Пятикнижие моисеево

На самом деле ведь опросник Пруста, чтобы вы понимали, о чем идет речь: в конце XIX века, в 90-х годах, очень была такая популярная вещь, чтобы люди отвечали на разные вопросы. И Марсель Пруст впервые ответил на эти вопросы, когда ему было шестнадцать лет, и он так интересно ответил, непохоже ни на кого, что это на всех произвело сильное впечатление. Он ответил вторично, через десять лет, когда ему уже было двадцать пять.

Поэтому опросник Пруста – это ответы Пруста, не вопросы, а ответы Пруста на определенные вопросы, кажется, их тридцать пять. Конечно, я задаю… во-первых, он вопросов не задавал, но некоторые мои вопросы из этого опросника, но далеко не все.

Я спрашиваю у гостей программы о литературных героях, ну иногда задаю этот вопрос: «Есть ли у вас литературные герои» и т.д., и у меня тут молодой человек спросил, какие пять книг, я считаю, категорически необходимо всем прочитать. Вы понимаете, это тяжелый вопрос, потому что, конечно, не пять, а гораздо больше, но я попробую ответить и, разумеется, это абсолютно субъективная оценка.

Во-первых библию, Ветхий завет и Новый завет. Вы знаете, что я не религиозный человек, я много раз говорил, что я атеист. Но это памятник истории, культуры колоссальный совершенно. И для того, чтобы понимать, откуда мы родом, «откуда ноги растут», обязательно надо читать библию. Не с точки зрения того, что верую или не верую, с точки зрения просто понимания, что это есть основа всей европейской культуры. Россия в этом смысле европейская, потому что она христианская страна, христианство – это явление европейское. Это первая книга.

Вторая, я бы сказал, что все-таки «Братья Карамазовы». Я не могу вам передать, что это за величайшее произведение. Я в первый раз ее прочитал, мне было лет двадцать с чем то, потом я ее перечитал лет пять по-моему назад. И я понял, что тогда ничего не понимал.

Вообще, Достоевский представляется мне ужасным человеком, потому что он так разбирался в наших отрицательных чертах, он так понимал, какие мы мерзкие часто, что он сам должен был быть очень мерзким. Но это не важно, он великий, гениальный писатель.

Третья книга, наверное, что-то из Шекспира. Может быть, Гамлет, опять же это просто поразительная совершенно вещь. Или «Король лир», что-то вот такое.

Четвертая, если все-таки говорить о русских книгах или хотя бы о россиянах, то конечно – Пушкин. Вот что из Пушкина, я не знаю. Я так люблю Пушкина… вот его тоже хотел бы интервьюировать, думаю, мы бы с ним славно поговорили. Хотя он был сложным человеком и малоприятным порой, наверное, он терпеть не мог дураков – это правда. А вот что? Ну, «Евгений Онегин» наверное.

И ведь это мы все проходим в школе, я очень «люблю» слово – проходим, проходим мимо. А так если вдуматься… я вам как переводчик могу сказать, ведь как он писал? Проще некуда, ведь это невозможно перевести именно потому, что – просто:

«Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет тебя!»

Ну, это вообще надо же такое сочинить. Кстати говоря, может быть, вы не все знаете, что в то время слова «Он уважать себя заставил» значат, что он умер. То есть русский язык – меняется.

И кстати великий, ну или, скажем так – очень крупный писатель Владимир Набоков перевел «Евгения Онегина» на английский язык – ужасно. Но он написал комментарии – потрясающие, где он растолковывает, что то или иное значит. И это переведено на русский язык, я вам очень советую почитать.

И пятая, наверное, что-нибудь из древних греков. Все-таки вы знаете, поразительная вещь, смотришь сегодня например пьесу «Медея», написано две с чем-то тысячи лет назад. Смотришь и понимаешь: мы не изменились вообще, вот какие мы были, такие мы и есть. Ревность, страсть, любовь, ненависть, алчность – все.

*Из выступления Владимира Познера на Московской международной книжной выставке-ярмарке

При использовании текста активная ссылка на сайт «Познер Online” обязательна!

