Псково печерские пещеры

Богом зданные пещеры

Глубокий смысл и Божий Промысл можно усмотреть в дате открытия пещер — 1392 год. В этом году почил о Господе великий светильник Земли Русской Преподобный Сергий Радонежский. И в тот же год Господь открывает молитвенников, подвизающихся в здешней пещере.

А произошло это так. Однажды местный крестьянин Иван Дементьев пришел на Святую гору рубить лес. Тогда, в конце XIV века, весь склон, по которому теперь расположены монастырские здания, был покрыт большими деревьями, одно из которых начал рубить Иван Дементьев. Срубленное дерево повалилось под гору, увлекая с собой еще несколько деревьев и большое количество земли.

Так открылось устье пещеры, над которым была начертана надпись: Богом зданная пещера. Кем и когда была сделана надпись — неизвестно. По свидетельству летописца, в конце XVI века «один юродивый монах, Варлаам, часто приходил к пещере и стирал надпись, которая начертана на стене Богом зданной пещеры. Но это начертание всякий раз снова являлось, как ничем невредимое».

Позже, когда храм и пещеры приводили в более благолепный вид, наружную стену укрепили кирпичом, заложив при этом надпись. Но тогда уже и без надписи всем было известно, что Псково-Печерская обитель действительно создана и утверждена Богом.

«Всякий, кто входит в полумрак Богом зданных пещер монастыря, невольно чувствует благоговейный трепет от соприкосновения с вечностью».

При входе в пещеры покоятся мощи преподобных Печерских Марка, Ионы, Лазаря прозорливого и преподобной матери Вассы.

Сами пещеры являются монастырским кладбищем. Точное число захоронений в них не установлено. Есть основания полагать, что здесь покоится более десяти тысяч человек.

В течение всего года в пещерах держится постоянная температура + 5° С.

Вблизи входа в пещеры стены для прочности обложены кирпичом.

От входа идут семь подземных галерей, так называемых улиц, которые в разные времена удлинялись и расширялись. Пятая и шестая улицы, в стенах которых погребают иноков обители, называются братскими; в других галереях хоронили паломников, благочестивых мирян, «ратных людей» — защитников монастыря.

В стенах пещер установлены керамические и известняковые плиты с надписями, так называемые керамиды, которые, являясь надгробными памятниками, имеют большую художественную и историческую ценность.

В завершении центральной улицы установлен канун (специальный подсвечник в виде небольшого стола), у которого совершаются панихиды.

Панихида — одна из заупокойных служб, в переводе с греческого это слово означает «всенощное пение». Панихида содержит моление о прощении грехов и упокоении душ усопших в небесных обителях. Существует благочестивый обычай молиться за панихидой, держа в руках горящую свечу в знамение того, что наши сердца горят верою и любовию ко Господу и мы сами как бы переносимся духом нашим к Царству вечного света, вечной радости и блаженства, где обитают все святые с Господом.

За кануном установлен большои деревянный крест. Справа от него похоронен выдающийся православный архиерей — митрополит Вениамин (Федченков), известный церковный писатель, многие труды которого сейчас изданы. Последние годы своей жизни владыка жил в Псково-Печерском монастыре, здесь и отошел ко Господу в 1961 году.

Слева от креста покоятся мощи новомученика Российского епископа Георгия (Садковского), долгие годы находившегося в заключении в тюрьмах и лагерях. После освобождения из последнего заключения владыка Георгий с 1947 года занимал сначала Великолукскую кафедру, а затем стал епископом Порховским. 4 марта 1949 года епископ Георгий скончался и был погребен в монастырских пещерах. Собранные насельниками обители материалы о его жизни представлены в Комиссию по канонизации при Священном Синоде. Здесь же по левой стороне покоятся валаамские старцы.

По левую сторону от Креста покоятся Валаамские старцы, архимандрит Серафим (Розенберг) и архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

И поныне приходят верующие люди на место погребения старцев, просят у них, как у живых, молитвенной помощи и поминают их в своих молитвах. Поминовение — это хранение памяти об умершем. Но это не просто память в обычном ее понимании, — это память, соединенная с молитвой.

