Пушкин и святогорский монастырь

Святогорский монастырь (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

Святогорский монастырь в Пушкинских Горах был основан в 1569 г. царём Иваном IV. В то время он стоял на самой государственной границе. Это сказалось на истории монастыря: в конце 16 века его частично разрушили поляки. В последующие века вокруг монастыря наросла слобода, которая впоследствии превратилась в село. Оно и стало нынешними Пушкинскими Горами (современное название заменило историческое «Святые Горы» в 1925 г.).

С 18 века значение монастыря как укреплённой цитадели и форпоста пошло на спад, но культурное и религиозное — сохранились. Он стал центром общественной жизни и оставался таким фактически вплоть до закрытия в 1924 г. В военные годы монастырским постройкам был нанесён значительный ущерб, но их довольно быстро восстановили. Начиная с послевоенных лет в монастыре располагался Государственный мемориальный музей-заповедник А. С. Пушкина.

Святогорский монастырь известен еще и как место последнего упокоения А. С. Пушкина. Великий поэт был похоронен здесь в 1837 г. в родовом склепе.

Святогорский монастырь известен еще и как место последнего упокоения А. С. Пушкина. Великий поэт был похоронен здесь в 1837 г.

Современный облик монастыря представляет собой комплекс построек, обнесенный старой оградой из камня. Попасть внутрь можно через одни из двух ворот: Пятницкие, близ которых стояла ныне разрушенная одноименная церковь, и Анастасьевские, у которых находилась одноимённая часовня (тоже уже не существующая). Сейчас у них можно увидеть небольшую каменную привратницкую. Близ Пятницких (или Святых) ворот расположен дом наместника начала 20 века. Ещё одни названные в честь утраченной сегодня церкви ворота, Никольские, соединяют святой и торговый дворы монастыря.

Главные достопримечательности монастыря — это Успенский собор и фамильная усыпальница Ганнибалов-Пушкиных. В приделе первого был установлен гроб с телом Пушкина накануне отпевания.

Имя А. С. Пушкина, жившего в Михайловском, тесно связано и с монастырем, который он часто посещал. В период работы над «Борисом Годуновым» поэт проводил много времени в монастырских архивах, изучая старинные летописи и исторические труды, чтобы сделать свою драму максимально достоверной. Кроме того, при монастыре проходили знаменитые на всю округу ярмарки, на которых поэт тоже часто бывал в поисках типажей.

Главная историческая ценность Святогорского Свято-Успенского мужского монастыря — икона Богородицы Одигитрия — в настоящее время перевезена в городище Воронич.

Святогорский Успенский мужской монастырь был возвращён РПЦ в 1992 г., и в этом же году возобновились службы в Успенском соборе. Собор действует и сегодня, как и монастырь, где постоянно живут около 25 человек. В настоящее время монастырь причислен к государственным памятникам как часть музея-заповедника Пушкина.

Свято-Успенский Святогорский монастырь

Практическая информация

Адрес: Псковская область, пос. Пушкинские Горы, ул. Пушкинская, 1.

Пушкинские Горы — это название крупного поселка в Псковской области, известного тем, что возле него находятся три восстановленных усадьбы, связанных с жизнью русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Гор никаких там нет, а вот Пушкин есть, и это место уже известный туристический бренд, куда десятилетиями приезжают поклонники творчества великого поэта. Вот и мы отправились сюда, нашей большой туристической командой. Кто-то из любви к Пушкину, кто-то из желания увидеть русские усадьбы, а кто-то — чтоб посмотреть на русскую природу, ставшую источником вдохновения для Александра Сергеевича. Попутно мы посмотрели остатки древних славянских городов — городища Велье, Воронич и Савкино, о чем я писал в двух предыдущих заметках. Итак, теперь — краткий рассказ с фотографиями о первой, ближайшей, усадьбе — о Тригорском.

Посещение Пушгор началось со Святогорского монастыря, где похоронен поэт. День был туманным, но это даже к лучшему, создается нужное настроение…Подъехали к монастырю около 8 утра

Монастырь расположен на возвышенности, поверх которой сделан еще и искусственный холм. Горка на горке. Сразу появляется ощущение, что этот холм — тоже остаток древнего славянского городища. Вероятно, было тут когда-то укрепленное поселение

В любой округе храм должен был стоять на самом высоком месте, чтоб и доминировать над всеми другими постройками, и служить ориентиром. Так что расположение на уже существовавшем холмике — было логичным.

Хорошо, что мы приехали в 19 октября. Летом тут было бы все закрыто листвой. Кстати, Пушкинские Горы, находящиеся в Островском районе Псковской области — сильно отличаются от Пскова по климату. Если в Пскове зеленая трава держится до декабря, и листья опадают позже , чем в Петербурге, а температура в среднем выше, то тут наоборот — с утра были заморозки, лежал иней, а листва уже опала к середине октября, хотя в Петербурге в это время все еще висит.

