Пусть мертвые погребают своих мертвецов

Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов

Сын Человеческий, когда пребывал на земле, не имел, где главу приклонить, и тому книжнику, который хотел идти за Ним, сказал, что и птицы имеют гнезда и лисицы — норы, а Сын Человеческий не имеет, где главу приклонить. Для чего сказал это Господь?

Для того, чтобы все мы понимали и знали, что если идти за Ним, будем в таком же положении, как Он: не будем иметь, где главу приклонить, будем переходить с места на место, терпеть лишения, скорби, будем терпеть гонения, холод и голод. Он указывает на то, о чем раньше говорил: что путь в Царство Небесное есть скорбный, тесный путь, путь страданий и лишений. Это надо знать каждому христианину, если он захочет идти за Христом: надо приготовить себя ко всяким лишениям, всяким скорбям, всяким гонениям. Об этом говорит удивительными словами Иисус Сын Сирахов: Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь тверд, и не смущайся во время посещения; прилепись к Нему и не отступай, дабы возвеличиться тебе напоследок. Все, что ни приключится тебе, принимай охотно, и в превратностях твоего уничижения будь долготерпелив, ибо золото испытывается в огне, люди, угодные Богу, в горниле уничижения (Сир. 2:1-5). Вот эти святые слова запомните: люди, угодные Богу, испытываются в горниле уничижения. Они как сор в мире, не походят на всех мирских людей, идут не тем путем, которым идет огромное-огромное большинство людей. Не ищут они своего, ищут славы Божией, всем сердцем служат Ему, хотят следовать Ему, и, как Он терпел в мире гонения, лишения, и они должны быть готовы всё претерпеть ради имени Его святого.

Вот почему Господь так ответил книжнику: Лисицы имеют норы и птицы небесные гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить главу (Мф. 8:20; Лк. 9:58). А другому, захотевшему тоже идти за Ним, сказал слова, которые кажутся удивительными, чрезмерно суровыми: Предоставь мертвым погребать своих мертвецов.

Казалось бы, что может быть естественнее желания похоронить отца своего? Но Господь Иисус Христос ответил, как никто никогда не мог бы ответить, сказав: Предоставь мертвым погребать своих мертвецов. Что же это такое? Это значит, что все мертвые дела, заботы о мертвых, которые кончили путь свой и предстали пред очами Божиими, не должны обременять сердца наши. Заботы о мертвом, о всех мертвых делах, должны быть чужды сердцу нашему. К жизни, к вечной жизни, светлой и радостной жизни должны мы стремиться. Смерть и всё, что сопряжено с нею, должно быть чуждо нам, ибо пред нами надежда жизни вечной, вечной славы.

На вечную смерть будут осуждены отвергшие путь Христов, те, кто заботится о всех мертвых делах, о всем, что относится к смерти; мы же думать должны только о вечной жизни.

О смерти мы должны помышлять: смерть неизбежная должна быть напоминанием о том, что после нее мы предстанем на Суд Божий. Смерть тела должна напоминать о том, что только тело умирает, а душа будет вечно жить. Смерть тела не должна страшить тех, кто идет неуклонно путем Христовым: смерти все святые ждали спокойно, даже радостно.Вот потому, что таково должно быть отношение к смерти, что не должны мы заботиться о смерти и о мертвых делах, и сказал Господь желавшему быть Его учеником: Предоставь мертвым хоронить своих мертвецов. Найдутся другие, которые похоронят твоего отца, люди, которые заняты только земными делами, а ты иди за Мною. Видите, что эти слова, которые кажутся такими суровыми, не таковы: это святые слова, напоминающие нам о жизни вечной, ибо для этой жизни предназначены все мы. Оставим же заботы о делах мертвых и всем сердцем устремимся к заботе о том, чтобы стяжать жизнь вечную, ея же да сподобит всех вас Господь и Бог наш Иисус Христос.

Спешите идти за Христом. На слова: «Предоставь мертвым погребать своих мертвецов».

– В Евангелии говорится: «Почитай отца и мать, возлюби ближнего своего». Но там же сказано: «Пусть мертвецы хоронят своих мертвецов», а ведь мертвецы – это ближние? – Вспомним ещё более сильные слова Христа: И враги человеку – домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф. 10, 36–37). О чём они говорят? Совсем не о предпочтении родителям Иисуса Христа как обычного человека, но о мировоззренческом выборе ученика. Ибо есть вера, которая видит смысл жизни только в земном существовании, неминуемо заканчивающемся смертью. Но есть и христианская вера в Бога, в вечную жизнь и в необходимость праведной, святой жизни. И когда, например, отец или мать, сын или дочь, муж или жена – кто бы то ни был, убеждают человека ради любви к ним отречься от веры во Христа и жизни по Его заповедям, то этим они показывают свою духовную смерть. Потому Христос ученику, попросившему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего, – сказал: Предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие (Лк. 9, 59–60). Этим Господь неотрицает любовь к отцу и матери, о которых, конечно же, было кому заботиться,но призывает ученика не уклоняться от апостольского служения проповеди ЦарстваБожия.

Предоставить мёртвым погребать своих мертвецов

«Первые ученики Иисуса Христа».
Юлиус Шнорр фон Карольсфельд.

Выражение «предоставить мёртвым погребать своих мертвецов» происходит из Библии. Событие, к которому оно относится описывается в Евангелии от Матфея сразу после Нагорной проповеди.

Господь сошёл с горы и направился в Капернаум, а вечером велел ученикам отплывать на другую сторону Галилейского озера. Тогда появились люди, пожелавшие сопровождать Спасителя, и последовать за ним. Процитируем первоисточник и приведём фрагмент:

«Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов».

В Евангелие от Луки слова Спасителя звучат несколько иначе:

«Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие».

Это прибавление есть только у евангелиста Луки. В Евангелии от Матфея эти слова, как мы услышали, пропущены. И без них ответ Господа ученику кажется несколько суровым. Ученик готов следовать за Христом, но сначала просит разрешения похоронить своего отца.

Толкование обращает наше внимание, что Спаситель нередко ставил любовь к Богу выше любви к близким — матери и отцу. Приглашая ученика следовать за Собою, оставив отца быть погребенным другими людьми, Христос не стремиться ослабить сыновьи чувства, а только заменяет их высшими — любовью к Господу.

Говоря так, Он ещё имеет в виду, что времени осталось немного, ибо Царство Божие должно скоро открыться, и к этому нужно скорее подготавливать людей.

Существует мнение, что выражение, сказанное Христом, было чем-то похожим на пословицу, смысл которой таков: «отвращайся от прошлого, когда требует внимания с твоей стороны настоящее». И хотя оно не находит подтверждения у историков и лингвистов, именно такой смысл и мы вкладываем в это выражение сегодня. «Предоставить мертвым погребать своих мертвецов» означает — следует жить настоящим и думать о будущем, решительно порвав с прошлым.