Псалтырь Богородицы читать

Аудио

На вопросы телезрителей отвечает иерей Константин Морозов, клирик Храма св. пророка Илии на Пороховых. Передача из Санкт-Петербурга.

— Расскажите о Вашей новой должности?

— Я был утвержден в должности директора Центра духовной культуры и религиозного образования Выборгского района в Санкт-Петербурге. Такие назначения получили священники во всех районах города. Данный центр призван улучшить работу со светскими школами в области Основ православной культуры, организовать для учителей курсы повышения квалификации, объединить и разнообразить деятельность воскресных школ, наладить взаимодействие храмов и воскресных школ, организовывать концерты и выставки.

— Вопрос телезрительницы из г. Липецка: «Когда читается Псалтирь Пресвятой Богородице?».

— Есть традиция читать эту Псалтирь именно в Рождественский пост. Это обычные псалмы, чередующиеся с молитвами, обращенными к Божией Матери.

— В каждом районе города будет существовать некий центр. Кто в него может обратиться?

— Могут обратиться учителя школ, чтобы провести те или иные мероприятия (например, посвященные князю Владимиру, потому что мы в этом году празднуем 1000-летие со дня его преставления) или лекции, беседы, экскурсии для детей в различные духовные центры Санкт-Петербурга. В реализации этих задумок и планов и может помочь центр, но основная его деятельность – это сплочение на базе центра тех, кто занимается религиозным образованием в благочиниях. В нашей епархии после реформы благочиннический округ совпадает с районами города. В каждом районе теперь существует центр по поддержке учителей по Основам православной культуры, помощи учителям в работе в воскресных школах. Раньше священник просил какого-нибудь знающего прихожанина, возможно, даже имеющего духовное образование, чтобы он позанимался с детьми. Педагогические знания очень важны, но важна еще и обработка того материала, который учитель предлагает детям в воскресной школе, и не всегда это бывает на хорошем уровне. У Центра религиозного образования и культуры Выборгского благочиннического округа Санкт-Петербурга есть сайт.

— Эти центры будут однотипные, или все зависит от инициативы?
— У центра есть определенное направление деятельности, но как и с помощью чего оно будет развиваться, чем будет пользоваться данный центр в реализации своих задач, поставленных перед ним, зависит от директора.

— Чаще всего организация какого-либо центра упирается в помещение. Оно уже имеется?

— У нас есть здание воскресной школы в нашем храме, где достаточно аудиторий. Не обязательно все мероприятия проводить в том или ином помещении центра — они могут быть выездные: в школах, домах культуры, либо в помещении, которое предоставит район для реализации программы. У нас будет пасхальный концерт для учащихся общеобразовательных школ, который будет проходить на базе клуба «Выборгская сторона». Клуб предоставляет свое помещение для проведения концерта.

— Вопрос телезрительницы из Тюменской области: «Не помню, была ли крещена покойная тетка. Можно нам читать за нее канон святому мученику Уару?».

— Ничего страшного нет в том, чтобы молиться за крещеного как за некрещеного. Но бывают случаи, что человек жив и не помнит, крестился он или нет, и свидетельство об этом по каким-то причинам не сохранилось. В этом случае человек должен креститься. Священник крестит его и говорит: «Крещается раб Божий, аще не крещен». И тогда, если человек действительно не крещен, он крестится, а если был крещен, то Таинство Крещения уже над ним не совершается, но подтверждается та благодать, которая над ним есть.

— Какие у Вас планы на этот центр? Каким бы Вы его хотели видеть в идеале?

— Я бы хотел его видеть многогранным, чтобы он привлекал большое число различных людей, ведь это центр не только образования, но и культуры. «Культура» происходит от слова «возделывать», а также от слова «культ», то есть «духовность». Это уже уходит, многие слова перестают играть важную роль. Основным направлением центра должны стать слова, сказанные Святейшим: «Если раньше слово «приход» было образовано оттого, что люди приходили, то теперь мы должны сами выходить навстречу и говорить с ними о том, что для нас дорого». К сожалению, до сих пор работает старый стереотип о том, что мы будем молиться, жить духовной жизнью, и народ сам придет. Это работает иногда, потому что служение более опытных священников проходило при советской власти, когда возможности для обширной проповеди не было. Поэтому возникает много вопросов, как взяться за это заново. Сейчас то время, когда Церковь должна говорить о себе, но не опускаясь на уровень обывателя, а поднимая его на свой уровень. Основная задача центра – это выйти на живой диалог Церкви и общества на базе культуры и образования.

— Вопрос телезрительницы из г. Екатеринбурга: «Назовите практические советы на две важные седмицы, которые завершают пост. Как посещать богослужения, чтобы стоять перед Богом, не рассеиваясь. Как говорится, конец – делу венец. Хотелось бы, чтобы все пошло на пользу».