Осколок колокола, изготовленного в 1753 году

Еще колокола

Поднимаемся наверх

Сразу скажу о главном для туристов. Если вы не хотите побывать на могиле Пушкина, то делать вам здесь нечего. Монастырь ничего из себя не представляет ни в плане архитектуры, ни в плане атмосферы. Смотреть здесь абсолютно нечего, исторической ценности особой нет. Чтоб скрыть этот факт, многие турфирмы идут на подлог, прилепляя в анонсах поездки в Пушкинские Горы фото какого-то роскошного монастыря на скале, вводя людей в заблуждение.
Сюда приезжают именно отдать дань памяти Александру Сергеевичу. Люди разные, для кого-то это важно, для кого-то не очень. Отзывы в различных блогах » ах, какое милое место», » как тут красиво», «как тут чудно» — считаю просто лицемерием. Но Александр Пушкин — один из самых важных персонажей в русской культуре, наряду с Львом Николаевичем Толстым, и побывать в местах, связанных с его жизнью и смертью, мне кажется, полезно каждому русскому человеку.

Интересно, что поселок раньше назывался Святые Горы, как раз в честь монастыря. А при советской властью — стал Пушкинскими Горами.

Старинные каменные кресты, которые было принято раньше ставить на семейных кладбищах

Могила предков Пушкина. Он похоронен рядом с дедом и родителями. Что может быть лучше, чем покоиться с родными тебе людьми, воссоединившись с ними после того, как смерть их разлучила…

Могила Александра Сергеевича Пушкина

Едем в Тригорское. Заранее хочу предупредить всех, кто соберется сюда ехать самостоятельно: вооружитесь навигаторами. Указатели отправляют путешественников в самые разные места, порой изрядно сбивая с толку. Но Тригорское найти проще всего. За право парковаться во всех трех усадьбах на музейных парковках — я заплатил 450р, что, поделенное на группу в 18 человек, весьма недорого. На фото — здание, где есть касса, а также кафе. Девушка в кассе была очень приветливой, охотно рассказывала, как и куда пройти, и как это сделать лучше. Так что — от работников музея впечатления остались лишь хорошие.

На сайте музея-заповедника перед поездкой я читал, что вход в парки платный. Но оказалось, что нет: все бесплатно, платные лишь музеи внутри парков, находящиеся в усадебных домах. Приятное изменение, не знаю, с чем связанное. Может убирают плату за вход с наступлением осени, а может на сайте просто ошиблись.

Дорога уходит в туман. Идем по ней

Интересное дерево, состоящее из множества стволов

Усадебный дом. Восстановлен в 1962 году, по рисункам и картинам. Разрушен был большевиками и их сторонниками в 1918 году, когда пролетариат вместе с пьяными матросами и солдатами грабил и жег усадьбы в Псковской губернии, а также и в других местах. В советское время иногда про это стыдливо умалчивали, и писали, что здесь было все сожжено фашистами, но это не так.
Усадьба принадлежала помещице Прасковье Александровне Осиповой-Вульф (Осипов был вторым мужем, Вульф первым, а с рождения она Вындомская). В имении у нее было 700 душ крепостных. Оба ее мужа рано умерли, от них у помещицы осталось немало детей. Считается, что она была хорошим другом Пушкина. Его усадьба была недалеко, и сюда часто приезжал он в гости

Следующий объект имеет вот такую табличку. А.Н.Вульф — сын помещицы от первого брака, друг Пушкина. С ним поэт пьянствовал и ходил по бабам, о чем потом писал в своих стихах. Пьянки проходили в этой баньке

Домик тоже восстановленный, но выглядит правдоподобно, словно действительно той поры

Когда Пушкин был сослан в Михайловское, в Тригорское он ходил каждый день, чтоб не сидеть в своем имении, скучая без интересного общения с людьми своего круга.

Главная ценность усадьбы — это деревья. А также природа в целом. Если все дома не настоящие, а восстановленные, то парки и ландшафты ровно такие, какими их видел великий поэт

Спуск к реке Сороть. Можно сидеть на скамейках и созерцать красоту природы.

Туман создает лирическое настроение. Наверно в годы жизни Пушкина в этих местах туманы осенью тоже были частыми. И это настраивало на творческий лад

Сороть осенью весьма красива

Сколько стихов здесь родилось, среди этих пейзажей…

Наверняка после баньки и пирушек Пушкин и его друзья прямо здесь и купались

Один из прудов усадьбы

Скамья на берегу еще одного пруда. Почему-то скамейки тут выглядят слишком современно — не очень гармонируют с той атмосферой старины, которую тут пытаются создать

Еще пруд

Мостик через высохший ручей

Снова пруд

Самый главный пруд полностью утонул в тумане

Эта нелепая современная скамья считается скамьей Евгения Онегина — так ее называют. Считается, что здесь создавались персонажи поэмы. К скамье подходить не полагается, как бы запрещено, но все равно все подходят и фотографируются

Вид на Сороть с высокого берега. Пейзажи тут очень душевные! Хорошо их созерцать утром — народа почти нет, тишина, полностью можно погрузиться в любование природой

На фоне реки фотографируется участница нашего путешествия, известный блогер Кот Ученый, она же Лена Руденко

Еще пейзаж с рекой

Подходим к дому

Внутрь музеев мы не заходили. Предпочитали больше наслаждаться природой парка. Хотя время я выделил на их посещение для тех, кто захочет — но все-таки ощущение того, что это новодел, что внутри нет ничего, что относится к жизни поэта или его друзей — охлаждало желание туда пойти. Это только для самых ярых пушкинистов. Так что смотрим лишь снаружи. Вид дома, вписанного в природу — лично мне уже достаточен

По дому ходит очень важный кот

Он, наверно, тоже Кот Ученый, как и Лена Руденко. Может тоже блоги ведет. Вид у него серьезный

Кстати, в интернете блогеры любят писать, что на каждую усадьбу надо потратить минимум день, чтобы все осмотреть. Это неправда. Дня хватает на все три усадьбы , три городища и монастырь, вместе взятые. Но начинать осмотр надо так, как делали мы — в 6.30 утра, чтоб к 18.00, когда темнеет, закончить.

