Пушкина пророк

Стихотворение «Пророк” М. Ю. Лермонтова изучается на уроках литературы в 9 классе, оно считается одним из лучших произведений поэта. В стихотворении поднимается тема поэта и общества, при этом она связана с библейским сюжетом о пророке Иеремии. Полный и краткий анализ «Пророк” по плану поможет при подготовке к урокам.

Анализ стихотворения

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Пророк.

История создания – написано в последний год жизни Лермонтова (между маем и июлем 1841 года).

Тема – участь поэта быть непонятым, толпа и поэт.

Композиция – эта лирическая исповедь написана от первого лица, состоит из 7 строф.

Жанр – лирическое стихотворение-исповедь. В нём подытожена тема поэта и толпы, чётко прослеживаются библейские мотивы.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, с перекрёстной рифмовкой.

Метафоры – «страницы злобы и порока”, «читать в очах”.

Эпитеты – «божья пища”, «вечный судия”, «самолюбивая улыбка”, «шумный град”.

Перифраза – «вечный судия”, «предвечный”.

История создания

Лермонтов написал стихотворение «Пророк” в 1841 году незадолго до смерти, это его последнее произведение. Опубликовано оно было в 1844 году в «Отечественных записках”. Его отношения с общественностью значительно ухудшились: к тяжёлому характеру поэта прибавилась проблема неустройства в плане карьеры и разлад в личной жизни.

Это способствовало общему направлению в стихах 1841 года. Существует мнение, что рождение стихотворения «Пророк” – следствие споров Лермонтова с Одоевским В. Ф. Тема поэта и его признания была камнем преткновения в их горячих спорах. Большинство критиков признаёт, что это одно из лучших стихотворений Лермонтова.

Тема

Традиционная тема поэта и толпы, одиночества одарённого человека связана с библейским сюжетом о пророке Иеремии. Лирический герой предстаёт в образе пророка, который живёт лишь вдалеке от людей, там ему подчиняются звери («мне тварь покорна там земная”), там он чувствует гармонию с природой («и звёзды слушают меня, лучами радостно играя”).

Существование в обществе для него невозможно: он отвергнут, гоним, не понят. Его попытки проповедовать (писать, творить) закончились осуждением и презрением со стороны толпы «в меня все ближние мои бросали бешено каменья”.

Главная мысль: творческий человек – всегда изгой, он обречён на одиночество и непонимание. Это очень личное переживание, которое автор передаёт своему лирическому герою, он счастлив только наедине с Богом, вдали от людей – значит, это участь избранных, их судьба. Идея стихотворения – показать как несправедливо общество к тем, кто наделён «божьим даром”, показать творческую натуру обособленно от обывателей.

Лирический герой повествует свою историю жизни, путь, который должен пройти каждый избранный человек. Причём «божий дар”, то есть талант становится тяжким крестом для него, о возможности выбрать другой путь он умалчивает и принимает всё мудро и терпеливо. Самому поэту очень не хватало такой стоической позиции в отношении окружающих. Жить, как птица, питаясь тем, что бог послал – для него наивысшее благо.

Композиция

Композиция – 7 четверостиший, основанных на библейском сюжете о пророке Иеремии. Автор проводит параллель между ним и лирическим героем, он тоже пророк, но никому не нужный, презираемый Можно обозначить смысловое деление на три части: в первой (две первые строфы) лирический герой рассказывает о своём пророческом даре и злоключениях, связанных с ним; во второй (3–4 строфы) описывается уединённая жизнь пророка в пустыне, её прелесть и спокойствие: в трёх последних четверостишиях – восприятие окружающими лирического героя, его отчуждённость, неприятие толпой.
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмовкой.

Жанр – лирическое стихотворение. Некоторые критики называли это стихотворение прощальным, оно стало пророческим для самого автора. Спустя несколько месяцев он «навсегда ушёл” от людской злобы, от непонимания, осуждения, слухов и сплетен.
Инверсии, сравнение, анафора в 6-й и 7-й строфе делают лирическое повествование неспешным, спокойным, придают черты жанра жития или притчи.

Средства выразительности

Стихотворение пророк очень эмоционально и выразительно. Лермонтовские стихи всегда романтичные и грустные, на этот раз пропитаны трагизмом и обречённостью. Невозможность использовать свой дар во благо людям делает его бессмысленным.