— Нам не хватает того, что мы не продумываем Евангелие, которое читается в воскресный день. Если бы мы продумывали этот отрывок, обдумывали его на протяжении всей недели, то Господь, может быть, что-нибудь и сотворил с нами. Мы бы не просто слушали, а пережили этот отрывок. И когда бы мы услышали его в другой раз, то у нас было бы совсем иное восприятие текста Священного Писания. Важно не только слышать, но и прочитывать Священное Писание, которое читается на богослужениях. Можно брать этот отрывок с собой, чтобы лучше воспринимать текст, который предлагается для молящихся.

Второй момент, который можно сказать о предстоящих неделях, – переживание Страстей Господних. Мы будем вспоминать о них, о том, ради чего Господь пришел в этот мир. Он пришел добровольно пострадать за нас. Чтобы переживание этих Страстей было больше, нам в этом могут помочь разные моменты: молитвы, расширение утреннего и вечернего молитвенного правила. Сейчас очень много литературы, посвященной Страстной седмице, где есть тексты, которые читаются на богослужении. Приходите с этими книжечками на чтение двенадцати Евангелий, чтобы не только слышать, но и видеть. Подготавливайтесь, прочитывая тексты и обдумывая, что же происходит в эти дни. Например, когда я говорю о Великом четверге, то я могу сказать, что это Тайная Вечеря. Прочтите о том, что в действительности происходит там, что Господь сотворил на Тайной Вечере, почему нам это так важно.

Есть замечательная книга Александра Шмемана «Великий пост». В ней автор описывает службы Великого поста. Для меня в свое время неким открытием сделался фильм Мела Гибсона «Страсти Христовы». Я по-иному ощутил, что Господь претерпел ради меня, когда я посмотрел этот фильм. Он снят на историческом основании, по исследованиям Плащаницы. Я совсем по-иному стал воспринимать Страстную седмицу, когда отчасти кинематографические образы налагались на богослужение, которое совершалось и говорило об этом.

— Мы в семинарии собирались даже классами на Страстной и смотрели «Страсти Христовы».

— Я тоже рекомендовал бы посмотреть фильм Мела Гибсона. Он тяжелый, его нелегко смотреть, особенно впечатлительным людям, но его стоит увидеть христианину.

— Духовно-просветительский центр должен быть один. Они будут связаны между собой?

— Они связаны между собой, потому что директора центра собираются на совещания, обсуждают проблемы и делятся своими радостями. У нас все это только начинается. 31 марта будет второе совещание директоров центров, и я предлагал выработать общее чтение, олимпиаду, чтобы деятельности центров объединялись, и их направление могло бы корректироваться, чтобы все соблюдали общую границу. Это предложение рассмотрят председатель отдела владыка Амвросий и его заместитель и помогут направить это в нужное русло.

— Центру нужен духовник?

— Каждый центр возглавляет священник, который будет духовно окормлять сотрудников, привлеченных им для выполнения своего послушания.

— В основном будут трудиться миряне?

— Конечно, активная роль мирян в Церкви будет здесь хорошо реализовываться на организации миссионерских проектов в дальнейшем. Мы в этом году в своем благочинии будем издавать книги патриарха Кирилла в Страстную седмицу и на Вербное воскресение с его выступлениями из передачи «Слово пастыря» о Пасхе; буклеты, которые мы печатаем на двунадесятые праздники. Все это будет позволять привлекать мирян к деятельности приходов и помогать священникам в несении их послушания.

— Вопрос телезрительницы: «Можно ли при чтении молитвенного правила молитвы, построенные в мужском роде, переделывать на женский? Не является ли это грехом?».

— На мой взгляд, нет. Этот вопрос мне задавала моя мама, когда только начинала молиться: «Я же не раб Божий — я раба Божия». Мне кажется, в этом нет никакой проблемы, если она чувствует, что для нее так будет правильнее, то пожалуйста.

— Вопрос телезрителя: «Как подготовиться к генеральной исповеди, нужно ли это делать со священником или самостоятельно?».

— Если вам нужна генеральная исповедь, то ее нужно проводить с одним священником, и если она у вас очень длинная, то лучше ее разбить на несколько исповедей. Допустим, часть своей жизни рассказать в одну встречу, часть – во вторую или третью. Генеральная исповедь – это принесение покаяния за свою жизнь. Это хороший опыт, когда человек может осмыслить свою жизнь, если это человек, который прожил достаточное время и прожил, как ему кажется, неправильно. Нужно избегать всех брошюрок, которые печатаются, например, «1001 грех» или что-то подобное. На мой взгляд, исповедь должна идти от сердца. Я должен вспомнить свою жизнь, понять, что я в своей жизни совершил не так, понять, что меня мучает в ней.

Очень часто, чем больше люди исповедуются, тем больше это становится на автомате. С одной стороны, потому что приходит очень много людей на воскресные службы, многие только воцерковляются, им нужна помощь и корректировка, и этим является исповедь. Поэтому исповедь – это «решето», через которое каждый воскресный день или праздник пропускают всех прихожан, чтобы отсеять среди них людей, которые только-только готовятся к подходу ко Причастию или вообще не понимают, что это такое. Чтобы не было такого: «Все подошли, и я подойду». Исповедь у нас привязана к Литургии. Из-за этого для многих верных тяжело, каждый раз причащаясь, например, каждое воскресение, переживать исповедь как сокрушение своих грехов. Я это тоже переживал. Мы не достигаем такой подвижнической деятельности, чтобы сокрушаться внутренне, приносить полное покаяние.

