Пятидесятники кто это такие

Изображение 361

КРЫНІЦА.INFO продолжает публикацию цикла интервью, где представители христианских конфессий отвечают на вопросы, которые русскоязычные пользователи интернета задают поисковикам. На вопросы, касающиеся пятидесятников, отвечает пастор витебской церкви Христиан Веры Евангельской «Новая жизнь” Алексей Сиволобов.

пяцідзсятнікі

пяцідзясят

Почему пятидесятники не крестятся?

Пятидесятники крестятся, то есть принимают водное крещение. Так они свидетельствуют перед людьми и Богом, что в смерти Иисуса Христа нашли спасение и заключили обоюдный договор с Богом: человек обещает Богу служить доброй и чистой совестью, выполнять Божью волю, а Бог обещает наставлять и вести по жизни человека и воскресить в новом сотворенном мире, Царстве Христа. Как правило, обряд крещения происходит полным погружением в воду, что символизирует погребение грехов и воскресение для новой жизни с Иисусом Христом.

А если «пятидесятники не крестятся” в смысле не осязают себя рукой в виде «крестного знамения” путём сложения пальцев каким-либо образом (как православные или католики), то действительно, пятидесятники не используют это в богослужебной практике. Относятся к этому нетрально. Потому что нигде в Библии не написано, что это нужно делать и как это нужно делать, как складывать пальцы, с какой на какую сторону рисовать крест в воздухе.

Почему пятидесятники так называются?

В Ветхом завете существовал праздник Пятидесятницы. На пятидесятый день после Исходa из Египта евреи получили от Бога Тору, этим самым заключая с Ним договор быть Ему «царством священников и святым народом» (Исх 19:6) – исполнять всем сердцем новые заповеди, которые Бог даёт еврейскому народу, и распространять знание о Боге по всему миру.

Когда наступил этот день, он совпал с пятидесятым днём после Воскресения Христа, апостолы и многие другие ученики были вместе. И в этот день сошёл на них Дух Святой в виде огненных языков, и исполнились все Духа Святого. С этого момента ученики получили силу и смелость проповедовать об Иисусе Христе. Их проповеди подтверждались различными чудесами и знамениями. Этот день считается днём рождения церкви Божьей. А слово Пятидесятница стало синонимом исполнения Святым Духом и от названия праздника Пятидесятницы (Троицы) христиан называют пятидесятниками.

Почему пятидесятники секта?

Я категорически не согласен с определением «секта», корректно назвать деноминацией.

Говорят, что изначально слово «секта» было нейтральным термином для описания отдельных, обособленных политических, философских и религиозных групп.

Ранняя христианская Церковь подпадала под понятие секта, потому что была обособленным религиозным сообществом, противопоставляющая традиционным религиям языческого общества. Название «секта» по отношению к Церкви применялось и самими христианами. Известный христианский апологет III века Тертуллиан, полемизируя с языческими авторами, в ряде своих сочинений, где сравнивает раннехристианскую общину с философской школой, именует общину первых христиан сектой.

Однако сейчас слово «секта” имеет негативный окрас. Им характеризуются деструктивные общества, которые несут разрушительный характер. Секты, как правило, привлекают в своё общество людей обеспеченных, успешных, чтобы воспользоваться в последствии их достижениями. Они негативно влияют на здоровье членов своей организации, на семьи, которые часто рушатся, завладевают финансами и имуществом.

Слово «секта” используется для унижения атеистами верующих, господствующей конфессией – всех инакомыслящих. Может быть идеологами за подход: Бог, личность, государство, а не государство, личность, Бог. В унижении достоинства человека не может быть ничего хорошего.

Пятидесятники не заявляют о исключительном праве на спасение своей деноминации, а признают спасение искренних христиан всех конфессий, исполняющих волю.

Пятидесятники относятся к одной из трёх христианских конфессий – Протестантской. Строго придерживаются Библии. Верят в Триединого Бога: Бога Отца, Сына Иисуса Христа и Духа Святого. Они верят, что Бог и теперь совершает чудеса, которые описаны в Библии и которые совершал Иисус Христос при жизни на земле: душевное и физическое исцеление. Пятидесятники не только молятся, но и проводят различные семинары, чтобы созидались прочные семьи. Прововедуют здоровый образ жизни: как физический, так и моральный.