Возвышенная лексика (провозглашать, град, старцы, глупец, судия, всеведенье,уста, глава, очи) и библейская (тварь земная, дар божий, пророк, завет) придают лирическому повествованию торжественность, наделяют его чертами библейской притчи, жития.
Благодаря этому общий тон произведения не нуждается в большом количестве эпитетов («божья пища”, «вечный судия”, «самолюбивая улыбка”, «шумный град”), и метафор («страницы злобы и порока”, «читать в очах”), оно очень целостное и эмоционально гармоничное. Перифраза»вечный судия”, «предвечный” используется, чтобы не повторять имя (слово «бог” также используется в 6-й строфе) всевышнего несколько раз. Причём из уст лирического героя мы слышим образы-перифразы, а людские речи используют слово «бог”. Это говорит об особых отношениях лирического героя-пророка и небесного отца.

Тест по стихотворению

  1. Вопрос 1 из 7

    В каком году было написано Лермонтовым стихотворение «Пророк»?

    • 1834 г.
    • 1840 г.
    • 1841 г.
    • 1844 г.
Начать тест(новая вкладка)

Рейтинг анализа

Стихотворение «К Чаадаеву” Александра Пушкина проникнуто вольнолюбивым духом и явно выражает политические и гражданские взгляды поэта. Чтобы лучше понять его и увидеть детали, стоит прочесть краткий анализ «К Чаадаеву” по плану. Представленный разбор произведения можно использовать для объяснения материала на уроке литературы в 9 классе.

Анализ стихотворения

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением К Чаадаеву.

История создания – написано стихотворение в ранний период творчества поэта, в 1818 году. Оно адресовано другу молодого Пушкина, Петру Чаадаеву. Опубликовано в альманахе «Северная звезда” в 1829 году с искажениями и без согласия автора.

Тема стихотворения – свобода и борьба с самодержавным правлением, надежда на то, что Россия «вспрянет ото сна».

Композиция – произведение построено по принципу «теза – антитеза”, основанном на контрасте. Первая часть говорит о прошлом, которое автор считает наивной юностью. Вторая посвящена настоящему, а третья – будущему. Мотив пробуждения ото сна открывает и закрывает произведение, закольцовывая композицию.

Жанр – послание другу, которое становится посланием всему обществу, жанровое новаторство Пушкина.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с кольцевой и перекрестной рифмовкой.

Метафоры – «горит ещё желанье».

Эпитеты – «юные забавы», «утренний туман», власти роковой».

Оксюморон – «тихой славы».

Сравнение – «как сон, как утренний туман», «как ждёт любовник молодой минуты первого свиданья».

Обращение – «мой дру».

Инверсия – «власти роковой».

Написано стихотворение в 1818 году, когда автор, позже несколько разошедшийся со своим старшим другом Петром Чаадаевым во взглядах на жизнь, пока ещё видел в нём умудренного годами, мудрого наставника и лицейского друга. Свободолюбивые идеи Петра Яковлевича были близки и Пушкину. Чаадаев состоял в декабристском обществе, а за своё «Философское письмо”, в котором излагались взгляды Петра Яковлевича на общественное устройство, был объявлен сумасшедшим.

Свой отпечаток на произведение наложило и то, что в 1818 году Пушкин состоял в либеральном сообществе «Зелёная лампа”, члены которого критиковали режим правящего российского императора.

Главная тема произведения – отнюдь не дружба, хотя фактически это дружеское послание. Но это только формально – на самом деле Пушкин говорит о свободе, о свержении самодержавия и возможном пробуждении России ради лучшего будущего. Это действительно политическое произведение, поэтому его следует отнести к гражданской лирике. До опубликования (версия в журнале «Северная звезда” искажена по сравнению с оригиналом) распространялось в списках. В нём рассмотрены все проблемы, волнующие как Чаадаева, так и самого Пушкина.

Несмотря на доверительный дружеский тон, в стихотворении чувствуется твёрдая гражданская позиция. Поэт сам готов отойти от частных интересов ради процветания России, ради свободы и призывает к тому же других. Он абсолютно убеждён, что в будущем страна станет свободной.

Композиционно это произведение подразделяется на три части.

В первой автор, ещё юный и наивный, ждёт любви и славы, но постепенно «как утренний туман” его мечты рассеиваются. Во второй части он уже избавился от иллюзий юности, но это не значит, что он смирился – он ждёт и надеется на лучшее будущее. Наконец, третья часть – это взгляд в будущее, где «Россия вспрянет ото сна».

Мотив пробуждения открывает и закрывает стих – таким образом композиция закольцовывается.