Если генеральную исповедь совершать правильно, то, конечно, лучше, чтобы этот человек посидел несколько дней спокойно, никуда не торопясь, поразмышлял о своей жизни от своих первых дней, как он себя помнит, и до дня, как он сел за письменный стол, положив перед собой лежит чистый лист бумаги, который должен быть заполнен той неправдой, которую он за свою жизнь совершил.

— Вопрос телезрительницы из г. Липецка: «Я хочу причаститься в Великий четверг. Нужно ли вычитывать каноны или можно прочесть только Правило ко Причастию?».

— Если вы причащаетесь в Великий четверг, то вы должны прочесть все Правило. Нет такого правила, что к этому дню достаточно прочитать Правило ко Причастию, а каноны опускаются. Хотя, все на усмотрение вашего духовника. Если он говорит, что можно прочитать только Правило, а каноны не нужно, то читайте Правило ко Причастию.

— Многие, готовясь причащаться в Великий четверг, забывают, что Литургии служатся и до этого на неделе. Получается, что эти службы остаются без внимания. Как участвовать в службах и Литургиях на Страстной седмице?

— Участие в любой Литургии заключается в Причастии. Может быть, сложилось неправильное стереотипное мнение о том, что Причастие в Великий четверг – это особое Причастие, из-за которого меркнет все остальное, и достаточно причаститься в Великий четверг и можешь год не причащаться. Это еще дореволюционная формула. Может быть, из-за того, что люди утратили живую религиозность, причащались очень редко, иногда раз в год или только по постам 4 раза в году и 5-й раз в День Ангела. Церковь ослабла в плане того, что перестала играть живую роль евхаристической общины.

— Вопрос телезрительницы из Ставропольского края: «Мужу сделали операцию, у него эпилепсия, и он не может обходиться без лекарства. Утром ему необходимо выпить лекарство, а Причастие обычно бывает часов в 10. Что ему можно съесть при приеме лекарств в 8 часов?».

— Мой духовник рассказал историю. Его рукоположил отец Никодим (Ротов). Однажды, когда он был еще молодым диаконом, у него разболелась голова, он плохо себя чувствовал, простудился, а утром подумал: «Послужу, но не буду причащаться». Диаконам позволяется без приготовления. Выпил таблетки и пошел на службу, а когда все стали подходить под благословение к владыке, тот спросил: «А почему Вы не причащались сегодня?». Он ответил: «Владыка, я приболел, выпил таблетку». Владыка ответил: «Отец Александр, как тебе не стыдно! Думаешь, что через твою таблетку Христос не пройдет?». Если кому-то нужно выпить таблетку и поесть перед службой, только не наедаться, то это разрешается. Если у человека диабет, то он физически не сможет выстоять службу, не съев утром небольшой кусочек хлеба. Пускай он съест и причастится. Проблемы в этом нет, пусть Ваш супруг, который болен, перед Причастием выпьет необходимые таблетки и съест то, что ему необходимо.

— Вопрос телезрительницы: «Муж крещен по староверческому обряду дома со священником, но толком не помнит этого — он совершенно невоцерковлен. Я пытаюсь его привлечь к духовной жизни, будучи православной. Муж вместе с родственниками иногда ездит на общую исповедь в старообрядческую церковь без священства. Могу ли я вместе с мужем съездить и узнать, что там проходит, есть ли там Причастие и исповедь? Так как там нет батюшки, я понимаю, что нет никаких Таинств. Является ли это церковью или это секта?».

— Со старообрядцами у нас есть деление на поповцев и беспоповцев. С Причастием по-разному в каждой общине. У некоторых старообрядцев было такое, что они толкли дониконовские заготовленные Дары, когда еще у них было священство, много столетий назад, и добавляли их в тесто. На них изготавливали просфоры и таким образом причащались. Причастия, конечно, у беспоповцев нет. Их крещение мы признаем, но если человек переходит в православие, то стоит миропомазаться и таким образом присоединиться к Русской Православной Церкви. Вы можете съездить, правда, можете столкнуться с тем, что в храм Вас не пустят, а оставят постоять в притворе и помолиться там, потому что старообрядцы довольно консервативны в этих вопросах. Хоть Вы и супруга, но у них своя община.

— Можно посоветовать обраться к Русской Православной Единоверческой Церкви?

— Можно. Но вопрос в том, то единоверцы – это те, кто оставили обряды до Никона, дореформенные, но вошли в состав Московской Патриархии. Такой приход у нас существует в городе, он находится рядом с музеем Арктики и Антарктики. Туда можно обратиться к отцу Павлу. Но если супруг слушательницы посещает беспоповцев, то тут все будет, наверное, по-другому. Я бы порекомендовал сходить к единоверцам, у них есть небольшая часовенка. Она может там проконсультироваться по поводу Причастия и всего необходимого у отца Михаила.