Осенний пейзаж

Золотые листья

Золотая осень — лучшее время для путешествий в такие места

Ну что ж. Полюбовались — и пора в путь! Эта дорожка , исчезающая в тумане, ведет к городищу Воронич, о котором я уже писал. А за ним — усадьба Михаловское, где жил Пушкин…

Кстати, если вы любите усадьбы — то посмотрите обязательно и мой прошлогодний репортаж об усадьбе Льва Николаевича Толстого, что расположена в Ясной Поляне. Ссылка на статью о ней вот здесь: Ясная Поляна, Тульская область.
Ну а о двух других усадьбах Пушкиногорья — Михайловском и Петровском — я расскажу в следующий раз.
—————————————————————————————-
Вам понравился материал в моем блоге? Если да, то можете отблагодарить немного, поддержав мой проект. Киньте небольшую сумму на мой телефон +7-981-8345749, это поможет мне в организации моих путешествий и исследований. Ваш вклад поспособствует развитию туризма и краеведения.
————————————————————————-
Страница нашего туристического клуба «Восемь Врат» в Петербурге: https://vk.com/club17791063

Святогорск – город районного значения. Расположен в Украине на границе трёх областей — Донецкой, Луганской и Харьковской. Это самый северный город Донецкой области. Количество жителей по состоянию на 2015 год — 4 592 чел. (в летний сезон за счёт отдыхающих возрастает до 30 000 чел.)

Краткая историческая справка:

На протяжении многих веков история Святогорска это история расположенного здесь Святогорского монастыря (теперь Святогорская Свято-Успенская Лавра).

Первое поселение на территории нынешнего Святогорска было предположительно основано беглыми крестьянами и казаками в XVI вв.

В XVII в. расположенный здесь Святогорский монастырь являлся оборонным форпостом Российского государства и находился на гособеспечении.

После разграбления татарами в 1679г. и последующего восстановления в первой половине XVIII в. Святогорский монастырь утрачивает своё оборонное значение. К концу XVIII в. Святогорский монастырь превращается в крупного феодала. Во владении монастыря находились 2000 человек крестьян и около 27 000 десятин земли.

В 1788г. в результате секуляризации церковных земель всё имущество и земли монастыря перешли в царскую казну.

В 1844г. монастырь снова восстановлен указом Николая I.

В 1922г., через некоторое время после установления советской власти, Святогорский монастырь был закрыт. Именно тогда в бывшей монастырской гостинице открыли дом отдыха. Этот факт и послужил началом превращения Святогорска в массовый центр отдыха и лечения для жителей Донецкой и соседних областей.

В 1992г. Святогорский монастырь был открыт заново и начались масштабные работы по его восстановлению и реконструкции.

До 1964г. носил название посёлок Ба́нновское.

С 1964-2003гг. носил название Славяного́рск.

В 2003г. переименован в Святого́рск.

Святогорск называют жемчужиной Донецкого края или жемчужиной туристического Донбасса. Святогорск всегда привлекал огромное количество туристов, отдыхающих и паломников. Северский Донец, сосновый лес и чистый воздух создают благоприятную среду для отдыха и восстановления сил. Туристический Святогорск — это целый комплекс возможностей для отдыха и восстановления. Здесь есть и где остановиться, и куда сходить, и что посмотреть.

В Святогорске расположенно более 70 гостииниц и отелей. Каждый найдёт для себя подходящий вариант — базы отдыха, пансионаты, гостиницы, отели, котеджи. Выбор чрезвычайно широк и каждый найдёт что-то для себя. Двери многих из них открыты для отдыхающих круглый год. Так, что если вы решили провести Новый Год, зимний или летний отпуск в Святогоске, напитавшись его удивительной энергией — милости просим!

Но Святогорск это не просто рекреационная зона Донецкого края, а важный культурный и духовный центр. Причём значимость его ширится далеко за пределы как Святогорска, так и Донецкой области. В Святогорье расположена Святогорская Свято-Успенская Лавра — центр паломничества православных христиан и главная достопримечательность Святогорска. Ежегодго Лавру посещают десятки тысяч паломников. Люди едут отовсюду: Украины, России, ближнего и дальнего зарубежья.

Во время самых больших православных праздников паломников приезжает столько, что Святогосркая Лавра не в состоянии их всех принять. Мест не хватает настолько, что в гостинице, которая расположена на территории комплекса, кровати дополнительно ставят в корридорах. В тёплое время года люди спят просто на улице. Такое зрелище не оставит равнодушным даже неверующего человека.