Пятикнижие, пятикнижие моисея, книги пятикнижия, пятикнижие моисеево, первая книга пятикнижия, вторая книга пятикнижия, третья книга пятикнижия, четвертая книга пятикнижия, пятая книга пятикнижия, документальная гипотеза

Пятикнижие Моисеево — первые пять книг Еврейской и христианской Библии (Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие). Согласно еврейской традиции эти пять книг именуются Тора (учение, закон).

История, рассказанная в Пятикнижии.

Единство Пятикнижия исходит из единства истории, рассказанной в пяти книгах. Бог творит мир и рай для человека, человек съедает плод с дерева познания, за что Бог изгоняет его из рая, но благословляет его потомство. Человеческая раса растет, владения человека расширяются, однако его дурное поведение провоцирует Бога послать Великий Потоп, чтобы стереть с лица земли всех грешников, кроме праведного Ноя с семьей. После потопа, мир вновь населяется потомками трех сыновей Ноя — Хама, Сима и Иафета. От них произошли все народы цивилизованного мира. Потомок Ноя Авраам получает обетование от Господа – землю Ханаанскую. Несмотря на все испытания, сын Авраама Исаак получает право собственности на Ханаанские земли. Потомок его Иаков становится отцом двенадцати сыновей (из-за чего его впоследствии называют «Исраэль”).

Это история в целом, давайте рассмотрим ее развитие по книгам.

Первая книга Пятикнижия.

Первая книга Пятикнижия Моисея — БЫТИЕ. Здесь описаны:

История сотворения мира

История сотворения человека

История Адама и Евы

История Каина и Авеля

История Великого Потопа

Вавилонское столпотворение

История Авраама

Историюя жертвоприношения Исаака

Историю Исаака и Ревекки

Содом и Гоморра

История Лота и его дочерей

Вторая книга Пятикнижия

Вторая книга Пятикнижия – Книга Исход. Здесь описаны:

10 казней Египетских

Странствия Моисея и Исход из Египта

История о Манне небесной

10 заповедей

Третья книга Пятикнижия

Третья книга Пятикнижия – Книга Левит. Здесь описаны:

Постройка Скинии в первый день первого месяца во втором году освобождения израильтян из египетского рабства

Приказ Бога Моисею провести перепись населения «в первый день второго месяца, во второй год по выходе их из земли Египетской»

Четвертая книга Пятикнижия

Четвертая книга Пятикнижия – Книга Числа.

Пятая книга Пятикнижия

Пятая книга Пятикнижия – Книга Второзаконие.

Кто и когда написал Пятикнижие?

Вплоть до семнадцатого века, практически единогласный ответ иудеев и христиан на данный вопрос был «Моисей”. Моисей написал Пятикнижие, так говорит Давид в Псалтири, и никто не смел в этом сомневаться, хотя уже тогда многие замечали нестыковки и дубли в повествовании. Долгое время все объяснялось теорией боговдохновения: Бог вдохновил Моисея, и он писал словами Бога. Однако, если посмотреть на конец Пятикнижия, то мы увидим, что Книга Второзаконие заканчивается описанием смерти Моисея. Как Моисей смог бы описать собственную смерть? Данное несоответствие обычно объясняли одним из вариантов:

  • Моисей описал собственную смерть под диктовку Бога,
  • Последние строки Пятикнижия Были описаны Иисусом Навином.

С подъемом исторической критики, ученые стали использовать дубли и несоответствия в тексте в качестве аргумента того, что Пятикнижие имеет нескольких авторов.

К концу девятнадцатого века, ведущей теорией авторства Пятикнижия была следующая: Пятикнижие было записано в эпоху судей (ок. 1220-1020 до н. э.) по устной традиции.

На сегодняшний день основной версией происхождения является версия 4 источников (ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ВЕРСИЯ), которые были сведены во едино и подверглись нескольким (как минимум трем) редакциям. В пользу данной точки зрения свидетельствуют следующие аргументы:

  • Наличие повторений – их в Пятикнижии более 25. Повторения иногда противоречивы в деталях, иногда версии дополняют друг друга.
  • Различная терминология в разных книгах и частях книг.
  • Различие в теологической концепции просматривается на протяжении всех 5 книг.

Документальная гипотеза происхождения Пятикнижия.