Эмоциональный настрой стихотворения также изменяется: если в начале лирический герой печален, он огорчен тем, что надежды его юности не оправдались, то в конце он бодр, несмотря на то, что реальная жизнь пока печальна. Но он настойчиво призывает всех членов общества к тому, чтобы постараться изменить ситуацию.

Лирический герой воплощает собой идеи самого Пушкина, так что его образ можно считать автобиографичным. Поэт считает, что государство может развиваться и преуспевать, но для этого необходимо изменить существующий жизненный уклад.

В своём послании Пушкин использует многочисленные средства выразительности. Метафоры: «горит ещё желанье», свободою горим», «звезда пленительного счастья”.:

  • Эпитеты – «юные забавы», «утренний туман», власти роковой», «святая вольность”, «нетерпеливою душой”.
  • Оксюморон – «тихой славы».
  • Сравнение – «как сон, как утренний туман», «как ждёт любовник молодой минуты верного свиданья».
  • Обращение – «мой друг”.
  • Инверсия – «власти роковой».

Любимый Пушкиным четырёхстопный ямб делает стихотворение максимально простым и одновременно убедительным. Этот стихотворный размер позволяет просто и в то же время ярко выразить мысль. Но особенно выразительным его делает последняя строфа, которая состоит из пяти строк.

  1. Вопрос 1 из 7

    В каком году Пушкин написал стихотворение «К Чаадаеву»?

    • 1818 г.
    • 1821 г.
    • 1827 г.
    • 1829 г.
Начать тест(новая вкладка)

Михаил Юрьевич Лермонтов написал произведение «Пророк» в 1841 году. Это стихотворение очень глубоко проникает в людские сердца т потайные мысли. Эмоции и чувства человеческих существ – это всегда что-то непредсказуемое. Никогда нельзя предсказать или предугадать мысли любого человека, можно ведь и ошибиться.

Лермонтов – человек, который не очень любил скрывать сувои мысли, он все свои мысли, будучи одиноким на самом деле человеком, проявлял в стихах и произведениях разных жанров. В этом стихотворении, автор как бы раскрывает всю правду человеческой сущности. Ведь она и вправду такова. Человек – завистлив, зол и жаден. Ему всегда кажется, что именно он всегда должен обладать именно этим, и никто другой. Пророк – это прообраз миссионера, который появился в этом мире с хорошими намерениями, с намерениями – сделать мир лучше и хоть немного добрее. Но он встретился и столкнулся только с ненавистью и злостью. Все люди завидовали пророку, хоть он и творил добрые дела.

Лермонтов прекрасно показал – насколько человек может быть глухим к добру, и насколько может продолжать с глухим упорством – делать злые дела. Главный герой, пророк, пытался ко всем донести тему любви и добра, но кажется не смог этого сделать. Ведь со стороны людей, не было даже хоть чуточку понимания – насколько мир грызен.

Анализ стихотворения «Пророк» Лермонтова по плану для 9 класса

План

Картинка Анализ стихотворения Лермонтова Пророк № 1

  1. История написания
  2. О чем стихотворение?
  3. Жанр
  4. Главная идея
  5. Способ стихосложения

История написания

Приступая к анализу стихотворения «Пророк» Лермонтова следует обратиться ко времени его создания. Молодого поэта все чаще стали беспокоить вопросы, связанные со смыслом жизни и вечностью. В данном произведении поэт как будто бы хочет подчеркнуть трагичность жизни талантливых людей, не понятых окружающим миром. Молодой поэт стихотворением «Пророк» как будто проводит финальную черту в своей жизни и горько сожалеет о многом не сделанном им. Глубоко вчитываясь в строки произведения можно увидеть некий спор автора с обществом, которое далеко не совершенно. В «Пророке» Лермонтов еще раз убеждается в выпавшем на его долю горьком жребии.

«Пророк» является одним из поздних творений поэта, как будто предчувствовавшего свой скорый уход из этого мира. Но все же поэт не умолкает, а продолжает творить и обличать несовершенства правящей власти.

О чем стихотворение?

Делая анализ «Пророка» Лермонтова и глубоко вчитываясь в его строки невозможно не почувствовать ту горечь, которую испытывает молодая душа одинокого поэта.