— Вопрос телезрительницы из г. Липецка: «На генеральной исповеди я буду исповедоваться в грехах, содеянных в детстве. Могу ли я оправдываться, что я, будучи ребенком, не понимала, не знала, кто-то на меня повлиял. Такое допускается?».

— Во-первых, генеральная исповедь идет с 7 лет. Во-вторых, на исповеди вообще не стоит оправдываться. Когда вы читаете молитвы, то произносите: «Господи, прости мне грехи вольные и невольные». Невольный грех все равно является грехом. Грех – это промах, ошибка. Если ты признал, что это ошибка, то должен это исправить покаянием. Оправдание ошибки – взаимоисключающие действия. Формулировка «я, конечно, не прав, но у меня были с этим связанны какие-то обстоятельства» не подходит к исповеди.

— Мы, к сожалению, очень мало поговорили о Богородице. Какое место в Вашей жизни занимает Пресвятая Богоматерь?

— В жизни каждого христианина Божия Матерь занимает особое место. В отличие от Западной Церкви, которая подчеркнула в образе Богородицы Ее девство, целомудрие, Восточная Церковь подчеркнула материнство, и для каждого Она является Матерью. У меня с приходом в храм было такое ощущение в молитвенном стоянии, как обращение непосредственно к Защитнице, Той, Которая всегда покроет любовью. Вчера читалось о Марии Египетской: когда ее не пускали в храм, она увидела образ Божией Матери и сказала: «Пресвятая Матерь, Ты чиста, а я не чистая. Ты, конечно, можешь не призреть на меня, но позволь мне войти в храм». Дальше идет описание того, как Мария Египетская со слезами входит в храм и как ощущает на протяжении всей своей покаянной жизни Божию Матерь как свою Заступницу. И только из-за этой любви Божией Матери, Которая пустила ее в храм, Мария совершила такой подвиг своей жизни. К каждому из нас и нашей жизни Божия Матерь снисходит, потому что является особой Ходатаицей за нас перед Богом.

— Акафист, который сегодня читался, отличается от других акафистов Богородице или святым?

— Он один из первых, на основании которого были написаны многие другие акафисты, знакомые нам. Есть традиция не читать акафисты в Великий пост. Она появилась именно из-за того, чтобы не умалять достоинства Акафиста Божией Матери, который читался сегодня на богослужении «Радуйся Невесто Неневестная». В отношении этого песнопения тот возглас, которым заканчивался каждый икос, говорит об особом месте Божией Матери в Церкви.

— Вопрос телезрительницы из г. Санкт-Петербурга: «Нужно ли говорить человеку о том, что его совершаемые действия являются грехом, или не стоит, так как мы сами грешные, и такие же грехи совершали когда-то, но покаялись?».

— Грех должен быть назван, если он есть. Однако в одной из молитв есть удивительная строчка, которую я стараюсь говорить, чтобы люди руководствовались ею, когда они с кем-то общаются по поводу их грехов. В ней говорится: «Господи, пошли мне в нужный момент человека, который готов сказать мне правду, но сказать ее любя». Сказать правду любя, способен не каждый. Поэтому, если Вы общаетесь с дорогим и значимым человеком и будете говорить ему о его грехе, стремитесь сказать это с любовью, чтобы он это почувствовал.

— Так можно увлечься и начать всех обличать.

— С одной стороны, это зависит от внутренней культуры человека: как говорить, кому говорить и что. С другой стороны, не должно быть превозношения. А телезрительница может сказать из своего опыта, если у нее были эти грехи, и она покаялась: «Ты знаешь, я тоже сталкивалась с этим, но сейчас очень раскаиваюсь в том, что у меня это в жизни было». Женщина, которая говорит девушке, собирающейся сделать аборт, может сказать о том, как она сокрушается всем своим сердцем сейчас за то, что сама когда-то совершила аборт. Любой грех в нашей жизни является трагедией.

Определенным показателем отношения к человеку является смерть. Я много раз говорил о том, что когда кто-то умирает, то мы плачем по самим себе. Нам жалко самих себя в том, что мы что-то не сделали, не сказали то, что можно было сказать, не протянули руку помощи, не сказали слово поддержки. А человек умер – и ничего изменить нельзя. Поэтому голос совести говорит нам о том, что мы были менее человечны, чем могли бы быть. Но, с другой стороны, смерть перед нами открывает тайну вечности, потому что когда человек умирает, ты ощущаешь, что он не ушел, что он рядом с тобой. Мы должны заботиться о людях, пока они живы, потому что когда они преставятся ко Господу, сказать им, насколько они нам дороги, насколько значимы, мы уже не сможем.

— Большой ли грех оговариваться при чтении Псалтыри?