Насельников монастыря, которые служили Богу в священном сане, обычно погребают в отдельных нишах. Монахов, не облеченных саном, и послушников хоронят на специальном братском кладбище, которое находится в завершении одной из улиц.

В пещерах Псково-Печерского монастыря сохранилось около 350 керамических и каменных надгробных плит XVI — начала XVIII века. В большинстве своем они невелики и помещены в отверстиях погребальных ниш. Самая ранняя керамида относится к 1530 году, наиболее ранней каменной плитой является надгробие 1591 года.

В надписях на керамидах встречаются славные фамилии Суворовых, Ртищевых, Нащекиных, Бутурлиных, Мстиславских. Погребены в монастырских пещерах предки А.С. Пушкина, М.И. Кутузова, М.П. Мусоргского. В пещерах покоятся представители древнего рода Симанских, из которого произошел Патриарх Московский и всея Руси Алексий I.

Большая часть плит в монастырских пещерах — надгробия дворян: псковских, торопецких, новгородских помещиков и членов их семей. Тексты надписей на сохранившихся керамических и каменных плитах дают возможность получить довольно полные сведения о составе некоторых семейств, их родственных связях. Здесь названы более двадцати представителей семьи Бурцевых, указано на их родство по бракам с другими фамилиями. Одиннадцать лиц принадлежат роду псковских помещиков Назимовых, семнадцать — к Татищевым.

Погребены в пещерах также и воины, защищавшие монастырь во время многочисленных войн.

Пещеры Псково-Печерского монастыря — это место упокоения многих святых, место, пропитанное молитвами сокровенных подвижников, место поистине святое. Но пещеры — это еще и уникальный историко-художественный памятник — некрополь, который в настоящее время не имеет аналогов по полноте и сохранности надгробных плит. Многочисленные и разнообразные, они дают представление об одном из направлений декоративного искусства древнего Пскова.

В знак всеобщего воскресения одна из подземных улиц завершается храмом Воскресения Христова, построенным незадолго до начала Великой Отечественной войны. Богослужения здесь совершаются в день памяти обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее) и в дни поминовения усопших.

В храме по правой стороне за мраморной плитой покоятся подвижники XX века — старцы обители схиархимандрит Агапий (Агапов), архимандрит Иероним (Тихомиров), схиигумен Савва (Остапенко).

Сегодня новые поколения верующих людей обращаются за помощью к этим старцам, приходя на место их погребения, и по их молитвенному предстательству получают милость от Господа.

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь на территории Псковской области считается одним из крупнейших в России. Его история начинается со второй половины XV века, и с тех пор он ни разу не закрывался. Долгое время обитель находилась в приграничном положении, вследствие чего подвергалась нападкам неприятелей, однако заступничество Божией Матери благодаря усердным молитвам перед ее образами «Успение» и «Умиление» не раз спасали монастырь и его жителей.

Не миновали обитель и разрушительные последствия в ходе боев во время Великой Отечественной войны, но силами братии удалось восстановить ее, по сей день она развивается и украшается. Псково-Печерский монастырь — место притяжения паломников, многие мечтают посетить его храмы, пещеры и поклониться местным святыням. Большой интерес обитель вызывает и у путешественников, желающих ознакомиться с ее богатой историей, оценить красоту архитектурного ансамбля и насладиться особенной умиротворяющей атмосферой этого места.

Псково-Печерский монастырь на google-панораме:

Расписание богослужений Псково-Печерского монастыря

Расписание служб по будним дням:

  • 7:00 — утреннее богослужение
  • 18:00 — вечерняя служба.

Также в определенные дни проводится таинство Соборования.

Расписание богослужений в выходные дни:

  • 6:30 — исповедь
  • 6:40 — часы
  • 7:00 — ранняя Божественная литургия
  • 9:30 — исповедь
  • 9:40 — часы
  • 10:00 — поздняя Божественная литургия
  • 18:00 — вечернее богослужение.

