Психология семейных отношений

Беседа с родителями

«Проблема взаимоотношений между родителями и детьми»

Учитель: Рыбина Т.В.

Почему современной семье еще далеко не всегда удается в полной мере справиться со всеми воспитательными задачами? Разные находили тому объяснения, но одно из самых частых – явно недостаточное общение родителей и детей. А почему оно недостаточно? Здесь уже объяснение, как правило, однозначно: не хватает времени.

Не скажешь, что у современной семьи избыток свободного времени. И возражать против такого объяснения поначалу трудно. Нет смысла спорить с тем, кто считает, что родители и дети общаются мало, ибо это факт. Но давайте поставим вопрос иначе: станут ли более радужными результаты семейного воспитания, если просто механически увеличить по времени возможность общения родителей с детьми?

Ставя вопрос таким образом, следует выяснить и правильно ли используется для этого то время, которое уже имеется сейчас?

Как же семья сегодня использует свободное время, как строится общение между родителями и детьми? Специально проведенное исследование позволяет сделать определенные выводы. Проводились беседы с детьми из полных семей и живущими в семьях, которые распались. Большее количество из опрошенных людей значительную часть своего свободного времени проводит в основном у компьютера или телевизора.

Безусловно, содержательность, разнообразие, активность отдыха зависят от самых различных обстоятельств, в первую очередь – объективных. Это продолжительность рабочего дня, другие затраты времени связанные с работой, домашний труд, доход семьи, наличие «очагов культуры». Но есть еще и субъективные факторы. Не в каждой семье есть правильные привычки и потребности в проведении досуга. Нередко приходиться наблюдать: увеличение внерабочего времени не удлиняет досуг, потому что оно расползается на хлопоты по хозяйству. Еще очень распространено представление о досуге как о чем-то «несерьезном», «неважном», не имеющим большого значения для семьи – в противоположность материальному обеспечению семьи, ведению домашнего хозяйства.

Одни семьи проводят досуг неинтересно, так как берегут деньги, чтобы получше обставить квартиру, купить более красивую одежду. Другие считают, что досуг, это только прогулки и просмотр телевизора, игра на компьютере.

Выяснилось, что из 247 обследованных семей в 217 общение понимают как выполнение родителями своих непосредственных функций сводимых к кормлению, одеванию, контролю, надзору.

Вот некоторые моменты таким образом понимаемого и осуществляемого общения.

Отец, ожидая, пока попадут еду, спрашивает сына:

— Как сегодня прошел день в школе?

— Нормально.

— Двоек не нахватал?

— Нет.

— Молодцом. И принимается за еду.

Другая семья:

— Когда ты наконец поговоришь с ним как следует? – с хорошо понятным подтекстом спрашивает жена мужа, — Какой ты отец, если не можешь потребовать?! Мне надоело ходить в школу и краснеть, в следующий раз пойдешь сам.

Еще одна картинка:

— Ты почему уроки не делаешь? – спрашивает отец

— Уже сделал, — отвечает сын.

— Сделал, — с явно выраженной иронией повторяет мать слова сына. И жалуясь отцу добавляет, что сын и 20 минут не посидел над уроками.

Мать говорить классному руководителю:»Что-то с моим сыном произошло? Стал замкнутый, грубый, совсем не слушает. Что-то с ним происходит, а что понять не могу. Одет, обут, все есть, ничего для него не жалеем, только учись да родителей слушайся. А он грубит и врет, а то и просто молчит. Вы бы поговорили с ним.»

Если все отношения детей и родителей исчерпываются такого рода моментами общения, то есть уже основания для тревогу. Сведенное к назиданиям, даже частым, общение утрачивает важнейшие свои качества непрерывность и желанность. Взаимоотношения, складывающиеся таким образом, для взрослого оказываются тягостной обязанностью, для ребенка – источником постоянных неприятностей. Кто же будет желать такого общения?

На вопрос: » О чем чаще всего с тобой говорят родители?» из 1500 ребят, 1300 отвечали:»Об учебе и поведении». И эти ответы раскрывают основные темы общения в семье.

На практике все разговоры сводятся к требованиям типа «сделай, подай, убери, сходи, принеси, готовь, учи». Такое отношение не только сужает возможности воспитания, но и нередко приводит к возникновению обид, конфликтов, непониманию.

Общение – это сложный вид человеческих отношений – для него необходим доброжелательный стиль отношений в семье, уважение к мнению каждого, высокая степень духовной близости между членами семьи, учет сложившейся в данную минуту обстановки, и такт, и соответствующая интонация.

Хотя некоторым родителям может показаться, излишней забота р таких «тонкостях», так как они считают, что дети и так обязаны слушать и слушаться взрослых. Но никакая родственная сила (близость) не освобождает от необходимых воспитательных усилий.

Нередко можно услышать от родителей:»Не могу понять, как так случается получается. На всю жизнь запомнил неприятные для меня минуты общения со своими родителями, наполненные бесконечным морализированием, мелочным контролем, подозрительностью, был убежден, что никогда себе этого не позволю по отношению к своим детям. И на тебе, мучаюсь сам, мучаются ребята, а ничего не могу сделать, и не знаю как сделать по-другому».

А для этого необходимо дружеское участие, откровенность, естественность и непринужденность общения, а не однообразные наставления «сверху вниз». Для этого нужно, чтобы дети любили свою семью, гордились ею, стремились к общению с родителями.

На вопрос «С кем тебе приятнее проводить свободное время?», предложенный родителям и детям, редко у кого звучит взаимное стремление взрослых и детей быть в свободное время вместе. А на вопрос «С кем ты откровенно обо всем говоришь?», основная масса ответов свелась к одному «с подругой, товарищем».

Это еще раз убеждает: без хороших, нормальных отношений контроль и требования в современных семьях могут лишь создавать видимость воспитания, не обеспечивая его результативность. Загруженность и нехватка времени – серьезные затруднения. Но не они в итоге являются определяющими обстоятельствами. Сводя время совместного пребывания к контролю и требованиям, родители в конце концов привыкают к такой форме общения с детьми и формируют такую же привычку у детей.

