Рай описание

Рай и его блага. Часть 2.

Далее мы предлагаем вам ознакомиться с описанием Рая и положением его обитателей, которое приводит имам Аль-Газали в своей книге «Мукашафат аль-кулюб»:

«Знай, что той обители, горе и печали которой известны, то есть Аду, противостоит другая; посмотри же, какие виды наслаждений и радостей есть в ней, ибо отдалившийся от одной из них непременно попадёт в другую.

Размышляй об ужасах Ада, и пусть по причине этого в твоём сердце растёт страх, и пусть оно наполняется страстным желанием попасть в Рай, для этого думай о вечном блаженстве, обещанном обитателям райских садов. Погоняй свой нафс кнутом страха и управляй им при помощи узды стремления, направляя ею на прямой путь, только тогда ты обретёшь великое благо и спасёшься от мучительного наказания.

Подумай об обитателях Рая, на чьих лицах будет блеск благоденствия. Поить их будут вином из запечатанных бутылей, они будут сидеть на седалищах из красного яхонта под укрытием из белого жемчуга и лежать, опершись, на ложах, установленных по берегам рек, в которых будут течь вино и мёд.

Их будут окружать юноши и мальчики, прислуживающие им, а также райские девы гурии, прекрасные и красивые, подобные яхонту и кораллам, которых не касался до этого ни человек, ни джинн. Они будут ходить по райским садам, а если одна из них вдруг нечаянно споткнётся, то её поддержат 70 тысяч юношей. Они будут одеты в удивительные одежды из белого шелка, а на голове у них будут корона, украшенная жемчугом и кораллами. Кокетливые, игривые, благоухающие, их никогда не постигнет старость и не коснётся печаль.

Потом и мужчинам, и женщинам разнесут в чашах, кувшинах и кубках вино, которое будет доставлять радость тем, кто пьёт его. Их будут обслуживать прислужники, подобные оберегаемому жемчугу, в воздаяние за то, что они совершали.

В безопасной обители, среди садов и родников, восседать они будут на почётных местах. Там они созерцают Щедрого Властелина, а на лицах их отразится блеск благоденствия. Не познают они там ни усталости, ни унижения, но будут там почитаемыми рабами и получат от своего Господа многочисленные дары.

И будут они пребывать вечно там, куда стремились их души. Там они не будут испытывать ни страха, ни печали, и не будут им страшны превратности судьбы. Там они будут наслаждаться и есть, пить из рек, в которых будут течь молоко, вино и прозрачная вода.

Земля в тех садах будет из серебра, а камни будут кораллами. Земля там будет мускусом, а растения – шафраном. На них прольётся дождь из розовой воды, прямо на холмы, поросшие шафрановыми деревьями.

Им поднесут кубки, и какие же это будут кубки! Отделанные жемчугом, яхонтом и кораллами. Кубки, наполненные вином из запечатанных бутылей, смешанным с водой из источника Сальсабиль.

И кубок этот будет ярко светиться – такими чистыми будут драгоценные камни на нём, и он будет так тонок и прозрачен, что содержимое его будет видно снаружи. Его делал не человек, ведь рука прислужника могла бы испортить работу; своим светом кубок будет соревноваться с солнцем, но солнце отнюдь не так прекрасно.

Удивительно, как человек, который верит в существование такого Дома и знает, что его обитатели никогда не умрут, что их никогда не коснутся беды и ветры перемен, может быть привязанным к Дому, который Всевышний связал с разрушением.

Как он может спокойно жить в нём? Клянусь Аллахом, если бы в Раю не было ничего, кроме здоровья, бессмертия и безопасности от голода, жажды и тому подобного, то лишь этого было бы достаточно, чтобы отвернуться от земной жизни, тяжёлой и преходящей.

А в том Доме люди будут блаженствующими царями, каждый день они будут наслаждаться и радоваться, у них будет всё, чего они пожелают, и каждый день, подойдя к Трону, они будут особым образом созерцать Всевышнего Аллаха. Увидев Его, они перестанут обращать внимание на другие радости райских садов. Их наслаждение будет длиться вечно, и не будет у них страха, что это когда-нибудь исчезнет».

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передал, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «В Раю воззовут: «О обитатели Рая! Пришло время, чтобы вы были здоровы и никогда не болели! Пришло время, чтобы вы жили вечно и никогда не умирали! Теперь вы всегда будете молоды и никогда не постареете! Теперь вы будете лишь наслаждаться и никогда не познаете печали!»».