— Греха в этом нет. Оговорка или неправильное прочтение слова происходит по неопытности. Достаточно перечитать данное предложение или произнести данное слово правильно. В любой ошибке нет ничего криминального, потому что Господь Псалтырь и так наизусть знает, Он не учитель русской словесности, который наказывает нас за неправильное произношение слова. Господу нужно наше сердце, и в этом отношении, если ты читаешь Псалтырь правильно, а сердце холодно, то нет от этого толку. Какая-нибудь бабушка, которая ничего не знает, читает Псалтырь, но неверно, но сердце горит – это и есть самое настоящее чтение Псалтыри. Очень часто мы сводим Господа к тому, что правильно, а что не правильно, и забываем самое основное, для чего вообще мы берем на себя подвиг молитвы. Мы берем Псалтырь для того, чтобы горело сердце, а не для того, чтобы заниматься правильным произношением.

— Обязательно ли подключать к Правилу ко Причастию акафист?

— Думаю, нет. Это для желающих. Но иногда бывает так, что человек берет на себя очень большие правила: чтение канона, несколько акафистов в день. Он не справляется и приходит в уныние. Все это происходит из-за того, что человек взял на себя больше, чем может понести. Молитвенное правило должно быть разнообразным, должно быть несколько утренних и вечерних правил. Если человек не успевает прочесть длинное, то молится коротким правилом. Если я не тороплюсь, но понимаю, что полное я не успеваю прочитать, то молюсь средним. Вечером, если я устал, то молюсь кратко, но все-таки уделяю время молитве. Молитвенные правила должны корректироваться в зависимости от того, какое у меня состояние. Мой хороший учитель Игорь Цезаревич сказал: «Пришел ко мне человек молиться и совершал ошибки. Я думаю, не буду ему говорить, что он совершает ошибки, чтобы его не расстраивать, и чтобы в следующий раз он не думал, что я его могу обличить тем, что он не правильно молится со мною».

В любых непонятных ситуациях читайте псалмы — так мог бы звучать христианский совет. И действительно, ветхозаветные гимны не потеряли своей актуальности и в наше время, на каждое настроение найдется свой псалом. Но как относиться к более современному творению — «Псалтири Божьей Матери»? Об этом читайте в статье.

Псалтирь Богородице

Каноническая Псалтирь

Книга псалмов, или Псалтирь — одна из самых любимых книг христиан. Хоть и написана она еще в ветхозаветное время — большинство псалмов принадлежат авторству царя Давида — книга не потеряла актуальность и в наше время.

В каком бы настроении не пребывал человек, он найдет в псалмах утешение. Царь Давид передал широкий спектр эмоций — и благодарность Богу, и поиски поддержки, и борьбу с унынием, и раскаяние в грехах.

Псалмы царя Давида

Псалтирь легла в основу богослужений Православной Церкви, ее читают в храмах и дома. Книга состоит из 150 псалмов — хвалебных гимнов Господу.

Для удобности чтения Псалтирь разделена на 20 кафизм, каждая кафизма на три «Славы». На каждой «Славе» поминают живых и усопших. Если читают Псалтирь только за одного человека, то его имя поминают на каждой «Славе». Если же молятся и о здравии, и об упокоении, то живых поминают на первых двух «Славах», а усопших — на третьей.

Если с традиционной Псалтирью все понятно, то одна книга с похожим названием — Псалтирь Божией Матери — вызывает вопросы.

Богородичные псалмы

Псалмы Богородице — это творение XVII века, автор которого — святитель Димитрий Ростовский. Святитель Димитрий был митрополитом Ростовским и вошел в историю как составитель сборника жития святых. Значительная часть его трудов посвящена покаянию и молитве.

Димитрий Ростовский особо прочитал Богородицу, даже составил в ее честь псалмы, на подобие тех, которые писал царь Давид.

Иверская икона

Псалтирь Божией Матери не считается канонической книгой. Это лишь творение святого Димитрия, его молитва Пречистой. Нет однозначного мнения, как относиться к этим гимнам.

С одной стороны, псалмы написал канонизированный святой. Сегодня в книжных лавках храмов и монастырей можно увидеть эту книгу, изданную с благословения епископов.

Многие представители духовенства не видят ничего плохого, чтобы распространять и читать эту книгу. Священник Дионисий Свечников отвечает на недоуменные вопросы православных так:

Это творение святителя Дмитрия Ростовского. Ничего плохого в этом чтении я не вижу.

С другой стороны, некоторые представители духовенства негативно относятся к творению. Протоиерей Геннадий Фаст настроен категорически:

… сегодня в наших храмах можно увидеть «Псалтирь Божией Матери», где слово «Господь» просто-напросто заменено словом «Богородица». Это недопустимый прием, хотя книга и издавалась по благословлению епископов. Как можно в богооткровенных молитвенных книгах заменять имя Господа именем кого бы то ни было?!

Священник указывает на то, что христианство — это монотеистическая религия, и мы в первую очередь молимся Богу, а затем Богородице, святым, ангелам. Но Господь стоит в центре, поэтому молитвы, адресованные Ему, не стоит «перекручивать». Для Пречистой и святых же есть другие молитвословия.