И можно заверить родителей, которые серьезно отнесутся к общению с детьми, что будут великолепными не только результаты воспитания, но и окажется ни с чем не сравнимая радость, которую каждый взрослый получит от общения со своим ребенком как с личностью.

1. Что такое семья?
1) фактор производства
2) социальный институт+
3) общность
4) политическая система

2. Что не является одним из основных принципов семейного права?
1) добровольность брачного союза
2) равенство прав супругов
3) приоритет семейного воспитания детей
4) охрана санитарно-эпидемиологического благополучия населения+

3. В каких государственных органах заключается брак?
1) опеки и попечительства
2) записи актов гражданского состояния+
3) местного самоуправления
4) судебной власти

4. С какого возраста наступает брачный возраст в РФ
1) 16 лет
2) 17 лет
3) 18 лет+
4) 20 лет

5. По Семейному кодексу РФ при наличии уважительных причин брак может быть разрешен для лиц по достижении
1) 14 лет
2) 15 лет
3) 16 лет+
4) 18 лет

6. Кто принимает разрешение о снижении брачного возраста в каждом кон­кретном случае?
1) Президентом РФ
2) высшим должностным лицом субъекта Российской Фе­дерации
3) органом местного самоуправления+
4) органом записи актов гражданского состояния

7. Что относится к личным правам и обязанностям супругов?
1) право на свободный выбор рода занятий+
2) право на контроль финансовых расходов супруга
3) обязанность следовать за супругом в случае переезда в другую местность
4) обязанность супруги принять фамилию супруга

8. Кому, согласно Семейному кодексу РФ, принадлежит право на решение вопросов, касающихся семейной жизни:
1) мужу
2) жене
3) совместно обоим супругам+
4) органам местного самоуправления

9. Что из ниже перечисленного не относится к личному имуществу супругов, которое не учитывается при разделе собственности между супругами?
1) государственная премия за изобретение+
2) приобретенная в период брака на деньги одного из супру­гов квартира
3) гонорар за произведение
4) пенсия по старости

10. Ребенок это – лицо, не достигшее возраста
1) 14 лет
2) 15 лет
3) 16 лет
4) 18 лет+

11. в чем отличие партнерской семьи от патриархальной?
1) совместно проживает несколько поколений родственников
2) количество детей супругами как правило планируется+
3) осуществляется социализация детей
4) главенствующая роль отца семейства

12. В каком случае не допускается регистрация брака?
1) наличия у будущих супругов детей
2) состояния одного из будущих супругов в нерасторгнутом браке+
3) достижения одним из супругов 80-летнего возраста
4) недееспособности одного из желающих вступить в брак+
5) желания вступить в брак усыновителя и усыновленного +

13. Что входит в общее имущество супругов, которое учитывается при разделе имущества?
1) ценные бумаги, приобретенные в период брака одним из супругов+
2) бриллианты, подаренные супругом жене+
3) машина, подаренная одному из супругов родителями
4) земельный участок, приобретенный одним из супругов в период брака+
5) полученные в период брака в наследство денежные сред­ства

14. Являются ли правильными следующие суждения о семье?
А. семья – один из наиболее древних институтов общества.
Б. важнейшей функцией семьи является первичная социализация детей
1) верно А
2) верно Б
3) оба верны+
4) не верны оба

15. В чем отличие нуклеарной семьи от расширенной?
1) семья это состоит из 2 взрослых живущих вместе и имеющих детей+
2) семья – это совместное проживание нескольких поколений родсвенников.

16. В случае продажи дачного участка согласие другого супруга
1) не требуется
2) может быть выражено в устной форме
3) должно быть выражено в письменной форме
4) должно быть оформлено в нотариально заверенной форме+

17. Выберите то, что является функцией семьи:
1) первичная социализация+
2) обеспечение социальной стабильности
3) поддержание общественного воспроизводства
4) биологическое воспроизводство новых поколений
5) преодоление неравенства

18. Что является отличительным признаком семьи традиционного типа?
1) добровольное распределение обязанностей между супругами
2) главенствующее положение отца семейства+
3) активное участие женщин в производстве
4) посильное участие детей в домашних делах

19. Что входит в обязательства родителей?
1) обеспечение получения детьми начального образования
2) обеспечение получения детьми основного общего образования+
3) обеспечение получения детьми высшего профессионального образования
4) обеспечение получения детьми дополнительного музыкального образования

20. Кто определяет местожительство малолетних детей?
1) ребенок самостоятельно
2) родители+
3) органы опеки и попечительства
4) суд

21. Если ребенку 16 лет и он обучается в вузе, то полученной стипендией он может распоряжаться:
1) с согласия родителей (опекунов, попечителей)
2) самостоятельно+
3) с согласия органов опеки и попечительства
4) по взаимному согласию ребенка и родителей

22. С родителей, которые не выполняют свои обязанности в отношении детей добровольно, взыскивается(ются)
1) рента
2) дивиденды
3) алименты+
4) неустойка

23. Брачный договор:
1) должен быть обязательно заключен не позднее даты регистрации брака
2) заверен нотариусом+
3) может содержать ограничения в передвижении супруга
4) может предусмотреть отказ оного из супругов от имуще­ства, нажитого в браке

24. Что из ниже перечисленного необходимо для заключения брака?
1) российское гражданство
2) постоянная регистрация по месту жительства
3) взаимное согласие вступающих в брак+
4) соответствующий брачный возраст+
5) полное общее (среднее) образование

25. Характерно для патриархальной семьи?
1) отсутствие разделения обязанностей между мужчиной и женщиной
2) совместное принятие решений
3) заключение брака между близкими родственниками
4) совместное проживание нескольких поколений родственников+

Контрольные тесты по дисциплине «психология семьи и семейного воспитания»

Раздел 1. Тестовые задания

1. Вставьте пропущенное слово в определение: «Семья – это основанное на браке или кровно-родственных отношениях объединение людей, связанное ……………. и …………….».

2. Какой тип брака является преобладающим в настоящее время? …………………………………………………………

3. Вставьте пропущенное слово в определение: «Семья — активное начало; она никогда не оста­ется неизменной, а переходит от низшей формы к выс­шей, по мере того, как. развивается от низшей ступени к высшей.