В произведении отчетливо видится судьба поэта, обреченного на несправедливую гибель. Даже первые строки стихотворения: «в очах людей читаю я страницы злобы и порока» уже насыщены той болью и разочарованием, переполняющим молодого гения. Автор разочарован не только в устройстве общества, но и в его ближнем окружении. А полученный им дар творения, является его проклятием. Всё же Лермонтов продолжает пророчествовать в оставшиеся дни земной жизни, так как его предназначение заключается именно в этом. Из-за правды, которую доносит поэт до читателя, на его долю выпадают страшные испытания и гонения. Автор не выдерживает такого натиска со стороны людей и уходит от них, продолжая в уединении продолжать свое пророчество.

«Пророк» Лермонтова написан в жанре лирической исповеди. Ясность видений, получаемых автором в уединенной пустыне, восхищает и в тоже время мучит его. Хотя живя: «как птица, даром Божьей пищи», характерной для пророков и одаренный даром предвидения, Лермонтов мучается от упреков и злобной критики надменной общественности. Несмотря на свойственные для автора проявления меланхоличности, в «Пророке» отчетливо слышится неверие поэта в наступление лучшей жизни на земле. Его успокаивает лишь, то что всех талантливых людей ждет трагичная учесть раннего ухода из жизни. В стихотворении присутствуют библейские мотивы, основанные на сказаниях Пророка Иеремии.

Главная идея

Стихотворение «Пророк» является описанием противостояния поэта и общественности. Пророк Лермонтова живет в мире людей, свои пророчества он несет через собственное творчество и встречает непонимание со стороны общественности. Внутренний спор, который зарождается в душе Лермонтова к несправедливости людей, поэт выражает в своих произведениях.

Тему пророчества Лермонтов описывает как приход к людям и донесение до них истинности миробытия.

Но его пророчество становится не услышанным и не понятым миром людей, за что с позором изгоняют в пустыню. Трагичность непонятой судьбы талантливого автора гнетет и обрекает Лермонтова на страдания. Все же, оставаясь один на один со своими мыслями, поэт продолжает своё предназначение. Одиночество пустыни и душевная боль от непонимания мучает Лермонтова.

Способ стихосложения

Стихотворение «Пророк» написано способом четырёхстопного ямба. В произведении имеется много устаревших слов: «град», «в очах», «главу». Благодаря использованию таких устаревших названий все произведение становится похожим на пророческий священный текст.

Большинство строф в «Пророке» насыщены горечью и душевными страданиями. Часто встречаются обидные слова: «бежал я нищий», «глупец», «злоба», «бросали каменья». Все строчки четверостиший, за исключением финальной, выдержаны в стиле перекрестной рифмовки. Присутствующая опоясывающая рифма, в последней строке, делает произведение более поэтичным и завершенным. Последняя строфа несет в себе сплошное порицание: «наг и беден», «презирают все его», «угрюм, худ, бледен». К тому же резкий обрыв стихотворения на высказывании старца, дает понять читателю, что учесть пророка неизменна.

Анализ Стихотворения Лермонтова «Пророк» №3

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Пророк» был написано М.Ю. Лермонтовым в 1841 году. Это последнее произведение поэта. Впервые оно было напечатано в 1844 году.

Основная тема «Пророка» — противостояние поэта и толпы. Жанр его — лирическая исповедь, также в произведении есть черты библейской легенды (сюжет Лермонтова основан на книге Пророка Иеремии).

В этом произведении Лермонтов продолжает тему пушкинс­кого пророка, недаром он начинает свое стихотворение с пуш­кинской концовки: «С тех пор, как вечный судия Мне дал всеведенье пророка. «. Пушкин в своем «Пророке» аллегорически изобразил преображение духовного облика человека в борьбе со своими собственными пороками. Лермонтов показывает уже преображенного героя, лермонтовский «Пророк» — как будто продолжение пушкинского сюжета, однако продолжение, ли­шенное пушкинского оптимизма. У Пушкина поэт, находясь в одиночестве, готовится к служению людям — у Лермонтова про­рок изображен уже среди людей, в обществе, и основной акцент сделан уже не на внутреннем, а на внешнем конфликте — конф­ликте достойного, мыслящего человека со средой. Пушкин в сво­ем стихотворении утверждает огромный потенциал духовно бо­гатой личности, человека, победившего собственные пороки. Лермонтов же считает, что талантливый, достойный человек об­речен на конфликт с обществом, и лишь в природе герой нахо­дит созвучие своим чувствам и мыслям.

Таким образом, движение пушкинского и лермонтовского героев полностью противоположно. Если пушкинский пророк из «пустыни мрачной» движется к людям, то герой Лермонтова уходит от людей в пустыню.