Тем не менее «Псалтирь Божией Матери» составлена лишь «по подобию псалмов»: по форме и некоторым формулировкам созвучна, но по смыслу отличается.

Читать или не читать?

Как же быть верующим, в то время как священники не могут прийти к общему мнению? Ограничиться только канонической Псалтирью?

Надо смотреть по конкретной ситуации. Если человеку Псалтирь Богородице кажется чем-то дорогим и духовно созвучным, то ничего плохого в чтении этой книги нет — наоборот, только польза. Если же вместо молитвы возникают сомнения и осуждения, то лучше выбирать иные молитвенные тексты.

Ознакомиться с псалмами Деве Марии вы можете далее — смотрите видео:

Аудио 1

Аудио 2

Христианские песнопения Пресвятой Царице Небесной, Приснодеве Марии, Богородице. Составлены по подобию Псалмов

Об этой книге

Поклонение Пресвятей Богородице

Молитва

Кафисма 1 Псалом 1 Псалом 2 Псалом 3 Псалом 4 Псалом 5 Псалом 6 Псалом 7 Псалом 8 Кафисма 2 Псалом 9 Псалом 10 Псалом 11 Псалом 12 Псалом 13 Псалом 14 Псалом 15 Псалом 16 Кафисма 3 Псалом 17 Псалом 18 Псалом 19 Псалом 20 Псалом 21 Псалом 22 Псалом 23 Кафисма 4 Псалом 24 Псалом 25 Псалом 26 Псалом 27 Псалом 28 Псалом 29 Псалом 30 Псалом 31 Кафисма 5 Псалом 32 Псалом 33 Псалом 34 Псалом 35 Псалом 36 Кафисма 6 Псалом 37 Псалом 38 Псалом 39 Псалом 40 Псалом 41 Псалом 42 Псалом 43 Псалом 44 Псалом 45 Кафисма 7 Псалом 46 Псалом 47 Псалом 48 Псалом 49 Псалом 50 Псадом 51 Псалом 52 Псалом 53 Псалом 54 Кафисма 8 Псалом 55 Псалом 56 Псалом 57 Псалом 58 Псалом 59 Псалом 60 Псалом 61 Псалом 62 Псалом 63 Кафисма 9 Псалом 64 Псалом 65 Псалом 66 Псалом 67 Псалом 68 Псалом 69 Кафисма 10 Псалом 70 Псалом 71 Псалом 72 Псалом 73 Псалом 74 Псалом 75 Псалом 76

Кафисма 11 Псалом 77 Псалом 78 Псалом 79 Псалом 80 Псалом 81 Псалом 82 Псалом 83 Псалом 84 Кафисма 12 Псалом 85 Псалом 86 Псалом 87 Псалом 88 Псалом 89 Псалом 90 Кафисма 13 Псалом 91 Псалом 92 Псалом 93 Псалом 94 Псалом 95 Псалом 96 Псалом 97 Псалом 98 Псалом 99 Псалом 100 Кафисма 14 Псалом 101 Псалом 102 Псалом 103 Псалом 104 Кафисма 15 Псалом 105 Псалом 106 Псалом 107 Псалом 108 Кафисма 16 Псалом 109 Псалом 110 Псалом 111 Псалом 112 Псалом 113 Псалом 114 Псалом 115 Псалом 116 Псалом 117 Кафисма 17 Псалом 118 Псалом тойже Псалом тойже Кафисма 18 Псалом 119 Псалом 120 Псалом 121 Псалом 122 Псалом 123 Псалом 124 Псалом 125 Псалом 126 Псалом 127 Псалом 128 Псалом 129 Псалом 130 Псалом 131 Псалом 132 Псалом 133 Кафисма 19 Псалом 134 Псалом 135 Псалом 136 Псалом 137 Псалом 138 Псалом 139 Псалом 140 Псалом 141 Псалом 142 Кафисма 20 Псалом 143 Псалом 144 Псалом 145 Псалом 146 Псалом 147 Псалом 148 Псалом 149 Псалом 150 Молитвы

1 2 3 4 5

Во славу Святыя, Единосущныя и Неразделимыя Троицы, Отца, и Сына, и Святаго Духа, в честь же и похвалу небесныя Царицы, Пречистыя Девы Богородицы

Под Твое благоутробие прибегаем, Богородице Дево, молитв наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, едина чистая и благословенная

Госпоже, устне мои отверзеши и уста моя возвестят хвалу Твою

Госпоже моя, в помощь мою вонми. Слава Тебе, сирот Мати, сотвори нам милостива Вседержителя Бога

О, Пресвятая Владычице, Пречистая Дево Богородице, Господа Бога моего Иисуса Христа Мати! Припадаю и молютися, яко Матери Царевой, предначиная к Тебе недостойное мое сие моление, еже приемши, о. Мати Царя небесе и земли, принеси к Царю царствующих, всех Господу, Сыну Твоему и Богу, и прощение всем согрешениям моим испроси, житию моему подаждь исправление и на кончине от воздушных врагов немятежное прешествие, царствия божественный вход отверсти исходатайствуй ми и тамо райския пищи наслаждения, горняго онаго града, вышняго прекраснаго Иерусалима, веселия и неизреченных того красот, светлости же трисияннаго Троичнаго света и сладкаго гласа ангельских пений наслаждатися: еяже славы и радости наследника мя и святым всем сопричастника сотвори, вся бо можеши, яко Мати Царя Всемогущаго; и ныне убо, изряднее же в час сей, услыши мя, Всемилостивая Владычице, предстояща Ти, вонми, Госпоже Царице, молебное пение приносящу Ти.