Почему пятидесятники молятся на иных языках?

В день Пятидесятницы, в момент сошествия Духа Святого в виде огненных языков на Апостолов, они исполнились Духа Святого и начали прославлять Бога на иных языках, то есть, на языках, которые они не знали, которые никогда не изучали.

В день Пятидесятницы в Иерусалим собралось много людей из разных стран и народов, чтобы прославить Бога. И вдруг они услышали, как ученики-евреи начали рассказывать о Божьих чудесах на наречии разных народов, которые здесь были. Иноземцы были очень удивлены, так как понимали, что говорящие на их наречии – Галилеяне и они не могли знать язык их местности. Они удивлялись и спрашивали друг у друга, чтобы это значило и как это объяснить.

А местные жители, которые не знали тех наречий, посчитали Апостолов пьяными и бормочащими несвязными слогами.

Апостол Пётр обратился к собравшимся и сказал, что «они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня”, но сейчас исполнилось то, что продрекали пророки, что Бог изольёт от Духа Своего на всякую плоть и «будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут”. «И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется”. И Пётр рассказал об Иисусе, Которого рапяли и похоронили, но «Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его” и «все мы свидетели”.

Слышавшие свидетельство Апостола Петра поверили сказанному и спрашивали, что им делать.

«Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и полу́чите дар Святаго Духа”.

И в тот день около трёх тысяч человек покаялись и приняли крещение.

И с того дня Бог не перестаёт творить чудеса через своих верных детей, которых крестит Духом Святым, наделяя их различными духовными дарами. Говорение на иных языка по Библии является свидетельством крещения христиан Духом Святым. Апостол Павел хвалился, что он более всех молится на иных языках, то есть – Духом. Но в церкви рекомендовал молиться не только на иных языках, но и истолковывать на понятном родном языке, чтобы назидались другие, в том числе и не верующие.

Сейчас этот феномен распространен и в других христианских конфессиях.

Почему пятидесятники не признают икон?

У пятидесятников нет икон и они им не молятся и не поклоняются, потому что Бог запрещает это делать.

В книге Исход в главе 20 написано:

«Я Господь, Бог твой,… да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои”.

В книге Исаия в главе 46 «Высыпают золото из кошелька и весят серебро на весах, и нанимают серебряника, чтобы он сделал из него бога; кланяются ему и повергаются перед ним; поднимают его на плечи, несут его и ставят его на свое место; он стоит, с места своего не двигается; кричат к нему, – он не отвечает, не спасает от беды».

В книге Аввакума, глава 2 «Что за польза от истукана, сделанного художником, этого литого лжеучителя, хотя ваятель, делая немые кумиры, полагается на свое произведение? Горе тому, кто говорит дереву: «встань!” и бессловесному камню: «пробудись!” Научит ли он чему-нибудь? Вот, он обложен золотом и серебром, но дыхания в нём нет».

Иеремия глава 10 «Так говорит Господь: …уставы народов – пустота: вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора, покрывают серебром и золотом, прикрепляют гвоздями и молотом, чтобы не шаталось. Они – как обточенный столп, и не говорят; их носят, потому что ходить не могут. Не бойтесь их, ибо они не могут причинить зла, но и добра делать не в силах».

И подобных мест в Библии, в Ветхом и Новом Заветах, много, где Бог прямо запрещает что-либо подобное делать и поклоняться творению рук человеческих.

Кроме того, в Новом Завете Иисус называет всех христиан святыми, но не по своим делам, а по вере в Христа и Его совершённое спасение для нас. Исходя из этого, можно взять портрет любого христианина, облачить в рамку и назвать его святым и просить о помощи, молиться ему. Но Библия говорит, что у нас один заступник и ходатай перед Богом – Его Сын Иисус Христос, Который умер на кресте за наши грехи, был похоронен вместо нас и на третий день воскрес для нашего оправдания, чтобы мы верою приняв Его в своё сердце имели жизнь вечную.