Согласно данной гипотезе, Пятикнижие Моисеево было написано исходя из 4 источников:

  • Яхвист
  • Элогист / Элохист
  • Второзаконие
  • Жреческий кодекс

Давайте рассмотрим источники Пятикнижия и их особенности.

ЯХВИСТ или источник J — древнейшая часть Пятикнижия. Яхвист датируется IX—X веком до н. э. Название источник получил от имени Бога Яхве. Для Яхвиста характерно:

  • Бог – антропоморфен физически и духовно,
  • Положительное отношение к Иудейскому Царству и критика других колен Израиля,
  • Много заимствований из вавилонского эпоса о Гильгамеше

Именно яхвист дает нам истории о Творении Мира и Человека, о грехопадении, о Каине и Авеле, а также о Вавилонской Башне. Яхвист также содержит детали Великого Потопа и Исхода из Египта.

ЭЛОХИСТ или источник Е — его название происходит от слова Элохим, термина, используемого в иврите и Ханаанейских языках для именования Бога. Источник принято датировать концом IX до н.э. История источника Элохист начинается, по-видимому, с истории Авраама. Более того, считается, что согласно данному источнику, Авраам принес Исаака в жертву, а вмешательство ангела стало результатом более поздней редакции уже после того, как перестали практиковаться человеческие жертвоприношения.

Для Элохиста характерно:

  • Абстрактное представление о Боге,
  • Положительное отношение к Северному Царству,
  • Большая роль ангелов

Элохист дает более подробный и детальный рассказ об исходе из Египта, нежели Яхвист.

ВТОРОЗАКОНИЕ. Авторство книги приписывается иерусалимскому духовенству. Эта книга рассматривается, как целое и неделимое, в отличие от четырех других книг Пятикнижия Моисеева. Весьма вероятно, что Второзаконие датируется XIV-XIII вв. до н. э. Второзаконие выделяется из всего Пятикнижия и стилем, и содержанием, и жанром, представляя собой скорее проповедь, нежели рассказ.

ЖРЕЧЕСКИЙ КОДЕКС. Жреческий кодекс включает в себя генеалогические списки, описание заключение Заветов Бога с Ноем и Авраамом. Он же стал основой книги Левит.

Особенности Жреческого Кодекса:

  • Бог – антропоморфен.
  • Основное внимание здесь отводится культу.

Считается, что источники были объединены воедино после падения Северного Царства. Второзаконие было добавлено несколько позже.

Однако, следует сказать, что документальная гипотеза на сегодняшний день также подвергается критике. Ученые говорят, что данный подход сильно упрощает ситуацию, что источников и редакций Пятикнижия Моисея было намного больше.

Традиционный иудаизм и сегодня отрицает наличие нескольких источников Пятикнижия Моисея. Иудеи воспринимают текст Пятикнижия как единый и неделимый.

Личность Моисея в Пятикнижии.

С еврейской точки зрения, доминирующей фигурой Пятикнижия является Моисей. Авраам также играет важную роль, однако даже его личность не может конкурировать с Моисеем. Хотя Моисей родился в обычной еврейской семье, воспитывался он дочерью фараона и получил образование, достойное дома фараона. Забота Моисея о своем народе в более поздний период его жизни привело к его изгнанию из Египта. После 40 лет скитания по пустыне Мадиамской, он говорил с Богом и предстал в роли пророка. Причем он был пророком особого толка. Бог говорил не через него, но с ним, лицом к лицу.

Важны в пророческой роли Моисея были «знамения и чудеса», которые Господь совершил через него, сначала в Египте, а затем в пустыне. Пророк также был человеком молитвы, ходатайствующим от имени других лиц. Заступничество Моисея от имени Израиля наглядно демонстрирует его роль как посредника между Богом и Израилем. На горе Синай Моисей также сыграл важную роль в создание национального культа под руководством священников и левитов. Моисей совершил рукоположение священников, которые совершали предписанные жертвоприношения, необходимые согласно Левитского закона. Таким образом, прежде чем Аарон был утвержден в качестве верховного жреца, Моисей был первым священником Израиля.

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ ПЯТИКНИЖИЯ—ОТ БЫТИЯ ДО ВТОРОЗАКОНИЯ

Хронология является основой истории. Без понимания хронологии не может быть историчности. Установлении хронологических рамок событий, описанных в Пятикнижии, важно для понимания Истории Ветхого Завета.