Об этой книге

Из Православной энциклопедии:

«…Димитрий также был автором значительного числа молитв, небольших богословских трактатов, назидательных сочинений, стихотворных текстов. В поэтических жанрах он отдавал предпочтение кантам, или псальмам. ….»

Произведение под названием «Псалтирь Божией Матери» при жизни святителя не издавалось. Сборник в виде «Псалтири Божией Матери» составлен не им самим, однако, псалмы, наиболее вероятно, принадлежат свт. Димитрию. Под автором святителя Димитрия издавались следующие книги, где могут содержаться эти псалмы:

Димитрий Ростовский (Туптало, Даниил Саввич; 1651–1709). Псалмы, или Духовные канты, сочинения святителя Димитрия, митрополита Ростовского, изданные протоиереем церкви святителя Стефана епископа Пермского, что при первой Московской гимназии, Аристархом Израилевым : С присовокуплением псалма, соч. в честь святителя Димитрия, при открытии мощей его. – Москва : тип. Л. и А. Снегиревых, 1889. – 25 с.; 24.

Димитрий Ростовский (Туптало, Даниил Саввич; 1651–1709). Поклонение пречистым пяти язвам христовым и пресвятой Богородице : . – 3-е изд. Свято-Троицкой Сергиевой лавры. – Москва : тип. И. Ефимова, 1884. – 40 с.; 16

Димитрий (Туптало Даниил Савич; митрополит Ростовский и Ярославский; 1651–1709.). Сборник молитв к Богу, Богородице и ангелу-хранителю сочинения Димитрия Ростовского . – , XIX в

Христианския песнопения пресвятей Царице небесней Приснодеве Марии Богородице : составлены по подобию Псалмов. – Москва : Изд. Афонскаго Русскаго Пантелеимонова монастыря, 1881 (Тип. И. Ефимова). – 219 с., л. ил.; 17 см. См. обложку книги.

Поклонение Пресвятей Богородице

Придите, поклонимся Царице нашей Богородице.

Приидите, поклонимся Деве Марии, Царице нашей Богородице

Приидите, поклонимся и припадем к самой Госпоже Деве Марии, Царице нашей Богородице

Покланяемся Тебе, Пресвятая Богородице, Твоим рождеством явльшая нам свет истинный, Царице небу и земли, надежде ненадежных, помощнице немощным, ходатаице всем грешным; Ты нас покрый и заступи от всех бед и нужд, душевных и телесных, и буди нам, молимся, заступница святыми Твоими молитвами

Покланяемся Твоему благословенному зачатию и рождению от святых Ти родителей, от Иоакима и Анны; молим Тя, Госпоже наша, даждь нам житие безгрешно зачати и родити плоды покаяния

Покланяемся Твоему введению в церковь Господню, трилетствовавшая Отроковице, и молим Тя, свете наш, церковь нас соделай Святому Духу молитвами Твоими

Покланяемся благовещению Твоему, Пречистая Богородице Дево, егда действием Святаго Духа со гласом Архангельским зачала еси Слово Отчее, и молим Тя, свете наш, нам, отчаянным, благовести спасение

Покланяемся рождению Твоему, егда воплотила и родила еси Христа, Спаса миру, и явилася еси Матерь Богу, от всея твари славима и превозносима, и молим Тя, свете наш, являй себе Матерь милосерду ныне и во век будущий

Покланяемся очищению Твоему, нескверная, неблазная, нетленная, Пречистая, и молим Тя, свете наш, очисти нас от всякия скверны плоти и духа молитвами Твоими

Покланяемся и почитаем болезни Твоя, яже претерпела еси во время вольныя страсти Сына Твоего, егда сбыстся Симеоново проречение: Тебе же самой душу оружие пройдет, и молим Тя, свете наш, болезни душевныя и телесныя избави нас

Покланяемся Тебе, Госпоже, воспоминающе радость Твою, юже имела еси во время воскресения Сына Твоего, и молим Тя, свете наш, радости духовныя не лиши нас

Покланяемся честному и славному успению Твоему, и молим Тя, свете наш, успи страсти наша плотския помощию Твоею

О, Пресвятая Владычице Богородице! приими сие малое моление и принеси е Сыну Твоему и Богу нашему, да спасет и просветит Тебе ради души наша