Отцы Псково-Печерского монастыря

Благодаря подвижническому труду иноков удалось создать эту обитель и превратить ее в одну из самых известных в нашей стране. Ее насельники совершали настоящий духовный подвиг, направляя свои усердные молитвы Богу о людях, приезжающих в обитель за помощью и советом. Было явлено множество чудесных исцелений, в благодарность за которые люди делали приношения, шедшие не только на нужды монастыря, но и на помощь ближним. Так, есть сведения о том, что братия помогала беженцам во время войн, выделяла средства на восстановление домов в окрестных селениях, разрушенных набегами неприятелей. Кроме того, монастырь во время перемирий выкупал у захватчиков пленных.

Многие старцы еще при жизни особо почитались верующими, наставляя и укрепляя в вере окружающих, но и после своей смерти они помогают людям, обращающимся к ним со своими молитвами. Имена многих из них занесены в историю обители. Среди тех, кто служил в монастыре в XX веке, часто выделяют архимандрита Алипия, приложившего много усилий по восстановлению обители после ВОВ, реставрации крепостных стен и башен. Многим паломникам знаком и архимандрит Адриан, ушедший из жизни в 2018 году. Он имел дар помогать людям, одержимым бесовской силой. В течение многих лет он принимал и наставлял паломников, став для многих духовником. Также памятны верующим игумены Гавриил и архимандрит Тихон (Секретарев).

В настоящее время священноархимандритом и игуменом Успенского Псково-Печерского монастыря является митрополит Тихон (Шевкунов).

Посещение для паломников

Посетить обитель могут как организованные группы, так и одиночные паломники и путешественники. Паломнические центры организуют поездки из разных городов России.

Экскурсии в Псково-Печерский монастырь

При монастыре работает экскурсионная служба, проводящая экскурсии для групп и одиночных паломников в течение дня с 9 до 19 часов, для участия необходима предварительная запись. В ходе нее паломников знакомят с историей обители, экспозицией Ризницы и музея Старцев.

Одиночным паломникам следует учитывать, что группы на посещение Ризницы формируются в 14:00, музея Старцев — в 14:30.

Архитектурный ансамбль монастыря

Архитектурный ансамбль монастыря, © Shish_ka

Можно также посетить Богом зданные пещеры, для поддержания в них естественного температурного режима доступ туда ограничен, поэтому обязательно необходимо оставлять предварительную заявку на их посещение. Они открыты во вторник, среду, четверг, субботу, воскресенье с 9 до 16:00, по понедельникам и пятницам они закрыты. Для одиночных путешественников группы на посещение пещер формируются по будням в 12:00, в воскресенье и праздничные дни — в 13:00.

Кроме того, паломническая служба при подворье Псково-Печерского монастыря организует поездки по святым местам Пскова и области.

Гостиницы при Псково-Печерском монастыре

Паломники, приехавшие в обитель на несколько дней, могут разместиться в одной из монастырских гостиниц. Две из них расположены в шаговой доступности от монастырского комплекса и имеют номера разной вместимости и категорий. Также путешественники могут остановиться в паломническом центре, который находится примерно в 2 км от обители, доехать от него до монастыря можно на автобусе, он совершает рейсы несколько раз в день. При паломническом центре работает трапезная, пообедать можно и в монастырском кафе, расположенном перед входом в монастырь.

Никольский храм

Никольский храм, © Виктор Башкир

Пещеры Псково-Печерского монастыря

Многие паломники стремятся посетить Богом зданные (созданные) пещеры, открытие которых послужило отправной точкой для создания обители. В наши дни они представляют собой некрополь — место захоронения иноков, благочестивых мирян и паломников, воинов, защищавших стены монастыря в непростые времена нападения неприятелей. Даже после смерти старцы помогают людям, которые обращаются к ним со своими молитвами и получают милость от Господа. Пещеры разделены на несколько улиц, на которых располагаются захоронения, мощи новомучеников, в пещерах совершаются панихиды.

Кроме религиозной некрополь имеет еще и историческую ценность — в нем сохранились керамические и каменные надгробные плиты XVI-начала XVIII веков, которые по сути являются памятниками одного из направлений декоративного искусства древнего Пскова. Одна из улиц пещер выходит к храму Воскресения Христова, построенному перед началом ВОВ. В нем проводятся богослужения, в его стенах покоятся старцы монастыря.