Почему пятидесятники соблюдают субботу?

Пятидесятники соблюдают не субботу, а воскресенье, день, в который воскрес Иисус Христос. По воскресеньям в церквях проходят служения и верующие стараются посвятить этот день для Господа, больше пребывать в чтении Библии, общении с верующими, по возможности, не делают никакой работы. Но в то же время, если именно в этот день кто-то нуждается в помощи и нет другого времени, чтобы оказать её, то нужно помочь в воскресенье. Работа – это не грех. Так как сам Иисус, нарушая фарисейские законы, исцелял в субботу и за это Его хотели побить камнями. Но Он ответил, что суббота создана для человека, а не человек для субботы.

Почему пятидесятники не носят крестики?

За всех пятидесятников нельзя сказать, что они не носят крестики. Это не запрещено. В то же время, в Библии нет ни одного места, где сказано, что это нужно делать. Носит человек крестик или нет – это не имеет никакого духовного значения. Ношение крестика не приближает и не отдаляет человека от Бога, оно не даёт больше святости, крестик не защищает от проблем и демонического воздействия.

Но если человек носит его и считает, что крестик спасает его, оберегает, помогает в разных ситуациях – то это фетишизм, идолопоклонство. Человек таким образом надеется не на Бога Отца, не на Его Сына Иисуса Христа, который пострадал ради нашего освобождения от проклатия, греха и смерти на кресте, а превозносит орудие казни Христа. И это мерзость в глазах Божьих и такой человек не останется без наказания.

Почему пятидесятники не крестят детей?

Пятидесятники не крестят маленьких детей, но приносят в церковь, чтобы их благословили и в молитве посвятили Господу. Также на каждом служении совершаются молитвы благословения всех детей: от младенцев до подростков. Дома родители читают детям Библию, молятся вместе с ними, в церкви организованы занятия в воскресной школе для детей разного возраста. Если ребёнок осознанно принимает в своё сердце и свою жизнь Иисуса Христа, понимает, кто такой Христос и сам желает принять крещение – тогда и происходит этот обряд.

Обычно это дети в возрасте от 14 лет и старше. Потому что крещение – это завет между человеком и Богом, это договор. Человек обещает служить Богу доброй и чистой совестью, исполнять волю Божью, вести праведный образ жизни, а Бог обещает Свою защиту, и поддержку, и спасение.

Если ребёнка крестили в детстве, то такой договор не считается действительным, потому что у маленького ребёнка не может быть осознания того, что происходит. А крещение принимается исключительно добровольно и по вере, иначе крещение становится пустым красивым обрядом, не несущим духовной силы.

Дорогие читатели! Krynica.info является волонтерским проектом. Наши журналисты не получают зарплат. Вместе с тем работа сайта требует разных затрат: оплата домену, хостинга, телефонных звонков и прочего. Поэтому будем рады, если Вы найдете возможность пожертвовать средства на деятельность христианского информационного портала. Перечислить средства можно на телефонный номер Velcom: +375 29 6011791. По интересующим вопросам обращайтесь на krynica.editor@gmail.com

Людям, изучающим секты, и в особенности ведущим с ними полемику, постоянно приходится сталкиваться с удивительным явлением непонимания и неприятия сектантами системы аргументов, выдвигаемой в обоснование и защиту православной веры. Кажущиеся вполне убедительными доказательства не могут поколебать слепой уверенности заблудших душ в своей правоте. Многие склонны относить это к их зазомбированности, принципиальной неспособности услышать иную точку зрения. Встречаются мнения о ненужности и предзаданной неэффективности любых попыток обратить сектанта, достучаться до него, пробудить от глубокого сна. Многочисленные (одноразовые) столкновения и споры еще больше убеждают нас в этом.