Шушжшммама

Э. А. Узенёв

Из истории святогорских ярмарок

Ежегодные ярмарки в Святых Горах, история которых насчитывала несколько столетий, были неотъемлемым элементом традиционного уклада жизни людей, населявших окрестности Святогорского монастыря, слободу Тоболенец, до 1925 г. существовавшую у монастырских стен. Они не просто вносили разнообразие в повседневную жизнь местных жителей, а стали частью народной культуры. В книге А. М. Савыгина о посёлке Пушкинские Горы так описываются некогда проходившие здесь ярмарочные действа: «Святогорские ярмарки славились своим многолюдьем и весельем. Залихвастски играли звонкоголосые русские гармони, вызывая на задорные песни. Бойко торговали кабаки. Сыпались пословицы и прибаутки, слепцы рассказывали о старине»1.

Сведения о проходивших в этих местах ярмарках приводятся в краеведческой литературе, путеводителях по Пушкинскому Заповеднику. Точное время возникновения ярмарок при Святогорском монастыре не выяснено. Предполагается, что они были переведены из города Воронича после его разрушения иноземными интервентами в XVII веке2. Как отмечено в путеводителе М. Е. Васильева «Музей «Святогорский монастырь», «росту популярности местных ярмарок способствовали выгодное географическое положение, отсутствие в непосредственной близости от монастыря других значительных торговых центров, развитие

Узенев Эдуард Александрович — методист по научно-просветительской деятельнности Музея-заповедника А. С. Пушкина «Михайловское».

ремёсел в Вороничском уезде, а также большой приток в обитель паломников»3. В 1899 г. настоятелем Святогорского монастыря игуменом Иоанном в «Описании» монастыря отмечено: «В Святогорский монастырь перед девятой пятницею по Пасхе, когда предполагается скорый крестный ход с чудотворными иконами в г. Псков, а равно перед праздником Покрова Богоматери, когда бывает крестный ход вокруг монастыря, издавна собирается несметное количество народа: одни для того, чтобы помолиться Царице Небесной и излить перед Нею все свои скорби и радости и принять участие в крестных ходах, а другие для удовлетворения своих многоразличных житейских нужд.»4.

В примечании к приведённым сведениям говорится, что торговцы прибывали на ярмарки «и сухим путём, и в ладьях», и «по причине такого многочисленного наплыва народа в Святогорский монастырь присылались для наблюдения за порядком на счет обители земские и жандармские чины»5. Также указано, что в XVIII в. ярмарки устраивались пять раз в году: помимо девятой пятницы по Пасхе и дня Покрова «народ и торговцы собирались во множестве, как видно из донесения 1786 г. игумена Созон-та, ещё в нижеследующие праздники, именно: 1) 15 августа, в день храмового праздника Успения Божией Матери; 2) 25 марта, в день Благовещения Пресвятой Богородицы; 3) в день Святой Пасхи…»6. В исследовании Л. И. Софийского отмечено: «В гор. Опоч-ке и его уезде бывают однодневные ярмарки и торжки во все приходские храмовые и

престольные праздники, в так называемые «праздничные», т. е. в дни, в которые известная местность или отдельное селение празднует, не работает…»7. Согласно приведённым в этой книге данным на 1912 год, в Святых Горах три раза в году устраивались ярмарки: Благовещенская — 25 марта, Девятник — девятая пятница после Пасхи, Покровская — 30 сентября, причём две последние продолжались по 7 дней8. В исследовании Н. С. Новикова приведены выдержки из отчёта настоятеля Святогорского монастыря игумена Кирилла за 1913 г. Согласно документу, «в монастыре ежегодно было две ярмарки. 1) В девятую пятницу по Пасхе, продолжающаяся 10 дней; 2) Покровская, продолжающаяся не более 3 дней»9.

Авторы публикаций материалов о Свя-тогорском монастыре отмечали, что ярмарки любил посещать А. С. Пушкин в годы северной ссылки. Это известно из воспоминаний современников поэта. «Одетый в русскую рубашку, в соломенной шляпе на голове, с железной тростью в руках, он бродил среди шумящей толпы, вслушивался в народную речь, запоминал всё наиболее интересное, характерное, многое записывал. Здесь он общался с народом… И это общение, эти наблюдения и записи давали поэту много ценного, необходимого для создания народных сцен в «Борисе Годунове»10. Есть свидетельства, что Пушкин на ярмарках много времени проводил среди нищих — слепцов, юродивых, странников. В «Описании Святогорского монастыря» игумена Иоанна говорится: «В другое же время, когда в монастыре была ярмарка в девятую пятницу, Пушкин, как рассказывают очевидцы-старожилы, одетый в крестьянскую белую рубаху с красными ластовками, опоясанный красною лентою, с таковою же — и через плечо… вместе с нищими при монастырских воротах участвовал в пении стихов о Лазаре, Алексии, человеке Божием, и других, тростью же с бубенчиками давал им такт, чем привлёк к себе большую массу народа и заслонил проход в монастырь — на ярмарку»11.