Святые врата

Святые врата, © Сергей Василец

Иконы

Одной из святынь обители является чудотворная икона Успения Божией Матери (старая), явившаяся в пещере в 1472 году. Годом позднее во время освящения Успенского собора, от образа получила исцеление слепая женщина. Иконе братия обители приписывали чудесное избавление от войска польского короля Стефана Батория, осаждавшего стены обители.

Также в монастыре хранится образ Успения Божией Матери в житии — по ее сторонам можно увидеть изображения значимых событий в жизни Богоматери. Многократно она демонстрировала чудеса исцеления людей от различных недугов. Кроме того, считается, что и эта икона послужила спасением обитателей монастыря от польской армии Батория.

Другие почитаемые святыни — два чтимых списка с чудотворного образа Божией Матери «Умиление». Ей также приписывается множество чудес и избавление от завоевателей.

Паломники имеют возможность поклониться и точной копии чудотворного образа Святителя Николая Великорецкого. Все эти иконы находятся в Успенском пещерном храме.

Михайловский собор

Михайловский собор, © Алексей Бучанов

Храмы

Архитектурный ансамбль обители формировался на протяжении его истории, первым храмом на его территории стал Успенский собор. Его особенность в том, что он устроен в горе и имеет только внешний фасад. Со временем появлялись и другие церкви, которые позднее неоднократно перестраивались. Некоторые храмы были возведены в честь значимых событий, к примеру, Михайловский собор был построен после изгнания русскими войсками наполеоновской армией из Полоцка, что избавило Псков от угрозы нападения врага.

На территории монастыря находятся следующие церкви:

  • Успенский пещерный храм
  • Сретенский храм
  • Покровский храм
  • Михайловский собор
  • Лазаревский храм
  • Никольский храм
  • Благовещенский храм
  • Храм Воскресения Христова в Богом Зданных пещерах.

История

Монастырь был основан на изъеденной пещерами местности. Существует несколько легенд, связанных с появлением здесь обители. Одна из них повествует об охотниках из Изборска, которые услышали дивное пение и почувствовали приятное благоухание. Позже рядом с этим местом крестьянин Иван Дементьев, рубивший здесь лес, повалил одно дерево, при падении открывшее вход в пещеру, над которым сразу оказалось написано «Богом зданная пещера».

В 1473 году бывший священник Георгиевского храма Юрьева-Ливонского (в наши дни г. Тарту), постригшийся после смерти жены в монахи под именем Иона, устроил в этих пещерах храм, известный сейчас как Успенский. В тот период Псковские земли были пограничными землями Руси, и монастырь постоянно оказывался под ударом и страдал от набегов. Поэтому российские правители старались усилить его защиту. Во времена правления Ивана Грозного были построены мощные оборонительные сооружения — крепостные каменные стены и башни. В 1564 году возведена надвратная церковь Николы Вратаря с проездными воротами в монастырь.

В монастырской обители во время вражеских набегов и войн прятались не только монахи, но и миряне. Более ста пятидесяти лет монастырь служил надежным защитником для местных жителей. Он выдержал осаду войск Стефана Батория в 1581 году, армии шведского короля Карла XII в. 1703 году и вплоть до заключения Ништадтского мира в 1721 году стоял на страже западных границ страны. Однако, несмотря на утрату оборонительной функции, обитель не потеряла своего значения духовного, продолжая привлекать огромное количество паломников и верующих людей. Примечательно, что она никогда не закрывалась, возможно, ее спасло то, что в годы гонений на церковь в СССР она находилась на территории Эстонии.

Звонница Никольского храма

Звонница Никольского храма, © Алексей Бучанов

Как доехать до Псково-Печерского монастыря

В обитель приезжают паломники из разных городов, однако чаще всего здесь можно встретить путешественников из расположенных рядом Пскова и Санкт-Петербурга, также много паломнических поездок совершается из Москвы. Добраться до обители можно как в рамках организованной паломнической поездки, так и самостоятельно.

Как доехать из Пскова

Удобно добираться до Псково-Печерского монастыря на машине, расстояние от Пскова до него составляет около 50 км.

Как добраться до монастыря из Пскова на машине

Есть возможность доехать и на автобусе, рейсы осуществляют 2 перевозчика — ООО «Нива» и «Псковпассажиравтотранс», с расписанием и стоимостью билетов можно ознакомиться на их сайтах.