4. Под функциями семьи понимают:

а) её обязанности по отношению к обществу;

б) направления деятельности семьи, выражающие ее сущность;

в) структуру потребностей членов семьи.

5. Функции семьи тесно связаны:

а) с потребностями общества в институте семьи;

б) с базовыми потребностями человека;

в) с потребностями личности в принадлежности к семейной группе;

г) с требованиями общества к семейной организации.

6. О какой из семейных функций семьи идёт речь: «поддержание физического здоровья членов общества»:

7. Субъективные факторы, которые негативно отражаются на реализации функций семьи – это:

а) личностные особенности, условия семейной жизни и характер взаимоотношений;

б) уровень экономического благополучия членов семьи;

в) любовь между супругами.

8. О каком типе семьи идёт речь: «…виды семейных обязанностей четко разделены между мужчинами и женщинами, сыновья приводят своих жён в клан своего отца, а дочери уходят в семейные кланы своих мужей и теряют фамилию»:

9. О каком типе семьи идёт речь: «…отношения строятся на стремлении к максимальному раскрытию своей человеческой природы на основе взаимной симпатии, расположенности, признательности и эротической привязанности»:

10. О каком типе семьи идёт речь: «Средоточением интересов родителей является ребёнок, на его обеспечение, воспитание и образование расходуется значительная часть семейного бюджета»:

Раздел 2. Тестовые задания

1. Является ли верным утверждение о том, что семья представляет собой динамическую микросистему, постоянно находящуюся в развитии?

2. Является ли верным утверждение, что для понимания семьи достаточно простого анализа состоя­ния каждого отдельного члена?

3. Определите, какая из предложенных концепций не имеет отношения к системному подходу в рассмотрении семьи:

б) концепция социальной идентичности;

в) концепция «эмоционального котла»;

г) концепция развивающейся структуры.

4. Динамические характеристики семейной системы связаны со следующими процессами (выберите два правильных ответа):

а) отношения; б) взаимодействия; в) подсистемы; г) границы.

5. Основными подсистемами семьи являются:

а) прародители; в) сиблинги;

б) родители; г) все ответы верны.

6. Семейные правила – это:

а) договорённость между членами семьи;

б) неосознаваемые процессы;

в) устойчиво используемые способы поведения.

7. В западной психологии время наступления первого кризиса в аспекте развития семьи относят к стадии:

а) романтической влюблённости;

б) создания брачного союза;

в) появления первенца.

8. Столкновение с правилами и нормами внешнего мира, отличными от правил внутрисемейной жизни характерно для:

а) периода поступления ребёнка в школу;

б) стадии создания брачного союза;

в) периода полового созревания детей.

9. Конфликт поколений, при условии совместного проживания молодой семьи с родительской семьёй одного из супругов, может быть вызван:

а) личностными особенностями членов семьи;

б) несовпадением ценностных ориентаций;

в) несогласованностью ролевых приоритетов.

10. Вставьте пропущенные слова: «Исходя из системного понимания семьи, её жизнь подчиняется двум законам: закону …………….. и закону ………………..

Раздел 3. Тестовые задания

1. Исходя из определения понятия супружеских взаимоотношений, основным критерием оценки успешности брака является:

а) степень близости партнёров;

б) удовлетворённость браком;

в) автономность личности.

2. Функцией добрачного периода не является:

а) накопление совместных переживаний;

б) планирование семейного бюджета;

в) проверка решения о возможности семейной жизни.

3. Теория комплиментарных потребностей в выборе брачного партнёра Р. Уинча основывается:

а) на принципе притягивания противоположностей;

б) на принципе схожести ценностных ориентаций партнёров;

в) на принципе схожести потребностей.

4. Наиболее значимым для предбрачного периода является:

а) длительность ухаживаний;

б) качество ухаживаний;

в) мотивация вступления в брак.

5. Какая позиция К. Роджерса в анализе брачных отношений идёт вразрез с традиционно принятыми правилами «сглаживания острых углов»:

а) необходимость свободного выражения чувств в браке;

б) о превращении бессознательного отношения к партнёру в осознанное;

в) о наличии невротических потребностей.

6. Родительская модель взаимоотношений в браке реализуется посредством психологического механизма:

7. Сиблинговая модель отношений в браке основана на:

а) на критичность супругов друг к другу;

б) на взаимосвязях с родительской семьёй;

в) на опыте вазимоотношений с братьями или сёстрами.

8. Для объяснения динамических процессов, имеющих место при построении счастливых браков используют:

а) концепцию факторов;

б) концепцию психологических задач.

Раздел 4. Тестовые задания

1. Психолого-педагогическим результатом воспитания является:

а) степень адаптированности человека в социокультурной среде;

б) уровень воспитанности ребёнка;

в) контролируемость поведения.

2. Считается, что типы воспитания, распространенные в обществе, являются главным условием воспроизводства и развития всех прочих элементов культуры в теории:

а) психоаналитической теории З. Фрейда;

б) эпигенетической теории Э. Эриксона;

в) психогенной теории Л. Демоза.

3. Согласно теории М. Мид, неизвестность будущего ввиду ускоренного развития общества присуща типу культуры, которая была названа:

4. Основой перинатальной психологии является:

а) психоаналитическая теория З. Фрейда;

б) теория перинатальных матриц С. Грофа;

в) теория функциональных систем П. Анохина.

5. Вставьте пропущенное слово: «Появление ребёнка означает появление в семье новой ……………. что влечет за собой сложную реорганизацию супружеских взаимоотношений и всей системы семьи.

6. Эффективная реализация родительских функций подразумевает:

а) наличие специального образования;

б) формирование специфических ролевых качеств;

в) организацию особых условий.

7. Трудность приспособления к роли родителя связана:

а) с социокультурными особенностями среды;

б) с отсутствием специальной подготовки родителей;

в) с её видоизменением по мере взросления ребёнка.

8. Вставьте пропущенное слово: «В родительской роли объединяются биологические, психологические, социальные и культурные функции воспроизводства человека. Особенности её реализации обусловлены мерой освоения человеком объективных социальных норм и требований, а также его …………………… установками на принятие данной роли.