Помимо общеизвестных сведений о ярмарках, приводимых в рассказах об истории Святогорского монастыря и связанной с ним деревенской жизни А. С. Пушкина в

с. Михайловском, не менее интересны данные о торговцах, количестве и ассортименте привозимых на ярмарки товаров, суммах выручки от их продажи. В публикациях встречаются утверждения, что ярмарки приносили Святогорскому монастырю немалый доход. Ярмарочная торговля шла на гостином дворе, за монастырским братским корпусом. Как отмечал игумен Иоанн, «по случаю такого наплыва многочисленного народа, издавна приезжают в обитель из близ лежащих городов — Опочки, Острова и Новоржева — купцы и всевозможные торговцы, а также крестьяне из ближайших селений с своими домашними произведениями.

Прибыв о обитель ещё недели за две, за три до открытия ярмарочного времени, одни из них занимают монастырские лавки, находящиеся на заднем дворе монастыря (называемом гостиным), где они (лавки) выстроены в монастыре в два ряда; другие же устраивают временные балаганы, а приезжающие на возах — занимают места на монастырском поле.

За каждое место монастырь взимает с торговцев плату, смотря по важности занятого ими места, а также — оживлённости ярмарки»12. Любопытно, что торговцы в Святые Горы приезжали не только из ближайших, но и весьма отдалённых городов. 19 июня 1834 г. Н. О. Пушкина писала дочери О. С. Павлищевой, сестре А. С. Пушкина, из Михайловского, что ярмарка начнётся 22 числа, в девятую пятницу по Пасхе, и «есть уже купцы из Москвы, из Нижнего, из Симбирска»13.

В путеводителе М. Е. Васильева говорится о купцах, приезжавших из Пскова, Новгорода, Риги, Ревеля, а также о том, чем торговали: «Лавки-времянки в торговых рядах были завалены разными товарами. Прямо с возов продавались льняное полотно, кадки, колёса, хомуты, огурцы, рыба, мёд, па-тока»14. По данным Л. И. Софийского на начало XX в., «кроме тех товаров, которые продаются на ярмарках в Опочке, в Святые Горы провозят: мануфактурный и галантерейный товары, холст местнаго крестьянскаго производства, сухую рыбу из Талабска, сырую кожу, щетину и перо, а также разныя лакомства, в том числе патоку, составляющую особенность Святогорской ярмарки»15. Обна-

руженный в Государственном архиве Псковской области отчётный документ позволяет дополнить эти сведения новыми данными о товарах и торговцах на святогорской ярмарке

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(скорее всего, в «Девятник»), проходившей всего тремя годами позже окончания периода ссылки А. С. Пушкина. Приводим документ полностью:

Ведомость учинённая опочецким земским исправником Куделининым о ввезенном и проданном на Святогорскую ярмарку товаре — ровно по числе торгующих 21 дня (так в документе! — Э. У.) 1829 года

Число торгующих людей

Шелкового20

Бумажного17

Сурового13

Кожевенного22

Железного и прочего такового ж рода3

Рыбного16

Калачей, барашков, пряников и прочих мелочей30

Всего:121 Из вышеписанных торгующих было купцов 2-й гильдии крестьян — 29-ть.

Земский исправник капитан Куделинин16.

На какую сумму привезено товару

15300 57000 21000 17000 5000 13000 1213 267213

3-й гильдии —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На какую сумму продано

53000 20000 12000 8000 2000 9000 870 104970 37, мещан — 52; 1

Для сравнения приведём данные о ярмарках за 1852, 1855, 1856 годы:

«В Опочецком уезде: Святогорская, при Святогорском монастыре, с 9 пятницы по Пасхе продолжается 7 дней. Привезено в 1852 г. на 39 9 75рублей, продано на 19 462руб. и с 10 октября продолжается тоже 7 дней»17.

«В Опочецком уезде: Святогорская, при Святогорском монастыре, с 9 пятницы по Пасхе продолжается 7 дней. Привезено в 1855 г. на 35 383 рублей, продано на 5 203 руб., с 1 октября продолжается 7 дней. Привезено в 1855 г. на 8 638руб., продано на 1 645руб.»1*.

«В Опочецком уезде: Святогорская, при Святогорском монастыре, с 9 пятницы по Пасхе продолжается 7 дней. Привезено в 1856 г. товаров на 40 960 рублей, продано на 28 700 руб., и с 1 октября продолжается 7 дней. Привезено в 1856 г. товаров на 4 685 руб., продано на 1 303руб.»19.

Как видно, количество ввезённых и проданных товаров в эти годы в денежном выражении заметно ниже по сравнению с тем, что указано в «Ведомости» о товарах на ярмарке 1829 г. Не идёт ни в какое сравнение с общей денежной суммой от продажи

товаров в 1829 г. выручка от продажи на ярмарках, проходивших в другие годы. Об этом свидетельствуют данные игумена Иоанна: «В прежние времена в монастыре было следующее число торговых лавок и выручалась от права торговли в них следующая сумма:

ЛавокВыручки

62неизвестно

85758 р. 45 к.

1141450 р.

1502796 р. 55 к.

751200 р.»20.