Еще один вариант — поездка на скоростном поезде «Ласточка».

Также можно доехать до монастыря на такси или, воспользовавшись сервисом поиска попутчиков, к примеру, BlaBlaCar.

Как доехать из Москвы

Напрямую до монастыря можно добраться на машине, для этого необходимо преодолеть расстояние примерно в 750 км.

Как доехать из Москвы до Псково-Печерского монастыря на машине

На общественном транспорте добраться из столицы можно через Псков, самый быстрый способ — на самолете, время в пути составляет чуть менее 1,5 часов. С расписанием рейсов можно ознакомиться на сайте авиакомпании.

Другой вариант — поездка на поезде, основная часть поездов отходит от Ленинградского вокзала.

Также можно доехать до Пскова на автобусе, ежедневно в этом направлении осуществляется несколько рейсов.

Как доехать из Санкт-Петербурга

Многие паломники предпочитают добираться до обители на машине, расстояние составляет около 350 км.

Как добраться из Санкт-Петербурга до монастыря на машине

До Печор можно доехать быстро и с комфортом по железной дороге — на «Ласточке», поезд довезет до места примерно за 4 часа.

Также есть прямое автобусное сообщение с Печорами, перевозками, к примеру, занимается компания «VIKING», отправление осуществляется от станции метро «Парк Победы». Ориентировочное время в пути — 5 часов.

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, видео:

Заказ экскурсий

Обзорные экскурсии по монастырю:

Тел. 8-81148-2-27-43

моб. тел. +79113601177

Звонить с 9.00 — 17.00 (перерыв с 13.00-14.00)

Паломнические группы должны подавать прошение на официальном бланке прихода или организации.

Экскурсия для групп проводится каждый час с 9.00 до 16.00.

Группы до 5 человек могут не подавать прошение (по желанию), а записаться по телефону.

Неорганизованные паломники могут присоединиться к сборной группе в 12.00 (после поздней Литургии), предварительно записавшись по телефону.

Богом зданные пещеры:

Ближние пещеры, где находятся раки с мощами Псково-Печерских преподобных, открыты для свободного доступа.

Дальние пещеры являются местом упокоения братии монастыря. В пещерах существует свой микроклимат, нарушение которого сказывается на состоянии песчаника, повышается влажность.

Количество паломников, которые могут находиться в дальних пещерах, ограничено!

В понедельник и пятницу дальние пещеры закрыты.

С 5 по 9 января, с 26 по 29 августа Богом зданные пещеры закрыты!

Каждый вторник и четверг организуются паломнические поездки по программе:

Печоры (Паломнический центр) — остров Залита — Спасо-Елеазаровский монастырь — Псковское подворье нашего монастыря (обед) — храм Св. Александра Невского (Псков) — Печоры (Паломнический центр).

Отъезд в 8.00. Прибытие в 17.30.

Стоимость поездки 1200 р.

По легенде, изборские охотники, отец с сыном Селиши, гнавшие зверя, оказались на берегу тихой речки Каменец, где из-под земли услышали ангельское пение. Там, в глубокой пещере, обосновалось несколько монахов-пустынников, посвятивших себя служению Богу.

Данные земли достались крестьянину Дементьеву Ивану. Он стал жить у реки под названием Пачковка. В один день Иван стал рубить деревья, и одно из них, повалившись, повлекло вслед за собой и другие. Под корневищем одного из деревьев обнаружилась пещера, над входом в которую было написано «Богом зданныя пещеры».

По преданию в этой пещере жили бежавшие из Киево-Печерской обители монахи, спасавшиеся от нападений крымских татар.

Считается, что открытие пещеры произошло в 1392 году, но официальной датой, когда был основан Псково-Печерский монастырь, объявлен 1473 год. Именно в это время была освящена Успенская церковь, которую выкопал у ручья Каменца в песчаном холме преподобный Иона, считающийся основателем обители. В миру он носил имя Иоанн и являлся священником в Юрьево-Ливонске в Георгиевском храме. Но потом он покинул храм и с женой Марией и детьми поселился в Пскове. Услышав о найденной пещере, он, чтобы служить богу, строит свое жилище рядом с ней.