Анализируя композицию, в стихотворении мы можем выде­лить три части. Первая часть — описание жизни пророка среди людей, гонений, которые устраивали на него окружающие. Вто­рая часть — описание гармоничного, благодатного существова­ния героя в пустыне. Первая и вторая часть контрастны по свое­му настроению — миру людей автор противопоставляет мир при­роды. В третьей части вновь описан «шумный град», чувство пре­зрения, которое испытывают к пророку «старцы». В третьей же части утверждается невозможность для героя донести свои пророчества людям:

Глупец, хотел уверить нас,

Что бог гласит его устами!

Таким образом, стихотворение имеет кольцевую компо­зицию.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Поэт ис­пользует различные средства художественной выразительности: эпитеты («чистые ученья», «шумный град», «с улыбкою самолю­бивой»), метафору («В очах людей читаю я Страницы злобы и порока»), сравнение («И вот в пустыне я живу, Как птицы, даром божьей пищи»), анафору (шестая и седьмая строфа), инверсию («Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья»). Мы находим библейские слова, выражения высокого стиля — «про­рок», «очи», «завет», «тварь земная», «вечный судия», — придаю­щие речи торжественность, взволнованные интонации.

Произведение имеет большое значение для творчества М.Ю. Лермонтова. Оно раскрывает его мысли о высокой миссии по­эта, показывает обреченность свободной творческой личности в этом мире. В.Г. Белинский относил это стихотворение к луч­шим творениям Лермонтова: «Какая глубина мысли, какая страшная энергия выражения! Таких стихов долго, долго не дож­даться России!…».

Анализ стихотворения «Пророк» Михаила Юрьевича Лермонтова

Картинка Анализ стихотворения Лермонтова Пророк № 3

Анализ стихотворения «Пророк» Лермонтова начнем с того, что узнаем о времени его создания. Оно было написано в 1841 году. Стихотворение считается одним из самых последних творений гения. Можно сказать, что «Пророк» — это некое завещание поэта, его прощание.

Стихотворение было опубликовано только после смерти автора. Тем не менее оно является знаковым для Михаила Юрьевича.

В своем произведении поэт попытался отразить весь свой жизненный путь. Анализ стихотворения Лермонтова «Пророк» часто сопоставляется с анализом аналогичного «Пророка» Пушкина.

Рассмотрим жанровую принадлежность и композиционное построение стихотворения. Оно опирается на библейский текст и тяготеет к такому жанру, как легенда. Важное отличие от произведения Пушкина в том, что тот выбрал книгу Пророка Исайи, а Лермонтов избрал книгу пророка Иеремии.

Композиция одноименных стихотворений также подвергается сравнению. Дело в том, что у Пушкина – это движение от низшего к высшему: сначала «пустыня мрачная», а потом путь к людям с надеждой. У Лермонтова же наоборот: сначала энтузиазм, любовь и правда, а затем побег из города с пеплом на голове.

Анализ стихотворения «Пророк» подразумевает рассмотрение идейно-художественного содержания произведения, заканчивающегося обращением, оформленным в виде прямой речи. Это своего рода призыв «стариков» к молодому поколению, детям, которые должны отречься от пророка и ни в коем случае не следовать за ним.

Теперь поговорим об основных идеях стихотворения. Главное здесь — тема поэта и поэзии. Следует обратить внимание на образ пустыни. Она обладает двумя семантическими признаками:

1) пространство, которое противостоит городу, населению людей и всему миру, который создан человеком;

2) большое и открытое пространство, которое символизирует бескрайность.

Недаром именно пустыня утолила жажду пророка. Здесь он получает то, чего не хватало в городской жизни, – общение. Среди людей и городской суеты его никто не слушал, а теперь даже звезды ему внемлют. Одиночество поэта противопоставляется единению с мирозданием.

Подробный анализ стихотворения «Пророк» требует рассмотрения и художественных особенностей. Широко использована здесь библейская лексика, а также славянизмы. Приведем примеры таких слов: тварь земная, очи, пророк, глава, завет и т.д. Поэт пользуется эпитетами, принадлежащими к высокому стилю, например, божья пища, вечный судия, чистые ученья и другие. Что интересно — Михаил Юрьевич использует еще и сатиру и иронию. Он рисует агрессивную толпу, которая не признает пророка и гонит его. Строка «старцы говорят «с улыбкой самолюбивой» повторяется в обоих заключительных четверостишьях.