Установление хронологических рамок Пятикнижия проблематично в абсолютном смысле, то есть в соотнесении определенного события с точным годом, однако библейских данных достаточно, чтобы соотнести временные рамки одного события с временными рамками другого, — это так называемая относительная хронология. Обычно, абсолютным ориентиром для Нового Завета считается рождение Христа.

В установлении абсолютного ориентира для Ветхого Завета, включая Пятикнижие, есть много проблем.

Источниками датировки считаются следующие:

  • Библейские повествования,
  • Археологические находки,
  • Астрономические наблюдения

Если соотносить современную хронологию, с описанными в Пятикнижии событиями, можно получить следующую хронологию основных событий:

  • Сотворение первых людей – ок 4000 лет до н.э,
  • Великий Потоп – 2300 г. до н. э,
  • Рождение Авраама – около 2000 до н.э,
  • Жизнь Моисея — XVI—XII вв. до н. э.

Прообразы Христа в Пятикнижии

Определение основных богословских тем и акцентов является важным аспектом правильного понимания книг Библии. Эти темы являются производными для каждой книги Пятикнижия и представлены в анализе и синтезе этой книги. Существует, однако, один аспект темы, который мы можем проследить на протяжении Пятикнижия. Это тема духовных прообразов Христа.

Библейский тип может быть определен как историческая личность, объект, деятельность или событие, которое имеет, помимо своего исторического значения, божественно предполагаемое значение.

Ниже приводится краткое описание типов Христа или прообразов Христа в Пятикнижии.

АДАМ

Адам признается прообразом Христа. Адам является главой старого творения, Христос – нового творения. Через согрешение Адама, в результате, осуждение вынесено всем людям; посредством одного акта Христовой праведности оправдание получили все верующие.

МЕЛХИСЕДЕК

Мелхиседек (праведный царь Салимский) объявляется прообразом Христа в Послании к Евреям. Мелхиседек видится прообразом Христа как первосвященника.

ИСААК

Бог повелел Аврааму принести своего сына Исаака в жертву всесожжением. Если к данному факту добавить то, что Исаак родился благодаря чудесным обстоятельствам и являлся наследником всех обетований Божьих, то сходство его с Иисусом станет неоспоримым.

ИОСИФ

Иосиф символизирует в некотором смысле пришествия Христа. Иосиф, как и Христос, был отвергнут своими братьями. Как и Христос, Иосиф страдал от гонений и трудностей, прежде чем возвысится. Как и Христос, Иосиф пережил несколько уровней унижения превратившись из любимого сына в раба.

МОИСЕЙ

Моисей является прообразом Христа хотя бы уже потому, что он единственный, помимо Христа, исполнял функции пророка, священника и царя.

Тора на русском читать онлайн. Пятикнижие Моше.

Тора (Пятикнижие) — это откровение и наследие, данное Всевышним евреям и всему миру. Значение слова «Тора» — «наставлять», происходит от глагола «леорот». Путь к мудрости — это Тора. Читать и изучать Тору, значит становиться мудрым, получать наставления, практическое руководство к жизни.

Тора состоит из учения Всевышнего о морали, Его воззрение на падший мир. Цель Торы — наставить человека в праведности.

Тора была дана еврейскому народу на горе Синай; это событие означало рождение народа Израиля как нации, обладающей определенной целью. Поэтому Тору можно назвать конституцией еврейского народа. Но эта конституция составлена Йеговой, а не человеком.

Тора включает в себя Пятикнижие Моше:

  1. Берэйшит
  2. Шемот
  3. Ваикра
  4. Бемидбар
  5. Деварим

В пяти книгах Моше говорится о развитии еврейского народа от Сотворения Мира до смерти Моше, предшествовавшей вхождению евреев в Святую Землю.

Пятикнижие также содержит корни всех законов и основы мировоззрения иудаизма. Иудаизм является основанием для мира. На его учении сформировались две новые мировые религии – Христианство и Ислам.

Незнание Торы порождает превратное познание о Всевышнем, а так же о том, что для человечества является грехом.

На этом сайте каждый посетитель имеет возможность читать Тору онлайн, равно как и другие разделы ТаНаХ.

Недельный раздел Торы