Для качественного изменения подхода к подобному разговору нужно помнить, что подавляющее большинство людей остается в сектах не только и не столько из-за особенностей их вероучения, сколько из-за ритуальной практики, накопленного опыта «духовной» жизни в секте. Человек осмысляет все события окружающего мира в рамках учения секты. Постоянно находит «подтверждения истинности» учения принятой им новой религии в мелочах повседневности. При этом им привносится личный, индивидуальный компонент во все сферы его бытия в секте. Таким образом, открывая дискуссию о различных аспектах веры, мы затрагиваем только одну и далеко не самую важную область его «сектантскости», укорененности в секте, а, следовательно, в большинстве случаев заранее обречены на неудачу. Богатство и величина опыта духовной жизни, собственный пример говорящего, наконец, спокойное, уважительное, отношение к оппоненту часто являются наиболее серьезными аргументами, свидетельствующими о православной вере лучше всяких слов и любых умозрительных конструктов, хотя доскональное знание учения и религиозных практик секты только усиливает позицию Церкви.

Чем ярче, многообразнее, полнее и богаче эмоциональными впечатлениями отражается на каждом человеке его жизнь в секте, тем сложнее его заставить задуматься, критически осмыслить происходящее. Человек по своему маловерию ищет чуда, пытается приручить его. Неосознанно он принимает за основной критерий правильного понимания Библии свои личные чувства и переживания. Так легче и проще жить. Это сложно осознать и с этим очень тяжело расставаться. Пятидесятники представляют собой хороший пример подобного рода секты. Одним из наиболее часто и горячо обсуждаемых вопросов в полемике с ними является их учение или, точнее, учения о «иных языках», т.к. единого представления о сущности данного феномена у них не существует. Каждая отдельная пятидесятническая организация в процессе формирования своего собственного «священного предания» в виде многочисленной литературы, пишущейся под «вдохновением Духа Святого», высказывает свое понимание и интерпретацию ключевых моментов Библии. В результате, по многим пунктам понимания «иных языков» возникают разногласия и нестыковки. Поэтому еще до начала обсуждения уместно было бы попросить пятидесятников оценить учение собственных братьев по вере и представить некоторое единое мнение по целому ряду вопросов о степени значимости «иных языков» для их организации, о том, кто—дух человека, или же сам Святой Дух через человека, и на каком—человеческом или ангельском языке, молится на «иных языках». При этом могут ли они между собой решить: зависит этот дар от воли человека или же здесь все-таки можно и нужно отвести какую-то роль Святому Духу. Действительно, ведь с одной стороны: «…может быть, Дух Святой желает молиться через вас на языке, который понятен только Ему и Отцу…», а с другой «…при говорении на языках не Дух Святой говорит из человека…, и … пользование этим даром находится в зависимости от воли молящегося…». Несколько поражает диапазон возможных мест и времени для молитвы на языках. По одним данным, молиться на «иных языках» можно только на богослужении, по другим—где и когда угодно, во сне, за рулем автомобиля, после обеда и, желательно, а иногда и очень даже обязательно, ежедневно. Зачастую складывается впечатление, что дух каждого пятидесятника живет вполне самостоятельной духовной жизнью отдельно от самого человека, напрямую, минуя его разум, волю и чувства общаясь с Духом Божиим. Оказывается, наш дух молится на языках о делах и проблемах, касающихся своей или чужой жизни, о которых мы еще ничего не знаем и о которых нам, возможно, ничего и не нужно знать.

В последнее время некоторые весьма авторитетные сектоведы выдвигают мнение о том, что пятидесятников по целому ряду параметров (в том числе и из-за «языков») можно оценивать только как магически-оккультную систему с элементами психического манипулирования, находящуюся вообще вне христианства.

Обращаясь непосредственно к разбору заблуждений пятидесятников, нужно сказать, что упоминания о «иных языках» встречаются в Новом Завете в Мк. 16:17. Деян. 2:4-9; 10:44-46; 19:3-6. 1 Кор. 12-14.

