает получить от Всевышнего достаток и благословение на все дела. И дает интересный намек: в этом псалме пятьдесят семь слов, а это соответствует числовому значению слова зан – זן, что в переводе с иврита означает «дает пропитание». Хорошо произносить этот псалом три раза во время третьей трапезы в субботу, чтобы был хороший заработок во все дни недели. Этому свойству соответствуют слова Давида в заглавии этого псалма:

«Г-сподь – пастырь мой, не буду я нуждаться » (23:1).

Пишет рав Йосеф Хаим из Багдада в книге «Од Йосеф хай», что 24-й псалом произносят на утренней молитве в первый день недели, ибо он помогает заработку. Поэтому во всех общинах Израиля было принято читать этот псалом в первый и во второй день еврейского Нового года (Рош а-шана) и в Судный день (Йом Кипур) после вечерней молитвы и после молитвы Мусаф. Сразу после чтения этого псалма просят о хорошем заработке в наступившем году.

Рабби Элиэзер Папо пишет в своей книге «Пеле йоэц», что каждыйчеловекдолжен постоянно просить заработок у Всевышнего, поскольку доходы во многом зависят от молитвы. Пусть каждый день просит в молитве «Восемнадцать благословений» и думает об этом, когда произносит благословение после еды, особенно в молитве после застолья с хлебом – «Биркат а-мазон». Очень важно сосредоточиться на этой просьбе во время произнесения в молитве стиха: «Открываешь руку Твою и насыщаешь все живое по желанию » (Теилим, 145:16).

Отвести недостойные мысли

Наш учитель Шла (рав Йешаяу Горовиц) пишет в своей книге

«Шней лухот а-брит», что он нашел рукопись великого каббалиста 16-го века рава Моше Кордоверо, в которой написано о том, как отвести чуждые мысли в повседневной жизни. Надо много раз произносить стих из Торы: «Огонь постоянный пусть горит на жертвеннике, не гаси » (Ваикра, 6:6). И написано, что это средство открыл ему один старец. Шла предполагает, что этим старцем был пророк Элияу, а рав Моше Кордоверо не написал об этом из скромности.

Добавляет Шла, что этим же свойством обладает стих:

«Замышляющих злое я ненавижу, а Тору Твою – люблю» (Теилим, 119:113), и произносить эти слова надо с воодушевлением.

Для успеха

Читать 4-й псалом три раза каждое утро перед восходом солнца, и тогда можно идти по своим делам, и они увенчаются успехом. В синагоге читать 57-й псалом. И этим же свойством обладает 65-й псалом. (Рав Ай Гаон, «Шимуш Теилим»)

Чтобы была принята молитва

Очень важен день «поста Эстер», поскольку он обладает уникальным свойством: молитвы, произносимые в этот день, будут приняты в заслугу Мордехая и Эстер. И каждый, кто нуждается в милосердии Небес из-за какой-то проблемы, пусть в этот день сначала прочтет 22-й псалом, имеющий отношение к царице Эстер. Потом от всего сердца попросит Всевышнего решить его проблему и скажет: «В заслугу Мордехая и Эстер да откроет Всевышний врата милосердия и примет молитву мою с доброй волей». (Рав Кайдиновер, «Кав а-яшар»)

Чтобы хранили тебя Небеса

Каждый раз после зажжения ханукальных свечей произносить семь раз последний стих 90-го псалма: «И да будет милость Г-спода Б-га нашего на нас, и дело рук наших утверди для нас, и дело рук наших утверди» (90:17). А потом один раз весь 91-й псалом. (Рав Йосеф Хаим из Багдада, «Бен Иш Хай»)

Отправляясь в путь

Перед дорогой пусть прочтет 17-й псалом. Выходящий в путь ночью один – пусть прочтет 121-й псалом семь раз. (Рав Ай Гаон, «Шимуш Теилим»)

См. комментарий к 67-му псалму.

Против опасности в пути

Проходящий через реку или через место, где есть опасность нападения диких зверей, пусть читает 22-й и 124-й псалмы. Чтобы уберечься от разных опасностей и от встречи с плохими людьми, пусть читает 11-й и 18-й псалмы. (Рав Ай Гаон, «Шимуш Теилим»)

Идущему на войну

Прежде чем выйти из дома, надо прочесть 60-й псалом семь раз. Тот, кто хочет, чтобы враги боялись его, пусть будет ему привычным произносить 48-й псалом, а также 54-й псалом. Чтобы спастись от врагов, произносят 7-й, 100-й и 137-й псалмы, и это же свойство 50- го псалма, который рекомендуется произносить в минуту опасности. (Рав Ай Гаон, «Шимуш Теилим»)

Попавшему в шторм на море

Пусть прочтет 2-й псалом. (Рав Ай Гаон, «Шимуш Теилим»)

Победить в суде

Пусть прочтет 20-й псалом семь раз, а также 93-й и 118-й псалмы. Если боится, что будут злословить против него и не поверят его словам, – пусть читает 14-й псалом. (Рав Ай Гаон, «Шимуш Теилим»)