Это и означают слова Всевышнего, Всемогущ Он и Велик:

وَنُودُوا أَنْ تِلْكُمُ الْجَنَّةُ أُورِثْتُمُوهَا بِمَا كُنْتُمْ تَعْمَلُونَ

(смысл): «Им будет возвещено: «Вот Рай, который вы унаследовали за то, что совершали»» (сура «Аль-А‘раф»: 43).

И если ты хочешь подробнее узнать о Рае, то читай Коран, ибо никто не сможет описать Рай лучше Всевышнего Аллаха. Прочти Его слова:

وَلِمَنْ خَافَ مَقَامَ رَبِّهِ جَنَّتَانِ

(смысл): «Тем же, кто боялся предстать перед своим Господом, уготованы два сада». (сура Ар-Рахман, аят 46) – до конца суры Ар-Рахман, а также прочти суру Аль-Ваки‘а и другие суры.

А если ты хочешь подробно узнать, как Рай описывается в хадисах, то изучай и их, а мы лишь подведём общий итог.

Что касается числа садов, то благородный Посланник Аллаха ﷺ сказал об аяте: «Тем же, кто боялся предстать перед своим Господом, уготованы два сада» следующее: «Два сада – из серебра сами они и посуда в них, и два сада – сами они и посуда в них из золота. И между взглядом людей и их Господом не будет ничего, кроме покрывала величия на Нём в саду Рая».

Потом посмотри на врата Рая, ибо число их равно числу основ и источников поклонения, как число врат Ада равно числу источников и основ непокорности Всевышнему.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Того, кто ради Аллаха содержал на свои деньги супружескую пару, позовут из всех врат Рая, а у Рая есть восемь врат. Тех, кто молился, позовут из врат молитвы; тех, кто постился, позовут из врат поста; дававших пожертвования позовут из врат пожертвования; сражавшихся на пути Аллаха позовут из врат джихада».

Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) сказал: «Клянусь Аллахом, для человека будет неважно, из каких врат его позовут, а будет ли кто-то, кого позовут из всех врат Рая одновременно?» Пророк ﷺ сказал: «Да. И я прошу Аллаха, чтобы ты был одним из таких людей».

От ‘Али (да будет доволен им Аллах) передали, что однажды он начал рассказывать об Аде и очень подробно описывал все его ужасы. Потом он сказал:

وَسِيقَ الَّذِينَ اتَّقَوْا رَبَّهُمْ إِلَى الْجَنَّةِ زُمَرًا ۖ

(смысл): «А тех, кто боялся своего Господа, толпами проводят в Рай». (сура Аз-Зумар: 73)

Они дойдут до одних райских врат, где увидят дерево, под которым будут бить два родника. Они направятся к одному из них, как им и было приказано, попьют из него, и вода эта очистит их внутренности от всего нечистого.

Потом они направятся к другому роднику и омоются в нём, после чего на них снизойдёт блеск благоденствия. После этого их волосы больше никогда не будут заменены другими и никогда не будут растрёпанными, а будут оставаться такими, как будто их смазали маслом. А когда они достигнут Рая, его хранители скажут им:

سَلَامٌ عَلَيْكُمْ طِبْتُمْ فَادْخُلُوهَا خَالِدِينَ

(смысл): «Мир вам! Вы были хорошими! Входите же сюда навечно». (сура Аз-Зумар: 73).

Потом их встретят юноши, так же, как в этом мире люди встречают любимого человека, возвращающегося из дальней дороги, со словами: «Радуйтесь! Аллах приготовил вам то-то и то-то из Своих щедрот!»

Он продолжил: «Потом один из тех юношей отправится к одной из супруг этих людей райских гурий и скажет ей: «Пришёл такой-то”, назвав его по имени, которым его звали в земной жизни. Она спросит: «Ты видел его?” Тот ответит: «Я видел его, и он идёт вслед за мной”. Радость охватит её, и она встанет у порога, чтобы встретить своего супруга. А он, дойдя до своего жилища, посмотрит на его фундамент и увидит, что он из жемчуга, а на нём будет стоять дворец, переливающийся жёлтым, красным, зелёным и другими цветами. Потом он поднимет голову, посмотрит на его крышу и увидит, что она светится ярко, как молния, и если бы не способность, данная ему Всевышним Аллахом, то он лишился бы зрения. Потом он опустит глаза и увидит своих жён:

وَزَرَابِيُّ مَبْثُوثَةٌ وَنَمَارِقُ مَصْفُوفَةٌ وَأَكْوَابٌ مَوْضُوعَةٌ فِيهَا سُرُرٌ مَرْفُوعَةٌ

(смысл): «Там воздвигнуты ложа, расставлены чаши, разложены подушки и разостланы ковры»». (сура Аль-Гашия: 13-16)

Потом он остановится и скажет:

وَقَالُوا الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي هَدَانَا لِهَٰذَا وَمَا كُنَّا لِنَهْتَدِيَ لَوْلَا أَنْ هَدَانَا اللَّهُ

(смысл): «Хвала Аллаху, который привёл нас к этому! Мы не последовали бы прямым путём, если бы Аллах не наставил нас». (сура Аль-А‘раф: 43)

Затем воззовут: «Вы будете жить вечно и никогда не умрёте! Вы будете находиться здесь всегда и никогда не покинете это место! Вы всегда будете здоровы и никогда не будете болеть!»

И сказал Посланник Аллаха ﷺ: «В День воскрешения я подойду к вратам Рая и постучусь в них. Хранитель спросит: «Кто ты?” Я отвечу: «Мухаммад”. Тогда он скажет: «Добро пожаловать! Мне было приказано не открывать никому до того, как придёшь ты”».

А сейчас посмотри на горницы в Раю и на то, как одни из них располагаются над другими, ибо в последней жизни различия между людьми проявляются сильнее всего. Как различаются люди во внешнем поклонении и в скрытых добродетелях, так же будут они различаться и в получаемом воздаянии.

И если ты хочешь оказаться на наивысших ступенях в Раю, то старайся быть самым усердным в поклонении Всевышнему Аллаху, ведь Создатель велел соревноваться в этом, сказав:

سَابِقُوا إِلَىٰ مَغْفِرَةٍ مِنْ رَبِّكُمْ

(смысл): «Стремитесь же, опережая друг друга, к прошению от вашего Господа». (сура Аль-Хадид: 21)

Также Всевышний сказал:

وَفِي ذَٰلِكَ فَلْيَتَنَافَسِ الْمُتَنَافِسُونَ

(смысл): «Пусть же ради этого состязаются состязающиеся». (сура Аль-Мутаффифина: 26)

Из книги «ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД В ИСЛАМЕ»

Количество врат Ада равно семи, что соответствует семи частям тела (глаза, уши, язык, живот, руки, ноги, половые органы)‚ совершая грехи которыми, человек может попасть в Ад. А количество врат Рая равно восьми, что также соответствует восьми частям тела (семь вышеназванных и восьмая – сердце), оберегаясь от грехов которых, можно удостоиться одного из уровней Рая.

Почему описания Рая рассказывают только о материальных удовольствиях?

Что ожидает верующих в Раю?

Что ожидает верующих в Раю?

Наверное, многим мусульманам случалось слышать такие вопросы или замечания от несведущих в исламе людей:

Почему все описания Рая, которые есть в исламских источниках, рассказывают только о разного рода материальных удовольствиях — вкусной еде и напитках, красивых девушках — женах праведников и тому подобном? А где же какие-то духовные блага и удовольствия для души? Неужели человеку следует желать Рая только ради того, чтобы хорошо поесть, красиво одеться и жениться на прекрасных женщинах?

Давайте попробуем разобраться в этом.

Описания Рая находятся во многих местах Священного Корана. Действительно, на первый взгляд, кажется, что Рай – это место, подобное прекрасному саду, где растут сады и текут реки, где верующие будут сидеть на ложах в красивой одежде в окружении прекрасных женщин и вкушать самые лучшие яства и напитки:

«Там есть источник текущий. Там ложа воздвигнуты, и чаши расставлены, и подушки разложены, и (мягчайшие) ковры разостланы» (88:12-16).

«Для них (уготованы) (райские) сады Эдема, где под ними текут реки. Их украсят там браслетами из золота и облекутся они в зелёные одеяния из атласа и парчи, (возлежа) облокотившись там на ложах. Как прекрасна (эта) награда, и какое хорошее прибежище (Рай)» (18:31).