9. Интерес к изучению материнства возник в психологии в связи:

а) с важностью роли матери в формировании личности ребёнка;

б) с развитием педагогики;

в) с развитием общества.

10. Вставьте пропущенное слово: «Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что содержание материнства должно рассматриваться с точки зрения того, какие функции оно обеспечивает для ……………… и как это представлено в субъективной сфере самой матери.

11. Понятие материнства в эволюционном подходе связывается:

а) с инстинктом самосохранения;

б) с вынашиванием, выкармливанием и заботой о потомстве;

В) с самоактуализацией женщины.

12. в качестве базовой характеристики материнства выделяет:

а) личностную сферу матери;

б) комплекс родительских инстинктов;

в) материнскую потребностно-мотивацинную сферу поведения

13. О каком блоке потребностно-мотивационной сферы поведения идёт речь: «Отношение к ребенку как самостоятельной ценности, что связано с моделью материнско-детских отношений в обществе и его конкретно-культурным вариантом, а также ценность материнства как состояния»:

14. По мнению Г. Крайга, важнейшим условием, обеспечивающим влияние отца на ребёнка, является:

а) как можно более раннее начало общения отца и ребёнка;

б) наличие чувства глубокой привязанности к ребёнку;

в) сила родительского инстинкта.

15. Верно ли мнение, что отцовство – это врождённое, биологически заданное образование?

16. О каком компоненте структуры родительства идёт речь: «Осознание родителями родственной связи с детьми, представление о себе как о родителе, представления об идеальном родителе, образ супруга(и) как родителя общего ребенка, знание родительских функций, образ ребенка»:

а) когнитивном; б) эмоциональном; в) поведенческом.

17. Совокупным выражением всех компонентов структуры феномена родительства является:

б) стиль семейного воспитания;

в) отношение к ребёнку.

1. Определить, о каком явлении идёт речь: «Избирательная в эмоциональном и оценочном плане психологическая связь ребенка с каждым из родителей, выражающаяся в переживаниях, действиях, реакциях, связанная с возрастно-психологическими особенностями детей, культурными моделями поведения и собственной жизненной историей, и определяющая особенности восприятия ребенком родителей и способ общения с ними»?

2. К характеристикам детско-родительских отношений не относится:

а) относительная непрерывность и длительность во времени;

б) амбивалентность в отношениях;

в) неизменяемость с течением времени.

3. В рамках функционального подхода детско-родительские отношения рассматриваются:

а) с точки зрения воспитательной функции;

б) с точки зрения филогенетического развития;

в) с исторической точки зрения.

4. Определите, о каком явлении идёт речь: «Характерные способы отношений ро­дителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выра­жаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия»?

5. О каком стиле семейного воспитания идёт речь: «высокий уровень вербального общения между детьми и родителями; включенность детей в обсуждение семейных проблем, учет их мнения; готовность родителей прийти на помощь»:

а) авторитарный; б) демократический; в) попустительский.

6. О каком стиле семейного воспитания идёт речь: «Обостренное внимание и забота о подростке в сочетании с мелочным конт­ролем, обилием ограничений и запретов»:

б) доминирующая гиперпротекция;

в) потворствующая гиперпротекция.

7. Особые характеристики семей с приёмными детьми, связаны с:

а) неадекватностью родительских позиций в сфере социально-перцептивных особенностей;

б) особой атмосферой взаимоотношений;

в) у приёмных семей нет никаких отличий.

Вопросы к зачету

1. Становление психологии семейных отношений.

2. Эволюция брачно-семейных отношений в истории общества.

3. Типология моделей семьи.

4. Основные функции семьи и их характеристика.

5. Психологические концепции создания семьи.

6. Психологические особенности супружеских отношений.

7. Психологические особенности детско-родительских отношений.

8. Модели семейного воспитания.

9. Понятие феномена родительства и его структура.

10. Психология формирования родительства.

11. Роль матери в воспитании детей.

12. Роль отца в воспитании детей.

13. Семья и родительство с точки зрения перинатальной психологии.

14. Семья как система. Основные положения системного подхода.

15. Динамика развития семьи (жизненный цикл).

16. Понятие дисфункциональной семьи.

17. Типичные нарушения коммуникации в семье.

18. Конфликты в семье и их влияние на процессы воспитания.

19. Особенности воспитания ребёнка в неполной семье.

20. Особенности детско-родительских отношений в многодетной семье.

21. Особенности воспитания ребёнка в приёмной семье.

22. Методы диагностики супружеских отношений.

23. Методы диагностики детско-родительских отношений.

24. Технологии работы психолога с семьёй в ДОУ.

1. Абрамова психология: Учебник для студентов вузов. – Изд. 6-е, перераб. и доп. – М.: Академический проект, 2001..

2. Дружинин семьи. – Екатеринбург: Деловая кн., 2000.

3. Овчарова сопровождение родительства. – М.: Изд-во психотерапии», 2003.

4. Овчарова родительства. – М.: Академия, 2005.

5. Овчарова практического психолога образования. – М., 2000.

6. Практическая психология образования / Под ред. : Учебник для студентов высших и ср. спец. учебных заведений. – М.: Т. Ц. «Сфера», 2000.

7. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. . – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

8. Райгородский семьи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2002.

1. , Байярд. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей: Пер. с англ. – М., 1991.

2. Беличева превентивной психологии. – М., 1996.

3. Берулава основы деятельности практического психолога. – М.: Высшая школа, 2003.

4. Винникотт с родителями /Пер. с англ. , . — М.: Независимая фирма «Класс”, 2002.

5. Дитя в очереди за лаской. – М., 1991.

6. Защита прав и достоинства маленького ребёнка: Координация усилий семьи и детского сада: Пособие для работников дошк. образ. учреждений / , , и др. – М.: Просвещение, 2003.

7. Овчарова работы школьного психолога с детьми и подростками группы риска. – Курган, 1999.

8. Овчарова книга социального педагога. – М.: Сфера, 2002.

9. , Сажина -психологическая помощь сельским подросткам группы риска. – Курган: КГУ, 2003.