Из-за такой стилистической неоднородности Лермонтов делит стихотворение на строфы. Оно представляет собой семь катренов, каждый из которых передает определенный этап развития сюжетной линии.

Что касается стихотворного размера, то здесь мы найдем сочетание четырехстопного ямба с пиррихием.

Стихотворение изобилует словами, в которых есть взрывные согласные, например, «посыпал пеплом», «в пустыне», «бежал» и так далее. Эти слова создают атмосферу напряженности. Акцент на букве «у» обеспечивает интонацию печали и тоски, например, «в пустыне я живу», «как он угрюм и худ».

Лермонтов подводит итоги всему своему творчеству, своей жизни. Он затрагивает тему трагической судьбы поэта-пророка, его существования в мире. Михаил Юрьевич – один из немногих классиков, которые заложили основу правильного понимания миссии поэта и всего искусства.

Текст «Пророк» М.Лермонтов

Картинка Анализ стихотворения Лермонтова Пророк № 4

С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.

Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи;

Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.

Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:

«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!

Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!»

Анализ стихотворения №5

Дата создания одного из последних лермонтовских произведений совпадает с годом его гибели — 1841. В «Пророке» автор продолжает тему предназначения творческого дара, заданную Пушкиным. Аллюзии на строки мастера очевидны: аналогичное заглавие, обилие церковнославянской лексики, узнаваемые христианские мотивы и образы.

Изначальная интертекстуальная связь с пушкинским творением избавляет лермонтовского лирического персонажа от обязанности подробно объяснять свое прошлое: он пережил подобное преображение. Вместе с необыкновенным даром прорицатель обрел и высшую цель — нести слово божественной правды в общество. Отношения поэта-провидца и социума становятся темой страстного монолога лермонтовского героя.

Благородный миссионер не всколыхнул людские сердца. Явив миру свой уникальный дар, герой столкнулся с завистью, «злобой» и «пороком». Публика не только осталась глуха к речам о «любви и правде», но проявила «бешеную» агрессию в ответ на призывы. От персонажа отвернулись и незнакомые слушатели, и «все ближние». Ситуация непонимания и неприятия развивалась довольно бурно: для ее моделирования оказалось достаточно двух начальных катренов поэтического текста.

Тема пророчества через страдания, изображаемая Лермонтовым, имеет конкретный ветхозаветный источник, книгу пророка Иеремии. Иудейский предсказатель полвека призывал свой народ к покаянию и исправлению, прошел через многочисленные испытания: его бросали в темницу, угрожали убийством. Глухота общества обернулась тяжелыми последствиями — разрушением Иерусалима и потерей свободы. Под тяжестью испытаний и людского непонимания Иеремия однажды посмел усомниться в Боге и бросить свое дело. Однако он преодолел временную слабость и прошел скорбный путь прорицателя до конца.

Лермонтовский персонаж лишен запаса терпения и упорства, присущего ветхозаветному образу. Утратив надежду наладить отношения с обществом, пророк выбирает стезю отшельничества, становится «нищим», живущим подобно птицам небесным. Уходя из города в пустыню, он движется по вектору, прямо противоположному пушкинскому «коллеге», который направлялся от места преображения к людям.

Перед бегством пророк поступает, как древний иудей: посыпает голову пеплом. Обычай, который призван напомнить смертному о его грешной природе, на практике применялся в знак скорби, невосполнимой потери. Лишившись веры в людской разум, герой полностью отделяется от социума. Известный обряд — видимый знак отречения от общества.

Оказалось, что и в пустыне можно выполнять высокую миссию. Благодарными слушателями пророка-нищего становятся «тварь земная» и звезды. Знаковые детали — покорность зверей и радостная игра лучей света — служат отрадными свидетельствами понимания между прозорливцем и природой. Последняя оказывается ближе к божественному началу, чем общество людей.

Нет надежды, что в будущем социум найдет силы исправиться. Этой идее посвящено содержание трех финальных катренов. Слова самолюбивых стариков, обращенные к маленьким слушателям, полны оскорбительных оценок в адрес провидца. Его обвиняют в гордости, неуживчивости, глупости. В портрете героя используются однородные краткие прилагательные с коннотациями бедности, неудачливости. Анафоры «смотрите» и «как» усиливают негативный эмоциональный заряд прямой речи.

Отвергнув Божьего посланника, общество обрекло себя на бесперспективное будущее, которое «иль пусто, иль темно».

Продолжив классическую тему, поэт решает ее в романтическом ключе, концентрируясь на противостоянии одинокого героя враждебному миру людей.