— Бессвязное лепетание, наблюдаемое у пятидесятников, было распространено на протяжении всей истории человечества в различных нехристианских религиозных культах;

— У Отцов и Учителей Церкви первых четырех веков нет никаких упоминаний о даре иных языков в Церкви;

— Дар иных языков был дан для распространения веры среди всех народов Земли и состоял в возможности ведения проповеди на конкретных исторических языках;

— Дар языков не был всеобщим даром, раздававшимся всеми членами ранней Церкви: 1 Кор. 12:8-11, 28-30;

— В 1 Кор. 13 апостол Павел ясно показывает, что любые дары Духа без исполнения заповеди любви к Богу и ближним—ничто;

— В 1 Кор. 13:1, говоря об «ангельских» языках, апостол употребляет стилистический оборот, усиливающий ничтожность знания любых языков перед живой любовью к ближним;

— Евангельские слова Спасителя Мк. 16:17 совершаются от ранних времен, с момента проповеди апостолов на языках всех народов, до сего дня, когда уже сама Церковь, включая в себя многие народы, благовествует на их родных языках. Кроме того, существенно меняется язык любого человека, жизнь которого изменилась под воздействием веры;

— Бессмысленно и бесполезно говорить на незнакомых языках в Церкви, если тебя не понимают окружающие: 1 Кор. 14:6-7, 19;

— Дар языков являлся знамением «не для верующих, а для неверующих»: 1 Кор. 14:22 и использовался для проповеди среди иноплеменников;

— В первом послании к Коринфянам нигде не упоминается, что конкретно представляет собой дар языков, однако тщательный анализ свидетельствует о гармоничном смысловом и лингвистическом единстве с Деяниями 2:4-9;

— Наконец, сектанты забывают, что настоящие Дары Святого Духа даются свободно и неожиданно, не вписываясь в конкретные рамки и нормы конструируемой ими по собственному желанию догматики, в отрыве от двухтысячелетнего опыта Церкви.

Рубрика: Другие религии, Основы веры

Узнайте все самое интересное и полезное о пятидесятниках, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста

Кто такие пятидесятники

Пятидесятничество – это одно из «новых” религиозных течений, появившееся в начале ХХ века и считающее себя одной из ветвей протестантизма. Своё учение они относят к новозаветным событиям Пятидесятницы — Дню Сошествия Духа Святого на апостолов.

«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.

И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом их них.

И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.” (Деян. 2:1-4)

пятидесятники это
«Молитвенное» собрание пятидесятников

История возникновения

В 1901 году американский евангелист («евангелизм” – ряд протестантских конфессий, объединенные идеей буквального исполнения Евангелия) Чарльз Фокс пришел к выводу, что современные ему христиане утратили особое духовное состояние. То самое, которым отличались апостолы. Он открыл в США школу, где изучалась библейская книга «Деяния Апостолов”.

Путем возложения рук на своих учеников, он проводил ритуал крещения Святым Духом. После чего его последователи якобы начинали разговаривать на различных языках, в том числе никому неизвестных. И даже получали дар и исцелять больных. Этим явлением заинтересовался Томас Барратт – известный норвежский методистский (методизм — одно из направлений протестантизма) проповедник. Он занялся распространением данного учения в странах Европы. В том числе в России, где он в 1911 году посетил с миссионерским визитом Петербург.

В 30-х годах ХХ века британский религиозный деятель Смит Вигглсворт утверждал, что ему пришло откровение. В нём указывалось на необходимость проповеди в традиционных церквях методистов и других христианских конфессий. Это объединение пятидесятников и христианских Церквей дало толчок к появлению харизматического движения.

С конца 70-х годов появилось неопятидесятничество, в основе которого лежит «теория процветания”. Её сформулировал американский харизматический проповедник Кеннет Хейгин, основавшего религиозное движение «Слово веры”. Согласно его взглядам, по воле Божией человек должен быть здоровым, успешным и процветающим. В свою очередь, болезнь и бедность являются следствием греха и свидетельством нарушения человеком заповеди и постигшего его Божьего наказания. Стоит отметить, что не все так называемые церкви современного неопятидесятничества разделяют такой радикальный взгляд.

Особенности вероучения пятидесятников

Главной религиозной идеей секты пятидесятников считается крещение Святым Духом. Под этим подразумеваются различные эмоциональные переживания или состояние транса, в момент которого, по их мнению, сходит Святой Дух). Пятидесятники приравнивают крещение Святым Духом к событию, произошедшему с апостолами на пятидесятый день после воскресения Иисуса Христа. Тогда Дух Святой сошел на них и они стали проповедовать на разных языках. Этот день называется Пятидесятницей, отсюда и произошло название религиозного течения «пятидесятничество”.