10. Пряжников активизации профессионального и личностного самоопределения. – М.- Воронеж.- 1997.

11. Психологическое консультирование подростков-инвалидов: Сост.: , , и др. – Ярославль, 1996.

12. Рахматшаева общения. – М., 1995.

13. Семья и формирование личности / Под ред. . – М., 1989.

14. . Добряков P. В.. Никольская диагноз и семейная психотерапия. — СПб.: Речь. 2003.

15. Юдина диагностика в детском саду: Пособие для воспитателей дошк. образ. учреждений. – М.: Просвещение, 2002.

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Описание презентации по отдельным слайдам:

ТЕСТ-КАРТА ОЦЕНКИ ГОТОВНОСТИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ (Автор Юнда И.Ф.) Инструкция: «Выберите в каждой из предложенных 10 ситуаций по одному из трех вариантов ответа».

1. ЕСЛИ У МУЖА СЛУЧИЛИСЬ НЕПРИЯТНОСТИ НА РАБОТЕ: 1) недовольство, упреки в нерасторопности, неумении ладить с начальством, решать производственные во-просы; 2) спокойно-дружеские отношения, иногда с утешени-ем и разделением огорчения; 3) сопереживание, проявление нежности, стремление успокоить, поддержать уверенность в правоте.

II. ВСТРЕЧА В СЕМЕЙНОМ КРУГУ ДРУЗЕЙ, РОДИТЕЛЕЙ, БЛИЗКИХ И ДРУЗЕЙ: 1) прием простой, без особого энтузиазма, чайный стол с обсуждением семейных проблем и новостей; 2) прием без всякого энтузиазма, без проявлений при-знаков должного уважения, в разговоре порой про-скальзывает недовольство; 3) прием в торжественной обстановке, с празднично накрытым столом, любимыми кушаньями гостей, культурно – развлекательной программой.

III. СОВМЕСТНЫЕ ПОКУПКИ, ЗАГОТОВКИ ПРОДУКТОВ В ПРОК: 1) дружное обсуждение планов, в реализации которых все члены семьи принимают посильное, но активное участие; 2) единоличное принятие решения, один из супругов отдает распоряжения, другой выполняет их; 3) безучастное отношение к предстоящему, отрицательные высказывания по поводу планов с последующей критикой сделанного, ссорами по этому поводу.

IV. СИТУАЦИЯ – «МНЕ НЕКОГДА, Я РАБОТАЮ» 1) рассуждения типа: «Работа на работе, а дома время – семье, личной жизни»; отрицательная, порой раздражительная реакция на производственные проблемы; 2) отношение к занятости супруга (супруги) понимающее, хотя и без особого интереса к его (ее) профессии; 3) уважительное отношение к профессии, успехам, живой интерес к работе супруга (супруги) и трудовым проблемам.

V. ЗАБОТА ОБ УЮТЕ, ЭСТЕТИКЕ БЫТА 1) рассуждения типа: «Идеальный порядок в доме – моя мечта, но одна не в состоянии справиться, нужны помощник и стимул»; 2) предпочтение самостоятельных занятий домоводством с адекватным восприятием доброжелательной критики и пожеланий, без отказов от полезной помощи; 3) рассуждения типа: «Признаю, что порядок в доме – хорошо, но заниматься им нет никакого желания; если бы кто-то взял уборку, стирку и приготовление пищи на себя, я была бы очень рада».

VI. СЕКСУАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: 1) сдержанность и умеренность в достижении сексуального удовлетворения; 2) сексуальные отношения занимают доминирующее место в семейной жизни, все остальное имеет соподчиненное значение; 3) половая жизнь отодвигается на задний план, главные интересы сосредоточены на материальном обеспечении, социальном престиже, трудовой деятельности.

VII. ЗАБОТА О ПОТОМСТВЕ: 1) рассуждения типа: «Поживем для себя, подумать о ребенке не поздно и через несколько лет»; «Ребенок в семье нужен, но хочу не более одного». 2) Желание иметь как можно больше детей; 3) Желание иметь двоих-троих детей.

VIII. ЗАБОТА О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ: 1) предоставление ребенку возможности самовоспитания, свободы выбора и действий; 2) стремление к разностороннему (интеллектуальному, психоэмоциональному и физическому) развитию ребенка; 3) противопоставление интеллектуальных и спортивно-физических наклонностей; курс на одностороннее развитие способностей.

IX. САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ В РАМКАХ СЕМЬИ: 1) забота о всестороннем развитии каждого, индивидуальное овладение мастерством, выработка активной жизненной позиции; 2) развитие в спарринге (все только вдвоем, вместе), взаимное ограничение социальной активности; 3) досуг без целевых устремлений, поощрение свободного времяпровождения.

X. ВЫБОР И РАЗВИТИЕ УРОВНЯ КАМУНИКАБЕЛЬНОСТИ: 1) импонирует скромное поведение в обществе, добросовестный труд не связан со стремлением завоевать всеобщее внимание, но ценится умение отстаивать свои позиции; 2) главным считается умение «не высовываться, быть незаметным в общении вне семьи, а порой и дома»; 3) стремление совершенствовать манеры поведения и формы общения, утверждать и с достоинством представлять свою семью.

  • Артемова Ирина БорисовнаНаписать 2602 04.06.2016

Номер материала: ДБ-110193

    04.06.2016 813
    04.06.2016 2257
    04.06.2016 1862
    04.06.2016 672
    04.06.2016 276
    04.06.2016 1214
    04.06.2016 846

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Психология семейных отношений – проблемы отношений в семье – как быть? Решение конфликтов в семье – как научиться создавать продуктивные и комфортные отношения. Решение семейных конфликтов невозможно без знания определенных психологических законов, регулирующих нашу жизнь.

Эта статья – попытка рассмотреть проблемы любви в современном мире. Каждый человек ищет отношений, в которых будет ощущать себя признанным и любимым. Казалось бы, так просто – встретились два человека, возникло чувство, любовь, они решили жить вместе, разделяя друг с другом горе и радости. Но что-то мешает, не дает быть счастливым, что-то происходит не так… Почему же возникают препятствия в любви?