В 1785 г. в 1811 г. в 1817 г. в 1839 г. в 1879 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Можно предположить, что, по крайней мере, к концу 1820-х гг., а может быть, и чуть ранее, святогорские ярмарки достигли своего максимального размаха и величины по количеству товаров и денежному обороту. Затем, по всей видимости, количество товаров и торговых лавок на ежегодных ярмарках снижалось. По состоянию на 1899 год, как отмечено Иоанном, «в монастыре имеется лавок 47, а балаганов выстраивается до 120; но занятых бывает: в девятую пятницу — лавок 10-15, а балаганов — 80-90, в Покровскую же — число занятых лавок и балаганов значительно менее. За обе ярмарки выручается ныне до 800 руб.

Из означенной суммы ярмарочных сборов монастырь ежегодно уплачивает земству до 300 руб., а остальные — поступают на ремонт ярмарочных зданий, страховку таковых и на другие надобности»21. Л. И. Софийский в своём историческом очерке 1912 г. тем не менее назвал святогорскую ярмарку «Девят-ник» «самою большою и лучшею в уезде по обилию товаров, многолюдству и оборотам». При этом в 1913 г., согласно отчёту игумена Кирилла, при Святогорском монастыре «торговые лавки в количестве 25 и строят временные балаганы сколько требуется. За эти лавки и балаганы монастырь выручает 505 рублей из коих 280 обязан ежегодно платить налоги Опочецкому земству»22.

В последующие годы был поднят вопрос о дальнейшей судьбе ярмарок при монастыре. В работе Н. С. Новикова приведён текст рапорта настоятеля архимандрита Ев-стафия епископу Псковскому и Порховскому Евсевию от 7 июля 1915 г.: «В означенном монастыре каждодневно на девятой неделе по Пасхе бывает ярморка, продолжающаяся целую неделю, установленная с давних времен, но когда и кем не известно. На ярмарку приезжают торговцы и собирается масса народа обоего пола, которая и толпится по монастырю день и ночь, так как ворота по случаю яр-

морки не закрываются. Молодёжь гуляет по монастырю взад и вперед с гармонью, поет песни нецензурные, такое явление вызывает со стороны местных жителей большое нарекание, а на внутреннюю монастырскую жизнь наводит соблазн. За ярморку монастырь ежегодно уплачивает опочецкой земской управе 562 р. 77 к., а выручает за лавки и балаганы не свыше 400 р. в год, что причиняет монастырю убыток. В виду сего настоятель монастыря и братия просят Его Высокопреосвященство войти в сношение с губернатором о переводе ярморки из монастыря в соседнюю слободу Тоболенец»23. Эту просьбу епископ Евсевий изложил в ходатайстве псковскому губернатору, барону Н. Н. Медему и отметил, что она «заслуживает удовлетворения»24. Настоятель Святогорского монастыря также счёл необходимым напрямую обратиться к губернатору: «Ваше превосходительство, милостивый государь, барон Николай Николаевич Медем, просим разрешить перемещение лавок и балаганов из монастыря в слободку…»25. По решению губернатора данный вопрос был передан «на рассмотрение ближайшего псковского губернского собрания»26. В следующем обращении к епископу от 21 января 1916 г. архимандрит Евстафий подкрепил свои доводы тем, что вопрос о переводе ярмарок из монастыря в слободу поднимался ещё при игумене Иоанне, «но на земском собрании оставлено без последствия». Несмотря на это, он, будучи уверенным, что удовлетворение его просьбы — лишь вопрос времени, попросил разрешения в Псковских губернских ведомостях и «Псковском голосе» заранее опубликовать статью, что «ярморка, бывшая ежегодно в монастыре на 9 недели по Пасхе, так называемый «девятник» — впредь не будет впущена внутрь его так как не соответствует месту и положению»27. Однако архиерей своей резолюцией от 29 января предписал архимандриту «воздержаться от всяких объявлений, до решения этого вопроса»28.

По-видимому, просьба настоятеля была удовлетворена. Впоследствии ярмарки проходили за пределами Святогорского монастыря, в слободе Тоболенец, ставшей в 1925 г. селом Пушкинские Горы29.

Судя по материалам изданий А. К. Глад-кого30, Ф. А. Васильева-Ушкуйника31 и С. Д. Яковлева32, традиция проведения ежегодных ярмарок, хотя и с меньшим размахом, сохранялась в этих местах и в первой половине XX в., до начала Великой Отечественной войны.

Таким образом, начиная с XVIII в., с годами наблюдалось развитие и укрупнение

ежегодной ярмарочной торговли в Святых Горах. Своего расцвета она достигла, вероятно, к середине-концу 1820-х гг. Именно такие, поражавшие своим многолюдьем и обилием товаров ярмарки, привлекали А. С. Пушкина, часто бывавшего в Святогорском монастыре, собиравшего ценный материал для творчества, в частности, для создания народной трагедии «Борис Годунов». Несмотря на начавшийся спад торговли в последующие годы, ярмарки по-прежнему вызывали интерес, собирали немало народа из слободы, окрестных сёл и деревень Опочецкого уезда и стали одной из наиболее ярких страниц в истории края.