«Образ сада, который обещан (Аллахом) остерегавшимся (ослушания Его): там – реки из воды, не портящейся, и реки из молока, вкус которого не меняется, и реки из вина, приятного для пьющих, и реки из меду очищенного. И для них там всякие плоды и прощение от их Господа» (47:15).

«Поистине, для остерегавшихся (наказания Аллаха) (будет) место спасения (спасение от адского огня). (райские) сады и виноградники, и полногрудые сверстницы , и кубок полный» (78:31-34).

Однако удовольствия Рая вовсе не ограничиваются только материальными вещами. Нам ниспослано, что обитатели Рая будут наслаждаться общением друг с другом, там не будет злобы, зависти или ненависти, а только мир и радость:

«И Мы изъяли всё, что было у них в груди из злобы. Они, как братья, будут лежать на ложах, обратившись лицом друг к другу» (15:47).

«Входите вы вместе со своими женами, переполняемые радостью» (43:70).

«Они не услышат там пустословия и обвинений во лжи» (Коран, 88:11).

«Там они будут взывать: «Безупречен Ты, Аллах!” Там их приветствием будет слово: «Мир!” А их молитвы будут завершаться словами: «Хвала Аллаху, Господу миров!”» (10:10).

«Они не услышат там ни пустословия, ни греховных речей, а только слова: «Мир! Мир!» (56:25-26).

«Сердца их (жителей рая) едины, словно сердце одного человека, не будет между ними ни взаимной вражды, ни зависти» (Сборники хадисов Бухари и Муслим).

И самым большим наслаждением Рая будет возможность лицезреть Самого Всевышнего Аллаха. Об этом тоже не один раз говорится в Коране и пророческих хадисах:

«Их лица в тот день будут прекрасными, и будут они взирать на своего Господа» (Коран, 39:73).

«Некоторые люди, придя к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение), спросили: «Увидим ли мы своего Господа в День Воскрешения?». Посланник Аллаха (мир ему и благословение) спросил у них: «Испытываете ли вы какие-либо трудности в том, чтобы в безоблачную ночь видеть полную луну?». Сподвижники ответили: «Нет».

Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение) спросил: «Хорошо. Испытываете ли вы трудности в том, чтобы в безоблачный день видеть солнце?». Они ответили: «Нет». Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Точно так же и в день воскресения вы увидите своего Господа» (Бухари, Муслим, 299).

«Сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда обитатели Рая войдут в Рай, спросит их Аллах (Свят Он и Возвышен):

— Хотите ли вы, чтобы Я добавил вам чего-либо (к вашему блаженству)?

И скажут жители Рая:

— Разве не сделал Ты лица наши светлыми? Разве не поселил нас в Раю? Разве не спас Ты нас от адского пламени?

И тогда Он снимет Покров (между Собой и людьми), и не будет среди данных Им даров ничего любимей для них (обитателей рая), чем созерцание своего Господа (Велик Он и Славен)» (Муслим).

Следует также понимать, что Рай – это место, где каждый человек получит то, чего он больше всего желал и к чему стремился (из дозволенных вещей). Все описания Рая, которые у нас есть, дают лишь приблизительное понятие о том, что будет там на самом деле, никакие человеческие слова не в силах точно передать его красоту и его блага:

«И в нём (будет) то, что пожелают души и чем услаждаются очи. И вы в нём пребудете вечно!» (Коран, 43:71).

«Для праведных рабов моих Я приготовил такие блага, которые никогда не видели их глаза, не слышали их уши, и не имели их помыслы и мечты» (Бухари, Муслим).

Но кто-то, возможно, скажет – но все-таки почему в описаниях Рая столько говорится о материальных вещах, к чему все эти описания садов, ковров, подушек, красивых одежд, прекрасных женщин?

Здесь нужно иметь в виду такой момент. Послание ислама было обращено к людям, жившим в жестокой нужде и лишениях. Жизнь людей на Аравийском полуострове, где обитали Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники была далека от тех удобств и комфорта, которые нам сейчас кажутся естественными.

Домами им чаще всего служили хижины из пальмовых листьев или шатры из шкур животных. И даже если это был деревянный или каменный дом, в нем было жарко днем и холодно ночью.

Если женщине нужна была вода, она шла к колодцу или источнику за водой с тяжелым кувшином или бурдюком (кожаным мешком) на плечах. Чтобы испечь хлеб, нужно было вручную молоть зерно на мельнице – зерна помещались между двумя каменными жерновами, верхний из которых долго вращали, чтобы перетереть их в муку. Чтобы достать молоко, нужно было самой подоить козу или иное домашнее животное.