Протестанты-пятидесятники считают, что получают внешние проявленияКрещения Святым Духом. Это дар разговора на иных языках (выглядит это как выговаривание неизвестных говорящему и окружающим звуков). А также , в более редких случаях, дар исцеления и дар пророчества.

Самой характерной чертой пятидесятников является глоссолалия. В переводе с греческого языка глосса – «язык” и лалео – «говорю” или, как они ее называю, «молитва на языках”. По сути это полусознательное бормотание различных звуков, которое сопровождается своеобразными действиями. Люди катаются по полу, трясутся, входят в состояние транса. Так якобы проявляется на людях сошествие Святого Духа.

Во всех остальных аспектах пятидесятники придерживаются протестантских догматов. Главной и единственной книгой Священного Писания у них считается Библия. Священное Предание Православия и Католицизма они считают ересью и ложью. Особое внимание пятидесятники посвящают теме Второго Пришествия и конца света. В воскресные дни совершаются молитвенные собрания.

Из-за отсутствия единого управленческого центра, существенно различаются обряды и толкования вероучения в различных церквях пятидесятников.

Пятидесятники это не православные

Одним из главных отличий православных христиан от пятидесятников является Таинство Причастия. У пятидесятников существует лишь так называемое хлебопреломление, которое проводится в первое воскресенье месяца в память о Тайной Вечере. Таинством это действо не является. Для православного христианина Причастие – это важнейшее Таинство, без которого духовная жизнь и спасение души невозможны.

Пятидесятники не признают почитания святых и иконопочитание, считая такие проявления религиозного поклонения идолопоклонством.

Православные христиане с почтением относятся к иконам как к изображению образа Бога, Богородицы и святых угодников. И молятся не материальному предмету (иконе), а молятся перед образом святого. Догмат иконопочитания подчеркивает, что чествование икон и поклонение им (в смысле поклона, внешнего знака почтения, а не служения, «приличествующего одному только Божескому естеству») относится не к самому изображению. И, тем более, не к материалу, из которого оно изготовлено, а к изображенному лицу (первообразу), следовательно, не имеет характера идолопоклонства. Иконопочитание возможно по причине Воплощения Бога-Слова, Иисуса Христа, изображаемого по человеческой природе, от которой в Его единой ипостаси неотделима природа Божественная. В соответствии с определением «Честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу”.

Пятидесятники не крестят младенцев, но приносят для благословения на воскресные собрания. Православные христиане принимают крещение в любом возрасте, в том числе во младенчестве, и крестят по вере родителей ребенка.

Огромная разница между пятидесятниками и православными заключается в совершении богослужений. У первых богослужения как такового не существует. Молитвенное собрание сопровождается различными действиями, при которых присутствующий на нем человек впадает в состояние, схожее с трансом. Православное богослужение – Литургия, во время которой совершается важнейшее Таинство – Причастие Тела и Крови Иисуса Христа.

Являются ли пятидесятники сектантами

По мнению Православной Церкви пятидесятничество относится к харизматическим сектам, не имеющим + отношения к христианству. Александр Дворкин, исследователь современного сектантства, считает пятидесятничество опасной сектой, способной своими обрядами навредить психическому здоровью человека.

По мнению священника Русской Православной Церкви Олега Стеняева: «Следует отличать протестантов от неопротестантов. Протестанты – это лютеране, это англикане. Все остальное – это секты. Сам термин «секта» был введен Мартином Лютером. В предисловии своего толкования на Послание к Галатам он пишет:

«Сектанты – анабаптисты. Они не научены в вере, никто не посылал их на проповедь, а сказано: «Как проповедовать, если не посланы?”» Так что, если современные сектанты оскорбятся по поводу этого названия, пусть посмотрят на определение, которое дал им основатель протестантизма и, косвенно, неопротестантизма Мартин Лютер”. (Из расшифровки видеозаписи мастер-класса 16 октября 2013 г. по общению с сектантами).