Псково-Печерский монастырь еще не был достроен, как Мария смертельно заболела. Она стала первой постриженицей, приняв вместе с постригом имя Васса. После ее смерти и погребения, гроб с телом необыкновенным образом очутился на поверхности. После повторного захоронения чудо повторилось. Тогда Иоанн понял, что это знак свыше и не стал больше проводить захоронение.

Пещеры

После этого постоянно действует чудесная благодать в пещерах Псково-Печерского монастыря, а гробы на протяжении многих веков не закапывают в землю, а составляют друг на друга в склепах. Примечательно, что, несмотря на то, что многим гробам уже не одно стоетия, на телах не обнаружено следов тления. Среди людей, которые захоронены в монастыре — представители родов Пушкина, Кутузова, Плещеева, Назимова, Мусоргского.

…После того, как Васса скончалась, к Ионе стали приходить подвижники. Его приемником стал иеромонах Мисаил, который поставил церковь из дерева Антония и Феодосия Киево-Печорских на самой горе. В том же месте были построены кельи насельников. Но в скором времени Псково-Печерский монастырь сожгли представители Ливонского Ордена.

В 1520 году Псково-Печерский монастырь перенесли к подножию горы, Успенскую церковь расширили, а в пещере устроили храм имени преподобных Антония и Феодосия. Также было начато возведение монастырской звонницы и постройка церкви имени Сорока Севастийских мучеников. При этом большую помощь монастырю оказывал дьяк Иоанна Грозного Мисюрь Мунехин, который покровительствовал игумену Псково-Печерского монастыря Корнелию.

Во времена властвования преподобного мученика Корнелия был расцвет обители. Так, в Псково-Печерском монастыре работали мастерские, велась Третья Псковская летопись, были собраны богатые собрания книг и икон. За свою ревность к славе святой обители и к благу ближних, за то постоянное и неутомимое усердие, с каким игумен Корнилий совершал дело Божие, он много пострадал от клеветников и вызвал гнев государя Иоанна Грозного.

В одной древней рукописи, хранящейся в библиотеке Троице-Сергиевской Лавры, написано, что, когда игумен Корнилий вышел за монастырские ворота навстречу государю с крестом, царь, заранее разгневанный на него, своей рукой ссек ему голову, но тотчас же раскаялся и, подняв тело его, на своих руках понес его в монастырь. Обагренная кровью преподобного Корнилия дорожка, по которой царь нес безжизненное тело к церкви Успения, в память этого события названа «Кровавым путем».

Кровавый путь

Печорские старожилы могут рассказать и другую развязку печального события. Якобы убиенный старец не упал после взмаха острой царской сабли, а, подняв свою отрубленную голову на руки, держал ее перед собой. Царь, увидев такое, отшатнулся прочь, а Корнилий шел за ним, держа в руках свою голову. Только когда полный ужаса царь начал молиться Богу, Корнилий спокойно умер. Так гласят монастырские легенды…

Свидетельством раскаяния царя Иоанна Васильевича служат щедрые пожертвования Псково-Печерскому монастырю, сделанные им после кончины Корнилия и, как утверждают, именно в память этого мученика. Он оказал обители много благодеяний и много способствовал украшению ее, наградил селами, золотом, разными книгами и многими другими потребными вещами, а из собственных его царских вещей в память оставил цепь золотую, в коей 19 звеньев золотых…

Царь приказал вписать в синодик имена опальных людей, ручным усечением конец принявших, сожженных, из пищалей простреленных, имена коих знал один Господь. Из Псково-Печерского монастыря были вписаны игумен Корнилий и старец Вассиан. Имя игумена Корнилия было отмечено также и в царском синодике.

Фильм В.Дубровина «Дальние пещеры».

Фильм-экскурсия, заказчиком которого выступал сам Псково-Печерский монастырь, рассказывает о знаменитых Богом зданных пещерах обители, в которых похоронено более 10 000 человек. Экскурсию проводит отец Митрофан.

Полная Летопись обители на официальном сайте Псково-Печерского монастыря.

История, Монастырь, Пещеры, Святыни