Передается, что дочка Пророка (мир ему и благословение Аллаха) Фатима очень страдала от домашней работы – от перетирания муки на руках у нее были мозоли, от ношения кувшинов с водой болели плечи, ее одежда становилась грязной от работы по дому.

Не говоря уж о том, что и пища у людей была чрезвычайно скудная – финики, вода, иногда молоко, лепешки из муки, какая-то похлебка из муки и масла. Супруга Пророка (мир ему и благословение Аллаха) Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: «Бывало, что проходили месяцы, один за другим, а мы не разводили в печи огонь (поскольку не из чего было варить горячую пищу)».

Мужчины тоже несли свою долю тягот – им приходилось проводить дни и недели в военных походах (поскольку у молодого мусульманского государства было много врагов), где они спали на голой земле и жили впроголодь, терпели усталость и боль от ран.

И теперь представьте себе, какой радостью для измученных подобной жизнью людей звучали обещания, что после смерти они попадут в прекрасный сад, где будет вдоволь самой вкусной пищи и напитков, они не будут страдать от голода и жажды, от ночного холода и дневной жары; будут наслаждаться отдыхом в тени деревьев и общением с близкими людьми.

И сколько еще в мире людей, которые за всю жизнь никогда не ели досыта, страдали от тяжелой работы, от мучительных неизлечимых болезней или инвалидности, от жестокости людей, от насилия, кто-то из них так не смог узнать семейное счастье, был одиноким – все они мечтали о том, что, возможно, после смерти, в другой жизни, у них будет красивый дом, вкусная еда, любящие супруги. Для них подобный образ Рая вовсе не выглядит слишком приземленным и материальным – как, возможно, кажется кому-то из нас.

И последнее, о чем стоит упомянуть. Действительно ли мусульмане всегда поклонялись Всевышнему только ради чувственных, материальных благ Рая, а не из любви к Аллаху и желания быть с Ним в вечности?

Первые мусульмане, как мы уже упомянули, испытали в своей земной жизни множество трудностей и лишений, поэтому для них был важен материальный аспект Рая. Да и сейчас большинство мусульман в мире живет не в самых лучших условиях. Зная об этом, Всевышний говорит в Коране о разных физических удовольствиях Рая — упоминая, однако, и о духовных радостях.

Но среди мусульман всех веков было множество праведников, которые сознательно пренебрегали материальными благами из любви к Аллаху, и высшей радостью для которых было Его довольство.

Рабия аль-Адавия (праведная женщина первых веков ислама) говорила: «О, Господь мой, если я поклоняюсь Тебе из страха перед Адом, сожги меня там, если же я поклоняюсь Тебе в надежде на Рай, не пускай меня туда, но если я поклоняюсь Тебе только ради Тебя самого, не лишай меня Тебя!»

«Один мудрый правитель сказал: «Я стесняюсь поклоняться Аллаху только лишь желая в награду Рай, потому что тогда я буду как плохой наемный работник – если платят – работает, если нет – не работает. Я стесняюсь поклоняться Ему только лишь по причине страха перед Адом, потому что тогда я буду как плохой раб, который работает, когда его пугают наказанием, а если не пугают, то не работает. И поистине, любовь к Нему побуждает меня к тому, к чему не побуждает меня ничто другое» (Из книги Ибн Раджаба «Тахвифу мин ан-Нар»).

Также нам всем следует иметь в виду – пребывание в Раю еще необходимо заслужить. Недаром в Коране и хадисах перечисляются как блага Рая, предназначенные для праведников, так и наказания Ада, которые ожидают грешников, непокорных Всевышнему. Поэтому исламские ученые всегда говорили, что мусульманам следует находиться между страхом и надеждой – надеясь на милость Аллаха в Раю, не забывать о Его наказаниях.

И если после окончания нашей земной жизни нам скажут: «О, душа, обретшая покой! Вернись к своему Господу удовлетворенной и снискавшей довольство. Войди в число Моих рабов, войди в Мой Рай» (89:27-30), то в Раю мы сможем насладиться всем, к чему стремилась душа, и никто там не будет чувствовать себя обделенным и обиженным.

И пусть Всевышний Аллах поможет всем нам встретиться в Раю и насладиться его благами. Амин.

Анна (Муслима) Кобулова