Приложение

Его превосходительству Господину действительному статскому советнику Псковскому гражданскому губернатору и кавалеру Андрею Федоровичу (Квитке — Э. У.)

Опочецкого Земского исправника капитана 1-го Рапорт

Во исполнение начальственного предписания, составленная мною о ввезенном и проданном на Святогорской ярмарке продолжавшейся сего июня с 14-го по 17-е число. Число товара — по числе торгующих ведомость при сем к вашему Превосходительству представить честь имею.

С таковым донесением, что в те прошедшие праздники два дни, то есть 14-го в девятую пятницу и 16-го в воскресенье, во время продолжения божественных литургий продажа как горячих напитков <в> питейном доме в слободки Тоболенце при Святогорском монастыре состоящем — и на выставках, ровно и товаров торгующим мною было запрещено между тем <… > как по положению повелено — в слободки Тоболенце иметь выставок кроме питейного дома три, а от уполномоченного опочецких питейных сборов Воронина во время продолжения той ярмонки было учреждено таковых шесть из коих одна существовала внутри монастыря, каковое обстоятельство представило в благорассмотрение Вашего Превосходительства и покорнейше прошу для руководства впредь снабдить меня начальственным предписанием.

Земский исправник капитан Куделинин

№ 51

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Июня 9 дня 1829 года33.

Примечания

1Савыгин А. М. Пушкинские Горы. Л., 1989. С. 61.

2Гордин А. М. Пушкинский заповедник. М., 1956. С. 203-204; Гордин А. М. Пушкинский заповедник. Л.,-М., 1963. С. 261.; Гордин А. М. Пушкин в Псковском крае. Л., 1970. С. 203.

3Васильев М. Е. Музей «Святогорский монастырь». Л, 1984. С. 9.

4Иоанн, игумен. Описание Святогорскаго Успен. монастыря Псковской епархии // Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь Псковской епархии. М., 2003. С. 86.

5Там же. С. 158.

6Там же.

7Софийский Л. И. Город Опочка и его уезд в прошлом и настоящем (1414-1914 гг.). Репринт. изд. Псков, 2004. С. 147.

8Там же. С. 148-149.

9Новиков Н. С. Легенды и были Пушкиногорья: По архивным изысканиям // Михайловская пушкиниана. Вып. 44. Сельцо Михайловское, 2007. С. 234. Ссылка на источник: ГАПО. Ф. 39. Оп. 2. Ед. хр. 1177. Лл. 310, 311.

10Гордин А. М. Пушкинский заповедник. Л. — М., 1963. С. 262-263.

11Иоанн, игумен. Описание Святогорскаго Успен. монастыря Псковской епархии. С. 102.

12Там же. С. 86.

Мир Пушкина: Дневник Надежды Осиповны и Сергея Львовича Пушкиных в письмах к дочери Ольге Сергеевне Павлищевой. 1828-1835 (Фамильные бумаги Пушкиных-Ганнибалов). СПб., 2015. С. 350.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Васильев М. Е. Музей «Святогорский монастырь». С. 10.

Софийский Л. И. Город Опочка и его уезд в прошлом и настоящем (1414-1914 гг.). С. 148-149. ГАПО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 930. Л. 4. В документе допущены неточности: в столбце «На какую сумму привезено товару» вместо «15300» должно быть «153000» и в столбце «На какую сумму продано», строке «Всего», вместо «104970» должно стоять «104870». Памятная книжка для Псковской губернии на 1853 год. Псков, 1853. С. 11. Памятная книжка для Псковской губернии на 1856 год. Псков, 1856. С. 76 об. Памятная книжка для Псковской губернии на 1857 год. Псков, 1857. С. 76 об. 77. Иоанн, игумен. Описание Святогорскаго Успен. монастыря Псковской епархии. С. 87.

21Там же.

22Новиков Н. С. Легенды и были Пушкиногорья: По архивным изысканиям // Михайловская пушкиниана. Вып. 44. С. 234.

23Там же. С. 234-235.

Краеведческая экскурсия в Святогорский Св. Успенский монастырь. : URL: http://pskoviana.ru/index.php?option=com_content&view=artide&id=1392:2014-11-13-20-49-19&catid= 63:2012-04-13-08-36-20&Itemid=120 (дата обращения: 11.10.2015).

25Новиков Н. С. Легенды и были Пушкиногорья: По архивным изысканиям // Михайловская пушкиниана. Вып. 44. С. 235.

26Там же.

27Там же.

28Там же. Савыгин А. М. Пушкинские Горы. С. 103. Гладкий А. Пушкинский уголок. Псков, 1922. С. 7.

Васильев-Ушкуйник Ф. А. Пушкинские уголки Псковской губернии. М., 1924. С. 33. Яковлев С. Д. «Пред солнцем бессмертным ума»: Пушкинский государственный заповедник на Псковской земле. Исторические очерки. Тихвин, 1994. С. 66. ГАПО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 930. Л. 2.

Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь — православный храм на территории Псковской области, который входит в число объектов культурного наследия России. Знаменита эта обитель тем, что именно здесь находится могила великого русского писателя и поэта А. С. Пушкина.

