Путешествие в страну

Задачи занятия.

  • Коррекционно-образовательные: уточнить произношение звука ; определить позицию звука в слове; учить детей выделять звук из состава слогов, слов, познакомить с буквой А. Дифференциация звука и буквы.
  • Коррекционно-развивающие: развитие чёткости произнесения, развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику; учить детей изменению силы и высоты голоса. Развивать фонематический слух и восприятие.
  • Коррекционно-воспитательные: воспитывать навыки организационного поведения, воспитание положительного отношения к учебно-игровой деятельности.

Материалы и оборудование: символ звука , предметные картинки: аист, автобус, апельсин, рука, рак, луна, азбука, акула, ваза. Карточка для определения места звуков в слове, фонетический символ звука , карточки с заданиями, массажный набор «Каштан» (Су-Джок), счетные палочки, зеркала.

Ход занятия

I. Вводная часть (Организационный момент)

Правило поведения на занятии.

— Раз, два, три, четыре, пять
Будем мы сейчас опять
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать.
Внятно, четко говорить,
Не вертеться, не шалить.

II. Основная часть

1. Сообщение темы занятия.

— Ребята, отгадайте загадку.
Зелёный полосатый шар,
С начинкой алой словно жар,
Лежит на грядке, словно груз,
Скажите, что это. (Арбуз)

— Правильно. Какой первый звук в слове «арбуз»? (звук )

— Сегодня на занятии мы будем говорить о звуке .

2. Развитие артикуляционной моторики. Включить слайды с артикуляционной гимнастикой.

Давайте разомнем наши губки и язычок.

— упражнения для губ: улыбка-хоботок, заборчик;

— упражнения для языка: «вкусное варенье», «часики».

3. Работа по развитию речевого дыхания и голоса.

— Сейчас давайте произнесем звук беззвучно, просто губками – шепотом – тихо – громко;

— А теперь наоборот: громко – тихо – шепотом – беззвучная артикуляция.

4. Акустико-артикуляционный образ звука. Работа с зеркалами.

— Ребята, а сейчас давайте произнесем звук и посмотрим, какое положение принимают наши губки? (рот широко открыт). А как лежит язычок во рту? (язык спокойно лежит внизу, кончик языка за нижними зубами).

— рот широко открыт, язык лежит на дне ротовой полости, воздух во рту не встречает преграды. Логопед дает обобщающие понятие: «Гласные звуки — поют, танцуют, не встречают преград. Дети делают вывод о том, что — гласный звук, так как воздух во рту не встречает преграды, мы его можем пропеть.

Голосом – гласом, поэтому его так и называют – гласный звук.

Этот звук всегда поется,
Этот звук, как песня, льется.
Звук, свободно ты лети,
Нет преграды на пути!

6. Физминутка «Буратино», «Хомка».

7. Развитие фонематического слуха.

— Ребята, а теперь поиграем. Хлопни в ладоши, если услышишь звук

У, О, А, Ы, А, М, О, Ф, А, О.

8. Вывод, что — гласный звук, так как воздух во рту не встречает преграды, мы его можем пропеть.

Символ звука — большой красный квадрат. (выставить символ звука на карточке)

9. Определение места звука в слове.

Картинки и карточки со схемами звуков.

Слова: аист, автобус, апельсин, рука, рак, луна, азбука, акула, ваза.

10. Соотношение звука с буквой.

— Ребята, звук обозначасется буквой А. Посмотрите — это буква А (выставить карточку с буквой). Запомните, звук на письме обозначается буквой А.

Вот два столба наискосок,
А между ними — поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.

— Давайте попробуем сделать букву А из наших пальчиков (указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные — сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок»). А еще давайте сделаем букву А из счетных палочек и пропишем на листочка

11. Игры с «Су-Джоком».

Ребята, а чтобы пальчики хорошо писали, предлагаю вам поиграть с необычным шариком, который называется «Су-Джок».

«Шарик»

Этот шарик не простой
Этот шарик не простой:
Весь колючий вот какой
Меж ладошками кладем,
Им ладошки разотрем.
Вверх и вниз его катаем,
Свои руки развиваем!
Можно шар катать по кругу,
Перекатывать друг другу.
Раз, два, три, четыре, пять
Нам пора и отдыхать.
(движения соответствуют тексту)

«Колючий ёж»

Гладь мои ладошки ёж!
Ты колючий, ну и что ж?
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить!