Семейные истории 1.jpg

В вашей семье конфликт стал нормой жизни? Вы устали выяснять отношения и не знаете, как решить семейные конфликты? У вас есть потребность решить проблемы отношений в вашей семье? Звоните +7 (909) 958-07-49. Запись на прием к психологу ежедневно 10:00 — 22:00.

Психология семейных отношений – встреча с terra incognita

Психология семейных отношений начинается с потребности человека в отношениях. В каждом из нас заложена потребность в отношениях, мы мотивированы по жизни этим устремлением. Эта потребность двигает нами, заставляя пускаться на поиски приключений, новых встреч, интересов и знакомств, преломляясь в то или иное увлечение в нашей жизни, пробуждая наши силы и желания. Красной нитью проходит через всю нашу жизнь желание быть в отношениях, найти себе пару, партнера, создать любовный союз удивительный и прекрасный.

Начало отношений обычно волнующее и многообещающее, порой влюбленным оно обещает больше, чем это происходит в реальности, в уже устоявшихся длительных отношениях. Когда отношения только завязываются, люди ждут от этих отношений возбуждения, удовольствий, легкости, полета. Пара наслаждается интимностью, сексуальностью, любовным вдохновением.

Защищенные кратковременностью отношений партнеры могут быть более спонтанными и открытыми, чем в более длительной связи. Ощущение очарования, интимности, проникновенности и понимания может возникнуть уже при первых встречах, но не обязательно это переживание сохранится при контактах в будущем. Проблема в том, что между способностью к интимности, умением нравиться и производить впечатление при кратковременных встречах и способностью поддерживать длительные отношения в брачной жизни существует значительное расхождение.

В начале отношений мы можем не принимать в расчет внутреннюю структуру личности партнера, так и свою собственную структуру, и с этим связано много будущих разочарований в брачном партнере и в браке вообще. Проблемы в отношениях возникают тогда, когда пара начинает жить вместе, и партнеры принимают обязательства по отношению друг к другу.

Сами того не сознавая, создав семейный союз, вчерашние влюбленные вторгаются в terra incognita не только собственной души, но и своего партнера. Образно говоря, мы попадаем в столь глубочайшие воды души друг друга, которые могут быть наполнены скелетами прошлых травм, колющими и ранящими осколками запечатленной в памяти истории, и это соприкосновение может быть столь болезненным, что нам захочется отдалится друг от друга, а иной раз и убежать, вплоть до разрыва отношений.

Психология семейных отношений помогает нам разобраться в возникающих трудностях в отношениях. И в жизни любой пары наступает момент, когда партнеры сталкиваются с другим человеком целиком – и с его хорошими и с плохими сторонами и проявлениями. Мы сложно устроены – внутренняя структура личности человека, хотите Вы этого или нет, содержит как оптимальный удовлетворяющий опыт, настраивающий нас на хороший лад, так и отвергающий и враждебный опыт переживаний, порождающий чувства неудовлетворенности и тоски в отношениях между партнерами, являющийся помехой для понимания друг друга.

И тогда нам приходится допускать в нашу связь все стороны личности партнера, в том числе и неприглядные, ущемленные или болезненные стороны, отказавшись от иллюзии того, что наш партнер будет полностью соответствовать нашим представлениям и ожиданиям, — таки будет и то, что нам не нравится. Если супруги не могут вынести этот процесс, они не смогут продлить свою любовь надолго, чувства выгорят, как только улягутся желания, диктуемые гормонами.

Любовь – это школа, для которой мы рождаемся. Мы учимся, преображаемся, пестуем себя, чему-то позволяя умереть, другому – давая жизнь, тем самым раскрываем в себе эту способность – любить. Способность любить подразумевает способность устанавливать длительные стабильные удовлетворительные отношения. Успех в семейной жизни в значительной степени зависит от того, насколько каждый партнер может переживать себя любящими и любимым человеком.

Что нам мешает?

Проблемы отношений в семье – особенности нашей природы и циклы отношений

Проблемы отношений в семье, семейные конфликты и размолвки имеют два основных источника: первый относится к особенностям нашей природы и индивидуальной истории, определившим наш характер и бессознательные любовные сценарии; а второй является следствием влияния на нас естественных циклов в отношениях.

Естественные циклы в отношениях – это подъемы и спады, которые мы переживаем, а также начала и концы определенных этапов во взаимоотношениях. Часто именно в такие переходные периоды жизни пары отношения разлаживаются.

В циклах супружеской жизни пара проходит через точки развития, которые могут вызывать напряжение, приводящее к конфликтам. Рождение ребенка, кризис среднего возраста, проблемы детей на разных этапах развития, подросшие дети, пубертат, смена работы, уход детей из семьи, старение. Переходные периоды в жизни всегда содержат в себе помимо возможностей для развития угрозу стабильности, вызывая тревогу и напряжение, страх перед неизвестностью.

Есть такая поговорка «у одного любовного союза много концов». Это относится именно к переходным этапам, сменам циклов. Это не означает, что связь подошла к концу, а то, что наша связь претерпевает изменения, это как смена кожи, что-то должно умереть в наших отношениях, и это даст возможность вырасти чему-новому. Именно так и происходит развитие – на смену одного приходит другое. Когда мы это понимаем и принимаем, наши способности разрешить проблемы отношений в семье возрастают.

Когда связь только зарождается, мы полны романтических ожиданий и надежд, отношения окрашены возбуждением и сексуальностью. Когда же отношения становятся постоянными, особенно с заключением брака – только тогда мы раскрываемся друг перед другом полностью. Мы начинаем видеть друг друга без прикрас – и тогда начинаются проблемы в отношениях.

Как только связь представляется гарантированной, динамика отношений между партнерами изменяется. Проблема возникает тогда, когда мы пытаемся сохранить только приятные стороны любви и не видеть ничего отталкивающего и неприятного в партнере. Но из этого ничего не выходит. Радость от союза притупляется, когда мы сталкиваемся с неприглядной, болезненной или в чем-то ущемленной стороной партнера.