Святогорский монастырь на панорамах Google maps

Свято-Успенский мужской монастырь был возведен еще в XVI веке. Сегодня при православном монастыре работает Воскресная церковная школа. В стенах храма монахи принимают паломников и трудников; проходят ежедневные богослужения.

Храм построен в самом центре поселка городского типа Пушкинские Горы. Псков находится примерно в 110 километрах к северу от монастыря.

Святогорский монастырь

© By A.Savin

Пушкинский заповедник возле Святогорского монастыря

Свято-Успенский мужской храм тесно связан с жизнью великого поэта А. С. Пушкина. Во время южной ссылки, когда писатель жил в своем имении в селе Михайловское, он часто бывал в обители на Синичьей горе.

Спустя много лет одной из достопримечательностей в окрестностях Свято-Успенского мужского монастыря стал музей-заповедник «Михайловское», открытый на месте бывшего поместья А. С. Пушкина. Находится Пушкинский заповедник примерно в 5 километрах севернее Успенского монастыря. В состав объектов музея-заповедника входит могила А. С. Пушкина и родовой склеп, расположенные на территории Святогорского монастыря на Святой горе.

Подробнее: Музей-заповедник «Михайловское»

Могила А. С. Пушкина в Святогорском монастыре

На территории православного храма на Синичьей горе находится усыпальница рода Ганнибалов-Пушкиных. В этом же монастыре похоронена в 1836 году мать поэта. Здесь же, в 1837 году, был погребен и сам Александр Сергеевич. Первые несколько лет после смерти поэта на его могиле стоял деревянный крест. В 1841 году это надгробие заменили на мраморный памятник.

Святогорский монастырь

Расписание богослужений в Святогорском монастыре

Службы на территории обители проходят в храме Успения Пресвятой Богородицы, в утреннее и вечернее время. Совершается богослужение ежедневно. В будние дни служба проходит в 06:30 утра, за исключением тех дней, когда накануне вечером осуществлялось Всенощное бдение. В такие дни утреннее богослужение переносится на 08:00. В праздничные дни, а также в субботу и воскресенье служба начинается в 9 утра. Начало вечернего богослужение проходит в 17:00.

Святогорский монастырь

© Belliy

История Свято-Успенского монастыря

Датой основания Святогорского мужского монастыря считается 1569 год. Строительство православного храма началось по указу царя Ивана IV в. Пушкинских Горах. По преданию, именно Святая гора (Синичья гора) была выбрана местом для закладки храма неспроста. По легенде, в 1566 году в окрестностях городища Воронич была найдена икона Богородицы Одигитрия, которая впоследствии стала главной святыней обители.

Свято-Успенский Святогорский монастырь был широко известен по всей стране. Иван Грозный в подарок храму преподнес колокол, который в народе прозвали «Горюном». Однако почитание монастыря продлилось вплоть до начала правления Екатерины II. По приказу императрицы, православный храм был причислен к третьеразрядным, а земли обители были отданы в казну.

Святогорский монастырь

© Belliy

В 1899 году монастырь переведен из третьеразрядных во второй класс. В 1924 году Свято-Успенский мужской храм на Пушкинской Горе был закрыт. Во времена ВОВ некоторые строения на территории обители существенно пострадали.

В 1949 году часть зданий монастыря была восстановлена. Возобновил работу Святогорский монастырь только в 1992 году.

Территория обители

История Свято-Успенского монастыря началась со строительства храма во имя Успения Богородицы на Синичьей горе. Другие постройки на территории обители находятся у подножья этой возвышенности, с южной стороны церкви. Усыпальница Ганнибалов-Пушкиных и сама могила поэта расположены рядом с главным храмом.

В церковь можно подняться по двум каменным лестницам. Одна находится рядом с Анастасьевскими воротами, другая — возле Никольских ворот и звонницы. Рядом с Никольскими воротами расположено здание братского корпуса.

Святогорский монастырь

С западной стороны храма стоят Святые ворота. Рядом располагается аллея героев, знак церкви святой великомученицы Параскевы Пятницы, мемориал ВОВ, и памятник узникам фашистских лагерей. Южнее Святых ворот находится Монастырский пруд.

Как доехать до Свято-Успенского Святогорского монастыря

Координаты Святогорского монастыря для GPS-навигатора: 57°1′21″N, 28°55′11″E

В качестве отправной точки в поездке к Святогорскому монастырю можно выбрать город Псков. Из этого населенного пункта в поселок Пушкинские Горы можно доехать на общественном транспорте. В этом направлении ходят автобусы «Псков-Бежаницы» и «Псков-Великие Луки». Примерное время в пути — чуть больше 2 часов.

Рядом с храмом находится остановка «Старая Площадь», через которую идут автобусные маршруты № 50, 173, 173А, 175 из ближайших населенных пунктов: Блажи, Васильевское, Кокорино, Кашино.

Из Пскова в Пушкинские Горы можно добраться на автомобиле. Такая поездка займет около 1,5 часа.

Схема автомобильного маршрута Псков-Святогорский монастырь

Другой вариант поездки из Пскова до Пушкинских Гор — такси. В городе работают сервисы онлайн-заказа: Яндекс.Такси, Везет, Maxim.

Видео о псковском Святогорском монастыре в поселке Пушкинские Горы