(Катаем мячик между ладошками, гладим, дотрагиваемся пальчиками до отдельных «колючек»)

«Мячик»

Я мячом круги катаю,
Назад — вперед его гоняю,
Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк —
Мяч летает между рук!
(движения соответствуют тексту)

11. Работа на листочках. Раздать листочки. Проверить листы с работой, поставить печатки. Похвалить.

12. Подведение итогов занятия.

— Итак, ребята, какой звук и букву мы сегодня изучали?

Литература

  1. Н.Ю.Григоренко. Гласные звуки и буквы. Формирование навыков чтения и письма у детей с речевыми нарушениями: Рабочая тетрадь. – М.: Прометей; Книголюб, 2003. – 32 с. (Развитие и коррекция.)
  2. Л.Н.Смирнова. Логопедия. Играем со звуками. Речевой дидактический материал: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. –М.: «Мозаика-Синтез», 2006. — 56с.
  3. Н.С.Жукова. Букварь: учебное пособие / Н.С.Жукова; ил. В.Трубицына и Ю.Трубицыной. – Москва: Эксмо, 2016. – 96 с. : ил.
  4. М.А.Поваляева. Дидактический материал по логопедии (свистящие, шипящие). Сказки о веселом Язычке. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. -80 с. с илл.
  5. Е.В.Колесникова. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От А до Я». – Изд. 3-е, доп. и перераб. / Е.В.Колесникова. – М.: Ювента, 2014. – 80 с.: ил.

Сказка про ожившие нотыВ этой сказке нет Бабы-Яги и Соловья-разбойника. В ней оживают ноты – мудрые, опытные. Ожившие ноты – это интересно, необычно. Ещё эта сказка про мальчика, который учился в музыкальной школе…

Сказка «Ожили ноты»
Ирис Ревю

Жил-был мальчик. И звали его Тим. Попросту говоря, Тимоша. Тим занимался музыкой, он учился играть на фортепиано. Учился-учился и, наконец, решил:

— Всё, хватит. Больше в музыкальную школу не пойду! Я всё в музыке знаю, больше мне учиться нечему. Начинаю сам сочинять музыку.

Он сел поближе к инструменту, взял нотную тетрадь и начал сочинять.

… В доме раздавались странные звуки. То ли кто-то баловался, то ли стонал, то ли вместе взятое. Мама схватилась за голову, папа спрятался в дальней комнате, а бабушка заперлась в кухне. Не удивляйтесь! Это звучала музыка Тимоши. Он записал своё музыкальное сочинение в нотную тетрадь и лёг спать.

А ночью ожили ноты!

— Это безобразие, — возмущалась нота До, — это не музыка, а какая-то долбёжка.

— Настоящая трескотня, — поддержала подругу нота Ре.

— Милейшие ноты! – высказалась нота Ми. – Надо растолковать Тиму, что это не музыка, а какое-то кудахтанье.

— Фактически я согласна, — сказала нота Фа. — До настоящей музыки тут далеко.

— Соль музыки – не в хаотичном наборе звуков, — задумчиво произнесла нота Соль.

— Тиму немедля нужно вернуться к занятиям музыкой, рано ему ещё сочинителем становиться, — рассудила нота Ля.

А симпатичная нота Си подвела итог:

— Симфонии Тимоше сочинять ещё рано. Мал ещё. Музыка – она серьёзных занятий требует. Завтра мы поговорим с Тимой.

Но ожившим нотам пообщаться с Тимошей не пришлось. Дело в том, что, проснувшись, мальчик заглянул в нотную тетрадь и подумал:

— Что за ерунду я вчера сочинил? Что это со мной случилось? Как я мог даже подумать о том, что брошу занятия музыкой?

Тим улыбнулся субботнему утреннему солнышку и стал собираться в музыкальную школу.

Вопросы и задания к сказке про ожившие ноты

На каком музыкальном инструменте учился играть Тимоша?

Удачное ли музыкальное произведение сочинил мальчик?

Как отнеслись домочадцы к музыкальному произведению Тима?

Почему Тим принял решение не посещать музыкальную школу?

По какой причине возмущались ноты?

Удалось ли ожившим нотам поговорить с Тимом? Почему?

Понравился ли тебе мальчик Тимоша?

Назови все ноты по порядку.