Постепенно, по мере развития новых отношений супруги начинают разочаровываться в друг в друге и скисают, возникают мысли о том, что здесь ничего не получилось и нужно искать нового партнера. В психологии семейных отношений это называется страхом близости. Т.е. мы не способны воспринять нашего партнера в целом со всеми его особенностями, во всех его проявлениях. Это является одной из главных причин возникновения проблем отношений в семье.

Тогда начинаются конфликты. Эти конфликты могут носить различный характер. Они могут быть локальными или глобальными, скрытыми или явными, могут носить острый и взрывной характер, а могут быть затяжными, носящими характер холодной войны.

Наибольшую опасность для пары представляет скрытый глобальный конфликт. Тогда существующие проблемы, противоречия и недовольства замалчиваются, но эмоционально партнеры закрываются друг от друга. Внешне все может выглядеть вполне себе пристойно и благополучно, но изнутри каждого разъедает недовольство, постепенно перерастающее в ненависть по отношению друг к другу.

Конфликты постепенно разворачиваются и могут проявляться в различных формах, приводя к изменам, постоянным скандалам, противоборствам мужа и жены, толкающим на враждебные действия. Все это приводит к гибели любви внутри нас.

Многие люди допускают ошибку, стараясь переделать партнера под себя. Если у человека нет опыта принятия себя, он будет сомневаться в том, что его действительно кто-либо может любить, и теперь он боится, что его обманут. Такие люди требуют постоянных доказательств и предпринимают действия, чтобы заставить партнера постоянно доказывать свою любовь, для этого они могут просить, чтобы партнер вел себя по-другому.

В другой ситуации человек, желая удержать любовь, может изменять свое поведение, тем самым отрекаясь от себя, полностью подстраивается под своего партнера, даже в ущерб собственной личности. Чтобы продолжать владеть любовью партнера, он начинает изменять свое поведение, предавая собственные желания и интересы.

Поворотным моментом в кризисе отношений станет тот момент, когда мы осознаем природу наших страхов и предубеждений, мешающих принимать и любить самих себя и своего самого близкого человека – мужа или жену. Принимать и любить вопреки старым ранам, детским травмам, слабости и «некрасивости» собственных и партнера, вопреки нервозности и страхам перед неизвестностью.

Решение семейных конфликтов — тебя обманули в любви? Кто же этот обманщик? Тебя обманули дважды?!

У меня возникает смутное ощущение, что этот обманщик – ты…

Бессознательное никогда не ошибается – каким-то загадочным образом мы выбираем именно того партнера, который наилучшим образом соответствует нашей бессознательной фантазии об образе отношений в любовной паре. Это происходит потому, что супружеский выбор мотивируется желанием найти такого человека, который будет дополнять и подкреплять наши бессознательные фантазии (а бессознательные фантазии, как известно, очень настойчиво стремятся к воплощению). В психологии семейных отношений это называется бессознательной комплементарностью партнеров.

Можно сказать, что отношения с брачным партнером – это визитная карточка нашего бессознательного. Парадоксальным образом супруги созвучны друг другу, даже когда в их отношениях есть разлад, иначе они бы не удержались вместе на протяжении стольких лет. Широко известна поговорка «муж и жена — одна сатана», и часто это именно так и есть. «Наше бессознательное реагирует на актуальные для него вещи» — З. Фрейд, раз я реагирую, значит для меня это актуально.

Но бывают ситуации, когда все же один из супругов покидает любовную лодку, либо оба принимают решение расстаться. Что ж, возможно, что человек испил свою чашу до дна и решил поставить точку. Но все-таки не всегда это бывает так, т.е. не всегда это точка. Зачастую уход – часть бессознательного сценария, выражение страха перед интимностью, перед близостью, перед любовными оковами. Тогда человек обречен на хождение по кругу, на то, чтобы повторять каждый раз печальный сценарий в новых отношениях.

Наши бессознательные сценарии, фантазии об отношениях, наши внутренние образы отношений стремятся к выражению, к повторению, но не для того, чтобы мы мучились, и мучился наш партнер. Не настолько же наша психика ужасна и садистична по отношению к самим себе и к близким людям.

Возможно, это звучит парадоксально, но цель этих навязчивых повторов в нашей жизни и в текущих отношениях в том, чтобы исцелиться…

В психотерапевтической практике для нас любой симптом – это попытка исцеления, самоизлечения. Семья, супружеская диада – это живой организм, живая система отношений со своими сложившимися способами саморегуляции и решения проблем отношений в семье, которые выработались в результате совместного опыта и вклада двух людей.

Бессознательно мы хотим исцелить себя, мы ждем от партнера этого целительного для нас понимания, правильной и нужной реакции на выражение нашего гнева, чтобы мы смогли простить и почувствовать себя любящими и любимыми. Мы ожидаем, что он все поймет, что он сделает так, как нам хочется, сделает то, о чем мы мечтали всю свою сознательную и бессознательную жизнь, а именно то, чего мы так и не дождались от своих родителей когда-то…

И в этом смысле, в психологии семейных отношений бесконечное хождение по кругам семейных конфликтов – это выражение потребности партнеров стать целостными и интегрированными, исцелить травмированные аспекты самих себя. Именно поэтому Ваш супруг (супруга) так мучительно долго для Вас доказывает свою правоту, а Вам кажется, что он унижает или обижает Вас. А это – выражение его боли, и в душе он надеется, что Вы станете для него болеутоляющим.

Решение конфликтов в семье. Как нам разорвать замкнутые круги семейных конфликтов?

Сложности в решении семейных конфликтов и проблем отношений в семье в том, что с этим связано много боли. Когда мы двигаемся в любовь, в отношения, мы непременно сталкиваемся с болью. Но люди не любят боли, и поэтому так сильна потребность избежать всего, что с ней связано. Вся драма в том, что загораживаясь от боли, мы загораживаемся и от отношений. Поэтому главное препятствие в любви – это боль. Избегая боли, мы лишаем себя любви, отрезаем себя от возможности переживать любовь и чувствовать себя любимыми.

Так случается, что мы встречаем человека, и между нами начинает происходить нечто прекрасное, и мы идем навстречу этим чувствам, мы соединяемся с этим человеком, но через какое-то время все расстраивается. В итоге мы чувствуем себя разочарованными, либо опустошенными, либо наполненными ненавистью к когда-то любимому человеку. И тогда нам остается или терпеть эти отношения, скрежеща зубами, или же уйти, чтобы больше видеть этого человека.