На Твой пресвятый образ взирая, яко истинную самую Тя зрим сущую Богородицу, верою сердечною и любовию от души припадаем и покланяемся с предвечным и на руку Твоею держимым младенцем, Господом нашим Иисусом Христом

О, Пресвятая Госпоже наша Царице небесная, преславная Владычице, Дево Богородице, печальных всех праведное утешение и всем уповающим на Тя живот и воскресение! Приклони, о, Госпоже, пречистыя Своя ушеса к молитве нашей, приносимой Тебе от нас, непотребных и недостойных рабов Твоих

О, Мати наша милосердая! яви на нас милость Свою, в печали сущих и во гресех всегда пребывающих, и не презри нас, многогрешных рабов Твоих

О, Мати наша прекрасная! всех благих Ты еси вина, смертных человек оживление и погибших избавление, приими недостойное наше сие моление, падших и многогрешных рабов Твоих, в час сей горькаго, и плачевнаго, и болезненнаго нашего прошения, яко дерзаем ныне глаголати к Тебе, Пресвятей Госпоже Царице Богородице, сие моление и радостное со Ангелом приглашение сицево: Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, яко зачала еси плотию Сына Божия. Радуйся, яко Его во чреве Твоем носила еси. Радуйся, яко Его родила еси. Радуйся, яко сосцы питала еси. Радуйся, яко Ему волсви покланялися. Радуйся, яко Христа в церкви по триех днех обрела еси. Радуйся, яко Христос воскресе из мертвых и взыде на небеса. Радуйся, яко Ты сама на небо взята еси. Радуйся, яко Ты девством Ангелов и славою Святых превосходиши. Радуйся, яко Ты на земли мир твориши. Радуйся, яко Тебе жители небеснии вси послушны суть. Радуйся, яко Ты еже хощеши, у Сына Твоего, Христа Бога нашего, испросити можеши. Радуйся, яко сподобилася еси быти близь Пресвятыя Троицы. Радуйся, яко Ты Мати людей озлобленных, иже к Тебе прибегают. Радуйся, яко Твоя радость во век не скончается. Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою

О, Пресвятая Госпоже Владычице, Дево Богородице! приими недостойную молитву нашу, и сохрани нас от наглыя смерти, и даруй нам прежде конца покаяние

Молитва

Достойно славимая и праведно от всех горних чинов ублажаемая, яко без сравнения их превосходящая, Бога и Творца всяческих рождшая, паче всех возвеличенная, Ейже, яко Царице, предстоят лици Ангельстии, Гавриилову песнь возглашающе: радуйся, Благодатная! Наши же грешныя и бренныя уста кую достойную похвалу принести возмогут величию Твоему, точию да зовем Ти: о, пречудная Владычице, молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да призрит на ны, люди безответныя, да сохранит нас невредимых от всех навет вражиих и злых клевет, много бо может Твоя матерняя молитва, по реченному: проси Мати Моя, не отвращуся, но вся прошения Твоя исполню. Радостию о сем исполняемии, взываем Ти: спаси, Владычице, погибающия рабы Твоя, просвети омраченныя суемудрствованиями века сего и приведи ны к Сладчайшему Іисусу, да, вечно радующеся, взываем: слава Отцу, слава Сыну, слава и Святому Духу, слава и Тебе, Преславней и Пренепорочней Деве Богоматери, ублажаемой и благословляемой в безконечные веки веков. Аминь.

Достойно есть, яко воистинну блажити Тя, Богородицу, присноблаженную и пренепорочную, и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога-Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Псалтирь Божьей Матери и Псалтирь Ефрема Сирина
(читается дополнительно по благословению духовника)

Помимо обычного Псалтиря, существуют ещё Псалтирь Божьей Матери и Псалтирь Ефрема Сирина.
Когда говорится о чтении Псалтири, о пользе псалмов, то здесь имеется в виду именно Псалтирь, приведенная в Библии, данная нам для научения, вразумления, прибегания в самом Священном Писании!

Псалтирь Божьей Матери и Псалтирь Ефрема Сирина — это тоже великие творения святых, свт. Димитрий Ростовского и прп. Ефрема Сирина соответственно.

Псалтирь Божией Матери — это христианские песнопения, составленные по подобию псалмов Давида. Произведение написано великим духовным писателем свт. Димитрием Ростовским. Славословие в честь Пресвятой Богородицы низводит на нас Ее милость и заступничество.

Псалтирь Божьей Матери представляет дивное славословие! Данное произведение было написано, чтобы выразить неизреченную любовь Божьей Матери ко всему роду христианскому и Её великое заступничество. И, действительно, очень важно быть под особым Покровом Царицы Небесной. Псалтирь Божьей Матери — горячо любимо практически всеми христианами.

Псалтирь Еврема Сирина — тоже удивительнейшее произведение! Ефрем Сирин — великий проповедник покаяния, мы читаем в его житии, что было открыто свт. Василию Великому, какая сладость исходило из его уст. Это был великий дар Духа Святаго, который он получил от Господа
ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА,СПАСИ НАС!!!