Если уволили с работы

Тот, кого уволили с работы и взяли вместо него другого, пусть читает три раза в день 41-й, 42-й и 43-й псалмы – и увидит большие чудеса. (Рав Ай Гаон, «Шимуш Теилим»)

Приобрести милость в глазах людей

Читать 8-й и 15-й псалмы. Также стоит произносить 47-й псалом семь раз каждый день, чтобы быть принятым людьми с симпатией. Перед властями – читать 34-й псалом. (Рав Ай Гаон, «Шимуш Теилим»)

Против ссоры

Если группа людей поссорилась с кем-то и встала против него, пусть этот человек читает 35-й псалом: «Спорь, Г-споди, с противниками моими» (35:1) три дня каждое утро. Читать 98-й псалом, чтобы установить мир между участниками спора. Чтобы враг захотел помириться – читать 28-й и 110-й псалмы. (Рав Ай Гаон, «Шимуш Теилим»)

Улучшение памяти

Хорошо читать 51-й псалом для улучшения памяти и постижения мудрости. (Рабби Ицхак Лурия Ашкенази – Аризаль, «При эц хаим»)

В беде

Хорошо читать 24-й псалом каждый день, а уникальное свойство этого псалма – спасать от наводнения. Попавший в беду на земле или на море, или, не приведи Всевышний, тот, кто попал в плен, пусть произносит 26-й псалом. Против любой беды хорошо читать 16-й, 30-й и 77-й псалмы. Просящий милосердия Всевышнего пусть после каждой молитвы прочитает 32-й псалом. (Рав Ай Гаон, «Шимуш Теилим»)

Сегодня в синагогах и в ешивах в тяжелое время читают псалмы: 20, 83, 121, 130, 142.

Против колдовства

Когда царь Давид делал углубления в земле для работы жертвенника Храма, вода начала подниматься из-за колдовства, примененного за много сотен лет до этого. Тогда царь Давид произнес пятнадцать псалмов (от 120-го до 134-го включительно), и это колдовство было отменено. Поэтому если есть опасение, что кому-то повредило колдовство, – пусть сосредоточенно прочитает эти пятнадцать псалмов, а потом помолится Всевышнему, чтобы Он устранил любой вред от колдовства для всего народа Израиля. И еще совет каждому еврею – держаться подальше от колдовства и гаданий. (Из книги каббалиста рава Йосефа из Дубно «Йесод Йосеф»)

Против искушения

Хорошо читать 12-й псалом, чтобы защититься от искушения, не согрешить и не поступить по плохому совету.

Против своего дурного начала (йецер а-ра) читать 59-й псалом, начиная со второго стиха – «Спаси меня от врагов моих» (59:2), и до конца псалма, по три раза каждый день в течение трех дней. И каждый раз после чтения этого псалма произносить: «Да будет воля Твоя, Г-сподь Б-г мой, великое и святое Имя которого выходит из этого псалма, чтобы я был спасен от дурного начала, и от любой беды, и от дурных мыслей, как Ты спас того, кто просил Тебя в молитве, произнося этот псалом. Амен. Амен. Амен. Навеки. Навеки. Навеки». (Рав Ай Гаон, «Шимуш Теилим»)

Против сглаза

Есть предание от рава Гуны, что пострадавший от сглаза, не дай Б-г, должен произнести стих из Теилим: «А я, по великому благодеянию Твоему, приду в дом Твой, поклонюсь святому Храму Твоему в трепете Тобой» (5:8).

А тот, кто не знает тайну, как при помощи этого стиха снять сглаз, пусть произнесет этот стих сорок раз, и потом попросит Всевышнего снять сглаз. Поскольку в этом стихе десять слов (в тексте на иврите), то получится, что сказано четыреста слов – и это будет против «сглаза» (на иврите айин ра – רע עין) с числовым значением 400. (Рабби Цви Элимелех Шапира из Динова, «Регель йешара»)

На могилах праведников

Обычай хасидов Чернобыля – на могилах праведников прочитывать двенадцать раз следующие псалмы: 107, 19, 33, 34, 98, 103, 104, 143, 144, 120 – 134, 20. Потом – последнюю строчку 90-го псалма семь раз и весь 91-й псалом один раз.

На могилах родных

Принято читать псалмы: 33, 16, 17, 72, 91, 104, 130. Читают из 119-го псалма на каждую букву имени покойного на иврите по восемь стихов, которые начинаются с этой буквы. Потом читают из 119-го псалма по восемь стихов на каждую букву слова нешама (נשמה – «душа»): нун – נ – стихи 105 – 112, шин – ש – стихи 161 – 168, мем – מ – стихи 97 – 104, hей – ה – стихи 33 – 40.

Прославление Всевышнего

Чтобы прославлять Всевышнего в благодарность за все Его дела, следует читать 150-й псалом. (Рав Ай Гаон, «Шимуш Теилим»)