Что происходит в наших отношениях? Куда уходит любовь? Почему все складывается именно так, а не иначе? Почему оба недовольны друг другом? Чтобы разобраться в проблемах отношений в семье, эти загадки нужно разгадывать.

Психология семейных отношений раскрывает для нас важное понимание того, что сексуальные, интимные, эмоциональные отношения с брачным партнером являются наследниками более ранней эмоциональной и психологической связи между матерью и ребенком. Неудачи в этих самых ранних для нас отношениях повторяются и проживаются затем в брачных отношениях.

Человеческая жизнь – непрерывная цепь состояний, постоянно сменяющих друг друга, и в разные моменты мы можем проявлять и чувствовать себя совершенно по-разному. Супруги не просто общаются, делают что-то вместе, строят планы и реализуют совместные ценности, но, прежде всего, они эмоционально воздействуют и реагируют друг на друга. Эмоциональные связи являются основой наших отношений.

Истоки конфликтности и враждебности по отношению друг к другу – в неспособности переносить и перерабатывать болезненные переживания, с которыми мы сталкиваемся в актуальных жизненных и семейных обстоятельствах. Ведь природа отношений такова, что невозможно обойтись без периодов, когда люди создают напряжение или ранят друг друга. Этого невозможно полностью избежать.

Эти общие для партнеров трудности связывают их таким образом, что никто из них не может помочь другому. В такой ситуации партнеры бесконечно борются между собой, вместо того чтобы признать свою обоюдную болезненную тоску из-за неудач в отношениях, разочарований друг в друге, сексуальной холодности, жизненных неурядиц.

Часто человек проецирует свои раны наружу, видя источник своей боли в другом. Это происходит, когда в своем детском опыте, в опыте предыдущих отношений человек накопил много разочарований, огорчений, злости, много тяжелых чувств и потрясений, для которых не было возможности проявиться и быть выраженными. И если эта боль была очень сильной, тогда потребность ранить или причинить боль другому может быть повышенной.

Для восстановления близости, партнерства, для решения семейных конфликтов, мы исследуем язык наших отношений. В незрелых отношениях партнеры используют язык перверсий – когда другой человек служит лишь для эмоционального или телесного удовлетворения. Тогда партнеры, будучи не способными справляться с наплывом чувств, эмоционально перегружают друг друга. В таких отношениях речь идет не о любви к взрослому партнеру противоположного пола, а, скорее, о любви к заботливой и кормящей матери, о любви к удовольствиям, которые может подарить партнер, о любви к сексу, к безопасности, переживание которых дают эти отношения.

Чтобы создать глубокие интимные отношения, нам нужен язык любви – когда мы открываемся для нового опыта отношений, в которых мы исследуем восприятие другого человека как целостной личности. Т.е. мы позволяем ему и себе быть самими собой, и проявлять себя во всей полноте.

Не зная самих себя, мы проецируем неосознаваемые части себя на партнера, в свою очередь, становясь экранами для его проекций. Мы заключаем других в тюрьму наших проекций, тем самым создавая однообразие и застой в семейной жизни. Выход за пределы ваших проекций и ожиданий позволит увидеть в супруге богатство его личности, его потенциал, жизненную силу, его очарование. Тогда мы становимся способными перестать проецировать свою рану наружу, а начать исцелять ее изнутри, способными остановить себя, когда видим, что причиняем боль нашему партнеру.

Это дает всем нам шанс трансформировать, преобразить разрушительную сторону наших эмоций в отношениях, которая присутствует во всех человеческих связях.

Проблемы отношений в семье — я его люблю, и я его ненавижу одновременно

Каждый человек стремится в отношениях быть принятым и понятым полностью. Дело в том, что в длительных отношениях деструктивные, болезненные, отвергнутые части партнеров будут все равно актуализироваться, проявляясь во взаимоотношениях, ища признания, как бы мы ни сопротивлялись этому, какие бы требования и условия не выставляли. Для решения конфликтов в семье важно принятие и признание всех аспектов личности обоих партнеров, без ущерба для одной из сторон.

Интеграция наших чувств (любви и ненависти в отношениях), интеграция образа партнера, т.е. целостное восприятие его, приводит к смягчению ненависти любовью, ослаблению нашей жесткости и деструктивности. Тогда возможен кардинальный поворот в мыслях: я его люблю, и я его ненавижу одновременно, но мы будем жить вместе. Да, он не идеален, но все же вместе нам бывает и хорошо друг с другом.

Если вы будете внимательны к языку ваших отношений, внимательны к языку собственных чувств и чувств партнера, тогда вы поймете о себе и о нем гораздо больше. Без понимания языка чувств мы не сможем раскрыться в любви. Это позволит нам иметь больше доверия и меньше контроля, придаст нам ясности и силы.

Не надо жесткости, жестокости, грубости, защищайте свой любовный сад, который делите со своим супругом. Сделайте этот сад местом спокойствия и отдохновения, тепла и чувственности, местом, где вы оба сможете найти уединение и создать восхитительный мир, принадлежащий только вам двоим.

P.S. Вы устали от своей семейной жизни и опять в поиске нового партнера? Хочу намекнуть – вопрос не в том или другом возлюбленном или возлюбленной. Вопрос в нашей способности переживать себя любящим и любимым человеком. Всегда все дело в любви, потому что, что бы ты ни делал с одним человеком, ты будешь продолжать делать то же самое и с другим.

Ваша Лада Голенева
Психолог, психоаналитик, психоаналитический психотерапевт, ведущая женских психологических групп. тел. +7 (909) 958-07-49. Консультации по вопросам психологии семейных отношений, решения семейных конфликтов, проблем отношений в семье.

Помощь психолога — психология семейных отношений, решение конфликтов в семье, проблемы отношений в семье.

Записаться и задать вопросы можно по тел. +7 (909) 958-07-49. Ежедневно с 10:00 — 22:00.

Стоимость консультации указана в разделе Услуги и цены

При необходимости возможна работа по Skype.